Патрульные корабли проекта 22160

Представители проекта

Название б/нВерфь Зав. №Заложен Спущен В строюФлотСостояние
Василий Быков368 АО Зеленодольский ССЗ16126.02.201428.08.201720.12.2018 ЧФВ строю
Дмитрий Рогачёв375АО Зеленодольский ССЗ16225.07.201408.04.201811.06.2019ЧФВ строю
Павел Державин363АО Зеленодольский ССЗ(ООО ССЗ «Залив» г. Керчь)16318.02.2016 21.02.2019 12.2020ЧФЗаводские ходовые испытания
Сергей КотовАО Зеленодольский ССЗ(ООО ССЗ «Залив» г. Керчь)16408.05.2016 09.2020 12.2021ЧФСтроится. Сформирован корпус.
Виктор ВеликийАО Зеленодольский ССЗ16525.11.2016 04.2021 12.2022ЧФСтроится
Николай СипягинАО Зеленодольский ССЗ16613.01.2018 04.2022 12.2023ЧФСтроится

Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован не спущенным на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ Жёлтый  — действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Красный  — списан, утилизирован или потерян

Первый корабль серии «Василий Быков» был заложен 26 февраля 2014 года. Спущен на воду 28 августа 2017 года, осенью того же года отбуксирован по внутренним водным путям на завод «Залив» в Керчь для достройки. 25 марта 2018 года вышел из Керчи в Новороссийск на государственные испытания, стартовавшие в мае 2018 года.. 20 декабря 2018 года головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» вошел в состав Черноморского флота.

Второй корабль серии «Дмитрий Рогачёв» вошёл в состав флота в июне 2019 года, после завершения государственных испытаний.

Третий патрульный корабль проекта 22160 «Павел Державин» 20 апреля 2020 года отбуксирован из Керчи в Новороссийск для прохождения заводских ходовых и государственных испытаний, принятие на вооружение ожидается до конца 2020 года.

Общие сведения

Корабли проекта 22160 предназначены для охраны территориальных вод, патрулирования 200-мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, для оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды в мирное время, обеспечения охраны для кораблей при морских переходах, а также охраны военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения нападения различных сил и средств противника — в военное время, а также операций в дальней морской и океанской зонах.

Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350

Примечания

  1.  (рус.)  (неопр.) ?. www.severnoe.com. Акционерное общество «Северное Проектно-Конструкторское Бюро». Дата обращения 4 августа 2018.
  2.  (англ.). blackseafleet-21.com. Дата обращения 28 ноября 2018.
  3. .
  4.  (рус.)  (неопр.) ?. lenta.ru. lenta.ru (6 апреля 2014). Дата обращения 4 августа 2018.
  5. Сергей Птичкин.  (рус.)  (неопр.) ?. rg.ru. «Русское оружие» (2 июля 2017). Дата обращения 4 августа 2018.
  6. Дмитрий Сергеев.  (рус.)  (неопр.) ?. ТРК «Звезда» (18 января 2018). — Первая реализация на флоте модульной концепции морского вооружения. Дата обращения 23 августа 2018.
  7. . Морской ВПК. Дата обращения 9 декабря 2018.
  8. . ФлотПром. Дата обращения 28 ноября 2018.
  9. ↑ . www.balancer.ru. Дата обращения 28 ноября 2018.
  10. . ФлотПром. Дата обращения 28 ноября 2018.
  11.  (рус.)  (неопр.) ?. ria.ru. РИА «Новости» (26 марта 2018). Дата обращения 4 августа 2018.
  12. АО «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД им. А. М. ГОРЬКОГО».  (недоступная ссылка). Дата обращения 23 мая 2019.

Вооружение

Основное вооружение

Характеристики АК-630
ТТХ Значение ТТХ Значение
Скорострельность, выстр.\мин 4000-5000 Боевой расчет, чел. 1
Начальная скорость снаряда, м/с 1030 Масса установки, кг 3800
Дальность стрельбы, м 4000 Ресурс установки, выстр. 8000
Углы от −12° до +88° Углы 360°
Скорость ВН, °/с 50 Скорость ГН, °/с 70

Корабли проекта 22460 оснащены скорострельной шестиствольной 30-мм автоматической пушкой АК-630М. Разработанная в Тульском конструкторском бюро приборостроения, установка серийно выпускается предприятием «Туламашзавод». Пушка спроектирована для вооружения кораблей. Она может уничтожать противокорабельные ракеты, самолёты, вертолёты, , также эффективно поражать маломерные надводные цели и плавающие мины. Также пушка применяется для поражения сухопутных объектов: живой силы противника, укреплённых огневых точек.

Начальная скорость снаряда составляет 875 м/с, охлаждение стволов жидкостное, автономное. Разрабатывался проект 22460 и с возможностью размещения одной пушки А-220М, калибра 57 мм. При необходимости судостроители смогут выпустить корабль проекта 22460 в комплектации с пушкой А-220М вместо АК-630.

Дополнительное вооружение

В качестве дополнительного вооружения на патрульных кораблях проекта 22460 размещены два пулемёта «Корд» на одиночных станках по бокам боевой рубки. При необходимости экипаж может вооружаться переносными ракетно-зенитными комплексами «Игла». На корабле предусмотрено размещение четырёх противокорабельных ракет Х-35, однако в базовой комплектации они не устанавливаются.

Авиационное вооружение

Корабли проекта 22460 оснащены вертолётной площадкой, на которой может базироваться палубный вертолёт. С 2015 года холдинг «Вертолеты России» занимается модернизацией вертолёта Ка-226Т. Техническое задание предусматривает переоснащение вертолёта в палубный вариант. Одним из требований к вертолёту является наличие складывающихся лопастей винта.

Рассматривается возможность размещения на вертолёте крепежей для установки на них вооружения калибром до 7,62 мм, планируется оснастить экипажи вертолётов очками ночного видения.

На кораблях проекта 22460 не предусмотрено ангара для хранения вертолётов, винтокрылые машины будут базироваться на открытой вертолётной площадке.

Базовая модель вертолёта Ка-226, является развитием вертолёта Ка-26 и создана в 1996 году. Получив сертификат, модель серийно выпускается с 2003 года. Вертолёт Ка-226Т оснащён двигателем производства Франции – Arrius 2G. Данная модель вертолёта сертифицирована в 2010 году, дата начала производства неизвестна.

Тестовая модель Ка-226Т

Зеркальная антенна РЛС «Наяда»

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТА КА-226 (КА-226Т)
Макс. взлетная масса, кг3400Размеры вертолета:
Двигатель (кол-во, тип, марка)2 х Allison 250-C20R/2 или Arrius 2GДлина, м8,1
Взлетная мощность, л.с.2 × 460 или 2 × 670Высота, м4,19
Экипаж1Ширина, м3,25
Нагрузка в транспортной кабине, кг1046-1500Диаметр несущего винта, м13,0
Нагрузка на подвеске, кг1300-1500
Макс. скорость, км/ч220
Крейсерская скорость, км/ч197
Статический потолок, м2000
Продолжительность полёта, ч4,5
Дальность полёта, км600
Практический потолок, м5000

В случае необходимости, для выполнения различных задач, на корабле может базироваться БПЛА.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

  • Электронная противопожарная система SP-520M
  • «Наяда»
  • Радар «Балтика-М»
  • Система радиоразведки
  • Средства радиоэлектронной борьбы

История создания

Проектирование

При проектировании нового пограничного сторожевого корабля разработчики руководствовались Концепцией развития корабельного состава пограничных органов федеральной службы безопасности. Целью проектировщиков стало создание многофункционального корабля с хорошей автономностью, дальностью плавания, с достойными скоростными характеристиками и обитаемостью.

Корабль предназначался для охраны государственных морских границ, а также для противодействия пиратству и терроризму. Судостроительная фирма заключила договор с компанией «Транзас» на изготовление и монтаж навигационно-тактического комплекса «Тримс-22460» на сторожевом корабле «Изумруд» проекта 22460. Проектом предусмотрено размещение на борту вертолёта, системы автоматизации корабля и современных средств связи и навигации.

Описание конструкции

Генеральный директор ПКБ «Северное» В. Спиридопуло в 2008 году отметил, что корабли проекта 22460 отличаются от предшественников своими мореходными качествами. Сторожевик может выходить в море при волнении в 6 баллов, при этом не особо теряя в маневренности.

Корпус

Корабли проекта 22460 имеют новую форму корпуса, улучшенную мореходность. На спокойной воде патрульный корабль развивает скорость 30 узлов. Сторожевик имеет повышенную степень скрытности, относительно предыдущих серий кораблей береговой охраны. Для увеличения живучести в конструкции корабля имеется двойное дно и двойные борта.

Энергетическая установка и ходовые качества

Дизель-генератор ДГА-300

До 2015 года сторожевые корабли проекта 22460 оснащались дизельными двигателями производства Германии, однако в связи с политическими событиями 2014-2015 годов поставки двигателей прекратились и судостроителям пришлось искать альтернативные варианты для устранения дефицита двигателей для новых кораблей. Выходом стало заключение контракта с производителем подобных двигателей в Китайской Народной Республике. К ноябрю 2015 года контракт был подписан. Главный конструктор ПКБ «Северное» Алексей Наумов отметил, что китайские двигатели производятся по германской лицензии с соблюдением всех технологий.

В качестве главной энергетической установки до 2015 года использовалось четыре дизельных двигателя MTU 16V4000M73L, производства фирмы MTU Friedrichshafen, каждый мощностью 3860 л.с. Суммарная мощность установки составляла 15 440 л.с. После 2015 года на корабли проекта 22460 устанавливаются дизельные двигателя китайского производства CHD622V20, суммарной мощности 15 776 л.с. Движение корабля производится при помощи двух винтов. Заявленная максимальная скорость корабля составляет 30 узлов, однако в различных источниках встречаются и меньшие показатели максимальной скорости.

Для производства электричества на корабле используется два 300-кВт дизель-генератора DGA-300-VA1-MPS, а также два 60-кВт дизель-генератора DGA-60-VA2-MPS.

Экипаж и обитаемость

Экипаж корабля составляет 24 человека. Корабль имеет бассейн и сауну. Корабли проекта 22460 оборудуются опреснительной установкой.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий