Х-35 – 3М24 – SS-N-25 SWITCHBLADE – AS-20 KAYAK

«Модернизационный ресурс не исчерпан»

Ключевыми достоинствами ракеты являются весьма скромные массогабаритные характеристики, повышенная дальность, высокая манёвренность и мощная боевая часть. Даже небольшой корабль (водоизмещением около 500 тонн) способен нести до 16 ракет.

Длина корабельной и береговой версий Х-35 составляет 4,4 м; диаметр корпуса — 42 см; размах крыла — 1,3 м; стартовый вес — 670 кг; дальность — до 260—280 км; масса осколочно-фугасной боевой части — 145 кг. Авиационные модификации Х-35 отличаются уменьшенной длиной (3,8 м) и массой (550—650 кг).

  • Х-35У на левом поддвигательном пилоне истребителя Су-35С

Выдающиеся боевые характеристики ракеты были достигнуты благодаря экономичному малогабаритному турбореактивному двигателю и специальному пороховому ускорителю. Инновационная силовая установка придаёт боеприпасу мощный стартовый импульс и позволяет совершать длительный полёт с малым расходом топлива.

Высокая точность и помехозащищённость ракеты обеспечиваются за счёт применения активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения (ГСН) АРГС-35 разработки ОАО НПП «Радар-ММС» (Санкт-Петербург). Она осуществляет захват цели на дальности 20—50 км.

«Головка самонаведения исключает использование радиолокационных станций. Ракета самостоятельно движется к цели и осуществляет необходимые манёвры. Точность поражения составляет несколько метров. Правда, ГСН захватывает цель на финальном участке полёта, а после старта ракета использует инерциальную систему управления и средства спутниковой навигации», — отметил Кнутов.

В настоящее время различные модификации Х-35 входят в арсенал российских фрегатов, корветов, малых ракетных кораблей, катеров, боевых самолётов (МиГ-29, Су-30, Су-35,), вертолётов (Ка-27 и Ка-28) и береговых комплексов «Бал». За рубежом Х-35 приняты на вооружение ВМС Индии, Алжира, Вьетнама, Венесуэлы, Туркмении. Копии российской ракеты использует флот КНДР и Мьянмы.

Также по теме


Русский «Викинг»: какими преимуществами обладает новейший зенитный ракетный комплекс «Бук-М3»

Войска Центрального военного округа получат партию зенитных ракетных комплексов (ЗРК) средней дальности «Бук-М3» уже в 2019 году. Об…

В беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский сообщил, что создание Х-35 стало серьёзным успехом оборонной промышленности. На сегодняшний день ракеты ОКБ «Звезда» обеспечивают надёжное сдерживание военно-морских сил потенциального противника. При этом подмосковные инженеры по заказу Минобороны РФ работают над модернизацией Х-35. 

«Х-35 — современное и весьма грозное ударное вооружение, которое полностью отвечает текущим задачам. Ракета завоевала популярность в войсках, в том числе из-за неприхотливости в эксплуатации. Например, она может длительное время находиться в транспортно-пусковом контейнере. Сегодня Х-35 продолжает совершенствоваться. Улучшенные варианты будут обладать большей дальностью и меньшей заметностью», — сообщил Мураховский.

Несколько иной точки зрения придерживается Юрий Кнутов. Как прогнозирует эксперт, широкое распространение крылатых ракет «Калибр» и грядущее появление гиперзвукового комплекса «Циркон» могут привести к постепенному вытеснению корабельных версий Х-35 в ВМФ.

«При всех своих достоинствах Х-35 уступает по дальности «Калибру» и не может сравниться с «Цирконом», который станет, наверное, самым грозным неядерным оружием ВМФ. Скорее всего, эта ракета останется на вооружении катеров и морской авиации, а также будет активно продвигаться на экспорт — её модернизационный ресурс ещё не исчерпан», — резюмировал Кнутов.

Конструкция

Ракета Х-35 – дозвуковое оружие нормальной аэродинамической схемы с крестообразными крыльями и оперением и полупогруженным воздухозаборником. Силовая установка представляет собой турбовентиляторный двигатель . Ракета наводится на цель на последнем участке траектории с помощью команд, поступающих от активной радиолокационной головки самонаведения и радиовысотомера.

. Данные целеуказания могут быть введены в ракету с запускать самолет или корабль или внешние источники. Данные о полетном задании вводятся в систему управления ракетой после ввода координат цели. Инерциальная система управляет ракетой в полете, стабилизирует ее на заданной высоте и выводит ее в зону расположения цели. На определенной дальности до цели включается головка самонаведения для поиска, захвата и сопровождения цели. Затем инерциальная система управления поворачивает ракету к цели и изменяет высоту ее полета на чрезвычайно низкую. На этой высоте ракета продолжает процесс самонаведения по данным, поступающим от головки самонаведения и инерциальной системы управления, до тех пор, пока не будет достигнуто попадание.

Х-35 может применяться в ясных и сложных метеоусловиях при волнении моря до 5–6, днем ​​и ночью, под огнем противника и средствами радиоэлектронного противодействия. Его аэродинамическая конфигурация оптимизирована для полета с высокой дозвуковой скоростью с подводным плаванием, чтобы обеспечить малозаметные характеристики ракеты. Ракета имеет низкую сигнатуру благодаря малым габаритам, возможности плавного плавания и особому алгоритму наведения, обеспечивающему высокозащищенные режимы работы активного радиолокационного искателя.

Активная радиолокационная ГСН АРГС-35Э работает как в режиме одиночного, так и в режиме многократного запуска ракет, захватывая и захватывая цели на максимальной дальности до 20 км. Новая радиолокационная ГСН Gran-KE была разработана SPE Radar MMS и заменит существующую ГСН ARGS-35E X.

Kh-35Kh-35U
Длина: Корабль / Земля / Гелиборн. Самолет
4,4 м (14 футов). 3,85 м (12,6 футов)
Диаметр
0,42 м (17 дюймов)
Размах крыла
1,33 м (4,4 фута))
Вес: Корабельный / наземный. Самолет. Heliborne620 кг (1370 фунтов). 520 кг (1150 фунтов). 610 кг (1340 фунтов)670 кг (1480 фунтов). 550 кг (1210 фунтов). 650 кг (1430 фунтов)
НаведениеИнерциальный активный радарИнерциальный, спутниковая навигация, активный / пассивный радар
Дальность действия130 км (81 миль; 70 мор. Миль)7–260 км (4–162 мили; 4) –140 миль)
Дальность поиска20 км (12 миль; 11 миль)50 км (31 миль; 27 миль)
СкоростьМах 0,8 (609 миль / ч; 980 км / ч)0,8–0,85 Маха (609–647 миль / ч; 980–1041 км / ч)
Крейсерская высота. Конечная высота
10–15 м. 4 м
Боевая часть145 кг (320 фунтов) фугасный пенетратор145 кг (320 фунтов) проникающих осколков

Варианты

Бал – прибрежный мобильный ракетный комплекс

  • Х-35 – Базовая военно-морская версия для России (2003 г.).
  • Х-35Э – Экспортный вариант Х-35 (1996 г.).
  • 3М-24ЭМВ – Экспортный вариант ракеты-мишени Х-35 без боевой части для Вьетнама.
  • Х-35У – Обновление базы единый Ракета (может использоваться с любым носителем), версия для России в производстве (по состоянию на 1 июля 2015 г.). Способен поражать наземные цели.[нужна цитата ]
  • Х-35УЭ – Экспортный вариант Х-35У, в производстве.
  • Х-35В – Версия для России, запускаемая с вертолета.
  • Уран / Уран-Э (SS-N-25 ‘Switchblade’) – Корабельный противокорабельный ракетный комплекс с ракетами Х-35 / Х-35Э.
  • Бал / Бал-Э (SSC-6 ‘Sennight’) – Ракетный комплекс береговой обороны с ракетами Х-35 / Х-35Э.
  • КН-09 Кумсонг-3 (Венера 3) – Сообщается северокорейская копия Х-35У. Kumsong-3 – это северокорейский отечественный вариант / клон Х-35, вероятно, основанный на Х-35У из-за дальности действия. Продемонстрированная дальность стрельбы в 2017 году на испытаниях 8 июня составляет 240 км.
  • Х-37 или же Х-39 – возможное название варианта с ядерной зарядкой.
  • KCT-15 – Х-35Э лицензионного производства Вьетнамом.
  • Нептун – Украинская версия Х-35.
  • ВЦМ-01 – кастомизированная версия Х-35УЭ российского производства, производимая по лицензии во Вьетнаме.

Конструкция

Эскиз ракеты Х-35Э в полётной конфигурации

Представляет собой крылатую ракету нормальной аэродинамической схемы. Крестообразное крыло складывается для уменьшения габаритов транспортно-пускового контейнера. Для запуска в корабельном, береговом и вертолётном исполнении используется отделяемый твердотопливный ускоритель. После набора необходимой скорости начинает работу турбореактивный двигатель. В авиационном варианте необходимости в ускорителе нет. Полёт осуществляется на высотах 10-15 метров под управлением инерциальной системы управления, на конечном участке траектории происходит захват цели активной радиолокационной ГСН АРГС-35, после чего высота траектории уменьшается до 3-5 метров, что с учётом околозвуковой скорости полёта усложняет перехват ракеты средствами ПВО цели.

Головка самонаведения

Активная радиолокационная головка самонаведения ракеты Х-35Э в разрезе. МАКС-2005

Активная радиолокационная, способная работать в условиях радиоэлектронного противодействия.

Наведение ракеты на цель осуществляется активной радиолокационной головкой самонаведения с щелевой антенной решёткой АРГС-35

  • Радиолокационная ГСН АРГС-35
  • Угол горизонтального обзора, град: от −45 до +45
  • Угол вертикального обзора, град: от +10 до −20
  • Дальность действия: до 20 км
  • Вес, кг: 40—47,5
  • Диаметр, мм: 420
  • Длина, мм: 700
  • Ограничения по применению ГСН:
    • осадки, мм/с: до 4
    • волнение моря, баллов: до 6
    • температура использования: от −50 °C до +50 °C

Существует вариант с тепловизионной головкой самонаведения.

Радиовысотомер

Для полёта на сверхмалых высотах над поверхностью моря на ракетах Х-35 установлен радиолокационный высотомер РВЭ, состоящий из блока приёмопередатчика и двух антенн. Он позволяет с высокой точностью (до 1 метра) определять высоту полёта ракеты в пределах от 1 до 5000 метров, даже при её активном маневрировании (± 15° по крену и ± 20° по углу тангажа). Масса аппаратуры радиовысотомера составляет 4,5 кг, питание осуществляется из бортовой электросети ракеты, потребляемая мощность 20 Вт.

Двигатель

Разрезной макет двигателя ТРДД-50АТ. МАКС-2005)

Пуск двигателя осуществляется пиропатроном. Топливом для двигателя служит авиакеросин, находящийся в топливном баке вокруг воздуховодного канала.

Боевая часть

Х-35 оснащается проникающей осколочно-фугасной боевой частью, которая предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов.

Design

The Kh-35 missile is a subsonic weapon featuring a normal aerodynamic configuration with cruciform wings and fins and a semisubmerged air duct intake. The propulsion unit is a turbofan engine. The missile is guided to its target at the final leg of the trajectory by commands fed from the active radar homing head and the radio altimeter.

Target designation data can be introduced into the missile from the launch aircraft or ship or external sources. Flight mission data is inserted into the missile control system after input of target coordinates. An inertial system controls the missile in flight, stabilizes it at an assigned altitude and brings it to a target location area. At a certain target range, the homing head is switched on to search for, lock on and track the target. The inertial control system then turns the missile toward the target and changes its flight altitude to an extremely low one. At this altitude, the missile continues the process of homing by the data fed from the homing head and the inertial control system until a hit is obtained.

The Kh-35 anti-ship missile can be employed in fair and adverse weather conditions at sea states up to 5-6, by day and night, under enemy fire and electronic countermeasures.

The Kh-35’s aerodynamic configuration is optimized for high subsonic-speed sea-skimming flight to ensure stealthy characteristics of the missile. The missile has low signatures thanks to its small dimensions, sea-skimming capability and a special guidance algorithm ensuring highly secure operational modes of the active radar seeker.

Its ARGS-35E active radar seeker operates in both single-and-multiple missile launch modes, acquiring and locking on targets at a maximum range of up to 20 km. A new radar seeker, Gran-KE have been developed by SPE Radar MMS and will be replacing the existing ARGS-35E X band seeker.

Design

The Kh-35 missile is a subsonic weapon featuring a normal aerodynamic configuration with cruciform wings and fins and a semisubmerged air duct intake. The propulsion unit is a turbofan engine. The missile is guided to its target at the final leg of the trajectory by commands fed from the active radar homing head and the radio altimeter.

Target designation data can be introduced into the missile from the launch aircraft or ship or external sources. Flight mission data is inserted into the missile control system after input of target coordinates. An inertial system controls the missile in flight, stabilizes it at an assigned altitude and brings it to a target location area. At a certain target range, the homing head is switched on to search for, lock on and track the target. The inertial control system then turns the missile toward the target and changes its flight altitude to an extremely low one. At this altitude, the missile continues the process of homing by the data fed from the homing head and the inertial control system until a hit is obtained.

The Kh-35 can be employed in fair and adverse weather conditions at sea states up to 5–6, by day and night, under enemy fire and electronic countermeasures. Its aerodynamic configuration is optimized for high subsonic-speed sea-skimming flight to ensure stealthy characteristics of the missile. The missile has low signatures thanks to its small dimensions, sea-skimming capability and a special guidance algorithm ensuring highly secure operational modes of the active radar seeker.

Its ARGS-35E active radar seeker operates in both single and multiple missile launch modes, acquiring and locking on targets at a maximum range of up to 20 km. A new radar seeker, Gran-KE has been developed by SPE Radar MMS and will be replacing the existing ARGS-35E X band seeker.

Kh-35Kh-35U
10–15 m
4 m

«Оригинальное оружие»

Эскизный образец Х-35 был подготовлен в 1983 году. Советские инженеры должны были создать универсальную крылатую ракету для поражения морских целей. Помимо корабельного варианта планировалось наладить выпуск модификаций для оснащения истребителей, бомбардировщиков, вертолётов и береговых комплексов.

«Идея заключалась в том, чтобы создать высокоэффективное средство поражения кораблей противника, которое при минимальных изменениях могло бы использоваться кораблями, авиацией и береговыми системами. Внешне Х-35 напоминала американский «Гарпун». Скорее всего, отечественные специалисты позаимствовали его отдельные элементы, однако в целом Х-35 — это полностью оригинальное оружие», — пояснил Кнутов.

Также по теме


Серьёзная угроза для эсминцев: как Россия выстраивает эшелонированную береговую оборону

Тихоокеанский флот России получил береговые ракетные комплексы «Бал», сообщила пресс-служба Минобороны РФ. Технику доставили морским…

Первый испытательный пуск прототипа Х-35 состоялся 5 ноября 1985 года в Крыму на полигоне 31-го испытательного центра Минобороны СССР. Ракета покинула транспортно-пусковое устройство, пролетела 50 метров и упала в море. Испытания ракеты продолжались всю вторую половину 1980-х годов. Прежде всего инженеры проверяли работу двигателя и автоматики.

Впервые опытный образец Х-35 был представлен широкой публике в 1992 году в Жуковском на международной выставке «МосАэроШоу» (сейчас — МАКС). Демонстрация ракеты была во многом вынужденным шагом — ОКБ «Звезда» рассчитывало заключить экспортные контракты из-за отсутствия государственного финансирования после распада СССР.

Наибольший интерес Х-35 вызвала у Индии. В 1994 году предприятие заключило с Нью-Дели контракт на поставку корабельного комплекса «Уран-Э». Сотрудничество с Индией позволило «Звезде» сохранить квалифицированные кадры и продолжить разработку боеприпаса. В 1992—1997 годы был проведён второй этап лётно-конструкторских испытаний. Пуски осуществлялись с ракетного катера Р-44 Черноморского флота.

С советских времён в кооперации по созданию Х-35 участвовали украинские предприятия. В 1993 году правительства РФ и Украины договорились продолжить опытно-конструкторские работы по боеприпасу. До 2001 года испытания ракеты проходили в Крыму (до 2014 года Крым был в составе Украины), а затем исключительно на российских полигонах. На вооружение ВМФ Х-35 была принята в 2004 году.

  • Запуск противокарабельной крылатой ракеты береговым ракетным комплексом «Бал»
  • РИА Новости

«При разработке Х-35 отечественные специалисты решали множество новых задач. Но основная причина, по которой затянулось создание ракеты, заключается в отсутствии необходимого финансирования со стороны государства. Надо отдать должное коллективу ОКБ «Звезда», который в 1990-е годы трудился над проектом, осознавая его большое значение для нужд ВМФ. Как только улучшилась экономическая ситуация, Минобороны вложило необходимую сумму в доработку Х-35», — рассказал Кнутов.

Как полагает эксперт, единственной ошибкой «Звезды» стало сотрудничество с украинскими подрядчиками. Пользуясь плодами кооперации, в 2018 году киевское КБ «Луч» спроектировало ракету «Нептун». Однако, по словам Кнутова, украинское предприятие использовало технологии времён СССР и 1990-х годов. В настоящее время на вооружении РФ находятся более совершенные версии Х-35.

Варианты

  • Х-35 – Базовая военно-морская версия для России (2003 г.).
  • Х-35Э – Экспортная версия Х-35 (1996 г.).
  • 3М-24ЭМВ – Экспортная версия Ракета-мишень Х-35 без боевой части для Вьетнама.
  • Х-35У – Унифицированная ракета модернизации базы (может использоваться с любым носителем), версия для России в производстве (по состоянию на 1 июля 2015 г.). Способен поражать наземные цели.
  • Х-35УЭ – Экспортный вариант Х-35У, в производстве.
  • Х-35В – Версия для России, запускается с вертолета.
  • Уран / Уран-Э (SS-N-25 ‘Switchblade’ ) – Корабельный противокорабельный ракетный комплекс с ракетами Х-35 / Х-35Э.
  • Бал / Бал-Э (SSC-6 ‘Sennight’ ) – Ракетный комплекс береговой обороны с ракетами Х-35 / Х-35Е.
  • KN-09 Kumsong-3 (Venus 3 ) – Сообщается северокорейская копия Х-35У. Kumsong-3 – это северокорейский отечественный вариант / клон Х-35, вероятно, основанный на Х-35У из-за дальности действия. Продемонстрированная дальность стрельбы 8 июня 2017 года – 240 км.
  • Х-37 или Х-39 – возможное название варианта с ядерной боеголовкой.
  • КСТ-15 – Х-35Э по лицензии Вьетнама.
  • Нептун – украинский вариант Х-35.
  • ВЦМ-01 – модифицированный вариант Х-35УЭ российского производства, выпускаемый под лицензия во Вьетнаме.

План:

  • Введение
  • 1 Описание системы

    • 1.1 Кодовые буквы
    • 1.2 Обозначения модификаций
  • 2 Кодификация для ракет

    • 2.1 AA
    • 2.2 ABM
    • 2.3 AS
    • 2.4 AT
    • 2.5 FROG
    • 2.6 SA
    • 2.7 SA-N
    • 2.8 SS
    • 2.9 SS-N
    • 2.10 SL
  • 3 Список кодовых имён НАТО для авиатехники

    • 3.1 Бомбардировщики
    • 3.2 Истребители
    • 3.3 Транспортные
    • 3.4 Вертолёты
    • 3.5 Смешанные типы
  • 4 Прочие обозначения МО США для советской и китайской авиации и ракет

    • 4.1 Обозначения «Type» каталога ВВС США (1946—1955)
    • 4.2 Обозначения экспериментальных самолётов и прототипов
    • 4.3 Обозначения исследовательских и экспериментальных ракет
    • 4.4 Обозначения радиолокационных станций

Примечания

Версии

Х-35Э на выставке “МАКС 2009” .

  • Х-35 (3М24)  : Базовая версия для России (2003 г.). Дальность: 120  км , обнаружение: 20  км .
  • Х-35Э (3М24Э)  : Экспортный вариант Х-35 (2003 г.).
  • Х-35У  : Улучшение базовой версии (может использоваться на любом устройстве). Версия для разработки для России. Дальность: 260  км . Оснащен активной / пассивной радиолокационной ГСН и усиленной защитой от помех. Обнаружение: 50  км .
  • Х-35УЭ  : Экспортный вариант Х-35У, в разработке.
  • Х-35В  : Версия для России, запускается с вертолетов .
  • Х-35ЭВ  : Экспортная версия Х-35В.
  • 3М24ЭМВ  : экспортный вариант во Вьетнам ракеты- мишени Х-35 , лишенной боевого заряда.
  • Х-35 Уран / Уран-Э  : Морская интеграция системы управления с использованием ракет Х-35 и Х-35Э.
  • Бал / Бал-Э  : Мобильный прибрежный ракетный комплекс с ракетами Х-35 и Х-35Э, запущенный в России с МЗКТ-7930 .

Development[]

The previous anti-ship missiles made in USSR were highly capable, but they also were large and expensive. Therefore, the Soviet Navy found that a similar, small and very low flying missile would be useful. This new system was planned as small, cheap, and easy to install missile for a variety of platforms. This new system, called 3M24 Uran (in western nomenclature, SS-N-25) was originally meant for small surface combatants such as frigates, like the Krivak, Gepard and Neustrashimy. It was the answer to western missiles like the US Harpoon. Informally, it was also known as ‘Harpoonski’, as it was broadly comparable, especially in appearance, with the American missile.

The initial development started in Zvezda-Strela State Scientific-Industrial Center (GNPTs) group in 1972 or 1977, depending on the sources. Zvezda received the official go ahead to begin work on the Kh-35 in 1983-1984 by a decree of the USSR Council of Ministers and the USSR CPSU Central Committee to arm ships of medium tonnage.[citation needed]

Test launches began in 1985, but there were several problems and failures with the miniaturized active radar system. It was first displayed in 1992 and listed as only being intended for export, when it was, in fact, not yet for production. In 1994 India ordered Uran missiles (the Kh-35E export variant). This led to the full development, and deliveries started to the Indian Navy in 1996. Russia adopted it only in 2003 (for ships), and 2004 (Bal, coastal system). The air-launched variant (originally made for Indian Il-38SD patrol aircraft) was completed in 2005 and later deployed on Russian Federation aircraft.

The KH-35 can be considered the successor to the SS-N-2 Styx missile, albeit much smaller and more modern. It boasts greater range than legacy missile systems, and is much cheaper than other contemporary anti-ship missiles like Kalibr or Oniks, costing an estimated $500,000 USD per missile.

«Оригинальное оружие»

Эскизный образец Х-35 был подготовлен в 1983 году. Советские инженеры должны были создать универсальную крылатую ракету для поражения морских целей. Помимо корабельного варианта планировалось наладить выпуск модификаций для оснащения истребителей, бомбардировщиков, вертолётов и береговых комплексов.

«Идея заключалась в том, чтобы создать высокоэффективное средство поражения кораблей противника, которое при минимальных изменениях могло бы использоваться кораблями, авиацией и береговыми системами. Внешне Х-35 напоминала американский «Гарпун». Скорее всего, отечественные специалисты позаимствовали его отдельные элементы, однако в целом Х-35 — это полностью оригинальное оружие», — пояснил Кнутов.

Первый испытательный пуск прототипа Х-35 состоялся 5 ноября 1985 года в Крыму на полигоне 31-го испытательного центра Минобороны СССР. Ракета покинула транспортно-пусковое устройство, пролетела 50 метров и упала в море. Испытания ракеты продолжались всю вторую половину 1980-х годов. Прежде всего инженеры проверяли работу двигателя и автоматики.

Впервые опытный образец Х-35 был представлен широкой публике в 1992 году в Жуковском на международной выставке «МосАэроШоу» (сейчас — МАКС). Демонстрация ракеты была во многом вынужденным шагом — ОКБ «Звезда» рассчитывало заключить экспортные контракты из-за отсутствия государственного финансирования после распада СССР.

Наибольший интерес Х-35 вызвала у Индии. В 1994 году предприятие заключило с Нью-Дели контракт на поставку корабельного комплекса «Уран-Э». Сотрудничество с Индией позволило «Звезде» сохранить квалифицированные кадры и продолжить разработку боеприпаса. В 1992—1997 годы был проведён второй этап лётно-конструкторских испытаний. Пуски осуществлялись с ракетного катера Р-44 Черноморского флота.

С советских времён в кооперации по созданию Х-35 участвовали украинские предприятия. В 1993 году правительства РФ и Украины договорились продолжить опытно-конструкторские работы по боеприпасу. До 2001 года испытания ракеты проходили в Крыму (до 2014 года Крым был в составе Украины), а затем исключительно на российских полигонах. На вооружение ВМФ Х-35 была принята в 2004 году.

«При разработке Х-35 отечественные специалисты решали множество новых задач. Но основная причина, по которой затянулось создание ракеты, заключается в отсутствии необходимого финансирования со стороны государства. Надо отдать должное коллективу ОКБ «Звезда», который в 1990-е годы трудился над проектом, осознавая его большое значение для нужд ВМФ. Как только улучшилась экономическая ситуация, Минобороны вложило необходимую сумму в доработку Х-35», — рассказал Кнутов.

Как полагает эксперт, единственной ошибкой «Звезды» стало сотрудничество с украинскими подрядчиками. Пользуясь плодами кооперации, в 2018 году киевское КБ «Луч» спроектировало ракету «Нептун». Однако, по словам Кнутова, украинское предприятие использовало технологии времён СССР и 1990-х годов. В настоящее время на вооружении РФ находятся более совершенные версии Х-35.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий