Крейсер «Москва» — боевой флагман Черноморского флота

Командиры

За время службы ракетным крейсером «Слава»/ «Москва» командовали:

  • Июнь 1979 года — июнь 1984 года – контр-адмирал Москаленко Вадим Олегович
  • Июнь 1984 года — февраль 1988 года – капитан 1 ранга Крикунов Виктор Алексеевич
  • Февраль 1988 года — июнь 1989 года – капитан 1 ранга Васильчук Василий Васильевич
  • Июнь 1989 года — июнь 1993 года – капитан 1 ранга Лесной Виктор Сергеевич
  • Июнь 1993 года — апрель 1996 года – капитан 1 ранга Ермоленко Дмитрий Владимирович
  • Апрель 1996 года — февраль 1998 года – контр-адмирал Богдашин, Владимир Иванович
  • Февраль 1998 года — декабрь 1999 года – капитан 1 ранга Куликов Валерий Владимирович
  • Декабрь 1999 года — 2002 год – капитан 1 ранга Железняков Алексей Михайлович
  • 2002 — 2006 – капитан 1 ранга Щербицкий Александр Вадимович
  • Июль 2006 года — июнь 2009 года – капитан 1 ранга Смоляк Игорь Владимирович
  • Июнь 2009 года — январь 2015 года – капитан 1 ранга Тронев Сергей Иванович
  • Январь 2015 года — по н. в. – капитан 1 ранга Шварц Александр Тиборович

Историческая «Москва»

Для ВМФ СССР и России было построено три ракетных крейсера проекта «Атлант», которые до сих пор активно используют. Помимо «Москвы» это «Варяг» (бывшая «Червона Украина») — флагман Тихоокеанского флота и «Маршал Устинов» («Адмирал флота Лобов») — в составе Северного флота. Эти корабли прошли модернизацию в 2011–2018 годах.

Еще один крейсер — «Украина», заложенный при СССР и готовый на 95%, в 1990-х годах отошел Киеву. Для поддержания «Атлантов» в готовности Россия хотела выкупить корабль, но сделка сорвалась. А в 2017 году Украина приняла решение о демонтаже оборудования и продаже крейсера на лом.

«Москва» имеет самую интересную историю из всех «Атлантов». Спущенный на воду в 1979-м крейсер активно использовался ВМФ. В декабре 1989 года — еще под именем «Слава» — он обеспечивал безопасность встречи глав СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша-старшего на Мальте.

крейер

Советский крейсер «Слава» на рейде у берегов Мальты. 1989 год

Фото: РИА Новости/Юрий Абрамочкин

В марте 1991-го корабль встал на капремонт на судостроительном заводе в украинском Николаеве. После распада СССР крейсер оказался в другой стране — работы на нем затянулись на восемь с лишним лет. Из-за непростой экономической ситуации долги всё время росли. Поэтому столица России по просьбе моряков-черноморцев взяла над крейсером шефство, что в итоге и помогло его сохранить. В результате «Слава» получила новое имя — «Москва».

Деньги на оплату всех расходов нашлись лишь в 1999-м, после чего корабль вернулся в Севастополь, став флагманом ЧФ. Все последующие годы он активно эксплуатировался.

В 2013-м «Москва» находилась в дальнем походе, заходила в порты Португалии, Кубы, Никарагуа и Венесуэлы. В 2014 году крейсер вместе с другими кораблями ЧФ осуществлял блокаду украинского флота в заливе Донузлав. А с сентября 2015 по январь 2016-го возглавлял постоянное оперативное соединение ВМФ России в восточной части Средиземного моря.

Ракетный крейсер “Москва” (Слава) – флагман Черноморского флота России

РКР «Слава» зав. № 2008, с 16.05.1995 г. — ракетный крейсер “Москва”. ССЗ им. 61 коммунара (г. Николаев). РКР “Москва” входит в состав ЧФ. С 10.01 по 17.02.1985 г. В апреле 1985 г. из-за пожара в корабельной сауне в четырех ПУ в результате срабатывания датчиков противопожарной системы «Карат-М» (датчики которой расположены на внешней стороне переборки сауны) были затоплены ПКР. Корабль нес боевую службу в Средиземном море в связи с обострением ситуации вокруг Ливии. Он осуществлял слежение за АУТ ВМС США во главе с АВ America и Forrestal. С 27.05.1986 г. по 20.02.1987 г. “Москва” несла службу в Средиземном море и северной части Атлантики.

Отдать швартовы!

То, что состояние крейсера не столь аховое, как это казалось многим «диванным экспертам», стало понятно лишь 31 марта 2019 года. В этот день командир отмечавшей свое пятидесятилетие 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ Олег Криворог внезапно обмолвился: 

А 3 июня севастопольцы вдруг обнаружили крейсер не на месте его штатной стоянки, а на стенде размагничивания. Намек оказался более чем прозрачным. В Twitter появилась красноречивая запись: 

Поверить в такой поворот событий после многолетнего простоя «Москвы» было откровенно трудно. Посетители профильных форумов продолжали активно сомневаться. Типичные комментарии при этом выглядели примерно так: 

Тем не менее, утром 5 июня стало известно о выходе «Москвы» в море. Как мы уже писали, первыми об этом сообщили соцсети. Ближе к 10.00 среды появилась и официальная информация. 

Станет ли этот выход «Москвы» предтечей давно анонсированного перехода крейсера в Северодвинск или отправки корабля на новую боевую службу к берегам Сирии, пока остается неизвестным. Но сам факт того, что флагман ЧФ вновь на ходу, — отличный подарок флоту и России.

«Убийца авианосцев»

Ордена Нахимова гвардейский ракетный крейсер «Москва» — корабль известный, а на Черноморском флоте — так и вовсе легендарный.

Его история началась в начале 1970-х годов, когда ВМФ СССР потребовались надводные единицы с мощными и дальнобойными ПКР для уничтожения авианосных ударных групп вероятного противника в океанской зоне. Во многом потребность в таких кораблях была вызвана запредельной стоимостью других надводных «убийц авианосцев» — тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 (шифр «Орлан»).

Среди задач, которые должны были решать новые советские ракетные крейсера, числились: 
— придание боевой устойчивости силам флота в отдаленных районах морей и океанов;
— нанесение ударов по крупным надводным кораблям и ударным группировкам противника;
— решение задач коллективной ПВО соединений и конвоев в удаленных районах морей и океанов.

В случае необходимости крейсера также должны были уметь бороться с подводными лодками, осуществлять поддержку десантов и вести обстрел побережья, занятого противником.

В 1972 году последовало соответствующее решение комиссии при Совете министров СССР по военно-техническим вопросам. В том же году Северное ПКБ получило тактико-техническое задание на эскизный проект альтернативного «Орланам» «убийцы авианосцев». Проекту нового корабля присвоили номер «1164» и шифр «Атлант».

Имея водоизмещение в пределах 10 тыс. тонн (у «Орланов» оно достигало 25 тыс. тонн), «Атланты» должны были оснащаться газотурбинными установками и нести по 16 противокорабельных ракет комплекса П-500 «Базальт». Последние позже были заменены на такое же количество ПКР более совершенного комплекса П-1000 «Вулкан».

ПВО «Атлантов» обеспечивали ЗРК С-300Ф «Форт» и М-4 «Оса-М», а также шестиствольные 30-мм артавтоматы АК-630. За противолодочную оборону отвечали пара пятитрубных 533-мм торпедных аппаратов, две реактивные бомбометные установки РБУ-600 и вертолет Ка-25РЦ.

Ко всему этому «богатству» прилагалось достаточно мощное радиотехническое оборудование плюс «вишенка на торте» — спаренная 130-мм автоматическая артустановка АК-130, имевшая феноменальную скорострельность 60 выстрелов в минуту.

Технический проект ракетного крейсера проекта 1164 был утвержден 21 августа 1974 года. Закладка головного «Атланта» — крейсера «Слава» — состоялась 4 октября 1976 года. 

Изначально предполагалось построить 10 «Атлантов», но затем программу сократили до 6 единиц, из которых в Николаеве успели заложить четыре крейсера, а ввести в строй — всего три. Эта тройка пополнила состав Черноморского, Северного и Тихоокеанского флотов, а вот четвертый «Атлант» — доставшийся Украине «Адмирал флота Лобов» — так и не был достроен. 

В апреле 2017 года президент украинского государства Петр Порошенко подписал указ о демилитаризации и продаже «Лобова», переименованного на «Незалежной» в «Украину»…

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий