Борей-Б (проект)

История

Первые проектные работы Проект начался в середине 1980-х годов, а строительство первого судна началось в 1996 году. Ранее в 1980-х годах появилась недолговечная, меньшая параллельная конструкция под обозначением Project 935 Borei II. Параллельно разрабатывалась новая баллистическая ракета подводного базирования (БРПЛ), получившая название R-39UTTH Bark. Однако работы над этой ракетой были прекращены, и была разработана новая ракета РСМ-56 «Булава». Подводную лодку потребовалось перепроектировать под новую ракету, и ее название было изменено на Проект 955 . Суда разработки КБ Рубин строятся на Северной судостроительной верфи России Севмаш в Северодвинске. Из-за неоднократных отказов во время испытательных пусков “Булавы” некоторые эксперты высказали предположение, что подлодки “Борей” могут быть вооружены БРПЛ Р-29РМУ “Синева “, уже находящимися на боевом дежурстве с класса Delta IV подводные лодки.

Сообщалось, что прибытие класса «Борей» позволит ВМФ России возобновить стратегическое патрулирование в южных широтах, где российские ракетные подводные лодки не видели в течение 20 лет.

Запуск и испытания

Дмитрий МедведевЮрий ДолгорукийЮрий ДолгорукийМурманск

Спуск первой подводной лодки Занятие Юрий Долгорукий (Юрий Долгорукий) было запланировано на 2002 год, но было отложено из-за бюджетных ограничений. Судно было в конечном итоге выкатано из строительного цеха 15 апреля 2007 года на церемонии, на которой присутствовали многие высокопоставленные военные и промышленные специалисты. Юрий Долгорукий был первой российской стратегической ракетной подводной лодкой, спущенной на воду за семнадцать лет после окончания холодной войны. Планируемый контингент из восьми стратегических подводных лодок должен был быть введен в эксплуатацию в течение следующего десятилетия, пять проектов проекта 955 планировалось приобрести до 2015 года.

Хотя Юрий Долгорукий был официально выведен из строительного цеха 15 апреля 2007 года, подводная лодка не был спущен на воду до февраля 2008 года. К июлю 2009 года он еще не был вооружен ракетами «Булава» и, следовательно, не был полностью готов, хотя был готов к ходовым испытаниям 24 октября 2008 года. 21 ноября 2008 года реактор Юрия Долгорукого был активирована и 19 июня 2009 г. начала ходовые испытания в Белом море.

. В августе 2009 г. сообщалось, что подводная лодка пройдет до шести испытаний, прежде чем будет введена в эксплуатацию, но проблема с ракетой «Булава» может задержать ее еще больше..

28 сентября 2010 года Юрий Долгорукий завершил ходовые испытания предприятия. К концу октября Тихоокеанский флот России был полностью готов к приему новых российских стратегических атомных подводных лодок класса «Борей». Ожидается, что четыре подлодки будут размещены в Северном флоте и четыре в Тихоокеанском флоте. 9 ноября 2010 года Юрий Долгорукий прошел все ходовые испытания нового оборудования и систем.

Изначально планировалось провести первые торпедные пуски во время проходящих государственных испытаний в декабре 2010 года, а затем в том же месяце провести первый пуск основного комплекса вооружения – БРПЛ РСМ-56 «Булава». Затем план был перенесен на середину лета 2011 года из-за ледовой обстановки в Белом море.

2 декабря 2010 года вторая подводная лодка класса «Борей», «Александр Невский», была переведена в плавучий док на верфи Севмаша. Перед спуском на воду подводной лодки проходили последние приготовления. Подводная лодка была спущена на воду 6 декабря 2010 года, а ходовые испытания начались 24 октября 2011 года.

28 июня 2011 года с подводной лодки класса «Борей» «Юрий Долгорукий» впервые осуществлен пуск ракеты «Булава». Испытание было объявлено успешным. После долгих простоев головное судно «Юрий Долгорукий» наконец вошло в состав ВМФ 10 января 2013 года. Официальную церемонию поднятия флага ВМФ на подводной лодке возглавил министр обороны России Сергей Шойгу. Активно использовалась в 2014 году после серии учений.

17 ноября 2017 года четвертая подводная лодка класса «Борей» и первая модернизированного проекта 955А «Князь Владимир» была выведена из строительного цеха на г. СЕВМАШ, верфь. Подводная лодка была спущена на воду годом позже и впоследствии приступила к заводским испытаниям.

Характеристики и возможности

Лодка получилась очень удачной, хотя при этом и весьма внушительных размеров. Длина «Акул» составила 172,8 м, ширина корпуса 23,3 м, средняя осадка 11,2 м. Для постройки этих исполинов на заводе был специально возведён новый цех № 55, который стал самым большим крытым эллингом в мире.

Основные технические характеристики ТРПКСН проекта 941:

  • Скорость (надводная) — 12 узлов;
  • Скорость (подводная) — 25 узлов (46,3 км/ч);
  • Рабочая глубина погружения — 400 м;
  • Предельная глубина погружения — 500 м;
  • Автономность плавания — 180 суток (6 месяцев);
  • Экипаж — 160 человек (в том числе 52 офицера);
  • Водоизмещение надводное — 23 200 т;
  • Водоизмещение подводное — 48 000 т;
  • 2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый.

Все требования, указанные в тактико-техническом задании, оказались соблюдены. На лодках 941-го проекта смогли разместить 20 больших межконтинентальных баллистических ракет «Р-39». Была предусмотрена возможность одновременного пуска всех ракет залпом. Это было проверено и подтверждено в ходе учений в 1998 году.

Хотя на кораблях данного класса обычно не предусмотрено торпедное вооружение, «Акул» также укомплектовали шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм. Лодка получилась значительно менее шумной, чем ее предшественницы проекта 667. Высокая автономность плавания позволяла лодкам данного типа совершать длительные походы. Большой запас плавучести обеспечивался особенностями конструкции, а прочность корпуса позволяла проламывать льды толщиной до 2,5 м.

Арктические охотники проектов 945 «Барракуда»

Последние цельнотитановые «убийцы авианосцев» советской разработки, переквалифицировавшиеся со временем в многоцелевые АПЛ, активно эксплуатирующиеся сегодня в Арктике.

Обладает поразительной прочностью корпуса, рассчитанную на всплытие в арктических водах из-под льда — фактически, «Барракуды» и её «дети» стали подводными атомными ледоколами.

Лодка этого типа К-276 «Краб» 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес», после чего американскую лодку пришлось списать. А «Краб» продолжил службу.

О лодке известно чрезвычайно мало — специфика отрасли. Атомный реактор аналогичен используемому на «Акулах» и «Антеях», характеристики сходны, а шумность как на ультрасовременных лодках с водометами. И все.

Принятие на вооружение и служба

Согласно планам модернизации Российского подводного флота, РПКСН 955 «Борей» станут одним из четырёх типов подводных лодок. АПЛ 955 «Борей» и 955А «Борей-А» призваны стать единственным типом стратегических подводных ракетоносцев на вооружении ВМФ России по меньшей мере до середины XXI века.

Приёмка головного крейсера К-535 «Юрий Долгорукий» состоялась 10 января 2013 года, он был зачислен в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота с базированием в Гаджиево.

Приёмка второго крейсера (первого серийного) состоялась 23 декабря 2013 года. Подводный крейсер К-550 «Александр Невский» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота с базированием в Вилючинске.

Приёмка третьего корабля (второго серийного) состоялась 10 декабря 2014 года, а 19 декабря 2014 года поднят флаг и лодка вошла в состав ВМФ России. Подводный крейсер К-551 «Владимир Мономах» также зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота с базированием в военно-морской базе Вилючинск.

Приёмка четвёртого корабля, первого крейсера проекта 955А, состоялась 28 мая 2020 года, а 12 июня поднят флаг ВМФ России и подводный крейсер вошёл в состав флота, зачислен в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота с базированием в Гаджиево.

По информации на 2020 год, по меньшей мере пять кораблей войдут в состав Тихоокеанского флота.

16 июля 2020 года спущен на воду пятый крейсер этого проекта «Князь Олег», передан Тихоокеанскому флоту 21 декабря 2021 года.

25 декабря 2021 года выведен из эллинга и 11 января 2022 года спущен на воду шестой крейсер проекта «Генералиссимус Суворов».

Дизайн

Класс Borei включает в себя компактный и интегрированный гидродинамически эффективный корпус для снижения широкополосного шума и первое в истории использование насос-форсунка двигательная установка на российской атомной подводной лодке. Уровень шума будет в пять раз ниже по сравнению с ядерным двигателем третьего поколения. Подводные лодки типа Акула и в два раза ниже, чем в США. Подводные лодки типа “Вирджиния”. В акустическая подпись «Борея» значительно более незаметен, чем у предыдущих поколений российских ПЛАРБ, но сообщалось, что их гидравлические насосы становятся более шумными после относительно короткого периода эксплуатации, что снижает скрытность подводной лодки.

Подводные лодки Borei имеют длину около 170 метров (560 футов), диаметр 13 метров (43 фута) и максимальную скорость под водой не менее 46 километров в час (25 узлов; 29 миль в час). Они оснащены плавучей спасательной камерой, рассчитанной на размещение всего экипажа. Меньшие по размеру, чем класс «Тайфун», изначально сообщалось, что «Борейс» несут 12 ракет, но могут нести еще четыре из-за уменьшения массы 36-тонной БРПЛ «Булава» (модифицированная версия МБР Тополь-М ) по сравнению с первоначально предложенным R-39UTTH Кора. Стоимость в 2010 г. оценивалась примерно в 23 млрд руб. (доллар США 734 миллиона долларов, эквивалент 863 млн долларов США в 2020 году), по сравнению со стоимостью Огайо-учебный класс ПЛАРБ стоила около 2 миллиардов долларов США за лодку (цены 1997 года, что эквивалентно более 3 миллиардам долларов США в условиях 2020 года).).

Каждый Borei состоит из 1,3 миллиона компонентов и механизмов. Для его строительства требуется 17 тысяч тонн металла, что на 50% больше, чем Эйфелева башня. Общая протяженность трубопроводов – 109 км, длина кабельных трасс – 600 км. 10 тысяч резиновых пластин покрывают корпус лодки.

Первая боевая подлодка

Но прошло полтора столетия, полных неудач (несостоявшийся проект Никонова в 1720) и трагедий (утонувшая с изобретателем субмарина англичанина Дэя в 1770), прежде чем очередная война вновь подтолкнула человеческую мысль к созданию подводных лодок.

1776 год: американец Дэвид Бушнелл изобрел свою знаменитую подлодку «Черепаха», а его компаньон Эзра Ли предпринял первую в мире попытку подводной минной атаки на вражеский (английский) флот в гавани Нью-Йорка. С боевой задачей субмарине справиться не удалось, но именно в «Черепахе» оказались заложены основные технологические заделы, которые развивались в конструкциях будущего:

  • боевая рубка;
  • цистерна с балластом;
  • винтовой двигатель на корме;
  • манометр для определения глубины погружения субмарины.

Кроме изобретения субмарины, Бушнелл сделал и другое открытие: доказал, что порох способен взрываться даже под водой. Из-за слабости порохового заряда ─ для настоящих мин требовалась взрывчатка мощнее, ─ первая «минная война» закончилась поражением подлодок.

После потери первой субмарины, подводные атаки людей упрямца Бушнелла (сам конструктор не рисковал) продолжались до 1778 года. Мины с первой подлодки ничего не могли сделать с медной обшивкой деревянных судов, плохо было и с точностью. В итоге «Черепахе» удалось случайно (вместо фрегата) потопить баржу.

Впервые предусматривалось наличие на борту запаса воздуха. Современниками конструкция была оценена как «слишком сложная» (хотя винты вращались мускульной силой экипажа) и проект не состоялся.

Далее развитие боевых подводных лодок (подстегиваемое непрерывными войнами XIX века) пошло лавинообразно:

  • 1800 ─ Фултон создает цельнометаллический (с медным корпусом) «Наутилус»;
  • 1810 ─ субмарина на мышечной тяге от братьев Кёссан;
  • 1834 ─ конструкция подлодки генерала Шильдера, вооружённая мортирой (сведений не сохранилось);
  • 1860-ые ─ проекты Александрова, Спиридонова, тип движения ─ «реактивный», за счет выбрасывания сжатого воздуха из размещенных на борту газгольдеров;
  • 1861 ─ американский француз Вильруа строит подводное «судно-сигару» «Аллигатор» в Филадельфии. Проект послужил прототипом для субмарины конфедерата ХорусаХанли, добавившего к конструкции балластные цистерны как в проекте Бушнелла;
  • 1864 ─ первое успешное боевое применение подлодки: лейтенант конфедератов Диксон, используя мину, прикрепленную на шесте к носу субмарины конструкции «Ханли-Вильруа» топит флагман блокирующей Чарльстон эскадры янки. Подлодка гибнет вместе с экипажем;
  • 1879 ─ первый в мире проект подводного судна на электрическом ходу проекта С. Джавецкого с аккумуляторными батареями.

Хронологически, первая боевая подлодка ─ «Черепаха», а по реальному результату ─ «Аллигатор» лейтенанта конфедератов Диксона конструкции Х. Ханли.

С началом первой Мировой субмарины становятся грозным оружием воюющих сторон. Особо бурное развитие подводный флот получил во время II Мировой и в разгар Холодной.

При появлении атомных реакторов автономность подводных лодок возрастает многократно. В одной из песен В. Высоцкого есть слова: «мы можем по году плевать на погоду». В том смысле, что субмарина может год не всплывать на поверхность. Возрастает и мощность вооружения, превращая подлодки в могучий инструмент ядерного апокалипсиса.

Подводный дельфин типа «Лос-Анджелес»

Многоцелевые АПЛ «Лос-Анджелес» знакомы каждому, кто хоть немного смотрит новости или интересуется мировыми событиями: именно они стали «героями» большинства локальных конфликтов на Ближнем Востоке, осуществляя запуски крылатых ракет «Томагавк» по Ираку, Ливии, Сирии.

Военно-морской флот США получил рекордное число именно этих лодок: 62 единицы для других проектов оказалось недостижимой цифрой. Фактически, «Лос-Анджелес» стала основателем нового класса многоцелевых атомных лодок в современном понимании термина.

Они задействуются в борьбе с ПЛ и надводными кораблями противника, ведении разведывательных действий, специальных операциях, переброске спецподразделений, нанесении высокоточных ударов по наземным целям, минировании, поисково-спасательных операциях.

Для этого она умеет развивать 64 километра в час под водой, что составляет рекорд среди крупносерийных лодок. А ещё их реакторы перезаряжают раз в 42 года, так что «Лос-Анджелес» почти вечны по меркам подводного флота.

Принятие на вооружение

В состав ВМФ РФ приняты 3 корабля проекта 955 — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

Приёмка головного корабля состоялась 10 января 2013 года. Подводный крейсер «Юрий Долгорукий» зачислен в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота, базируется в Гаджиево.

Приёмка второго корабля (первого серийного) состоялась 23 декабря 2013 года. Подводный крейсер «Александр Невский» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, базируется в Вилючинске.

Приёмка третьего корабля (второго серийного) состоялась 10 декабря 2014 года. Подводный крейсер «Владимир Мономах» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, базируется в Вилючинске.

Согласно планам модернизации Российского подводного флота, РПКСН 955 «Борей» станут одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение. Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт.

Примечания

  1. Александр Емельяненков. . «Российская газета» — Неделя № 4739 (28 сентября 2008). Дата обращения 19 октября 2009.
  2. (13 февраля 2008). Дата обращения 19 октября 2009.
  3. ↑ . РИА Новости. (20 февраля 2013).
  4. Олег Леонидович Сергеев. . Независимое военное обозрение (25 января 2008). Дата обращения 13 ноября 2011.
  5. . iz.ru. Известия (17 апреля 2019). Дата обращения 18 апреля 2019.
  6. . ТАСС. Дата обращения 27 июня 2019.
  7. Пиликина, Екатерина . Севмаш (10 февраля 2010). Дата обращения 22 февраля 2010.
  8. Геннадий Нечаев. . Взгляд (15 февраля 2008). Дата обращения 19 октября 2009.
  9. . Севмаш (10 января 2013).
  10.  (недоступная ссылка). ОСК (8 ноября 2013).
  11. ↑ . Севмаш (23 декабря 2013).
  12. Пиликина, Екатерина . Севмаш (30 декабря 2012). Дата обращения 23 июля 2014.
  13. . lenta.ru (18 января 2013). Дата обращения 19 января 2013.
  14. . Севмаш (9 июля 2014). Дата обращения 14 июля 2014.
  15. . Севмаш (25 июля 2014). Дата обращения 26 июля 2014.
  16. . РИА Новости (8 февраля 2010). Дата обращения 9 февраля 2010.
  17. . АРМС-ТАСС, (24 августа 2009). Дата обращения 19 октября 2009.
  18. . РИА Новости. (3 марта 2010). Дата обращения 12 марта 2010.
  19. . Мурманский вестник (10 марта 2012). Дата обращения 11 марта 2012.
  20. Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой. . iz.ru (13 мая 2019). Дата обращения 13 мая 2019.
  21. ↑ . ИТАР-ТАСС (27 июля 2014). Дата обращения 27 июля 2014.
  22. ↑ . ИТАР-ТАСС (26 декабря 2014). Дата обращения 26 декабря 2014.
  23. ↑ . Дата обращения 18 декабря 2015.
  24. . sevmash.ru. Дата обращения 23 декабря 2016.
  25. . KM.RU (10 января 2013). Дата обращения 20 декабря 2014.
  26. . lenta.ru (11 января 2013). Дата обращения 12 января 2013.
  27. . РИА Новости. (23 декабря 2013).
  28. ↑ . РИА Новости (10 декабря 2014). Дата обращения 20 декабря 2014.
  29. Старожилов, Михаил (23 марта 2006). Дата обращения 22 февраля 2010.
  30. . russianships.info. Дата обращения 5 декабря 2015.
  31. ↑ . РИА Новости (20191129T0313+0300). Дата обращения 29 ноября 2019.
  32. . Независимое интернет-издание “ДНИ24”. Дата обращения 27 июня 2019.

Сколько лодок входит в проект «Борей»?

В состав ВМФ уже приняты три подлодки проекта 955 «Борей»: головная «Юрий Долгорукий», а также серийные «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Головной корабль вошел в состав флота в январе 2013 года, он зачислен в Северный флот. Приемка «Александра Невского» состоялась в декабре 2013 года, а «Владимира Мономаха» — годом позже, оба ракетоносца зачислены в состав Тихоокеанского флота.

На конец 2020 года было известно о строительстве еще пяти подлодок по усовершенствованному проекту 955А «Борей-А»: «Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Два первых крейсера планируется передать в боевой состав ВМФ в 2020 году, последним в состав флота войдет «Князь Пожарский» (по разным данным — в 2021-2023 годах).

В ноябре 2020 года агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе РФ сообщило, что в госпрограмму вооружения на 2018-2027 годы включена постройка еще двух «Бореев» проекта 955А. По словам источника, строительство ракетоносцев начнется на «Севмаше» в 2024 году, первый должны передать флоту в 2026 году, второй — в 2027 году. Таким образом, общее количество субмарин этого класса увеличится до 10: пять из них будут нести службу на Северном флоте, пять — на Тихоокеанском. Источник агентства сообщил, что они заменят в ВМФ России стратегические подводные ракетоносцы третьего поколения: 667БДР и 667БДРМ.

Ранее СМИ со ссылкой на анонимные источники в Минобороны сообщали о расширении состава серии 955А «Борей-А» до 11 или 7 единиц. Также появлялась информация о начале строительства по обновленному проекту 955Б «Борей-Б», в ноябре 2020 года это подтвердил начальник Генерального штаба ВС РФ — первый заместитель министра обороны РФ, генерал армии Валерий Герасимов.


Как выглядит атомная подводная лодка проекта «Борей» в разрезе? Инфографика Подробнее

Характеристики

субмарина

Сравнительные данные по современным РПЛ СН
Проект 941OhioПроект 667БДРМVanguardTriomphantПроект 955
СтранаРоссияСШАРоссияВеликобританияФранцияРоссия
Годы постройки1976-19891976-19971981-19921986-20011989-20091996-н.в.
Построено6187442
Водоизмещение, тнадводноеподводное 2320048000 1674618750 1174018200 15900 1264014335 1472024000
Число ракет20 Р-3924 Trident16 Р-29РМУ216 Trident16 M4516 Булава
Забрасываемый вес, кг2550280028002800н.д.1150
Дальность, км82507400-110008300-115477400-1100060008000

Чтобы привести в движение этого монстра, его оснастили двумя 190-мегаваттными ядерными реакторами, которые приводили в действие две турбины мощностью около 50 тыс. л.с. Двигалась лодка, благодаря двум 7-лопастным гребным винтам диаметром более 5,5 метров.

«Экипаж машины боевой» состоял из 160 человек, более трети которого – офицеры. Создатели «Акулы» проявили поистине отеческую заботу о бытовых условиях экипажа. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Матросы и старшины располагались в маломестных кубриках с умывальниками и телевизорами. Во все жилые помещения подавался кондиционированный воздух. В свободное от вахты время члены экипажа могли посетить бассейн, сауну, спортзал или отдохнуть в «живом» уголке.

Атомные подводные лодки России проекта «Борей»

Стратегические ПЛ России, получившие имя отвечающего за северные ветры греческого бога Борея, спроектированы еще в 1990-х годах. Первую АПЛ типа «Борей», названную «Юрий Долгорукий», заложили в ноябре 1996 г. Однако, её прием в состав ВФМ состоялся только в январе 2013 г. Второй корабль проекта 955  «Александр Невский» (закладка 2004 г.) и третий «Владимир Мономах» (2006 г.) переданы ВМФ России в 2013 г. и 2014 г., соответственно.

Строительство «Князя Владимира» началось в конце июля 2012 г. Его передача ВМФ ожидалась в 2019 г. Согласно зарубежным публикациям, возникшее промедление вызвано проблемами, возникшими в системе управления огнем межконтинентальных баллистических ракет (МБР).

Четыре других сестринских корабля проекта «Борей-A» строятся на «Севмаше»: «Князь Олег» и «Генералиссимус Суворов» (обе АПЛ заложили в 2014 г.), «Император Александр III» (2015 г.) и «Князь Пожарский» (2016 г.). По неподтвержденным данным, уже началось строительство «Маршала Жукова» и «Маршала Рокоссовского». В настоящее время циркулирует информация о том, что планируется подписание контрактов на строительство ещё двух кораблей типа «Борей-А». В результате состав флотилии этих стратегических АПЛ четвертого поколения вырастет до 12 единиц.

Вывод АПЛ «Князь Олег» из эллинга

Они считаются более тихими, чем другие атомные подводные лодки России. В это вносит вклад реактивный привод – новинка для российских АПЛ. В то время как для предыдущих поколений самой тихой считались скорости от пяти до десяти узлов «Бореи» остаются тихими на скорости 20 узлов.

Согласно российским источникам, стоимость первой лодки проекта 955 составила 23 млрд. рублей, строительство второй и третьей обошлось в 23,2 млрд. рублей каждая (последнее соответствует 296,5 млн. евро). Эти данные относятся к 2012 г. Стоимость АПЛ типа «Борей-А» (проект 955А) не сообщается.

Для сравнения: затраты на постройку АПЛ типа «Колумбия» ВМС США оцениваются в 6,2 млрд. долларов (уровень цен 2010 г.). Стоимость четырех новых стратегических подводных лодок Королевского флота Великобритании составят приблизительно 31 млрд. фунтов, причем цена лодки типа «Дредноут» эквивалентна 8,625 млрд. евро.

Подводные лодки

Атомные ПЛ

Атомные ПЛ

С баллистическими ракетами

Проект 667БДР

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-44 “Рязань”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-211 “Петропавловск-Камчатский”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-223 “Подольск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 “Святой Георгий Победоносец”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-506 “Зеленоград”

Проект 667БДРМ

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 “Верхотурье”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-84 “Екатеринбург”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-18 “Карелия”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-117 “Брянск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-407 “Новомосковск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-114 “Тула”

Проект 941

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Дмитрий Донской”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-17 “Архангельск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-20 “Северсталь”

Проект 955

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Юрий Долгорукий”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Александр Невский”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Владимир Мономах”

Проект 955А

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Князь Владимир”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Князь Олег”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Генералиссимус Суворов”

С крылатыми ракетами

Атомный ракетный подводный крейсер “Казань”Атомный ракетный подводный крейсер “Новосибирск”Атомный ракетный подводный крейсер “Красноярск”

Проект 949А

Атомная подводная лодка К-119 “Воронеж”Атомная подводная лодка К-266 “Орел”Атомная подводная лодка К-410 “Смоленск”Атомная подводная лодка К-456 “Тверь”Атомная подводная лодка К-132 “Иркутск”Атомная подводная лодка К-186 “Омск”Атомная подводная лодка К-150 “Томск”Атомная подводная лодка К-442 “Челябинск”

С ракетно-торпедным вооружением

Проект 671РТМК

Атомная подводная лодка “Даниил Московский”Атомная подводная лодка “Тамбов”Атомная подводная лодка Б-138 “Обнинск”Атомная подводная лодка Б-388 “Петрозаводск”

Проект 971

Атомная подводная лодка К-157 “Вепрь”Атомная подводная лодка К-295 “Самара”Атомная подводная лодка К-317 “Пантера”Атомная подводная лодка К-461 “Волк”Атомная подводная лодка К-331 “Магадан”Атомная подводная лодка К-328 “Леопард”Атомная подводная лодка К-154 “Тигр”Атомная подводная лодка К-419 “Кузбасс”Атомная подводная лодка К-263 “Барнаул”Атомная подводная лодка К-391 “Братск”Атомная подводная лодка К-322 “Кашалот”

Атомная подводная лодка К-335 “Гепард”

АС-31

Атомные подводные лодки специального назначения

КС-129 “Оренбург”

Дизельные ПЛ

Проект 877

Дизельная подводная лодка Б-187 “Комсомольск-на-Амуре”Дизельная подводная лодка Б-394 “Нурлат”Дизельная подводная лодка Б-445 “Святой Николай Чудотворец”Дизельная подводная лодка Б-459 “Владикавказ”Дизельная подводная лодка Б-402 “Вологда”Дизельная подводная лодка Б-190 “Краснокаменск”Дизельная подводная лодка Б-177 “Липецк”Дизельная подводная лодка Б-471 “Магнитогорск”Дизельная подводная лодка Б-345 “Могоча”Дизельная подводная лодка Б-401 “Новосибирск”Дизельная подводная лодка Б-260 “Чита”Дизельная подводная лодка Б-808 “Ярославль”Дизельная подводная лодка Б-806 “Дмитров”Дизельная подводная лодка Б-227 “Выборг”Дизельная подводная лодка Б-494 “Усть-Большерецк”Дизельная подводная лодка Б-464 “Усть-Камчатск”

Проект 677 “Лада”

Дизель-электрическая подводная лодка Б-585 “Санкт-Петербург”Дизель-электрическая подводная лодка “Кронштадт”

Проект 636.3

Дизель-электрическая подводная лодка “Новороссийск”Дизель-электрическая подводная лодка “Ростов-на-Дону”Дизель-электрическая подводная лодка “Старый Оскол”Дизель-электрическая подводная лодка “Краснодар”Дизель-электрическая подводная лодка “Великий Новгород”Дизель-электрическая подводная лодка “Колпино”Дизель-электрическая подводная лодка “Петропавловск-Камчатский”Дизель-электрическая подводная лодка “Волхов”Дизель-электрическая подводная лодка “Магадан”Дизель-электрическая подводная лодка “Уфа”

Представители

Стратегическим ракетоносцам 4-го поколения присваиваются имена, традиционные для русских боевых кораблей 1-го ранга.

НаименованиеПроектЗав. №ЗакладкаСпуск на водуНачало испытанийПередача ВМФФлотСостояниеПримечания
К-535 «Юрий Долгорукий»955(09551)20102.11.199612.02.200819.06.200910.01.2013СФВ строю9.09.2013 АПЛ прибыла к месту постоянной дислокации в ВМБ Гаджиево в Мурманской области
К-550 «Александр Невский»95520219.03.200413.12.201024.10.201123.12.2013ТОФВ строю30.09.2015 АПЛ прибыла к месту постоянной дислокации в ЗАТО Вилючинск на Камчатке
К-551 «Владимир Мономах»95520319.03.200630.12.201218.01.201310.12.2014ТОФВ строю26.09.2016 АПЛ прибыла к месту постоянной дислокации в ЗАТО Вилючинск на Камчатке
«Князь Владимир»955A(09552)20430.07.201217.11.20172019СФСтроитсяПроходит заводские и государственные испытания.
«Князь Олег»955A20527.07.201412.2019СФСтроитсяЗавершены гидравлические испытания
«Генералиссимус Суворов»955A20626.12.201412.2020ТОФСтроитсяК концу 2015 года будет сформирован прочный корпус
«Император Александр III»955A20718.12.201512.2020ТОФСтроитсяЗаложена.
«Князь Пожарский»955A20823.12.201611.2021СФСтроитсяЗаложена.
н/д955Ан/д20232026н/дПланируетсяПроект «Борей-А» включен в государственную программу вооружений
н/д955Ан/дн/дПланируется
н/д955Ан/дн/дПланируется
н/д955Ан/дн/дПланируется
н/д955Ан/дн/дПланируется
н/д955Ан/дн/дПланируется

Цвета таблицы:

Белый —строится Зелёный —действующий в составе ВМФ

Боевой потенциал

Пусковые шахты АПЛ «Тайфун»

В случае ядерного конфликта «Тайфун» могла обрушить на врага одновременно 20 ядерных ракет Р-39, с десятью 200-кт разделяющимися боеголовками каждая. Такой ядерный «тайфун» мог бы за считанные минуты превратить в пустыню все восточное побережье США.

Кроме баллистических ракет в арсенале лодки находились более двух десятков обычных и реактивных торпед, а также ПЗРК «Игла». Специально для оснащения «Тайфунов» ракетами и торпедами был разработан транспортный корабль «Александр Брыкин» водоизмещением 16 тыс. тонн и рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ.

Удивительный «Лошарик» для изучения океанских глубин

Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», известная общественности как АС-12 или «Лошарик» — российская атомная глубоководная подводная лодка для изучения морского дна и проведения специальных работ.

«Лошарик» совершенно беззащитен: вооружение отсутствует. Зато она умеет нырять на глубину около 6000 метров, возможно и больше. Официальные источники в 2012 подтверждали как минимум погружения на 2-3 километра, проведенные для изучения арктического шельфа.

Для достижения таких глубин этого его корпус собран из нескольких шарообразных отсеков (реализован принцип батисферы) из титана, расположенных внутри удлинённого лёгкого корпуса «классической» формы.

Предполагается, что аппарат в 69 метров длиной оснащен манипуляторным комплексом, грузоподъемной системой, гидроакустической станцией, оптической системой и малыми (необитаемыми) дронами. Возможно имеет колеса для езды по дну для полностью незаметного перемещения.

Благодаря глубине погружения и бесшумности фактически является практически неуязвимой. Но на дальние расстояния «Лошарик» «не ходит»: существующие утечки говорят об использовании АПЛ К-329 «Белгород» в качестве лодки-носителя.

Конструкция подводной лодки типа «Борей»

Конструкция лодок типа «Борей» отличается от ранее выпускавшихся субмарин.

Прочный корпус состоит из 8 отсеков:

  1. В 1-ом отделении размещены торпеды, гидроакустические приборы, аккумуляторы.
  2. Центральный пост и жилые помещения находятся во втором модуле. Он называется командным. Кроме этого, в нем размещено большинство из имеющегося оборудования.
  3. В третьей части находятся боевые посты, где несут круглосуточную вахту члены экипажа.
  4. Четвертые и пятые модули заняты ракетами.
  5. Шестой отсек занят паропроизводящей установкой.
  6. «Сердце» подлодки, ядерный реактор и турбины, находится в седьмом и восьмом отделениях. И тот и другой называются энергетическими.

Собирается подлодка блоками. Наружный (легкий) корпус имеет резиновое покрытие, что дает возможность субмарине быть малозаметной для противника. Прочный и наружный корпуса отделены друг от друга специальными амортизаторами, что снижает шум работающих турбин и реактора.

Силовая установка подводного ракетоносца

На современных подводных лодках устанавливаются ядерные энергетические установки (ЯЭУ) четвертого поколения. Конструкция их, конечно, не разглашается, но известно, что мощность ядерного реактора около190 мегаватт. Кроме того на лодке установлены паропроизводящие и паротурбинные агрегаты.

Для движения субмарины, установлена малошумная водометная установка мощностью 50 тысяч лошадиных сил, питающаяся от паровой турбины.

Имеются так же и гребные винты, вращающиеся от электродвигателей, но они не являются основными, а используются в качестве подруливающих. Скорость АПЛ в надводном положении – 15 узлов (28 км/час), в подводном – 29 узлов (54 км/час). Это конечно несравнимо с самой быстрой АПЛ, лодкой К-162 проекта 661 (44,7 узла). Но у каждого свои задачи.

Атомные реакторы появились на флоте сразу же, как только появилась такая возможность, уже через 4 года после того как построили первую АЭС в СССР. Строительство АПЛ набирает темпы, Потому, что альтернативы им пока нет. Необходимо срочно заменить ими субмарины прошлого, работающие на ДВС, которые ещё в большом количестве стоят на вооружении ВМФ России.

За такими проектами как «Борей», конечно, последуют и другие, но уже ясно одно: благодаря ему Россия вновь приобрела статус непобедимой державы способной дать отпор любому врагу, если это потребуется.

Принятие на вооружение и служба

В состав ВМФ РФ приняты 3 корабля проекта 955 — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

Приёмка головного корабля состоялась 10 января 2013 года. Подводный крейсер «Юрий Долгорукий» зачислен в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота, базируется в Гаджиево.

Приёмка второго корабля (первого серийного) состоялась 23 декабря 2013 года. Подводный крейсер «Александр Невский» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, базируется в Вилючинске.

Приёмка третьего корабля (второго серийного) состоялась 10 декабря 2014 года. Подводный крейсер «Владимир Мономах» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, базируется в Вилючинске.

Согласно планам модернизации Российского подводного флота, РПКСН 955 «Борей» станут одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение. Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт, и эта унификация призвана упростить обслуживание и содержание кораблей. 14 запланированных к постройке атомоходов планируется распределить по 7 кораблей на Северный и Тихоокеанский флот. «Бореи» призваны стать единственным типом стратегических подводных ракетоносцев на вооружении ВМФ России по меньшей мере до середины XXI века.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий