Поиск

Орудие наступления – советская 152-мм гаубица Д-1 1943 года

Характеристики и свойства боеприпасов

Основные 152,4-мм гаубичные снаряды (для гаубиц М-10 и Д-1): 1 — осколочно-фугасная стальная граната ОФ-530, 2 — осколочная граната сталистого чугуна О-530, 3 — бетонобойный снаряд Г-530

Д-1 могла стрелять всем ассортиментом 152-мм гаубичных снарядов.

При установке взрывателя осколочно-фугасной гаубичной гранаты ОФ-530 на осколочное действие её осколки разлетаются на площади 2100 м²: 70 м по фронту и до 30 м в глубину. Если взрыватель установлен на фугасное действие, то при взрыве гранаты в грунте средней плотности образуется воронка диаметром 3,5 м и глубиной около 1,2 м.

Кумулятивный снаряд БП-540 пробивал под углом 90° — 250 мм, 60° — 220 мм, 30° — 120 мм; в ходе Великой Отечественной войны не применялся.

Бетонобойный снаряд Г-530 с начальной скоростью 457 м/с на первом заряде проникал в удалённую на 1 км железобетонную стенку при попадании по нормали (окончательная скорость 398 м/с) на 80 см и разрывался внутри неё, обеспечивая пробитие 114 см железобетона.

Для стрельбы из гаубицы предусматривалось 8 видов метательных зарядов. Для осколочных, осколочно-фугасных и бетонобойных снарядов предназначались 7 зарядов, получаемых из полного заряда Ж-536 последовательным удалением равновесных пучков пороха. Таким образом в порядке убывания мощности получались первый, второй, третий, четвёртый, пятый и шестой заряды. Для стрельбы кумулятивным снарядом БП-540 предназначался «специальный» заряд.

Метод изготовления бетонобойных снарядов для гаубицы Д-1 влиял на их боевые характеристики: снарядом 53-Г-530Ш можно было стрелять на самом мощном полном заряде, а снарядом 53-Г-530 — категорически запрещалось, во избежание его разрыва в канале ствола орудия. Максимально дозволенным для 53-Г-530 зарядом был первый, соответственно начальная скорость и глубина углубления в бетон у него были меньше, чем у 53-Г-530Ш.

К концу 1950-х гг. из боекомплекта гаубицы Д-1 были изъяты все снаряды старых типов и в нём остались только осколочная граната О-530, осколочно-фугасная граната ОФ-530, кумулятивный снаряд БП-540 и бетонобойные снаряды Г-530 и Г-530Ш (также не исключено и наличие химических боеприпасов, но по соображениям секретности они не фигурируют в обычных таблицах стрельбы). Позже был разработан 152-мм специальный (ядерный) боеприпас (для орудий МЛ-20, Д-20 и 2С5 «Гиацинт»), однако возможность его использования из Д-1 не выяснена.

Номенклатура боеприпасов
Тип Обозначение Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Начальная скорость, м/с Дальность табличная, м
Кумулятивные снаряды
Кумулятивный БП-540 27,44 ? 560 3000
Бетонобойные снаряды
Бетонобойный дальнобойный гаубичный (с индексом Ш — снаряжен тротилом методом шнекования) Г-530 (Г-530Ш) 40,0 5,1 508 (полный заряд) 12400
Осколочно-фугасные снаряды
Стальная дальнобойная граната ОФ-530 40,0 5,47-6,86 508 (полный заряд) 12400
Сталистого чугуна осколочная дальнобойная граната О-530А 40,0 5,66 508 (полный заряд) 12400
Старая граната Ф-533 40,41 8,0 ? ?
Старая граната Ф-533К 40,68 7,3 ? ?
Старая граната Ф-533Н 41,0 7,3 ? ?
Старая граната Ф-533У 40,8 8,8 ? ?
Сталистого чугуна старая французская граната Ф-534Ф 41,1 3,9 ? ?
Граната от 152-мм мортиры обр. 1931 г. Ф-521 41,7 7,7 ? ?
Стальная английская граната для 152-мм гаубицы Виккерса Ф-531 44,91 5,7 ? ?
Шрапнель
Шрапнель с трубкой 45 сек. Ш-501 41,16-41,83 0,5 (680—690 пуль) ? ?
Шрапнель с трубкой Т-6 Ш-501Т 41,16 0,5 (680—690 пуль) ? ?
Осветительные снаряды
Осветительный парашютный, время горения 40 сек. С 1 40,2 ? ? ?
Химические снаряды
Химический гаубичный ХС-530 38,8 ? ? ?
Химический гаубичный ХН-530 39,1 ? ? ?
Химический (принят на вооружение после Великой Отечественной войны) ЗХЗ ? ? ? ?

Опытные образцы на базе Д-1[править]

За время производства конструкция орудия в целом значительно не менялась. Однако на базе ствольной группы гаубицы Д-1 была предпринята попытка разработать её танковый вариант. Переход Красной Армии к активным наступательным действиям в середине 1943 года и большая надобность в мобильных средствах по борьбе с вражескими укреплениями неожиданно реанимировали концепцию «артиллерийского» тяжёлого танка КВ с мощной гаубицей вместо штатной 76-мм пушки — фактически возврат к КВ-2. Вероятно, причиной такого поворота событий было снятие с производства средних штурмовых орудий СУ-122 и отвлечение тяжёлых СУ-152 на противотанковые надобности. Главный конструктор завода № 9 Ф. Ф. Петров быстро разработал танковый вариант гаубицы Д-1 путём установки её на монтировку 85-мм танковой пушки Д-5. Такой «гибрид» двух артиллерийских систем получил сначала «совмещённый» индекс Д-1-5, который позже превратился в официальное обозначение Д-15. Было изготовлено одно опытное орудие Д-15, которое отправили танкостроителям в Челябинск, но сведений о его монтаже в башне танка КВ-85 не имеется. С другой стороны, уже в октябре 1943 года ожидались новые танки ИС-2, вооружённые мощной 122-мм пушкой и САУ ИСУ-152 на их базе, поэтому надобность в специализированном артиллерийском танке отпала, проект установки Д-15 на шасси КВ был закрыт.

На вооружении

  • Армения Армения — 2 Д-1, по состоянию на 2017 год
  • Киргизия Киргизия — 16 Д-1, по состоянию на 2017 год
  • КНР КНР — некоторое количество Тип-54 (Д-1), по состоянию на 2017 год. на вооружении значительное количество (2106 единиц вместе с Д-20) орудий Тип-54 (копия Д-1), по состоянию на 2016 год
  • Куба Куба — некоторое количество Д-1, по состоянию на 2017 год
  • Мозамбик Мозамбик — 12 Д-1, по состоянию на 2017 год
  • Руанда Руанда — 29 Тип-54 (Д-1) в неисправном, по состоянии на 2017 год
  • Туркмения Туркмения — 17 Д-1, по состоянию на 2017 год

Бывшие операторы

  • СССР СССР
  • Афганистан Афганистан — некоторое количество, по состоянию на 2007 год
  • Белоруссия Белоруссия — 6 Д-1, по состоянию на 2007 год
  • КНДР КНДР — некоторое количество, по состоянию на 2007 год
  • Россия Россия — 700 Д-1 на хранении, по состоянию на 2017 год

Интересные факты[править]

  • Как и у других орудий калибра 152 мм, работа заряжающего и подносчика в расчёте была очень тяжёлой — требовалось в одиночку переносить снаряды массой свыше 40 кг.
  • Снаряды 53-ОФ-530, которые были разработаны в конце 1930-х годов и использовались гаубицей Д-1, пригодны для стрельбы из более современных гаубиц, состоящих на вооружении Российской армии.
  • Метод изготовления бетонобойных снарядов для гаубицы Д-1 влиял на их боевые характеристики: снарядом 53-Г-530Ш можно было стрелять на полном (самом мощном) заряде, а снарядом 53-Г-530 — категорически запрещалось, во избежание его разрыва в канале ствола орудия. Максимально дозволенным для 53-Г-530 зарядом был первый, соответственно начальная скорость и глубина углубления в бетон у него были меньше, чем у 53-Г-530Ш.
  • В отличие от многих других типов орудий, финской армии, по всей видимости, не удалось захватить ни одной исправной гаубицы Д-1 — в богатейшей экспозиции финского артиллерийского музея в Хямеэнлинна гаубицы Д-1 нет.

Примечания

  1. В 30-х гг. правительством СССР были введены буквенные индексы для обозначения машиностроительных производств . Индекс «Д» был присвоен Уральскому заводу тяжелого машиностроения (Уралмашзавод), поэтому изделия созданные на этом предприятии имели в названии индекс «Д» — Д-10, Д-30 и т. д.
  2. Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Мн.: Харвест, 2000. — 1156 с.
  3. Шунков В. Н. Оружие Красной армии. — Мн.: Харвест, 1999. — 544 с.
  4. ↑ Таблицы стрельбы 152-мм гаубицы обр. 1943 г. — М.: Военное издательство министерства обороны, 1968.
  5. Коломиец М. В. КВ. «Клим Ворошилов» — танк прорыва. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 136 с.
  6. Желтов И. Г., Павлов И. В., Павлов М. В., Солянкин А. Г. Советские средние самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг. — М.: Экспринт, 2005. — 48 с.
  7. , с. 612.
  8. , с. 20.
  9. , с. 345—347.
  10. , с. 78.
  11. , с. 81.
  12. , с. 678—679.
  13. Таблица поправок дальности для стрельбы фугасной мортирной гранатой Ф-521 из 152-мм гаубицы обр. 1909/30 г. — М.: Военное издательство Министерства вооружённых сил Союза ССР, 1946. — 3 с.
  14. Энциклопедия XXI век. Оружие и технологии России. Часть 18. Химические боеприпасы. Группа 13. Класс 1320. Боеприпасы и артиллерийские выстрелы калибром свыше 125-мм. 152-мм химический артиллерийский снаряд. — М.: Издательский дом «Оружие и технологии», 2006. — Т. Том 12. — С. 447. — 848 с. — ISBN 5-93799-023-4.
  15. Тимофеев М. . Газета «Независимое военное обозрение». Дата обращения 30 июня 2013.
  16. Фёдоров Л. А. Глава 8. Закат химической войны. Типы химических боеприпасов, которые имелись у Советской Армии к 1987 г. // Химическое вооружение — война с собственным народом (трагический российский опыт) в трёх томах. — М.: Лесная страна, 2009. — Т. 1. Долгий путь к химической войне. — С. 307—310. — 848 с. — ISBN 978-5-91505-013-5.
  17. Широкорад А. Б. 152-мм гаубичные снаряды, состоявшие на вооружении в 1930—1960 гг. // Энциклопедия отечественной артиллерии / Под общ. ред. А. Е. Тараса. — Мн.: Харвест, 2000. — С. 661. — 1156 с. — ISBN 985-433-703-0.
  18. Боеприпасы // 152-мм гаубица обр. 1943 г. Руководство службы / Под ред. В. А. Цыбышева. — Четвёртое издание. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1971. — С. 226—272. — 376 с.
  19. Таблицы стрельбы 152-мм гаубицы обр. 1938 г. и 152-мм гаубицы обр. 1943 г. (Д-1) ТС/ГАУ №155 / Под ред. В. В. Кузнецова. — Третье издание. — М.: Военное издательство Народного комиссариата обороны СССР, 1944. — 96 с.
  20. Таблицы стрельбы 152-мм гаубицы обр. 1943 г. ТС/ГРАУ №155 / Под ред. Г. Ф. Соколовой. — Шестое издание. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1968. — 116 с.
  21. Широкорад А. Б. Самоходки // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 1996. — № 6. — С. 10.
  22. Лещинский Ю. М., Телегин Н. Н. и др. Справочник артиллерийских боеприпасов, подлежащих утилизации и уничтожению / Под общей редакцией Каллистова А. А. — “Nova”. — ISBN 5-87265-001-9.
  23. Сапун-гора. Путеводитель/Музей героической обороны и освобождения Севастополя. — Симферополь: ПолиПРЕСС, 2006. — 160 с.
  24. Игровой журнал ЛКИ, октябрь 2009 года, стр. 36—37.
  25. The Military Balance 2017. — P. 199.
  26. The Military Balance 2017. — P. 208.
  27. The Military Balance 2017. — P. 280.
  28. The Military Balance 2016. — P. 242.
  29. The Military Balance 2017. — P. 449.
  30. The Military Balance 2017. — P. 525.
  31. The Military Balance 2017. — P. 530.
  32. The Military Balance 2017. — P. 226.
  33. The Military Balance 2007. — P. 312.
  34. The Military Balance 2007. — P. 159.
  35. The Military Balance 2007. — P. 358.
  36. The Military Balance 2017. — P. 211.

Сноски

  1. На максимальном заряде.
  2. Снаряжён стойким типом отравляющего вещества.
  3. Отравляющее вещество Р-43 (вязкий люизит).
  4. Снаряжён нестойким типом отравляющего вещества.
  5. Отравляющее вещество Р-55 (зоман).
  6. Отравляющее вещество Р-35 (зарин).

Описание

Компоненты Д-1 гаубица: 1 – сплит трассы 2 – breachblock 3 – бронещает 4 – отдачи устройство (буфер и рекуператор) 5 – Ствол 6 – дульный тормоз 7 – колеса 8 – подвесные части 1, 7 и 8 принадлежит к перевозке; 2, 4, 5 и 6 делают группу ствола

Д-1 гаубица была по существу комбинацией ствола модели 152-мм гаубицы 1938 (М-10) на каретке 122-мм гаубицы M1938 (М-30) . Так как новая коляска была легче , чем у М-10, ствол был оснащен массивной двойной Перегородка дульного тормоза ДТ-3 , чтобы смягчить шок от отдачи. Блок казенной был прерванный винтового типа, система отдачи состояла из гидравлического буфера и гидропневматической рекуператор. Отдельно загружены боеприпасы включены разнообразные снаряды и восемь различных метательных зарядов в картриджах.

Каретка была почти идентична перевозке М-30. Она имела подвеску и стальные колеса с пневматическими шинами. Эти маршруты были первоначально клёпаной строительства, но в конечном итоге были заменены в производстве сварных из них. Поздние производства часть были оснащены колесиками для облегчения рукоприкладства. Время , чтобы установить для боя было около двух минут. В случае чрезвычайной ситуации можно было стрелять без разделения трасс; Однако это было в цене резко сниженной траверсе (1 ° 30′ ). Поскольку пистолет не был оснащен передком , он может буксировать только на автомобиле. Максимальная скорость буксировки составляет 40 км / ч на дорогах с твердым покрытием, 30 км / ч на мощеных дорог и 10 км / ч по бездорожью. Для того, чтобы дать экипажу некоторую защиту от пуль и осколков снарядов, пушка была оборудована щитом.

Сравнение с современными гаубицами

С технической и тактической точки зрения, проект Д-1 при условии , что Красная Армия (РККА) корпусной артиллерии с современным 152 – мм гаубицы, который в сочетании как хорошую подвижность и огневую мощь. По сравнению с типичной современной гаубицы подобного калибра, Д-1 имел более короткий диапазон, но был гораздо легче. Например, немецкие 15 см SFH 18 имели диапазон 13,325 метров – примерно один километр больше , чем D-1 – но и весил почти две тонны больше (5,510 кг в походном положении). То же самое можно сказать и о США 155-мм гаубицы M1 (14600 метров, 5,800 кг) или 149 мм гаубицу , изготовленный итальянской Ansaldo (14,250 м, 5500 кг). Немецкая гаубица с характеристиками , аналогичными Д-1 – 15 см SFH 36 – не достигли массового производства. По сравнению с предыдущими частями , такие как французская Schneider модель 1917 (11200 м, 4300 кг), Д-1 имел преимущество как по весу и дальности полета.

Описание конструкции

Орудие было получено путём модернизации русской 152-мм крепостной гаубицы образца 1909 года времён Первой мировой войны. Оно представляло собой классическую короткоствольную гаубицу, предназначенную для стрельбы под углами возвышения преимущественно от +20 до +41° выстрелом с раздельным заряжанием. Гаубица оснащалась затвором поршневого типа (открывание и закрывание затвора производилось поворотом рукоятки в один приём), гидравлическим компрессором веретённого типа и гидропневматическим накатником. Противооткатные устройства собраны в салазки под стволом и откатывались вместе с ним, дульный тормоз отсутствует.

Подъёмный механизм секторного типа (у гаубиц ранних выпусков — два сектора, поздних выпусков — один сектор). Ствольная группа монтируется на однобрусном лафете без подрессоривания колёсного хода. Колёса деревянные, но с 1937 года часть гаубиц получила металлические колеса с резиновой грузошиной. Передок бескоробковый, колеса передка деревянные или металлические.

Варианты

В дополнение к буксируемой гаубицы, команда Петрова разработала автомобиль монтажа вариант D-1. Красноармейцы наступательные операции летом и осенью 1943 года пробудили интерес к идее тяжелого танка «артиллерия» похож на КВ-2 , которая могла бы обеспечить тесную огневую поддержку стрелковых и танковые части и был бы способен сносить тяжелые оборонительные сооружения. Возможные причины для развития такого транспортного средства были прекращением массового производства СУ-122 средней ударной пушки и утечки СУ-152 тяжелых штурмовых орудий для действия противотанкового. Вариант танка Д-1 был первоначально предназначен для установки в варианте КВ-1s тяжелого танка. Он используется крепление на 85 мм D-5, что приводит к неофициальному названию D-1-5 и в конечном счете к официальному обозначению D-15 . Только один пример был построен. Там нет информации о пистолете монтируется в танке КВ. В октябре 1943 советские власти ожидали начало массового производства мощного IS-2 тяжелый танк; В результате была понижена идея специализированного артиллерийского танка на базе устаревшего шасси КВ.

Другой проект объединения Т-34 был также рассмотрен танк шасси с Д-15 пистолет. Места SU-D15 , штурмовая пушка среды была предназначена в качестве замены для СУ-122 . Несмотря на то, что проект получил большую поддержку со стороны властей он не вошел в производство, как из – за его недостатков (тяжелая пушка слишком большой нагрузки на подвески и боеприпасов укладкой был слишком ограничен) , и потому , что это было сделано избыточными по ИСУ-152 , Однако уроки монтажа мощного пистолета в Т-34 , разрешенный для быстрого развития СУ-100 САУ .

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий