Торпеды Российского флота XIX века

Торпеда Александровского

В 1862 году российский изобретатель Иван Федорович Александровский спроектировал первую российскую подводную лодку с пневматическим двигателем. Первоначально лодка должна была вооружаться двумя связанными минами, которые должны были отпускаться, когда лодка проплывает под вражеским кораблем и, всплывая, охватывать его корпус. Подрыв мин планировалось производить с помощью электрического дистанционного взрывателя.
Значительная сложность и опасность такой атаки заставили Александровского разработать иной тип вооружения. Для этой цели он проектирует подводный самодвижущийся снаряд, по конструкции аналогичный подводной лодке, но меньших размеров и с автоматическим механизмом управления. Александровский называет свой снаряд «самодвижущимся торпедо», хотя позже в российском флоте общепринятым выражением стало «самодвижущая мина».

Торпеда Александровского 1875 года

Восточном Кронштадтском рейдевинтомбалластарулями

На испытаниях под неполным давлением в трех пусках 24-дюймовая версия прошла расстояние в 760 м, выдерживая глубину около 1,8 м. Скорость на первых трехстах метрах составила 8 узлов, на конечных — 5 узлов. Дальнейшие испытания показали, что при высокой точности выдерживания глубины и направления хода. Торпеда была слишком тихоходная и не могла развить скорость более 8 узлов даже в 22-дюймовая варианте.
Второй образец торпеды Александровского был построен в 1876 году и имел более совершенный двухцилиндровый двигатель, а вместо балластной системы выдерживания глубины был применен гиростат, управляющий хвостовыми горизонтальными рулями. Но когда торпеда была готова к испытаниям, Морское министерство направило Александровского на завод Уайтхеда. Ознакомившись с характеристиками торпед из Фиуме, Александровский признал, что его торпеды значительно уступают австрийским и рекомендовал флоту закупить торпеды конкурентов.
В 1878 году торпеды Уайтхеда и Александровского были подвергнуты сравнительным испытаниям. Российская торпеда показала скорость 18 узлов, уступив всего 2 узла торпеде Уайтхеда. В заключении комиссии по испытаниям был сделан вывод, что обе торпеды имеют схожий принцип и боевые качества, однако к тому времени лицензия на производство торпед уже была приобретена и выпуск торпед Александровского был признан нецелесообразным.

Классификация[ | ]

Современные торпеды классифицируются по следующим определяющим признакам: По назначению

  • Противокорабельные (первоначально все торпеды);
  • Противолодочные (предназначенные для поражения подводных кораблей).
  • Универсальные (предназначены для поражения как надводных, так и подводных кораблей);

Двигатель парогазовой торпеды. Подводная лодка С-56, Владивосток. По принадлежности к носителям

  • Для надводных кораблей;
  • Унифицированные для подводных лодок и надводных кораблей;
  • Унифицированные для вертолётов, самолётов противолодочной авиации;
  • Используемые в качестве боевых частей в ракето-торпедах;
  • Используемых в качестве боевых частей в минах-торпедах;

По виду двигателя (по типу энергосиловой установки)

  • На сжатом воздухе (до Первой мировой войны);
  • Парогазовые — жидкое топливо сгорает в сжатом воздухе (кислороде) с добавлением воды, а полученная смесь вращает турбину или приводит в действие поршневой двигатель; отдельным видом парогазовых торпед являются торпеды с ПГТУ Вальтера.
  • Пороховые — газы от медленно горящего пороха вращают вал двигателя или турбину;
  • Электрические;
  • Реактивные — не имеют гребных винтов, используется реактивная тяга (торпеды: РАТ-52, «Шквал»). Необходимо отличать реактивные торпеды от ракето-торпед, представляющих собой ракеты с боевыми частями-ступенями в виде торпед (ракетоторпеды «ASROC», «Водопад» и др.).

По способу наведения

  • Неуправляемые — первые образцы;
  • Прямоидущие — с магнитным компасом или гироскопическим полукомпасом;
  • Маневрирующие по заданной программе (циркулирующие) в районе предполагаемых целей — применялись Германией во Второй мировой войне;
  • Самонаводящиеся пассивные — по физическим полям цели, в основном по шуму или изменению свойств воды в кильватерном следе (первое применение — во Второй мировой войне), акустические торпеды Цаукениг (Германия, применялись подводными лодками) и Mark 24 FIDO (США, применялись только с самолётов, так как могли поразить свой корабль);
  • Самонаводящиеся активные — имеют на борту гидролокатор. Многие современные противолодочные и многоцелевые торпеды;
  • Телеуправляемые — наведение на цель осуществляется с борта надводного или подводного корабля по проводам (оптоволокну).

Выстрел противолодочной торпедой Mk.46 с борта эсминца УРО Preble (США) По типу применяемого заряда

  • С зарядом обычного взрывчатого вещества;
  • С ядерными боеприпасом;

По способу подрыва заряда (по типу взрывателя)

  • С контактным взрывателем;
  • С неконтактным взрывателем;
  • С комбинированным взрывателем;
  • С дистанционным взрывателем.

По габаритам

  • Малогабаритные (калибр до 400-мм);
  • Среднегабаритные (калибр до 550-мм);
  • Крупногабаритные (калибр более 600-мм).

По режимам хода

  • Однорежимные;
  • Многорежимные (с переключением режима на ходу и при приготовлении);

По типу траектории

  • Прямоидущие;
  • Маневрирующие;

По следности

  • Следные;
  • Бесследные;

Первые советские атомные лодки проекта 627 предполагалось вооружать крупнейшими торпедами Т-15, калибром 1550 мм, которые должны были доставлять сверхмощные термоядерные заряды (100Мт) к вражеским морским базам. Однако проект был закрыт и лодки получили обычные торпеды калибра 533 мм (в том числе с ядерной боевой частью).

Сверхлегкие малокалиберные торпеды американской разработки

Китайские специалисты полагают, что именно появление высокоэффективного и надежного комплекса противоторпедного вооружения в РФ привело к тому, что руководство американской корпорации «Нортроп Грумман» еще в 2016 г. приняло решение о проведении инициативной научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по сверхлегкой малокалиберной торпеде (Very Light Weigt Torpedo, VLWT, далее – СМТ). Следует отметить, что ВМС США предусмотрели финансирование НИОКР по данной теме только в рамках бюджета на 2021 год в размере 49,5 млн. долл. США.

СМТ VLWT от компании «Нортроп Грумман»

В разработке данного образца вооружения на начальном этапе проектирования приняли участие сотрудники профильной исследовательской лабораторией Университета штата Пенсильвания. Акустические тесты проводятся в испытательном бассейне, расположенном на одном из предприятий   «Нортроп Грумман» в г. Анаполис, шт. Мэрилэнд.

В отношении СМТ, разработанной американскими специалистами известно, что данный боеприпас при длине 2160 мм и калибре 171 мм имеет массу около 100 кг. Такие параметры позволяют членам экипажа проводить перезарядку торпедных аппаратов (ТА) ручную.

Для сравнения легкая торпеда модели Мк.50 при калибре 324 мм, длине 2940 мм имеет массу 364 кг. Для ее зарядки в ТА необходимо использовать крановую установку или лебедку, а также привлекать наиболее физически сильных членов экипажа НК.

Крановая установка с торпедой Мк.50

По данным китайских источников, СМТ от корпорации «Нортроп Грумман» состоит из пяти основных элементов.

В носовой части расположена цифровая активно-пассивная акустическая система наведения. Она, благодаря быстродействующему компьютеру (расположен в отсеке контроля и управления), способна автоматически сопровождать подводную цель в районах с переменными условиями гидролокации. Также, собственная вычислительная система исключает искусственные помехи и другие средства противодействия. На дистанции 2500 м до цели СМТ включает активную акустическую подсистему наведения, которая непрерывно функционирует до момента поражения цели.

В центральной части торпеды расположен двигательный отсек, в котором размещена силовая установка теплового типа с двойным закрытым контуром. Такая конструкция позволяет снизить акустическую и химическую заметность торпеды, обеспечивает интенсивное ускорение (торпеда набирает 75% от максимальной скорости за 12 секунд) и высокую максимальную скорость – 60 узлов. Двигатель для новой СМТ разработала компания «Barber-Nicols, Inc», расположенная в г. Дэнвер, шт. Колорадо.

Американские специалисты рассчитывают, что благодаря малой заметности рассматриваемая СМТ позволит радикально повысить эффективность перспективных операций по противолодочной обороне.

Согласно замысла американских разработчиков, сверхлегкие малокалиберные торпеды поступят на вооружение ВМС США, а именно будут размещены на АПЛ проекта «Вирджиния» модификации Block III и BlockIV. Кроме того, их ТА планируется разместить на корветах проектов «Свобода» и «Независимость» и, с высокой вероятностью, на перспективных фрегатах проекта FFG(X). Вполне вероятно, что пять авианосцев проекта «Нимиц» также получат новые СМТ. С учетом малого калибра СМТ указанные АПЛ и НК получат значительно больший запас этих боеприпасов по сравнению с современными торпедами Мк.54.

СМТ планируют оснащать палубные противолодочные вертолеты MH-60R от компании «Bell Helicopters». В отношении беспилотной техники ВМС США известно, что рассматриваемыми СМТ будут комплектовать палубные беспилотные летательные аппараты вертолетного типа MQ-8 Fire Scout, а также надводные и подводные безэкипажные аппараты различных типов и моделей.

Противоторпеда SeaSpider от компании TKMS

В дополнение к вышесказанному отметим, что в настоящее время, кроме РФ и США только немецкая компания TKMS ведет разработку комплекса противоторпедного вооружения под обозначением «Морской паук» для надводных кораблей ВМС бундесвера. Китайские специалисты, в свою очередь, пристально наблюдают за ходом работ по «Морскому пауку».

По материалам китайского издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса» 

Противоторпедная защита надводных кораблей

Подводные лодки, по мере снижения акустической заметности, становятся все более опасными противниками для надводных кораблей (НК). Поэтому в современной ситуации их экипажам приходится противодействовать уже не столько ПЛ противника, сколько многочисленным торпедам, которые они применяют.

В настоящее время существует два варианта средств противоторпедной защиты НК. В рамках первого предусмотрено применение ложных акустических целей, имитаторов магнитного поля корабля. Однако данные меры недостаточно эффективны в случае применения противником торпед с проводным управлением или с активно-пассивным акустическим наведением.

Второй вариант предполагает применение реактивных глубинных бомб (РГБ), которые предназначены для физического уничтожения торпеды, однако дальность пуска РГБ недостаточная с учетом современного морского боя.

По признанию американских и китайских специалистов, наиболее совершенным средством борьбы с торпедной угрозой является российская разработка – комплекс «Пакет-Э/НК». Комплекс уничтожает торпеды противника при помощи собственных боеприпасов, которые при длине 3106 мм, калибре 324 мм и весе 380 кг обладают боевой частью массой 80 кг.

Противоторпеда комплекса «Пакет-Э/НК»

Данные противоторпеды российского производства оснащены активно-пассивной акустической частью наведения, имеют дальность пуска не более 2000 м. При этом, они самостоятельно обнаруживают и принимают подводную цель на дальности 400 м. Максимальная скорость противоторпеды достигает 50 узлов. Скорость реакции комплекса «Пакет-Э/НК» на появление новой/очередной цели – около 10 секунд.

История разработки

В декабре 1926 г. после передачи завода Лесснера в Остехбюро началось его восстановление и подготовка к производству. Первой серийной продукцией завода, получившего, кстати, в ноябре 1927 г. новое название «Двигатель», стали торпеды 53-27. К сожалению, не все шло гладко. С 1927 г. по 1930 г. было изготовлено всего 52 торпеды. Конструктивное несовершенство проекта и низкое качество изготовления торпед постоянно приводили к нареканиям флота. Главный недостаток торпеды заключался в том, что из-за малой дальности хода она могла использоваться практически только с подводных лодок и торпедных катеров. Для надводных кораблей дальность ее хода была явно мала. К тому же торпеда плохо управлялась по глубине и не обладала достаточной герметичностью. И все же ее производство продолжалось. В 1934 г. завод выпустил 850 торпед 53-27: 629 — для подводных лодок и 221 — для надводных кораблей.

Наблюдение за серийным производством торпед, как и за всеми ведущимися в области торпедостроения научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами осуществлялось в то время Научно-техническим комитетом (НТК) ВМС РККА. В 1932 г. эти функции были переданы вновь созданному Научно-исследовательскому (1938—1948 гг. — Научно-испытательному) Минно-торпедному институту (НИМТИ) ВМС.

Практически заново создавалась и торпедостроительная промышленность. Создана она была в рекордно короткие сроки. К концу 30-х годов торпеды производились уже на четырех заводах: в Ленинграде на и им. К. Е. Ворошилова, в Большом Токмаке под Днепропетровском на и на вновь построенном в 1938 г. заводе под Махачкалой (впоследствии «Дагдизель»), Сдача торпед флоту осуществлялась тремя пристрелочными станциями: под Ленинградом на Копанском озере, в Крыму под Феодосией и на Каспийском море.

Парогазовая торпеда 53-38: А — боевая головная часть; Б — учебная головная часть; 1 — взрывчатое вещество боевого зарядного отделения; 2 — инерционные взрыватели с запальными стаканами; 3 — воздушный резервуар; 4 — водяной отсек; 5 — масляный баллон; 6 — керосиновый баллон; 7 — гидростатический аппарат; 8 — подогревательный аппарат; 9 — цилиндр главной машины; 10 — рулевая машина; 11 — шатунно-кривошипный и распределительные механизмы главной машины, заключенные в картер; 12 — прибор Обри; 13 — хвостовая часть с рулями глубины и направления, двумя винтами

Первоочередной задачей советских торпедистов стала модернизация торпеды 53-27. Прежде всего требовалось ввести для надводных кораблей второй дальноходный режим скорости. С этой целью были использованы заимствованные с закупленной в 1932 г. в Италии торпеды 53Ф регулятор давления, подогревательный аппарат, гидростат и ряд других механизмов. Модернизированную торпеду приняли на вооружение в 1936 г., называться она стала 53-36. Увы, торпеда оказалась не лучше и не надежнее своей предшественницы. По своим ТТХ она по-прежнему отставала от зарубежных образцов. После многократных доработок флоту удалось сдать всего около ста торпед 53-36. Однако и их приходилось использовать с большими ограничениями. В 1938 г. неудавшийся образец был снят с производства. Что оставалось делать торпедостроителям, когда флот остро нуждался в современных торпедах? Только вновь обратиться к закупленным в 1932 г. итальянским образцам. Их было два — калибра 450 мм и 533 мм. Организацию воспроизводства итальянских торпед на отечественных заводах поручили НИМТИ. Вскоре рабочие чертежи были готовы и в 1936 г. приступил к изготовлению 45-сантиметровых торпед. Называться они стали 45-36Н. Буква «Н» означала, что торпеды предназначались прежде всего для эсминцев типа «Новик». Из 53-сантиметровых аппаратов подводных лодок они могли использоваться через вставные решетки. В 1938 г. на , а с 1939 г. и на «Дагдизеле» начали производиться 53-сантиметровые торпеды. Они предназначались для надводных кораблей и подводных лодок, имеющих аппараты калибра 53 см. Торпеды получили наименование 53-38.

«Посейдон» – «бог» морей и океанов

Мы развенчали утверждение американцев о том, что их торпеда Mk 48 является самой быстрой и самой бесшумной. Рассмотрим следующее утверждение – что она самая смертоносная.

РИА Новости
Подводный беспилотный аппарат «Посейдон».

Главным преимуществом этого «ужаса из глубин» является практически стопроцентная неуязвимость от средств противодействия противника. Уникальные возможности аппарата позволят ВМФ бороться с авианосными и корабельными ударными группами вероятного противника на любых направлениях океанского театра военных действий, поражать объекты береговой инфраструктуры на межконтинентальной дальности, подчёркивают эксперты Министерства обороны России.

Само собой, подлинные ТТХ «Посейдона» в открытом доступе не встретишь.

Эксперты называют «Посейдон» революционным изобретением военной мысли, способным нанести катастрофический ущерб оппоненту

Мы же обращаем внимание на то, что «Посейдон» – оружие, в первую очередь, оборонительное

Россия готова защитить себя во всех средах – в космосе, на земле, в воздухе и под водой. Но нападать ни на кого не собирается. Это главное, что нужно знать западным экспертам, изучающим различные аспекты российской военной мощи.

Торпеды Российского флота начала ХХ века и Первой мировой войны

В 1871 году Россия добилась снятия запрета держать военно-морской флот в Черном море. Неизбежность войны с Турцией заставила Морское министерство форсировать перевооружение Российского флота, поэтому предложение Роберта Уайтхеда приобрести лицензию на производство торпед его конструкции оказалось как нельзя кстати. В ноябре 1875 года был подготовлен контракт на приобретение 100 торпед Уайтхеда, спроектированных специально для Российского флота, а также исключительно право на использование их конструкций. В Николаеве и Кронштадте были созданы специальные мастерские по производству торпед по лицензии Уайтхеда. Первые отечественные торпеды начали производиться осенью 1878 года, уже после начала русско-турецкой войны.

Минный катер Чесма

Несмотря на повторный заказ торпед в Фиуме, Морское министерство организовало производство торпед на котельном заводе Лесснера, Обуховском заводе и в уже существовавших мастерских в Николаеве и Кронштадте. К концу XIX века в России производилось до 200 торпед в год. Причем каждая партия изготовленных торпед в обязательном порядке проходила пристрелочные испытания, и лишь затем поступала на вооружение. Всего до 1917 года в Российском флоте находилось 31 модификация торпед.
Большинство моделей торпед являлись модификациями торпед Уайтхеда, небольшая часть торпед поставлялась заводами Шварцкопф, а в России конструкции торпед дорабатывались. Изобретатель А. И. Шпаковский, сотрудничавший с с Александровским, в 1878 году предложил использовать гироскоп для стабилизации курса торпеды, еще не зная, что аналогичным «секретным» прибором снабжались торпеды Уайтхеда. В 1899 году лейтенант русского флота И. И. Назаров предложил собственную конструкцию спиртового подогревателя. Лейтенант Данильченко разработал проект пороховой турбины для установки на торпеды, а механики Худзынский и Орловский впоследствии усовершенствовали и ее конструкцию, но в серийное производство турбина принята не была из за низкого технологического уровня производства.

Торпеда Уайтхеда

миноносцыБалтийском флотеПервой мировой войны

В 1912 году для обозначения торпед стало применяться унифицированное обозначение, состоявшее из двух групп чисел: первая группа — округленный калибр торпеды в сантиметрах, вторая группа — две последние цифры года разработки. Например, тип 45-12 расшифровывался как торпеда калибра 450 мм 1912 года разработки.
Первая полностью российская торпеда образца 1917 года типа 53-17 не успела попасть в серийное производство и послужила основой для разработки советской торпеды 53-27.

Основные технические характеристики торпед российского флота до 1917 года

Сравнительная таблица торпед российского флота до 1917 года
Тип Год разработки Калибр, мм Длина, м Полная масса, кг Масса ВВ, кг Дальность хода, м Скорость хода, узлов Тип двигателя Применяемость
Александровского24-дюймовая 1868 610 5,82 1000 762 6-8 1-цилиндровыйвоздушный на вооружение не поступала
Александровского22-дюймовая 1868 560 7,34 1000 10-12 1-цилиндровыйвоздушный на вооружение не поступала
Александровского24-дюймовая мод. 1875 610 6,1 18 2-цилиндровыйвоздушный на вооружение не поступала
Whitehead обр. 1876 г. 1876 381 5,73 350 26 400 20 2-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1880 г. 1880 381 4,56 324 33 400 20 2-цилиндровыйвоздушный минные катера
Whitehead обр. 1882 г. 1882 355 3,35 197 40 550 21 2-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1886 г. 1886 381 5,52 391 40 600 24 2-цилиндровыйвоздушный броненосцы
Whitehead обр. 1889 г.тип «В» 1889 381 5,52 395 80 600 22 2-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1889 г.тип «О» 1889 381 5,52 420 80 600 25 2-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1894 г.тип «С» 1894 381 5,52 455 80 600 27 3-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1897 г.тип «С» 1894 381 5,2 426 64 400900 3025 3-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1898 г.тип «Л» 1894 381 5,18 430 64 400900 3025 3-цилиндровыйвоздушный крейсера, миноносцы
Whitehead обр. 1904 г. 1904 450 5,13 648 70 8002000 3325 3-цилиндровыйвоздушный крейсера, миноносцы
Schwartzkopff В/50 1904 450 3,55 390 50 800 24 3-цилиндровыйвоздушный подводные лодки, крейсера, миноносцы
Whitehead обр. 1907 г. 1907 450 5,2 641 90 60010002000 403427 3-цилиндровыйвоздушный подводные лодки
Whitehead обр. 1908 г. 1908 450 5,2 650 95 100020003000 383428 4-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1910 г.тип «Л» 1910 450 5,2 665 100 1000200030004000 38342925 4-цилиндровыйвоздушный
45-12 1912 450 5,58 810 100 200050006000 433028 2-цилиндровыйвоздушный надводные корабли
45-15 1915 450 5,2 665 100 200050006000 433028 4-цилиндровыйвоздушный подводные лодки
53-17 1917 533 7,0 1700 265 3000 32 3-цилиндровыйвоздушный на вооружение не поступала

Сверхлегкие малокалиберные торпеды американской разработки

Китайские специалисты полагают, что именно появление высокоэффективного и надежного комплекса противоторпедного вооружения в РФ привело к тому, что руководство американской корпорации «Нортроп Грумман» еще в 2016 г. приняло решение о проведении инициативной научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по сверхлегкой малокалиберной торпеде (Very Light Weigt Torpedo, VLWT, далее – СМТ). Следует отметить, что ВМС США предусмотрели финансирование НИОКР по данной теме только в рамках бюджета на 2021 год в размере 49,5 млн. долл. США.

СМТ VLWT от компании «Нортроп Грумман»

В разработке данного образца вооружения на начальном этапе проектирования приняли участие сотрудники профильной исследовательской лабораторией Университета штата Пенсильвания. Акустические тесты проводятся в испытательном бассейне, расположенном на одном из предприятий «Нортроп Грумман» в г. Анаполис, шт. Мэрилэнд.

В отношении СМТ, разработанной американскими специалистами известно, что данный боеприпас при длине 2160 мм и калибре 171 мм имеет массу около 100 кг. Такие параметры позволяют членам экипажа проводить перезарядку торпедных аппаратов (ТА) ручную.

Для сравнения легкая торпеда модели Мк.50 при калибре 324 мм, длине 2940 мм имеет массу 364 кг. Для ее зарядки в ТА необходимо использовать крановую установку или лебедку, а также привлекать наиболее физически сильных членов экипажа НК.

Крановая установка с торпедой Мк.50

По данным китайских источников, СМТ от корпорации «Нортроп Грумман» состоит из пяти основных элементов.

В носовой части расположена цифровая активно-пассивная акустическая система наведения. Она, благодаря быстродействующему компьютеру (расположен в отсеке контроля и управления), способна автоматически сопровождать подводную цель в районах с переменными условиями гидролокации. Также, собственная вычислительная система исключает искусственные помехи и другие средства противодействия. На дистанции 2500 м до цели СМТ включает активную акустическую подсистему наведения, которая непрерывно функционирует до момента поражения цели.

В центральной части торпеды расположен двигательный отсек, в котором размещена силовая установка теплового типа с двойным закрытым контуром. Такая конструкция позволяет снизить акустическую и химическую заметность торпеды, обеспечивает интенсивное ускорение (торпеда набирает 75% от максимальной скорости за 12 секунд) и высокую максимальную скорость – 60 узлов. Двигатель для новой СМТ разработала компания «Barber-Nicols, Inc», расположенная в г. Дэнвер, шт. Колорадо.

Американские специалисты рассчитывают, что благодаря малой заметности рассматриваемая СМТ позволит радикально повысить эффективность перспективных операций по противолодочной обороне.

Согласно замысла американских разработчиков, сверхлегкие малокалиберные торпеды поступят на вооружение ВМС США, а именно будут размещены на АПЛ проекта «Вирджиния» модификации Block III и BlockIV. Кроме того, их ТА планируется разместить на корветах проектов «Свобода» и «Независимость» и, с высокой вероятностью, на перспективных фрегатах проекта FFG(X). Вполне вероятно, что пять авианосцев проекта «Нимиц» также получат новые СМТ. С учетом малого калибра СМТ указанные АПЛ и НК получат значительно больший запас этих боеприпасов по сравнению с современными торпедами Мк.54.

СМТ планируют оснащать палубные противолодочные вертолеты MH-60R от компании «Bell Helicopters». В отношении беспилотной техники ВМС США известно, что рассматриваемыми СМТ будут комплектовать палубные беспилотные летательные аппараты вертолетного типа MQ-8 Fire Scout, а также надводные и подводные безэкипажные аппараты различных типов и моделей.

Противоторпеда SeaSpider от компании TKMS

В дополнение к вышесказанному отметим, что в настоящее время, кроме РФ и США только немецкая компания TKMS ведет разработку комплекса противоторпедного вооружения под обозначением «Морской паук» для надводных кораблей ВМС бундесвера. Китайские специалисты, в свою очередь, пристально наблюдают за ходом работ по «Морскому пауку».

По материалам китайского издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса»

Долгая дорога в дюнах

Надо признать, что идея поставить торпеды на «электрический ход» возникла довольно давно. Виной тому очевидные в прямом и переносном смысле слова недостатки тепловых энергосиловых установок. Их мощность зависит от глубины хода торпеды.

Всё дело в том, что по ходу движения торпеды необходимо удалять продукты сгорания во внешнее пространство, то есть в воду. И чем больше глубина и, соответственно, забортное давление, тем больше энергии уходит на эту работу. В предельных величинах можно достичь такой глубины, на которой вся мощность двигателя будет расходоваться на удаление выхлопа, и торпеда просто остановится. Попутным недостатком тепловых энергоустановок, вытекающим из необходимости удалять продукты сгорания, является видимый на водной поверхности след от движения торпеды.

Мощность электрической торпеды, напротив, практически не зависит от глубины хода. Во время движения не изменяется ни её масса, ни положение центра тяжести (поскольку не расходуется ни воздух, ни топливо) – следовательно, электроторпеда уверенно держит заданный курс.

Примечания

  1. Согласно правилам орфографии того времени — «Чесьма»
  2. 29 мая 1877 во время битвы в бухте Пакоча английский фрегат Shah атаковал торпедой перуанский монитор Huascar, но не попал в цель.
  3. позже — завод «Красная Заря», Санкт-Петербург.
  4. У биротативного двигателя ротор и статор имеют противоположные направления вращения, что позволяет подключать к нему винты с разнонаправленным вращением без применения редуктора.
  5. Циркулирующая торпеда отличается от обычной возможностью движения по заранее заданной сложной траектории, в простейшем случае — по кругу или спирали с небольшой скоростью.
  6. Жидкостно-реактивный двигатель.

РАТ-52

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)РАТ-52РАТ-52М

Торпеда предназначена для прицельного торпедометания по надводным кораблям с осадкой 2 м и более. Войсковые испытания торпед РАТ-52 проходили в сентябре-ноябре 1953 г. на Черном море. В ходе этой серии испытаний самолетами Ил-28Т и Ту-16Т 943-го МТАП сброшено 54 торпеды, вероятность поражения целей составила 0,17-0,38. Всего же за все время испытаний произведено около 700 сбросов и пусков торпед РАТ-52. В ходе учений установлено, что для атаки конвоев транспортов эффективно групповое применение торпед РАТ-52 с высот от 4000 м до 13000 м. Вероятность попадания в цель одиночной торпеды была 0.02%. Позже торпедоносные авиаполки отрабатывали и применение РАТ-52 с самолетов с наведением по данным РЛС ПСБН-М, что являлось фикцией т.к. данная РЛС не может определить характер движения цели, без чего невозможно прицельно применять торпеды РАТ-52.

Серийное производство торпед РАТ-52 во второй половиге 1950-х годов передано на завод “Дагизель” в г.Каспийск. Конструкция – выполнена с применением легких сплавов. Компоновка – боевое зарядное отделение, приборный отсек, кормовое отделение с РДТТ и рулевыми машинками, парашютная система. В носовой части корпуса устанавливалось стальное носовое крыло с углом атаки 23 градуса – для вывода торпеды после заглубления на заданную глубину хода.

Для предотвращения коррозии торпеды хранились в специальных контейнерах, заполненных азотом.

Парашютная система состоит из малого тормозного парашюта площадью 0,2 кв.м – уменьшает скорость снижения торпеды до 150-200 м/с, и большого парашюта площадью 2 кв.м, уменьшавшего скорость снижения до 55-75 м/с. В систему торпедометания входило также цилиндрическое стабилизирующее кольцо, воздушные элероны, предотвращавшие вращение торпеды относительно ее продольной оси, и автомат раскрытия парашюта ПАС-1

Система управления и наведение:– воздушный участок траектории – инерциальная система управления с тремя гироскопами – курса, носовой и элеронный; управление осуществлялось элеронами. стабилизация осуществлялась цилиндрическим стабилизирующим кольцом и элеронами. Для торможения торпеды во время полета так же применялись система из малого пропеллерообразного и большого (открывался на высоте 500 м) парашютов с автоматом раскрытия ПАС-1. В момент входа в воду отделялась парашютная система.

– подводный участок траектории – по первоначальному проекту предполагалась установка на торпеду акустической системы самонаведения (ССН), но в процессе проектирования от ССН отказались и торпеда стала прямоидущей. Система управления включала в себя систему креновыравнивания, гироскопический прибор курса и безынерционный гидростатический аппарат. После входа в воду торпеда проваливалась на глубину до 20 м и приводилось в горизонтальное положение с помощью носового крыла, которое предназначалось для вывода торпеды после заглубления на заданную глубину хода. далее крыло отстреливалось, включался гидростат, запускался маршевый РДТТ.

Для прицеливания на торпедоносцах использовался радиолокационный прицел ПСБН-М и оптический ОПБ-6СР. Подвеска торпед осуществлялась на самолетный держатель ДЕР-53Т. Взрыватель контактный инерционный.Двигатель – РДТТ (воздушный и подводный)

Тяга двигателя – 800-1200 кг (на стадии проекта, зависит от температуры заряда РДТТ)Масса заряда топлива – 74 кгВремя работы двигателя – 16-19 сек

ТТХ торпеды:

Калибр – 450 ммДлина – 3897 ммРазмах оперения – 750 мм

Масса – 627 кгМасса учебного варианта – 500 кг Масса БЧ – 243 кг

Дальность подводного хода – 520-600 м (в зависимости от температуры заряда РДТТ)Дальность хода после окончания работы РДТТ – 60 мСкорость полета – 160-180 м/с Скорость подводного хода – 58-68 узлов (в зависимости от температуры заряда РДТТ)Глубина хода маршевая – 2-8 м (устанавливалась штурманом самолета-торпедоносца перед сбросом торпеды)Время боевой работы торпеды при сбросе с высоты 2000 м – 35 сек (в т.ч. 26 сек – воздушный участок)

Вероятность поражения кораблей (по результатам полигонных и войсковых испытаний):

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий