История создания ЗРК «Куб»
Создание комплекса «Куб» начали согласно с постановлением Совета министров СССР № 817-839 от 18 июля 1958 года. ОКБ-15 было назначено основным разработчиком ЗРК. Совместные испытания 2К12 осуществлялись на Донгузском полигоне в январе 1965 года и продолжились по июнь 1966 года.
Испытания ЗРК «Куб»
В 1959 году ЗРК «Куб» прошел первое испытание. В результате удалось выяснить следующие серьезные недостатки:
- Камера движения имела некачественное теплозащитное покрытие. Этот недостаток объясняется тем, что для изготовления камер применялся титан. После тестирования этот металл заменили сталью.
- Неудачная конструкция воздухозаборников.
В 1961 году было решено заменить главных конструкторов, занимавшихся созданием «Куба». Но, как бы там ни было, это не ускорило работы по совершенствованию ЗРК. В период с 1961 по 1963 годы из ЗРК было запущено 83 ракеты. Но только 3 запуска оказались удачными.
В 1964 году выпустили первую ракету, которая содержала боевую часть. Ею был сбит самолет Ил-28 (на средней высоте). Последующие запуски оказались успешными.
На вооружение ПВО СВ комплекс поступил в 1967 году.
Состав
Боевая машина 9А33Б
БМ 9А33Б является автономной всепогодной огневой единицей. Машина способна обнаруживать и опознавать воздушные цели в движении. С короткой остановки способна обстреливать одну цель двумя ракетами. Время развёртывания и свёртывания боевой машины не более 5 минут.
В качестве базы используется шасси БАЗ-5937. Шасси трёхосное, для движения по воде снабжено водомётом. Двигатель дизельный. Кроме того, шасси оборудовано средствами навигации и топопривязки. Шасси может транспортироваться самолётом Ил-76 и железнодорожным транспортом.
Станция обнаружения целей (СОЦ)
Радиолокационная станция кругового обзора. Имеет высокую степень защиты от помех. Решает задачи обнаружения воздушных целей и выдаёт их координаты местонахождения. Вращается со скоростью 33 1/3 оборота в минуту и стабилизирована в горизонтальной плоскости. Возможности антенны обеспечивают обнаружение цели типа истребитель на расстояниях до 40 км и 27 км при высоте полёта 5000 и 50 метров соответственно. Работает в диапазоне частот 6-8 ГГц.
Станция сопровождения целей (ССЦ)
Осуществляет поиск целей по данным полученным от СОЦ. Производит захват и автосопровождение целей по угловым координатам и дальности и выдаёт точные текущие координаты на счётно-решающий прибор (СРП). ССЦ позволяет захватывать и сопровождать цели на дальности до 23 и 14 км при высоте полёта 5000 и 50 метров соответственно. Станция имеет защиту от пассивных и активных помех. Работает в диапазоне частот от 14,2 до 14,8 ГГц.
Счётно-решающий прибор (СРП)
СРП решает задачу встречи ЗУР с упреждающей траекторией цели при поступлении информации от ССЦ, затем вырабатывает данные для своевременного пуска ракет. Время реакции комплекса от 16 до 26 секунд, что со временем, за десятилетия развития вертолётов создало сложность в борьбе с «подскакивающими» вертолётами на некоторых участках местности, однако в таком случае практически до
создания Осы имелись иные варианты противодействия (ПЗРК, зенитная артиллерия малых калибров). «Тунгуска» отодвинула «Осу» от переднего края и соответственно «подскакивающих» вертолётов чья задача перехват наступающих танков/разведка.
ЗУР 9М33
9М33 | |
Основные характеристики | |
Назначение | Зенитная управляемая ракета |
Разработчик | ОКБ-2 |
Масса снаряженной, кг | 128 |
Диаметр, мм | 206 |
Длина, мм | 3158 |
Размах крыла, мм | 650 |
Дальность пуска макс.: | |
в передней полусфере, км | 9 |
Скорость полёта цели, км/ч | 420 м/с |
Скорость полёта, | 1,51 |
Боевая часть | 15 кг |
Взрыватель | неконтактный |
Модификации | 9М33, 9М33М, 9М33М2, 9М33М3, 9М33М5 |
Основным вооружением ЗРК является твердотопливная ЗУР 9М33, выполненная по схеме «утка». Оснащена радиокомандной системой наведения на цель, осколочной боевой частью, неконтактным взрывателем с радиусом срабатывания 5 м и трассерами в хвостовой части для сопровождения телевизионно-оптическим визиром. Пуск двух ракет по наиболее важным целям осуществляется с интервалом 3-5 сек. Для снижения ошибки наведения при стрельбе по целям, находящимся на высотах 50-100 м, ракета наводится на них сверху вниз.
ТЗМ 9Т217Б
Транспортно-заряжающая машина осуществляет транспортировку двенадцати ЗУР и обеспечивает заряжание боевой машины.
Сухопутные войска отказались от закупок ЗРПК “Панцирь-С1”
Командование Сухопутных войск отказалось принять на вооружение зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) «Панцирь-С1». Испытания комплекса показали, что он не соответствует заявленным требованиям. Об этом газете «Известия» рассказал источник в главкомате Сухопутных войск.
— Последние войсковые испытания на полигоне Ашулук показали, что технические и боевые характеристики ЗРПК «Панцирь-С1» не соответствуют требованиям Сухопутных войск. Исходя из этого, было принято решение не закупать эти комплексы, — заявил он.
ЗРПК «Панцирь-С1» разработан тульским Конструкторским бюро приборостроения (КБП) на базе комплекса ПВО «Тунгуска». Его задача — прикрывать от воздушного нападения части в бою и на марше, защищать стратегические объекты, прикрывать зенитные ракетные системы большой дальности С-300, С-400 и в перспективе С-500. «Панцирь-С1» также может поражать и наземные цели — пехоту и легкую бронетехнику.
Минобороны РФ ранее закупило десять комплексов «Панцирь-С1», все они сейчас распределены по бригадам Воздушно-космической обороны (ВКО) для прикрытия комплексов С-400 «Триумф». В планах Минобороны закупка еще примерно ста ЗРПК «Панцирь-С1» для бригад ВКО в течение ближайших восьми лет.
Вопрос о поставках «Панцирей» в Сухопутные войска обсуждался несколько лет, проводились сравнительные испытания этих комплексов и зенитно-ракетных комплексов «Тор-М2» концерна ПВО «Алмаз-Антей». Как рассказал «Известиям» представитель российского оборонно-промышленного комплекса, все испытания были не слишком удачными для «Панцирей».
— Ракета не способна поражать маневренные цели, сам комплекс громоздкий и не мобильный, что крайне важно для мотострелковых частей, есть вопросы к радиоэлектронной базе, — сообщил «Известиям» офицер, хорошо знакомый с ситуацией. Кроме того, он отметил, что в современной войне такие комплексы малой дальности бессильны против боевых самолетов, которые атакуют, не заходя в зону действия систем противовоздушной обороны, а против вертолетов противника гораздо эффективнее использовать переносные зенитные ракетные комплексы и стрелковое оружие. В свою очередь, заместитель генерального директора тульского КБП Юрий Савенков рассказал «Известиям», что по основным техническим и боевым характеристикам комплекса серьезных вопросов у командования Сухопутных войск нет
В свою очередь, заместитель генерального директора тульского КБП Юрий Савенков рассказал «Известиям», что по основным техническим и боевым характеристикам комплекса серьезных вопросов у командования Сухопутных войск нет.
— Главной претензией главкомата Сухопутных войск к комплексу является то, что он делается на колесной платформе, а сухопутчики хотят ЗРПК на гусеничном ходу, — подчеркнул он.
По словам руководителя Центра военного прогнозирования полковника Анатолия Цыганка, несмотря на неудачу «Панциря», Минобороны все равно придется оснащать сухопутные части ракетно-пушечными системами ПВО.
— Шесть лет назад была принята концепция, согласно которой подразделения ПВО Сухопутных войск должны оснащаться как ракетными зенитными установками, так и пушечными. Эту концепцию никто пока не отменял. Поэтому Минобороны придется либо доводить «Панцирь-С1», либо искать зарубежные аналоги, которых сейчас нет, — пояснил Цыганок.
При этом заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин пояснил «Известиям», что неспособность «Панциря» сбивать маневрирующие цели делает его бесполезным оружием.
— Если комплекс не может сбить маневрирующую цель, значит, он не сможет поразить управляемый боеприпас. Пока эта проблема не будет решена, «Панцирь» для сухопутных частей закупать бессмысленно, отметил Храмчихин.
Комплекс «Панцирь-С1» оснащен 12 зенитными управляемыми ракетами 9М335. Дальность пуска — 12 км, высота поражаемых целей — 8 км. Комплекс может наводить одновременно до трех ракет. Артиллерийское вооружение — две 30-миллиметровые автоматические пушки 2А72. Пушки одноствольные. Боевой модуль установлен на крыше кузова боевой машины. Помимо вооружения включает РЛС обнаружения целей и станцию сопровождения цели и ракет. Есть также оптический канал системы управления огнем. В кузове боевой машины размещаются операторы наведения и командир.
warsonline.info
History
Development of the S-25 was authorized on 9 August 1950 by a decision of USSR and was appended by Stalin: (We have to get the missile for air defense in a year). The system was assigned to design to SB-1 (Special Bureau No. 1).
The initial design included:
- E\F band A-100 “Kama” radar based in two concentric rings; a near ring – 25–30 km from Moscow, and a far ring, approximately 200–250 km from Moscow, for early warning and target detection.
- B-200 missile targeting radars, deployed in two rings.
- V-300 SAMs deployed around the B-200 radars.
- G-400 Interceptor aircraft. These were Tu-4 with G-300 (izdelie 210, downsized version of V-300 with aerial launch) missiles.
- Possibly, Tu-4 based AWACS aircraft D-500.
The implementation was assigned to the Third Main Agency, which was specially created, by the Soviet of Ministers of the USSR. SB-1 was converted to KB-1 (Design Bureau №1) headed by P.N. Kuksenko and S.L. Beria. Some captured German specialists were concentrated in department №38 of KB-1.
Test range trials of the first experimental system were conducted in January 1952. These tests led to the removal of the air based components of the Berkut system (G-400/G-300 and G-500).
The construction of ground infrastructure (designed by the Moscow division of Lengiprostroy, V.I. Rechkin) was done from 1953 through 1955 at 50 km and 90 km ranges from Moscow. There were about 2000 km of roads built by prisoners.
After the death of Stalin and arrest of L.P. Beria (the head of Soviet police and security, and the father of S.L. Beria) in June 1953, the KB-1 was reorganized and headed by Raspletin. The Third Main Agency was converted to Glavspetsmash and included into the Ministry of Medium Machine Building. The name Berkut was changed to Systema 25.
The first combat elements of S-25 were delivered to the military in 1954. In March 1954 most sites were being prepared for the installation of the missiles and launchers. The final tests were completed in the beginning of 1955. The first batteries entered service on 7 May 1955. The system entered combat duty in June 1956. The launchers were located at a distance of 75–85 km from Moscow, a dense ring (at a distance of 10–15 km from each other). The locations were masked by forests.
After the system have entered service some parts of Glavspetsmash (Glavspetsmontazh and Glavspetsmash) were disbanded, the KB-1 was transferred to the Ministry of Defense Industries.
In order to operate the S-25 system, the “Separate Army for Special Purposes” was established under the command of general-colonel K. Kazakov in the spring of 1955, being part of Soviet Air Defense Forces (PVO Strany).
A number of improvements was made to the initial S-25 design during the service. The latest modernized S-25M was retired and replaced with S-300P air defense complexes in 1982. Most sites of the original S-25 complex were dismantled in the 1990s and are now summer cottage developments for Moscow residents.
Техническое описание РСН-75В
(ВСЕ КНИГИ)
Техническое описание станции РСН-75.Том 1-ый.Общие сведения о станции. http://ТО РСН-75 Том1.djvu Рисунки со схемами к ТО http://схемы к то рсн-75 т1.rar
Как известно РСН-75В состоит из 3-х кабин: ПВ,УВ и АВ.Техническое описание на приемо- передающую кабину ПВ состоит из 2-х книг:
том 2 часть 1-“Общие сведения.Антенно-фидерная система.Передающее устройство.” http://Т О РСН-75 ПВ т2 ч1.djvu
том 2 кабина ПВ часть 1.Альбом схем http://Кабина ПВ.ч.1.Альбом схем..djvu
Кабина ПВ.Схема принципиальная электрическая http://принципиальная схема кабины ПВ..JPG и
том 2 часть 2 – “Высокочастотная часть приемногоустройства.Система управления антеннами.” http://ТО РСН 75 ПВ т2 ч2.djvu.
том 2.Кабина ПВ.часть 2.Альбом схем. http://Кабина ПВ ч2.Альбом схем..djvu
Техническое описание на кабину управления УВ состоит из 2-х книг:
том 3 книга1 “Общие сведения о кабине УВ.Система индикации.Аппаратура демодуляции помех и средств защиты от ПРС.Сопряжение с запросчиком типа 75Е6.” http://РСН-75 ТО УВ т3 кн1.djvu.html
Альбом схем.Кабина УВ .Книга 1. http://Альбом схем УВ кн1.djvu и
том3 книга2 “Система управления и блоки иммитационной аппаратуры.” http://РСН-75 УВ ТО т3 кн2.djvu.html
Техническое описание на аппаратную кабину АВ состоит из 4-х частей.
часть1-я “Общие сведения.Устройство определения координат.”http://РСН-75 ТО АВ том4 часть1.djvu ,
Альбом схем.Кабина АВ.часть 1 http://Альбом схем АВ ч1.djvu
часть 2-я “Устройство выработки команд управления” http://то ав т4 ч2.djvu
Альбом схем.Кабина АВ.часть 2 http://Альбом схем АВ ч2.djvu
часть 3-я “Аппаратура селекции движущихся целей” http://ТО АВ том4 часть3.djvu
том 4.Кабина АВ.часть 3.Альбом схем http://альбом схем С-75В3 т4 АВ ч3.djvu
часть 4-я :”Радиопередатчик команд.” http://РСН-75 ТО АВ том4 часть4.djvu ,
том 4.Кабина АВ.часть 4.Альбом схем http://Кабина АВ ч 4 Альбомсхем.djvu
Техническое описание кабины ПА ( СА-75). 1959 г. http://с75 то па.djvu
Инструкции по эксплуатации на станцию РСН-75В.
Инструкция по эксплуатации том 1.Общие сведения. http://иэ с75 том 1.djvu
Инструкция по эксплуатации Часть 2.Кабина ПВ. http:// ИЭ С-75 каб. ПВ.djvu
Инструкция по эксплуатации Часть 3.Кабина УВ. http:// ИЭ на УВ РСН-75В.djvu
Инструкция по эксплуатации Часть 4.Кабина АВ (устройство определения координат и устройство выработки команд управления) http://ИЭ станция РСН-75В часть4 кабина АВ.djvu
Инструкция по эксплуатации часть 5.Кабина АВ (СДЦ) .http://ИЭ С75 АВ ч5.djvu.html
Инструкция по воздушной транспортировке С-75. 1974 г. http://с75 инстр по воздж.djvu
Описание ЗРК «Куб»
ЗРК состоит из одной самоходной установки наведения и разведки СУРН 1С91, четыре самоходных пусковых установок СПУ 2П25 и кабины приема целеуказания RGW 9C417. На каждой пусковой установке находится по три ЗУР 3М9. Самоходная установка наведения и разведки и самоходные пусковые установки находились на гусеничных шасси типа ГМ, производства ОКБ-40, кабина приема целеуказания размещается на шасси машины ЗИЛ-131. Также в состав входили 2 транспорно-заряжающие машины (ТЗМ), несущие по себе 3 ракеты 3М9М3, каждая. NPV находятся на шасси машины ЗИЛ-131 и имели специальный гидроподъемник, предназначенный для перегрузки ракет на пилоны СПУ 2П25.
Изначально «Куб» создавался как средство ПВО для прикрытия мотострелковых и танковых дивизий Советской Армии. В ее состав входил зенитный ракетный пол, который был вооружен 5 ЗРК «Куб».
Технические показатели комплекса обеспечивали обнаружение воздушных объектов противника на дальностях до 65 километров и их обстрел на расстояниях от 4,5 до 23,5 километров в диапазоне высот до 14 тыс. метров. Основными целями для зенитного ракетного комплекса «Куб» являлись крылатые ракеты и самолеты со скоростью до 600 метров в секунду (на встречных курсах). Модификация «Куб-М3» (она же последняя) обеспечивала обстрел воздушных целей типа вертолет в режиме зависания в воздухе.
При создании комплекса «Куб» использовались авиационные принципы, а именно максимальная отдача при минимальном размере. В своем классе ЗРК стал одним из самых компактных.
Особенности конструкции и задачи пусковой установки
Самоходная пусковая установка находилась на шасси ГМ-578, на лафетах, которые имели направляющие для ракет. 2П25 содержит навигационную аппаратуру и электрические силовые приводы. К тому же, самоходная установка была оборудована счетно-решающим прибором, средствами топопривязки, автономным газотурбинным электроагрегатом, предстартовым контролем установки телекодовой связью. Для стыковки ракет с пусковой установкой применялось 2 разъема. Они находились в ракет. Ее предстартовое наведение осуществлялось посредством приводов лафетов, отрабатывающих полученную информацию от 1С91. Основная задача радиотелекодовой связи – обеспечение 2П25 необходимыми данными. Боевой расчет установки – три человека. Вес самоходной пусковой установки составлял 19,5 тонн.
Особенности устройства ракеты
ЗРК «Куб» оснащен ракетой 3М9, которая была разработана по схеме «поворотное крыло». Она отличалась от своего аналога 3М8 наличием дополнительных рулей. В результате их использования конструкторам удалось уменьшить габариты поворотного крыла. К тому же, рулевые машины не требовали высокой мощности. Гидравлический привод заметили на более легкий пневматический.
Захват воздушной цели со старта и ее дальнейшее сопровождение по частоте Доплера производила самонаводящаяся полуактивная радиолокационная головка 1СБ4, находящаяся в передней части ракеты. Она содержала комбинированную двигательную установку. Осколочно-фугасная БЧ весила 57 килограмм. Автодиодный двухканальный радиовзрыватель подавал команду для ее подрыва. Размер ракеты – 5,8 м, диаметр – 33 см. Собранную ракету перевозили в контейнерах, которые создавались посредством складывания консолей стабилизаторов.
Устройство камеры дожигания ракеты
После своего сгорания заряд газогенератора поступал в камеру дожигания через воздухозаборники, где производилось окончательное сгорание горючего. При этом сам заряд твердого топлива представлял собой 172 кг шашку длиной 1,7 метра и диаметром 29 см. Для ее производства применялось баллистическое топливо. Воздухозаборники расчеты для сверхзвуковых условий работы. Все отверстия воздухозборников при старте ракеты плотно закрывались посредством стеклопластиковых заглушек. Начало запуска ракеты осуществлялось на стартовом участке, перед тем как использовался маршевый двигатель.
Старт продолжался до пяти секунд. Внутренняя часть сопла, которую удерживала стеклопластиковая решетка, после 5-6 секунд отстреливалась и наступала фаза работы на маршевом участке.
Примечания
- Алексей Васильевич Топтыгин. Неизвестный Берия. — ОЛМА Медиа Групп, 2002. — 480 с. — ISBN 9785765415016.
- Военно-исторический журнал. — Воениздат, 2002. — С. 76. — 536 с.
- Батюк В. И., Пронин А. В. «Почему Г. Трумэн „пощадил“ СССР» // Военно-исторический журнал. — 1996. — № 3. — С. 74.
- ↑ Грани «Алмаза». 55 лет (История в событиях и лицах 1947—2002). Сост. С. Касумова, П. Проказов. — М.: «Алмаз», 2002. — ISBN 5-86035-035-X
- Дмитрий Леонов. Начало работ по созданию зенитной ракетной системы «Беркут» // Книга о 658 ЗРП. Архивная копия от 6 июля 2016 на Wayback Machine
- Головной разработчик КС-1 Комета
- Концерн «РТИ Системы». — Структура активов Архивировано 27 марта 2014 года.
- , с. 138.
- ↑ , с. 24.
- «Несостоявшийся соперник». Зенитная управляемая ракета ШБ-32 комплекса С-25 Архивная копия от 31 июля 2016 на Wayback Machine. сайт «Вестник ПВО»
- , с. 136.
- , с. 395.
- , с. 283.
- Леонов Леонид Васильевич (1910—1964) — главный конструктор радиолокационных станций обнаружения сантиметрового диапазона. В 1949 г. им разработана и создана первая такая станция П-20.
- К. С. Альперович |«Так рождалось новое оружие» Записки о зенитных ракетных комплексах и их создателях от 16 августа 2016 на Wayback Machine // «УНИСЕРВ», Москва, 1999 ISBN 5-86035-025-2
- , с. 160.
- , с. 448.
- , с. 143.
- , с. 500.
- ↑ “Сверхтяжелый перехватчик ПВО Ту-4 Д-500 [источник не указан 1976 дней]
- ↑ К. С. Альперович. Годы работы над системой ПВО Москвы — 1950—1955. (Записки инженера). — 2003. — ISBN 5-7287-0238-74. Архивная копия от 17 августа 2016 на Wayback Machine Архивированная копия. Дата обращения: 17 июля 2016. Архивировано из оригинала 17 августа 2016 года.
- «Беркут». Технический проект раздел 1. Общая характеристика комплекса ПВО «Беркут». 1951 г. Дата обращения: 19 июля 2016. Архивировано 30 июня 2016 года.
- Черток Борис Евсеевич. “Ракеты и люди”, том 1. — «Машиностроение», 1999. — P. 416. — ISBN 5-217-02934-X. Архивная копия от 10 июля 2017 на Wayback Machine
- О. Фаличев, Е. Сухарев. «„Аскания“ в КБ-1» Архивная копия от 31 июля 2016 на Wayback Machine // «Стрела» № 3(110), март 2012.
- Сводная таблица из «Альбома разработок ЦКБ „Алмаз“ 1947—1977 гг.» и альбома «Зенитный стационарный ракетный комплекс С-25»)
- ВВС США в 1950-х годах отрабатывали тактику доставки ядерного боеприпаса на малых и сверхмалых высотах методом «броскового бомбометания». Подобная тактика отрабатывалась даже на стратегических бомбардировщиках B-47, и хотя последние не были рассчитаны на подобное применение, тем не менее единичные атаки против стратегически важных объектов тыла могли быть выполнены подобным образом.
Диорама «Противовоздушная оборона города Москвы, отражение ночного налёта 21-22 июля 1941 года»
На первом этаже внимание посетителей, привлекает диорама посвящённая отражению первого налёта фашистской авиации на Москву. Автор работы – заслуженный художник РСФСР Алексей Николаевич Семенов (трудился в студии военных художников имени Грекова начиная с 1955 года)
Диорама изготовлена в в 1976 году.
Интересно, что в день первого налёта, в Москве проводилась командно-штабная игра. Цель: изучить возможности ПВО Москвы по отражению дневного воздушного налёта. В 8 часов вечера, по окончании игры, Сталин сказал: «Завтра вы нам покажете отражение ночного налёта», но запланированного продолжения командно-штабная игра не имела. Уже через через несколько часов, ПВО пришлось отражать настоящий ночной налёт
Массированный налёт 2-го Воздушного флота люфтваффе, усиленного шестью бомбардировочными группами 3-го Воздушного флота (они временно были переброшены под Москву из Франции) начался в 22 часа 25 минут 21 июля 1941 года и продолжался до 3 часов 25 минут следующих суток. Тактическое решение было опробовано на Англии: бомбардировка с горизонтального полёта в нормальных метеоусловиях, с высоты 1000-3000 метров, зажигательными и фугасными бомбами. Экипажи снабжены подробными картами и фотопланшетами с указанием конкретных целей. Бомбометание по некоторым объектам – по световым сигналам, поданным с земли немецкими агентами.
В 21 час посты ВНОС сообщили о приближающейся группе самолётов (в налёте участвовало 195 бомбардировщиков). Боевая работа советских истребителей и зенитчиков была достаточно эффективной и к Москве прорывались лишь отдельные самолёты и мелкие группы. В результате налёта 130 человек были убиты, 241 тяжело ранены, разрушено 37 зданий. Совинформбюро заявило о 22 сбитых самолётах. Допрос пленных показал, что было сбито 6-7 бомбардировщиков.
Модификации
«Квадрат» 2К12Е
Это экспортная модификация, которая была создана в 1971 году. Главные отличия от базовой версии: измененная система распознавания принадлежности целей, возможность работы в условиях тропиков, измененный уровень помехозащищенности.
«Куб-М» 2К12М
После того как ЗРК 2К12 поступил на вооружение, началась работа по его доработке. В 1968 году был создан РЗК «Куб-М» 2К12М. Модернизированный комплекс мог поражать цели, которые маневрируют с перегрузками до 5-6 g. При этом нижняя граница поражения сократилась с 100 до 50 м, а дальность поражения благодаря усовершенствованию излучения увеличилась на 20%.
«Куб-М1» 2К12М1
Этот модернизированный комплекс поступил на вооружение в 1973 году. В результате доработок удалось улучшить защиту головки самонаведения от помех, расширить зоны поражения воздушной цели, уменьшить работное время примерно на 5 с, улучшить надежность всех средств комплекса. Кроме того предусмотрена прерывистая работа РЛС СУРН 1С91, нацеленная на противоздействия противорадиолокационным ракетам типа AGM-45 Shrike.
«Куб-М3» 2К12М3
В период с 1974 по 1975 года была проведена последующая модернизация комплекса 2К12. ЗРК «Куб-М3» 2К12М3 поступил на вооружение в конце 1976 году. По сравнению с прошлой версии 2К12М3 отличался расширенными границами зоны поражения. К тому же появилась возможность стрелять «вдогон» по воздушным целям со скоростью до 300 метров в секунду. Также была увеличена средняя скорость полета зенитного ракетного комплекса до 700 метров в секунду и появилась возможность поражения самолетов маневрирующих с перегрузками до 8 g. Среди прочих доработок стоит выделить улучшенную помехозащищенность ракеты самонаведения, уменьшенную ближняя граница зоны поражения, увеличенную вероятность поражения цели на 10-15%.
«Куб-М3С» 2К12 М3С
В 1970-е годы велись активные разработки в сфере радиоэлектронной борьбы. Советские разработчики могли эффективно противодействовать иностранным зенитно-ракетным комплексам типа MIM-23 Hawk. Модификация 2К12М3С была разработана для снижения восприимчивости 2К12 к подобным средствам противника. Новая модификация обладала защитой от средств радиоэлектронной борьбы по типу «Смальта». ЗРК в 1979 году поступил на вооружение.
«Куб-М3А» 2К12М3А
Последняя модификация комплекса 2К12 была сделана в 1981 году. В комплексе применялась новая модифицированная ракета 3М9М4 с весом боевой части в 70 килограмм, но комплекс не был принят на вооружение. Главная причина отказа – принятие на вооружение более перспективного ЗРК 9К37 «Бук».
«Куб-М4» 2К12М4
Работы по созданию нового зенитного ракетного комплекса 9К37 «Бук» были начаты в 1972 году. Комплекс планировали принять на вооружение в 1975 году. Чтобы ускорить работы, принятие на вооружение разделили на 2 этапа. Первый предусматривал введение самоходной огневой установки 9А38 с ракетами 9М38 в состав корпуса. Благодаря такому решению количество целевых каналов увеличилось в два раза с 5 до 10, а боеготовых ЗУР с 60 до 75. В этом виде ЗРК «Куб-М4» 2412М4 и поступил на вооружение в 1978 году.
Состав батарейного комплекса «Куб-М4» 2К12М4 (9К37-1 ЗРК «Бук-1»)
- 1 × СУРН 1С91М3 (взятый из ЗРК «Куб-М3»)
- 4 × СПУ 2П25М3 (из ЗРК «Куб-М3»)
- 1 × СОУ 9А38 (из ЗРК «Бук») с ракетами с ракетами 3М9М3 или 9М38.
В состав зенитно-ракетного полка входила батарея управления, пять стартовых батарей и вспомогательные подразделения.
Модели авиационной техники, состоявшей на вооружении ПВО страны
На крайнем левом снимке – первый в СССР комплекс дальнего радиолокационного обнаружения, разработанный филиалом КБ А.Н.Туполева в г.Куйбышеве.
Целью его создания было прикрытие северных границ СССР от американских стратегических бомбардировщиков. Создание на севере страны радиолокационного поля путем развертывания сети РЛС потребовало бы огромных ресурсных затрат. Мобильные средства радиолокационного наблюдения предполагали менее уязвимое для противника, более дешевое и гибкое решение. Кроме того, подъем радиолокатора на высоту предполагал большую дальность обнаружения воздушных целей.
За основу был взят пассажирский самолёт Ту-114, созданный на основе бомбардировщика Ту-95. Необычный вид ему придаёт 11-метровый гриб обтекателя антенны обзорного радиолокатора радиолокационного комплекса «Лиана».
«Лиана» обнаруживала воздушные цели на расстоянии до 350 км, а излучение РЛС – на удалении до 600 км. Кроме того, Ту-126 мог применяться для передачи данных на командные пункты ПВО и для наведения перехватчиков на цель.
С 1965 по 1968 годы Вооруженным Силам СССР было передано 9 единиц, которые эксплуатировались до 1980-ых годов, пока их не сменили самолёты ДРЛО А-50, оснащенные радиолокационным комплексом «Шмель».
Техническое описание ракеты 5В27У.
1). Книга 1.Общие сведения.Конструкция планера,двигателей.http://ТО на ракету 5В27У(С-125)Книга 1..
“почищенный” вариант http://5В27У_ТО_книга_1_n.djvu
2). Рисунки к ТО книга 1. http://ТО РАКЕТЫ 5В27У Кн рис-1.djvu
улучшенный вариант http://5В27У_ТО_книга_1_альбом_рисунков_p.djvu
то же,но с бОльшим сжатием http://5В27У_ТО_книга_1_альбом_рисунков_n.djvu
3).Книга 2.Автопилот http://ТО ракеты 5В27У. Кн2.djvu
4).Книга 3.Аппаратура радиоуправления и радиовизирования http://ТО РАКЕТЫ 5В27У КН 3.rar
5).Книга 4.Радиовзрыватель и боевая часть.http://ТО РАКЕТЫ 5В27У Кн.4.djvu
6).Книга 5.Турбогенератор http://ТО ракеты 5В27У Кн.5.rar.
7).Программа типовых испытаний ракет 5В27 http://типовые испыт.5в27.djvu
new 8).Инструкция по воздушному транспортированию ракет 5В24,5В27.5В27д в касетах 18Т6 или на спецтележках 5Х28 (5Х28АМ) самолетами ИЛ-76,АН-22. 1984 г.
Зенитный комплекс С-25
- N ° 30: техническое помещение для подготовки ракет,
- N ° 31: жилая зона для рабочих,
- № 32: Пусковая установка В-300,
- N ° 33: РЛС B-200.
Первые испытания С-25 в полной комплектации начались на 2 ноября 1952 г., используя имитацию радиолокационной цели. Испытания по мишеням, прикрепленным к парашютам, проводились в начале 1953 года . Ту-4, переоборудованные в беспилотные летательные аппараты, использовались в качестве движущихся целей при испытаниях, проводившихся26 апреля в 18 мая 1953 г.. Всего за время испытаний было произведено 81 выстрел.18 сентября 1952 г. в 18 мая 1953 г.. Другие дополнительные испытания были проведены в сентябре иОктябрь 1953 г.против дронов Ту-4 и Ил-28 .
Решение правительства о строительстве комплекса С-25 «в натуральную величину» на площади Каспутин Яр было принято в январе 1954 года . Комплекс был готов начать серию испытаний, запланированную правительством на25 июня 1954 г.. Испытания проводились с1 – го октября 1954 в 1 – го апреля 1955и состояла в нанесении 69 выстрелов по беспилотникам Ил-28 и Ту-4, в том числе 20 ракет по 20 одновременным целям. Комплекс мог поражать 20 целей одной или двумя ракетами одновременно, сохраняя при этом до 60 ракет наготове. Время выполнения 5 минут (по 18 мишеням).
Всего в Подмосковье было изготовлено и развернуто 56 комплексов С-25, в дополнение к двум другим экспериментальным, развернутым в испытательном центре «Каспутин Яр» (серийному и первому, допущенному к разработке).
РЛС управления огнем Б-200
Каждый объект был оборудован системой наведения B-200, включающей радар управления огнем типа « отслеживание во время сканирования » (обозначенный американской разведкой « Yo-Yo » ) и систему управления стрельбой. Высокая производительность, позволяющая вести огонь с каждого объекта. по десяти целям одновременно, по две ракеты на каждую.
Опытный образец РЛС Б-200 прошел испытания в середине 1950-х годов.
Зенитная ракета В-300
Первая ракета В-300 была выпущена по 25 июля 1951 г., в испытательном центре «Каспутин Яр».
Ракета, название которой менялось несколько раз в зависимости от используемой версии, использовала одинарный ракетный двигатель на жидком топливе . Несмотря на то, что его максимальная скорость составляла около 2,5 Маха , у него была низкая начальная скорость, что ограничивало его способность вести огонь по сверхзвуковым целям. Его максимальная дальность перехвата сильно зависела от атакуемой цели и типа подхода, который она совершала; против B-52, летевшего на большой высоте и приближающегося прямо по прямой, он составлял порядка 30 км .
Он нес большой боевой груз, от 200 до 320 кг, а его смертельный радиус оценивался от 20 до 35 метров . Считалось, что он способен вести перехват от минимальной высоты 900 м (3000 футов) до максимальной высоты 18000 м (60000 футов), с дополнительными возможностями, простирающимися до 24000 м (80000 футов), особенно если он был оборудован ядерная боеголовка .