Поиск

Российский истребитель Су-30СМ: история и ТТХ

Второе поколение: начало эры реактивных истребителей

В 1949 году конструкторское бюро Сухого было расформировано, но в мае 1953 года – снова восстановлено. Возрождение КБ по времени совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации и разработкой истребителя второго поколения.

Правительство поручило ОКБ Сухого создание двух видов истребителей: фронтового и перехватчика. Коллектив ОКБ начинает работу сразу над двумя вариантами, присвоив изделиям шифры: Т – треугольное крыло, С – стреловидное. Так основными направлениями в работе КБ на ближайшие десять лет стали сверхзвуковые истребители С-1 и Т-3.

Первый полет фронтового истребителя С-1 состоялся в сентябре 1955 года. Через три года он был запущен в серию под обозначением Су-7. Этот реактивный истребитель стал первым успешным самолетом возрожденного КБ Сухого.


Самолет Су-7

Для самолета нового поколения, способного в два раза превысить скорость звука, Павел Сухой выбрал еще только проектируемый двигатель АЛ-7Ф конструкции Архипа Люльки. На протяжении десятилетий эти два легендарных конструктора будут работать сообща.

Одновременно с созданием С-1 (в серии − Су-7) со стреловидным крылом ОКБ Сухого вело работы по самолету с треугольным крылом – Т-3 (в серии − Су-9). Этот перехватчик был способен уничтожать воздушные цели противника благодаря установленной на борту одной из первых отечественных радиолокационных станций – РП-9 (ЦД-30).

Самолеты Су-7 стали долгожителями боевой авиации. Они 40 лет стояли на вооружении девяти стран мира, помимо СССР. На базе Су-7 разработано более 10 модификаций, включая экспериментальные самолеты и летающие лаборатории. Один из них − самолет С-22И, ставший родоначальником нового семейства машин типа Су-17. Разработанный в середине 1960-х годов, он стал первым отечественным самолетом с крылом изменяемой стреловидности. Перехватчик Су-9 был в строю около 20 лет и стал основой для семейства самолетов: Су-11, Су-15, Су-17.


Самолет Су-9

Су-15 был оснащен радиолокационной станцией с антенной большого диаметра в носовой части фюзеляжа, которая обеспечивала существенное повышение боевых характеристик.  Самолет был способен осуществлять перехват на встречных курсах и перехват маловысотных целей. 

Модификации истребителя-бомбардировщика Су-30

  • Су-30 (1992 г., обозначение НАТО: Flanker-C) — базовая модель двухместного многоцелевого истребителя-бомбардировщика созданная на основе учебно-боевого истребителя Су-27УБ.
  • Су-30К (К — Коммерческий, 1993 г.) — коммерческий вариант Су-30 с системой дозаправки в полёте и спутниковой навигацией.
  • Су-30МК (МК — модернизированный, коммерческий, 1993 г.) — Су-30 с расширенной номенклатура вооружения, увеличенной с 4 до 8 тонн боевой нагрузкой, увеличенным на 1/3 ресурсом планера (до 3000 часов) и почти в два раза возросшим ресурсом двигателя (1500 часов). Взлетная масса возросла с 30 до 38,8 тонн.
  • Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский, 1997 г., обозначение НАТО: Flanker-H) — Су-30МК для Индии, отличался передним горизонтальным оперением, двигателем с отклоняемым вектором тяги, новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

Вооружение одного из индийских Су-30.

  • Су-30КН (коммерческий, новый, 1999 г.) — тяжелый истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом с ФАР «Перо». Телевизионные экраны индикаторов прямой видимости в кабинах пилотов заменены на жидкокристаллические цветные дисплеи. В системе управления оружием добавлен вычислитель МВК для управления новыми ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» Р-77, Х-31, Х-59, Х-29.
  • Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский, 1999 г., обозначение НАТО: Flanker-G) — Су-30МК для Китая? имеет расширенные возможности работы по наземным целям. БРЛС Н001ВЭ, двигатели — АЛ-31Ф.
  • Су-30МКИ(А) (модернизированный, коммерческий,индийский для Алжира) — Су-30МКИ для Алжира, отличался БРЛС Н011М.
  • Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малайзийский) — Су-30МКИ для Малайзии, отличался БРЛС Н011М.
  • Су-30МК2 (модернизированный, коммерческий-2, 2002 г.)— усовершенствованный Су-30МК с двигателями АЛ-31Ф и РЛС Н001.
  • Су-30МК2В (модернизированный, коммерческий, вьетнамский) — Су-30МК2 для Вьетнама.
  • Су-30МК2V — Су-30МК2 для Венесуэлы.
  • Су-30М2 (2010 г.) — Су-30МК2 для ВВС России.
  • Су-30СМ (серийный модернизированный, 2012 г.) — Су-30МКИ с двигателями АЛ-31ФП для ВВС России.

Характеристики Су-30

Страна:
Россия

Тип:
Многоцелевой истребитель-бомбардировщик

Год выпуска:
1992

Экипаж:
2 человека

Двигатель:
2 ДТРД АЛ-31-Ф2 по 12500 кгc

Максимальная скорость:
2500 км/ч

Практический потолок:
18 км

Дальность полета:
3000 км

Масса пустого:
Нет сведений

Максимальная взлетная масса:
34 т

Размах крыльев:
14,7 м

Длина:
21,9 м

Высота:
5,9 м

Площадь крыла:
Нет сведений
Вооружение:
Пушка ГШ-30-1, изменяемое: ракеты воздух-воздух, НУРС, бомбы и т.п.

В шаге от пятого поколения: молодые наследники Су-27

С 1984 года, когда началось серийное производство «двадцать седьмого», было выпущено порядка 1500 самолетов этого типа, включая его модификации. На его базе были созданы такие машины, как многофункциональный двухместный истребитель Су-30МК, самолет корабельного базирования Су-33, двухместный ударный самолет Су-34, многофункциональный одноместный истребитель Су-35С.

Эти машины находятся в шаге от пятого поколения истребителей и относятся к так называемому поколению «4+». Прежде всего, это прорыв в области сверхманевренности. Начался он в середине 1990-х годов, когда «сушки» стали оснащаться двигателями с управляемым вектором тяги. Новые двигатели в сочетании с новой системой управления существенно упростили пилотирование самолета и повысили его безопасность. Были преодолены проблемы «штопора» и сваливания.


Самолет Су-30СМ

Этими качествами в полной мере обладает многофункциональный истребитель Су-30МК. Исходно самолет был спроектирован в варианте для ВВС Индии, серийное производство этих машины было развернуто в 2000 году. На основе базового варианта было создано несколько новых модификаций: Су-30МКМ – для ВВС Малайзии, Су-30МКИ(А) – для ВВС Алжира. На вооружение ВКС России в настоящий момент активно поставляются Су-30СМ (серийный, модернизированный). В 2016 году на эти истребители пересели «Русские витязи».

Самые молодые наследники Су-27 – многофункциональный истребитель Су-35 и истребитель-бомбардировщик Су-34 – по своим характеристикам практически соответствуют пятому авиационному поколению. На борту Су-35 установлена новейшая РЛС «Ирбис» и более мощные, чем на Су-30СМ, двигатели АЛ-41Ф1С.

Бомбардировщик Су-34 может атаковать цели при любых погодных условиях, а также эффективно вести радиоэлектронную борьбу. Эти машины отличаются необычной для «сушек» кабиной пилотов. Для повышения комфорта экипажа во время дальних перелетов летчиков решено было посадить рядом.

Техническая характеристика проекта опытного Су-3

Су-3 – истребитель, предназначенный для проведения активных боевых действий в качестве перехватчика. Конструкция смешанного типа, одноместный моноплан.

Фюзеляж – полумонокок овального сечения, сделан из дерева. Технические разъёмы отсутствуют. Силовой каркас представлен четырьмя лонжеронами переменного сечения, стрингерами, шпангоутами и склеенной из шпона обшивки. Рама ферменной конструкции крепится к переднему шпангоуту. На ней поместили двигатель М-105П (планировался М-106П). Кабина пилота размещена в центральной части фюзеляжа под прозрачным фонарем. Бензобак установили под пол. Канал радиатора воды и рабочее оборудование разместили в хвостовой части.

Цельнометаллическое свободнонесущее крыло складывалось из двух отъёмных консолей. Задняя стенка, стальной лонжерон, обшивка и нервюры представляли силовой каркас. Триммер вмонтировали на левый элерон. Хвостовое оперение состоит из киля с рулем поворота и стабилизатора с рулем высоты. Стабилизатор основывали три свободные стенки, набор стрингеров и обшивка из дюралюминия. Киль склеивался цельно с фюзеляжем, держа 2 лонжерона.

К основным опорам относилось трехопорное шасси, оно убиралось в центроплан. Хвостовое колесо – в фюзеляж. За уборку и выпуск шасси отвечала гидросистема.

Самолет управлялся в смешанном режиме. За управление рулем высоты и элеронов отвечали жесткие тяги, а рулем поворота – тросовое.

Основой силовой установки был авиационный двигатель жидкостного охлаждения М-105П. Его мощность составляла 1100 лошадиных сил. Дополнительно отмечается трехлопастный воздушный винт ВИШ-61. Охлаждение проводилось водой под давлением в закрытой системе. Водорадиатор разместили в хвостовой части в специальном канале. Воздух охлаждал воду при помощи подфюзеляжного воздухозаборника. Тепло выходило в верхней части фюзеляжа. Регулировка радиаторного охлаждения выполнялась при помощи механических створок управления.

Маслорадиатор разместили под передней частью мотора. Над мотором в подкапотном пространстве монтировался фибровый проектированный маслобак. Регулировка режимов температуры масла была задействована двумя способами: ручным и автоматическим.

За повышение высотности двигателя отвечали 2 турбокомпрессора ТК-2 и ЦПН (центробежный приводной нагнетатель). Фибровый бензобак проектированного типа способен был нести 250 кг топлива. Дополнительно предусматривалась установка подвесного бака на 150 кг под левым крылом.

Боевое применение

Вооружённый конфликт в Южной Осетии

Впервые Су-34 в количестве двух единиц применялся в ходе войны в Южной Осетии в августе 2008 года. Самолёты использовались для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с элементами грузинской ПВО, при помощи станции помех Хибины. Для подавления РЭС Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло ЗРК Грузии успешно проводить отстройку от помех, также противорадиолокационной ракетой уничтожил ключевую РЛС 36Д6-М у села Шавшвеби под Гори.

Военная операция России в Сирии

Во время военной операции России в Сирии 6 самолётов Су-34 в составе Авиационной группы ВКС России в Сирии применяются с 30 сентября 2015 года. Первые удары с высоты 5000 м были нанесены по объектам террористов в районе населённых пунктов Мадан-Джадид и Ракка. В результате командный пункт боевиков и инфраструктура для подготовки террористов были полностью уничтожены.

С 16 августа 2016 года по договорённости с правительством Ирана Авиационной группой стал использоваться аэродром Хамадан, на который были перебазированы Су-34 и Ту-22М3 из Южного военного округа. По договорённости с правительствами Ирана и Ирака группа выполняет боевые вылеты с аэродрома Хамадан через территорию Ирака для нанесения ударов по объектам террористических группировок ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра». Прикрытие самолётов группы выполняют истребители Су-30СМ и Су-35С с авиабазы Хмеймим в Сирии.

Корпус и силовая установка

Двухместный тяжелый истребитель Су-30СМ оснащается парой двухконтурных двигателей модели АЛ-31ФП, размещенных по отношению друг к другу под углом в 32 градуса. Сопла каждого двигателя Су-30СМ отклоняются на ±16° в вертикальной плоскости и на ±15° во всех направлениях. Благодаря этому вектор тяги можно направлять по рысканью и тангажу. Сопла могут быть отклонены как вместе с управляющими плоскостями фюзеляжа, так и независимо от них.

Как можно увидеть на фото, Су-30СМ имеет переднее горизонтальное оперение, которое вместе с изменяемым вектором тяги в значительной степени повышают маневренность самолета. Так как истребитель неустойчив в продольном канале, его полет обеспечивает электро-дистанционная система управления, отвечающая за положение рулей и поворотных сопел двигателя. В целом габариты и компоновка фюзеляжа полностью позаимствованы у моделей Су-30 и Су-30МКИ.

Автоматика и радиоэлектроника

В передней части фюзеляжа установлена многофункциональная дальняя РЛСУ Н0011М «Барс», которая способна взять в цель 15 объектов и поразить 1 ближнюю цель или 4 дальних, а также преодолеть помехи вражеских РЭБ. Фазированную антенную решётку пытаются критиковать за объёмы и вес, но именно она позволяет получить преимущество в обнаружении противника первым, таких мощных излучателей среди самолётов 4-го поколения в НАТО нет. А ещё она способна обнаружить «Невидимку» 5-го поколения.

В разработке бортовых электронных систем использованы технологии России, Израиля, Франции, Индии. В ранних версиях изображения выводились на экраны телевизоров. В последних версиях есть картографирование (трёхмерное изображение) и селекция целей на ЖК экранах благодаря наличию всех видов вычислителей и датчиков. На внешней стороне крыльев установлены приёмники для системы спутниковой навигации ГЛОНАСС (Россия) и NAVSTAR (США). Ближний бой позволяет вести встроенная в кабину ОЛС (оптико-локационная станция), она является подсистемой СУВ (системы управления вооружением). Основана на принципе работы обнаружения и ведения цели по тепловому излучению, дальность цели измеряется лазерным дальномером, данные выводятся на экран. Эта же система следит за исправностью работы всех узлов, прочностью конструкции и состоянием полёта самолёта. Новые вычислители СУО дают возможность применять более современный тип ракет.

Су-30 – видео

https://youtube.com/watch?v=n2Ng3Olh2_M

В начале 1987 г. состоялся первый полет переоборудованной «спарки» с экипажем в составе летчиков-испытателей ОКБ И. Вотинцева и Н. Садовникова. 23 июня состоялся беспосадочный перелет Т10У-2 с тем же экипажем по маршруту Москва — Комсомольск-на-Амуре — Москва протяженностью 13 440 км и продолжительностью 15 ч 42 мин с четырьмя дозаправками в воздухе. Тем самым была продемонстрирована возможность использования модернизированного Су-27УБ в качестве дальнего истребителя-перехватчика. Самолеты получили систему дозаправки в воздухе, новую систему навигации, модернизированную систему дистанционного управления и управления вооружением.Первый из двух предсерийных самолетов Су-27ПУ (Т10ПУ-5) поднялся в воздух 31 декабря 1989 г. с заводского аэродрома Иркутского авиазавода. По результатам летных испытаний модернизированных машин началось серийное производство двухместного истребителя, получившего обозначение Су-30. Внешне Су-30 отличался от учебно-боевого Су-27УБ наличием убираемой штанги топливоприемника по левому борту и смещением вправо обтекателя головки оптиколокационной станции. 14 апреля 1992 г. совершил первый полет первый серийный истребитель Су-30.

В ОКБ совместно с ИАПО создали экспортный вариант самолета Су-ЗОК («К» — коммерческий), получивший расширенные возможности при действиях по наземным целям. Дальнейшим развитием стал самолет Су-ЗОМК с усовершенствованной БРЛС и значительно расширенной номенклатурой вооружения. При его создании использован опыт разработки истребителя Су-35. Су-ЗОМК предназначен для завоевания господства в воздухе на театре военных действий, а также уничтожения целей на земле и на море, при применении средств РЭБ и огневом противодействии ПВО, днем и ночью, в любых погодных условиях. Работы по созданию Су-ЗОМК начались в 1991 г., а прототип этого самолета совершил первый полет 14 апреля 1992 г. (летчики-испытатели Г.Е. Буланов и В.Б. Максименков). Внешне он практически не отличался от Су-30. В задней кабине расположен индикатор, на который может выводиться видеоинформация от телевизионных головок самонаведения управляемого оружия. Истребитель Су-ЗОМК обладает уникальными боевыми возможностями, ставящими его на первое место в мире среди тяжелых серийных многоцелевых истребителей.

30 ноября 1996 г. был подписан российско-индийский контракт на закупку 40 самолетов Су-30МКИ (индекс «И» — индийский). 1 июля 1997 г. этот самолет впервые поднялся в воздух.Самолет выполнен по аэродинамической схеме «продольный триплан», с системой управления вектором тяги (УВТ) двигателей, объединенной с системой дистанционного управления (СДУ) самолетом, обеспечивает практически неограниченную маневренность и уникальные взлетно-посадочные характеристики. РЛС способна одновременно сопровождать до 10 целей и применять ракеты сразу по двум целям.

F-35 против Су-35

Технические характеристики истребителей, стоящих на вооружении, всегда были доказательством военной мощи государства. Сравнение последствий столкновения боевых самолетов, представляющих армии разных стран мира, носит спекулятивный характер, но избежать его нельзя, ведь именно конкуренция подстегивает конструкторов на создание более современных машин. Если сравнивать Су-35 с другими представителями поколения «4+» или «4++», будь то американское семейство F (16-я и 18-я модели) или французский Rafale, то по основному количеству «паспортных» данных превосходство российского самолета неоспоримо.

Достойным противником для Су-35 является F-35 – американский самолет пятого поколения, разработанный как более дешевая версия бескомпромиссного F-22. Эксперты не единожды отмечали, что по дальности полета, вооружению, скорости, маневренности и, наконец, цене российский истребитель превосходит американский. Но здесь есть один важный нюанс.

Дело в том, что сравнение Су-35 с перечисленными выше конкурентами абсолютно некорректно, так как российская машина относится к «тяжелым истребителям» по отечественной классификации и «истребителям завоевания превосходства в воздухе» – по западной. Что же касается машин F-16 и F-18 и Rafale, то они попадают под российский класс «легких» или «средних» истребителей, а в натовской классификации именуются «многофункциональными истребителями» или «бомбардировщиками». Следовательно, сравнивать эти машины нужно с российским самолетом Миг-29. Ну а истребитель F-35 вообще не должен участвовать в сравнении с Су-35, так как он относится не только к другому классу, но и к другому поколению.

Таким образом, правильнее всего было бы сопоставлять тактико-технические характеристики Су-35 с параметрами американского F-22. Хотя и это не совсем корректно из-за отличия в поколениях (все-таки «4++» это не 5). Впрочем, на этом поприще российская машина уступила бы первенство, что вполне логично. Кто действительно может посостязаться с F-22, так это самолет Су-57 (Т-50) – первый истребитель РФ пятого поколения, который пока что находится на стадии испытаний.

Силовая установка

Истребитель Су-35, технические характеристики которого мы сегодня рассматриваем, оснащается парой двухконтурных турбореактивных силовых установок модели АЛ-41Ф1С. Моторы имеют форсажную камеру и всеракурсно управляемый вектор тяги. Для увеличения количества ракурсов оси поворота отклоняемых сопел сделали наклоненными. Эти двигатели, по сути, представляют собой упрощенный вариант мотора АЛ-41Ф1, разрабатываемого для истребителей пятого поколения.

Версия, используемая в Су-35, отличается сниженной форсажной и бесфорсажной тягой, а также наличием электромеханической системы управления. В форсажном режиме тяга каждого мотора равна 14500 кгс, без форсажа двигатель развивает только 8800 кгс. Мощности моторов достаточно для того, чтобы истребитель набирал сверхзвуковую скорость без применения форсажа.

Межремонтный ресурс двигателей составляет 1000 часов, а общий – 4000 часов. Во вспомогательной силовой установке самолета используется газотурбинный мотор ВГТД ТА14-130-35 мощностью в 105 кВт. Он обеспечивает кондиционирование отсеков и кабины самолета, а также электропитание бортовых потребителей.

Первое поколение: номер один с инициалами «Су»

В 1936 году в стране был объявлен конкурс на создание бомбардировщика под условным наименованием «Иванов». Победителем был признан проект Павла Сухого. Работы над «Ивановым» завершились появлением первого самолета с инициалами «Су» – боевого многоцелевого бомбардировщика Су-2 (изначально ББ-1, «ближний бомбардировщик»). Самолет строился крупной серией с 1940 по 1942 годы, и всего было произведено около 900 машин.

Самолет Су-2

Практически каждую машину Сухого можно отметить биркой «Сделано впервые». Первый серийный самолет Су-2 не был исключением и предоставил военным летчикам удивительный по тем временам комфорт: просторная и теплая, даже в морозы, кабина, хороший обзор у летчика и штурмана. Огромным преимуществом в бою оказалась возможность управления машиной из кабины штурмана.

Самолеты Су-2 героически сражались в воздушных боях Великой Отечественной войны, защищали небо Сталинграда. Они применялись в роли ближних бомбардировщиков, разведчиков и корректировщиков. Еще одну немаловажную задачу решали экипажи Су-2: речь идет о сбросе листовок на русском и немецком языках над занятой противником территорией. Только за один месяц с самолетов было сброшено до 45 тысяч листовок. Они вселяли надежду миллионам людей в оккупированных городах, рассказывая о больших потерях фашистских войск, сообщая о начале налетов союзной авиации на немецкие города.

Пятое поколение: будущее боевой авиации Су-57

Главное отличие пятого поколения – это применение стелс-технологии, режим крейсерской сверхзвуковой скорости, более совершенная авионика.

Первые испытания российского перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) начались в 2010 году. До августа 2017 года самолет был известен под заводским индексом Т-50, затем он получил имя Су-57.

Большинство характеристик Су-57 засекречены, но уже сейчас известно, что он оснащен принципиально новым комплексом интегрированной авионики, обеспечивающей интеллектуальную поддержку экипажа. Радиолокационная система Су-57 отличается от обычной авиационной бортовой РЛС. На истребителе установлена радиолокационная станция с АФАР (активной фазированной антенной решеткой).


Самолет Су-57

Первый полет российского истребителя пятого поколения состоялся 29 января 2010 года. С тех пор успешно проведено уже несколько сотен испытательных вылетов. На сегодняшний день создано десять летных прототипов.

В 2018 году подписан контракт с Министерством обороны России на поставку в войска самолетов установочной партии Су-57. А в мае этого года Владимир Путин анонсировал закупку Минобороны 76 истребителей Су-57, которые должны поступить на вооружение трех авиационных полков к 2028 году. Этот контракт может стать рекордным в истории Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

Истребитель-бомбардировщик Су-30 — особенности и возможности

Многоцелевой истребитель-бомбардировщик Су-30 это дальнейшее развитие учебно-боевого истребителя Су-27УБ. Впервые его показали публике в модификации Су-30МК (экспортный «Многоцелевой Коммерческий«) в 1993 г. на авиасалоне в Дубае.

Су-30 действительно многоцелевой самолет — и истребитель, и бомбардировщик, он не менее успешно справляется и с задачами дальнего истребителя-перехватчика, а с комплектом дополнительного оборудования, может использоваться его в качестве воздушного командного пункта. Как «командный» самолет, бортовой импульсно-допплеровкой РЛС он может одновременно выполнять наведение на цель до 4-х перехватчиков Су-27 (обязанности командира самолета в этом случае исполняет второй пилот).

Помимо основных задач, в зависимости от комплекта вооружения, Су-30 может использоваться в роли истребителя-штурмовика, истребителя-бомбардировщика и истребителя для завоевания превосходства в воздухе. Если сказать короче, «мастер на все руки» Су-30 может выполнять задачи «специалистов» типа Су-17, Су-24 и Су-27, при этом за счет лучших характеристик, справляется с ними в 2-2,5 раза эффективнее.

Чертеж многоцелевого истребителя-бомбардировщика Су-30

Если добавить к этому то, что модификация Су-30МКИ оснащена двигателями с поворотными соплами, обеспечивающими самолету т.н. «сверхманевренность», то Су-30 можно по праву назвать одним из лучших универсальных самолетов в мире.

По совокупности боевых качеств, истребители Су-30 последних моделей практически ни в чем не уступают истребителям пятого поколения, кроме разве что требований к малозаметности. Однако отсутствие «стелс»-технологий в конструкции Су-30 это не досадное недоразумение, а неизбежное следствие из роли выполняемой самолетом. Имея мощнейшие средства для радиолокационной разведки и выступая в роли координатора и наводчика для звена истребителей, Су-30 даже с точки зрения логики, не может быть «незаметным».

Истребитель-бомбардировщик Су-30СМ

Вооружённость

Истребитель-бомбардировщик Су-30СМ несёт массу до 8 т на 12-ти подвесных точках. В зависимости от комплектации может выполнить функцию бомбардировщика с самостоятельной защитой себя от истребителей. Ракеты воздух-воздух Р-27Р1(ЭР1) увеличенной дальности 130 км (по истребителю до 62,5 км), достигают высоты 27 км, с радиокоррекцией, захват цели самонаведением на траектории полёта. Взрывное её устройство и контактное и бесконтактное, масса 350 кг.

  • Ракета воздух-воздух Р-27Т1(ЭТ1): тепловая головка с инфракрасным наведением типа «пустил и забыл», средней дальности 80 км, массой 343 кг.
  • РВВ-АЕ – ракета средней дальности воздух-воздух для уничтожения ракет, истребителей, бомбардировщиков, вертолётов в условиях РЭП, принцип «пустил и забыл», взрыватель лазерный (бесконтактный), используется решётчатый электроруль (аналогов в мире нет).
  • Ракета малой дальности воздух-воздух Р-733,  для высокоманевренного воздушного боя с пассивным инфракрасным самонаведением. Установлены два бесконтактных датчика взрывателя: радиолокационный и лазерный. Ракета с увеличенной перегрузкой до 12g., вес 105 кг, угол атаки до 450, управление аэрогазодинамическое (уникальное).
  • Оружие Х-31АП для поражения эсминцев 2 попаданиями с увеличенной вдвое дальностью до 160 км, запуск с высоты до 15 км. Ракета весом 715 кг применима при волнении моря 4 – 5 баллов, визирование по вертикали (+10) – (-200), по горизонтали (+27) – (-270). По надводным или надземным неподвижным видимым целям применяется оружие Х-59МЭ с подвесным контейнером АПК-9МЭ, точность 2 – 3 м обеспечивают система навигации и самоуправление, оператор имеет возможность после запуска выбрать другую цель. Боевая часть ракеты проникающая или кассетная, вес 960 кг.
  • Ракетное оружие «воздух-поверхность» Х-29(ТЕ, Л) предназначено поражать видимые трудноуязвимые железобетонные цели (мосты, шоссе, укрепления, корабли водоизмещением 10000 т). Это фугасно-проникающая ракета 660 и 690 кг несёт заряд 320 кг., с пассивным телевизионным наведением и подсветкой по отражаемому пятну лазера.
  • Управляемая бомба КАБ-500 КР/ОД (бетонобойная фугасно-проникающая/объёмно-детонирующая фугасная), тип КР уничтожает неподвижные цели (ж/б укрытия, мосты, взлётно-посадочные полосы, транспортные суда). Тип ОД попадая в подземные или другие укрытия создаёт ударную волну, распространяясь по помещениям, живая сила противника погибает от разрыва внутренних органов (в Афганистане, до применения этих бомб, солдаты противника после диверсионной вылазки уходили по подземным ходам). Самонаведение производится телевизионно-корреляционными головками (ГСН). Замаскированные цели можно уничтожить, задав бомбе координаты, «сбросил и забыл». Условием является высота сбрасывания 0,5 – 5 км и скорость самолёта 550 – 1100 км/ч.
  • Управляемые авиабомбы КАБ-1500Кр(Л) сбрасывают с высоты 1 – 8 км на скорости 550 – 1100 км/ч, «сбросил и забыл». Для разрушения укреплений особой прочности, ядерных складов малоразмерных заглублений, командных пунктов, установок баллистических ракет. Бомба проникает вглубь земли от 10 до 20 м.
  • После создания дорогостоящих управляемых ракет разрабатываются средства по их противодействию, в связи с этим не стоит забывать о других ракетах и бомбах. В зависимости от обстановки применяется и неуправляемые бомбы ФАБ-500, 32хФАБ-250/ФАБ-100, неуправляемые ракеты воздух-воздух.
  • Уникальная ракета «БраМос» (сокращённо Брахмапутра в Индии и Москва) на вооружении с 2016 г. Превышает скорость звука в 2,5 – 2,8 раза, это средство уничтожения авианосцев в 3,5 раза быстрее и мощнее своих западных конкурентов. Её не остановят и средства РЭБ, она не управляема.
  • Пушка ГШ-301 на 150 снарядов установлена в наплыве правого крыла. В вязком бою ракеты имеют наименьшую эффективность, поэтому это простое орудие используют в ближней схватке.

Тактико-технические характеристики Су-34

Экипаж Су-34

– 2 человека

Размеры Су-34

– Длина: 23,3 м- Размах крыла: 14,7 м- Высота: 6,09 м- Площадь крыла: 62 м²- Угол стреловидности: 42°- Коэффициент удлинения крыла: 3,5- База шасси: 6,63- Колея шасси: 4,4 м

Вес Су-34

– Масса снаряжённого (с заряженной пушкой и экипажем): 22 500 кг- Масса нормальная взлётная: 39 000 кг- Масса максимальная взлётная: 45 000 кг- Масса топлива: 12 100 кг

– максимальная нагрузка со 100 % топлива: 10 400 кг- нормальная нагрузка со 100 % топлива: 4 400 кг- максимально допустимая нагрузка: 12 500 кг

Двигатель Су-34

– Двигатель: 2 × ТРДДФ АЛ-31Ф-М1- Степень двухконтурности: 0,571- Масса двигателя: 2 × 1520 кг

Тяга Су-34

– максимальная бесфорсажная: 2 × 8 250 кгс- на форсаже: 2 × 13 500

Максимальная перегрузка Су-34

+7G

Скорость Су-34

– Максимальная скорость у земли 1400 км/ч; на большой высоте: 2200 км/ч (1,8 М)

Перегоночная дальность Су-34

– 4000 км (7000 км с ПТБ)

Боевой радиус Су-34

– 1100 км

Практический потолок Су-34

– 17 000 метров

Тяговооружённость Су-34

– при нормальной взлётной массе: 0,71- при максимальной взлётной массе: 0,6

Вооружение Су-34

– Пушечное вооружение: 1 × 30 мм пушка ГШ-30-1- Узлов подвески вооружения: 12- Применяются: блоки НАР, контейнеры, бомбы различных типов, ракеты различных типов и классов (воздух-земля, воздух-воздух, воздух-корабль).- Наибольшая дальность применяемых боеприпасов — 250 км.- Максимальная боевая нагрузка: 9000 кг, 12 000 кг при боевом радиусе менее 1000 км (4000 кг при полной загрузке топлива).

Су-30МКИ

В конце ноября 96 года был заключен первый договор на поставку в Индию ударных самолетов Су-30МКИ. Были изменены некоторые моменты, в частности в состав БРЭО вошли допплеровско-когерентная РЛС «Топаз», СПО-32, комплекс оптико-электронной прицельной навигации, жидкокристаллические многофункциональные экраны, система ОК и приемник облучения РЛС цели «Пастель».

ОКБ Сухого и ИАПО совместными силами модернизировали самолет, установив на него ПГО и новые двигатели АЛ-31ФП. Укрепили шасси спаркой колес. Первый прототип Су-30МКИ был поднят в небо в июле 9 года. Его пилотировал летчик-испытатель В.Ю. Аверьянов.

Самым явным отличием воздушного аппарата является наличие всепогодного цифрового РЛС Н011М. Именно эта радиолокационная система является промежутком между истребителями четвертого и пятого поколения. Н011М обнаруживает цель класса «истребитель» в ППС на расстоянии 350 км, а в пределах 200 км способствует захвату цели. Также данная РЛС может использоваться как система мини-ДРЛО, сопроводить одновременно 20 целей и 8 из них атаковать.

Вторая опытная машина была сконструирована в начале декабря 97 года. В марте следующего года он поднялся в небо. Оба образца продемонстрировали на авиационном параде в Тушино (16 августа 1998 год).

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий