Поиск

“Адмирал Нахимов” атомный крейсер – будущее российского флота

История

Заложен 17 мая 1983 года; 25 апреля 1986 года спущен на воду; 30 декабря 1988 года вступил в строй. 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Нахимов». В июле 1997 года — переход до места ремонта.

14 августа 1999 года поставлен на ремонт и модернизацию на предприятии Севмаш в Северодвинске; в рамках ремонта и модернизации крейсера планировалась замена морально устаревшего радиоэлектронного оборудования. Предполагалось, что на корабле установят современные цифровые системы, которые позволят вывести радиоэлектронику крейсера на современный уровень.

В 2008 году план по ремонту был откорректирован, что позволило форсировать модернизацию: так, уже в сентябре началась выгрузка отработанного ядерного топлива. В 2012 году закончены подготовительные работы и проектирование нового облика корабля.

13 июня 2013 года «Севмаш» заключил контракт с Министерством обороны РФ на ремонт и модернизацию крейсера, с возвращением его в боевой состав флота в 2018 году. С декабря 2013 года на корабле начались работы по монтажу систем технологического обеспечения ремонтных работ, а также выгрузка и дефектация оборудования.

24 января 2014 года пресс-служба «Севмаша» сообщила, что корабль готовится к переходу в наливной бассейн, и это будет основной задачей на 2014 год — корабль будет приподнят с помощью четырёх специально изготовленных для этого понтонов для перевода через порог батопорта. 4 февраля было завершено строительство первого понтона из 4-х запланированных. Для заводки корабля в наливной бассейн также будут использованы ещё два дополнительных понтона из блоков, которые были применены при постановке в док авианосца «Викрамадитья».

По информации на 4 июня 2014 года были установлены понтоны на доковое опорное устройство, где произведена их доработка. 10 июля изготовлен 2-й понтон. 24 октября крейсер завели в наливной бассейн «Севмаша».

30 января 2015 года крейсер подготовили к огневым работам, продолжался демонтаж внутренних корпусных конструкций. 2 ноября закончен демонтаж старого оборудования; началась подготовка к приёму нового оборудования.

В феврале 2016 года на «Севмаше» завершена дефектация конструкции корпуса и начата работа по грунтовке.

По сведениям ВМФ России, по новому плану, ремонт крейсера «Адмирал Нахимов» должен завершиться к 2022 году. Испытания корабля, по информации пресс-службы производственного объединения «Севмаш», должны начаться в 2021 году. По открытой информации, в процессе модернизации, крейсер должен получить 80 унифицированных пусковых установок УКСК 3С14, которые могут осуществлять пуск нескольких типов ракет, таких как различные версии ОКР «Калибр», «Оникс» и перспективной гиперзвуковой ракеты «Циркон». Также крейсер получит комплексы ПВО «Форт-М» и «Панцирь-М» и противолодочные «Пакет-НК» и «Ответ».

“К кораблю привыкают и любят как ребенка”. О том, как строят “Ясени” и “Бореи” ВМФ России

ТАСС — о некоторых уникальных технологиях, использующихся при строительстве атомных подводных лодок, и о том, какими возможностями обладает крупнейшая судоверфь страны

Бутылка шампанского разбита о гигантский корпус, экипаж исполнил Гимн России, и суперсовременный подводный корабль выведен из эллинга самой крупной верфи России – “Севмаша”. На стапель-поезде сначала выведут лодку в док наливного бассейна, а затем выпустят в родную среду. До того как “Ясень” или “Борей” встретятся с Белым морем, пройдут еще недели и месяцы – американские спутники непременно заснимут их прибытие. Такое никогда не проходит незамеченным.

Суперкомпьютер для крейсера

Работа по ремонту корабля идет по плану. Однако на данном этапе предусматривается не только формирование внутренних и внешних конструкций, но и замена многих важнейших систем крейсера.

Как сообщил сайту телеканала «Звезда» представитель департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны России по ВМФ Игорь Дыгало, на корабле будет заменена система жизнеобеспечения корабля, радиотехническое вооружение, система корабельной энергетики.

Читайте: «Севмаш» приступил к закупкам вооружения для «Адмирала Нахимова»

Кроме того, добавил Дыгало, на крейсере будет установлен новый мощный бортовой компьютер, разработку которого завершила Объединенная приборостроительная корпорация.

Сейчас на крейсере установлена информационно-справочная система с небольшим набором параметров. Новый компьютер значительно повысит скорость принятия решения в боевых условиях.

Как пояснил Дыгало, компьютерный блок будет способен прогнозировать различные варианты развития событий во время боя, а также обеспечит видеосвязью все отсеки корабля.

В свою очередь военный эксперт, главный редактор Центрального военно-морского портала Сергей Совеванов рассказал сайту телеканала «Звезда», что, скорее всего, речь идет о боевой информационно-управляющей системе (БИУС).

«Это комплекс оборудования корабля, который автоматически дает рекомендации о принятии решения по управлению оружием при обороне. Стоит учитывать, что система вооружений корабля очень сложная. Это касается и системы ПВО ближнего и дальнего боя. Управление всей системой вручную очень сложно, поэтому особенно актуально использование системы БИУС», — рассказал Сочеванов.

По его словам, в определенной ситуации компьютер может самостоятельно определить вид цели и автоматически уничтожить ее из соответствующего оружия.

Лидер нового флота

Российскому флоту уже несколько лет предлагается построить эсминец проекта «Лидер», по сути своей — новый ракетный крейсер. Рассматривалось несколько вариантов с водоизмещением 10–15 тыс. т. Сначала предполагали разработать две версии: атомную и газотурбинную, но потом остановились только на атомной. Впрочем, еще не факт, что это последний пункт в проектировании.

Корабль должен получить те же самые УКСК с ударным вооружением, но, помимо прочего, его рассматривают и как носителя морской версии перспективной зенитной ракетной системы С-500. Отчетливо звучали комментарии о появлении на флоте кораблей с противоракетными возможностями.

Крейсер_4

Макет эсминца проекта «Лидер»

Фото: commons.wikimedia.org/Artem Tkachenko

Планы предполагали постройку 12 «Лидеров»: поровну на Северный флот и на Тихоокеанский. Головной корабль собирались закладывать то в 2015-м, то в 2017-м, но после перебалансировки Госпрограммы вооружения 2011–2020 годов тема заглохла.

Положенные флоту по изначальной версии ГПВ-2020 4,7–5 (по разным данным) трлн рублей до него так и не дошли по различным причинам. Начать можно с неготовности промышленности обеспечить серийное строительство новых кораблей, а закончить — повышением внимания к силам общего назначения по итогам военно-политического кризиса 2014 года. В результате больше денег ушло сухопутчикам и десантникам, а также на серийные закупки готовой техники. Флот же остался доделывать уже и так почти полностью заваленную программу строительства фрегатов и корветов, не распыляя ресурсы на новые направления.

Сейчас сроки закладки головного «Лидера» отодвинули уже за 2025 год, что означает, что и по новой Госпрограмме 2018–2027 годов существенного финансирования эта тема не получит. Одно время даже ходили слухи, что «Лидер» просто вычеркнут из росписи ГПВ-2027, но потом было принято решение выделить «какие-то деньги для поддержания проекта».

Поэтому в 2020-х годах тяжелым надводным силам флота придется обходиться в лучшем случае «Нахимовым» и «Петром Великим».

Примечания

  1. Приведена наибольшая длина, по – 228 м.
  2. При использовании резервной ЭУ на обычном топливе.
  3. Данные о численности экипажа в разных источниках разнятся, встречается цифра как меньшая (610 или 635), так и большая (например, 759 человек). Численность экипажа ТАРКР «Калинин» в 744 человека взята из работы Александрова-Апалькова. После завершения модернизации крейсера численность экипажа, скорее всего, станет другой в связи с изменившейся номенклатурой вооружения и оборудования.
  4. 21КМ – салютные пушки.
  5. Ракето-торпеды комплекса «Водопад» запускаются из стандартных 533-мм торпедных аппаратов, не нуждаясь в отдельных пусковых установках.
  6. Сама ракета 48Н6 имеет максимальную дальность до 150 км, но существовавшая на 1993 год система управления допускала дальность стрельбы не более 93 км.
  7. Хотя комплекс «Кинжал» на «Калинине» появиться и не успел, но проект 11442 его учитывал, так что в носовой и кормовой части для этого ЗРК были предусмотрены помещения.
  8. В честь русского флотоводца XIX века адмирала Павла Степановича Нахимова (1805-1855). В том же 1992 году был списан предыдущий корабль отечественного флота, носивший имя прославленного адмирала – БПК «Адмирал Нахимов».
  9. Причину, по меньшей мере, двух неуспешных пусков удалось установить благодаря киносъёмкам телеоператоров, снимавших весь процесс старта ЗУР. У двух ракет в момент их старта крупными осколками пенопластовых вышибных крышек транспортно-пусковых контейнеров ранее стартовавших ЗУР были разрушены радиопрозрачные керамические носовые обтекатели блоков управления ракетой. Это стало следствием предельно высокого темпа ведения огня: ракетных стрельб с подобной интенсивностью на флоте до того не проводилось.
  10. В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы крейсера. В списке звания командиров приведены на период нахождения в должности.

«Адмирал Нахимов» станет мощнее и универсальнее

Представитель Минобороны Игорь Дыгало также сообщил, что новая электронная начинка корабля это далеко не все, чем будет оснащен крейсер.

«Планом модернизации также предусмотрена замена комплексов ракетного и артиллерийского вооружения ТАРКР «Адмирал Нахимов», – сообщил Дыгало.

В частности, он пояснил, что на корабль будут установлены гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», предназначенные для борьбы с кораблями противника.

Основная их особенность – это гиперзвуковая скорость, которая может достигать 5-6 Махов. Системы ПВО противника могут просто не успеть среагировать на такую ракету, отмечают военные эксперты.

«За счет скорости осуществляется обход ПВО противника, и он не успевает принять решение о защитных действиях. «Циркон» — это следующий этап развития вооружений», — отметил Сочеванов.

Что касается остальных тактико-технические характеристик ракеты, то они засекречены. Известно только, что госиспытания ракеты должны завершиться в 2017 году.

«Пусковые установки ракет к моменту сдачи «Адмирала Нахимова» должны быть полностью запроектированы», — добавил Сочеванов.

В свою очередь заместитель директора Центр анализа стратегий и технологий Константин Макиенко отметил, что специализацию крейсера в результате модернизации значительно расширят.

«Крейсеры проекта 1144 называют убийцами авианосцев. В военно-политических условиях холодной войны, когда строились эти корабли, такая узкая специализация была оправдана. Многие компоненты ВМФ были заточены под охоту за авианосцами, но в современных условиях это было бы не очень рационально», — прокомментировал Макиенко.

Эксперт уверен, что в результате модернизации произойдет оснащение крейсера не только ракетами «Циркон», но и крылатыми ракетами «Калибр», получившими известность после Сирии. То есть корабль приобретет многофункциональность.

«Поскольку платформа сама по себе очень хорошая, ей надо придавать возможности многоцелевого использования, то есть не только по кораблям, но и по наземным целям. Это будет корабль совершенно другого качества», — подчеркнул эксперт.

В целом можно отметить тенденцию перехода кораблей на многофункциональность. И если лет 10 назад это не всегда было возможно с технологической точки зрения, то сейчас у Минобороны появились и ресурсы, и возможности. А у таких больших кораблей, как 1144, есть все предпосылки для того, чтобы сделать их многофункциональными.

В то же время эксперты отмечают, что по трудоемкости модернизация крейсера «Адмирала Нахимова» будет сопоставима с проектом перестройки «Адмирала Горшкова» в авианосец «Викрамадитья» для Индии.

Сегодня, по словам гендиректора Севмаша Будниченко, на объекте идет активная работа, и для этого созданы комфортные условия.

«Работы распределены по строительным районам. В основном привлечены коллективы сборочно-стапельного производства, а также других подразделений Севмаша», — рассказал он.

Эксперты отмечают, что после модернизации корабль будет обладать совершенно новыми тактико-техническими характеристиками, а его противокорабельные возможности сильно возрастут.

«Можно с уверенностью сказать, что после модернизации «Адмирал Нахимов» станет не одним из самых мощных кораблей, а просто самым мощным кораблем. И не Северного флота, а всего Военно-Морского Флота России», — считает Макиенко.

Особенности конструкции

В целом тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» повторяет по конструкции предыдущие проекта 1144, но с рядом важных усовершенствований по вооружению и оборудованию. Следует отметить, что головной корабль этого проекта ещё находился на стапеле, когда для следующего был разработан усовершенствованный проект 11442. В нём ряд образцов вооружения и оборудования был заменён новейшими системами, разрабатываемыми к тому времени: ЗРК «Кинжал» вместо «Оса-МА», зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик» вместо башенных 30-мм шестиствольных автоматов, противолодочный комплекс «Водопад» вместо «Метели», спаренная 130-мм универсальная установка АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм башен АК-100, реактивные бомбомёты РБУ-12000 вместо РБУ-6000. Предполагалось все следующие после «Кирова» корабли этого типа строить по улучшенному проекту. Однако фактически, ввиду неготовности к серийному производству всех намеченных образцов вооружения, пришлось корректировать проект 11442 для каждого строящегося крейсера индивидуально. Корректировки частично возвращали более старые (аналогичные установленным на головном «Кирове») типы оружия и РЛС в тех случаях, когда промышленность ещё не была готова поставить новые. В результате получилось, что к техническому проекту 11442 оказался наиболее близок последний корабль серии – «Пётр Великий». Однотипные «Фрунзе» и «Калинин» по составу вооружения заняли промежуточное положение между головным «Кировым» и заключительным «Петром Великим».

Особенности вооружения ТАРКР проекта 11442

В частности, «Калинин» отличается от головного корабля установкой универсальной артиллерии в виде одной двухорудийной 130-мм башни АК-130. Вместо шестиствольных реактивных бомбомётов РБУ-1000 «Смерч-3» по бортам от надстройки «Калинина» были установлены десятиствольные установки РБУ-12000 противоторпедного комплекса «Удав-1».
Функции зенитной артиллерии ближнего действия вместо восьми шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 на «Калинине» были возложены на шесть новейших установок зенитных ракетно-артиллерийских комплексов (ЗРАК) «Кортик», на каждой из которых смонтировано по два 30-мм шестиствольных автомата АО-18 с суммарной скорострельностью 10 тысяч выстрелов в минуту и два блока по четыре пусковых установки зенитных ракет 9М311.

Также на «Калинине» был установлен усовершенствованный вариант комплекса С-300Ф «Форт», способный применять более новые ракеты 48Н6 наряду с 5В55РМ, которыми вооружался комплекс в базовой версии. Обновлённый «Форт» был унифицирован с наземным зенитно-ракетным комплексом С-300ПМ. Так как ракета 48Н6 была крупнее по габаритам (длиннее), чем ЗУР 5В55РМ – для неё была доработана пусковая установка Б-203А. Новые ракеты 48Н6, первые сведения о которых были опубликованы в 1990 году, могли поражать цели с максимальной скоростью до 1800 м/с (против 1300 м/с для 5В55РМ), вес боевой части возрос от 130 до 150 кг, дальняя граница зоны поражения расширена до 93 км), а максимальная высота — до 27 км. Новые ракеты, как и предыдущие версии 5В55РМ, используют активный метод наведения (через РЛС ракеты) и могут перехватывать, помимо аэродинамических целей, и летящие в атмосфере баллистические ракеты противника. Оба корабельных ЗРК могут включать инфракрасную систему наведения для уменьшения уязвимости от помех. Зенитная ракета 48Н6 при необходимости может быть использована и по надводной цели, в том числе за пределами обнаружения корабельными локаторами.

Имевшийся на головном «Кирове» противолодочный комплекс «Метель» на всех крейсерах проекта 11442 был заменён более новым «Водопад». В отличие от «Метели», «Водопаду» не требуется отдельная пусковая установка — его более компактные ракето-торпеды заряжаются в стандартные торпедные аппараты.

Радиотехническое вооружение крейсера было также существенно обновлено по сравнению с головным «Кировым» и включало в себя:

РЛК МР-800 «Флаг» в составе РЛС МР-600 «Восход» и РЛС МР-750 «Фрегат-МА»;

2 НРЛС МР-212/201 «Вайгач-У»;

ГАК МГК-355 «Полином»;

комплексы РЭБ МП-503 «Кантата-М», МП-407 «Старт-2», системы постановки помех ПК-2М (4х2 140-мм ПУ) и ПК-10 (8х10 122-мм ПУ);

БИУС «Лесоруб-44»;

МКРЦ «Коралл-БН».

«Нахимов» идет первым

Идея с переоснащением крейсеров проекта 1144 обсуждается уже давно, но деньги на нее выделили только по Госпрограмме вооружений 2011–2020 годов. Первым кораблем стал «Адмирал Нахимов» (бывший «Калинин»), который еще в 1999-м поставили к стенке северодвинского «Севмаша» с формулировкой «на ремонт и модернизацию» .

Только в 2013 году Минобороны оплатило «Севмашу» длинный проект по дефектации, ремонту и модернизации крейсера. Осенью следующего года корабль перегнали в наливной бассейн в Северодвинске и начали обследовать. Первоначально крейсер хотели вернуть флоту в 2018-м, но потом работы растянули до конца 2021-го.

Проект, помимо собственно восстановления готовности, включает полное изменение состава ударного вооружения: «Гранит» демонтируется. В сентябре 2013-го адмирал Виктор Чирков, занимавший тогда пост главкома ВМФ, сообщил, что крейсер получит до 80 ракет различных типов, что позволяет сделать вывод об установке на «Нахимова» 10 модулей универсального корабельного стрельбового комплекса 3С14 (УКСК, по 8 ячеек).

Крейсер_2

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». 1996 год

Фото: ТАСС/Семен Майстерман

В боекомплект 3С14 входят крылатые ракеты большой дальности 3М14, противокорабельные ракеты 3М55 «Оникс» и 3М54, противолодочные ракеты. Также, судя по сообщениям прессы, на корабль поставят и новые гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», проходящие сейчас испытания. В части зенитного вооружения корабль получит модернизированный комплекс С-300ФМ «Форт-М» (аналогичный установлен на «Петре Великом»). Также вместо «Кортиков», возможно, будут установлены новые комплексы ПВО «Панцирь-М». Появится на крейсере и ЗРК «Полимент-Редут», хотя его отработка на головном фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков» до сих пор не завершена.

По этому же проекту, с небольшими изменениями, связанными с отличиями в составе оружия и радиоэлектронного вооружения, будут модернизировать и «Петра». Судьба «Адмирала Лазарева» («Фрунзе»), с конца 1990-х находящегося в отстое Тихоокеанского флота, пока в подвешенном состоянии. Корабль несколько раз порывались утилизировать, но в последний момент откладывали решение. В 2014 году корабль прошел доковый ремонт «с целью обеспечения непотопляемости у причальной стенки». Можно аккуратно заключить, что по итогам завершения работ на «Нахимове» и первичного анализа состояния «Лазарева» будет понятно, стоит ли связываться с третьим корпусом. Скорее всего, ответ будет «нет», но официально он до сих пор не дан.

Зато всё уже понятно с четвертым кораблем, он же головной «Киров». Крейсер с 1991 года не был в море (не считая буксировки в Северодвинск в 1999-м) и находится в очень плохом состоянии. В 2015 году был проведен тендер на проект по утилизации, после чего на корабле должны были начать выгрузку отработанного ядерного топлива.

Реальная итоговая стоимость модернизации «Нахимова» неизвестна, но весьма солидна. Так, в 2012 году Анатолий Шлемов, тогда руководивший департаментом гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации, оценил восстановление готовности крейсера в 30 млрд рублей, а с учетом установки нового вооружения — до 50 млрд рублей. На тот момент плановая стоимость корвета проекта 20380 составляла 10 млрд рублей, фрегата проекта 11356 — 13 млрд, а фрегата проекта 22350 — 18 млрд.

Крейсер_3

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков»

Фото: ТАСС/Андрей Бабушкин

Заметим, что это оценочные цифры, названные еще до заключения контракта и до проведения дефектации, определившей реальное состояние корпуса, общекорабельных систем и кабельных трасс. Кроме того, после 2014–2015 годов в кораблестроении начался сильный рост цен, в результате чего по ряду реализуемых проектов они поднялись на 60–70%. Таким образом, грубая оценка стоимости переоснащения «Нахимова» в 80–90 млрд рублей уже не выглядит завышенной.

Это довольно дорогое удовольствие, поэтому вся затея часто вызывает критику экспертов. На деньги, которые потратят на «Нахимова» и «Петра», по нынешним ценам можно построить 5–6 новых фрегатов или десяток корветов. Кроме того, в сходной весовой категории у флота есть и более новый проект, к которому пока никак не могут подступиться.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий