АК-726 – корабельная 76-мм артустановка

ПРЕДЫСТОРИЯ

К середине 1950-х годов резко возросла потребность советского флота в новых эскортных кораблях, способных осуществлять охрану соединений ударных надводных кораблей и конвоев от атак авиации, атомных подводных лодок и противокорабельных (крылатых) ракет, а также обеспечивать развертывание своих подводных лодок. Для успешного преследования атомных субмарин противника требовались высокая скорость хода, мощное противолодочное оружие, а для отражения атак сверхзвуковой авиации — зенитные ракетные комплексы.

Главнокомандующий ВМФ СССР утвердил 14 марта 1956 года оперативно-техническое задание на разработку сторожевого корабля противовоздушной и противолодочной обороны (СКР ПВО—ПЛО).Технический проект по головному кораблю был окончательно утвержден 4 июня 1965 года.

Водоизмещение составило 3440 тонн, максимальная скорость хода 35,5 узлов. Артиллерия корабля представляла собой две двуствольные 76мм артустановки. Противолодочным вооружением корабля являлся пятитрубный торпедный аппарат и 4 реактивных бомбомета. В качестве ПВО самообороны было размещено два ЗРК «Волна» с дальностью действия 17,5 км.

1. Описание

Артиллерийская установка состояла из двух орудий калибра 76,2 мм, смонтированных на общем лафете. Автоматика служила для уменьшения отдачи ствола. Стволы нарезные, моноблочные, оснащённые прицеливателями. Снаряды подаются подъёмниками из магазинов, расположенных под башней. Загрузка снарядов на подъемник осуществляется вручную. Оба ствола производят выстрелы одновременно. В перерывах между стрельбами стволы охлаждаются забортной водой с помощью автоматической системы охлаждения. Максимальная длительность очереди — 40-45 выстрелов, по окончании которой производится охлаждение в течение трёх минут. Ресурс ствола выдерживает 3000 выстрелов.

Огонь башни нацеливается с помощью артиллерийского радара МР-105 «Турель» (по классификации НАТО — Owl Screech). Огнем можно управлять автоматически, полуавтоматически при помощи призматического прицела или вручную. Расчет башни и систем комплекса состоит из 9 человек (в том числе 4 под башней), масса башни — 26 т. Башня имеет лёгкую броню толщиной 5 мм. Недостатком башни является слабая вентиляция, заставляющая вести огонь при открытых люках. Преимуществами системы являлись точность и высокая надежность. Скорость наведения в вертикальной плоскости 30°/сек, в горизонтальной — 35°/сек, или соответственно 1,2°/сек и 1°/сек (вручную).

Применялись два типа снарядов:

  • Противоавиационный (зенитный) ЗС-62 с радиоуправляемым капсюлем-взрывателем типа АР-67
  • Осколочно-фугасный ОФ-62 с ударным капсюлем-взрывателем типа ВГ-67

Масса детонатора капсюля — 400 г, (у обоих типов снарядов), масса порохового заряда — 3,055 кг. Снаряды оснащены самоликвидатором; дальность стрельбы ограничена 11000 м.

37-мм автоматическая зенитная артиллерийская установка 70-К

Выставленная в музее 70-К – корабельная модификация широко распространённого советского автоматического зенитного орудия 61-К. Когда ищешь в интернет информацию по установке 70-К, обычно натыкаешься на заимствованные у Широкорада фрагменты текста, где высказывается уйма упрёков в адрес предков. Мол, в ГАУ ошиблись и перед Великой Отечественной войной приняли на вооружение 37-мм зенитное орудие вместо более действенного калибра 45 мм. На критика с недоумением взирают немецкие 37-мм Flak 37 и Flak 43, американская 37-mm M1A2 L/53.5, 40-мм английская QF 2 pdr AA (“пом-пом”), а также “мама” советской пушки – 40-мм Bofors L60 образца 1936 года. Кстати, последняя из перечисленных, по сию пору используется на ганшипах Lockheed AC-130 для стрельбы по наземным целям, а также на военных катерах некоторых стран.

Основные характеристики

Каждый из двух автоматов оснащался стволом-моноблоком с надетым на него пружинным накатником. На конце ствола установлен эжектор для продувки ствола после каждого выстрела. Ствол имеет 24 нареза постоянной крутизны. Автоматика пушки основана на принципе использования энергии отката подвижных частей от выстрела при коротком ходе ствола. Выстрел происходит автоматически, непосредственно после полного закрывания затворов и полного наката обоих орудий. Чтобы избежать разброса снарядов из-за несинхронного выстрела правого и левого орудий, на люльке автоматов монтировался механический синхронизатор. Первое заряжание автомата производится гидравлическим механизмом перезарядки.

Оба автомата монтируются в одной люльке, представляющей собой стальную сваренную из литых элементов конструкцию коробчатого сечения, закрепленную в подцапфенниках ладыг станка. Последний устанавливается на шаровом основании, зубчатый обод которого неподвижно крепится на уравнительном кольце палубы. Башни имеют необычно глубокие проемы для стволов, что позволило смонтировать поворотный узел люльки за осью вращения башни и обеспечить большие углы подъема стволов. Башня обеспечивает горизонтальное наведение в диапазоне ±147° (±153° для пр. 35) для носовой башни и ±164° — для кормовой. Углы вертикального наведения составляют -10/85°, скорость наведения по горизонтали — 26°/сек, по вертикали — 30°/сек. Бронирование башни составляет 5 мм и служит не столько броней в традиционном смысле этого слова, сколько укрытием механизмов и расчета от непогоды.

В отличие от более поздних систем, постоянного подведения охлаждающей забортной воды АК-726 не имеет. Охлаждение осуществляется в перерывах между очередями, для чего шланг, подключенный к судовой магистрали, вставляется в казенник ствола. Максимальная длина непрерывной очереди до охлаждения — 40-45 выстрелов, время охлаждения — порядка трех минут. Подача боеприпаса в приемники орудий осуществляется из подбашенного отделения элеваторами подачи отдельно для каждого автомата.

Механизмы наведения установки имеют электроприводы с двумя способами управления — дистанционным и местным, а также запасной аварийный ручной привод. Огонь может вестись по данным артиллерийского радара МР-105 «Турель» и ПУС «Фут-Б» в автоматическом режиме, либо в полуавтоматическом режиме с применением оптического прицела «Призма» и в ручном режиме под управлением оператора. Расчет башни составляет 9 человек, из которых четверо находятся на подаче снарядов в подбашенном отделении.

Дальность стрельбы: до 16 км, боекомплект: 1000 снарядов (в игре — 488 на башню, плюс еще 276 в боеукладке первой очереди), скорострельность: 100 выстрелов в минуту (в игре — 90). Тони ДиДжиллиан у себя приводит несколько иные данные: дальность — 18 км, скорострельность — 45 выстрелов в минуту, очевидно имеется ввиду не техническая а боевая скорострельность, но все равно — как-то подозрительно мало.

Доступные снаряды

Для орудий доступны два вида снарядов, зенитный и фугасный. Какой и в каких количествах грузить — выбор за капитаном. Следует только помнить, что механика неполной загрузки артпогребов на флоте, в отличие от танков, не работает.

  • ОФ: Осколочно-фугасный выстрел УОФБ-62 со снарядом ОФ-62 с ударным взрывателем с самоликвидатором ВГ-67, вес снаряда 5,9 кг из них 400 г A-IX-2 (эквивалент 616 г TNT), фугасное бронепробитие — 10 мм на всех дистанциях;
  • ОФ-РВ: Зенитный выстрел УЗСБ-62РП со снарядом ЗС-62 с радиолокационным взрывателем АР-51Л, вес снаряда 5,9 кг из них 480 г A-IX-2 (эквивалент 739 г TNT), радиус срабатывания — 8 м, дистанция взведения — 400 м, фугасное бронепробитие — 11 мм на всех дистанциях.

Зенитный снаряд несет несколько больше довольно эффективного ВВ и позволяет вести огонь над препятствием, с некоторой вероятностью поражения цели осколками. Также, он весьма эффективен против вражеской авиации, но следует помнить, что взрыватель становится на боевой взвод он только на дистанции 400 м от среза ствола, так что в бою накоротке он может просто пробивать «москитный флот» навылет без разрыва. Динамического бронепробития обоим снарядам почему-то не завезли.

Сравнение с аналогами

Аналоги этим орудиям в игре подобрать сложно. Неким подобием можно назвать американскую систему 3″/50 (76-мм) Mk.34, установленную на тяжелом катере «Эшвилль», но она имеет только один ствол и в два раза худшую скорострельность, при примерно равнозначных снарядах. Еще ближе к АК-726 спаренная версия этой пушки — Mk.33, в игре эта артсистема встречается не на американских, а на японских кораблях. Фрегат «Тикуго» оснащен одной такой башенной установкой, фрегат «Исудзу» — двумя.

Производство и испытания

Производство орудий

Производство АУ 34-К велось на заводе № 8 с 1936 по 1941 год включительно. На 1 января 1941 года в ВМФ СССР имелось 222 установки 34-К. В первом полугодии 1941 года было изготовлено 62 установки, вот втором полугодии — одна. С 1942 года вместо 34-К в производство была запущена 85-мм артиллерийская установка 90-К.

Испытания

В начале 1936 года завод им. Калинина изготовил опытный образец установки 34-К. С 5 по 25 марта 1936 года образец прошел полигонные испытания. С 28 мая по 29 июня 1936 г. были проведены корабельные испытания установки 34-К на эскадренном миноносце «Шаумян» и на канонерской лодке «Красная Абхазия».

АК-176

76,2-мм морская артиллерийская установка

АК-176 разработана ЦНИИ «Буревестник». Тактико-техническое задание на разработку артиллерийской установки А-221 утверждено заместителем Главкома ВМФ СССР 30 сентября 1969 г. Разработка началась по постановлению Совета министров СССР от 15 марта 1971 г. в ЦНИИ «Буревестник» (создан на базе КБ Горьковского машиностроительного завода в 1970 г.), главный конструктор Г.П.Рындык.

Полигонные испытания установки А-221 прошли с 14 апреля по 14 июля 1977 года на полигоне в поселке Ржевка (под Ленинградом) в объеме 3215 выстрелов. Разработка официально завершена в 1978 г. Корабельные испытания проводились с 23 по 30 января 1979 г. в районе Балтийска на головном ракетном катере Р-5 проекта 12411.

Серийное производство установки АК-176 велось на Горьковском машиностроительном . Установка принята на вооружение приказом Министра обороны СССР №101 от 22 июня 1979 г.

Модернизированный комплекс АК-176-МР-123-02/176 с установкой АК-176М, выполненной в новом корпусе, разработан в период между 1984 г. и 1991 г.

Установка АК-176 на пограничном сторожевом корабле «Алмаз». (https://www.warships.ru/)

Установки АК-176 в ВМФ России

  • Сторожевой корабль «Дагестан» проекта 11661К (1 установка)
  • Малый ракетный корабль (МРК) проекта 1241 (1 установка)
  • Малый ракетный корабль (МРК) проекта 1241Р (1 установка)
  • Малый ракетный корабль (МРК) проекта 12418 (1 установка)
  • Малый ракетный корабль (МРК) проекта 1239 «Бора» / «Самум» (1 установка)
  • Малый ракетный корабль (МРК) проекта 12341 (1 установка)
  • Малый противолодочный корабль 1241П (1 установка)
  • Малые противолодочные корабли проектов 1331М, 1141, 12412 (по 1 установке)
  • Ракетный катер проекта 1241.1 «Молния» (1 установка)
  • Ракетный катер на подводных крыльях проекта 206МР (1 установка)
  • Ракетный катер проекта 10411 (1 установка)
  • Десантный корабль проекта 775 (1 установка) и др.корабли

Конструкция установки

Корпус установки впервые в СССР (на серийных установках) изготовлен с применением легких сплавов. Проектом предусматривался вариант башни из стали толщиной 5 мм.

Модернизированная установка АК-176М выполнена в корпусе типа «stealth», предлагается на экспорт.

ТТХ установки АК-176

Артиллерийская установка АК-176 на малом ракетном корабле «Самум»(https://flot.sevastopol.info/)

Боеприпасы пушки

Установка АК-176М модернизированного варианта комплекса(Буклет ФГУП КБ «Буревестник»)

Система управления и наведения

Применение в бою

В бою эта артустановка может и должна решать самые разные задачи — от стрельбы по эсминцам и катерам и вплоть до задач ПВО дальней-средней зоны, так как у СКР, несущих эти орудия, никакой другой артиллерии просто не предусмотрено. Пушки обладают вполне внятной баллистикой и великолепной огневой производительностью, что способно сыграть с капитаном СКР весьма злую шутку. Во-первых с такой скорострельностью при таком калибре очень легко перегреть стволы и заклинить орудия, так что длина очереди больше 10 секунд крайне не рекомендуется. Во-вторых боеукладка первой очереди у АК-726 состоит из 276 снарядов на установку, после чего следует довольно долгая, в 15-17 секунд перезарядка, во время которой корабль практически безоружен. Ну и, при стрельбе совсем в упор, снаряды с радиовзрывателем могут не успеть взвестись.

Достоинства и недостатки

В лице АК-726 имеем в игре весьма совершенную и грозную артсистему, способную вести огонь с равной эффективностью как по самолетам, так и по кораблям противника. Некоторым недостатком может стать слабое бронирование башен, так что установка может быть выведена из строя даже крупнокалиберным пулеметом.

  • Отличная скорострельность;
  • Наличие снаряда с дистанционным взрывателем;
  • Хорошая баллистика;
  • Хорошие УГН и УВН.
  • Довольно легко выбиваются;
  • ББ снаряд отсутствует;
  • Быстро греются стволы;
  • Боеукладка первой очереди довольно долго перезаряжается.

36-я бригада ракетных катеров.(Балтийск)

1-й гвардейский дивизион ракетных катеров

Дивизион расплагает в своем составе противокорабельные ракетные катера проектов 1241.1 и 1241.1М.

Противокорабельное вооружение состоит из четырех пусковых установок противокорабельных ракет, у модификации 12411 в ПУ располагались ПК ракеты П-15 «Термит» (дальность 40 км, у модификации «М» – 40км), а у модификации 12411М в ПУ располагались ПК П-270 «Москит» (дальность стрельбы — от 10 до 120 км по маловысотной траектории, 250 км при высотном профиле полёта).

Зенитное вооружение представлено ЗРК «Стрела-3» (дальность 4.5 км) (боекомплект — 16 ЗУР) или «Игла» (дальность 5 км – Игла-1)(с аналогичным боекомплектом).

Артиллирийское вооружение представленно в виде установки башенного типа АК-176 76.2 мм. (эффективная дальность 12 км, высота поражения 7 км)

Р-2 «Чувашия» — ракетный катер проекта 1241.1М. Бортовой номер 870, в составе флота с 1999 года.

Р-129 «Кузнецк» — ракетный катер проекта 1241.1. Бортовой номер 852, в составе флота с 1985 года.

Р-187 «Заречный» — ракетный катер проекта 1241.1. Бортовой номер 855, в составе флота с 1989 года.

Р-257 — ракетный катер проекта 1241.1. Бортовой номер 833, в составе флота с 1986 года.

Р-291 «Димитровград» — ракетный катер проекта 1241.1. Бортовой номер 825, в составе флота с 1991 года.

Р-293 «Моршанск» — ракетный катер проекта 1241.1. Бортовой номер 874, в составе флота с 1992 года.

106-й дивизион малых ракетных кораблей

Дивизион располагает 4мя малыми противокорабельными ракетными кораблями проекта 1234.1

Противокорабельное вооружение состоит из шести пусковых установок противокорабельных ракет в блоках которых располагаются противокорабельные ракеты П-120 «Малахит» (дальность: 15-150 км)

Зенитное вооружение представлено ЗРК «Оса-М». ЗРК «Оса-М» способен обеспечивать поражение целей, летящих со скоростью 300 м/с на высотах 200—5000 м и на дальности до 9000 м (для сверхзвуковых целей — 7100), на малых высотах (50—100) дальность поражения целей снижается до 4000—6000 м. Принятый в 1979 году на вооружение ВМФ СССР модернизированный ЗРК «Оса-МА» устанавливался на малых ракетных кораблях проекта 1234.1. Модернизированный комплекс имел повышенную дальность поражения воздушных целей (15 км) на высотах от 15 м.

Артиллирийское вооружение представленно в виде установки башенного типа АК-725 57 мм. Дальность стрельбы — 8420 м,

«Гейзер» — малый ракетный корабль проекта 1234.1. Бортовой номер 555, в составе флота с 1989 года. капитан 3 ранга Деркач Руслан

«Зыбь» — малый ракетный корабль проекта 1234.1. Бортовой номер 560, в составе флота с 1989 года.

«Ливень» — малый ракетный корабль проекта 1234.1. Бортовой номер 551, в составе флота с 1991 года.

«Пассат» — малый ракетный корабль проекта 1234.1. Бортовой номер 570, в составе флота с 1990 года.

В данный девизион скорее всего также входят Малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт» и Малые ракетные корабли проекта 21631«Буян-М»

Малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт»

«Мытищи», «Советск», «Одинцово».

ПВО представленно, «Мытищи» и «Советск» – две АУ АК-630М, а «Одинцово» – зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-М»

Артиллерия предствалена

  • одна 76,2 мм автоматическая универсальная артиллерийская установка АК-176МА исполнение 1 («стелс»)
  • две шестиствольные 30 мм установки АК-630М
  • две 12,7 мм пулемётные установки «Корд»

Крылатые ракеты – 8 ячеек с «Калибр-НК» (дальность по морским целям составляет 375 км, по наземным — 2600 км)

Малые ракетные корабли проекта 21631«Буян-М»

«Зелёный Дол», «Серпухов».

Корабль оборудован установкой вертикального пуска (УВП) 3С14 на 8 крылатых ракет «Оникс», а также «Калибр».

Артиллерийское вооружение корабля представлено одной 100 мм АУ А-190 «Универсал» и одной 30 мм автоматической АУ АК-630М-2 «Дуэт» с двумя шестиствольными вращающимися орудиями.

ПВО. МРК также вооружён двумя пусковыми установками ЗУР 3М-47 «Гибка Р», двумя 14,5 мм и тремя 7,62 мм пулемётами.

История

Башня АУ AK-726 на БПК проекта 61, слева — РЛСУ МР-105 «Турель» (левее пусковой установки ЗРК М-1 «Волна»).

Работы над новой артиллерийской системой калибра 76,2 мм, используемой главным образом для противовоздушной обороны, а также для поражения морских целей, были начаты в 1954 году конструкторским бюро ЦКБ-7 (позднее КБ «Арсенал»; главный конструктор П. А. Тюрин). Основной частью системы является двухствольная артиллерийская башня (имеющая заводское обозначение ЗИФ-67), включает также систему управления огнём. Новое развитие проект получил в 1956—1957 годах. Прототип башни ЗИФ-67 был изготовлен в 1958 году. Два различных варианта башни были отправлены на Черноморский и Балтийский флоты, где проходили морские испытания с 1960-го по 1961 годы на двух противолодочных кораблях проекта 159 — ПЛК-1 и ПЛК-17. После испытаний был выбран вариант башни с упрощённой системой подачи боеприпасов как более надёжный, после чего началось серийное производство артсистемы и её монтаж на новых кораблях. Полная версия артиллерийского комплекса АК-726 с РЛСУ МР-105 «Турель» была впервые установлена на ракетном крейсере «Грозный» и БПК «Комсомолец Украины» в 1962 году.

Система была официально принята на вооружение 24 июня 1964 года. С этого времени АК-726 стала одной из самых распространённых артиллерийских систем на советских кораблях, а также экспортировалась за рубеж. Однако из-за низкой эффективности поражения морских целей, наряду с небольшим калибром, с 1980-х годов на новых кораблях эти установки были заменены на 100-мм артсистему АК-100.

АК-130 и ее характеристики

130-мм корабельная пушка вошла в состав двухствольной установки А-218. Первоначально разрабатывался одноствольный вариант А-217, но потом было признано, что двухствольная А-218 имеет большую скорострельность (до 90 выстрелов на два ствола), и предпочтение было отдано ей.

Но для этого конструкторам пришлось увеличить массу установки. В результате вес всего комплекса составил 150 т (сама установка – 98 т, система управления (СУ) – 12 т, механизированный арсенальный погреб – 40 т).

В отличие от предыдущих разработок корабельная пушка (фото см. ниже) имела ряд новшеств, повышающих ее скорострельность.

Прежде всего это унитарный патрон, в гильзе которого были объединены воедино капсюль, пороховой заряд и снаряд.

Также А-218 имела автоматическую перезагрузку боеприпасов, что позволяло использовать весь боекомплект без дополнительных команд человека.

СУ «Лев-218» также не требует обязательного вмешательства человека. Коррекцию стрельбы делает сама система в зависимости от точности взрывов падающих снарядов.

Высокая скорострельность орудия и наличие специализированных выстрелов, имеющих дистанционные и радиолокационные взрыватели, позволяют АК-130 вести стрельбу по воздушным целям.

ТАВКР “Новороссийск”

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.3 Тихоокеанского флота СССР (ВМФ СССР) в 1978—1991 гг.

История

Проект был разработан в Невском проектно-конструкторском бюро в 1975 году (руководитель А. Н. Маринич), утверждён в июле 1975 года. По сравнению с предыдущими проектами планировалось увеличить авиагруппу, отказаться от торпед. Впервые в СССР авианосец был рассчитан на размещение десанта на борту, прием тяжёлых транспортных вертолётов и базирование истребителей Як-38П.

Строился с 1975 по 1978 год в верфи в Николаеве (Черноморский судостроительный завод, директор А. Б. Ганькевич). Изменения, вносимые в проект во время постройки, задержали срок сдачи в эксплуатацию до 1982 года. В 1978 года спущен на воду и достраивался в плавучем состоянии.

15 августа 1982 года на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг СССР, а 24 ноября он был включен в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота.

Последний поход состоялся в мае 1991 года.

Всего за время службы с палубы корабля было совершено 1900 взлётов самолётов и 2300 — вертолётов.

Из-за сокращения финансирования в 1991 году был поставлен на прикол в бухте Постовая близ Советской Гавани Хабаровского края.

В январе 1993 года на корабле произошёл пожар. Был поставлен в док для ремонта, но 30 июня 1993 года было принято решение об исключении из состава флота.

В 1994 году продан южнокорейской компании «Янг Дистрибьюшн Компани» за 4,314 миллиона долларов США. После был списан на металл и в 1997 году был разобран окончательно в городе Пхохан, Южная Корея.

Описание

Предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям в составе группы.

Как и у других моделей советский тяжёлых авианесущих крейсеров, полётная палуба расположена под углом к продольной оси (4,5 град.), покрыта термостойкими плитами АК-9Ф, а надстройка смещена к правому борту.

Энергетическая установка состояла из 8 паровых котлов КВН-98/64 и 4 ГТЗА ТВ-12-3, разделялась на два эшелона. Для выработки электроэнергии использоались 6 турбогенераторов и 4 дизель-генератора общей мощностью 15 МВт.

На борту располагались две эскадрильи: противолодочных вертолётов Ка-27 и самолётов Як-38П, их общее число увеличено до 36 (больше, чем у крейсеров «Киев» и «Минск»). Авиатехника размещалась в ангаре под полётной палубой, там удалось расположить 24 машины. На полётную палубу их поднимали с помощью двух подъёмников: подъёмник для самолётов размещается в районе миделя, подъёмник для вертолётов позади надстройки.

Вооружение состоит из 4 установок П-500 Базальт (16 ракет), 2 установок ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет), 2 артиллерийских установок АК-726 и 8 30-мм установок АК-630, 1 установки противолодочного комплекса РПК-1 (16 ракето-торпед 82Р), 2 реактивных бомбометов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60). Торпедные аппараты отсутствовали.

Служба

Хотя корабль был приписан к Тихоокеанскому флоту.

-9 мая 1983 года принимал участие в параде на рейде Севастополя.
-14 мая—7 июня 1983 года в составе группы совершил переход в Североморск. Там в составе Северного флота участвовал в учениях.
-С 17 октября 1983 года по 27 февраля 1984 года в составе группы осуществил переход вокруг Европы, Африки и Азии во Владивосток. По ходу следования совершил заходы в Луанду (Ангола), Викторию (Сейшельские острова), Мапуту (Мозамбик), Мадрас (Индия).

-В 1984 году принимал участие в учениях «Голубая стрела» и «Длинная осень».
-В марте-апреле 1985 года принимал участие в учениях Тихоокеанского флота около Гавайских островов.
-В 1986 году прошёл частичный ремонт в Дальзаводе, бухте Золотой рог г. Владивостока, затем в плавдоке.
-12—16 мая 1988 года нанёс визит в г. Вонсан (КНДР).
-В 1988—1990 годах был осуществлён средний ремонт на «Дальзаводе».

ТТХ

Основные характеристики

-Водоизмещение: 31 900 т полное; 43 220 т стандартное
-Длина: 273,1 м (наибольшая), 235,8 (по КВЛ)
-Ширина: 31,0 м (по КВЛ), 51,3 м (ширина полётной палубы)
-Высота: 61,6 м (от киля до клотика)
-Осадка: 9,3 м (максимальная)
-Мощность: 4 х 35 500 л. с.
-Скорость хода: 32,5 уз. (максимальная), 30,4 уз. (полного хода), 14,2 уз. (экономическая), 18,2 уз. (боевая экономическая)
-Дальность плавания: 7160 морских миль экономическим ходом
-Автономность плавания: 30 суток
-Экипаж: 1607 человек, авиагруппа — 430 человек

Вооружение

-Артиллерия: 2 х 76,2-мм АК-726
-Зенитная артиллерия: 8 х 30-мм АК-630
-Ракетное вооружение: 4х2 ПУ ПКРК П-500 «Базальт»; 2 х ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет)
-Противолодочное вооружение: 1 х РПК-1 (16 ракето-торпед 82Р); 2 х РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60)
-Авиационная группа: 18 самолётов; 18 вертолётов

Осадка9,3 м
Скорость хода32,5 узла
Водоизмещение43220 т
Дальность плавания7160 миль

76.2-мм спаренная артиллерийская установка АК-726 (ЗИФ-67) учебного корабля пр.887 «Хасан»

В 1954 году было принято решение о разработке 76-мм двухорудийной установки. К этому времени на вооружении нашей армии и флота автоматических орудий калибром свыше 57-мм не состояло. Проектирование установки велось ЦКБ-7. В 1958 году опытный образец ЗИФ-67 был изготовлен заводом №7 и прошел заводские испытания. В 1961 году различные варианты установки с ПУС “ФУТ-Б” испытывались на Черном море и на Балтике. Для понимания контекста надо пояснить, что этот период характеризуется поиском в Советском Союзе асимметричных способов борьбы с ВМС стран НАТО, которые многократно превосходили силы советского ВМФ. Чтобы сравняться с вероятным противником в количественном отношении денег не имелось. Поэтому ставку сделали на использование атомных силовых установок и управляемое ракетное оружие. Ракеты должны были компенсировать отсутствие у нашего флота палубной авиации, что ограничивало его ударные возможности радиусом действия самолётов берегового базирования. Предполагалось, что эти корабли смогут в одиночку выходить против АУГ супостата и громить их ракетными залпами с предельных дистанций. При этом одноканальный ЗРК “Волна” (морской вариант ЗРК С-125) сможет обеспечить крейсеру эффективную ПВО. Так в СССР появился проект ракетных крейсеров, вооруженных противокорабельным ракетным комплексом П-35.

РАЗВИЛКА АИ

К 1991 году БПК проекта 61 считались мореходным, надежным и скоростным (35,5 узлов полного хода) кораблем.. совершенно не пригодным в качестве охотника за подводными лодками противника. Действительно, если в момент формирования оперативно-технического задания дальность обнаружения подводной лодки противника встроенной ГАС и дальность ее поражения противолодочной торпедой семейства СЭТ в 15 км была вполне приемлемой, то к 1991 году БПК и подлодки вероятного противника поменялись ролями – теперь подводная лодка могла легко и обнаружить, и поразить БПК, находясь за как пределами радиуса действия его гидроакустики, так и за пределами средств его поражения.

Одновременно с этим, и внешнеполитические амбиции, и экономические возможности Российской Федерации резко упали в сравнении со временами СССР и ни потребности , ни средств перевооружить БПК проекта 61 не находилось. Над кораблями нависла угроза разоружения и резки на металл. Выход нашелся в заключении экспортных контрактов. В то время ряд стран испытывал потребность в недорогих (в том числе бывших в эксплуатации), но надежных военных кораблях сходного водоизмещения. Однако, все они настаивали на наличии вертолетного ангара и усиленном противокорабельном ракетном вооружении, с использованием новейших ракет. ПКР «Термит» для 1991 года был уже «не комильфо».

Замена устаревшей ГАС на полностью новый образец сразу превращала проект из категории «дешевого» в категорию «дорогого в старом корпусе», и никакого интереса у заказчиков вызвать не могла.

Выход был найден за счет обратной переклассификации БПК в СКР. Поскольку охотиться за подводными лодками «поющим фрегатам» теперь было противопоказано, из всего комплекса противолодочного оружия кораблям оставили только две пусковые установки РБУ-6000 для противоторпедной защиты – старенькая ГАС торпеды, тем не менее, в пределах действия РБУ исправно обнаруживала.

При этом корабль оснастили новым ракетным противолодочным комплексом РПК-8 (Комплекс использовал штатные пусковые установки РБУ-6000, но отличался от установленного комплекса ПЛО «Смерчь-2» новой противолодочной ракетой с управляемым самонаводящимся гравитационным снарядом и доработанными приборами системы управления огнем. РПК-8 был принят на вооружение в 1991 году). В результате внедрения комплекса РПК-8 корабль получил высоэффективное средство борьбы с подводными лодками противника в ближней зоне корабля в 8-10 раз превосходящее возможности комплекса «Смерч-2».

Вместо пятитрубного 533мм торпедного аппарата в пределах его массы и габаритов на СКР разместили две четырехтрубные контейнерные пусковые установки ПКР «Уран». На всех шести БПК проекта 61М (61МП) были демонтированы контейнеры с ПКР «Термит», срок эксплуатации которых вскоре истекал. Устаревший носовой ЗРК «Волна» с боекомплектов 16 ЗУР в подпалубных барабанах заменили на ЗРК «Клинок» с 4 барабанами по 8 ракет и два шестиствольных артавтомата АК-630 (артавтоматы наводились на цель от РЛС и СУО ЗРК «Кинжал») .

На корме вместо ЗРК и артустановки комфортно разместился надпалубный вертолетный ангар и интегрированные с ним еще 4 барабана по 8 ракет кормового ЗРК «Кинжал» для защиты задней полусферы. Еще 4 ЗАК-630 были размещены побортно вместо РБУ-1000 в центре корабля, как и по проекту 61М(61МП). Авиагруппа вместо устаревшего противолодочного Ка-25 была оснащена более подходящим для целей СКР транспортно-боевым вертолетом Ка-29.

АК-726 — корабельная 76-мм артустановка

АК-726 — корабельная 76-мм артустановка

Спаренными универсальными 76-мм артустановками АК-726 были вооружены многие корабли советского ВМФ, в том числе находящиеся в боевом строю сторожевые корабли проекта 1135 и экспортные сторожевики проекта 1159. Работы по созданию артустановки были начаты в ЦКБ-7 в апреле 1954 г. Заводские испытания проводились в 1958 г. и дали в целом положительные результаты, однако полигонные испытания и доводка установки затянулись до 1963 г. На вооружение ВМФ СССР она была принята в 1964 г., серийное производство осуществлялось с 1961 по 1988 гг.

Артустановка АК-726 разработана как палубно-башенная, с достаточно длительным ведением автоматического огня и в комплексе с РЛС управления стрельбой. Она состоит из боевого и подбашенного отделений. Боевое отделение представляет собой поворотную платформу (станок), на которой смонтированы качающаяся часть артустановки, механизмы вертикальной и горизонтальной наводки, элеватора подачи патронов, система охлаждения стволов и прицельные приспособления. На поворотной платформе смонтирована также броневая защита, выполненная из стальных листов толщиной 5 мм. Она защищает расчет, орудия и механизмы от осколков снарядов малого калибра.Качающаяся часть артустановки представляет совой систему из двух 76-мм автоматов, расположенных в общей люльке. Люлька связана с механизмом вертикального наведения зубчатым сектором. Механизм вертикального наведения снабжен электроприводом и обеспечивает скорость вертикального наведения 30 град./с.

Каждый автомат установки АК-726 состоит из ствола с затвором, досылателя пружинного типа с шестеренчатым ускорителем, приемника с вертикальной и поперечной подачами, гидравлического тормоза отката веретенного типа с игольчатым тормозом наката и компенсатором. Ствол выполнен в виде моноблока, его длина составляет 59 калибров, на дульной части установлен эжектор, обеспечивающий продувку канала ствола после каждого выстрела (во время стрельбы в башне находится часть расчета артустановки, и попадание пороховых газов из канала ствола в башню крайне нежелательно). Охлаждение стволов производится забортной водой в перерывах между очередями; живучесть ствола составляет около 3000 выстрелов; живучесть автомата — 5000 выстрелов.Подача патронов в приемники автоматов производится из подбашенного отделения элеваторами подачи для каждого автомата отдельно. Элеваторы имеют независимые приводы — гидравлический и ручной. Подача патронов в подбашенное отделение на стеллажи артустановки осуществляется вручную из корабельных элеваторов или корабельных стеллажей через окна в неподвижном барабане корабля во время охлаждения ствола или других перерывов в стрельбе.

На всем пути подачи патроны транспортируются в обоймах по 2 патрона в каждой. Производительность элеватора обеспечивает практическую скорострельность, равную темпу стрельбы автомата.Для стрельбы из АК-726 используются выстрелы унитарного заряжания (патроны) УЗСБ-62РП (зенитный) и УОФБ-62 (осколочно-фугасный). Снаряды ЗС-бЗ выстрелов УЗСБ-62РП комплектуются радиолокационным взрывателем ЛР-51Л. Осколочно-фугасные снаряды ОФ-62 выстрелов УОФБ-62 имеют ударный взрыватель ВГ-67 с самоликвидатором, имеющим время срабатывания 28-31 секунду. Потолок стрельбы по самоликвидатору составляет 11 000 м. Управление стрельбой может осуществляться дистанционно с помощью системы дистанционного управления Д-67 от прибора управления стрельбой корабля «Фут-6» или МР-105. Также предусмотрено управление стрельбой с поста, находящегося в башне. Данные на установленные на этом посту приборы наведения ПУГН и ПУБН могут поступать из центрального поста (центральная наводка) или от прицела «Призма» (автономная наводка).

Фото артустановки АК-726

Тактико-технические характеристики артустановки АК-726

Калибр, мм
76,2

Длина ствола, калибров
59

Количество стволов
2

Максимальный угол возвышения, град.
84

Скорость наведения в вертикальной плоскости, град./с
30

Скорость наведения в горизонтальной плоскости, град./с
35

Скорострельность на ствол, выстр./мин
90

Непрерывная очередь на ствол/время охлаждения, мин
60/1-2

Дальность стрельбы, км
5,7

Достигаемость по высоте, м
1000

Вид снаряда
ОФ, с РВ

Масса снаряда, кг
5,9

Начальная скорость снаряда, м/с
980

Количество готовых к стрельбе выстрелов
60

Масса артустановки, т
26

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий