Патрульный корабль проекта 22160 – гроза для пиратов и не только

Патрульный «не корвет»

В принципе, «Стерегущие» наших моряков вполне устроили. В связи с тем, что первая четверка корветов продолжительное время не покидала Балтийское море, проекту 20380 некоторые приписывали недостаточную мореходность. Но после того как летом коллегия МО во главе с министром обороны Сергеем Шойгу одним махом поменяла всю верхушку командования Балтфлота, внезапно выяснилось, что дальние походы «Стерегущим» вполне по силам. Мало того, после шести вояжей за пределы Датских проливов «Бойкий» и «Сообразительный» успешно совершили трехмесячный поход по Северной Атлантике, Средиземному морю и Индийскому океану.

И все же, несмотря на множество положительных характеристик корветов проекта 20380, морякам хотелось большего. Сказано — сделано. Постройка «Стерегущих» еще только набирала обороты, а «Алмаз» уже разработал их модернизированную версию — корвет проекта 20385. От своего предшественника он отличался несколько большим водоизмещением, выросшей автономностью, а главное — заменой ПКР «Уран» на универсальный корабельный стрельбовый комплекс, позволяющий использовать все семейство ракет «Калибр» и «Оникс». Роль «вишенки на торте» играло увеличение с 12 до 16 числа ячеек ЗРК «Редут».

Модифицированный «Стерегущий» крыл свой базовый вариант по всем статьям, хотя и был заметно дороже. В 2012–13 годах заложили два корвета проекта 20385: «Гремящий» и «Проворный». При этом строительство «20380-х» свернуто не было. То есть с этого момента Россия строила корветы одновременно по пусть и очень похожим, но все же двум проектам, что явно не отвечало требованиям стандартизации.

Но это был далеко не конец истории.

Зеленодольский завод имени А. М. Горького, специализирующийся на постройке противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок» и малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М», тоже был не прочь построить что-нибудь корветоподобное, и к 2014 году разработал патрульный корабль модульного типа проекта 22160. Корветом новинка официально не называлась, но де-факто проект 22160 имел водоизмещение, как у «Стерегущего».

При этом зеленодольский «не корвет» превосходил «Стерегущего» по степени автоматизации, мореходности, автономности и дальности плавания. Однако заметно уступал «20380-му» по вооружению. Точнее, для проекта 22160 была заявлена возможность установки за счет модульности даже ракетного комплекса «Калибр» — но головной корабль проекта 22160 «Василий Быков», насколько известно, достраивается без «Калибров»…

Так или иначе, в 2014–16 годах было заложено сразу 6 патрульных кораблей проекта 22160. Таким образом, с этого момента в России строились корветы сразу по двум очень похожим проектам, одновременно с которыми сооружались зеленодольские «не корветы» с водоизмещением корветов. Как это соотносилось с требованиями стандартизации? Ну, как-то, наверное, соотносилось…

Ее Величество модульность

Пока Зеленодольский завод начинал постройку своих модульных патрульных кораблей, «Алмаз» отнюдь не почивал на лаврах, а… выкатил к 2016 году свой проект модульного корвета нового поколения на основе проекта 20385! Это и был корвет проекта 20386.

При этом «20386-й» отличался от «20385-го» куда больше, чем тот — от «20380-го». Главной «изюминкой» проекта 20386 стала все более входящая в моду модульность. По словам разработчиков, корвет нового поколения, в зависимости от выполняемых им задач, должен был оснащаться временно устанавливаемым вооружением в виде модулей с буксируемой ГАС «Виньетка», восьмеркой ракет комплекса «Калибр», съемными системами РЭБ, РТР и т.д.

Сделаем маленькое отступление.

Заявленный в проектах 22160 и 20386 принцип модульности, безусловно, красив. Но вот насколько он реализуем на практике? Зачем ОПК производить модули, которые до поры до времени не будут смонтированы на корабле? Как экипаж корабля будет осваивать эти находящиеся где-то на берегу модули? Сколько времени будет занимать монтаж и демонтаж модулей? Где и какими средствами эта операция будет осуществляться? Наконец, съемная конструкция по определению сложнее и дороже стационарной. Таким образом, сомнений в реализуемости заявленного создателями корабля принципа модульности довольно много.

А теперь вернемся к описанию конструктивных особенностей корвета проекта 20386.

«20386-й» декларируется как корабль, набитый хай-теком от киля до клотика. Высочайший уровень автоматизации на корвете должен будет позволить значительно сократить экипаж. Основную надстройку планируется изготовить из получаемых методом вакуумной инфузии композиционных материалов. Также на корвете нового поколения будут внедрены «стелс»-технологии в куда большем объеме, чем на кораблях предшествующих проектов. Вместо использованных на «Стерегущих» дизелей «20386-й» оснастят комбинированной газотурбинной установкой с частичным электродвижением. Подводя итог, можно сказать, что революционный «20386-й» должен будет превосходить всех своих «одноклассников» по мореходности, автономности, дальности плавания и комплексу вооружения.

Но у всего, как известно, есть цена. Заявленное водоизмещение «20386-го» — 3400 тонн — доросло до вполне «фрегатских» показателей. Для сравнения напомним, что стандартное водоизмещение строящихся сейчас фрегатов проекта 1135 составляет 3620 тонн. Цена у новинки тоже оказалась не маленькая. Стоимость головного корвета проекта 20386 «Дерзкий», заложенного в 2016 году, согласно контракту МО РФ и «Северной верфи», составила около 29 млрд рублей… Что не помешало представителю управления кораблестроением ВМФ РФ объявить о грядущей постройке не менее десятка корветов проекта 20386.

Резюмируем: с 2016 года отечественный ОПК одновременно ведет строительство корветов проекта 20380, их увеличенной версии проекта 20385, патрульного модульного «не корвета» проекта 22160 с водоизмещением корвета и модульного суперкорвета проекта 20386 с водоизмещением фрегата. Стандартизация?.. Да к черту ее!

За дело берется «Алмаз»

Не секрет, что процесс обновления корабельного состава ВМФ России сталкивается с заметными проблемами. До сих пор ядро Флота составляют вымпелы, построенные во времена СССР. Очевидное устаревание, а также физический износ этих кораблей в совокупности с трудностями модернизации и ремонта вполне способны поставить боеспособность ВМФ под вопрос. Если, конечно, на смену советским «ветеранам» моряки своевременно не получат новые боевые корабли в достаточном количестве. Желательно, к тому же, более современные и мощные, такие как корветы проекта 20386.

Проблематикой постройки новых многоцелевых боевых надводных кораблей, предназначенных для использования в ближней морской зоне, отечественные Флот и ОПК озаботились еще в начале 1990-х годов. Но заложенный в 1997-м головной сторожевой корабль проекта 12441 «Новик» настолько соответствовал поговорке «первый блин комом», что достроен не был.

«Обжегшись» на проекте 12441, ВМФ и Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» решили сделать ставку на более простой и дешевый корабль. Последствием этого решения стала разработка достаточно компактного (стандартное водоизмещение 1800 тонн) и многофункционального корвета проекта 20380. Головной корабль нового проекта «Стерегущий» был заложен в 2001 году, а в 2008-м вошел в строй.

К концу 2017 года в боевом составе ВМФ России находились уже пять корветов проекта 20380: четыре — на Балтийском флоте и один — «Совершенный» — в составе Тихоокеанского флота. Причем «Совершенный», строившийся на АСЗ, стал среди корветов своего проекта настоящим чемпионом по долгострою. Заложенный в 2006-м он был сдан флоту лишь в 2017-м. За это время стоимость корабля успела взлететь с 6,5 млрд до 13 млрд рублей.

Запомним это и двинемся дальше.

“Москитный флот”

Ожидается, что “Василия Быкова” передадут военным до конца 2018-го. Он станет частью “москитного флота” России, формирование которого давно обсуждают в экспертном сообществе. С 2014 по 2018 год ВМФ получил шесть малых ракетных кораблей (МРК) проекта 21631 “Буян-М”, еще пять должны вступить в строй в ближайшие годы. Кроме того, в настоящее время достраиваются два МРК проекта 22800 “Каракурт” (всего запланировано порядка 12 кораблей). Эти морские платформы объединяет водоизмещение менее 1000 тонн и мощное тактическое ударное вооружение – все те же “Калибры”.

Эскадра небольших, малозаметных и быстрых ракетных кораблей – серьезная угроза даже для авианосца. Это понимают и на Западе. Вскоре после дебюта “Буянов” 7 октября 2015 года американский журнал Forbes писал: “Возможности российского флота позволяют серьезно ограничить свободу действий США и НАТО и потребовать от американской оборонной промышленности внушительного повышения расходов. Даже малые патрульные российские корабли могут нанести более сильный удар, чем корабли других военно-морских сил, за счет использования новых крылатых ракет “Калибр” и боеприпасов точного наведения”.

Вероятно, “Василий Быков” и другие корветы проекта 22160 с их большой длительностью автономного похода будут действовать в дальней морской зоне, а на “Буяны” и “Каракурты” ляжет задача охраны “домашней” акватории. В любом случае, если промышленности удастся поддерживать высокие темпы строительства этих кораблей, ни одно военно-морское соединение вероятного противника не сможет чувствовать себя в безопасности вблизи российских территориальных вод.

Представители проекта

Название б/нВерфь Зав. №Заложен Спущен В строюФлотСостояние
Василий Быков368 АО Зеленодольский ССЗ16126.02.201428.08.201720.12.2018 ЧФВ строю
Дмитрий Рогачёв375АО Зеленодольский ССЗ16225.07.201408.04.201811.06.2019ЧФВ строю
Павел Державин363АО Зеленодольский ССЗ(ООО ССЗ «Залив» г. Керчь)16318.02.2016 21.02.2019 12.2020ЧФЗаводские ходовые испытания
Сергей КотовАО Зеленодольский ССЗ(ООО ССЗ «Залив» г. Керчь)16408.05.2016 09.2020 12.2021ЧФСтроится. Сформирован корпус.
Виктор ВеликийАО Зеленодольский ССЗ16525.11.2016 04.2021 12.2022ЧФСтроится
Николай СипягинАО Зеленодольский ССЗ16613.01.2018 04.2022 12.2023ЧФСтроится

Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован не спущенным на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ Жёлтый  — действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Красный  — списан, утилизирован или потерян

Первый корабль серии «Василий Быков» был заложен 26 февраля 2014 года. Спущен на воду 28 августа 2017 года, осенью того же года отбуксирован по внутренним водным путям на завод «Залив» в Керчь для достройки. 25 марта 2018 года вышел из Керчи в Новороссийск на государственные испытания, стартовавшие в мае 2018 года.. 20 декабря 2018 года головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» вошел в состав Черноморского флота.

Второй корабль серии «Дмитрий Рогачёв» вошёл в состав флота в июне 2019 года, после успешного завершения государственных испытаний.

Третий патрульный корабль проекта 22160 «Павел Державин» 20 апреля 2020 года отбуксирован из Керчи в Новороссийск для прохождения заводских ходовых и государственных испытаний, принятие на вооружение ожидается до конца 2020 года.

История создания

Потребность в обновлении корабельного состава флота назрела еще в 90-е годы. В настоящее время крейсера и эсминцы еще имеют потенциал для глубокой модернизации.

Что касается сторожевых, малых противолодочных и малых ракетных кораблей, то они нуждаются в срочной замене.

Цели проектирования

На основе анализа потребностей ВМФ было решено создать патрульный корабль проекта 22160. Основное назначение – охрана водных районов и выполнение эскортных функций. Предусмотрено решение следующих задач мирного времени:

  • патрулирование назначенных районов;
  • пограничные функции;
  • обеспечение безопасности судоходства;
  • участие в поисково-спасательных операциях.

В военное время будут стоять следующие задачи:

  • дозорная служба по охране береговых объектов с моря;
  • защита морских коммуникаций;
  • огневая поддержка высадки десанта;
  • обеспечение действий сил специальных операций.

По утверждению руководителя группы разработчиков, Алексея Наумова, специализацией проекта 22160 является именно борьба с пиратством.

Проектирование

Проект 22160 разработан в Северном проектно-конструкторском бюро в соответствии с основными требованиями:

  • низкая радиолокационная заметность;
  • модульная компоновка;
  • увеличенная до 6000 миль дальность плавания.

Исходя из назначения корабля, его сначала планировалось оснастить артиллерийской установкой и средствами ПВО ближней зоны. Модульная компоновка позволила дополнительно разместитьУВП для крылатых ракет (КР).

Строительство

Всего намечено передать флоту шесть единиц этого проекта. Не исключено, что их количество будет увеличено. Постройка головного корабля «Василий Быков» начата 26 февраля 2014 г. в Зеленодольске. Спуск со стапелей прошел 28.08.2017 г. и с ноября того же года начато его дооборудование на предприятии «Залив» (Керчь).

Дальнейшая реализация программы была задержана из-за санкций. Второй корпус, «Дмитрий Рогачев», бортовой номер (БН) 368, пробыл на стапеле с июля 2014 г. до 2017 г. Зато в 2016 году было заложено сразу три корабля: «Павел Державин» (БН 369), «Сергей Котов» и «Виктор Великий». Постройка шестого в серии – «Николая Сипягина» начата 13.01.2018 г.

По проекту, главная энергетическая установка (ГЭУ) должна выпускаться в сотрудничестве с компанией «Ман» (Германия). Экономические санкции против РФ внесли коррективы в эти планы. В результате немецкие комплектующие были установлены лишь на «Дмитрии Рогачеве». В дальнейшем использовались изделия Коломенского завода.

Вооружение

Наряду со стандартным вооружением и модулями с УВП предусмотрен монтаж дополнительного оружия по требованию заказчика. Дело в том, что, помимо шести запланированных единиц для ВМФ, имеется еще и экспортный вариант. Например, между артустановкой и надстройкой есть место для УВП зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Штиль-1».

Дополнительно могут быть установлены:

  • 2 модуля 3С14УК2 по 4 ячейки системы «Калибр-НК» (8 КР 3М-54К или 3М-14К) или в экспортном варианте Club(3М-54КЭ/3М-14КЭ) – в кормовой части;
  • 2 модульные УВП 3С90Э. 1 ЗРК «Штиль-1»¬¬(24 ракеты9М317Э) – в носовой части, только в экспортном варианте.

С одной стороны, ударный комплекс не соответствует основному предназначению патрульного корабля. С другой, это дезориентирует противника при выборе приоритетной цели.

Примечательно, что экспортное орудие А-220М, уступает флотскому варианту (АК-176МА) по боевой эффективности. В то же время форма его башни имеет низкую радиолокационную заметность. Для экспорта эта особенность стала маркетинговым преимуществом.

Радиоэлектронное вооружение

Состав радиоэлектронных средств будет также зависеть от требований импортеров. Так, на модификации с системой «Штиль-1» потребуется дополнительная РЛС подсветки целей.

В штатном исполнении будут установлены:

  • РЛС «Позитив-МЭ1»(дальность действия по цели типа истребитель – 110 км);
  • навигационная станция «Пал-Н»;
  • гидроакустический комплекс МГК-335ЭМ-03 (обнаружение подводных лодок на дальности до 12 км);
  • гидроакустическую станцию (ГАС) с протяженной буксируемой антенной «Виньетка-ЭМ» (дальность обнаружения ПЛ до 20 км);
  • ГАС «Паллада» (защита от подводных диверсионных сил и средств);
  • стандартные корабельные средства радиоэлектронной борьбы.

Данный комплект гидроакустических средств и вертолет позволяют решать задачи противолодочного охранения.

История

Корабль спроектирован Северным ПКБ; это первый российский корабль с применением модульной концепции вооружения.

Заказано шесть представителей проекта; строительство ведётся на Зеленодольском заводе, а также на заводе «Залив» (два корабля). Первый корабль серии «Василий Быков» был заложен 26 февраля 2014 года и спущен на воду 28 августа 2017; вошел в состав Черноморского флота 20 декабря 2018 года.

В апреле 2014 года говорилось о планах по увеличению серии с 6 до 12 единиц, а также по базированию кораблей данного проекта на Черноморском и Северном флотах. На Черноморский флот планируется передать 6 таких корветов.

Субмарина под прикрытием

Новая тактическая система была разработана в прошлом году, но проверку прошла совсем недавно. Она предназначена для противолодочных сил бригад охраны водных регионов, рассказали источники «Известий» в Минобороны.

Все элементы прикрытия субмарин во время их выхода из военно-морских баз были протестированы в апреле в Черном море. В ходе учений ПК «Василий Быков» с помощью бортовой гидроакустической станции обследовал заданный район на наличие подводных лодок противника. Координаты обнаруженных целей тут же были переданы на МПК «Ейск» и «Касимов», которые нанесли по ним комбинированный удар противолодочными торпедами и глубинными бомбами.

Также «Василий Быков» отвечал за противовоздушную оборону «охотничьей стаи». Для этого у него есть все возможности. На борту корабля установлен зенитно-ракетный комплекс «Гибка». Этот ЗРК способен атаковать самолеты, вертолеты и беспилотники на дальности до 6 км и на высоте от 10 м до 3,5 км.

Наконец ПК проекта 22160 включен в единый боевой контур базы, что позволяет сообщать в режиме реального времени координаты целей береговым дальнобойным системам ПВО С-400 «Триумф». Для разведки ПК также может задействовать два беспилотника, которые находятся на его борту.

Развертывание или рассредоточение кораблей и подводных лодок во время ведения боевых действий — очень важный момент, отметил председатель Клуба моряков-подводников Санкт-Петербурга, капитан первого ранга запаса Игорь Курдин.

— Субмарины в это время особо уязвимы, — пояснил эксперт. — Наибольшую опасность представляет авиация противника и минные постановки, которые могут заблокировать выход из базы. Чтобы вывести в море подлодку, проводится целая операция. Субмарины выдвигаются из базы вслед за тральщиками, которые уже обследовали маршрут и очистили его от мин. Также в море отправляется ударная группа, которая тут же начинает искать подводные лодки неприятеля.

Наконец, субмарины особо тщательно надо прикрывать с воздуха, так как они не имеют мощных противовоздушных комплексов. Для этого задействуют корабельные и береговые системы ПВО, а также авиацию.

После объявления тревоги все боевые суда должны максимально быстро покинуть военно-морские базы и выйти в точки рассредоточения, а подводные лодки еще и совершить погружение

Важно проделать этот маневр без потерь, отметил бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов

— В мирное время действия противолодочных сил при обеспечении выхода кораблей и подводных лодок с базы постоянно отрабатываются, — рассказал эксперт. — Экипажи прекрасно знают все свои действия. Они ищут субмарины противника не только в фарватере выхода, но и в прилегающем к военно-морской базе водном районе.

Особое внимание уделяется противолодочному прикрытию баз, где находятся ракетные подводные крейсера стратегического назначения проектов «Борей» и 667 БДРМ «Дельфин», которые должны нанести по агрессору удар возмездия, подчеркнул эксперт

Патрульный корабль проекта 22100.

Корабли этого проекта классифицируются как “пограничные сторожевые корабли 1 ранга, ледового класса”.

Характеристики: Водоизмещение – 2700 т. Скорость 20 узлов. Дальность -12000 миль. Автономность – 60 суток.

Вооружение – АК-176М (76 мм) и два 14.5 мм ручных пулеметных установки. Возможна установка модульного вооружения.

Стоимость: 128 миллионов долларов.

Преимущества: 1)Основное преимущество ледовый класс, то есть усиленный корпус. 2) Очень комфортные условия обитания экипажа.

Данный корабль должен использоваться для охраны гос. границы, противопиратской борьбы и спасательных операций.

Корабли этого проекта заменяют сторожевые корабли 11351 «Нерей», созданные на базе сторожевых кораблей (фрегатов) проекта 1135 “Буревестник”.

Сторожевые корабли 11351 «Нерей», картинка с ru.wikipedia.org

Конструкция

На кораблях проекта 22160 впервые в российской практике будет реализован модульный принцип.

Часть вооружения на корабле постоянная, и оно монтируется при строительстве. Есть места, на которых можно в ходе ремонта разместить дополнительное вооружение. И есть места под съемные модули любого назначения, которые в процессе эксплуатации можно менять в зависимости от решаемых задач
— Владимир Свиридопуло, Генеральный директор ОАО «Северное ПКБ»

Силовая установка

Первоначально на проекте предполагалась установка германских дизелей, но в связи с санкциями было выполнено импортозамещение и на корабли проекта устанавливаются дизели 16Д49 производства Коломенского завода (аналогичные установленным на корветы проекта 20380). Общая мощность ГЭУ — 12 000 л. с. (8826 КВт.). Силовая установка выполнена по двухвальной схеме, два дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА6000 работают на винты фиксированного шага.

Вооружение

Артиллерийское вооружение проекта состоит из универсальной артиллерийской установки АК-176МА с возможностью поражения морских, береговых и воздушных целей. Боекомплект — 152 выстрела в башне и 152 выстрела в погребе.

Для противовоздушной и противоракетной обороны предполагается, кроме артиллерийской установки, использовать ПЗРК «Игла-С» (комплект до 8 шт) и аппаратуру РЭП.

На корабле предусмотрено базирование 12-тонного вертолета, в том числе боевых Ка-29 и Ка-52К для которых оборудован постоянный ангар, погреба для боезапаса и зарезервировано 30 кубических метров топлива. Отдельный ангар оборудован в бортовой надстройке для базирующихся на корабле БПЛА.

В кормовом слипе корабля предусмотрено базирование бронированной десантно-штурмовой лодки проекта 02800.

Для противодиверсионной обороны на проекте установлено два дистанционно-управляемых гранатомёта ДП-65 и два 12,7 мм пулемета «Корд». Также корабль комплектуется двумя ручными противодиверсионными гранатометами ДП-64.

На корабле декларирована возможность установки модульного контейнерного вооружения и оснащения, в том числе крылатых ракет «Калибр» или ПКР «Уран» Х-35У, но в настоящее время на вооружении флота таких систем нет, из контейнерного снаряжения широко применяются только водолазные контейнеры.

Идут испытания контейнерной гидроакустической станции «Минотавр-ИСПН-М.2»

Мореходность

Для проекта заявлены хорошая обитаемость и мореходность, а также возможность использования вооружения при волнении моря до 5 баллов. Заявленная автономность патрульного корабля проекта 22160 превышает автономность современных фрегатов проектов 11356Р и гораздо большей размерности.

Сравнение и выводы.

Корабли сильно отличаются водоизмещением и имеют разные возможности, но оба относятся к классу патрульных кораблей и обладают схожим вооружением.

Корабль проекта 22160 меньше, дешевле, но обладает современным радиолокационным вооружением и построен и использованием стелс технологий. Он более боевой корабль, при установке контейнерных модулей он может превратится либо в противолодочный корабль либо в корвет с ПКР. Так же в мирное время, его возможности выше, чем у проекта 22100. Ведь он обладает большей скоростью и способен вести борьбу с боевыми пловцами.

Патрульный корабль 22100, шифр “Океан” имеет в 2 раза большую дальность плаванья и способен работать в северных водах. Он так же может оснащаться вооружением, но смысла в этом нет, из за отсутствия РЛС дальнего обзора.

Мне не нравится гражданский вид корабля 22100 и его явно мирную направленность. Корабль получился дорогой и весьма странный. Он больше похож на круизное судно, чем на патрульный корабль.

Моли бы унифицировать эти корабли по боевым возможностям, что могло сократить их стоимость и дать возможность совместного выполнения миссий.

Понравилась публикация? Ставьте Лайк и подписывайтесь на мой канал!

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий