Легкий танк Pz.I (Sd.Kfz.101) (Германия)

Типовой штатный состав танкового полка 1943г.:

  • Штабная рота полка – 8 танков Pz Kpfw IV.
  • 1-й танковый батальон:
    • Штаб – 8 танков Pz Kpfw IV.
    • 1-я танковая рота – 17 танков Pz Kpfw IV (3 взвода по 5 танков).
    • 2-я танковая рота – 17 танков Pz Kpfw IV (3 взвода по 5 танков).
    • 3-я танковая рота – 22 танка Pz Kpfw III (4 взвода по 5 танков).
  • 2-й танковый батальон:
    • Штаб – 8 танков Pz Kpfw IV и Pz Kpfw III.
    • 1-я танковая рота – 17 танков Pz Kpfw IV (3 взвода по 5 танков).
    • 2-я танковая рота – 22 танка Pz Kpfw III (4 взвода по 5 танков).
    • 3-я танковая рота – 22 танка Pz Kpfw III (4 взвода по 5 танков).

Чаще всего реальное количество танков в подразделениях отличалось от штатного.

В мае 1943 г. новые танки Pz Kpfw V «Пантера» получили 51-й и 52-й отдельные танковые батальоны, затем ими вооружались 23-й и 2б-й отдельные танковые полки и танковые полки дивизий СС «Дас Рейх» и «Лейбштандарте Адольф Гитлер».

По штату 1944 г. немецкая танковая дивизия имела танковый полк двухбатальонного состава. Первый батальон был вооружен танками Pz Kpfw V «Пантера», второй – танками Pz Kpfw IV. В состав батальона входили четыре роты по 17 танков в каждой. В штабе насчитывалось 8 танков. Всего в танковом батальоне «Пантер» по штату полагалось иметь 76 танков. В состав батальона входили также саперный взвод, взвод ПВО, с лета 1944 г. вооруженный самоходными 37-мм ЗСУ «Мёбельваген» или 20-мм четырехствольными ЗСУ «Вирбельвинд» и техническая рота, укомплектованная БРЭМ и различными автомашинами. В действительности в танковых батальонах вермахта бывало в среднем по 51-54 «Пантеры», а в войсках СС – до 64 танков этого типа. На самом деле танки Pz Kpfw V «Пантера» поступили на вооружение не всех танковых дивизий вермахта. В некоторых танковых полках оба батальона имели на вооружении только Pz Kpfw IV.

В начале 1944 г. штатный состав танковых рот составлял 17 танков, летом – уже 14, а в ноябре 1944 г. – по 10 танков в каждой роте.

В ходе всей войны наблюдалась тенденция общего сокращения количества танков в дивизии. Например, в 1939 г. по штату на танковую дивизию приходилось 328 танков, в 1941 г. – 160 – 221, в 1944 г. – 170, а весной 1945 г. – всего от 40 до 54 (в том числе «Ягдпанцер»). Уменьшение количества танков в 1939-1941 гг. было связано с увеличением количества дивизий, так как промышленность не могла обеспечить их полностью боевой техникой. Дальнейшие сокращения обусловливались изменением характера вооруженной борьбы на советско-германском фронте. Стремясь восстановить боевые возможности дивизий, германское командование включило в состав каждой из них более 40 САУ, а один из двух батальонов танкового полка перевооружался тяжелыми танками Pz Kpfw V «Пантера». В связи с переходом гитлеровской армии к стратегической обороне с осени 1943 г. и до конца войны происходит уменьшение численности личного состава, а также различных образцов боевой техники и вооружения.

Тактика игры на T1 Heavy Tank

Чтобы в бою показывать хорошие результаты, набивать много урона и приносить максимум пользы, необходимо знать все слабые и сильные стороны своего танка. Первое, о чем вы должны помнить – у нас плохи дела с броней и поэтому на T1 Heavy Tank тактика

не может подразумевать танкование и сдерживание противника.

Напротив, лучше оставаться на второй линии и наносить урон из безопасного места, где вас не будут видеть. Однако при таких внушительных габаритах не светиться тяжело, так что занимать позицию нужно правильно. Вспоминаем о том, что тяжелый танк T1 Heavy

обладает отличными УВН, соответственно, нам крайне выгодно играть от башни и даже стоя на второй линии, это правило применимо.

Разумеется, если довелось сближать с противником ничего менять не нужно, именно башня способна хотя бы иногда держать удар, она имеет небольшие размеры, а значит, попасть по вам будет тоже сложнее. Но помните, если пришлось перестреливаться с седьмым уровнем, T1 Heavy Tank WoT

не спасет даже башня, пробивать вас будут очень легко, так что действуйте осторожно. Как вы уже могли догадаться, именно вверху списка наш американец способен на действительно больше свершения

В боях против 6-7 уровней T1 Heavy World of Tanks

Как вы уже могли догадаться, именно вверху списка наш американец способен на действительно больше свершения. В боях против 6-7 уровней T1 Heavy World of Tanks

превращается в танк поддержки, который может очень эффективно расстреливать врага издалека или аз-за спин союзников, пользуясь своим отменным уроном в минуту.

В остальном, боитесь вражеской арты, всегда прячьте корпус (особенно борта и корму), а также не забывайте следить за мини-картой.

Легкий танк PzKpfw I (SdKfz 101)

В 1933 году управление вооружений сухопутных войск предложило пяти фирмам (“Крупп”, “Геншель”, MAN, “Крупп-Грузон” и “Даймлер-Бенц”) разработать проект 5-тонного танка. По три машины каждой фирмы с примерно одинаковыми параметрами (массой 3,5 т и скоростью 37 км/ч) весной 1934 года (без вооружения) поступили в учебные подразделения. После сравнительной оценки проектов и обкатки в войсках предпочтение отдали крупповскому образцу, который создали инженеры Гогельлог и Вольферт.

Считается, что немецкие конструкторы ориентировались на английскую танкетку “Виккерс-Карден-Лойд” MkVL. Существует две версии этой легенды. По первой – якобы Советское правительство передало немцам две машины из приобретенных в 1929 году для бронесил Красной Армии. Английские источники утверждают, что в 1932 году немецкая фирма А.Новак купила три шасси этой танкетки. В любом случае, повод у немцев для тщательного изучения английской техники был.

Выпускавшиеся серийно с июля 1934 года по 1936 год PzKpfw I Ausf A комплектовались 57-сильными четырехцилиндровыми двигателями воздушного охлаждения “Крупп” M305. Силовая передача – механическая, производства “Райнметалл-Борзиг”, с пятиступенчатой коробкой передач и бортовыми фрикционами в качестве механизмов поворота. Корпус сварной из катаных броневых листов средней твердости, с расширенной подбашенной коробкой. В верхнем лобовом листе расположен люк доступа к агрегатам трансмиссии. Место водителя смещено влево от продольной оси по ходу движения. Низкая башня смещена соответственно вправо. Эта модификация имела смешанную подвеску ходовой части – передний каток на индивидуальном узле со спиральной пружиной, остальные блокировались попарно с листовыми четвертьэллиптическими рессорами. Задний каток исполнял роль ленивца. Отличительной особенностью являлась балка жесткости, соединяющая обе тележки катков. Танк вооружался спаренной пулеметной установкой в башне. Всего построили 818 PzKpfw I Ausf A.

В 1935 году в результате модернизации появился PzKpfw I Ausf B. На нем установили более мощный шестицилиндровый мотор фирмы “Майбах”, из-за чего повысилась скорость движения. Увеличили и длину корпуса – ввели еще один каток и приподняли ленивец. Танк стал тяжелее, но бронирование и вооружение остались прежними. Эти машины выпускались до июня 1937-го (всего 675 единиц), а строительство шасси продолжалось до 1941 года.

В 1935-1937 гг. фирма “Даймлер-Бенц” построила 184 малых командирских танка Kl Pz Bef Wg f Ausf B (Sd Kfz 265). Вместо башни они имели вместительную рубку с пулеметом в шаровой установке. Боевая масса – 5,9 т., экипаж – три человека. Использовались командирами танковых рот, батальонов, полков и бригад. Придавались также подразделениям связи и артиллерийской разведки.

В 1936-1938 гг. выпустили 164 легкие ремонтно-эвакуационные машины Berge Pz I Ausf B. Без башни, вооружения и кранового оборудования их масса составляла 4 т. В экипаж. Помимо командира и водителя, входили несколько ремонтников. В сентябре 1939 года 51 танк переделали в транспортеры боеприпасов. Башню сняли, а отверстие под нее закрыли броневым листом. Со временем обе модификации стали базовыми (после переделки) и для некоторых образцов самоходных установок. И еще, по крайней мере, три танка переделали в огнеметные машины.

К осени того же года построили 40 единиц VK 601 (или PzKpfw I Ausf C). Это действительно было нечто новое. Танк массой 8 т. с двигателем мощностью 150 л.с. развивал скорость 64, а по другим данным – даже 79 км/ч. Изменилось вооружение. Хотя и были оставлены пулеметы, но разного калибра: 13,2 и 7,92 мм (по другим данным, 20-мм пушка и 7,92-мм пулемет). Толщина лобовой брони доходила до 30, а бортовой до 20 мм. Эту машину, по-видимому, создавали для специальных операций, поскольку предусматривалась ее транспортировка по воздуху гигантским планером Me323. А вот на роль маневренного бронированного разведчика она подходила мало, так как экипаж, как и прежде, состоял из двух человек.

По крайней мере, восемь VK1801 воевали на советско-германском фронте в составе 1-й танковой дивизии. В это же соединение вермахта поступили и два VK601, остальные участвовали в боях во Франции в 1944 году.

Тяжёлые танки Второй мировой войны немцев

«Хищно-кошачье» название немецких танков использовалось и для самой известной боевой машины гитлеровской Германии – Pz.Kpfw. VI Tiger I (Т- VI «Тигр-I»). Все немецкие танки 1941 года были лёгкими или средними. Первый тяжёлый танк появился на вооружении вермахта лишь в конце 1942 года.

6. Pz.Kpfw. VI Tiger I от машиностроительного концерна Henschel, танк с боевой массой большинства модификаций в 57 тонн – именно с ним ассоциируется вся тяжёлая бронетехника вермахта Второй мировой войны.

Танки «Тигр» серийно выпускались в 1942-1945 гг. В общей сложности, немцы сделали 1354 танка данного типа.

Т- VI «Тигр-I»

В качестве основного вооружения, эти немецкие танки Великой Отечественной войны комплектовались 88 мм орудиями KwK 36 – это танковый вариант зенитной пушки FlaK 18/36. Спаренный с ней пулемёт MG-34 располагался справа от ствола пушки и наводился вместе с ней. Стрельбу из него вёл наводчик-оператор, нажимая правой ногой на педаль. Второй пулемёт размещался в лобовом корпусе. Также на «Тигры» устанавливали зенитные пулемёты и другое дополнительное вооружение.

7. Pz.Kpfw. VII Tiger II Königstiger (Т-VII «Королевский тигр») – тяжёлый танк боевой массой 68 тонн, дальнейшее развитие концепции танков «Тигр», продукция концерна Henschel. В рейтинге «Танки немецкой армии 1941 1945 гг.» это самая мощная боевая машина из реально эксплуатируемых.

Т-VII «Королевский тигр»

Его основным вооружением была 88-мм нарезная танковая пушка 8.8 KwK 43 L/71, сделанная на базе 88-мм зенитной пушки. Это самое длинноствольное и дальнобойное танковое орудие из всех, когда-либо использовавшихся вермахтом. Вспомогательным вооружением танка были два или три 7,92-мм пулемёта, а также антипехотная мини-мортира для ближнего боя.

Таких танков в 1943-1945 гг. Германией было построено 489 единиц.

8. Pzkpfw.VIII Maus (Т- VIII «Мышь») – это сверхтяжёлый танк боевой массой 188,9 тонн, который никогда не использовался в боях: в 1944-1945 гг. было построено лишь два опытных экземпляра.

В апреле 1945-го, при приближении Советской Армии к полигону, на котором они испытывались, оба «Мауса» были взорваны. Один из них, менее пострадавший, был восстановлен и занял место в экспозиции советского Бронетанкового музея в Кубинке.

Pzkpfw.VIII Maus

Основное вооружение сверхтяжёлого танка «Маус» – это два орудия: тяжёлая противотанковая пушка 128 мм KwK-44 L/55 и 75-мм KwK-40. Разработка этой бронемашины и производство опытных образцов велись под руководством профессора Фердинанда Порше.

Это все танки Германии Второй мировой войны 1939 1945, которые производила промышленность Третьего Рейха.

Кроме того, нельзя не упомянуть о том, что немецкая бронетехника в годы 1941-1945 и танки трофейные активно использовала.

Pz Kpfw 35(t)

Прежде всего – чешские лёгкие танки LT vz.35 (Pz Kpfw 35(t) компании «Шкода» и LT vz.38 (Pz Kpfw 38(t), совместной разработки Škoda и ČKD.

Pz Kpfw 38(t)

Это были современные, для второй половины 30-х годов, танки с 37 мм орудиями и двумя 7,92 мм пулемётами. После оккупации Чехословакии в 1939 году чехи продолжили производить эти боевые машины для немцев, и выпустили их, в общей сложности, 434 Pz Kpfw 35(t) и 1433 Pz Kpfw 38(t)

В целом, за годы Второй мировой войны германской промышленности удалось наладить серийное производство целой линейки новых средних и тяжёлых танков, по своим характеристикам не уступающих, а во многом и превосходящих танки СССР и стран-союзниц по антигитлеровской коалиции. Но это не помогло нацистам осуществить их бредовые планы мирового господства.

Предыстория танка

Подписание Версальскиго договора 1919 г. наложил на Германию серьезные ограничения в части развития вооруженных сил. В частности, Германии запрещалось вести разработку бронетехники, ее производство и формирование бронетанковых частей. Разрешалось построить лишь ограниченное количество бронеавтомобилей Schupowagen Kfz.3. предназначенных для нужд полиции.

Германия не соблюдала ограничения Версальского договора в полном объеме. Работы по строительству новых видов оружия и военной техники проводились в условиях абсолютной секретности. Глубокая и непроницаемая военная тайна покрывала опыты по отработке новых тактических приемов вождения войск. В 1925 г. фирмы Рейнметалл-Борзиг, Крупп и Даймлер-Бенц согласно распоряжению Wa Pruf 6 начала проектные работы по тяжелому танку нового типа. Проект получил в целях сохранения тайны наименование «Грострактор», этим термином в Германии назывались агрокультурные и тяжелые дорожные машины. Годом спустя, в 1928 г. прототипы «сельскохозяйственного трактора» на суд жюри представили фирмы Круп и Рейнметалл.

На следующий год, прототип фирмы Даймслер-Бенц проходил широкомасштабные полевые экзамены на полигоне близ Казани. В этот же период был изготовлен прототип легкого танка под кодовым наименованием «Легкий трактор», а фирма Рейнметалл представила прототип 77-мм САУ на шасси тягача WD. Ни одна из вышеозначенных машин не удовлетворяла требованиям технического задания, хотя к 1930 г. немецкий инженеры получили солидный опыт проектирования гусеничных бронированных самодвижущихся объектов.

Силовая установка

Немецкий танк Pz.Kpfw I Ausf. A оснащен 4-цил. двигателем внутреннего сгорания Крупп М-305 с воздушным охлаждением. Двигатель Крупп М-305(57 л.с.)Танк Pz.Kpfw I Ausf. B оборудован 6-цил. (с рядным расположением цилиндров) двигателем Майбах NL-38TR (100 л.с.) жидкостного охлаждения.На танки Pz.Kpfw I Ausf. C и Pz.Kpfw I Ausf. F ставились двигатели Майбах HB- 45p (150 л.с.), 6-цил. жидкостного охлаждения. Циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает помпа. Движение воздуха в отсеке и подвод его к карбюратору обеспечивал вентилятор.

Двигатель снабжен двумя карбюраторами Солекс-40 JEP (Ausf. A) или JEF II. Питание бензином октановым числом 74. Бака – два, совокупная емкость 144 л (Ausf. A) или 146 л (Ausf. B). Затрата топлива – 100 л – 100 км (Ausf. A) либо 125 л – 100 км (Ausf. B). Бензин подается к двигателю двумя механическими бензонасосами, в аварийном режиме – ручной помпой. Правее двигателя расположен маслобак. Масло к двигателю подается маслонасосом. Емкость маслосистемы – 12 л.с.

Вращающий момент от двигателя к трансмиссии передастся посредством карданного вала. Трансмиссия Ausf. A и Ausf. D пятискоростная (5п+1з). На танках Ausf. C установлена восьмискоростная трансмиссия (6п+2з). Переключение передач осуществляется гидравликой, рычаг переключения передач установлен справа от водителя. Управление танком осуществляется посредством двух основных сцеплений и сцеплений рулевого механизма. Танки снабжены вешними механическими тормозами фирмы Крупп.

Шасси

Шасси танка включает четыре опорных катка 530×80 с резиновыми бандажами (танк Pz.Kpfw I Ausf. B – пять). Последний опорный каток танка Pz.Kpfw I Ausf. A одновременно являлся ленивцем. Ленивец диаметром 600 мм был связан с механизмом перемещения в горизонтальной плоскости для изменения натяжения гусеницы. На танках Pz.Kpfw I Ausf. A и Ausf. B ставилось, по 4 обрезиненных поддерживающих ролика размером 190×85-72 мм. Ведущее колесо с 21 зубцом помещено в передней части бронекорпуса. 1-й опорный каток оснащен амортизатором, остальные три или четыре опорных катка объединены в тележку с длинной эллиптической рессорой.

Подвеска опорных катков шасси танков Pz.Kpfw I Ausf. C/F выполнялась независимой торсионной, с каждого борта ставилось по 5 опорных катков большого диаметра (670×140 мм), опорные катки обрезинены. Ведущее колесо впереди, ленивец – сзади.Гусеница из траков шириной 280 мм с двойными зубцами. Длина контактной поверхности 2470 мм, колея гусеницы – 1672 мм. Гусеницы имели сравнительно слабое натяжение, в силу чего довольно часто сбрасывались. Часто отмечались случаи поломки зубцов ведущих колес.

Вооружение

Базовое вооружение танков Pz.Kpfw I заключалось в 2-ух пулеметах MG-13, скорострельностью 685 в/мин., с боекомплектом 1525 патрона (61 магазин). С 1936 г. на танках Pz.Kpfw I Ausf. B боекомплект доведен до 2100 патронов (90 магазинов). Восемь стеллажей для магазинов расположены на полу БО и в корме башни.

Командирские танки вооружены одним пулеметом MG-13 – 2 Kl В или MG-34 скорострельностью 825 в/мин., с боекомплектом 900 патронов – 3 Kl В.

Танк Pz.Kpfw I Ausf. С оснащался 20-мм автоматической пушкой EV-141 и MG – 34. Pz.Kpfw I Ausf. F вооружен 2-мя пулеметами MG -34.

Оптические приборы, радиооборудование и противопожарные устройства

Пулемет снабжен прицелом Цейс KgZF-2 (Ausf. A и Ausf. B обеспечивающим прицельную стрельбу бронебойными нулями на дальностях до 1200 м. Прицел имеет 2-кратное увеличение, поле зрения – 8 град. Танки Ausf. С-F оснащались прицелами TZF-8.

Танки Pz.Kpfw I Ausf. С-F оснащались р/с FuG-5 SE-10U и передатчиками Ukw. E тип c.1 мощностью 10 Вт. В телефонном режиме передатчик обеспечивал устойчивую радиосвязь в радиусе 6.4 км, и телеграфом до 9,4 км. Р/с FuG-5 оснащена 2 метровой штыревой антенной длиной. Светосигнальное оборудование танка Pz.Kpfw I Ausf. A заключалось в ракетнице Вальтер калибра 27 мм и сигнальных флажков.

Танк снабжен самодействующей аппаратурой пожаротушения. При превышении температурой воздуха в МО заданного значения срабатывал биметаллический датчик, но которому активизировался огнетушитель, распылявший реагент на карбюраторы и бензонасосы. Резервный огнетушитель закреплен на левом крыле. Там же, на крыльях также размещен разнообразный шанцевый инструмент, посредством которого очаг возгорания засыпался грунтом.Танки, предназначенные для действий в Африке, снабжались дополнительными фильтрами и вентиляторами.

Машины на базе PzKpfw I[править]

Командирские машины

  • Leichter (Funk) Panzerwagen («лёгкая ради́йная бронемашина») — командирская машина на шасси PzKpfw I Ausf. A.
  • Kleiner Panzerbefehlswagen (Kl.Pz.Bf.Wg. — «малая командирская машина»), Sd.Kfz.265 — командирская машина на шасси PzKpfw I Ausf. B.

САУ

  • 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B , известная также какSturmpanzer I — самоходная артиллерийская установка на шасси PzKpfw I Ausf. B.
  • 4,7 cm Pak (t) Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B , известная также какPanzerjäger I — противотанковая САУ на шасси PzKpfw I Ausf. B.
  • 2 cm Flak 38 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.A , известная также какFlakpanzer I — зенитная самоходная установка на шасси PzKpfw I Ausf. A.

Подвозчики боеприпасов

Munitionsschlepper auf Pz.Kpfw.I Ausf.A , также известный какGerät 35 — подвозчик боеприпасов на шасси PzKpfw I Ausf. A.

Инженерные машины

  • Abwurfvorrichtungen auf Panzerkampfwagen I Ausf.B — обозначение PzKpfw I Ausf. B, оборудовавшихся в 1939 — 1940 годах «устройством для сброса взрывчатого заряда».
  • Ladungsleger auf Panzerkampfwagen I Ausf.B («укладчик взрывчатых зарядов») илиLadungsleger I , отличавшаяся улучшенным устройством для укладки заряда и увеличенным до 75 кг весом последнего.
  • Ladungsleger 41 , оборудованный, помимо заряда взрывчатки, бангалорами.
  • Brückenleger auf Panzerkampfwagen I Ausf.A — мостоукладчик на шасси PzKpfw I Ausf. A, оснащавшийся жёстко крепившимся к корпусу танка мостом с 5-метровым пролётом.

Огнемётные Panzerkampfwagen I

В отличие от PzKpfw II и PzKpfw III, серийные огнемётные танки на базе PzKpfw I не производились. Но в ходе Североафриканской кампании, несколько PzKpfw I из состава Африканского корпуса были переоборудованы в огнемётные танки путём установки ранцевого пехотного огнемёта Flammenwerfer 40 на месте правого башенного пулемёта. Дальность огнеметания Flammenwerfer 40 не превышала 25 метров, а запаса огнесмеси хватало лишь на 10-12 односекундных пусков. Переоборудованные таким образом Pz.Kpfw.I применялись в ходе осады Тобрука в мае 1941 года.

Sd.Kfz.101 Pz.Kpfw. I

Sd.Kfz.101 Pz.Kpfw. I

Первый немецкий танк, запущенный в крупносерийное производство, представлял собой слабовооруженную и легкобронированную боевую машину, позволившую, однако, командованию вермахта начать развертывание танковых частей и соединений. В 30-е годы он широко использовался и для подготовки кадров танковых войск. Выпускался на заводах Krupp, Henschel, MAN и Wegmann с января 1934-го по конец 1938 года.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ Pz.IA – Базовая модель. Корпус и башня сварные, ходовая часть с пятью опорными катками на борт, последний из которых выполнял роль направляющего колеса. Компоновка, ставшая впоследствии классической для немецких танков,-двигатель сзади, трансмиссия спереди. Изготовлено 477 единиц.

Pz.IB – ходовая часть удлинена на один опорный каток, направляющее колесо поднято с грунта. Масса возросла до 6 т, длина- до 4430 мм. Установлены пулеметы MG 34, боекомплект-2250 патронов. Двигатель Maybach NL 38TKRM мощностью 100 л.с. В остальном конструкция танка практически не изменилась. Изготовлено 1016 единиц.

Pz.IC (VK 601 ) – скоростной разведывательный танк. Разработан фирмой “Краусс-Маффей” в 1942 году в развитие линии Pz.I, но представлял собой совершенно новую машину. Боевая масса-8 т, двигатель Maybach HL 45Р мощностью 150 л.с., скорость 65 км/ч. Вооружение: 20-мм автоматическая пушка и пулемет MG 34. Ходовая часть с шахматным расположением опорных катков. Изготовлено 40 единиц.

PZ.IF (VK 1801) – от предыдущей модификации отличался толщиной лобовой брони- 80 мм. Масса 18 т, скорость 24 км/ч. Вооружение: два пулемета MG 34. Изготовлено 30 единиц.

Боевое крещение Pz.I получили в 1936 году в Испании, куда была отправлена 41 машина варианта PZ.IA. Немецкие легкие танки понесли жестокие потери от республиканских Т-26 и БТ-5. Тем не менее к сентябрю 1939 года в вермахте имелось 1445 танков Pz.I, что составляло 46,4% всех боевых машин панцерваффе

Pz.I участвовали практически во всех кампаниях начального периода второй мировой войны. На 22 июня 1941 года фронтовые части германской армии располагали лишь 74 боевыми машинами этого типа. Остальные использовались в основном в учебных целях и для ведения противопартизанских действий на захваченных территориях. Отдельные Pz.I сохранялись в немецких танковых частях вплоть до 1943 года.

Pz.I послужил базой для создания самоходно-артиллерийских установок, тягачей для подвоза боеприпасов, командирских и мостовых танков и других машин специального назначения.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Pz.IA

БОЕВАЯ МАССА, т: 5,4. ЭКИПАЖ, чел.: 2. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 4020, ширина – 2060, высота – 1720, клиренс – 295. ВООРУЖЕНИЕ: 2 пулемета MG 13 (позже MG 34) калибра 7,92 мм. БОЕКОМПЛЕКТ: 1525 патронов. ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: оптический прицел Zeiss T2F2 двукратного увеличения. БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб – 18; борт, корма – 14; днище – 5; крыша – 7; башня – 15. ДВИГАТЕЛЬ: Krupp М305, 4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения; мощность 57 л.с. (42 кВт) при 2500 об/мин, рабочий объем 3460 куб.см. ТРАНСМИССИЯ: сухое двухдисковое сцепление, 5-скоростная коробка передач. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять опорных катков на борт (передний – на индивидуальной подвеске со спиральной пружиной, остальные, – сблокированные попарно, на листовых рессорах); три поддерживающих катка; ведущее колесо переднего расположения; гусеница мелкозвенчатая, двугребневая, шириной 280 мм. СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 57. ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, км: 145. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30; ширина рва, м – 1,4; высота стенки, м – 0,37; глубина брода, м – 0,6. СРЕДСТВА СВЯЗИ: коротковолновая радиостанция Fu 2.

Разработка

Большая часть военных разработок Германии перед Второй мировой войной была сделана в тайне. В начале 1930-х, управление вооружений вермахта дало заказ нескольким немецким компаниям создать прототипы легкого и среднего танка. Во всём мире в то время ещё не было ясно какой же танк действительно нужен в армиях.

Производство танков Panzer

Лёгкие танки могли быть произведены в большом количестве при относительно низкой цене. В то же время средние танки выигрывают у них в огневой мощи, но стоят дороже. Но для Германии выбор лёгких танков был очевиден, по крайней мере на тот момент, в следствии наложенных на инфраструктуру послевоенных ограничений и экономического кризиса 1929 года. Основными требованиями к новой машине было ограничение по весу в 5 тонн и возможность его использования для подготовки экипажей. Пять немецких фирм представили прототипы шасси, из которых было выбрано шасси фирмы Krupp.

Для всего мира новая машина имела хозяйственное предназначение и имела имя La. S или “Landwirtschaftlicher” (что примерно можно перевести как “сельскохозяйственный тягач” или “промышленный трактор”). Танк Круппа имел надстройку и башню фирмы Daimler-Benz. Во время испытаний танка продолжавшихся в течение 1934 года он носил название Krupp-Tractor. А в апреле 1936 года танк получил привычное нам обозначение Pz.

Panzerkampwagen I Sd.Kpz. 101 ausf. A

В июле тридцать четвертого года шасси I A LaS Krupp прибыли в 3 учебные части Kraftlehrkommando «Zossen», в сентябре подразделения получили первые танки. Месяцем позднее название Kraftlehrkommando «Zossen» изменено на 1-й танковый полк. Аналогичное подразделение переименовано в 1- танковый полк. Аналогичное подразделение, в Орлруфе, стало ядром 2-го танкового полка.

Годом позднее, в 1935 г., после открытою отказа Гитлера от соблюдения ограничений Версальского договора, информация о наличии в германской армии 2х полков танков была официально подтверждена. Уже летом машины обоих полков участвовали в крупных учениях под Мюнхеном.

Тогда же аббревиатура I A LaS Krupp было изменено на Panzerkampwagen I (MG) Sd. Kfz. 101 Ausf A (танк тина I с пулеметами, модель А) и обновлена система обозначения бронетехники. Танки классифицировались, по массе и вооружению – Panzerkampwagen I, II… Модификации танков одного типа обозначались буквами – Ausf. А, В… Для упрощения организационного процесса была введена система нумерации, позволявшая определять тип и функциональное предназначение боевых машин.

Любой, знакомый с обозначениями немецкой бронетехники и танков эпохи Второй мировой войны, в состоянии оценить и подивиться простоте, краткости и оригинальности германского подхода к наименованию бронетехники.

Танки Pz.Kpfw I., машины на его основе обозначались в системе нумерации от Sd.Kfz 101 до Sd.Kfz 120 командирские танки Sd.Kfz 165. 

В сентябре 1936 г. 41 танк Pz.Kpfw I Ausf А направлен в Испанию в вместе с легионом «Кондор». Через год, в 1937 г. один танк продали Венгрии, в 1937 г. – 12 танков в Китай (информация о продаже танков Китаю точно не подтверждается). Всего изготовлено 444 ганка Pz.Kpfw I Ausf. А, в том числе 339 машин построила фирма Хеншель и 128 фирма МАХ. Один танк Pz.Kpfw I Ausf. А в экспериментальных целях оснастили дизельным двигателем Крупп М-601 мощностью 66 л.с., машина получила обозначение IА LaS IА.

Panzerkampwagen I Sd.Kpz. 101 Ausf. B

Эксплуатация танков в армии Pz.Kpfw I Ausf B показала важность внесения в конструкцию необходимых улучшений. Главным недостатком танков первой модели являлась нехватка мощности двигателя Крупп М-305 – всего 57 л.с

Как вариант, рассматривалась возможность установки дизеля Крупп, но испытания выявили неадекватность и этого мотора. Единственным вариантом улучшения подвижности п проходимости танка представлялась замена двигателя Крупп М-305 двигателем Майбах NL-38 TRKM в 100 л.с. Заодно с мотором заменили трансмиссию. Новая силовая установка имела большие габаритные размеры из-за чего потребовалось удлинить двигательное отделение на 400 мм. перепроектировать его крышу и корму.

Увеличение размеров корпуса повлекло внесение изменений в конструкцию шасси – добавлены пара опорных катков и один ролик, изменен способ фиксации связующей балки опорных катков и ленивца.

Танки Pz.Kpfw I Ausf.выпускали Хеншель и Крупп-Грузон (Магдебург), в 1936 г. к серийному выпуску подключились заводы МАХ в Нюрнберге и Вегманн в Касселе. Серийное производство завершено в середине 1937 г., но фирма Вегманн выпускала танки Ausf. B до конца 1938 г. 

Капитальный ремонт танков обоих первых модификаций выполнялся заводами -производителями и, после аннексии Германией Богемии и Моравии (так называемой Чехии), заводами Ceskomorawska-Kolben-Danek (немцы переименовали в BMM) в Праге, Шкода в Пильзене.Танки Pz.Kpfw I могли перевозить на большие расстояния грузовые автомобили, оснащенные рампами для заезда танков в кузова. Также для перевозки танков применялись трейлеры грузоподъемностью 8 и 22 т.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий