Поиск

Аскольд – бронепалубный крейсер Российского императорского флота

“Очаков”, 1902-1933 гг.

Третий (по дате закладки) из пяти бронепалубных крейсеров типа «Богатырь».
Строился по немецкому проекту в Севастополе в 1901-1902 годах.

Ещё во время испытаний в ноябре 1905 г. на нём началось восстание, поднятое лейтенантом П.П.Шмидтом.
Восстание было подавлено, Шмидт арестован и расстрелян, а крейсер – расстреляли прямо в бухте с берега и других кораблей.
После пожара и ремонта его ввели в строй только в июне 1909 г. с новым названием «Кагул».

В 1911 г. был почти двухгодовой поход в район Мраморного моря.

К началу Первой мировой войны «Очаков»-«Кагул» уже значительно устарел и физически, и морально.
Однако прослужил до середины 1916 г. и он встал на капитальный ремонт до декабря 1917 года. За это время ему вновь вернули имя «Очаков».

В 1919 г. крейсер попал в состав Белой армии. Здесь его снова переименовали – теперь в “Генерал Корнилов”.

В ноябре 1920 года корабль ушёл из России с моряками и их семьями сперва в Константинополь, а затем – в Бизерту.
Там крейсер был интернирован Францией и в 1933 г. отправлен на слом.

7600 тонн, 134,1 / 16,6 / 6,3 м,   19 500 л.с.,   24 узла,   5320 миль, 30/550 человек,   12 × 152-мм, 12 × 75-мм, 12 малокалиберных, 2 пулемета, 6 торп. аппаратов, 292 мины заграждения.

Фотографии – Максима Приданникова (Pz.beob.wg с форума airbase.ru) и с сайта музея

 

 

 

 

Модернизации и переоборудования

В 1904 году в осажденном Порт-Артуре с «Аскольда» были сняты два 75/50-мм орудия Канэ, два 47/43-мм орудий Гочкиса, пулеметы и обе 63,5/19-мм пушки Барановского, а так же 35 мин заграждения образца 1898 года. После Русско-японской войны чугунные и сегментные снаряды были заменены на фугасные, так же были демонтированы бортовые надводные торпедные аппараты. Два носовых порта, ранее предназначавшиеся для 75/50-мм орудий Канэ, были заделаны. Во время Первой мировой войны были сняты два 47/43-мм орудия Гочкиса и установлены два 57-мм английских орудия, два 47-мм французских зенитных орудия и четыре пулемета.

Строительство

После принятия решения о строительстве нового крейсера I ранга для Военно-морского флота Российской империи, его главным строителем 10 октября 1896 года назначен младший судостроитель Э. Р. де Грофе. Наблюдающим за строительством назначен капитан 2-го ранга Н. К. Рейценштейн. 6 января 1899 года, уже в чине капитана 1-го ранга, назначенный на должность командира крейсера, Н. К. Рейценштейн, а также А. Ф. Стемман, П. Ф. Гаврилов и представители дипломатического корпуса России встретились в Германии с Вильгельмом II. В ходе беседы император Германии одобрительно отозвался о котлах Торникрофта, предполагавшиеся для установки. Крейсер заложен 8 июня 1899 года на верфи «Germaniawerft» в Киле. В декабре 1899 года Э. Р. де Грофе прибыл в Киль, также, параллельно Э. Р. де Грофе стал наблюдающим за постройкой бронепалубного крейсера «Богатырь» на заводе «Вулкан» в Штетине.

Крейсер спущен на воду 2 марта 1900 года. Вступил в строй в 1902 году.

* * *

Как ни странно, это предрешило и судьбу «Аскольда». Большевики очень внимательно относились к своим легендам. «Очаков» был для них символом революции и героизма, «Аскольд» – неудачи и гибели товарищей. Если белогвардейцы не отдали «Очаков» – пусть вместе с ним погибнет и «Аскольд», глаз за глаз. Заложенный когда-то в Германии замечательный крейсер, который еще вполне можно было восстановить, выкупили у захвативших его англичан и продали на его «историческую родину» на металлолом. Полученный металл был использован немцами для вооружения своей возрождавшейся армии, но это уже совсем другая история…

Калий Андрей

военкор Интересная история крейсер

Исторический

Русско-японская война

В 1903 году его перевели на Дальний Восток . В 1904 году он вошел в состав 1- й  Тихоокеанской эскадрильи. В начале конфликта между Россией и Японией крейсер был одним из самых активных русских кораблей в эскадре Порт-Артура. Этот военный корабль участвовал в нескольких морских сражениях против японского флота. 9 февраля 1904 года во время внезапного нападения японцев корабль, стоявший в Порт-Артуре, активно участвовал в обороне порта и города. 10 февраля 1904 года на « Новике» он вступил в бой с японским флотом и был поврежден шестью вражескими огнями. Четыре моряка погибли, еще десять получили ранения. С 24 февраля и февраля 25, 1904 крейсер принял участие в новых боях. 10 августа 1904 года под флагом адмирала Райценштейна , командира крейсерского отряда, он участвовал в попытке прорыва блокады Порт-Артура . В тот же день он принял участие в битве у Желтого моря , во время которой был поврежден японским огнем. В этом морском бою погибли одиннадцать моряков, сорок восемь были ранены. По словам россиян, крейсер повредил « Асама» и « Якумо» . Корабль смог прервать бой, но из-за повреждений, понесенных в ходе противостояния, он не смог добраться до Владивостока и встал на якорь в порту Шанхай , где он был интернирован китайскими властями до конца конфликта. Для этого он избегает Цусимы на 27 мая и 28 мая 1905 года .

Во время русско-японской войны адмирал Александр Колчак служил на борту крейсера « Аскольд» .

Первая мировая война

Аскольд в Порт-Артура покрыты новой краской

С началом Первой мировой войны в августе 1914 года « Аскольд» присоединился к военно-морской эскадре союзников, в которую входили британские корабли: HMS Minotaur и HMS Yarmouth , японские корабли Ibuki и Chikuma . Его главной задачей был поиск эскадры Императорского флота Германии под командованием адмирала Максимилиана фон Шпее, которая плыла в южной части Тихого океана .

Переброшенный в Средиземное море , « Аскольд» действует с союзными войсками у берегов Турции . В декабре 1914 года русский крейсер потопил в Хайфе немецкий транспортный корабль и два турецких корабля. В начале 1915 года военный корабль переправился у берегов Турции. Он принял участие в битве при Дарданеллах на 19 февраля 1915 года , в рамках флота Союзников и со многими российскими военными кораблями. 25 апреля и 26 апреля 1915 года крейсер сохранили свои пушки войск высадки на полуострове Галлиполи . В октябре 1915 года « Аскольд» шел у берегов Болгарии .

С марта по конец 1916 года « Аскольд» проходил капитальный ремонт в порту Тулон во Франции . Kietlinski Казимира (1875-1918) был назначен командиром крейсера в сентябре 1916 года на 1 – го сентября 1916 саботаж происходит на борту , причинив значительный ущерб. Четыре моряка предстают перед военным трибуналом , но за отсутствием доказательств вины этих людей отпущены. Что касается Казимира Kietlinski, он был убит на улице в Мурманске на 14 января 1918 года .

После ремонта в 1916 году ” Аскольд” был передан флоту Северного Ледовитого океана и в 1917 году прошел дальнейший ремонт в Давенпорте , Великобритания .

Крейсер ” Аскольд” в годы Первой мировой войны.

Карьера в белой армии

Вскоре после февральской революции 1917 года и о прекращении военных действий между Россией и Германией , то Аскольд был интегрирован в Белой армии, и воевал с большевиками , но в декабре 1917 года он был захвачен коммунистами . Корабль тогда служил в составе Арктического флота и базировался в Мурманске .

Карьера в Королевском флоте

Британцы захватили крейсер 14 июля 1918 года на Кольском полуострове и интегрировали его в состав Королевского флота под названием HMS Glory IV . Используется как казарма в Архангельске . После вывода британских войск в году корабль стоял на якоре на Шетландских островах .

В 1922 году HMS Glory IV был передан Советскому Союзу , но из-за плохого технического состояния крейсер был продан на металлолом в Германию. Буксируемый в Гамбурге, он был разобран в 1922 году.

Известные люди, служившие на корабле

Командиры

??.??.1899—??.??.1904 капитан 1-го ранга Рейценштейн Николай Карлович

  • 1904—1905 Грамматчиков Константин Алексеевич
  • ??.??.1905—28.01.1906 капитан 2-го ранга Стеценко Константин Васильевич
  • 1906.01-03 Теше Лев Карлович
  • 1906—1908 Глизян Сергей Александрович
  • 1908—1910 Бурлей Сергей Иванович
  • 25.01.1910—23.08.1910 капитан 1-го ранга Раден Фердинанд Владимирович
  • 1910—1913 Теше Лев Карлович
  • 1913—1914 Свешников Дмитрий Александрович
  • ??.??.1914—??.??.1916 капитан 1-го ранга Иванов Сергей Алексеевич
  • ??.??.1916—??.??.1917 капитан 1-го ранга Кетлинский Казимир Филиппович
  • 1917—1918 Шейковский Александр Иванович
  • ??.05.1919—??.07.1919 капитан 2-го ранга Нольде Борис Александрович
  • 1919—1922 ?

Другие должности

  • ??.??.1902—??.??.1904 ревизор лейтенант Львов Николай Георгиевич
  • ??.??.1903—??.??.1904 капельмейстер Дрейзин Евгений Михайлович
  • 18.03.1904—17.04.1904 вахтенный начальник лейтенант Колчак Александр Васильевич
  • ??.09.1903—29.07.1904 старший минный офицер, с марта 1904 года минный офицер 1-го разряда Киткин Пётр Павлович
  • 20.12.1905—10.02.1906 лейтенант Домерщиков Михаил Михайлович
  • ??.??.1907—??.??.1908 Корпуса инженер-механиков флота подполковник Моннерот дю Мэн Антон Клементьевич
  • 20.04.1910—27.06.1910 заведующий минной частью крейсера минный офицер 1-го разряда Кулибин Николай Владимирович (врио)
  • 27.06.1910—20.12.1910 старший минный офицер минный офицер 1-го разряда Кулибин Николай Владимирович
  • 24.12.1911—16.06.1913 старший офицер капитан 2-го ранга Чепелев Михаил Евграфович
  • 25.03.1912—09.11.1912 старший минный офицер старший лейтенант Кулибин Николай Владимирович
  • ??.??.1913—??.??.1916 Владзимеж Штейер, младший офицер артиллерии, будущий польский контр-адмирал, командующий Обороной Хельской косы
  • ??.??.1915—??.??.1916 штурманский офицер лейтенант Ропп Александр Эдуардович

01.01.1904—??.??.?? содержатель по артиллерийской части Хилов Лев Кириллович, переведен в капитаны по Адмиралтейству за отличие в делах против неприятеля (14.06.1904), ранен в бою 28.07.1904 г. Подполковник по Адмиралтейству за отличие (06.12.1910). Смотритель Инвалидного Императора Павла I дома (17.06.1910 — 1917).

??.??.1917—??.??.1918 инженер-механик Бжезинский Валерьян Людомирович

Испытания

Бронепалубный крейсер «Аскольд» был торжественно спущен на воду 2 марта 1900 года под марш, исполняемый оркестром германского флота. Кроме того, освятить судно приехал из Берлина протоиерей А. Мальцев, а также хор певчих, прибывший из самого Петербурга.

Впервые корабль вышел в море 11 апреля 1901 года. Официальное шестичасовое испытание крейсера состоялось 15 сентября и проходило оно у острова Борнхольм. Сначала судно смогло развить скорость до 23,59, а затем и до 24 узлов.

Дополнительные испытания, целью которых было опробовать главные механизмы, проводились в Кильской бухте 3 ноября того же года. Тогда машины смогли развить мощность в 23 500 л. с. при 128 об/мин. Всего ходовые приемные испытания крейсера длились 2 ч 20 мин. 12 января 1902 года на крейсере «Аскольд» в торжественной обстановке были подняты гюйс, вымпел и Андреевский флаг. Вся эта церемония сопровождалась звуками оркестра и залпами артиллерийского салюта.

Проектирование

Схема Крейсера 1 ранга «Аско́льд»

Сечения по шпангоутам

При разработке задания на проектирование, специалисты МТК руководствовались следующим принципом: крейсер должен быть сильнее и быстроходнее, чем соответствующие японские корабли постройки завода Армстронга или крейсеры английского флота. Поэтому для будущего русского крейсера в «программе проектирования» требовалась скорость 23 узлов.

Для единообразия калибров артиллерийский отдел МТК принял следующее решение: на крейсере должно быть установлено двенадцать орудий 152-мм, которые изготовлялись в России на Обуховском заводе по лицензии французского инженера Канэ. Кроме того, артиллерийское вооружение должно включать ещё двенадцать орудий 75-мм и шесть орудий 47-мм для отражения атак миноносцев. Минное вооружение должно состоять из шести торпедных аппаратов (четырех надводных и двух подводных), 14 торпед и 35 шаровых мин заграждения. К минному вооружению причислялись и динамо-машины, шесть 75-см прожекторов, противоторпедные сети и минное вооружение двух паровых катеров.
Требования к защите крейсера: предусматривалась дополнительная защита углем в угольных ямах, расположенных вдоль бортов над броневой палубой и под ней. Кроме того, выше броневой палубы на всем протяжении вдоль бортов должна была располагаться водонепроницаемая переборка, выгораживавшая бортовое пространство (коффердам), разделенное переборками на отсеки. Толщина брони боевой рубки должна была составить 152 мм, а оснований дымовых труб и элеваторов подачи боеприпасов — 38 мм. Корпус крейсера по всей длине должен был иметь двойное дно.

Требования предъявляемые к механической установке: Задавались только требования к типу котлов — водотрубные системы Бельвиля с нагревательной поверхностью не менее 930 см2 на одну индикаторную силу мощности, развиваемой при полном ходе.
Требование к остойчивости крейсера оговаривалось значением метацентрической высоты не менее 76 см при водоизмещении с перегрузкой.

Численность экипажа задавалась в 580 человек, включая 21 офицера и девять кондукторов. Автономность по запасам провизии составляла 60 суток, по запасам воды — 10 суток.

3 июля на заседании МТК проект фирмы «Фридрих Крупп» был признан лучшим среди эскизных проектов крейсеров 1 ранга, и 27 июля последовало высочайшее разрешение императора Николая II на заказ крейсера в Германии на верфи «Германия» («Germaniawerft») города Киль.

Заказ кораблей за границей имел целью, кроме скорейшего пополнения флота, получение современных образцов различных кораблестроительных школ. После выбора лучшего из них, предполагалось начать серийное строительство лучших современных кораблей на отечественных верфях и заводах.

Энергетическая установка и ходовые качества

Машинно-котельная установка размещалась в двух машинных и пяти котельных отделениях. Три главные четырехцилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения системы фирмы «Германия» работали каждая на свой винт. В носовом машинном отделении располагались машины, именовавшиеся «бортовыми». В кормовом машинном отделении находилась машина, работавшая на средний винт. Правый и левый винты вращались в сторону, одноименную с бортом, средний же был левого вращения. Каждая машина имела по одному цилиндру высокого и среднего и по два цилиндра низкого давления диаметрами соответственно 930, 1440 и 1630 мм, с ходом поршня 950 мм, и собственный конденсатор с охлаждающей поверхностью 1980 м2.

Девять котлов Торникрофта-Шульца давали пар для машин, восемь из них размещались попарно в четырех котельных отделениях, а один — в пятом. Наибольшее допустимое давление пара составляло 17 кгс/см2, общая поверхность колосников — 107 м2, а общая нагревательная поверхность котлов — 5020 м2. Паропроизводительность одного котла равнялась 21,2 т/ч, КПД — 60%, расход угля — 1 кг/л.с. в час.

Нормальный запас угля в 720 т обеспечивал дальность плавания всего 2340 миль вместо проектных 6500 миль. Полный запас топлива составлял 1050 т, а усиленный — 1250 т. Расход угля на полном ходу составлял 18 т/ч.

«Аскольд» имел руль полубалансирного типа, рама которого изготавливалась из литой стали, обшивалась стальными листами толщиной 8 мм и заполнялась пробкой. Паровая рулевая машина позволяла на полном ходу перекладывать руль с борта на борт за 30 секунд. Управление золотником рулевой машины осуществлялось с четырех постов, имевших штурвалы с гидравлическим и электрическим приводом в боевой, ходовой и кормовой рубках и в румпельном отделении. При неисправности паровой машины управление рулем переводилось на ручной штурвал в румпельном отделении. Время полуциркуляции при перекладке руля на борт на скорости 10 уз составляло 3 минуты. Минимальный ход, на котором корабль хорошо слушался руля, составлял 10 уз. Крейсер мог развернуться на месте и с помощью одних машин, не применяя руля.

Корпус

Он был собран по бракетной или клетчатой системе набора. Его длина составляла 131,2 м, а ширина – 15 м. Литые ахтерштевни и форштевни крепились к вертикальному килю. Параллельно ему были установлены шесть днищевых стрингеров, при этом крайние из них служили ограничителями междудонного пространства и обладали водонепроницаемыми свойствами.

Шпангоуты устанавливали вместе со штапицей, а их нумерация производилась, начиная с кормы. Двойное дно находилось между 13-м и 115-м шпангоутами, а сплошные водонепроницаемые флоры располагались на каждом пятом из них. Второе дно, которое находилось в машинных отделениях, тянулось вдоль бортов и доходило до броневой палубы, образуя межбортовое пространство с шириной в 575 мм.

Крейсер «Аскольд» был оборудован тремя палубами, устланными линолеумом: верхней, жилой или батарейной, и броневой. Корпус судна имел водонепроницаемые переборки, делившие его на 13 отсеков, предназначавшихся для обеспечения живучести корабля в случае боевых повреждений. Угольные ямы располагались вдоль бортов от 50-го до 97-го шпангоута под и над броневой палубой, служа дополнительной защитой для корабля.

Красная краска «Интернациональ», выпускаемая , покрывала подводную часть корпуса. Она служила для защиты как от коррозии, так и от обрастания ракушками и водорослями днища корабля. Изнутри междудонное пространство покрывал портландский цемент толщиной от 13 до 50 мм. На тех участках, где сталь корпуса судна соприкасалась либо с медью, либо с ее сплавами (кингстоны и дейдвудные трубы), размещали специальные протекторы, изготовленные из цинковых брусков.

Предпосылки и история создания

Во второй половине 1890-х годов Российская Империя возглавляемая Николаем II проводила курс на укрепление своих позиций на Дальнем Востоке, в северном Китае и Корее. В связи с быстрым ростом японского военно-морского флота, постройка которого велась при активной финансовой поддержке английского и американского правительств, руководство русского Морского ведомства в 1897 году определило следующий необходимый состав русской эскадры в Тихом океане к 1903 году: 10 эскадренных броненосцев, 4 броненосных крейсера и 20 крейсеров-разведчиков.

После утверждения императором Николаем II 20 февраля 1898 года программы «усиленного судостроения для нужд Дальнего Востока», в то время она имела наименование «журнал Особого совещания», вице-адмирал П.П.Тыртов, управляющий Морским министерством, приказал Морскому техническому комитету (МТК) составить задание на проектирование (в то время они назывались «программы проектирования») крейсеров водоизмещением в 6000 т. и 3000 т., а так же других кораблей.

Конструкция

Корпус и архитектура

Корпус крейсера был собран по клетчатой (бракетной) системе набора. Корпус разделялся водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков. Монтаж рулевой рубки был предусмотрен по первоначальному проекту, в отличие от крейсера «Новик».

Из особенностей корабля нельзя не отметить характерный пятитрубный силуэт, единственный в Российском флоте того времени.

Бронирование

Броневая палуба была главной защитой корабля. Она названа карапасной, так как по форме напоминала панцирь черепахи. Броневая палуба из двух слоев плит: нижнего из кораблестроительной стали толщиной 10 или 15 мм и верхнего из легированной никелевой брони в 30 и 60 мм.

Горизонтальная часть броневой палубы имела толщину 40 (10+30), скосы 75 (15+60) или 100 (10+30+60) мм. Основания дымовых труб и элеваторы подачи боеприпасов от броневой до жилой палубы защищались 40-мм вертикальными броневыми плитами. Спуск в румпельное отделение защищён наклонным 100-мм броневым комингсом. Надводные торпедные аппараты прикрыты вертикальной 60-мм броней, снизу и сверху — 30-мм. Масса брони − 705 т.

Вооружение

Артиллерийское вооружение состояло из:

  • Двенадцати 152-мм патронных пушек системы Канэ с длиной ствола 45 калибров в палубных и казематных установках. Орудия защищены броневыми щитами.
  • Двенадцати 75-мм пушек Канэ с длиной ствола 50 калибров.
  • Восьми одноствольных 47-мм пушек Гочкиса.
  • Двух десантных 63,5-мм пушек системы Барановского на колёсных лафетах, предназначенных для поддержки корабельного десанта.
  • Двух 37-мм пушек Гочкиса
  • Четырёх пулемётов
  • Шести 381-мм торпедных аппаратов

“Богатырь”, 1901-1933 гг.

Бронепалубный крейсер построен по немецкому пректу в Штетине в 1899-1901 гг.Головной в серии из пяти кораблей. Остальные – «Олег» , «Кагул», «Очаков» и сгоревший на начальном этапе «Витязь» строились в России.

Сразу после вода в строй переведён во Владивосток.

В мае 1904 года в Амурском заливе налетел на камни, и всю войну простоял на ремонте.

После войны переведён на Балтику как учебный корабль. Ходил в Чёрное и Средиземное моря.

Оказался близ Сицилии в момент Мессинского землетрясения 1908 года. Моряки “Богатыря” спасли около 1800 человек.

В 1915 г. крейсер модернизировали и до конца войны он прослужил на Балтике. По её окончании “Богатырь” оказался в Гельсингфорсе и участвовал в ледовом переходе в Кронштадт весной 1918 года.

В 1922 году корабль разобрали.

7428 тонн.   134,1 / 16,6 / 6,8 м,   20 368 л.с.   24,3 узла,   4900 миль,   30/550 человек,  
12 × 152-мм орудий, 12 × 75-мм, 12 малокалиберных, 4 пулемета, 4 ТА.

Авторы фотографий – Vadim64 с портала karopka.ru, Иван Тиринов и “Lookijan” с форума airbase.ru, Сергей Шаров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модернизации и переоборудования

top

  • 1904-1905 год: Уменьшен визирный просвет вырезов боевой рубки. Открытые палубные орудия прикрыли 25,4-мм броневой крышей. Установлена защита для прожекторов. Демонтирована часть шлюпбалок. Соединили звонковой сигнализацией машинные и котельные отделения. Увеличен штат машинной команды.
  • 1914 год: Демонтированы противоторпедные сети и избыточный рангоут грот-мачты. Между полубаком и полуютом установлены минные рельсы, съемные бортовые скаты и узлы походного крепления для мин.
  • 1916 год: Вместо 152-мм и 75-мм орудий установлено шестнадцать 130-мм орудий Обуховского завода. Демонтирован торпедный аппарат в форштевне.

1

1908 год: Демонтированы противоторпедные сети. Срезан свес крыши боевой рубки и уменьшены амбразуры. Демонтированы мостики, прожектора с них перенесли на уровень палубы. Количество 75-мм орудий уменьшено до восьми. Фок-мачта заменена на укороченную боевой марс с нее перенесли на грот-мачту.

1911 год: Возвращена на место старая фок-мачта и восстановлен мостик над боевой рубкой.

1914 год: Между полубаком и полуютом установлены минные рельсы, съемные бортовые скаты и узлы походного крепления для мин.

1915 год: В два этапа произведено перевооружение на 130-мм орудия Обуховского завода вместо 152-мм и 75-мм орудий.

2

1913-1914 год: Демонтированы десять 75-мм орудий, вместо них установлено дополнительно четыре 152-мм.

1916 год: Дополнительно установлено два 76,2-мм зенитных орудия Лендера.

1917 год: Вместо 152-мм и 75-мм орудий установлено шестнадцать 130-мм орудий Обуховского завода. Демонтирован кормовой мостик. Дополнительно установлено одно 76,2-мм зенитное орудие Лендера.

1930-1931 год: Переоборудован в учебный корабль. Демонтированы орудийные башни вместо них установили по одному 130-мм орудию в открытых палубных установках.

1936 год: Корабль оснастили кормовой площадкой для самолета КР-1.

1937 год: Демонтирована площадка для самолета. Установлен дополнительный мостик на втором ярусе носовой надстройки с 76,5-мм зенитным орудием.

1940 год: Переоборудован в минный заградитель. Демонтированы котлы и все оборудование первого котельного отделения, первая дымовая труба. На этом месте оборудованы трюм, минный погреб и учебные классы. Сокращено число 130-мм орудий до восьми единиц. Дополнительно для учебных целей установлено четыре 75-мм орудия и два 45-мм.

1941 год: Демонтированы учебные 75 и 45-мм орудия.

1942 год: Вместо 76,2-мм орудий Лендера установлены три 76-мм универсальных установки 34К.

3

1915 год: Демонтированы восемь 75-мм орудий, вместо них установлено дополнительно четыре 152-мм. На крышах башен установили по одному 75-мм зенитному орудию Канэ. Демонтированы кормовые рубка и мостик.

1916-1917 год: Вместо 152-мм и 75-мм орудий установлено четырнадцать 130-мм орудий Обуховского завода. Дополнительно установлено два 75-мм зенитных орудия системы Канэ на крышах казематов и два 40-мм зенитных орудия Vickers на юте.

1920 год: Демонтированы два палубных 130-мм орудия.

Богатырь

1Олег

2Кагул

3Очаков

Корпус

Корпус крейсера был выполнен по клетчатой (бракетной) системе набора. К вертикальному килю (высота в средней части 1844 мм, в оконечностях 1100 мм, толщина 16—11 мм) крепились литые фор- и ахтерштевни. Шесть днищевых стрингеров располагались параллельно килю, крайние стрингеры были водонепроницаемыми и ограничивали междудонное пространство.

Шпангоуты устанавливались со шпацией 1100 мм; нумерация шпангоутов велась с кормы в нос. Водонепроницаемые сплошные флоры стояли на каждом пятом шпангоуте, двойное дно располагалось между 115—13 шп. В машинных отделениях второе дно продолжалось вдоль бортов до уровня броневой палубы, образуя межбортовое пространство шириной 575 мм.

Бортовой стрингер шел вдоль бортов, посередине между крайними днищевыми стрингерами и нижней кромкой броневой палубы, соединявшийся в носовой и кормовой частях с палубами платформы. Корпус разделялся водонепроницаемыми переборками, для обеспечения живучести при боевых повреждениях, на 13 отсеков.

Крейсер имел три палубы: верхнюю (толщиной 9,5 мм в средней части и 7 мм в оконечностях), батарейную, или жилую (6 мм), броневую — платформы. На палубах был настлан линолеум: на верхней — толщиной 7 мм, на других — 3,5 мм.

Килевые пояса имели толщину 12 мм в средней части корпуса и 10 мм в оконечностях, бортовые пояса 8—11 мм, а скуловой, ширстречный и у ватерлинии 13 мм. Кроме того, ширстречный пояс выше бортовых иллюминаторов удваивался листами толщиной 10 мм.

По всей длине корабля у ватерлинии располагались бортовые коффердамы шириной 0,8 м и высотой на 1,2 м выше ватерлинии.

Для защиты от коррозии, а также обрастания водорослями и ракушками подводная часть корпуса покрывалась красной краской «Интернациональ» фирмы «Гольцалфель».

Между донное пространство изнутри было покрыто слоем портландского цемента толщиной 13—50 мм.
В местах, где сталь корпуса крейсера соприкасалась с медью и ее сплавами (дейдвудные тру­бы, кингстоны), размещались протекторы, выполненные из цинковых брусков.

Угольные ямы располагались на протяжении 50 — 97 шпангоутов как под броневой палубой, так и на ней, вдоль бортов, служа дополнительной защитой.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий