Модификации
- P.11/I — первый прототип. Отличался двигателем Gnome-Rhône 9Asb. Первый полёт в августе 1931 года.
- P.11/II — второй прототип, доработанный. Отличался двигателем Mercury IVA. Первый полёт в декабре 1931 года.
- P.11/III — эталон для серии.
- P.11a — первый серийный вариант. Отличался двигателем Mercury IVS2. Вооружение состояло из 2 7,69-мм пулемётов. Изготовлено 30 самолётов.
- P.11b — экспортный. Отличался двигателем GR9Krsd. В 1933—1934 годах изготовлено 50 самолётов для Румынии.
- P.11c — модернизированный. Отличался конструкцией фюзеляжа с приподнятой кабиной и увеличенным гаргротом, двигателем Mercury VS2 (позднее VIS2). Количество пулемётов увеличено до 4. Самая массовая модификация (изготовлено 175 самолётов).
- P.11d — истребитель для Польской морской авиации (проект). Планировалось заказать 24 самолета, но не построили ни одного.
- IAR P.11f — румынский вариант P-11c. Отличался двигателем GR9Krse и отсутствием кока на втулке винта. Выпускался на заводе IAR в Брашове в 1936—1937 годах. Изготовлено около 80 самолётов.
- P.11g «Кобуж» — опытный с двигателем Mercury VIIIA. Изготовлен в августе 1939 года.
История создания[ | ]
Краткое описание конструкции
Бомбардировщик воплотил в себе передовые концепции самолётостроения середины 1930-х годов, в числе которых были:
- свободнонесущая монопланная схема хорошо обтекаемых форм;
- гладкая металлическая обшивка;
- повышенная удельная нагрузка на крыло;
- профили крыла сравнительно небольшой относительной толщины;
- убирающееся шасси;
- закрытые кабины экипажа;
- взлётно-посадочная механизация крыла.
Именно эти технические решения выгодно отличали польский бомбардировщик от большинства подобных серийных машин, созданных в конце 1920-х — начале 1930-х годов. «Лось» принадлежал к бомбардировщикам последнего на тот момент поколения и обладал большей скоростью по сравнению с другими самолётами. По совокупности боевых качеств «Лось» относился к лучшим бомбардировщикам начального периода Второй мировой войны.
В СССР эти идеи воплотил и стал родоначальником скоростных бомбардировщиков самолёт , построенный в 1934 г. под руководством А. Н. Туполева.
Первое упоминание
Одним из первых иностранцев, увидевших новый самолёт, стал глава МИД Италии Галеаццо Чиано. На авиационном заводе министр иностранных дел увидел 54 выпущенных самолёта (всего же было выпущено около 120 самолётов), однако из них в полной боевой готовности было 27 машин. После возвращения в Италию Чиано отправил доклад о новом самолёте в министерство авиации (одновременно тот же доклад попал в Германию). Впрочем, самолёт был известен ещё раньше: машина побывала на авиавыставках в Париже и Белграде, показав на скоростных испытаниях скорость 445 км/ч при бомбовой нагрузке в 2500 кг, и стала первым самолётом-бомбардировщиком, чья максимальная скорость оказалась выше скорости истребителей.[Скорость СБ, правда, при не указанной нагрузке и наличии вооружения — 450 км/ч, разработан в 1934 году, то есть по факту формулировка некорректна]
История проекта
Проект был создан в 1934 году и получил индекс «Р.37». Он был призван заменить боевой вариант трёхмоторного самолёта Fokker F.VIIb-3m, который выпускался по лицензии в Люблине. Автором проекта был главный конструктор PZL Ежи Домбровский. Проект был одобрен в июле, а в октябре был создан деревянный макет. Поляки решили создать самолёт с алюминиевой конструкцией (она была дороже, но прочнее и легче). В апреле начали строиться четыре прототипа, три из которых предназначались для полётов, а четвёртый для статических испытаний.
Конструкция
Фюзеляж самолёта типа полумонокок состоял из набора шпангоутов, Z-образных стрингеров и дюралевой обшивки. Механизация цельнометаллического крыла включала автоматические предкрылки и закрылки. Хвостовое оперение — однокилевое, рули высоты и направления выполнялись с триммером (как и элероны). Двигатель — 9-цилиндровый звездообразный Bristol Pegasus ХIIВ мощностью 860 л. с., который закрывался капотом NACA и приводил в движение металлические трёхлопастные винты DH «Hamilton Standart» диаметром 3,5 метра с изменяемым шагом. Двигатель и пропеллер выпускались в Польше по английской лицензии.
Было два одноколёсных шасси с масляно-пневматическими амортизаторами, которые убирались гидравликой в мотогондолы. В убранном положении колеса выступали примерно наполовину. Хвостовой костыль выполнялся неубираемым (в дальнейшем на нём появилось колёсико). Топливо размещалось в двух баках в мотогондолах (по 118 л каждый), в двух крыльевых (по 242 л) и одном фюзеляжном (780 л) за кабиной пилота.
В экипаж номинально входило четыре человека, однако чаще всего их было три: пилот, штурман-бомбардир и стрелок-радист. Штурман находился в застеклённом носу, руководил бомбоприцелом Herz RH32 и отвечал за стрельбу из 7,7-мм пулемета КМ wz.37. Стрелок-радист занимал место в открытой кабине у задней кромки крыла с плексигласовым козырьком и вёл стрельбу из двух пулемётов КМ wz.37. Пулемёты имели дисковые магазины, суммарный боезапас составлял 1700 патронов. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 2600 кг, что предполагало установку двадцати 50- или 110-килограммовых бомб либо несколько тяжёлых 300-килограммовых бомб. Четвёртый член экипажа (стрелок из люковой пулемётной установки) добавлял возможности для защиты самолёта.
Звания и знаки различия
Введены в эксплуатацию офицеры
Код НАТО | OF-9 | OF-8 | OF-7 | OF-6 | OF- 5 | OF-4 | OF-3 | OF-2 | OF-1 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
. ВВС | ||||||||||
Общее | Общее. брони | генерал. dywizji | генерал. брыгады | Пулковник | Подпулковник | майор | Капитан | Поручник | Подпоручник | |
Аббревиатура | ген. | ген. broni | ген. dyw. | ген. bryg. | płk | ppłk | mjr | kpt. | por. | ppor. |
Унтер-офицеры и рядовые
Код НАТО | OR-9 | OR-8 | OR-7 | OR-6 | OR-5 | OR-4 | OR-3 | OR-2 | OR-1 | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ВВС Польши. (Править ) | |||||||||||
Starszy chory sztabowy | Starszy chorąży | Chorąży | Młodszy chory | Starszy sierżant | Sierżant | Plutonowy | Starszy kapral | Kapral 890>Szeregowy | |||
Сокращение | st.chor.szt. | ул. Якорь. | хор. | мл. Якорь. | st.sier. | сиеро. | плут. | ст.кпр. | кпр. | st.szer. | зер. |
Квалификационные значки
Текущий значок летчика польских ВВС используется с 1920-х годов. Значок называется и представляет собой серебряный орел в полете с золотым лавровым венком на купюре. Значок навигатора / наблюдателя (внизу) представляет того же орла, но золотого цвета с добавленными молниями. Он не похож ни на один другой военно-воздушные силы мира. Гапа носилась на обычном месте на левой верхней части груди над карманом, но на цепочке. Он гордо украшал форму офицеров ВВС Польши во время Второй мировой войны вместе с их крыльями. В боевых значках (не менее 7 полетов в боевых условиях) лавровый венок зеленого цвета.
Значок | Пилот | Наблюдатель | |
---|---|---|---|
. Воздушные силы | |||
Пилот | Наблюдатель | ||
Аббревиатура | пилот. | наб. | |
История операций [ править ]
Греция править
Royal Hellenic Air Force (EVA) был единственным военно – воздушных сил во время Второй мировой войны , чтобы управлять PZL.24 в качестве основного типа истребителей. Два разных подтипа, состоящие из 30 P.24F и шести P.24G, были заказаны и доставлены в период с 1937 по 1938 год. По прибытии они были разделены между тремя Mirae Dioxeos (истребительные эскадрильи): 21-й в Трикале , 22-й у Салоники и 23-е в Ларисе . Единственными другими действующими греческими истребителями, дислоцированными южнее, были восемь Bloch MB.151 и по два Gloster Gladiator Mk Is и Avia B-534 II., оба из которых имели ограниченную ценность. В октябре 1940 года, когда Италия начала вторжение в Грецию, польские истребители в достаточном количестве были единственным современным типом для греков. Однако к 1940 году P.24 больше не был лидером, несмотря на использование мощной силовой установки и удовлетворительного вооружения; P.24 не имел преимущества в скорости по сравнению с Fiat CR.42 и не мог превзойти маневренный итальянский биплан, хотя он был значительно медленнее Macchi MC.200 и Fiat G.50, с которым часто сталкивались. Его вооружение было единственным реальным преимуществом против итальянских истребителей, чья ставка на малокалиберные 12,7-мм пулеметы Breda-SAFAT оказалась пагубной.
P.24F, вооруженный парой 20-мм пушек Oerlikon FF и двумя пулеметами, давал грекам временное преимущество в бою, пока отсутствие боеприпасов и запасных частей не вынудило EVA перевооружить все P.24F на 4 калибра Colt – Browning 7,7 мм. Пулеметы MG40
В целом, P.24 в начале конфликта проявили себя отважно, несмотря на невероятные численные различия и несмотря на то, что их главной целью были вражеские бомбардировщики, что заставляло их сражаться с истребителями противника в невыгодном положении. Заявления итальянцев о легком превосходстве над албанским фронтом были сильно преувеличены, а их заявления об уничтожении даже превышали общее количество боевых истребителей на греческой стороне
В общей сложности потери греческих истребителей в бою составили 24 самолета, в то время как греческие летчики-истребители заявили, что добились 64 подтвержденных и 24 вероятных уничтожений, около двух третей из которых были бомбардировщиками). К апрелю 1941 года, однако, нехватка запчастей и истощение вынудили EVA объединить пять уцелевших P.24 в одну малочисленную эскадрилью, которую поддерживали пять Gloster Gladiator Mk I и II и два выживших MB.151. В том месяце оставшиеся истребители безнадежно сражались с натиском Люфтваффе , совершив 4 убийства (два Hs-126 , один Ju 87B и один.Сделайте 17 ), потеряв при этом большую часть уцелевших самолетов на земле. Считается, что ни один из пулавских бойцов не выжил в результате конфликта.
Румыния править
До приобретения P.24 румынские ВВС уже приняли на вооружение P.11F, который производился по лицензии Industria Aeronautică Română (IAR) в Румынии. Румынские ВВС приобрели лицензию на производство этого типа вместе с первой партией из шести построенных в Польше P.24E, которые служили образцом. P.24E был специально разработан в соответствии с требованиями, установленными румынскими ВВС, включая совместимость с созданной IAR моделью двигателя 14K, его двухпушечное и двух пулеметное вооружение, а также различные доработки и аэродинамические улучшения. . В соответствии с установленным лицензионным соглашением, IAR продолжила строительство 25 истребителей IAR P.24E IAR в период с 1937 по 1939 год. По словам Цинка, P.24E сыграл значительную роль в разработке нового румынскогоистребителя- моноплана с низкорасположенным крылом, получившего обозначение IAR 80 . В частности, новый истребитель получил фюзеляж, унаследованный от P.24, а также почти идентичную хвостовую часть, которая была спарена с новым свободнонесущим крылом и убирающейся внутрь ходовой частью.
На румынской службе этот тип участвовал в боевых действиях во время Второй мировой войны; Вначале румынские P.24 использовались для защиты столицы Бухареста и нефтяных месторождений Плоешти от атак советских бомбардировщиков во время начала операции «Барбаросса» . Как сообщается, истребителям P.24, вылетевшим с военной авиабазы Отопени , удалось сбить 37 бомбардировщиков ВВС , которые, как правило, находились без сопровождения и поэтому более уязвимы для перехвата. P.24E также обычно использовался для наземных атак до конца 1941 года; однако после 1942 года этот тип был переведен в учебные задачи из-за его устаревания перед лицом улучшенных истребителей оппозиции.
P.Z.L. Р.37 «Los», Бомбардировщик
P.Z.L. P.37 Los
В начале Второй мировой войны самолет P.Z.L. P.37 Лось был единственным бомбардировщиком польских ВВС, соответствовавшим стандартам времени. Компания представила самолет P.Z.L.3 в ответ на техническое задание департамента аэронавтики, но финансовые трудности в 1930г. не позволили ему перейти стадию проектирования. Следующим предложением компании был вариант гражданского транспортного самолета P.Z.L.30, который не заинтересовал покупателей и был переделан в опытный самолет-бомбардировщик. Компания P.Z.L. затем спроектировала двухмоторный бомбардировщик схемы моноплан, получив в 1935г. контракт на три опытных самолета. Первый из них под обозначением P.Z.L. P.31/I поднялся в воздух в конце июня 1936г. Успешные испытания этого самолета, оснащенного двумя звездообразными двигателями Бристоль Пегас (Bristol Pegasus) XII мощностью 651 кВт (873 л.с.), привели к контракту на 30 бомбардировщиков под обозначением P.37A Лось А. Производство было закончено в 1938г.; первые 10 самолетов имели однокилевое вертикальное оперение, а последние 20 машин – двухкилевое. Представленный на выставке в Белграде в 1938г. и Парижском авиасалоне в том же году самолет Р.37А привлек к себе заметный интерес, что привело к экспортным заказам на 35 бомбардировщиков Р.37С, оснащенных двигателями Гном-Рон 14N.07 мощностью 723 кВт (970 л.с.), для Болгарии (15 самолетов) и Югославии (20) и 40 бомбардировщиков P.37D с двигателями Гном-Рон 14N.20/21 мощностью 783 кВт (1050 л.с.) – для Румынии (30 самолетов) и Турции (10). Кроме этого, Турция заказала агрегаты для 15 самолетов и приобрела лицензию на их производство. Поставки этих экспортных бомбардировщиков были запланированы на июнь 1940г., в результате ни один из самолетов не был завершен. Поставки в ВВС Польши начались в начале 1938г., и впоследствии все эти самолеты были оснащены двойным управлением для использования в качестве учебных. Поставки следующего варианта Р.37В Лось В (который имел измененный фонарь кабины, двухколесные основные стойки шасси и двигатели Пегас ХХ) начались в конце 1938г. Всего было заказано 150 машин, но только около 70 самолетов были поставлены до начала войны. Еще более гибельным для Польши был тот факт, что из всех самолетов Лось В, находившихся на службе, только 36 были полностью укомплектованы для боевого использования, хотя они были быстро дополнены еще девятью машинами. Около 26 самолетов из этого числа были уничтожены в боевых вылетах польской компании, и 17 сентября 1939г. уцелевшие плюс 20 других бомбардировщиков P.37 были отправлены в Румынию. Усовершенствованный вариант модели P.37 был запланирован под обозначением Р.49 Миш (Mis) и должен был быть оснащен двигателями мощностью до 1193 кВт (1600 л.с.). Прототип находился в стадии сборки, но из-за успеха немецких войск в Варшаве он был уничтожен, чтобы не допустить его попадания в руки врага.
Тип: четырехместный средний бомбардировщик. Силовая установка: два звездообразных поршневых двигателя Бристоль Пегас XX мощностью 690 кВт (925 л.с.), построенных компанией P.Z.L. Летные данные: максимальная скорость на высоте 3400 м (11155 футов) 445 км/час (277 миль/час); практический потолок без бомбовой нагрузки 9145 м (30000 футов); дальность полета с бомбовой нагрузкой массой 2200 кг (4850 фунтов) 1500 км (932 мили). Веса: пустого – 4280 кг (9436 фунтов); максимальный взлетный 8900 кг (19621 фунт). Размеры: размах крыла 17,95 м (58 футов 10,75 дюйма); длина 12,92 м (42 фута 4,75 дюйма); высота 5,09 м (16 футов 8,25 дюйма); площадь крыла 53,5 кв.м (575,89 кв. фута). Вооружение: три пулемета калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) в носовой, надфюзеляжной и подфюзеляжной позициях; внутренняя бомбовая нагрузка массой 2580 кг (5688 фунтов).
Ссылки [ править ]
Цитаты править
- ^ «Исторические списки: Бразилия (BRZ), заархивированные 2012-10-18 на Wayback Machine .»] World Air Forces. Дата обращения: 19 мая 2011.
- ^ a b c d e f g h i j k l Cynk 1967, p. 3.
- ^ Cynk 1967, стр. 3-4.
- ^ a b c d e Cynk 1967, стр. 4.
- ^ Cynk 1967, стр. 4-5.
- ^ a b c d e Cynk 1967, стр. 5.
- ^ Cynk 1967, стр. 5-6.
- ^ a b c d e f Cynk 1967, стр. 6.
- ^ Cynk 1967, стр. 6-7.
- ^ a b c d e f Cynk 1967, стр. 7.
- ^ Cynk 1967, стр. 7-8.
- ^ a b c d e f g h i j Cynk 1967, стр. 8.
- ^ Cynk 1967, стр. 8-9.
- ^ a b Cynk 1967, стр. 9.
- ^ Cynk 1967, стр. 6-8.
- ^ Cynk 1967, стр. 11.
- ^ Cynk 1967, стр. 9-10.
- ^ Cynk 1967, стр. 10-11.
- ^ Bernad 1999, стр. 45.
- ^ Bernad 1999, стр. 15.
- ^ http://www.boxartden.com/gallery/var/resizes/Profiles/Aircraft-Profiles/Poland/PZL-P-24-170/PZL%20P-24%20(170)_Page_07-960.jpg
- ^ Эксуорси 1995, стр. 254.
- ^ Cynk, Jerzy B. Польский самолет, 1893-1939 . Патнэм. С. 201-214 . ISBN 0-370-00085-4.
Библиография править
- Эксуорси, Марк. Третья ось, четвертый союзник . Лондон: оружие и доспехи, 1995. ISBN 1-85409-267-7 .
- Бернад, Денес. Военно-воздушные силы Румынии: главное десятилетие 1938-1947 гг . Кэрроллтон, Техас: Squadron / Signal Publications Inc, 1999. ISBN 0-89747-402-3 .
- Цынк, Ежи Б. Польский самолет, 1893-1939 гг . Патнэм. ISBN 0-370-00085-4.
- Цинк, Ежи Б. PZL P-24 (Самолет в профиле № 170) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1967.
- Эберспахер, Уоррен и Ян П. Конярек. PZL Fighters Часть третья – Варианты стр.24 . Остин, Колорадо: Творческая и индивидуальная поддержка, 2002.
- Стекло, Анджей. Polskie konstrukcje lotnicze 1893-1939 (на польском языке). Варшава, Польша: WKiŁ, 1976. Нет ISBN.
- Стекло, Анджей. PZL P.24 (Wydawnictwo Militaria 2) (на польском языке). Варшава, Польша: Wydawnictwo Militaria, 1994. ISBN 83-86209-13-5 .
- Стекло, Анджей. PZL P.24 AG (Монография № 7) (двуязычный польский / английский). Люблин, Польша: Kagero , 2004. ISBN 83-89088-33-9 .
- Грин, Уильям. Военные самолеты Второй мировой войны, Том третий: Истребители . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd., 1961. ISBN 0-356-01447-9 .
- Напье, Сид. “Le PZL P.24 en Grèce” (на французском языке). AirMagazine , № 34, октябрь – ноябрь 2006 г.
- Скульский, Пшемыслав. PZL P.24 (Seria “Pod Lupą” 15) (на польском языке с английскими подписями). Вроцлав, Польша: Публикация ACE, 2002. ISBN 83-86153-24-5 .
- Скульский, Пшемыслав. “PZL P.24, Последний польский истребитель” крыло чайки “. Scale Aviation Modeller International , Vol. 10, выпуск 9, сентябрь 2004 г.
Операторы [ править ]
Карта с указанием стран, в которых использовался P.24
Единственный сохранившийся в мире образец PZL P.24. Турецкий музей авиации, Стамбул
Греческий PZL P.24 F / G, 1940 год. Маркировка Δ120 показывает, что самолет принадлежал Мариносу Митралексису.
- Болгария
В 1937–1938 гг. ВВС Болгарии заказали 14 PZL P.24B. Болгария разместила повторный заказ на 20 PZL P.24C , которые должны быть поставлены к концу 1938 года. Позже она заказала 26 PZL P.24F, 22 из которых были доставлены из Польши в июле 1939 года, незадолго до начала мировой войны. Вторая война. Остальные четыре без винта были разбомблены немцами на заводе в Окенче в сентябре 1939 года. Итого: 56 PZL P.24B / C / F
- Греция
Royal Hellenic Air Force купил 30 P.24Fs и шесть P.24Gs в 1936 г. Поставленные 1937-38. Все F в конечном итоге были перевооружены на 4 пулемета Colt – Browning калибра 7,7 мм.
- Румыния
Royal Romanian Air Force заказали пять PZL P.24E истребителей в 1937 году и построил 25 IAR P.24E самолетов по лицензии.
- Турция
Турецких ВВС заказали 14 P.24A и 26 P.24C, доставленного на 1937. Еще 20 P.24A / Cs были построены по лицензии в Турции в Кайсери , с последующим дополнительным 30 P.24G самолетов.
Технические характеристики (P.1 / II)
Данные из Джейн – это самолет всего мира 1931, Польская авиация, 1893-1939 гг.
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 6,98 м (22 футов 11 дюймов)
- Размах крыльев: 10,85 м (35 футов 7 дюймов)
- Высота: 3,05 м (10 футов 0 дюймов) в такелажном положении
- Площадь крыла: 19,5 м2 (210 кв. Футов)
- Соотношение сторон: 5.97
- Аэродинамический профиль: Bartel 37 / IIa (модифицированный)
- Пустой вес: 1118 кг (2465 фунтов)
- Вес брутто: 1580 кг (3483 фунтов)
- Вместимость топливных баков: 400 л (110 галлонов США; 88 имп гал) в двух крыльевых баках с небольшим гравитационным сборным баком в фюзеляже
- Электростанция: × Hispano-Suiza 12 фунтов Поршневой двигатель В-12 с водяным охлаждением, 470 кВт (630 л.с.)
- Пропеллеры: 2-лопастной гребной винт фиксированного шага
Спектакль
Максимальная скорость: 302 км / ч (188 миль / ч, 163 узлов) на уровне моря
- 293 км / ч (182 миль / ч; 158 кН) на высоте 2000 м (6600 футов)
- 284 км / ч (176 миль / ч; 153 кН) на высоте 5000 м (16000 футов)
- Крейсерская скорость: 250 км / ч (160 миль / ч, 130 узлов)
- Скорость сваливания: 102 км / ч (63 миль / ч, 55 узлов)
- Классифицировать: 600 км (370 миль, 320 миль)
- Выносливость: 2 часа на крейсерской скорости.
- Практический потолок: 8,600 м (28,200 футов) Абсолют
- ограничения g: Протестировано при предельной нагрузке 13,5 г
- Время до высоты: 2000 м (6600 футов) за 2 минуты 40 секунд.
- 5000 м (16000 футов) за 8 минут
- Нагрузка на крыло: 81 кг / м2 (17 фунтов / кв. Фут)
- Мощность / масса: 0,633 кВт / кг (0,385 л.с. / фунт)
Вооружение
Оружие: 2 x 7.7 миллиметров (0.303 дюйма) Виккерс E пулеметы в фюзеляже – 800 выстрелов (планируется).
Дизайн [ править ]
PZL P.24 был крыло чайки цельнометаллический истребитель , который привлек экстенсивно на дизайн ранее P.11 , будучи по существу более мощный и экспорт дружественный вариант. Он имел относительно традиционную компоновку, но в него были включены последние инновации, такие как цельнометаллическая конструкция и внешнее покрытие, а также необычная для того времени форма крыла. Крыло чайки, также известное как «польское крыло», было разработано польским авиационным инженером Зигмунтом Пулавским ; он обладал рядом преимуществ перед своими современниками-бипланами. Одним из таких преимуществ был тонкий профиль, который он представлял, когда он приближался к фюзеляжу, что не мешало пилоту видеть снаружи. В крыльях использовалась модифицированная аэродинамическая часть Bartler 37 / 11a, резко сужающаяся по хорде и толщине к вершинам и корням и включающая изгиб вверх к задней кромке для улучшения видимости; они в основном состояли из дюралюминия , включая сдвоенные лонжероны, нервюры и гофрированный внешний вид, гладкий на передней кромке и законцовках крыла.
Фюзеляж P.24 имел овальную цельнометаллическую конструкцию, передняя часть которой состояла из застроенных секций балок, а задняя часть состояла из комбинации поперечных дюралюминиевых переборок и конструкции гладкой напряженной обшивки . Хвостовое оперение, который разделяет подобную конструкцию с крылами, было оснащен консольным плавником , в рамен стабилизатором, в то время как лифты были снабжены закладками Flettner . P.24 был снабжен фиксированной стойкой шасси «ножничного типа» ; каждая ножка имеет независимый пружинный олео – пневматический амортизатор, построенный компанией Avia . Колеса были снабжены лонжеронами и работали вместе с фиксированной салазкой, расположенной почти прямо под хвостовой частью самолета. Конфигурация ходовой части была запатентованной инновацией.
P.24 оснащался либо радиальным редукторным двигателем Gnome-Rhône 14K, либо Gnome-Rhône 14N с наддувом , мощностью от 900 до 1050 л.с., который приводил в движение трехлопастной металлический винт с изменяемым шагом . Вооружение было сочетание 20 мм Оерликон FF пушки и 7,92 мм Colt – Browningпулеметы за кулисами. На моделях P.24A, P.24E и P.24F он был вооружен парой пушек и парой пулеметов, в то время как варианты P.24B, P.24C и P.24G были вооружены компоновкой из четыре пулемета. Топливо размещалось во внутреннем баке объемом 360 литров, расположенном внутри фюзеляжа; в случае пожара или аналогичных аварийных ситуаций этот танк мог быть сброшен. На всех серийных P.24 купол был полностью закрытым; По словам Синка, он обеспечивал пилотам исключительно высокий уровень внешней видимости по сравнению с другими истребителями того времени. Сиденье пилота было регулируемым и могло вместить как спинной, так и сидячий парашют ; он обычно был оснащен борковскимсаморегулирующаяся система ремней безопасности.
Литература
- Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.
- Axworthy, Mark. Third Axis, Fourth Ally. London: Arms and Armour, 1995. ISBN 1-85409-267-7.
- Bernád, Dénes. Rumanian Air Force: The Prime Decade 1938-1947. Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications Inc, 1999. ISBN 0-89747-402-3.
- Cynk, Jerzy B. Polish aircraft, 1893-1939. — Putnam. — ISBN 0-370-00085-4.
- Cynk, Jerzy B. The P.Z.L. P-24 (Aircraft in Profile no. 170). Leatherhead, Surrey, UK: Profile Publications Ltd., 1967.
- Eberspacher, Warren and Jan P. Koniarek. PZL Fighters Part Three – P.24 Variants. Austin, CO: Creative & Customized Support, 2002.
- Glass, Andrzej. Polskie konstrukcje lotnicze 1893-1939 (in Polish). Warszawa, Poland: WKiŁ, 1976. No ISBN.
- Glass, Andrzej. PZL P.24 (Wydawnictwo Militaria 2) (in Polish). Warszawa, Poland: Wydawnictwo Militaria, 1994. ISBN 83-86209-13-5.
- Glass, Andrzej. PZL P.24 A-G (Monographie no.7) (Bilingual Polish/English). Lublin, Poland: Kagero, 2004. ISBN 83-89088-33-9.
- Green, William. War Planes of the Second World War, Volume Three: Fighters. London: Macdonald & Co.(Publishers) Ltd., 1961. ISBN 0-356-01447-9.
- Napier, Sid. “Le PZL P.24 en Grèce” (In French). AirMagazine, No. 34, October–November 2006.
- Skulski, Przemyslaw. PZL P.24 (Seria “Pod Lupą” 15) (in Polish with English captions). Wrocław, Poland: ACE Publication, 2002. ISBN 83-86153-24-5.
- Skulski, Przemyslaw. “PZL P.24, The Last Polish Gull-wing Fighter”. Scale Aviation Modeller International, Vol. 10, Issue 9, September 2004.
Самолеты
Для снятых с вооружения типов самолетов см. Списанные самолеты ВВС Польши
Текущий инвентарь
Радомский авиашоу
Самолет | Origin | Тип | Вариант | На вооружении | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
МиГ- 29 | Советский Союз | многоцелевой | 28 | ||
Сухой Су-22 | Советский Союз | Истребитель-бомбардировщик | 18 | 18 на действительной службе. Остаточные истребители хранятся на складах | |
F-16 Fighting Falcon | США | многоцелевой | F-16C | 48 | 12 D вариант, используемый для обучения |
F- 35 Lightning II | США | многоцелевой | 32 на заказ | ||
Транспорт | |||||
Boeing 737 | США | VIP-транспорт | 1 | 2 по заказу | |
CASA C-295 | Испания | транспорт | 16 | ||
PZL M28 Skytruck | Польша | транспорт | 23 | ||
C-130 Hercules | США | транспорт | 5 | ex- USAF самолет | |
Gulfstream G550 | США | VIP транспорт | 2 | ||
вертолеты | |||||
Ми-8 | Россия | служебный | 11 | ||
PZL Mi-2 | Польша | связной | 16 | ||
PZL W-3 Sokół | Польша | Утилита | 17 | ||
Sikorsky S-70 | США / Польша | Утилита | 4 | производства Польша | |
Учебно-тренировочный самолет | |||||
PZL SW-4 | Польша | вертолет учебно-тренировочный | 24 | ||
Alenia M-346 | Италия | продвинутый учебно-тренировочный | 10 | 8 на заказ | |
PZL-130 Orlik | Польша | учебно-тренировочный | 16 | ||
PZL TS-11 Iskra | Польша | учебно-реактивный самолет | 36 |
Примечание: три C-17 Globemaster III доступны через Тяжелое авиакрыло базируется в Венгрии.