Торпеды, мины, автономные аппараты
Одну из крупнейших экспозиций в Северную столицу привезло АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ). Компания продемонстрировала свои новейшие изделия: экспортный вариант малогабаритного противолодочного комплекса «Пакет», морскую шельфовую мину с глубиной постановки от 60 до 600 м и донные мины МДМ-2 и МДМ-3.
Из ракетного вооружения КТРВ показала авиационную крылатую ракету повышенной дальности Х-59МК, способную уничтожать надводные цели на расстоянии до 285 км, и полутонную противолодочную ракету воздушного базирования АПР-3М с фугасной боевой частью.
Внимание публики привлекли изделия входящего в КТРВ петербургского АО «НИИ мортеплотехники». Предприятие представило универсальную глубоководную самонаводящуюся торпеду (УГСТ), которая по показателю «эффективность — стоимость» превосходит зарубежные аналоги
Калибр торпеды составляет 53 см, длина — 7,2 м, масса — не более 2,2 тонны, максимальная дальность хода — 50 км, скорость — 40—50 узлов (74,08—92,6 км/ч), глубина стрельбы с подлодки — 400 м.
- Образцы торпедного вооружения КТРВ на МВМС-2021
- RT
Разработчик отмечает, что УГСТ с высокой эффективностью поражает подводные лодки и корабли противника благодаря возможности телеуправления, наличию оптимальных алгоритмов поиска и наведения, мощному боезаряду, а также усиленной защите от средств гидроакустического противодействия.
Помимо этого боеприпаса, НИИ мортеплотехники презентовал малогабаритную тепловую торпеду (МТТ), которая может применяться авиацией. По совокупности характеристик данное изделие не уступает лучшим мировым аналогам.
Калибр МТТ — 32,4 см, длина — 3,2 м, масса — не более 390 кг, дальность хода — до 20 км, скорость — 30—50 узлов (55,6—92,6 км/ч), глубина хода — до 600 м.
Также по теме
«Держать порох сухим»: как Россия укрепляет оборонный потенциал на Дальнем Востоке
На Курильских островах и Сахалине стартовали совместные учения частей Восточного военного округа и Тихоокеанского флота. В ходе…
Из беспилотников на стенде КТРВ представлены самоходный подводный аппарат, входящий в состав российской интегрированной системы поиска и уничтожения мин «Александрит-ИСПУМ», малогабаритный разведывательный подводный робот МПА и надводная автономная платформа «КиберБоат-330» разработки АО «Концерн «Гранит-Электрон».
«В большей степени «КиберБоат-330» подходит для мониторинга глубин на мелководье. На ней установлена система технического зрения, которая позволяет распознавать объекты, фиксировать их в своей памяти либо передавать на пульт оператора, который может находиться на берегу или на корабле. Также «КиберБоат» может действовать и автономно», — рассказал RT специалист концерна Егор Чугунов.
Снаряжённую массу беспилотного надводного аппарата разработчик оценивает в 390 кг, водоизмещение — в 550 кг, полезную нагрузку — в 30—160 кг, радиус сканирования — в 10 км, максимальную скорость — в 60 узлов (111 км/ч).
Как считают в компании, «КиберБоат-330» получился «практически непотопляемой машиной». Это качество обеспечено размещением внутри корпуса вспененного высокомолекулярного полиэтилена. Материал сохраняет платформу на плаву при пробитии бронированного днища и сильной деформации внешней конструкции, которая в зависимости от желания заказчика изготавливается из алюминия или карбона.
«Наша платформа будет полезна для выявления различных нарушений. Например, она может фиксировать утечку нефтепродуктов и ядовитых веществ. Дальность связи платформы с оператором зависит от множества факторов. Но аппаратом можно управлять через спутниковый канал, то есть почти из любой точки мира», — пояснил Чугунов.
- Беспилотник «Кибербоат-330» на МВМС-2021
- RT
«КиберБоат-330» способен продолжать работу при ветре до восьми баллов и волнении до четырёх баллов. Главным образом беспилотник предназначен для мониторинга прибрежного пространства и речной акватории. В случае необходимости на него устанавливается оборудование для поиска мин определённого класса.
Благодаря гибридной силовой установке запас хода платформы достигает 140 часов, а дальность плавания может превышать 500 морских миль (926 км). Чугунов утверждает, что КПД двигателей изделия «близок к 100%». Машина уже запущена в серийное производство.
История разработки
Разработка авиационной противолодочной ракеты АПР-3 была начата в 1969 году, одновременно с разработкой проекта АПР-2. Главное отличие АПР-3 от АПР-2 заключалось в использовании не твердотопливного ракетного двигателя, а турбоводомётного, создававшегося в КБ «Сатурн» под руководством А. М. Люльки.
АПР-3 предназначалась для уничтожения надводных кораблей и всех видов подводных лодок, идущих со скоростью до 40 узлов в надводном и подводном положении (на глубине до 800 м). Глубина применения проектировалась в диапазоне от 60 до 150 м, также предусматривалась возможность применения в условиях волнения до 6 баллов.
Координирующую роль в конструкторских работах выполнял Научно-исследовательский институт прикладной гидромеханики (НИИПГМ). Главный конструктор — М. Лисичко. Разработка проекта растянулась на 20 лет и была завершена в 1990 году, ракета получила наименование уже «Орёл-М».
В 1991 году АПР-3 «Орёл-М» была принята на вооружение.
Модификации
- АПР-3 — базовая модель, принята на вооружение в 1990—1991 гг.
- АПР-3Э — экспортный вариант, разработан в 1992 году.
- АПР-3ЭУД — учебно-действующий вариант АПР-3М. Поставляется при экспорте АПР-3МЭ.
- АПР-3Р — учебный макет для поставки заказчику.
АПР-3М «Гриф»
- АПР-3М «Гриф» — модернизированная ракета. Запущена в серийное производство в мае 2019 года. Акустическая ГСН ракеты стала более чувствительной и с повышенной защитой от помех. ГСН может обнаруживать подводную лодку на расстоянии 2,5 км (2 км у АПР-3). Ракета способна поражать субмарины, идущие со скоростью до 80 км/ч и на глубинах до 800 метров. Время от обнаружения до поражения не превышает двух минут.
- АПР-3МЭ «Гриф»— экспортный вариант модернизированной АПР-3М. У этой модификации уменьшены массо-габаритные данные (470 кг вместо 525 кг и 3, 25 м вместо 3, 65 м) и за счёт этого возросла дальность хода, улучшились точность и помехозащищённость, появилась бортовая интегрированная система управления с бесплатформенной инерциальной навигационной системой на базе современной электроники. В дальнейшем на замену АПР-3МЭ планируется разработка малогабаритной авиационной противолодочной торпеды, значительно превосходящей существующие образцы по дальности хода.
[править] Перспективы по видам техники
Межконтинентальные баллистические ракеты
В России ведётся разработка тяжёлой межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат». Ракета «Сармат» создаётся на замену ракете Р-36М2 «Воевода». «Сармат» станет ракетой пятого поколения с мощным комплексом преодоления ПРО и гиперзвуковыми маневрирующими боевыми блоками. Большая дальность полёта позволит «Сармату» атаковать цели не по кратчайшему, а по любому пути, включая перелёт через Северный и Южный полюсы. Значительно сократится время подготовки к старту ракеты — с 15 минут до 60 и менее секунд. Пусковая шахта «Сармата» будет оборудована комплексом активной защиты, что позволит ракете стартовать даже после ядерного нападения.
Береговые ракетные комплексы
Средства ПРО
В России проходит испытания перспективная система противоракетной обороны А-235 «Нудоль». А-235 будет представлять собой классический дуэльный вариант системы ПРО дальнего перехвата. Испытательные пуски ракет противоракетной системы А-235 «Нудоль» производятся, насколько известно, с 2014 года с космодрома Плесецк в Архангельской области. Противоракета для «Нудоли» двухступенчатая и твердотопливная. Система А-235 «Нудоль» имеет значительно лучшие характеристики, чем система ПРО А-135 «Амур». Это совершенно новая система на новой элементной базе.
ЗРК
С-500 «Прометей» — зенитная ракетная система новейшего поколения, разрабатываемая концерном ПВО «Алмаз-Антей». С-500 представляет собой новое поколение зенитных ракетных систем. С-500 не является модернизацией существующей системы С-400, это совершенно новая разработка. По своим боевым возможностям эта ЗРС будет значительно превосходить стоящую на вооружении систему С-400 «Триумф» и её зарубежный аналог — американскую THAAD. По информации из открытых источников, дальность обнаружения цели у С-500 будет на 200 км больше, чем у С-400, то есть примерно 800 км. В этом комплексе получит дальнейшее развитие принцип раздельного решения задачи уничтожения баллистических и аэродинамических целей. Согласно этому принципу в одинаковых с виду контейнерах будут устанавливаться разные типы ракет, что даст возможность единому комплексу поражать любые цели: не только самолёты и беспилотники, летящие с любой скоростью и на любой высоте, но и ракеты средней дальности, гиперзвуковые крылатые ракеты со скоростью выше пяти скоростей звука и даже боеголовки межконтинентальных баллистических ракет.
«Алмаз-Антей» ведёт разработку системы ПВО С-350 «Витязь». С-350 создаётся на замену ранним С-300ПС и представляет собой развитие решений, использованных (по радиолокационной части) в южнокорейском ЗРК KM-SAM. Ракетой комплекса является 9М96.
«Алмаз-Антей» ведёт разработку зенитного комплекса малой дальности «Морфей».
До 2020 года ЗРК С-500 должен выйти на государственные испытания.
Какие предшественники были у «Грифа»?
Первая ракета под названием АПР-1 «Кондор» была создана ГСКБ-47 (прежнее название НПО «Базальт») в 1971 году. Ее эффективность была не столь высока: вероятность поражения подводной лодки двумя ракетами лежала в пределах от 0,3 до 0,5.
В 1976 году на вооружение морской авиации СССР была принята следующая ракета: АПР-2 «Ястреб-М». Она стала по-настоящему грозным оружием.
При ошибке целеуказания в 300−500 метров одна ракета поражала подводную цель с вероятностью 0,7-0,85. Ракета использовалась всеми противолодочными летательными аппаратами: А-40 «Альбатрос», Ка-27ПЛ, Ил-38, Ту-142. При этом «Ястреб» стал более поджарым, чем «Кондор». Масса уменьшилась с 670 кг до 575 кг. Длина — с 5,3 м до 3,7 м. Диаметр остался прежним: 350 мм. Не изменилась и масса фугасной боевой части: 80 кг.
В 1969 году параллельно с разработкой «Ястреба» начались работы по созданию более эффективной ракеты АПР-3 «Орел-М», которые растянулись на 20 с лишним лет. «Орел» был принят на вооружение в 1991 году. Через год появилась экспортная модификация АПР-3Э.
В 2019 году в серийное производство была запущена последняя на данный момент ракета «птичьего» семейства: АПР-3М «Гриф». АПР-3МЭ была создана в недрах корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ).
Конструкция
Торпеда АПР-3 состоит из следующих отсеков:
- носового приборного, в котором размещена акустическая головка и автоматика самонаведения;
- боевой части с зарядом ВВ и предохранительно-исполнительным механизмом;
- центрального приборного;
- двигательной установки;
- кормового приборного с рулевыми приводами;
- торможения с парашютной системой.
АПР-3 оснащена инерциальной системой управления, в основе которой лежат трехстепенный гироскопический датчик и гидроакустическая система самонаведения разработки НИИПГМ. Система самонаведения использует комбинацию корреляционно-фазового метода обработки данных с методами согласованной фильтрации и амплитудной селекции, что позволяет преодолевать средства гидроакустического противодействия противника.
Система самонаведения реагирует на следующих дистанциях: 1800—2000 м в режиме поиска и 800—1200 м в режиме атаки. Точность пеленгации составляет 1,5 — 2 градуса.
Взрывателей два — акустический безконтактный и инерциальный контактный.
Двигатель — двухрежимный, твердотопливный, с гидрореагирующим топливом, турбоводометный реактивный.
Вероятность поражения цели — 0,92 (0,8-0,85) (при среднеквадратичной ошибке целеуказания 300—500 м).
Носители торпедного оружия
Как уже говорилось выше, первым носителем торпедного оружия является подводная лодка, но кроме нее, конечно, торпедные аппараты устанавливаются и на другой технике, такой как, самолеты, вертолеты и катера.
Торпедные катера представляют собой легкие маловесные катера, оснащенные торпедными установками. Впервые использовались в военном деле в 1878-1905 годах. Имели водоизмещение около 50 тонн, с вооружением в 1-2 торпеды 180 мм калибра. После этого развитие пошло в двух направлениях – увеличение водоизмещения и способности держать на борту большего количества установок, и увеличение маневренности и скорости небольшого судна с дополнительными боеприпасами в виде автоматического оружия до 40 мм калибра.
Легкие торпедные катера времен Второй мировой войны имели практически одинаковые характеристики. В пример поставим советский катер проекта Г-5. Это небольшой быстроходный катер с весом не более 17 тонн, имел на своем борту две торпеды 533 мм калибра и два пулемета 7,62 и 12,7 мм калибра. Длина его составляла 20 метров, а скорость достигала 50 узлов.
В 1940 году был представлен первый образец ракеты-торпеды. Самонаводящаяся ракетная установка имела 21 мм калибр и сбрасывалась с противолодочных самолетов на парашюте. Поражала эта ракета только надводные цели и поэтому оставалась на вооружение лишь до 1956 года.
В 1953 году в российский флот принял в свое вооружение ракету-торпеду РАТ-52. Ее создателем и конструктором считается Г.Я.Дилон. Эту ракету несли на своем борту самолеты типа Ил-28Т и Ту-14Т.
На ракете отсутствовал механизм самонаведения, но скорость поражения цели была довольно высока – 160-180 м/с. Ее скорость достигала 65 узлов, с дальностью хода 520 метров. Пользовался российский военно-морской флот данной установкой на протяжении 30-ти лет.
Вскоре после создания первого носителя самолета, ученые стали разрабатывать модель вертолета, способного вооружаться и атаковать торпедами. И в 1970 году на вооружение СССР был взят вертолет типа Ка-25ПЛС. Этот вертолет был оснащен устройством, способным спускать торпеду без парашюта под углом 55-65 градусов. Вертолет был вооружен авиационной торпедой АТ-1. Торпеда была 450 мм калибра, с дальностью управления до 5 км и глубиной ухода в воду до 200 метров. Тип двигателя представлял собой электрический одноразовый механизм. Во время выстрела электролит заливался сразу во все аккумуляторы из одной емкости. Срок хранения такой торпеды составлял не более 8 лет.
Примечания
- АПР-3 Орел | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.). militaryrussia.ru. Дата обращения: 25 июня 2019. Архивировано 27 июня 2019 года.
- АПР-3 ОРЕЛ. www.airwar.ru. Дата обращения: 25 июня 2019. Архивировано 27 июня 2019 года.
- Россия начала серийное производство противолодочной ракеты АПР-3М. ТАСС. Дата обращения: 25 июня 2019. Архивировано 19 июня 2019 года.
- Новейшая противолодочная ракета АПР-3МЭ пошла в серию 24.06.2021. Дата обращения: 5 июля 2021. Архивировано 8 июля 2021 года.
- bmpd. Петр Бутовски о презентации новых ракет Х-38МЭ и АПР-3МЭ «Гриф» на МАКС-2017. bmpd (24 сентября 2017). Дата обращения: 25 июня 2019. Архивировано 22 октября 2020 года.
- Глава КТРВ Обносов: мы разрабатываем новое морское оружие России 24.06.2021. Дата обращения: 5 июля 2021. Архивировано 8 июля 2021 года.
Торпеды Российского флота начала ХХ века и Первой мировой войны
В 1871 году Россия добилась снятия запрета держать военно-морской флот в Черном море. Неизбежность войны с Турцией заставила Морское министерство форсировать перевооружение Российского флота, поэтому предложение Роберта Уайтхеда приобрести лицензию на производство торпед его конструкции оказалось как нельзя кстати. В ноябре 1875 года был подготовлен контракт на приобретение 100 торпед Уайтхеда, спроектированных специально для Российского флота, а также исключительно право на использование их конструкций. В Николаеве и Кронштадте были созданы специальные мастерские по производству торпед по лицензии Уайтхеда. Первые отечественные торпеды начали производиться осенью 1878 года, уже после начала русско-турецкой войны.
Минный катер Чесма
Несмотря на повторный заказ торпед в Фиуме, Морское министерство организовало производство торпед на котельном заводе Лесснера, Обуховском заводе и в уже существовавших мастерских в Николаеве и Кронштадте. К концу XIX века в России производилось до 200 торпед в год. Причем каждая партия изготовленных торпед в обязательном порядке проходила пристрелочные испытания, и лишь затем поступала на вооружение. Всего до 1917 года в Российском флоте находилось 31 модификация торпед.
Большинство моделей торпед являлись модификациями торпед Уайтхеда, небольшая часть торпед поставлялась заводами Шварцкопф, а в России конструкции торпед дорабатывались. Изобретатель А. И. Шпаковский, сотрудничавший с с Александровским, в 1878 году предложил использовать гироскоп для стабилизации курса торпеды, еще не зная, что аналогичным «секретным» прибором снабжались торпеды Уайтхеда. В 1899 году лейтенант русского флота И. И. Назаров предложил собственную конструкцию спиртового подогревателя. Лейтенант Данильченко разработал проект пороховой турбины для установки на торпеды, а механики Худзынский и Орловский впоследствии усовершенствовали и ее конструкцию, но в серийное производство турбина принята не была из за низкого технологического уровня производства.
Торпеда Уайтхеда
миноносцыБалтийском флотеПервой мировой войны
В 1912 году для обозначения торпед стало применяться унифицированное обозначение, состоявшее из двух групп чисел: первая группа — округленный калибр торпеды в сантиметрах, вторая группа — две последние цифры года разработки. Например, тип 45-12 расшифровывался как торпеда калибра 450 мм 1912 года разработки.
Первая полностью российская торпеда образца 1917 года типа 53-17 не успела попасть в серийное производство и послужила основой для разработки советской торпеды 53-27.
Основные технические характеристики торпед российского флота до 1917 года
Сравнительная таблица торпед российского флота до 1917 года | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип | Год разработки | Калибр, мм | Длина, м | Полная масса, кг | Масса ВВ, кг | Дальность хода, м | Скорость хода, узлов | Тип двигателя | Применяемость |
Александровского24-дюймовая | 1868 | 610 | 5,82 | 1000 | 762 | 6-8 | 1-цилиндровыйвоздушный | на вооружение не поступала | |
Александровского22-дюймовая | 1868 | 560 | 7,34 | 1000 | 10-12 | 1-цилиндровыйвоздушный | на вооружение не поступала | ||
Александровского24-дюймовая мод. | 1875 | 610 | 6,1 | 18 | 2-цилиндровыйвоздушный | на вооружение не поступала | |||
Whitehead обр. 1876 г. | 1876 | 381 | 5,73 | 350 | 26 | 400 | 20 | 2-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1880 г. | 1880 | 381 | 4,56 | 324 | 33 | 400 | 20 | 2-цилиндровыйвоздушный | минные катера |
Whitehead обр. 1882 г. | 1882 | 355 | 3,35 | 197 | 40 | 550 | 21 | 2-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1886 г. | 1886 | 381 | 5,52 | 391 | 40 | 600 | 24 | 2-цилиндровыйвоздушный | броненосцы |
Whitehead обр. 1889 г.тип «В» | 1889 | 381 | 5,52 | 395 | 80 | 600 | 22 | 2-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1889 г.тип «О» | 1889 | 381 | 5,52 | 420 | 80 | 600 | 25 | 2-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1894 г.тип «С» | 1894 | 381 | 5,52 | 455 | 80 | 600 | 27 | 3-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1897 г.тип «С» | 1894 | 381 | 5,2 | 426 | 64 | 400900 | 3025 | 3-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1898 г.тип «Л» | 1894 | 381 | 5,18 | 430 | 64 | 400900 | 3025 | 3-цилиндровыйвоздушный | крейсера, миноносцы |
Whitehead обр. 1904 г. | 1904 | 450 | 5,13 | 648 | 70 | 8002000 | 3325 | 3-цилиндровыйвоздушный | крейсера, миноносцы |
Schwartzkopff В/50 | 1904 | 450 | 3,55 | 390 | 50 | 800 | 24 | 3-цилиндровыйвоздушный | подводные лодки, крейсера, миноносцы |
Whitehead обр. 1907 г. | 1907 | 450 | 5,2 | 641 | 90 | 60010002000 | 403427 | 3-цилиндровыйвоздушный | подводные лодки |
Whitehead обр. 1908 г. | 1908 | 450 | 5,2 | 650 | 95 | 100020003000 | 383428 | 4-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1910 г.тип «Л» | 1910 | 450 | 5,2 | 665 | 100 | 1000200030004000 | 38342925 | 4-цилиндровыйвоздушный | |
45-12 | 1912 | 450 | 5,58 | 810 | 100 | 200050006000 | 433028 | 2-цилиндровыйвоздушный | надводные корабли |
45-15 | 1915 | 450 | 5,2 | 665 | 100 | 200050006000 | 433028 | 4-цилиндровыйвоздушный | подводные лодки |
53-17 | 1917 | 533 | 7,0 | 1700 | 265 | 3000 | 32 | 3-цилиндровыйвоздушный | на вооружение не поступала |
Торпеды Российского флота XIX века
Торпеда Александровского
В 1862 году российский изобретатель Иван Федорович Александровский спроектировал первую российскую подводную лодку с пневматическим двигателем. Первоначально лодка должна была вооружаться двумя связанными минами, которые должны были отпускаться, когда лодка проплывает под вражеским кораблем и, всплывая, охватывать его корпус. Подрыв мин планировалось производить с помощью электрического дистанционного взрывателя.
Значительная сложность и опасность такой атаки заставили Александровского разработать иной тип вооружения. Для этой цели он проектирует подводный самодвижущийся снаряд, по конструкции аналогичный подводной лодке, но меньших размеров и с автоматическим механизмом управления. Александровский называет свой снаряд «самодвижущимся торпедо», хотя позже в российском флоте общепринятым выражением стало «самодвижущая мина».
Торпеда Александровского 1875 года
Восточном Кронштадтском рейдевинтомбалластарулями
На испытаниях под неполным давлением в трех пусках 24-дюймовая версия прошла расстояние в 760 м, выдерживая глубину около 1,8 м. Скорость на первых трехстах метрах составила 8 узлов, на конечных — 5 узлов. Дальнейшие испытания показали, что при высокой точности выдерживания глубины и направления хода. Торпеда была слишком тихоходная и не могла развить скорость более 8 узлов даже в 22-дюймовая варианте.
Второй образец торпеды Александровского был построен в 1876 году и имел более совершенный двухцилиндровый двигатель, а вместо балластной системы выдерживания глубины был применен гиростат, управляющий хвостовыми горизонтальными рулями. Но когда торпеда была готова к испытаниям, Морское министерство направило Александровского на завод Уайтхеда. Ознакомившись с характеристиками торпед из Фиуме, Александровский признал, что его торпеды значительно уступают австрийским и рекомендовал флоту закупить торпеды конкурентов.
В 1878 году торпеды Уайтхеда и Александровского были подвергнуты сравнительным испытаниям. Российская торпеда показала скорость 18 узлов, уступив всего 2 узла торпеде Уайтхеда. В заключении комиссии по испытаниям был сделан вывод, что обе торпеды имеют схожий принцип и боевые качества, однако к тому времени лицензия на производство торпед уже была приобретена и выпуск торпед Александровского был признан нецелесообразным.
Модификации
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
Бе-200 | Противопожарный самолёт-амфибия, построен 1 экземпляр (первый полёт 24 сентября 1998 года). |
Бе-200П | Самолёт-амфибия патрульный, с оборудованием для длительного нахождения самолёта в воздухе и наблюдения, с увеличенным экипажем до 9 человек, из них 2 лётчика. |
Бе-200ПС | Патрульный поисково-спасательный самолёт-амфибия, дальнейшая модернизация Бе-200П, предназначенный для проведения поисково-спасательных операций на суше и на воде. Оснащён специальным поисковым и спасательным оборудованием. Экипаж состоит из 2 лётчиков, 2 наблюдателей, бортмеханика и 2 спасателей. |
Бе-200ЧС (он же Be-200ES-E) | Многоцелевой самолёт-амфибия, строится серийно (первый полёт 27 августа 2002 года). |
Бе-300 (проект) | Многоцелевой самолёт. Сухопутный вариант Бе-200. |
Бе-200ЧС на МАКС 2015.