Модификации истребителя МиГ-21
За все долгое время изготовления данной машины конструкторы проводили доработки и усовершенствования. За счет этого выделяют три поколения данного аппарата.
Первое поколение являет собой самолет, который обозначался как МиГ-21Ф. Этот фронтовой истребитель изготовляли с 1959 года. Он имел достаточно мощное вооружение, которое было представлено двумя 30-миллиметровыми пушками типа НР-30, которые были расположены на пилонах крыльев. Самолет имел неуправляемые ракеты типа С-5, их было 32 штуки. Силовая установка была представлена двигателем типа Р-11Ф, который на форсаже выдавал мощность в 5740 кгс.
Этот самолет изготовляли только год, и было построено 83 аппарата. К этому поколению также относят модификацию МиГ-21Ф-13, которая выпускалась до 65 года. Она отличалась более мощным двигателем и тем, что в комплекс вооружения входили управляемые ракеты.
Второе поколение представлял истребитель МиГ-21П. Он был создан как всепогодный перехватчик. На него было установлено более качественное локационное оборудование и система наведения типа «Лазурь». Силовая установка была точно такой же, как и на предыдущей модели. Отличалось вооружение, которое было представлено двумя управляемыми ракетами класса К-13.
Еще одной машиной данного поколения является модификация МиГ-21ПФС, или, как его обозначали, изделие 94. Его особенностью стала новая система, которая проводила сдув с закрылков пограничного слоя. Эта система позволила выполнять вылеты с грунтовых аэродромов. Специально для этой системы конструкторы усовершенствовали двигатель, а именно проработали систему отбора потока воздуха от компрессора. Все это сократило разбег при взлете до 480 метров.
К данному поколению относятся экспортные аппараты и самолет-разведчик, который на пилонах нес контейнеры с разведывательной аппаратурой.
К третьему поколению относят машины МиГ-21, которые начали изготовлять с 65 года. Машины типа МиГ-21С имели качественно новую систему бортового оборудования под обозначением «Сапфир-21». Оно имело возможность обнаружения цели противника на расстоянии в 30 километров.
Вооружение тоже было усовершенствовано и представлено ракетами класса Р-3Р, которые были оснащены радиолокационной головкой, что позволяло производить самонаведение снаряда. Самолет имел и крупнокалиберные пушки, как на предыдущих моделях. Также в состав вооружения входили неуправляемые ракеты, которые крепились на подкрылках. Здесь же можно было устанавливать и дополнительные топливные баки. На самолетах данного поколения был более совершенный автопилот класса АП-155, который мог держать машину ровно и горизонтально в соотношении с осями. Аппараты данного класса изготовлялись вплоть до 68 года.
Кроме выше упомянутых аппаратов разных поколений, конструкторское бюро Микояна изготовило множество самолетов типа МиГ-21 для более специальных задач. Были выпущены как учебные машины, так и экспериментальные. Все это послужило тому, что данная модель истребителя является качественной боевой машиной, которая востребована во всем мире.
МиГ-21 фото
Палубный истребитель МиГ-23К
В 1976 году на вооружение авиации ВМФ СССР были приняты палубные истребители МиГ-23К («К» – корабельный; изделие «23-32»). Первоначально МиГ-23К должны были стать истребителями-бомбардировщиками, выполнять функции истребителей, перехватчиков, штурмовиков-бомбардировщиков, разведчиков и самолетов радиоэлектронной борьбы и входить в состав авиагрупп строившихся в Ленинграде и Комсомольске-на-Амуре авианосцев проекта 1143 («Минск»).
Однако вскоре планы поменялись; ударные задачи и задачи РЭБ и РЭП было решено возложить на штурмовики-бомбардировщики Су-17М3К – оморяченный вариант истребителя-бомбардировщика Су-17М3, а разведку перепоручить палубным самолетам ДЛРО Як-44.
Пилот и технический персонал на фоне палубного штурмовика-бомбардировщика Су-17М3К
Пилот в кабине Су-17М3К
Палубный штурмовик-бомбардировщик Су-17М3К
Палубный самолет ДЛРО Як-44Э на палубе авианосца «Минск»
Компоновка палубного самолета ДРЛО Як-44Э
При разработке МиГ-23К за основу был взят истребитель МиГ-23МЛ, от которого морской вариант отличался опущенной на 2° вниз для улучшения обзора из кабины носовой частью фюзеляжа, усиленным шасси, установкой посадочного гака (поворотный подфюзеляжный гребень при этом заменялся на два гребня), увеличенной площадью и высотой киля. Помимо этого «23-32» получил крыло с двухщелевыми закрылками увеличенной площади и систему дозаправки топливом в полете.
Другими отличиями конструкции палубной машины стали:
- • складывающиеся консоли крыла;
- • усиленные стойки шасси;
- • внедрение усовершенствованной системы создания дополнительной подъемной силы на оснащенном двухщелевыми закрылками ПГО;
- • два дополнительных подфюзеляжных узла подвески (перед основными стойками шасси).
Схема палубного истребителя МиГ-23К
За основу бортового оборудования МиГ-23К был взят состав БРЭО истребителя МиГ-23МЛ; отличия заключались в установке:
- • системы автоматического управления САУ-23МЛК;
- • навигационной системы «Полет-2К-23»;
- • РЛС «Сапфир-23МЛ-К» (затем заменена на «Сапфир-23МЛА-К»);
- • радиостанции Р-862;
- • теплопеленгатора ТП-26;
- • системы ограничительных сигналов СОС-3-4;
- • аппаратуры для автоматического наведения самолета на цель по командам установленной на Як-44 автоматизированной системы наведения.
Палубный истребитель МиГ-23К
В 1982 году для имевших авианосцы стран третьего мира был разработан палубный истребитель МиГ-23КЭ («Э» – экспортный), отличавшаяся упрощенным составом БРЭО и улучшенными ударными возможностями. ОКБ им. Микояна ориентировалось на Индию и страны Латинской Америки: в первую очередь на Аргентину, в которой к власти пришло гражданское правительство, и (в перспективе) на Бразилию, диктаторский режим которой постепенно сдавал свои позиции.
Особенности МиГ-23
В сравнении со своим предшественником МиГ-21, новая машина обладала значительно улучшенной аэродинамикой, достигнутой за счет изменения конструкции планера. Фюзеляж самолета был укорочен, а крыло могло теперь изменять форму.
Крыло МиГ-23 состоит из подвижных и неподвижных элементов и под управлением пилота способно становиться стреловидным или прямым, подстраиваясь под нужды полета. Всего на различных модификациях МиГ-23 имелось три варианта различных крыльев.
Благодаря новому форсажному двигателю истребитель получил возможность разгоняться до 2500 км/ч. Потолок машины составил 17,7 км. Без подвесных топливных баков самолет мог преодолеть до 1500 км.
Фонарь кабины был герметичным и имел неплохой обзор, причем обзор задней полусферы обеспечивался специальным смотровым прибором.
МиГ-23МЛД.МиГ-23.МиГ-23.
Истребитель МиГ-21 выпускался в следующих версиях:
МиГ-21 Ф (изделие 72);
МиГ-21 Ф-14 (74);
МиГ-21 У, (66 — 400), учебно-тренировочный;
МиГ-21 У, (66 — 600), учебно-тренировочный;
МиГ-21 ПФ (76);
МиГ-21 ПФМ (77), МиГ-21 FL;
МиГ-21 ПФМ (94);
МиГ-21 УС (68), учебно-тренировочный;
МиГ-21 С (95);
МиГ-21 М (96);
МиГ-21 СМ (МиГ-21 МФ, 96);
МиГ-21 Р (94R);
МиГ-21 уМ (69) — учебно-тренировочный;
МиГ-21 СМТ;
МиГ-21 бис.
Силовая установка: один турбореактивный двигатель ТЛ тягой 8600 кг (с форсажем).
Технические характеристики МиГ-21:
Тип | МиГ-21 Ф-13 | МиГ-21 ПФМ | МиГ-21 МФ |
Размах крыла, м | .7,15 | .7,15 | .7,15 |
Длина, м | .15,76 | 13.85 | 13.46 |
Высота, м | .4,1 | 4.125 | .4,1 |
Площадь крыла. м.кв | 22.95 | 22.45 | 22.95 |
Масса пустого самолета, кг | 890 | — | — |
Стартовая масса, кг | 7370-8625 | 7775-9080 | 8200-9400 |
Максимальная скорость на высоте, км/ч | 2125 / 12 500 | 2175 / 12 500 | 2230 / 11000 |
Посадочная скорость, км/ч | 260-270 | ||
Потолок, м | 19 000 | 19600 | 16000 |
Радиус полета, км | 1300 | 1370 | 1100 |
Радиус с подвесными баками, км | 1580 | 1680 | 1800 |
Продолжительность полета | 1 ч 37 мин до 1 ч 56 мин | 1 ч 47 мин до 2 ч 09 мин | 1 ч 40 мин |
Двигатель | З11Ф-300 | Р11Ф2-300 | Р13-300 |
Стартовая мощность двигателя, KN | 38.25 | 42.25 | 50 |
Вооружение | Пушка 1НР-30 / 2К-13 или 2×16 ракет или 2 бомбы | 2XI-XI Рак. Или 2×16 рак. 57 мм или 2 бомбы 50-500 кг | Пушка 1ГШ-23 4 ракеты 96 ракет 57 мм или 4 бомбы |