Поиск

МБР «Тополь-М»: история и ТТХ

Разработка

Работы по созданию нового комплекса начались в середине 1980-х годов. Постановление Военно-промышленной комиссии от 9 сентября 1989 года предписывало создать два ракетных комплекса (стационарный и мобильный) и универсальную твердотопливную трёхступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету для них. Эта опытно-конструкторская работа получила название «Универсал», разрабатываемый комплекс — обозначение РТ-2ПМ2. Разработка комплекса велась совместно Московским институтом теплотехники и Днепропетровским КБ «Южное».

Ракета должна была быть унифицирована для обоих типов комплексов, но в первоначальном проекте предполагалось различие в системе разведения боевого блока. Боевая ступень для ракеты шахтного базирования должна была оснащаться ЖРД на перспективном монотопливе «Пронит» на основе динитрата пропиленгликоля (англ.)русск.. Для подвижного комплекса МИТ разрабатывал двигательную установку на твёрдом топливе. Существовали и различия в транспортно-пусковом контейнере. Для подвижного комплекса он должен был изготавливаться из стеклопластика. Для стационарного — из металла, с креплением на нём ряда систем наземного оборудования. Поэтому ракета для подвижного комплекса получила индекс 15Ж55, а для стационарного — 15Ж65.

В марте 1992 года было принято решение разработать на базе наработок по программе «Универсал» комплекс «Тополь-М» (в апреле «Южное» прекратило своё участие в работах по комплексу). Указом Бориса Ельцина от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения — с двигательной установкой боевой ступени на твёрдом топливе.

Испытания ракеты начались в 1994 году. Первый пуск был проведён из шахтной пусковой установки на космодроме Плесецк 20 декабря 1994 года. В 1997 году, после четырёх успешных пусков начато серийное производство этих ракет. Акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М» был утверждён Госкомиссией 28 апреля 2000 года, а Указ Президента РФ о принятии БРК на вооружение был подписан Владимиром Путиным летом 2000 года, после чего на лётные испытания вышел подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) на базе восьмиосного шасси МЗКТ-79221. Первый пуск с мобильной ПУ был осуществлён 27 сентября 2000 года.

Задействованные структуры

В разработке и производстве боевых и учебных средств комплексов «Тополь-М» были задействованы следующие структуры:

  • Ракета — ЗАО «НТЦ «Комплекс-МИТ», Москва (разработка);ОАО «Воткинский завод», Воткинск, Удмуртская Республика (производство);
  • Система управления — ФГУП «НПЦ автоматики и приборостроения им. академика Н. А. Пилюгина», Зюзино, Москва (разработка); ОАО «ЛОМО», Санкт-Петербург (разработка/производство);
  • Головная часть и боевые блоки — РФЯЦ «ВНИИЭФ», Саров, Нижегородская обл. (разработка/производство);
  • Приводы — ГУП «ВНИИ «Сигнал», Ковров, Владимирская обл. (разработка); ОАО «ПО «Завод им. А.В. Ухтомского», Люберцы, Московская обл. (производство);
  • Пусковая установка и машина обеспечения — ФГУП «ЦКБ «Титан» (разработка) и ГП «ПО «Баррикады», Волгоград, Волгоградская обл. (производство);
  • Стартовый ракетный двигатель, базовые несущие конструкции (БНК) для ракет — ФЦДТ «Союз», Дзержинский, Московская обл. (разработка);
  • Шахтные пусковые установки — ФГУП «ОКБ «Вымпел», Москва (разработка, создание и переоборудование имеющихся под новые ракеты);ОАО «ГОЗ», Санкт-Петербург (производство конструкций);
  • Контейнер из композитных материалов — ОАО «ЦНИИ Спецмашиностроения», Хотьково, Московская обл.

Как усложнить задачу ПРО

Главное изменение, которое стало революционным во всем мировом баллистическом ракетостроении, касалось неопределенности и неоднозначности траектории ракеты на ее боевом курсе. Действие всех систем ПРО, уже созданных и только перспективных (находящихся на стадии проектной разработки и доводки), основано на принципе просчета упреждения. Это означает, что при фиксации пуска МБР по нескольким косвенным параметрам, в частности по электромагнитному импульсу, тепловому следу или другим объективным данным, запускается сложный механизм перехвата. При классической траектории вычислить положение снаряда, определив его скорость и место запуска, нетрудно, и можно заранее принять меры по его разрушению на каком-либо участке полета. Засечь запуск «Тополь-М» можно, в этом между ним и любой другой ракетой особой разницы нет. А вот дальше дела обстоят сложнее.

Тактико-технические характеристики комплекса РТ-2ПМ2 “Тополь-М”

Количество ступеней…………………..3Длина (с ГЧ)…………………..22,55 мДлина (без ГЧ)…………………..17,5 мДиаметр…………………..1,81 мСтартовая масса…………………..46,5 тЗабрасываемый вес…………………..1,2 тВид топлива…………………..твёрдое смесевоеМаксимальная дальность…………………..11000 кмТип головной части…………………..моноблочная, термоядерная, отделяемаяКоличество боевых блоков…………………..1 (+ ~20 ложных целей)Мощность заряда…………………..0,55 МтСистема управления…………………..автономная, инерциальная на базе БЦВКСпособ базирования…………………..шахтный и мобильныйИстория запусковСостояние…………………..действующаяМеста запуска…………………..1 ГИК «Плесецк»,Число запусков…………………..16 (успешных-15; неудачных-1)Принята на вооружение…………………..1997Первый запуск…………………..20 декабря 1994

Новые двигатели и материалы корпуса

Не только непредсказуемость траектории на активном участке делает удар нового оружия неотразимым, но и очень высокая скорость. «Тополь-М» на разных этапах полета приводится в движение тремя маршевыми двигателями и очень быстро набирает высоту. Твердое топливо представляет собой смесь, основой которой служит обычный алюминий. Разумеется, состав окислителя и другие тонкости по понятным причинам не разглашаются. Максимально облегчены корпуса ступеней, они выполнены из композитных материалов (органопластика) с использованием технологии непрерывного наматывания отвердевающих волокон сверхпрочного полимера («кокон»). Такое решение имеет двойной практический смысл. Во-первых, уменьшается вес ракеты «Тополь-М», характеристики ее разгона существенно улучшаются. Во-вторых, пластиковую оболочку труднее засечь радарами, высокочастотные излучения от нее отражаются хуже, чем от металлической поверхности.

Для снижения вероятности уничтожения зарядов на конечном этапе боевого курса применяются многочисленные ложные цели, отличить которые от настоящих очень сложно.

Время работы без загрузки, уголь или пеллеты?

Заявлено, что котел на полной загрузке может работать до 10 часов. В реальности эта цифра чуть ниже и то если полностью загрузить топку углем. Но и 6-7 часов — очень даже неплохо.

Можно ли топить пеллетами — часто можно видеть на формах и такой вопрос от новых владельцев Тополей. Ответ тут очевиден — конечно можно, это сколько денег вы потратите впустую — очень много. В разы эффективнее и дешевле топить углем, причем углем даже низкого качества.

Можно закидывать огромные куски угля (главное, чтобы в топку влезли) и котел будет топить и топить. Сравните сами — тонна высококачественного угля стоит 3500 рублей, низкокачественного — 2-2.5 тысячи за тонну. Тонна пеллетов — аж 6500 рублей. Разница аж в 2 раза!

Источники

  • https://MilitaryArms.ru/boepripasy/rakety/mbr-topol-m/
  • https://WarBook.club/boepripasy/rakety/topol-m/
  • https://kotel-zota.ru/topol-m
  • https://remont-system.ru/kotly/obzor-kotla-zota-topol-m-s-polzovatelskimi-otzyvami
  • http://fb.ru/article/156034/topol-m-harakteristiki-mejkontinentalnyiy-raketnyiy-kompleks-topol-m-foto
  • http://kotel-kontur.ru/tverdotoplivny-e-kotly/kotel-zota-topol-m20-tverdotoplivnyj-kotel-na-ugle-i-drovah-otzyvy-naroda/

Примечания

  1. ↑ Стратегические ракетные комплексы наземного базирования / Под ред. Шевченко С. Н.. — М.: «Военный Парад», 2007. — С. 186—194. — ISBN 5-902975-12-3.
  2. ↑ . Ракетная техника. Дата обращения 17 сентября 2017.
  3. Николаев, Ю. М. Панин, С. Д.
    Соломонов, Ю. С.
    2 // Основы проектирования твердотопливных управляемых баллистических ракет. — МГТУ имени Н. Э Баумана, 1998.
  4. Самойлов Г. Е. и др. Гвардейская ордена Кутузова II-ой степени ракетная дивизия / Под общ. ред.: И. Р. Фазлетдинова. — Тейково: СТЭЛС-дизайн, 2008. — С. 41.
  5. Суворов А. В. Совершенствование метода оценки термической опасности высокоэнергетических веществ и выбор безопасных условий их производства и эксплуатации. Дис. … канд. техн. наук. — СПб. — 2018.
  6. , с. 41.
  7. , с. 61.
  8. , с. 191.
  9. , с. 163.
  10. , с. 448.
  11. , с. 42.
  12. , с. 43.
  13. , с. 465.
  14. , с. 403.
  15. , с. 57.
  16. ↑ . Информационно-новостная система «Ракетная техника» БГТУ. Дата обращения 18 января 2011.
  17. Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 68. — ISBN 5-93767-023-X.
  18. «Военно-промышленный курьер», № 16 (33), 2004 г.
  19. Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 70. — ISBN 5-93767-023-X.
  20. ↑ Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 72—73. — ISBN 5-93767-023-X.
  21. Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 77. — ISBN 5-93767-023-X.
  22. Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 84. — ISBN 5-93767-023-X.
  23.  (недоступная ссылка). Дата обращения 26 января 2008.
  24. Шишлин, Владимир . Интерфакс (10 апреля 2009). Дата обращения 21 декабря 2009.
  25. ↑ . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (16 декабря 2004). Дата обращения 6 января 2012.
  26. ↑ . Сайт “Стратегическое ядерное вооружение России” (3 апреля 2006). Дата обращения 6 января 2012.
  27. ↑ . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России». Дата обращения 6 января 2012.
  28. ↑ . Оф. сайт Минобороны России (5 января 2012). Дата обращения 6 января 2012.
  29. Андреев Д. . Газета «Красная звезда» (1 сентября 2011). Дата обращения 6 января 2012.
  30. Фролов Андрей.  . Журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии». Дата обращения 6 января 2012.
  31. . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (12 декабря 2004). Дата обращения 6 января 2012.
  32. . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (17 декабря 2005). Дата обращения 6 января 2012.
  33.  (недоступная ссылка). Дата обращения 23 сентября 2012.
  34. . ИС «Ракетная техника». Дата обращения 30 июня 2017.
  35. ↑ . Дата обращения 29 ноября 2013.
  36. Зарина Дзагоева. . Известия (30 сентября 2019). Дата обращения 1 октября 2019.
  37. . Эхо Москвы. Дата обращения 1 октября 2019.
  38. Ранее, для испытаний головных частей использовалась жидкостная ракета-носитель

История создания

Работы над созданием новой межконтинентальной баллистической ракеты с твердотопливными двигателями начались еще в середине 80-х годов. Этим проектом занимались Московский институт теплотехники и днепропетровское КБ «Южное». Перед конструкторами была поставлена задача создать универсальную ракету для стационарного и мобильного ракетного комплекса. Единственным отличием между ними являлся двигатель ступени разведения боевого блока: на ракетах шахтного базирования конструкторы планировали установить жидкостный двигатель, а на мобильных комплексах – твердотопливный.

В 1992 году КБ «Южное» прекратило участие в данных разработках и доведение «Тополя» полностью легло на плечи российской стороны. В начале 1993 года появился президентский указ, который регламентировал дальнейшие работы над ракетным комплексом, также давались гарантии дальнейшего финансирования. Головным предприятием по этому проекту был назначен МИТ.

Конструкторам нужно было разработать универсальную ракету, пригодную для различных видов базирования, с высокой точностью, дальностью полета, способной преодолеть систему противоракетной обороны противника.

«Тополь-М» создавался как модернизация советского ракетного комплекса «Тополь». При этом Договор СВН-1 четко определял, что именно считать модернизацией и какие характеристики комплекса должны быть изменены. Новая баллистическая ракета должна была отличаться по одной из следующих характеристик:

  • количеством ступеней;
  • видом топлива хотя бы одной из ступеней;
  • длиной ракеты или длиной первой ступени;
  • диаметром первой ступени;
  • массой, которую ракета могла забрасывать;
  • стартовой массой.

Исходя из вышесказанного, становится понятно, что конструкторы ракетного комплекса были изначально сильно ограничены. Поэтому тактико-технические характеристики (ТТХ) ракеты «Тополь-М» не могли серьезно отличаться от своего предшественника. Основными отличиями стали особенности полета ракеты и ее способность к преодолению вражеской системы ПРО.

Усовершенствованные твердотопливные двигатели трех ступеней ракеты позволили значительно сократить продолжительность активного участка полета ракеты, чем была серьезно понижена вероятность ее поражения противоракетными системами противника. Система наведения ракеты гораздо более устойчива к электромагнитному излучению и другим факторам ядерного взрыва.

Государственные испытания начались в 1994 году. Был произведен запуск «Тополя-М» с космодрома Плесецк. Он был успешен. Затем были проведены еще несколько запусков, и в 1997 году началось серийное производство комплекса «Тополь-М». В 2000 году на вооружение был принят ракетный комплекс «Тополь-М» шахтного базирования, в том же году начались испытания и запуски мобильного комплекса.

Размещение «Тополя-М» шахтного базирования началось в 1997 году, в шахтах, которые ранее использовались для ракет УР-100Н. В конце 1998 года на боевое дежурство заступил первый ракетный полк. Мобильные комплексы «Тополь-М» стали массово поступать в войска в 2005 году, тогда же была принята новая государственная программа перевооружения, согласно которой до 2018 года Министерство обороны планировало закупить 69 новых МБР.

С 1994 по 2014 год было проведено шестнадцать запусков МБР «Тополь-М», из которых только один запуск был признан неудачным: ракета отклонилась от своего курса и была ликвидирована. Запуски производились и с установок шахтного базирования, и с мобильных ракетных комплексов.

В 2008 году было озвучено решение об установке на МБР «Тополь-М» разделяющихся боевых частей. Первые подобные ракеты начали поступать в войска в 2010 году. Годом раньше было объявлено об остановке производства мобильных комплексов «Тополь-М» и о начале работ над комплексом с более высокими характеристиками.

Подвижный комплекс и его колесница

Новизна мобильной установки, предназначенной для стрельбы из любой точки маршрута боевого патрулирования (позиционного района), заключается в так называемом неполном вывешивании контейнера. Эта техническая особенность предполагает возможность развертывания на любом грунте, включая мягкий. Также значительно улучшена маскировка, что затрудняет обнаружение комплекса всеми существующими средствами разведки, в том числе космическо-оптической и радиоэлектронной.

Подробно следует остановиться на транспортном средстве, предназначенном для перевозки и запуска ракеты «Тополь-М». Характеристики этой мощной машины вызывают восхищение специалистов. Она огромна – весит 120 тонн, но при этом очень маневренна, имеет высокую проходимость, надежность и скорость. Осей восемь, соответственно, шестнадцать колес высотой 1 м 60 см, все они ведущие. Восемнадцатиметровый радиус разворота обеспечивается тем, что все шесть (три передние и три задние) осей могут поворачиваться. Ширина пневматиков – 60 см. Высокий просвет между днищем и дорогой (он составляет почти полметра) обеспечивает беспрепятственное прохождение не только по пересеченной местности, но и вброд (с глубиной дна более метра). Удельное давление на грунт вдвое ниже, чем у любого грузовика.

Приводится в движение мобильная установка «Тополь-М» силовой 800-сильной дизель-турбо установкой ЯМЗ-847. Скорость на марше – до 45 км/ч, запас хода – не менее полутысячи километров.

Тактико-технические характеристики

Мобильность комплекса обеспечивается установкой на шасси мощного турбодизельного мотора. На тягаче применены пневматические шины размером 1600*600-685, позволяющие двигаться по бездорожью. Дополнительно установлена система регулировки давления.

Радиус поражения, км12000
Стартовая масса, т46,5
Скорость полета, км/сДо 7
Длинна ракеты с боевой частью, м22,6
Длинна ракеты без боевой части, м17,5
Диаметр корпуса max, м1,81
Вес ракеты в ТПУ, т76
Вес боевой части, т1,2
Диаметр вероятного отклонения, м150-200
ТопливоТвердая смесь
Боевая частьТермоядерный заряд
Мощность боевой части, т (тротил.эквивалент)550
ТягачМЗКТ-79221
двигательЯМЗ-847.10
Мощность двигателя, л.с.Мощность двигателя, л.с.
Грузоподъемность, т80
Масса, т44
Длинна, м22,7
Ширина, м22,7
Ширина, м3,4
Высота, м3,3
Дорожный просвет, мм475
Радиус поворота, м18
Преодолеваемый брод, м1,1
Запас хода, км500
Скорость max, км/ч45
Объем бака, л875

Система наведения ракеты обеспечивает поражение целей с небольшой погрешностью. А учитывая мощность боеголовки это отклонение можно не принимать в расчеты.

Работа котла Зота Тополь-М

В комплекте с каждым котлом Зота Тополь-М поставляется руководство по использованию. Но эти нехитрые агрегаты настолько просты, что им не нужны никакие инструкции. в здесь производится через верхнюю дверцу (по шахтному типу), что очень удобно. Подправить поленья в топке поможет шуровочная дверца на передней панели. Для контроля температуры предусмотрен простой термометр.

в для обычного горения осуществляется через шуровочную дверцу. Если же необходимо обеспечить длительное горение, закройте её и заложите дрова до самого верха через загрузочную дверцу в верхней части.

Запуск котла Зота Тополь-М производится следующим образом – укладываем дрова на колосниковую решётку, поджигаем, не забыв полностью открыть поддувало. Как только поленья разгорятся, подкладываем ещё порцию топлива. Помните, что топка должна быть заполнена дровами минимум на 15 см. Пока теплообменник не прогреется до температуры выше +60 градусов, на нём возможно образование конденсата.

Регулировка мощности в Зота Тополь-М осуществляется с помощью задвижки в дымоходе и заслонкой. Если используется механический тягорегулятор, установите на нём предел +60 градусов и дождитесь его достижения. Как только температура теплоносителя достигнет установленного показателя, выставьте такую длину цепочки, чтобы заслонка (она же поддувало) была приоткрыта на 2 мм. Теперь котёл сможет самостоятельно поддерживать заданную температуру, открывая или закрывая заслонку.

Обратите внимание, что котлы Зота Тополь-М нуждаются в периодической чистке – они засоряются сажей, которая не отличается теплопроводностью. Также необходимо чистить зольник и колосниковую решётку (особенно перед работой в режиме длительного горения)

Количество и качество

В пятидесятые годы руководство СССР главную ставку сделало не на дальние бомбардировщики, а на стратегические межконтинентальные ракеты, и, как показало время, такое решение было правильным. Удаленность американского континента перестала быть гарантией безопасности. Во время Карибского кризиса США превосходили Советский Союз по числу ядерных боеголовок, но гарантировать жизнь своим гражданам в случае войны с СССР президент Кеннеди не мог. По оценке экспертов выходило, что в случае глобального конфликта Америка формально одержит победу, но число жертв может превысить половину населения. Опираясь на эти данные, президент Дж. Ф. Кеннеди поумерил воинственный пыл, оставил Кубу в покое и пошел на другие уступки. Все, что происходило в последующие десятилетия в области стратегического противостояния, сводилось к соревнованию не просто возможности нанести всесокрушающий удар, но и избежать при этом возмездия или минимизировать его. Вопрос ставился не только о количестве бомб и ракет, но и о возможности перехватывать их.

Индексы ракетных комплексов РВСН

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)Индексы ракетных комплексов РВСН

Официальное названиеТипЗападное обозначениеКомплексСПУ / АПУРакетаРакета официальноПримечание
“Баргузин”БЖРК   15Ж83 (источник, источник)  
“Периметр-РЦ” / “Сирена” ПГРК 15П175 15Ю75 / 15Ж75 (источник) командная ракета на базе ПГРК “Тополь” и ракеты 15Ж58
РС-26 “Рубеж”ПГРКKY-26 / SS-X-31 15У194 (?)15Ж67 (источник) 2015 г. проходит испытанияМЗКТ-79291 (?)
РС-24 “Ярс-М”ОС15П165М1 (источник)15П765М1 (?)15Ж65М / 15Ж65М1 / 15Ж80 (источник)2012 г. (15Ж65М1)2016 г. (15Ж80)
РС-24 “Ярс”ОСSS-29SS-27 mod.3 SICKLE-С / STALIN15П165М15П765М15Ж65МРС-12М2Р 
РС-24 “Ярс-М” (?)ПГРК 15П155М1(источник)15У175М115Ж55М1 (?) 2012 г.
РС-24 “Ярс” / “Тополь-МР”ПГРКSS-29SS-27 mod.2 SICKLE-B / STALIN15П155М15У175М15Ж55МРС-12М2РМЗКТ-79221
“Скорость”ПГРК15П66615Ж66РСС-40
“Альбатрос”ОС 15П17015П770 ?15Ж70 ?  
РС-12М1 “Тополь-М”ПГРКSS-27 SICKLE-B / STALIN15П15515У17515Ж55РТ-2ПМ1 
РС-12М2 “Тополь-М”ОСSS-27 SICKLE-B | STALIN15П06515П16515П765, 15П765-18, 15П765-18М, 15П765-18Э, 15П765-30, 15П765-30П, 15П765-3515Ж65РТ-2ПМ2изначально – КБ “Южное”
“Целина”ПГРК 15П96215П162, 15П66215Ж62МИТ (источник)
РС-22А “Молодец”БЖРКSS-24 SCALPEL mоd.315П76115П96115Ж61РТ-23УТТХКБ “Южное”
РС-22БОСSS-24 SCALPEL mоd.215П060, 15П16015П760, 15П96015Ж60РТ-23УТТХКБ “Южное”
РСС-40 “Курьер”ПГРКSS-X-2615П15915У16015У160М15Ж59 МАЗ-7909МАЗ-7929
РС-12М “Тополь”ПГРКSS-25 SICKLE15П15815У16815Ж58РТ-2ПММАЗ-7917
РС-12М “Тополь”ПГРКSS-25 SICKLE15П158.1 / 15П65815У128.115Ж58РТ-2ПММАЗ-7912
“Пионер-3”ПГРКSS-20 SABER mod.3 SS-X-28 SABER15П15715У16715Ж57 МАЗ-7916
“Горн”ПГРК 15П656 15Ж56 командная ракета
“Универсал” /РС-12М1 “Тополь-М”ПГРКSS-27 SICKLE-B15П15515У17515Ж55РТ-2ПМ1 (источник)МЗКТ-79221
“Пионер-УТТХ” / “Пионер-2”ПГРКSS-20 SABER mod.215П65315У13615Ж54 (ГЧ)15Ж53 (РГЧ) МАЗ-547В
РС-22 “Молодец”БЖРКSS-24 SCALPEL15П952СМ-СП-3515Ж52РТ-23КБ “Южное”
     15Ж51 командная ракета
РС-14 “Темп-2СМ2”ПГРК 15П648 15Ж48  
РС-14 “Темп-2СМ1”ПГРК 15П647 15Ж47  
РСД-10 “Пионер-К” / “Пионер-М”ПГРКSS-20 SABER mod.115П645К 15Ж46РТ-21ММАЗ-547А
РСД-10 “Пионер”ПГРКSS-20 SABER mod.115П64515У10615Ж45 (РГЧ)РТ-21ММАЗ-547А
 ОС   15Ж44РТ-23КБ “Южное”
 БЖРК  СМ-СП-3515Ж43РТ-22КБ “Южное”
РС-14 “Темп-2С”ПГРКSS-X-16 / SS-16 SINNER15П64215У6715Ж42 МАЗ-547А
 ОС  СМ-СП-2715Ж41РТ-21КБ “Южное”

Развёртывание

Первый ракетный полк с РК «Тополь» был поставлен на боевое дежурство 23 июля 1985 года (по другим данным – 20 июля), ещё до завершения совместных лётных испытаний в 14-й ракетной дивизии (Йошкар-Ола) (командир — полковник Дремов В. В.), а до конца 1985 года — ещё один ракетный полк.

27 мая 1988 года на БД заступил первый полк, в состав дивизионов которого входил усовершенствованный подвижный командный пункт (ПКП), оснащённый новой автоматизированной системой управления.

Развитие группировки РТ-2ПМ. Количество ПУ на боевом дежурстве
19841985198619871988198919901991199219931994199519961997199819992000200120022003200420052006200720082009201020112012201320142015
РТ-2ПМ18728199162234306333351369360360360360360360360360345333315291254243213180171
Всего МБР1398139813981390139813981398133313051129975870832748756
% от (в т. ч. РСД)0,943,764,235,379,3414,6321,2124,9826,8932,6836,9241,3843,2748,1347,62
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий