История создания
Создание нового перехватчика-истребителя МиГ-31 началось в конце 60-х годов в ОКБ им. Микояна. Главным конструктором на первых этапах проектирования самолета был А. А. Чумаченко. Позже его заменил на должности Г. Е. Лозинский. Получив должность в разработке «Бурана», Глеба Евгеньевича сменил Васильченко Константин Константинович.
В ходе разработки планировалось существенно увеличить боевые возможности самолета, используя новейшее электронное оборудование, такое как РЛС с фазированной пассивной антенной решеткой. Строение МиГ-31 проводилось на базе самолета МиГ-25, но предполагало вместимость экипажа из двух человек – штурмана и летчика, места для которых в истребителе размещались по схеме «тандем». Первый пробный полет нового МиГ-31 был совершен летчиком-испытателем А. В. Федотовым 16 сентября 1975 г. Полноценные испытания ходовых и боевых способностей истребителя начались 22.05. 1976 года и завершились в конце 1980 г.
На вооружение МиГ-31 с ракетами класса Р-33 был принят 6.05.1981 г.
В основе системы управления вооружения самолета МиГ-31 находится импульсно-доплеровский радиолокационный аппарат с пассивной фазированной антенной решеткой. Данный самолет стал первым на планете истребителем, оснащенным ПФАР, и оставался единственной серийной моделью с 1981 по 2000 г. до поступления на вооружения Rafal. МиГ-31 – единственный перехватчик, способный самостоятельно запускать дальнобойные ракеты. Также истребитель способен перехватывать объекты, движущие со скоростью свыше 700 км/час.
В химическом составе корпуса летательного аппарата 50% стали, 33% алюминиевых сплавов и 16% титана.
Конструкция МиГ-31БМ
Устойчивости полёту придают подфюзеляжные кили. Обшивка сверхзвукового самолёта состоит из жаропрочных марок сталей и лёгкого прочного титанового сплава, который сделан из 50% нержавеющей стали, 33% алюминия, 16% титана и 1% композитных материалов. Шасси усиленные, из 3-х стоек, носовая конструкция с тележкой на 2-х колёсах. В дополнение к тормозному парашюту, находящемуся в контейнере, как тормозные щиты, используются створки главных стоек, чтобы максимально сократить тормозной путь.Самолёт вырос за период модернизаций до 22,7 м длины. Высота его 6,15 м. размах крыльев скоростной 13,45 м. Значительная взлётная масса составляет 50 т, удивительно большая и нагрузка вооружением 9 т. Двигатели Д-30Ф6.
Перспективы самолета
Учитывая уникальные летно-технические характеристики и боевые возможности Миг-31, продолжаются работы по его дальнейшей модернизации. В основном это связано с совершенствованием бортовой аппаратуры и электроники, а также возможностей двигателя. Аэродинамика самолета в сочетании с материалами, из которых изготовлен самолет, доказали свое неоспоримое преимущество даже перед более поздними конструкциями самолетов-истребителей. Некоторые характеристики Миг-31 остаются не превзойденными до сих пор. В ближайшее время предполагается модернизировать 60 истребителей 31-х мигов до уровня БМ, а в правительственных кругах и в Государственной думе России рассматриваются планы по возобновлению производства Миг-31.
Модификации МиГ-31
После выпуска первого МиГ-31 были произведены различные модификации истребителя:
МиГ-31 Б – серийный самолет, оснащенный системой подзаправки в воздухе, на вооружение стал в 1990 году;
Миг-31 БС – модернизированный до МиГ-31Б, не включая штангу подзаправки в воздухе;
МиГ-31БМ – модернизированная модель 1998 года, современный истребитель, спроектирован специально для ВВС России. До 2020 года планируется усовершенствование радиолокации в плане обнаружения дальности цели до 320 км и одновременного сопровождения до 10 воздушных судов;
МиГ-31Д – экспериментальная модель, может нести на себе противоспутниковые ракеты 79М6 «Контакт»;
МиГ-31И – истребитель, который может запускать небольшие космические аппараты;
МиГ-31М – модернизация самолета 1993 г. с усиленными РЛС, БРЭО и вооружением;
МиГ-31Ф – универсальный фронтовой истребитель-перехватчик, предназначенный для уничтожения наземных целей (кардинально новая комплектация);
МиГ-31 ФЭ – экспортная модель истребителя МиГ-31БМ;
МиГ-31Э – экспортный самолет с облегченным БРЭО;
МиГ-31ДЗ – серийный самолет, который комплектуется системой подзаправки в полете (отличается от МиГ-31Б местом расположения штанги дозаправки и некоторыми различиями в строении кабины);
МиГ-31БСМ – модернизированный истребитель 2014 г. на базе МиГ-31БС без штанги подзаправки в воздухе.
Аварии и катастрофы МиГ-31
20.09.1979, аэродром Ахтубинск − возникновение пожара двигателей по причине утечки топлива. Самолет полностью разрушен. Экипаж в составе пилота и штурмана катапультировался.
1984 г, аэродром «Сокол» (Сахалин) – две аварии. Первая вызвала гибель экипажа, во время второй – удачное катапультирование на территории аэродрома.
20.12. 1988 г., аэродром Семипалатинск – пожар в левом двигателе и неудачная посадка в сложных метеоусловиях. Гибель всего экипажа.
26.09.1990 г., Мончегорск – катастрофа после взлета с гибелью экипажа.
12.07.1996 г, аэродром Комсомольский – во время посадки самолета с отключенным двигателем произошло столкновение с наземной системой навигации. Пилот при катапультировании погиб.
15.06.1996 г., аэродром Комсомольский – гибель летчика из-за потери контроля над высотой.
05.05.2000 г. – крушение МиГ-31 в Архангельской области.
01.05.2005 г., Тверская область – МиГ-31 сошел с полосы и сгорел в результате пожара. Пилот и штурман уцелели.
16.02.2007 г., Казахстан – крушение истребителя с летальным исходом для его экипажа.
10.03.2010 г., аэродром Котлас (Архангельская обл.) – во время приземления на полосу МиГ-31 перевернулся. Ущерб оценен в 86 млн. рублей. Пилот и штурман получили многочисленные травмы.
19.10.2010 г., Пермский край – попадание самолета в штопорное состояние из-за технических неисправностей. Место крушения – 60 км на северо-восток от аэродрома. Экипаж успешно катапультировался.
06.09.2011 г., аэродром Б. Савино (Пермский край) – катастрофа спустя несколько минут после взлета. Экипажу спасти жизни не удалось.
23.05.2013 г., Карагандинская обл. – катастрофа во время учебных полетов, причиной которой считают отказ двигателей. Экипаж смог катапультироваться.
14.12.2013 г. в 26 км от Владивостока разбился МиГ-31Д3. Обошлось без жертв.
04.09.2014 г. – в ходе тренировок не сработала система выпуска шасси. Пилот и штурман получили серьезные травмы, но остались живы.
МиГ-31 кабина
Бортовая радиолокационная система МиГ-31
Истребитель МиГ-31оснащается приборами радиоэлектронной борьбы инфракрасного и радиолокационного диапазонов. Самолет готов выполнять боевые задачи при поддержке автоматизированной наземной цифровой системы управления (АСУ «Рубеж). Система может совершать координаторскую поддержку с наведением цели и предоставление координат одновременно с 4 самолетами, при этом расстояние между истребителями может достигать до 200 км. МиГ-31 – единый в своем роде самолет, который легко перехватывает низколетящие малоразмерные крылатые ракеты. Такие способности делают МиГ-31 не рядовым перехватчиком, а постоянной боевой единицей на вооружении в штабах ВВС и ПВО.
Вооружение истребителя
Образец прекрасно вооружен для выполнения, поставленных перед ним задач.
В боевой комплект самолета входят:
- 23-мм 6-ти ствольная пушка ГШ-6-23 с боезапасом в 260 патронов при скорострельности 8 000 выстрелов/минуту
- 4 управляемые ракеты (УР) типа Р-33, дальнего действия. Дальность ракет увеличивалась с 120 км (образец 1981 года) до 304 км (образец 2012 года)
- 2 управляемые ракеты среднего действия Р-40Т. Дальность зависит от модели и варьируется от 80 до 110 км.
- 4 управляемые ракеты малого действия Р-60, Р-60М и Р-73
- возможность использования бомб с лазерным целеуказанием
- боевая нагрузка в зависимости от типа и модели варьируется от 3000 до 9000 кг.
РЛС «Заслон» позволяет использовать ракеты с наибольшей эффективностью. Система выявляет стратегический бомбардировщик вероятного противника на расстоянии в 200 км, а истребитель сопровождения — на расстоянии в 120 км.
Осуществлена возможность захвата небольших объектов на фоне земли — это дает возможность уничтожать не только управляемые летательные аппараты, но и крылатые ракеты. Система обеспечивает надежное поражение цели управляемой авиаракетой на максимальных дистанциях.
Авиаракеты помещаются в нижней части фюзеляжа и под консолями крыльев на утопленных пилонах, не нарушая аэродинамику истребителя. Пушка ГШ-6-23 расположена в нижней части фюзеляжа. Для улучшения аэродинамических качеств в небоевом положении она прячется под створкой-обтекателем.
Возможности самолета
Главная угроза миру исходит от авианосных ударных группировок НАТО, несущих к берегам какого-либо региона планеты крылатые американские ракеты «Томагавк». Эти низколетящие цели (2 м – 5 м над поверхностью моря и суши) недоступны противоракетам системы ПРО, но они по силами МиГ-31БМ, оснащённому оборудованием с видимостью в верхней и нижней полусфере. Став всевидящим и многофункциональным, перехватчик цепко держит на своих радарах 24 объекта. Неся на себе несметное вооружение (ракеты воздух-воздух, воздух-море, воздух-земля) массой до 9 т, самолёт готов поразить одновременно до 6 из них. Истребитель перехватывает гиперзвуковые цели до 6 чисел Маха.
Хорошее взаимодействие с зенитно-ракетными комплексами противовоздушной обороны (ПВО) является ещё одним важным преимуществом этого перехватчика. Помимо борьбы с объектами, находящимися на земле, на воде и в воздухе, Миг-31БМ может стать координационным командным пунктом (ККП) для остальных самолётов группы с маломощными РЛС.
В нынешних возможностях нашего МиГа – это наводка ракет, выпущенных с других истребителей, которые в режиме радиомолчания сблизились на дистанцию пуска ракеты. В результате работа группы становится наиболее эффективной
Важно ещё раз отметить, что только МиГ-31 способен побороть незаметные на дальних радарах ПВО низколетящие ракеты «Томагавк» или «ALCM», причём с первого раза. Именно эти ракеты заокеанских маньяков из Пентагона разрушили жизнь в Ираке и Ливии, эти страны не имели в составе вооружения российских перехватчиков
Воздушный корабль обновляется
Работа над МиГ-31БМ началась в 1997 году. За основу была взята модификация МиГ-31Б, принятая на вооружение в 1990 году. В новом самолете использовались проектные решения некоторых вариаций «тридцать первого», так и не добравшихся до серийного статуса.
Важнейшим элементом модификации стал обновленный радар «Заслон-М». В 1980-е годы создание первой версии этого радара для МиГ-31 стало прорывным моментом в военной авиации. Это была первая бортовая радиолокационная система с фазированной решеткой, установленная на реактивном истребителе. Обновленный для МиГ-31БМ радар сделал возможным обнаружение воздушных целей на расстоянии до 320 км и поражение на расстоянии до 280 км. С помощью новой БРЛС пилот может отслеживать одновременно до 10 целей и поражать ракетами сразу 6 целей. «Заслон-М» разработан НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова, входящем в концерн «Радиоэлектронные технологии» Ростеха.
Фото: Константин Тюрпеко / wikimedia.org
Новое оборудование расширяет возможности МиГ-31БМ, превращая его из узкоспециализированного перехватчика в многофункциональную боевую единицу, эффективно взаимодействующую с зенитными ракетными комплексами ПВО. В частности, мощный радар может использоваться для наведения на воздушные цели управляемых ракет, запущенных с других истребителей, сближающихся с противником на дистанцию ракетного залпа в режиме радиолокационного молчания. Самолет может использоваться и в качестве своеобразного воздушного командного пункта, координирующего действия истребителей иных типов, оснащенных менее мощными радарами. За счёт модернизации БРЭО и вооружения эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза.
Модификация МиГ-31К способна нести гиперзвуковую ракету «Кинжал» − авиационный аналог «Искандера». Примечательно то, что на данный момент для такой ракеты практически не существует равнозначных по параметрам целей.
В кабинах летчиков появилось важное обновление. Если в предыдущих модификациях командир и штурман могли общаться только по переговорному устройству, то теперь в обеих кабинах появились высокоинформативные ЖК-экраны, на которых выводится тактическая, навигационная, радиолокационная и другая информация.
Конструкция истребителя-перехватчика МиГ-31
На внешний вид и конструкции самолета МиГ-31 серьезно повлияла одна из лучших машин того времени — МиГ-25, снятый с производства из-за побега Беленко. Конструктивно 25-й имел громадный потенциал для развития.
Его то и использовали конструкторы КБ-155, разрабатывавшие МиГ-31 в качестве основы.
Основные характеристики конструкции перехватчика:
- трапециевидное крыло, расположенное в верхней части корпуса
- цельноповоротный стабилизатор
- нормальная аэродинамическая схема
- «фирменное МиГовское» двухкилевое оперение машины.
Планер МиГа также получил серьезные изменения, коснувшиеся сплавов, используемых для корпуса. 50% составляла нержавеющая сталь против 80% у МиГ-25. 33% приходилось на сплавы на основе алюминия, 16% корпуса создавались из титана, 1% — прочие материалы. Такая раскладка позволила серьезно снизить вес планера, дав возможность использовать ресурс грузоподъемности с большей пользой.
В конструкции машины предусматривалось большое количество емкостей для топлива. Всего конструкция вмещала 17330 килограммов топлива, распределенных между 7 баками в фюзеляже, 5 баками в крыльях и 2 килевыми баками. В случае необходимости под крыльями подвешиваются дополнительные баки, 2 емкости на 2500 литров каждая.
Важным изменением было установка гаргрота в средней части фюзеляжа, сверху. Это дало преимущества как в защите жизненно важных элементов в управлении, так и в обтекаемости фюзеляжа. К слову, управление на борту механическое, и гаргрот как нельзя лучше защищает жесткие тяги и проводку на данной машине.
Кроме того, МиГ-25 был одноместным аппаратом, 31-й же получил, помимо пилота, еще и штурмана-оператора, который размещался за спиной пилота.
С этим связывается, популярная среди летчиков шутка о том, что после перелета Беленко в каждом полете пилота будет сопровождать «особист». Конечно же, это лишь шутка.
Новая машина имела сложнейшее радиотехническое оборудование, справится с которым в одиночку затруднительно. Штурман-оператор выполнял задачи контроля пространства в воздухе и разрабатывал при помощи приборов тактические приемы, необходимые для перехвата и поражения групповых целей.
Тактико-технические характеристики МиГ-31
Экипаж МиГ-31
— 2 человека
Размеры МиГ-31
— Длина: 22,69 м — Длина фюзеляжа: 20,62 м — Размах крыла: 13,46 м — Высота: 6,15 м — Площадь крыла: 61,60 м² — База шасси: 7,11 м — Колея шасси: 3,64 м
Вес МиГ-31
— Масса пустого: 21820 кг — Масса с полной заправкой: 39150 кг — максимальная взлетная масса: 46750 кг — Масса топлива: 17330 кг — Масса полезной нагрузки: до 5000 кг
Двигатель МиГ-31
— Двигатель: 2 × ТРДДФ Д-30Ф6 — тяга максимальная бесфорсажная: 2 × 9500 кгс — тяга на форсаже: 2 × 15500 кгс — масса двигателя: 2 × 2416 кг
Максимальная перегрузка МиГ-31
— 5G
Скорость МиГ-31
— Максимальная допустимая скорость на малой высоте: 1500 км/ч — Максимальная допустимая скорость на большой высоте: 3700 км/ч (M=3.1) — Крейсерская скорость дозвуковая: 950 км/ч (M=0,9) — Крейсерская скорость сверхзвуковая: 2500 км/ч (M=2,35) — Посадочная скорость: 280 км/ч
Дальность полета МиГ-31
— на высоте 10000 м, при M=0,8: 1450 км — на высоте 10000 м, при M=0,8 без дозаправки с 2 ПТБ: до 3000 км — на высоте 10000 м, при M=0,8 с одной дозаправкой: до 5400 км — на высоте 18000 м, при М=2,35: 720 км — Боевой радиус: 720 км — Продолжительность полёта: до 3,3 ч — Практический потолок до 30000 м (динамический); до 20600 м (практический)
Тяговооружённость МиГ-31
— с полной заправкой: 0,79 — при максимальной взлётной массе: 0,66
— Скороподъёмность у земли 160 м/с; на сверхзвуке, на Н=11км 250 м/с — Разбег: 950—1200 м — Пробег: 800 м
Вооружение МиГ-31
Один из вариантов комплекта вооружения:
— одна 23мм пушка ГШ-6-23М (260 патронов); — боевая нагрузка — 3000 кг; — 4 УР большой дальности Р-33; — 2 УР средней дальности Р-40Т; — 4 УР малой дальности Р-60. Р-60М.
Пушечное вооружение МиГ-31
— 1×23мм ГШ-6-23 боекомплект 260 снарядов; — скорострельность при НУ: не менее 8000/мин., при t = −60 °C: не менее 6400/мин.
Ракетное вооружение МиГ-31
— Ракеты размещаются на шести точках подвески (дополнительно две точки подвески для ПТБ): четыре точки на корпусе и четыре на пилонах на крыльях допускают, в зависимости от конкретного применяемого боеприпаса, до четырёх ракет большой дальности + ещё до четырёх ракет средней или малой дальности (в том числе четыре ракеты большой дальности и четыре средней Р-77);
Ракеты класса воздух-воздух МиГ-31
— большой дальности: четыре Р-33 до 304 км (2012), шесть Р-37 для борьбы с целями, маневрирующими с перегрузкой до 8G Р-33 с дальностью 120 км (1981) и Р-33С 160 км (1999); — средней дальности: две, Р-40, с 1999 используется только Р-40РД, дальность 80 км, скорость ракеты 4,5-5Мах, высота цели 0,5-30 км, маневрирование цели 4G, четыре Р-77, дальность 110 км, маневрирование цели 12G; — малой дальности: четыре Р-60(М), четыре Р-73 инфракрасного спектра.
Возможен огонь средствами воздух-поверхность. Бомбы с лазерным наведением массой 500 кг, а также противорадиолокационные/противокорабельные ракеты Х-31П (до 160 км), Х-58, максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.
Боевые возможности и эффективность авиационных комплексов
Авиационные ракетные комплексы МиГ-31 и F-14 предназначены для решения широкого круга боевых задач по перехвату и уничтожению воздушных целей противника, при этом основными, причём, как для российского, так и для американского являются две из них:
- перехват воздушных целей в широком диапазоне высот и скоростей их полёта, применяющих манёвренное и радиолокационное противодействие;
- уничтожение истребителей противника в дальнем ракетном бою.
Одной из основных характеристик авиационного комплекса перехвата является зона возможного перехвата, отображающая возможности комплекса по перехвату воздушных целей на средних рубежах с заданной вероятностью. На основании всего изложенного выше очевидно, что модернизированный МиГ-31 имеет лучшие показатели по скоростям перехватываемых целей, особенно при атаке в заднюю полусферу, что достигается за счёт более высоких максимальных скоростей. В то же время, F-14 уже не потерял преимущества по высотам перехватываемых целей за счёт лучших перегрузочных характеристик ракеты AIM-54 Phoenix. Правда во встречном ракетном бою истребитель F-14 при полёте на больших высотах или на примерно одинаковой высоте с самолётом МиГ-31 заметно уступает последнему. Это объясняется очевидными преимуществами в эффективной зоне многоканального обстрела и разрешённой дальности пуска модернизированных управляемых ракет Р-33, которые обеспечивают МиГ-31 существенное превосходство в бою на большой и средней дистанции.
Комплексной характеристикой эффективности авиационного комплекса перехвата можно считать показатель боевого потенциала, под которым понимают соотношение численности группировок, выполняющих заданный объём боевых задач при потерях, которые не превышают заданный уровень. Другим вариантом оценки может быть соотношение количества поражённых целей к потерям за время операции между двумя типами самолётов. В соответствии с оценками 2-го ЦНИИ МО соотношение коэффициентов боевого потенциала комплексов МиГ-31 и F-14A составляет 1:0,6…0,7.
Характеристики истребителей МиГ-31 и F-14A
МиГ-31 | F-14A | ||
Двигатель | Д30Ф6 | TF30-P-412A | |
Тяга бесфорсажная | кгс | 9500 | 5600 |
Тяга форсажная | кгс | 15500 | 9480 |
Запас топлива во внутренних баках | кг | 15500 | 7460 |
Максимальная взлетная масса | т | 41…43 | 31…33 |
Тяговооруженность взлетная | 0,76 | 0,72 | |
Максимальная скорость у земли | км/ч | 1450 | 1450 |
Максимальная скорость на высоте | км/ч | 3000 | 2350 |
Минимальная скорость | км/ч | 450 | 400 |
Практический потолок | км | 20,6 | 18,5 |
Максимальная перегрузка | 5 | 7,5 | |
Рубежи перехвата без ПТБ,: | |||
форсажный | км | 720 (М=2,35) | 250 (М=1,5) |
бесфорсажный | км | 1250 (М=0,8) | 800 (М=0,8) |
Система управления вооружением | РП-31 «Заслон» | AN/AWG-9 | |
Антенна РЛС | ФАР | ЩАР | |
Углы отклонения РЛС по азимуту | ° | +70…−70 | +65…−65 |
Углы отклонения РЛС по углу места | ° | +70…−60 | +60…−60 |
Число сопровождаемых целей | 10 | 24 | |
Число одновременно обстреливаемых целей | 4 | 6 | |
Зона многоцелевого сопровождения | °² | 18200 | 420 |
Дальности обнаружения (σц=3 м²) в ППС | км | 120…130 | 130…140 |
Дальности обнаружения (σц=3 м²) в 3ПC | км | 45…60 | 60 |
Индикация СУВ у летчика | ППИ-70В, ИТО-Л | ИЛС + 2 индикатора обстановки | |
Индикация СУВ у штурмана-оператора | ИТО, обзорный индикатор | 2 индикатора на ЭЛТ | |
БЦВМ | «Аргон-15» | CDC-5400B | |
Оптико-электронная система | 8ТК | JR | |
Система управления оружием | СУО-31 | AN/ASN-92 | |
Комплекс обороны: | |||
станция предупреждения о РЛ-облучении | «Береза МЛ» | AN/ALR-45 | |
устройство разбрасывания пассивных помех | АПП-50 | AN/ALE-39 | |
система шумовых помех | – | AN/ALQ-126 | |
Радиолиния передачи данных | АПД-518, КРУ | ASW-27 | |
Вооружение: | |||
управляемые ракеты большой дальности | 4×Р-33 | 6×AIM-54A | |
управляемые ракеты средней дальности | 2×Р-40ТД | 6×AIM-7F/E | |
управляемые ракеты малой дальности | 4×Р-60М | 2×АIМ-9 | |
пушки (тип/калибр, мм/число снарядов) | ГШ-23-6/23/260 | М61А-1/20/675 |
Сравнительные оценки маневренных возможностей истребителей МиГ-31 и F-14A
М=1,4 Н=5 км | М=1,4 Н=10 км | М=2,2 Н=17 км | |||||
МиГ-31 | F-14 | МиГ-31 | F-14 | МиГ-31 | F-14 | ||
Тяговооруженность PПФ/Gрасч | 1,08 | 1,05 | 0,67 | 0,7 | 0,43 | 0,41 | |
Перегрузка установившегося виража nYуст | 4,5 | 1,7 | 2,9 | 2,2 | 1,6 | 1,27 | |
Максимальная перегрузка nYmax | 4,5 | 7,5 | 4,5 | 7,5 | 3,27 | 3,47 | |
Скорость установившегося разворота | °/с | 5,6 | 2,4 | 3,7 | 2,7 | 1,1 | 0,68 |
Максимальная скорость разворота | °/с | 5,6 | 9,3 | 5,9 | 9,9 | 2,7 | 2,9 |
Радиус установившегося разворота | км | 4,7 | 14,9 | 6,6 | 9,1 | 34,4 | 54,8 |
Удельная избыточная мощность V*y | м/с | 173 | 34 | 122 | 71 | 86 | 29 |
Максимальный угол набора высоты при М=const для крена γ=0° | ° | 23 | 53 | 17 | 10,2 | 7,6 | 2,6 |
Максимальный угол набора высоты при М=const для крена γ=45° | ° | 21,7 | 4 | 15 | 7,6 | 3 |
Модификации
Истребитель неоднократно модифицировался с целью улучшения параметров и под выполнение новых задач. Рассмотрим самые яркие примеры усовершенствования машины.
Конструктивные версии 31-х машин:
Миг-31Б – усовершенствовано оборудование управления, добавлено устройство заправки в полете, обновлены приемы обмена информации, доработана навигация машины, включая использование спутниковых сигналов. Этот вариант машины оснащен новыми ракетами для поражения целей на малых и больших расстояниях. Все указанные новшества позволили увеличить боевую мощь истребителя.
Миг-31М – серьезная модернизация базового варианта самолета. Установлен усовершенствованный бортовой радиолокационный комплекс, с дальностью обнаружения до 320 км и 24 объектами в режиме сопровождения целей. Установлен доработанный более мощный авиамотор. Увеличен объем емкостей для топлива. Добавлено оборудование активных помех. Увеличение диаметра антенны локатора потребовало изменения конструкции головного обтекателя, его пришлось немного отклонить вниз.
Миг-31БМ – добавлены противорадиолокационные и противокорабельные ракеты. Радиоэлектроника была доработано таким образом, что самолет получил возможность координировать свои действия с наземными зенитными комплексами, а также применяться в качестве воздушного командного пункта для координации с другими самолетами.
Миг-31Д – вариант для уничтожения низколетящих спутников.
Миг-33ЛЛ – использовался в исследовательских целях.
Миг-31Э – экспортный вариант машины.
Миг-31ФЭ – фронтовой истребитель с широким спектром задач. Добавлена лазерная система наведения для уничтожения объектов на земле. Боевая нагрузка достигла 9 тонн. Самолет может задействовать одновременно, как оружие для уничтожения целей в воздушном пространстве, так и на земле. На самолете стало возможным устанавливать аппаратуру, изготовленную за рубежом.