Авианосец “Адмирал Кузнецов” – героический корабль тяжёлой судьбы

Баренцево море

Поначалу мы предпочитали передвигаться по судну только со знакомыми моряками, ходя за ними, как утята за мамой, — на «Адмирале Кузнецове» семь палуб и около двадцати километров коридоров. Все, что я знал точно, — это то, что моя каюта находится прямо под полетной палубой, с которой взлетают и на которую приземляются истребители, и прямо над ангаром, в котором они стоят.

В этот ангар мы попали уже на второй день, и это было еще одно сильнейшее впечатление: гигантский гараж, завешанный сверху огнеупорными асбестовыми шторами, в котором стоят десятки боевых самолетов и вертолетов.

Так как сами МиГ и Су передвигаться тут не могут, по ангару их перевозят небольшие буксиры, а для разворотов используется специальный вращающийся круг. Полное ощущение, что ты в аэропорту, только этот аэропорт спрятан внутри корабля, на всех парах идущего через бескрайнее море.

3-й день похода

Норвежское море

Мы прошли место гибели российской подлодки, в память об экипаже которой сбросили на воду венок. Крохотный с борта авианосца, он быстро затерялся в волнах, а на палубе начались полеты, отчего весь корабль наполнился низким гулом: звук такой, будто к металлическому корпусу подключили сабвуфер, но, конечно, взлет истребителя — это то, что лучше один раз видеть, чем сто раз услышать.

На полетную палубу самолеты (в авиакрыло авианосца входят МиГ-29К и Су-33) поднимаются на огромном лифте, после чего их транспортируют на специальные места, размеченные краской, как на автомобильной парковке. Там летчик ждет сигнала, после которого занимает одну из трех стартовых позиций и упирается своим шасси в две металлические плиты — удерживающее устройство. Теперь можно включать двигатель и выводить его в режим форсажа — самолет все равно никуда не двинется.

Чтобы никуда не делось и все то, что находится за ним, сзади поднимается газоотбойный щиток, предохраняющий палубу и всех, кто на ней, от пламени реактивного двигателя. Конечное решение о моменте старта принимает сам пилот: когда он уверен, что машина готова к полету, он дважды машет рукой от головы вперед, после чего плиты удерживающего устройства падают (на это уходит 0,2 секунды), и истребитель, на какое-то мгновение зависнув после трамплина, уходит в небо.

Посадка — еще более сложный элемент. Летчику нужно попасть на площадку 6 на 36 метров и зацепиться специальным крюком — гаком — за трос аэрофинишера, который за 1–2 секунды остановит многотонную машину. Чтобы довести этот маневр до автоматизма, пилоты многократно репетировали, проходя над палубой на низкой высоте.

Мне удалось понаблюдать за этими маневрами с центрального командного пункта — аналога гражданского капитанского мостика, где круглосуточно дежурят 20–30 офицеров от разных боевых частей. Это единственное место, где реально видно, как авианосец поворачивает, с палуб маневры заметить практически невозможно.

6-й день похода

Северное море

Наконец-то мы более-менее начали ориентироваться на борту и обнаружили, что кают-компаний на корабле несколько, но ими досуг почти двух тысяч человек экипажа не ограничивается. На крейсере есть и баня, и бассейн, и кинотеатр, и столы для настольного тенниса, и библиотека, и спортзал, ничем не уступающий тем, которые можно увидеть на страницах Men’s Health, — с современными тренажерами и рамами для жимов и тяг. Разница только в том, что в сильный шторм надо выбирать упражнения таким образом, чтобы из-за качки не получить травму, хотя корабельные тренеры, наоборот, считают, что такие тренировки даже более полезны, ведь они как занятия на нестабильных платформах.

Промежуточное решение

Если предположить, что «Кузнецов» сможет встать в док в Белокаменке в 2020 году, то завершение его ремонта в 2021-м не представляет какой-то нерешаемой задачи. Вместе с тем, ограниченность работ (известно, что от глубокой модернизации корабля было решено отказаться), ставит перспективы дальнейшего использования авианосца под сомнение.

«Не все считают продолжение ремонта целесообразным», — отметил собеседник «Известий» в военном ведомстве. «Есть разные мнения, в том числе и сводящиеся к тому, что на эти деньги лучше построить пару фрегатов или атомную субмарину», — добавил он.

По мнению собеседника редакции, «Кузнецов», если и вернется в строй, скорее всего будет использоваться в качестве учебного корабля и в дальние походы больше отправляться не будет.

«Возможно оптимальным был бы его перевод на Черное море, где в силу лучших климатических условий «Кузнецов» мог бы более эффективно выполнять задачи учебного авианосца, но это имеет смысл только в случае принятия принципиального решения о заказе нового авианесущего корабля для ВМФ России», — отметил собеседник редакции.

Кузнецов

Фото: commons.wikimedia.org/Mil.ru

То же самое касается и планов глубокой модернизации авиагруппы корабля, недавно обнародованных в ряде СМИ. В соответствии с этими планами истребители МиГ-29КР/КУБР и Су-33 должны получить новое оборудование, обеспечивающее обмен информацией в реальном времени. «Глубокая модернизация имеет смысл для МиГ-29КР/КУБР, для Су-33, основу прицельного комплекса которых составляет морально устаревшая РЛС Н-001 «Меч», способная выдавать целеуказание одновременно не более чем на две цели, смысл есть только при условии замены радара, которая не целесообразна на столь возрастных машинах», — отметил собеседник редакции.

По мнению специалиста перспективы палубной авиации в настоящее время связаны, помимо совершенствования недавно поставленных палубных МиГ-29, с продолжением разработки нового самолета по теме ПАК КА (перспективный авиационный комплекс корабельной авиации), но эта разработка также прямо зависит от наличия решения о постройке нового авианосца.

Средиземное море

Так получилось, что уже на следующий день нам вместе с оморяченными пришла пора покидать «Адмирала Кузнецова». Попрощавшись с новыми друзьями, мы на военном вертолете отбыли в сторону сирийского берега. Ощущение было такое, будто мы прямо в середине хоккейного матча встали и вышли из игры: парням-то еще оставалось несколько месяцев выполнять боевые задачи. А вот волнения из-за идущей где-то рядом войны не было. Похоже, за время, проведенное на борту, мы заразились от моряков их непробиваемым позитивом, который до сих пор не подводит и даже в случае каких-то «интересных ситуаций» позволяет сохранять хладнокровие и шутить.

Служба

Осенью 1989 года на крейсер в первый раз сел один самолет и в тот же день совершил вылет другой. В августе следующего года на крейсере начались госиспытания, в ходе которых он прошел 16200 миль, и с него было совершено 454 полета самолетов.

В январе 1991 года крейсер был принят в состав Северного флота. В декабре он перешел по периметру Европы для прибытия на место базирования в Мурманскую область. В 1992-1994 гг. продолжались разнообразные испытания судна, а также его авиагрупп и вооружения. Также раз в три-четыре месяца корабль выходил в море и участвовал в учениях.

В конце 1995 года он отправился на боевую службу в Средиземное море, встав у берегов Туниса через две недели после выхода из порта, где стоял 10 дней. Там состоялся обмен визитами с флотом США. 2 марта крейсер принял участие в учениях ПВО многоцелевой авиагруппой, где Су-33 отработал перехваты крылатых ракет и самолетов. В конце похода корабль участвовал в командно-штабных учениях СФ. В марте 1996 года крейсер прибыл к месту базирования. Всего за время похода он обнаружил две иностранных подлодки, перехватил 12 воздушных целей, провел стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением. Но за это время возникало множество проблем с главной энергетической установкой.

Поэтому в течение следующих двух лет он ремонтировался. Затем принимал участие в учениях и проходил боевую подготовку. В 2000 году он участвовал в спасательной операции, связанной с аварией подлодки К-141 «Курск».

До 2004 года крейсер планово ремонтировался. После в составе девяти кораблей он принял участие в походе в Северную Атлантику, в его рамках был испытан Су-27КУБ. В 2005-2007 гг. проходил боевую службу. В 2007 году был совершен поход на боевую службу в Средиземное море, окончившийся через два месяца. Благодаря этому ВМФ РФ возобновил присутствие в Мировом океане.

В конце 2008 года в ходе ремонта были обновлены системы кондиционирования воздуха, главная энергоустановка, механизмы для подъема самолетов на летную палубу, отремонтировано котельное оборудование. Также были восстановлены отдельные блоки систем вооружения, и произошла замена кабельных трасс. Через три года, крейсер с группой кораблей СФ взял курс на Сирию.

Система Кузнецова

Свою службу будущий флотоводец Николай Герасимович Кузнецов начал в 1919 году матросом, пойдя добровольцем в Красную армию. По окончании военного училища получил направление на Черноморский флот. В 1933 году Николай Кузнецов получает под командование крейсер. Уже через пять лет на флоте стала известна «система Кузнецова» — методы военной подготовки, включающие в себя работу с личным составом, отработку способов ведения боя, стрельб, оттачивание дисциплины и четкого взаимодействия всех подразделений и служб на корабле. Эта методика стала общей для военной подготовки всех судов на всех флотах Советского Союза. Именно тогда, еще в 30-х годах, Николай Герасимович Кузнецов пришел к мысли о важнейшей роли авиации в современном флоте.

В 1939 году капитан первого ранга Кузнецов был назначен на должность наркома военно-морского флота. Ему было тогда 34 года.

Перед ним стояла задача фактически возродить российский военный флот, понесший тяжелейшие потери в период русско-японской войны.

Он с блестяще справился этой задачей. Несмотря на разногласия с главнокомандующим Сталиным, Кузнецов добился модернизации флота в соответствии со своими идеями и разработками. Прежде всего, флоты стали комплектоваться судами разного класса, а не только огромными линкорами и крейсерами, как настаивал Сталин. Кузнецов считал необходимым наладить выпуск в том числе и авианосцев. Именно он добился создания береговой авиации, которая впоследствии играла неоценимую роль в разведке и сопровождении судов в море. Кроме того, Николай Герасимович огромное значение придавал обучению квалифицированных офицеров и матросов флота. При нем было открыто большое количество учебных заведений.

Атлантика

Главный обычай на борту «Адмирала Кузнецова» — это бесконечные состязания. Моряки то перетягивают канат, то бегают на скорость по полетке, как еще называют полетную палубу, то сдают какие-нибудь нормативы. На «Кузнецове» даже есть своя хоккейная команда «Авианосец», выступающая в полупрофессиональной лиге в соседнем с Североморском Мурманске.

В походе, чтобы не терять навыки игры, хоккеисты устроили матч на роликовых коньках. В импровизированной коробке на палубе ледовая дружина в полной экипировке гоняла шайбу на глазах болельщиков из числа других моряков. Я даже присоединился к ним в роли вратаря и могу сказать, что это было очень весело, несмотря на всю жесткость игры.

16-й день похода

Средиземное море

Нас довольно долго сопровождала стайка дельфинов, которые с высоты «Кузнецова» казались маленькими рыбешками. Совсем одиноко себя почувствовать нам не давали и иностранные корабли, которые с момента выхода из российских вод буквально облепили авианосец. Иногда в прямой видимости я насчитывал несколько десятков судов других стран, и это не считая самолетов-разведчиков.

В наш фильм, который можно будет посмотреть на канале «Т24» 29 апреля, вошел фрагмент с крайне рискованными маневрами британского фрегата «Ричмонд» — он попробовал вклиниться прямо в ордер наших кораблей, а это мало того что запрещено, так еще и небезопасно. «Петр Великий» быстро поставил англичан на место, оттеснив их в сторону, — не первый год по морям люди ходят.

40-й день похода

Средиземное море

Если чего-то и не хватает на «Адмирале Кузнецове», то только связи. Мы привыкли к командировкам и часто уезжаем на неделю или две, но если ты не можешь полтора месяца поговорить со своей девушкой, то это, прямо скажем, сложно. Причем разлука в море ощущается острее: когда во все стороны видно только воду и больше ничего, невольно начинаешь ощущать себя песчинкой во вселенной.

Происшествия

19 октября 1995 года во время руления по полетной палубе крейсера вертолет Ми-8 был опрокинут сильным боковым ветром. Жертв не было, корабль повреждений не получил, воздушное судно потеряло несущий винт.

20 марта 1996 года пилот Мечислав Савицкий аварийно посадил на палубу “Адмирала Кузнецова” истребитель Су-33 с одним работающим двигателем. За спасение самолета и корабля летчик был награжден орденом Мужества.

В 1997 году в ходе планового ремонта в вентиляционной шахте крейсера был обнаружен мумифицированный труп рабочего судоремонтного завода, погибшего в шахте несколькими годами ранее в результате несчастного случая.

В августе 1998 года при приеме топлива был перепутан клапан, после чего 60 т мазута было залито в пост управления стрельбой. Пост вышел из строя, жертв не было. Ранее из-за прорыва трубы на корабле затапливало два ЗРАК “Кортик”.

В 2000 году прокуратура вскрыла на корабле массовые злоупотребления воинскими перевозочными документами (ВПД). По уголовному делу проходили 15 офицеров и мичманов, в т. ч. командир контр-адмирал Александр Челпанов, который незаконно использовал ВПД на сумму около 30 тыс. руб. Возместив ущерб, Челпанов уволился из армии, уголовное дело было прекращено по амнистии.

В декабре 2001 года двое матросов с целью хищения 12 тыс. руб. убили на корабле старшину машинной команды – мичмана Николая Смирнова.

18 октября 2004 года в северо-восточной Атлантике учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ (бортовой номер “07 красный”) 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (Северный флот ВМФ России) совершил жесткую посадку на палубу ТАКР, сломав правую стойку шасси. Разрушений на крейсере удалось избежать, так как аварийный самолет зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишера и остановился. Пострадавших не было, самолет впоследствии списан. Причиной аварии была ошибка пилотирования.

5 сентября 2005 года, когда корабль находился в Северной Атлантике, дважды происходили обрывы троса аэрофинишера при посадке истребителей Су-33. В результате один из садившихся самолетов (бортовой номер 82) съехал с палубы в океан и затонул на глубине 1 тыс. 117 м. Пилот подполковник Юрий Корнеев катапультировался и остался жив.

6 января 2009 года на ТАКР, находившемся на рейде военно-морской базы Турции Акзас-Карагач (Средиземное море), произошел пожар в носовом помещении. Экипаж ликвидировал возгорание своими силами, однако от отравления угарным газом погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычев 1985 г. р. Крейсер серьезных повреждений в результате пожара не получил.

14 ноября 2016 года в Средиземном море в ходе тренировочных полетов при заходе на посадку на крейсер потерпел аварию палубный истребитель МиГ-29К. Пилот катапультировался и был спасен. По информации Минобороны РФ, авария произошла из-за технической неисправности. В СМИ также приводилась версия, согласно которой на корабле ранее при посадке другого самолета оборвался трос аэрофинишера, после чего пилоту находившейся в воздухе машины было приказано ожидать устранения последствий неполадки. В результате истребитель, барражировавший в зоне ожидания, выработал все топливо, и летчик был вынужден катапультироваться.

5 декабря 2016 года Минобороны РФ объявило, что в Средиземном море российский палубный истребитель Су-33 (бортовой номер “67 красный”) 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка МА ВМФ России потерпел аварию при посадке на авианосец. Самолет возвращался на корабль после выполнения боевого задания. По сообщению военного ведомства, воздушное судно выкатилось за пределы палубы из-за обрыва троса аэрофинишера. Пилот катапультировался и остался жив, силами поисково-спасательной службы он был доставлен на борт корабля.

«Адмирала» таки украли

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был заложен на Черноморском судостроительном заводе в 1982 году, спущен на воду в 1985-м и находится в строю с 1990-го.

Основные характеристики корабля таковы: длина — 302,3 метра, ширина — 72,3 метра, осадка — 9,1 метра, максимальная скорость — 29 узлов, водоизмещение — 60 тысяч тонн, экипаж — около 2 тысяч человек (из них 600 летчиков и авиатехников), дальность плавания — 8400 миль. На авианосце могут базироваться: истребители Су-33 и МиГ-29К в количестве 26 единиц, 18 вертолетов Ка-27 и Ка-29, два вертолета Ка-27ПС и четыре вертолета Ка-31.

Вооружение корабля составляют две реактивные бомбометные установки «Удав», 12 пусковых установок противокорабельных ракет «Гранит», 6 шестиствольных 30-миллиметровых артиллерийских установок, 4 шестиствольные установки зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» и 8 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик».

1 декабря 1991 года в 9.00 этот громадный корабль тихо снялся с якоря в Севастопольской бухте и начал движение к Босфору. Отход был внезапным. На берегу остались грузы, половина экипажа и самолеты. Все, кто был на борту «Адмирала Кузнецова», поняли, что корабль тайно уводят из украинских вод. Спустя полтора года в газете «Северный рабочий» были опубликованы воспоминания капитана 2-го ранга Виктора Канишевского, который был участником похода из Севастополя в Северодвинск. Вот выдержка из этой статьи:

«… Как сейчас помню ажиотаж того осеннего дня, когда на «Кузнецове» получили телеграмму президента Украины Кравчука. В ней объявлялось, что корабль является собственностью Украины, что до принятия правительственного решения он должен оставаться на Севастопольском рейде.

Разбившись группами по каютам, офицеры, да и просто матросы, гадали, как на это отреагируют президент России Ельцин, главком ВМФ Чернавин и командующий Северным флотом Громов.

— Я никак не могу взять в толк: зачем Украине с ее закрытым Черным морем корабль, предназначенный для океанской службы? Если уж так ей хочется иметь авианосец, то пусть «Варяг» достраивает или «Ульяновск», — недоумевал командир БЧ-5 капитан 1-го ранга Андрей Утушкин. — Это чистейшей воды политиканство…

— Не без того, — соглашался с ним замполит капитан 1-го ранга Владимир Иванов. — Только Россия ни за что не отдаст «Кузнецова».

Однако принятая незадолго до злополучной телеграммы декларация о независимости Украины уже разрушила, казалось бы, несокрушимое морское братство экипажа авианосца. Часть офицеров и мичманов, семьи которых находились в Севастополе, не скрывали своего желания служить под украинским «трезубцем», а потому откровенно радовались телеграмме. Мол, зачем на Севере гробить такой прекрасный корабль. Ему надо базироваться поближе к ремонтной базе. А она для авианосца имеется только в Николаеве…

Шли дни. Киев молчал. Из Заполярья тем временем пришла радиодепеша о том, что в Крым вылетел первый заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Юрий Устименко. Долгожданный гость прибыл на авианосец катером. Несмотря на поздний час, был сыгран большой сбор. Поздоровавшись с экипажем, вице-адмирал с украинской фамилией распорядился распустить моряков, а командиру приказал немедленно сниматься с якоря. Ярыгин начал было объяснять, что две трети офицеров и мичманов, а также сдаточная команда остались на берегу, прибудут катерами только завтра утром.

— Ничего, и без них справимся, — решительно заявил гость. И добавил: — Они нас на поезде обгонят. Выходим немедленно…

— А как же самолеты, которые остались в Саках? — заволновался замполит Иванов.

— Сами прилетят в Сафоново, — успокоил Устименко. По решительному тону гостя можно было сделать вывод, что он получил приказ увести «собственность Украины» на Север не только от командующего Северным флотом Громова, но и Главкома ВМФ Чернавина. А может, и самого министра обороны. Значит, Москва дала «добро». Офицеры управления авианесущего крейсера почувствовали себя участниками необъявленной размолвки между двумя вчера еще дружественными столицами.

В 23.40, не подавая никаких сигналов, авианосец в кромешной темноте покинул Севастопольский рейд и взял курс на Босфор. Когда берег оказался далеко за кормой, включили ходовые огни…».

Капитан 2-го ранга Виктор Канишевский был помощником командира корабля и отвечал за «живучесть» судна. Он принадлежал к старшему начальствующему составу и знал ситуацию хорошо. Младшие офицеры и матросы смотрели на этот «северный поход» другими глазами.

Североморск

Представь себе огромный космический корабль, какими их описывают в фантастических романах. Вот таким и предстал передо мной тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», когда нас со съемочной группой на быстроходных моторных лодках везли к нему по гавани Североморска (сам корабль из-за своих чудовищных размеров (длина 306,4 метра, ширина 71,9 метра, высота 64,5 метра) не мог подойти к пирсу и грозно возвышался на фоне темной воды.

До этого мне уже доводилось ходить на самых разных военных кораблях, включая другого флагмана ВМФ — тяжелый ракетный крейсер «Петр Великий», но ни один из них не производил такого сильного впечатления.

В «Кузнецове» как-то соединилось все и сразу: похожий на военный городок со своим аэродромом и множеством разных боевых частей, он словно одновременно существовал в двух стихиях — в небе и на море.

На борту нас встретили офицеры, которые показали наши каюты и озвучили распорядок дня, в котором, что приятно, оказалось целых четыре приема пищи (должен признаться, я в своей гражданской жизни питаюсь хуже).

2-й день похода

Авианосец «Адмирал Кузнецов» – видео

https://youtube.com/watch?v=4Ji-SwKPk8I

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе. Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты МИГ-29К, Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1), а также новейшие ударные вертолеты Ка-52К корабельного базирования.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет чрезвычайно мощное и постоянно модернизируемое собственное ближнее ПРО для отражения ракетно-бомбовых атак. Зенитное вооружение корабля состоит из 4-х шестиствольных пусковых установок ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), 8-ми пусковых установок «Кортик» (256 ракет), 6-и шестиствольных 30-мм скорострельных установок АК-630М (48000 снарядов). Также авианосец имеет весьма совершенную эшелонированную защиту от торпед из 2-х установок РБУ-12000 (60 ракет) включающую постановку ложных акустических целей, быстрое развертывание противоторпедных минных полей и уничтожение торпед глубинными бомбами у самого авианосца. Авианосец имеет также конструкцию обеспечения живучести с множеством переборок выдерживающим попадание ниже ватерлинии боеприпасов до 400 кг тротила. Таким образом, авианосец может отражать массированные ракетно-бомбовые и торпедные атаки даже без помощи собственно ордера, который может сосредоточится на уничтожении носителей ракет и торпед.

Авианосец является также носителем 12-и вертикальных пусковых установок 4К-80 для тяжелых ракет Гранит способных поражать цели на 700 км с забрасываемым весом 750 кг. Первоначальные версии ракеты были созданы для уничтожения авианосных групп США, последние модернизации комплекса позволяют ему поражать и береговые цели.

Авианосец “Адмирал Кузнецов” является единственным авианосцем в мире, который может оперировать в Черном Море, т.к. по конвенции Монтре проход чистых авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещен.

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер ВМФ СССР — «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года (г. Николаев, УССР). От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в ТАВКР «Леонид Брежнев». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.Погрузка и монтаж вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений выполнялись на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.

11 августа 1987 года переименован в ТАВКР «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.

4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

После войны

Основной задачей мирного времени было восстановление флота. Проекты судостроения (в том числе авианосцев) и развития военно-морских сил были представлены Сталину лично наркомом. Н. Г. Кузнецов, адмирал, прославившийся в военные годы, настаивал на своих планах и требованиях, которые часто расходились с мнением вождя. Из-за этих разногласий и уверенности в своей правоте в 1948 году Кузнецов был разжалован до звания контр-адмирала и чуть не сел на скамью подсудимых. Полгода он провел без службы, перенес инфаркт, но смог приступить к работе в качестве заместителя главкома ВМФ Дальнего Востока. Именно там он получил очередное звание вице-адмирал во второй раз. В 1951 году по личному распоряжению Сталина он возвращается в Москву и полностью реабилитируется. Очередное звание адмирал Н. Кузнецов получает в 1953 году, он активно включается в работу и добивается пересмотра программы судостроительства.

Монтаж бортовых систем

Заказ всех силовых и энергетических установок был сделан на 1983-1984 года. Заводы подвели: они сильно отступили от графика, в результате чего для монтажа двигателей и турбин пришлось частично разбирать корпус и в некоторых участках снимать верхнюю палубу. Французы со спутника-шпиона впервые запечатлели корабль в 1984 году. В то время его готовность уже составляла не менее 20%.

В следующем году изменения вновь затронули «Адмирал Кузнецов» (авианосец). Конструктор проекта 1143.5 изменился, им стал П. Соколов. Уже к середине 1987 года корабль в третий раз переименовывают. На сей раз это ТАКР «Тбилиси». Готовность приближалась к 57%. К тому времени крейсер мог быть закончен приблизительно на 71%, но из-за поставщиков оборудования проект неоднократно грубо стопорился. Только к концу 1989 года готовность стала достигать 70%.

Стоимость корабля в те годы оценивалась в 720 миллионов рублей, причем удорожание на 200 миллионов было вызвано как раз-таки промедлениями поставщиков. В ответ на это снова поменяли главного конструктора, которым на сей раз стал Л. Белов. Корабль был закончен приблизительно на 80%. На судне к тому времени все же было смонтировано более половины всего радиоэлектронного оборудования, причем большую часть смогли поставить только к 1989 году (а запланирована поставка была на 1984 год).

История проекта

В послевоенный период в руководстве СССР, Министерства обороны и ВМФ не существовало единого взгляда на необходимость авианосцев и возможные способы их применения. Часть политиков, промышленников и военачальников (в том числе министр обороны маршал Андрей Гречко и министр судостроительной промышленности Борис Бутома) выступали за строительство крупных атомных авианосцев, аналогичных американским типа Nimitz. Оппоненты (среди них – главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков и сменивший в 1976 году. Гречко на посту министра обороны Дмитрий Устинов) указывали на высокую стоимость программы строительства авианесущих кораблей, отсутствие внятной концепции их использования и делали акцент на развитие подводного флота, в первую очередь – атомных субмарин. В результате до 1980-х годов в составе ВМФ СССР отсутствовали авианосцы, рассчитанные на самолеты с горизонтальным взлетом и посадкой.

Для противолодочной борьбы, которая была объявлена приоритетом надводных сил ВМФ СССР, строились противолодочные крейсера проектов 1123 и 1143, на которых базировались вертолеты, а также самолеты вертикального взлета-посадки Як-38. По боевым возможностям эти машины уступали обычным самолетам, что заставило руководство ВМФ в начале 1970-х годов вернуться к планам создания крупного авианосца, способного обеспечивать ведение боевых действий авиации на значительном удалении от баз флота. Предлагалось построить атомный авианосец водоизмещением до 80 тыс. т, с авиапарком до 70 летательных аппаратов (проект 1160 “Орел”). В дальнейшем проект подвергался многочисленным изменениям, в конце 1970-х годов работа над ним была прекращена.

Взамен было решено построить авианосец, взяв за основу авианесущий крейсер проекта 1143 и оснастив его оборудованием для взлета и посадки “обычной” авиации. Также разработчики отказались от использования атомной энергоустановки. Проект 11435 был разработан в начале 1980-х гг. в Невском проектно-конструкторском бюро (Ленинград, ныне – Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Василия Аникиева. В процессе проектирования специалисты отказались от установки на корабле катапульт – вместо них авианосец оснащен носовым трамплином, что ограничивает взлетный вес летательных аппаратов.

Кроме того, на авианесущем корабле было установлено мощное ударное вооружение – ракеты П-700 “Гранит”. В результате проект 11435 был классифицирован ВМФ как “тяжелый авианесущий крейсер” (ТАКР; по другой версии, это было сделано для обхода положения конвенции Монтрё о статусе черноморских проливов, которое запрещало проход через них авианосцев).

Первоначально предполагалось назвать головной корабль “Советский Союз” (в 1930-е годы такое же имя предполагалось присвоить первому линкору советской постройки, не завершенному в связи с началом Великой Отечественной войны). В 1982 году авианосец получил название “Рига” (традиционно советские авианесущие корабли называли в честь столиц союзных республик). В конце 1982 году переименован в “Леонид Брежнев” (после смерти генерального секретаря ЦК ЦКСС). В 1987 году, в начале перестройки и осуждения “эпохи застоя” ТАКР сменил имя на “Тбилиси”. С октября 1990 года – “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов” – в честь Николая Кузнецова, возглавлявшего ВМФ СССР в 1939-1947 и 1951-1955 годах.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий