Трудности

Вместе с тем есть факторы, которые препятствует быстрому решению указанных задач. Речь идет главным образом о необходимости минимизации массы, габаритов и стоимости ракет.

Требования к ракетам со стороны летчиков не ограничиваются принципом «Пустил и забыл». Летчикам хотелось бы, чтобы требования ракеты к условиям пуска были минимизированы. Нашлемная система целеуказания эффективно справляется с задачей в ближнем воздушном бою, однако совершенно не годится для дальнего ракетного боя, который становится все более перспективным направлением развития авиации ВКО.

Экипажи нуждаются в «умных» ракетах, но и для высокотехнологичных ракет нужны квалифицированные специалисты. Бытует мнение, что шестое поколение истребителей может стать беспилотным. Эта перспектива вполне реальная, учитывая стремительное развитие концепции «бесконтактных войн». Как бы там ни было, постепенное и – что самое главное – постоянное наращивание тактико-боевых характеристик ракет класса «воздух-воздух» приводит к получению ими качественно нового места в вооруженном конфликте и повышению роли истребительной авиации в ВКО в целом.

Самонаводящиеся ракеты

В 1962 году в серийное производство поступили первые самонаводящиеся ракеты Р-3С. Головки самонаведения реагировали на источник теплового излучения, которым, как правило, выступало реактивное сопло мотора вражеского самолета. Система была пригодна для маневренного воздушного сражения, но в случае резкого маневра цели в сторону ракеты, атака срывалась или заканчивалась промахом. В среднем воздушном бою из десяти пусков ракеты цели достигали не более двух. Самонаводящиеся ракеты могли атаковать только заднюю полусферу самолета противника и только в нормальных погодных условиях. Пуск под нулевым ракурсом мог привести к преждевременной активации дистанционного взрывателя. Причина тому – попадание ракеты в струю раскаленных газов реактивного мотора вражеского самолета.

У первых управляемых ракет оборудование для наведения и самонаведения оснащалось аналоговыми средствами обработки информации и имело жесткую логику работы. Когда тепловая головка самонаведения устойчиво захватывала цель, летчик мог это понять по характерному звуку, доносящемуся из наушников его шлемофона. Под уменьшением ошибки прицеливания звук усиливался.

Спутники

AOBA-VELOX 4

12.01.2019 | Космические аппараты (спутники) Японии

AOBA-VELOX 4 – это совместная сингапурская и японская наноспутниковая миссия для демонстрации технологии по наблюдению за лунным горизонтом.

OrigamiSat 1

12.01.2019 | Космические аппараты (спутники) Японии

OrigamiSat 1 – 3U CubeSat, разработанный в Токийском технологическом институте (TITech) для демонстрации современной мембранной космической структуры на орбите.

NEXUS

08.01.2019 | Космические аппараты (спутники) Японии

NEXUS (NExt Generation X Unique Satellite) – представляет собой 1U CubeSat для демонстрации любительской спутниковой связи нового поколения.

Hodoyoshi 2 / RISESat

08.01.2019 | Космические аппараты (спутники) Японии

Hodoyoshi 2 / RISESat (Rapid International Scientific Experiment Satellite) – небольшой японский спутник для наблюдения Земли, а также тестирования ряда…

ALE 1, 2

08.01.2019 | Космические аппараты (спутники) Японии

ALE 1 (Astro Live Experiences 1) – это небольшой демонстрационный спутник японской компании Astro Live Experiences. На орбите ALE 1…

RAPIS 1

08.01.2019 | Космические аппараты (спутники) Японии

RAPIS 1 (Rapid Innovative Payload Demonstration Satellite 1) – небольшой японский спутник, предназначенный для тестирования новых технологий в космосе.

PL-12

PL-11 выпускалась только для самолетов J-8 и J-10. С начала 1990-х годов велась работа над ее планируемым преемником, PL-12, который задумывался, как китайский ответ на AIM-120 AMRAAM.

Как и AMRAAM, PL-12, разработка которой стартовала в начале 1990-х годов, имеет активную радиолокационную ГСН, обеспечивающую принцип «выстрелил – забыл», а также канал передачи данных для обновления данных в середине курса. Ракета основана на миниатюрной активной радиолокационной ГСН плюс канал передачи данных, который, как предполагают некоторые источники, был разработан при содействии России.

PL-12 в целом немного больше, чем AMRAAM, а его хвостовые стабилизаторы управления имеют характерные вырезы. Согласно сообщениям, PL-12 использует ракетный двигатель с переменной тягой для обеспечения скорости и маневренности на всем протяжении полета. В НОАК считают, что ракета превосходит AIM-120B и российскую Р-77 (AA-12 Adder), хотя и немного уступает по мощности более совершенной AIM-120C.

J-10C НОАК выполняет тренировочный вылет с одной инертной PL-12 под правым крылом

На вооружение PL-12 принята в 2005 году и впервые передана подразделениям J-8F, а затем введена на J-10, J-11B, J-15, J-16, Су-30МК2 и J‑20. Ракета также предлагается на экспорт под обозначением SD-10. Она используется на истребителях JF-17 Thunder, эксплуатируемых Мьянмой, Нигерией и Пакистаном.

Сообщается, что улучшенная версия PL-12A оснащена модифицированной ГСН с новым цифровым процессором и, как утверждается, сопоставима с AIM-120C-4. По неподтвержденным данным, новая версия может также иметь пассивный режим наведения на глушилки, излучатели радиоэлектронной борьбы и самолеты раннего предупреждения.

Согласно официальным спецификациям, радиус действия PL-12 составляет от 44 до 62 миль. Показатель сокращен до 37-44 миль для экспортной конфигурации SD-10. По оценке RUSI, дальность стрельбы PL-12 «находится где-то между AIM-120B и AIM-120C-5».

Истребители авианосца J-15 на палубе авианосца “Ляонин”

Ходили слухи и о других, более продвинутых вариантах, в том числе об одном со складывающимися ребрами для внутреннего крепления, одном с антирадиационной ГСН и версии с прямоточным реактивным двигателем для дальних боев. Ни один из них, по-видимому, не перешел на оперативную эксплуатацию. Интересно, что в последнем докладе Пентагона Конгрессу о китайских военных разработках за прошлый год говорится, что Китай «разрабатывает ПВРД в дополнение к PL-15, находящейся за пределами видимости», хотя, похоже, никаких более широких доказательств этого нет.

Запуск SPACECOM

Администрация Трампа и Пентагон продолжают делать шаги по созданию Космических сил. Глава комитета начальников штабов ВС США генерал Джозеф Данфорд заявил, что 29 августа начнёт свою работу Космическое командование SPACECOM — первое боевое командование, сформированное с 2009 года.

До этого в составе Министерства обороны США существовало десять командований: Африканское, Центральное, Командование киберопераций, Европейское, Индо-Тихоокеанское, Северное, Южное, Командование специальных операций, Стратегическое, а также Транспортное командование.

  • Встреча Национального космического совета
  • NASA

О старте работы SPACECOM Данфорд сообщил на заседании Национального космического совета, которое прошло 21 августа в Вирджинии под председательством вице-президента США Майка Пенса.

Также по теме


«Нет государственной стратегии»: что ждёт Агентство космического развития после отставки его главы

Глава Агентства космического развития США Фред Кеннеди подал в отставку, проработав в должности менее четырёх месяцев. Причины такого…

«Эта инициатива укрепит наши возможности по наращиванию людских ресурсов и потенциала, которые понадобятся нам в будущем. Я убеждён, что создание единой службы будет существенно способствовать достижению этой цели», — приводит слова Данфорда телеканал Fox News.

Возглавит SPACECOM генерал ВВС Джон Рэймонд, в состав нового командования войдут 87 подразделений, которые будут заниматься «ракетным оповещением, спутниковыми операциями, а также космическим контролем и поддержкой», сообщил Данфорд.

В истории США уже было несколько космических командований — первое было создано в 1985 году в рамках программы администрации Рейгана «Звёздные войны». Оно было соединено со Стратегическим командованием США после терактов 11 сентября 2001 года. Также своё Космическое командование уже есть у ВВС США, оно расположено на военно-воздушной базе Питерсон в Колорадо-Спрингс.

Новое командование, созданное в рамках организации Космических сил Трампа, будет заниматься гонкой вооружений в космосе, отметил в беседе с RT Юрий Кнутов.

Ракета ближнего боя

Надо отметить, что дальность поражения цели не является главной характеристикой УРВВ-МД. Опыт локальных войн во Вьетнаме, на Ближнем Востоке, а также проведённые в нашей стране и за рубежом исследования выявили ряд характерных особенностей современного ближнего воздушного боя. Главными характеристиками таких воздушных поединков являются скоротечность, высокие значения манёвренных перегрузок, большие угловые скорости относительного перемещения цели (25-35 град/с) и ряд других. И самым эффективным оружием в подобных боевых ситуациях до настоящего времени была применяемая на российских самолётах ракета ближнего боя Р-73Э.

ktrv.ru
Ракета ближнего боя Р-73Э.

Как известно, ВВС стран НАТО в настоящее время активно пополняются модернизированными самолётами поколения 4++ и самолётами 5-го поколения. Комплексы бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) таких машин дополняются различными технологическими решениями по планеру, снижающими радиолокационную заметность, и бортовыми комплексами обороны (БКО), которые способны поставить эффективные помехи большинству УРВВ с инфракрасными головками самонаведения (ГСН).

Ракета РВВ-МД внешне похожа на ракету Р-73Э. Отличия начинаются в комплектации самой ракеты. Новая УРВВ-МД получила современную ГСН, обеспечивающую существенное улучшение ряда характеристик, отвечающих за захват и сопровождение цели. В первую очередь речь идёт о реализации принципа «выстрелил – забыл». Суть его заключается в «связи» нашлемного целеуказателя и ГСН ракеты. Когда пилот видит цель, её «видит» и ГСН. Лётчику остаётся только нажать кнопку «Пуск», и ракета идёт точно на цель.

ktrv.ru
Ракета РВВ-МД.

Эксплуатация

Активация происходит за счет взрывателя, взаимодействующего с неконтактным индикатором мишени. Механизм находится сзади блока автоматики управления. Размещение прибора определяется по комплекту прозрачных округлых окошек на боковине остова. За остеклением предусмотрен лазерный датчик цели.

В хвостовике имеется одноступенчатый твердотопливный «движок», гарантирующий полет боеголовки на расстояние до 110 километров. Крейсерская скорость при этом достигает порядка 4,5 тысячи км/ч. Такие показатели в паре с доработками рулей существенно улучшают общие характеристики оружия.

Миниатюрная копия космического челнока НАСА

Хотя X-37B очень похож на культовый космический челнок NASA, но эти два типа транспортных средств отличаются друг на друга по размеру.

X-37B имеет длину всего 29 футов (8,8 м), размах крыльев составляет 15 футов (4,6 м). А космические челноки НАСА, напротив, имели длину 122 фута (37 м) и размах крыльев более чем 24 метра (24 фута). Внутри челнока НАСА, в грузовом отсеке могло поместиться два X-37B.

Как и космический челнок, X-37B приземляется на взлетно-посадочной полосе в стиле самолета, но делает все автономно (в отличие от пилотируемого челнока, в котором обычно это выполнял экипаж из семи космонавтов).

Вооружение Су-37

Состав оружия истребителя изначально планировался на самолет-перехватчик, но полученные данные исследований и испытаний создали возможным расширить сферу применения самолета. На истребителе установили автоматическую одноствольную пушку ГШ-301. В ней применяется патрон калибра 30 мм, общий боезапас − 150 патронов, а стреляет она со скоростью 1500 выстрелов в минуту. Для получения полного превосходства в воздухе решено было применить УР класса «воздух-воздух» с дальностью поражения на разных дистанциях. Дополнительно установили новую ракету РВВ-АЕ, способную поражать цели на средней дальности.

За уничтожение противника на земле и воде отвечает комплекс ракет класса «воздух-поверхность» с разными типами наведения. Поскольку самолет может работать одинаково хорошо и днем, и ночью, то и ракеты должны соответствовать. Х-29Т – телевизионное наведение, Х-29Л – лазерное наведение, Х-31П – противорадиолокационные ракеты, Х-31А и Х-35 – ракеты противокорабельного применения. Дополнительно устанавливается комплекс неуправляемых ракет, авиабомбы и баки с напалмом.

Миссии

В ВВС США не раскрывают, какие задачи предусмотрены для автоматических шаттлов типа X-37B. Однако эксплуатационные расходы и недостаточная эксплуатационная гибкость американского космического челнока, похоже, показали, что эта концепция не дает ожидаемых преимуществ. Специалисты в области военной разведки задаются вопросом о полезности такого устройства, потенциальные задачи которого могут быть решены менее дорогостоящими средствами.

Учитывая свои характеристики, X-37B может выполнять следующие задачи в порядке убывания актуальности:

Орбитальный испытательный стенд и платформа для датчиков военной разведки и прослушивания

Это наиболее вероятное использование. Грузовой отсек шаттла может принимать различные датчики, используемые для радиолокационного, оптического, инфракрасного распознавания или сбора радиопередач ( ELINT ). Их эффективность можно проверить в полете, а затем проанализировать результаты после возвращения на землю. Шаттл также может быть быстро запущен для реагирования на кризис и поддержки конкретной потребности в военной разведке благодаря возможности реконфигурации грузового отсека и маневренности на орбите. Но скорость реакции шаттла зависит от времени подготовки его пусковой установки, а стоимость его запуска высока (100 миллионов долларов).

Размещение малых разведывательных спутников для реагирования на кризисную ситуацию

Для реагирования на кризисную ситуацию небольшие разведывательные спутники можно быстрее установить в трюме шаттла, чем на пусковой установке. Но высокая стоимость запуска одиночного шаттла и его малая грузоподъемность не могут конкурировать с использованием малых пусковых установок. Кроме того, время запуска также зависит от времени подготовки пусковой установки Atlas.

Корабль для ремонта и технического обслуживания на орбите

Шаттл используется для ремонта или заправки спутников на орбите топливом или для возврата сломанных спутников с целью определения происхождения аномалии. Кусочки космических кораблей опускаются на землю для изучения воздействия космического пространства, космического мусора и микрометеоритов. Но характеристики X-37B ограничивают его работу на низких околоземных орбитах ( максимум 1100  км ), а его грузовой отсек имеет ограниченную вместимость.

Смотровая машина и противоспутниковая платформа

На орбите уже есть инспекционные спутники ( XSS-11 , MiTex ), но у них есть только фиксированный диапазон датчиков. X-37B может нести датчики, подходящие для каждой миссии, и в отличие от существующих инспекционных спутников, он может изменять наклон орбиты , возвращать спутник или нейтрализовать враждебный спутник, не создавая облака обломков. Но есть новые инспекционные спутники, более маневренные, чем упомянутые, X-37B очень заметен, и его приближение легко обнаруживается любым враждебным спутником; наконец, его грузовой отсек не в состоянии вернуть большую часть существующих спутников.

Самый секретный

Пробыв на орбите 908 дней, 12 октября на Землю возвратился запущенный ещё в мае 2020-го американский беспилотный космический корабль Boeing X-37B. Аппарат в очередной раз побил собственный рекорд продолжительности полёта, который составлял 780 дней.

Пожалуй, этот проект сегодня представляет наибольший интерес со всех точек зрения – военной, технической и даже конспирологической. Беспилотный (пока что беспилотный) многоразовый корабль представляет собой уменьшенный вариант МТКК «Спейс Шаттл», причём программа эта глубоко засекречена. Из открытых источников известно только то, что длина аппарата 8,8 м, высота 2,9 м, размах крыла 4,5 м, масса выводимого полезного груза 4989 кг. Габариты грузового отсека – 2,1х1,2 м. Корабль оснащён одним двигателем Рокетдайн AR-2/3 и оборудован панелями солнечных батарей и литий-ионными аккумуляторами.

flickr.com/92858009@N04
Беспилотный космический корабль Boeing X-37B.

Согласно официальной информации Пентагона, это совместный проект Boeing и НАСА, разработанный по заказу Минобороны США. X-37B – экспериментальный орбитальный самолёт, предназначенный для тестирования технологий будущего. Самый интересный эксперимент, который планирует НАСА с помощью X-37B – преобразование энергии от космических лучей для использования на Земле. Солнечную энергию планируется переводить в микроволновое радиоизлучение.

Также на X-37B планируется изучить, как радиация влияет на семена, которые будут выращивать в космосе. Выращивание растений в космосе – важная задача космолётов будущего, поскольку это возобновляемая натуральная пища. Да и для обживания других планет надо изучить механизмы воздействия космической радиации на растения.

Боевая обкатка

Министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что ВКС в феврале 2018 года испытали в Сирии современные крылатые ракеты для истребителя пятого поколения Су-57. Заявление было сделано на заседании коллегии Министерства обороны, состоявшемся в пятницу, 25 мая 2018 года.  

В ходе доклада министр обороны России подчеркнул важность сирийского опыта для совершенствования отечественных оборонительных систем. В частности, он отметил, что в регионе было испытано более 60 серийных и перспективных образцов вооружений ВКС

Также по теме


«Нет равных в воздухе»: как Россия модернизирует свою истребительную авиацию

Россия закупит новейшие тяжёлые истребители и модернизирует стоящие на вооружении самолёты. Об этом заявил замминистра обороны РФ Юрий…

Полученные данные позволили приступить к модернизации «11 типов самолётов и вертолётов», сообщает Минобороны России.

В конце января 2018 года Борис Обносов, генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение», проинформировал СМИ, что Су-57 приступил к новой фазе испытаний с применением новейших авиационных средств поражения (АПС).

Сообщения о российских самолётах Су-57 в воздушном пространстве Сирии появились в феврале 2018 года. По информации российского Минобороны, Су-57 были в Сирии всего два дня. 24 мая 2018 года глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь подтвердил журналистам, что эти машины действительно проходили тогда боевую обкатку в Сирии. 

«Испытание любого вооружения в боевой обстановке даёт максимальное количество информации для разработчиков и эксплуатантов, — заявил в интервью RT военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев

— Особого военного смысла применять в Сирии такое оружие нет, это важно скорее с точки зрения разработки и развития вооружений»

След в истории

Самолет Су-37 просуществовал не так долго, но оставил крайне яркий след в умах. И до сих пор мало кто задается вопросом – а что, собственно, это за самолет? Опередивший свое время суперистребитель — или демонстратор технологий, эффектный, но непригодный и неприспособленный для повседневной эксплуатации? Факт: «Терминатор» продемонстрировал уникальные маневренные качества, на нем впервые были продемонстрированы новые маневры.

Но по сей день остается спорным вопрос о реальной пользе впечатляющих пилотажных фигур, выполненных на Су-37

«Терминатор» неизменно привлекал внимание на выставках –но на его закупку, вопреки радужным прогнозам, никто не решился

Эксплуатация «Терминатора» показала, что истребителю с УВТ для достижения необходимых маневренных характеристик не требуется утяжеляющее планер переднее горизонтальное оперение – нынешние самолеты КБ Сухого не имеют ПГО.

Значит, в качестве экспериментального образца «тридцать седьмой» был успешен и позволил накопить опыт, необходимый для работы над серийными истребителями. Показательно и то, что не предпринималось никаких попыток построить второй экземпляр Су-37.

Почему же «летающую лабораторию» рекламировали, как готовый к серийному производству самолет? Вероятно, разгадка в том, что России в те годы было жизненно необходимо продемонстрировать, что ее авиационная промышленность в состоянии создавать по-настоящему передовую технику. А когда новейшие достижения демонстрирует боевой самолет, близкий по конструкции к серийному – это впечатляет сильнее, чем опытный образец, явно не имеющий другого применения.

Секретность миссий X-37B

Хотя ВВС США и раскрыли информацию о некоторой полезной нагрузке, которая выводилась на орбиту с помощью X-37B, большая часть бортового оборудования космического самолета находится под грифом «секретно».

Эта секретность привела к возникновению некоторых предположений о том, что транспортное средство является своего рода космическим оружием, возможно, предназначенным для выведения или захвата спутников. Однако ВВС всегда отрицали это мнение, настаивая на том, что X-37B просто тестирует технологии для будущих космических аппаратов и проводит различные эксперименты. Некоторые из этих тестируемых технологий могут быть датчиками и другим оборудованием для будущих спутников-шпионов, как утверждают внешние эксперты.

Версии

Х-31П (справа), экспонированный по бокам от Р-27 (слева) и Х-59 (в центре), на военной выставке “МАКС” в Жуковском , 1999 год.

Существующий

Х-31А
Оснащен . Используется как противокорабельная ракета против судов размером до эсминца. Дальность от 25 до 50  км (от 13,5 до 27  Н · м ). Ракета скользит по поверхности воды по мере приближения к своей цели, чтобы снизить вероятность того, что она будет обнаружена системами защиты корабля-цели.
Х-31П (Тип 77П)
Оснащен . Используется как противорадиолокационная ракета. Он остается на большой высоте на протяжении всего полета, что обеспечивает высокую скорость и значительно увеличивает дальность полета до 110  км (60  Н · м ). Датчик ГСН доступен в трех версиях одного и того же модуля, взаимозаменяемых и позволяющих покрывать разные диапазоны частот радара . Однако их можно изменить только на заводе.
Х-31АД / Х-31ПД ( «  Х-31 Мод 2  » )
Небольшое улучшение дальности полета ракеты за счет удлинения фюзеляжа с 4,70  м до 5,23  м .
Х-31АМ / Х-31ПМ
существенное обновление бортовой электроники. Запланированные испытания проведены в 2005 и 2006 годах. Повышенная сопротивляемость контрмерам , улучшенные ракеты (детонаторы) и улучшенная силовая установка 31DP, которая значительно увеличивает дальность полета ракеты за счет незначительного увеличения веса. Х-31АМ оснащен усовершенствованной активной ГСН РГС-31, а на Х-31ПМ Л-111, Л-112 и Л-113 заменены одним многодиапазонным блоком Л-130.
MA-31
Оборудован множеством телеметрических и других систем, произведенных и установленных группой McDonnell Douglas / Boeing . Планируемый для использования в качестве беспилотного летательного аппарата ВМС США , он проходил испытания в период с 1996 по 1999 год. Усовершенствованная версия, оснащенная GPS, была представлена ВМФ в качестве предложения по замене старой системы , но они купили GQM-163 Coyote . Даже с дополнительным оборудованием МА-31 все еще мог летать со скоростью 2,7 Маха и выполнять маневры на 15  G в «противокорабельном» профиле полета . Он также мог достигать 3,5 Маха в «антирадарном» профиле полета на высоте 48 000  футов (15 000  м ).
КР-1
Версия Х-31П, экспортированная в Китай в 1997 году. Похоже, что « Звезда» хотела продать первоначальный набор копий КР-1 Китаю, прежде чем она в конечном итоге сама их произведет. Вместо трех первоначально запланированных исследовательских модулей, KR-1 имеет единственную экспортную модель K-112E, нацеленную на излучение в . Очевидно, он будет оптимизирован специально для обнаружения тайваньских радаров .
YJ-91 ( Ин Цзи 91 )
Китайская ракета на базе Х-31П с более высокой скоростью, немного увеличенной дальностью и более простой заменой ГСН. Сообщается, что в настоящее время они разрабатывают противокорабельную версию с ГСН местного производства, а также другую версию, которая может быть запущена с подводных лодок . Название “YJ-91” уже использовалось в 1997 году, и на самом деле, возможно, это было китайское название, данное оригинальным российским ракетам, обозначенным русскими “X-31” . В 2005 году название «  YJ-93  » было дано ракетам, произведенным в Китае, но западные отчеты обычно не делают различий между YJ-91 и YJ-93.

Вероятный

В 1992 году на авиасалоне МАКС был анонсирован вариант с активным / пассивным наведением “воздух-воздух”, предназначенный для использования против тихоходных самолетов поддержки .

По прозвищу «  Убийца ДРЛО  » ( убийца ДРЛО ), ракета будет иметь дальность действия 200  км . Это будет меньше 300–400  км, обещанных ракетами « Вымпел Р-37» (АА-13 «Стрела» ) и Новатор Р-172 , но у производной от Х-31 будет то преимущество, что его можно будет нести. с помощью большого количества различных устройств. Однако могло случиться так, что это заявление было чистой пропагандой: в 2004 году Корпорация тактических ракет категорически отрицала, что проводила какие-либо работы над производными Х-31 класса “воздух-воздух”.

В 2005 году слухи об этой ракете еще продолжались, в отношении российской ракеты, созданной на базе противокорабельного Х-31А, а с китайской стороны – производной от YJ-91 – от Х-31П.

Уникальные ракеты

Су-57, ранее носивший названия ПАК-ФА и Т-50, — новейший российский истребитель пятого поколения, аналог самых современных американских ударных самолётов F-22 и F-35.

Кроме авиационной 30-миллиметровой пушки 9-А1-4071К, ракет класса «воздух — воздух» и корректируемых авиабомб КАБ-500С в зависимости от целей Су-57 может оснащаться ракетами класса «воздух — поверхность». Это Х-38МЭ — высокоточная ракета малой дальности, противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ, тактическая противокорабельная ракета Х-35УЭ и управляемая ракета Х-59МК2.

  • Х-59МК2

Источник в оборонно-промышленном комплексе России сообщил, что в Сирии, вероятно, была испытана именно последняя из перечисленных ракет. По его словам, с учётом характеристик: дальности полёта до 285 км и возможности применения против широкого спектра наземных целей — Х-59МК2 наиболее подходит на роль вооружения, которое могли тестировать в боевых условиях на территории САР.

Эксперт отметил, что в Сирии вряд ли использовались в боевой обстановке ракеты класса «воздух — воздух» из–за отсутствия воздушных боёв. Удары по позициям террористов могли наноситься ракетами Х-59МК2 класса «воздух — поверхность» с проникающей или кассетной боевой частью.

Также по теме


«Острая фаза соперничества»: отстают ли США от России и Китая в области гиперзвукового оружия

Соединённые Штаты ведут разработки в сфере гиперзвукового оружия на уровне других стран. К такому выводу, как сообщает телеканал CNBC,…

«Если речь идёт о Х-59МК2 и подобных ей ракетах, то это тактическое оружие, — отметил Дмитрий Корнев. — В нынешнем виде она является самонаводящейся. На последней версии установлена головка самонаведения. На предыдущих — телевизионная». Эксперт отмечает, что для управления ракетой требуется наличие стрелка-оператора, который до захвата цели будет сопровождать её, а потом включит систему самонаведения. После этого Х-59МК2 работает по принципу «выстрелил — забыл».

В Сирии могли тестироваться и другие уникальные оперативно-тактические ракеты, стоящие на вооружении Су-57. К примеру, К-37М/РВВ-БД — самая дальнобойная в мире ракета класса «воздух — воздух» (максимальная дальность — чуть более 300 км), Х-58УШКЭ (дальность — до 245 км) с фугасной боевой частью предназначена для борьбы с радиолокационными станциями противника, а Х-35УЭ — противокорабельная ракета с дальностью пуска 260 км и захвата цели 50 км.

Последняя предназначена для уничтожения надводных целей и способна лететь над гребнями волн на маршевом участке полёта на высоте 10—15 м, снижаясь при приближении к цели до 4 м

Важное преимущество Х-35УЭ  — сложность её обнаружения благодаря применению стелс-технологий и спутниковому наведению на цель, что позволяет использовать практически незаметный для РЛС сигнал малой мощности для управления ракетой

  • Су-57

РВВ-АЕ

В середине 2000-х годов появилась модель ракеты «воздух-воздух» (Россия), объединяющая в себе все описанные выше характеристики. В настоящее время она продолжает совершенствоваться. Экспортная версия ракеты «воздух-воздух» нового поколения не единожды демонстрировалась публике на авиационных салонах и международных выставках вооружения под именем РВВ-АЕ. В 2003 г. появилась доработанная версия под названием РВВ-СД. Многих интересует, какая скорость ракеты «воздух-воздух» РВВ-СД? Так вот, данная ракета способна развить скорость до 4500 км/ч.

Новая ракета получила двухдиапазонную линию радиокоррекции с повышенным быстродействием, а также высокоточную систему управления. Новый двухимпульсный твердотопливный мотор с управляемой паузой и увеличенной массой топлива может работать до 100 секунд, обеспечивая тем самым повышенную энерговооруженность ракеты. Благодаря адаптивному боевому снаряжению с возможностью управления полем поражения ракета может эффективно попадать в цель даже при повышенной возможности промаха.

«Важная веха»

Во время выступления Сергея Шойгу на кадрах презентации российского военного ведомства был показан пуск крылатой ракеты из отсека внутри фюзеляжа Су-57.

«Это может быть ракета Х-58 со складывающимися крыльями, это может быть Х-59 со складывающимися крыльями, это может быть что-то ещё», — прокомментировал презентацию Дмитрий Корнев.

По мнению эксперта, отработка пусков из внутрифюзеляжных отсеков имеет большое значение для Су-57

«Безусловно, это очень важно. Одним из свойств самолётов пятого поколения является применение систем вооружений из закрытых отсеков

Это позволяет самолёту до применения ракет обходиться без демаскирующих признаков», — отметил Корнев, добавив, что ракеты на подвеске, с которыми ранее был замечен Су-57, были хорошо заметны для РЛС противника.

«Открыл отсек, выпустил ракету, закрыл отсек. Время нахождения в демаскированном состоянии серьёзно сокращается», — объяснил Корнев.

Такие испытания свидетельствуют о том, что доработка российского истребителя пятого поколения подходит к концу, считает эксперт. «Это важная веха в подготовке Су-57 к принятию на вооружение», — резюмировал Дмитрий Корнев.

Проверено Сирией: на что способны крылатые ракеты истребителя Су-57

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий