Малые ракетные корабли проектов 1234, 1234.1, 1234.7 и 1234Э (МРК Овод)

Вооружение

Главный ударный комплекс

Контейнер ПКРК «Малахит» на МРК пр. 1234, крышки открыты

Ракетный комплекс П-120 «Малахит» разрабатывался как унифицированный для подводных лодок и надводных кораблей и предназначался для поражения надводных кораблей противника. 8,84-метровая твёрдотопливная крылатая ракета при собственной массе 5400 кг доставляет 800-кг фугасно-кумулятивную боевую часть на дистанцию до 150 км от корабля-носителя; при наведении используется инерциальная навигационная система плюс активное радиолокационное самонаведение с коррекцией от инфракрасного датчика на конечном участке траектории.

Для обнаружения целей и целеуказания служит радиолокационный комплекс «Титанит», антенный пост которого размещён под массивным радиопрозрачным обтекателем над ходовой рубкой.

Зенитное вооружение

Основу ПВО корабля составляет зенитный ракетный комплекс малой дальности «Оса-М». В состав комплекса, помимо пусковой установки с ракетами 9М33, входят средства сопровождения целей, визирования ракет и подачи команд, а также РЛС обнаружения.

ЗРК «Оса-М» в боевом положении

Дальность обнаружения цели, летящей на высоте 3,5 — 4 км, составляет около 25 км, на больших высотах — до 50 км. Возможен приём целеуказания и от корабельной РЛС общего наблюдения. Координаты опознанной цели поступают в систему сопровождения для наведения антенного поста по пеленгу и допоиску по углу места. Совмещение режимов обнаружения и захвата сокращает время реакции комплекса на 6 — 8 секунд. Система наведения — радиокомандная. После схода с направляющих ракеты находятся в неуправляемом полёте до их захвата станцией визирования ракет, далее наведение на цель осуществляется с использованием командного метода управления по одному из вариантов: «трёхточка» или «половинное спрямление» по воздушным целям, «трёхточка в режиме НЛЦ» по низколетящим целям. При приближении ракеты к цели подаётся команда для взведения радиовзрывателя и снятия последней ступени предохранителя. По этой команде радиовзрыватель начинает излучать радиоимпульсы. При определённом уровне отражённых от цели сигналов происходит подрыв боевой части, дистанция срабатывания — до 15 м. В случае промаха подается команда отключения радиовзрывателя. Ракета выводится к уровню воды и самоликвидируется подрывом БЧ от часового механизма или разрушается при ударе о воду. Ракета 9М33 — одноступенчатая, с двухрежимным твёрдотопливным двигателем. При собственной массе 128 кг она несёт 15-кг боевую часть. Ракета скомпонована по аэродинамической схеме «утка», то есть имеет рули в носовой части и крыло в хвостовой. Четыре плоскости крыла конструктивно объединены в крыльевой блок; последний установлен подвижно относительно корпуса и может свободно вращаться. Пусковая установка ЗИФ-122 в походном положении убирается под палубу в погреб, в котором также находится боекомплект. Направляющие балки в опущенном состоянии располагаются вертикально. Ракеты размещаются на четырёх барабанах по пять штук на каждом. При переходе в боевое положение подъёмная часть ПУ поднимается вместе с двумя ракетами. После пуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты, а после пуска второй пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и подъёмная часть ПУ опускается за очередной парой ракет.

57-мм артустановка АК-725

Время перезаряжания установки — 16…21 с, скорострельность — 2 выстр./мин по воздушным целям, 2,8 — по надводным. Время переноса огня на другую цель — 12 с. Вес ПУ без боекомплекта — 6850 кг.

Артиллерия малых ракетных кораблей проекта 1234 была представлена одной двухствольной башенной артиллерийской установкой АК-725 калибра 57 мм, расположенной на корме. Башня изготавливалась из дюралюминиевого сплава толщиной 6 мм, не бронировалась. В единой люльке внутри башни размещалось два ствола 75-калиберных 57-мм автоматических пушек. Боезапас установки 1100 выстрелов, темп стрельбы 200 выстрелов в минуту при длине непрерывной очереди в 100 выстрелов. Углы горизонтального наведения — 200° на оба борта, расчёт артустановки — 2 человека, масса — 3,9 тонны. Дальность стрельбы — 8420 метра (6950 м по самоликвидатору). Наведение орудий возможно как от выносного пульта, так и дистанционно от управления огнём МР-103 «Барс» с максимальной дальностью обнаружения целей в 40 км.

История создания малых ракетных кораблей проекта 1234 «Овод»

В 60-ые годы 20-го века перед советским ВМФ встала большая задача — нужен был даже не новый корабль, а новый тип корабля — промежуточное звено между ракетными крейсерами и ракетными катерами (РКА). Малые ракетные корабли (МРК), как их окрестили, должны были быть небольшими, недорогими, но в то же время мореходными, дальнобойными и очень мощными боевыми единицами.

Тактико-техническое задание было утверждено 17 августа 1965 г. (ЦМКБ «Алмаз») и предполагало создание ещё не МРК, но РКА, однако уже имеющего все признаки первого. Кораблю присвоили номер проекта 1234 и шифр «Овод», главным конструктором был назначен Иван Пе­трович Пегов, а главным наблюдающим от ВМФ — капи­тан 1 ранга В.В. Дмитриев.

Задача решаемая конструкторами была сложной — в относительно небольшое водоизмещение вчерашнего катера необходимо было «впихнуть» фактически полновесный «корабельный» комплект: две пусковые установки противокорабельных ракет «Малахит» (каждая из 6-и ракет весит 5,4 тонны), радиолокационный комплекс целе­указания «Титанит», средства радио­электронной борьбы, зенитный ракетный комплекс «Оса-М» и артиллерийскую установку АК-725.

Подходящей по мощности и габаритам турбины для нового корабля ещё не было, поэтому было найдено оригинальное решение установить трехвальную главную энергетическую установку с работой на каждом валу двух дизелей типа М-504. удачно соединил два М-504 в один М-507, получив на выходе «движок» в 112 цилиндров, способный выдавать 10000 лошадиных сил. Всего таких двигателей было три.

Получившийся на выходе «монстр» даже в весьма расплывчатое определение «ракетный катер» не вписывался никак. Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков, главный радетель за судьбу «Овода» специально для проекта 1234 утвердил новый класс — «малые ракетные корабли». Когда первый из них («Буря») был спущен на воду, то посетив его, главком с гордостью произнес — «эти МРК — пистолет у виска империализма».


МРК «Буря» с кормы

И надо сказать — С.Г. Горшков не погрешил против истины. Ни один флот не имел ничего, способного даже близко сравниться по комплексу характеристик с «Оводами» — шутка ли, корабль с габаритами речного судна, способный, практически в одиночку утопить вражеский авианосец? И это при несоизмеримых затратах на производство — как раз по этому параметру (стоимость/эффективность) даже сейчас, в 21-м веке корабли проекта 1234 не имеют аналогов в мире.

«Оводы» это не только ударные корабли, но успешно справляются и с другими боевыми задачами — обеспечивают работу авиации и подводных лодок, несут пограничную службу, выступают в роли противолодочных и сторожевых кораблей.

Недостатков проект 1234 также не лишен — корабли «не уютно» чувствуют себя в открытом море, при волнении в 5 баллов плохо слушаются руля и практически лишены возможности стрелять «главным калибром». Сравнительно слабое ПВО (см. историю службы кораблей «Муссон» и «Эйн Закит»), малая автономность, трудности с охлаждением двигателей при действиях во льдах- все это никак нельзя считать признаками идеального корабля.

Однако, несмотря на все недостатки «Оводов», этот «пистолет» безотказен и всегда попадает в цель — успешность пусков и точность поражения целей (учитывая не малое число самих кораблей и тем более — ракетных пусков) совсем немного не дотягивает до 100%.


МРК «Пассат» с кормы

Оборонительная дуга

По словам вице-президента Академии геополитических проблем полковника Владимира Анохина, сейчас на Дальнем Востоке создается стратегическая оборонительная дуга Владивосток — Курильские острова — Сахалин–Камчатка. — Как и положено, оборона эшелонирована, — сообщил эксперт «Известиям». — На дальних подступах к российскому побережью корабли, самолеты и десантные средства противника встретит флот при поддержке с воздуха. Потом — новые береговые ракетные комплексы «Бал» и «Бастион», последние из которых могут уничтожать корабли на удалении до 500 км. Непосредственно на суше десанту врага придется столкнуться с береговыми войсками Тихоокеанского флота. Пробить такой многослойный щит практически невозможно.

Камчатка занимает особое положение в этой оборонительной конфигурации. С ее территории контролируется важная часть Севморпути. Не стоит забывать и о базирующихся на полуострове стратегических подводных ракетных крейсерах с ядерным оружием.

Такая дуга России необходима, так как ситуацию в регионе спокойной назвать трудно, напомнил Владимир Анохин. По его словам, Япония до сих пор не рассталась с мечтой получить Курильские острова. А США имеют поблизости множество военных баз, в том числе на территории Южной Кореи.

МРК хорошо подходят для использования во внутренних морях и прибрежной зоне, считает бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.

— Они нужны для того, чтобы не подпускать к нашим военно-морским базам иностранные корабли, — рассказал он «Известиям». — Интерес к Камчатке у иностранных флотов был всегда. В Вилючинске расположена база подводных ракетных крейсеров с ядерным оружием, которую тоже предстоит прикрывать «Оводам». Субмарины являются частью стратегических ядерных сил России. МРК также будут участвовать в мероприятиях по обеспечению выхода в море этих ракетоносцев.

Современные ракетные катера

Российский флот может гордиться тем, что на вооружении у него стояло большое количество ракетных катеров в разные годы. Многие их представители отправлены на экспорт в другие страны: Болгария, Румыния, Польша, Индия, Вьетнам, Туркмения, Йемен, Египет.

Всего было спроектировано 62 модели и модификации ракетных катеров. Вот основные действующие лодки:

  1. «Бора» – на вооружении с 1984 года
  2. Катер Р-60 проекта 12411 – с 1985 года
  3. Катер «Мираж» принят на вооружение в 1983 году
  4. Р-71 «Шуя» стоит на безе флота РФ с 1985 года
  5. Р-109 проект 12411 – в строю с 1990 года
  6. Катер «Набережные Челны» работает с 1989 года
  7. Ракетный малый корабль «Ивановец» – с 1990 г.
  8. «Самум» проект 1239 принят в ряды флота в 1991 году
  9. Катер «Штиль» – во флоте с 1976 года.

Все они имеют мощное новейшее оборудование и вооружение, которые соответствуют мировым стандартам военной техники.

Конструкция ракетного катера

Сначала ракетные лодки имели корпус торпедного катера. С судна снимали торпеды, и устанавливали ракеты. Но по ходу их использования появился ряд новых требований к судну:

  • Требовались специально оборудованные контейнеры для вооружения и особые установки запуска ракет, предназначенные для использования их на корабле.
  • Пришлось менять надстройки и некоторые части палубы для отвода реактивных газов при запуске ракет, а также, чтобы защитить экипаж и бортовое оборудование.
  • Необходимым стало оснащение мощными радиолокационными системами для управления и обнаружения ракет.
  • Увеличилось водоизмещение катера. Среднее измещение воды составляет от 170 до 1,5 тысяч тонн.
  • Корпус выполнен из стали и имеет гладкую палубу. Надстройка ракетного катера изготовлена из алюминиевых высокопрочных сплавов. Вертикальные стенки корпуса водонепроницаемые. Длина корпуса составляет от 30 до 65 метров, а ширина – до 17 метров.
  • Силовая установка ракетных судов, как правило, имеет газотурбинные либо дизельные двигатели. Но, например, ракетный катер «Молния» оснащен двигательной системой комбинированного типа: две форсажные турбины модели М-70 и два дизельных двигателя М-510. Они приводят в движение гребные винты с фиксированным шагом. Тем самым увеличиваются скоростные возможности судна – до 40 узлов. Дальность хода составляет около 1500 миль со средней скоростью 20 узлов.
  • Мореходные качества судов достаточно высокие. Этого удалось добиться за счет закругленной конструкции носовой части, палубы и специальной надстройки, высокому водоизмещению.
  • В случае крушения корабля по всему периметру равномерно расположены спасательные плоты.
  • Экипаж ракетных лодок насчитывает от 27 до 78 человек. Так ракетный катера «Молния» проектов 12418, 12411 и 12421 на борту размещается 40-41 матрос и офицеры. А на большом ракетном катере Бора – 78, включая командира корабля. Размещен личный состав в каютах и кубриках.

Особенности проекта 1234.7

Главный ударный комплекс на МРК «Накат» (единственный корабль проекта 1234.7) представ­лен двумя шестизарядными пусковыми установками СМ-316. Каждая СМ-316 представляет собой на­клонную ферменную конструкцию для размещения шес­ти транспортно-пусковых контейнеров СМ-324 для противокорабельных ракет «Оникс».

Зенитное вооружение МРК «Накат» представлено носо­вой ПУ ЗИФ-122 (палубная , поворотная) зенитного ра­кетного комплекса «Оса-МА» с боекомплектом из 20 зе­нитных ракет 9МЗЗ и РЛС управления 4КЗЗ.

Артиллерийское вооружение размещено в корме корабля и состоит из: 76-мм АУ АК-176 с боезапасом в 316 сна­рядов и шестиствольной 30-мм АУ АК-630М с боезапа­сом в 3000 снарядов. На крыше 1 яруса надстройки ус­тановлена РЛС управления артиллерийским огнем «Вым­пел» (МР-123/176).

Стандартное радиоэлектронное вооружение представле­но комплексом «Монолит», навигационной РЛС «Дон-2», системой предупреждения о лазерном облуче­нии «Спектр-Ф» (с четырьмя датчиками), комплексом РЭБ «Вымпел-Р2» и двумя ПУ ПК-16.


МРК проекта 1234.7 «Накат» — хорошо видны установки новых ракет «Оникс»

Вооружение

Главный ударный комплекс

Контейнер ПКРК «Малахит» на МРК пр. 1234, крышки открыты

Ракетный комплекс П-120 «Малахит» разрабатывался как унифицированный для подводных лодок и надводных кораблей и предназначался для поражения надводных кораблей противника. 8,84-метровая твёрдотопливная крылатая ракета при собственной массе 5400 кг доставляет 800-кг фугасно-кумулятивную боевую часть на дистанцию до 150 км от корабля-носителя; при наведении используется инерциальная навигационная система плюс активное радиолокационное самонаведение с коррекцией от инфракрасного датчика на конечном участке траектории.

Для обнаружения целей и целеуказания служит радиолокационный комплекс «Титанит», антенный пост которого размещён под массивным радиопрозрачным обтекателем над ходовой рубкой.

Зенитное вооружение

Основу ПВО корабля составляет зенитный ракетный комплекс малой дальности «Оса-М». В состав комплекса, помимо пусковой установки с ракетами 9М33, входят средства сопровождения целей, визирования ракет и подачи команд, а также РЛС обнаружения.

ЗРК «Оса-М» в боевом положении

Дальность обнаружения цели, летящей на высоте 3,5 – 4 км, составляет около 25 км, на больших высотах – до 50 км. Возможен приём целеуказания и от корабельной РЛС общего наблюдения. Координаты опознанной цели поступают в систему сопровождения для наведения антенного поста по пеленгу и допоиску по углу места. Совмещение режимов обнаружения и захвата сокращает время реакции комплекса на 6 – 8 секунд. Система наведения – радиокомандная. После схода с направляющих ракеты находятся в неуправляемом полёте до их захвата станцией визирования ракет, далее наведение на цель осуществляется с использованием командного метода управления по одному из вариантов: «трёхточка» или «половинное спрямление» по воздушным целям, «трёхточка в режиме НЛЦ» по низколетящим целям. При приближении ракеты к цели подаётся команда для взведения радиовзрывателя и снятия последней ступени предохранителя. По этой команде радиовзрыватель начинает излучать радиоимпульсы. При определённом уровне отражённых от цели сигналов происходит подрыв боевой части, дистанция срабатывания – до 15 м. В случае промаха подается команда отключения радиовзрывателя. Ракета выводится к уровню воды и самоликвидируется подрывом БЧ от часового механизма или разрушается при ударе о воду.
Ракета 9М33 – одноступенчатая, с двухрежимным твёрдотопливным двигателем. При собственной массе 128 кг она несёт 15-кг боевую часть. Ракета скомпонована по аэродинамической схеме «утка», то есть имеет рули в носовой части и крыло в хвостовой. Четыре плоскости крыла конструктивно объединены в крыльевой блок; последний установлен подвижно относительно корпуса и может свободно вращаться. Пусковая установка ЗИФ-122 в походном положении убирается под палубу в погреб, в котором также находится боекомплект. Направляющие балки в опущенном состоянии располагаются вертикально. Ракеты размещаются на четырёх барабанах по пять штук на каждом. При переходе в боевое положение подъёмная часть ПУ поднимается вместе с двумя ракетами. После пуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты, а после пуска второй пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и подъёмная часть ПУ опускается за очередной парой ракет.

57-мм артустановка АК-725

Время перезаряжания установки – 16…21 с, скорострельность – 2 выстр./мин по воздушным целям, 2,8 – по надводным. Время переноса огня на другую цель – 12 с. Вес ПУ без боекомплекта – 6850 кг.

Артиллерия малых ракетных кораблей проекта 1234 была представлена одной двухствольной башенной артиллерийской установкой АК-725 калибра 57 мм, расположенной на корме. Башня изготавливалась из дюралюминиевого сплава толщиной 6 мм, не бронировалась. В единой люльке внутри башни размещалось два ствола 75-калиберных 57-мм автоматических пушек. Боезапас установки 1100 выстрелов, темп стрельбы 200 выстрелов в минуту при длине непрерывной очереди в 100 выстрелов. Углы горизонтального наведения — 200° на оба борта, расчёт артустановки — 2 человека, масса — 3,9 тонны. Дальность стрельбы — 8420 метра (6950 м по самоликвидатору). Наведение орудий возможно как от выносного пульта, так и дистанционно от управления огнём МР-103 «Барс» с максимальной дальностью обнаружения целей в 40 км.

По требованиям морского боя

«Ретивый» — седьмой по счёту корабль проекта 20380. По информации Минобороны, данный корвет будет превосходить некоторых своих предшественников «по степени радиоэлектронного оснащения». 

Головной корвет проекта 20380 «Стерегущий» находится на службе ВМФ с 27 февраля 2008 года. В 2011 году флоту был передан «Сообразительный», в 2013-м — «Бойкий», в 2014-м — «Стойкий», в 2017-м — «Совершенный», в 2018 году — «Громкий».

Также по теме

«Проецировать силу на дальних рубежах»: как корвет «Гремящий» увеличит боевые возможности ВМФ России

Военно-морской флот России должен получить многоцелевой корвет проекта 20385 «Гремящий» в первом полугодии 2020 года. Об этом сообщают…

Проект 20380 — детище Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург). Строительство кораблей развёрнуто на «Северной верфи» и ПАО «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре).

Полное водоизмещение корвета проекта 20380 — 2,22 тыс. т, длина — 104,5 м, ширина — 13 м, осадка — до 7,95 м, максимальная скорость хода — 27 узлов (50 км/ч), дальность плавания — 3500—4000 миль (5632—6437 км) на 14 узлах (25,9 км/ч). Автономность корабля по запасам провизии оценивается в 15 суток.

Главная энергетическая установка (ГЭУ) корвета проекта 20380 представлена четырьмя дизельными двигателями 16Д49 производства АО «Коломенский завод». Совокупная мощность силовых агрегатов — 23 320 л. с. (17 140 кВт).

Корабли проекта 20380 предназначены для выполнения задач в ближней морской зоне. Вооружение корветов позволяет бороться с подлодками, надводными кораблями, оказывать артиллерийскую поддержку морскому десанту, патрулировать водные районы.

При производстве кораблей используется технология «стелс», которая позволяет уменьшить их радиолокационную заметность. В частности, надстройки корветов имеют характерные для современной военно-морской платформы изломанные геометрические очертания, а в качестве основного строительного материала используется радиопоглощающий стеклопластик.

Ещё одним достоинством архитектуры корабля является модульный принцип, дающий возможность при модернизации устанавливать новые комплексы вооружения. В целом корветы проекта 20380 отличаются от других противолодочных платформ многофункциональностью, компактностью, высоким уровнем автоматизации бортовых систем, отмечают в Минобороны.

Корвет проекта 20380 на Амурском судостроительном заводе

В арсенал кораблей проекта 20380 входят противокорабельный комплекс «Уран» с ракетами Х-35, малогабаритная противолодочная система «Пакет», артиллерийские установки А-190 и АК-630М, два гранатомёта ДП-64. Для противовоздушной обороны используются зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Редут», «Кортик-М», «Игла». На борту предусмотрено базирование противолодочного вертолёта Ка-27.

«Внедрённые в данный проект кораблей системы ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, комплексы боевого управления, обнаружения и целеуказания, связи и защиты делают этот класс кораблей самодостаточным и отвечающим самым высоким требованиям современного морского боя», — говорится в материалах Минобороны РФ.

По информации военного ведомства, комплексы ракетно-артиллерийского вооружения корветов проекта 20380 позволяют «наносить удары по надводным кораблям как в море, так и в пунктах базирования, осуществлять патрулирование назначенных районов».

Закат былых возможностей

В ходе бесконечных противостояний с ВМФ СССР ВМС США была отработана тактика ухода от слежения.

Американцы также наработали большой практический опыт в боевом применении ЗУР «Стандарт» по надводным целям на небольшом расстоянии. Эта ракета позволяла нанести по-настоящему мгновенный удар по кораблю преследователю, время от момента её пуска до попадания в цель не оставляло МРК возможности успеть контратаковать. В теории любая ЗУР может так делать, но от теории, до многократно отработанного на учениях метода и ракеты с исправленными «детскими болезнями» — большая дистанция.

У американцев появились обширные данные о ТТХ и конструкции многих советских ракет, и, как следствие, эффективные системы постановки помех – они часто оказывались более надёжным средством обороны, чем корабельные ЗРК. Наконец, во второй половине восьмидесятых, произошло массовое поступление на вооружение ВМС США БИУС AEGIS, РЛС с АФАР, и универсальных УВП Mk.41, сделавших поражение корабля пуском по нему нескольких ракет невозможным.

Но самое главное – поменялась сама идеология морского боя. Иранская операция «Жемчужина», Фолкленды и бой в заливе Сирт в 1986 году показали – при наличии реальной угрозы, боевые корабли не будут «подставляться» под удар. Разбираться с вражеским флотом будут самолёты, вооружённые ПКР, и подводные лодки.

В Персидском заливе иракский «москитный флот» был уничтожен не иранскими корветами, а «Фантомами». На Фолклендах ни один корабль не был потоплен другим кораблём в бою – с английской стороны работала атомная подводная лодка, с аргентинской авиация. В ходе боя в заливе Сирт ливийский МРК был потоплен ударом с воздуха (то, что отечественные источники приписывают эту атаку крейсеру УРО – ошибка, это были палубные «Интрудеры»).

Отчасти боестолкновения в Персидском заливе в 1988 (операция «Богомол») выбиваются из этого ряда, но и тут ход событий скорее «в минус» концепции малого корабля УРО – американцы очень хорошо показали, что их корабли могут сделать с более слабыми кораблями противника, уступающими по радиоэлектронному вооружению. Вряд ли МРК, будь они у Ирана, проявили бы себя лучше.

Это, конечно, не значит, что МРК стали совсем неприменимы. Это значит, что они потеряли былое значение в нанесении ударов по надводным кораблям – больше никто не собирался подставлять их под удар в условиях хотя бы даже угрожаемого периода.

Испытания

ЗРК «Штиль-1» и его наземный аналог на тестовых испытаниях показали такие результаты:

  1. Возможность осуществления пусков с одного комплекта – не менее 10 раз в год.
  2. Проведение запуска космических аппаратов с минимальным перерывом 15 дней.
  3. Гарантированную связь в дежурном режиме с высокой готовностью к старту.

Полет с наземного варианта обеспечивает формирование орбит в ограниченном пространстве, порядка 60-77 градусов. При запуске из субмарины диапазон широт варьируется от 0 до 77 гр. Наклон ракеты зависит от координат точки запуска, при этом сохраняется возможность использования подлодки по целевому предназначению.

Описание конструкции кораблей проекта 1234

Корабли имеют гладкопалубный корпус с катерными обводами, материал корпуса — сталь повышен­ной прочности. Корпус имеет двойное дно и разделен девятью переборками на 10 во­донепроницаемых отсеков. Непотопляемость сохраняется при затоплении двух смежных отсеков.

Надстройка — островная, трехъярусная.

Служебные и жи­лые помещения размещены в надстройке, на главной па­лубе и на двух платформах. Каюта командира расположена в носовой око­нечности первого яруса надстройки и состоит из кабинета, спальни и санузла. Помещение кают-компании старшин при необходимости можно ис­пользовать под операционную.

На палубе размещается одна четырехногая фок-мачта ферменно­го типа, из легкосплавных труб. На кораблях проекта 1234.1 она более развита. На мачте размеще­ны антенны радиотехнических устройств и связи, сиг­нальные фалы и ходовые огни, антенны ра­диолокационных станций.


Экспортный МРК — проект 1234Э

Главная энергетическая уста­новка размещена в двух машинных отделениях — носовом (2 двигателя на бортовые валы) и кормовом (1 двигатель на средний винт).

МРК оснащены 2-4 пусковыми установками постановки пассивных помех ПК-10 «Смелый» и 2-4 — ПК-16. Стрельба из последнего ведется 82-мм турбореактивны­ми противорадиолокационными снарядами помех РУММ-82 (ТСП-60). Ложные радиолокационные цели могут выставляться на дальностях от корабля в пределах от 0,5 до 3,5 км, а тепловые цели — на дальностях от 2 до 3,5 км при высо­тах от 100 до 1600 м. Вес снаряда ТСП-60 в зависи­мости от снаряжения составляет 8,76-8,92 кг, дальность полета — 3500 м. Для ПК-10 120-мм снаряд весит до 25 кг и запускается с установки с 10 направляю­щими трубами.


МРК «Рассвет» на параде в Североморске, 2005 г.

Радиотехническая комплексная система «Титанит» (позднее «Монолит») обес­печивает активное и пассивное обнаружение целей, при­ем информации от авиационных систем воздушного на­блюдения и пеленгования. Большой антенный обтекатель на надстройке обеспечивает работу в первых двух режимах. «Титанит» со­прягается с устройством «Дунай», обеспечивающим под­готовку и пуск ракет «Малахит». Дальность обнаруже­ния надводных целей составляет не менее 40 км, а заго­ризонтная дальность обнаружения — более 100 км.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий