Содержание
В F-15 это двухмоторный истребитель, способный развивать чрезвычайно высокие скорости и высоты, в то время как F-16 менее мощный, но более маневренный одномоторный истребитель.
F-15 считается одним из самых успешных и грозных истребителей, когда-либо построенных, с более чем 100 победами в воздушных боях и нулевыми потерями в воздушных боях. Он может работать в любых погодных условиях, нести различные виды оружия класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» и вооружен пушкой M61 Vulcan.
F-16 – более дешевый, легкий и немного менее мощный самолет, но он был разработан с упором на простоту обслуживания и маневренность. Первоначально задумывавшийся как истребитель дня превосходства в воздухе, он стал универсальным всепогодным многоцелевым самолетом и имеет ту же пушку M61 Vulcan, что и F-15.
Декаль
Не ожидали вторым местом в обзоре увидеть декаль?! А надо ко всему готовиться! Почему сейчас декаль? Процитирую одного знакомого человека: “Просмотр рекомендую начать с декали!”.Ну вот, я и начал.
Ладно, перейдем к делу: Декаль от известнейшей во всем мире итальянской компании Cartograf, которую во всём мире считают эталоном качества (не сочтите за рекламу), на этот раз хорошо так налажала (я же говорил, что не сочтите за рекламу ). “В чем?”-спросите Вы. Да в том, что на именах пилотов на двух вариантах выскакивает желтая подложка! И если в одном из вариантов на это можно “плюнуть” (имя написано черным прямо поверх желтого и желтый цвет выглядит окантовкой), то во втором надо либо тоже “плюнуть”, либо делать новую декаль, либо делать другой вариант (все два имя синие, но в одном из них из-под двух букв выглядывает та же желтая подложка…), хотя возможно, что мне просто не повезло. Втрой недостаток (не существенный) скажу при помощи цитаты того же человека: “Что-то, мне кажется, оно как-то толсто”. Имелся ввиду слой лака.
Интересна эта декаль тем, что в ней присутствует довольно большой набор технических надписей, а также элементов, которые обозначены как “extra”, т.е. дополнительные декалюшки. А именно: переплет кабины черного и серого цветов, а также мааааааленькие рисуночки с F-16 в комплекте с некими палочками. Отмечу, что на декали есть элементы (помимо “extra”), которые никак не указаны в инструкции, но имеющие отношение напрямую к первому варианту окраски, а именно к волку. Это надписи Wolf Pack (реклама производителя афтермаркета ) и рисунок с надписями The Wolf и номером самолета 89-2013. Если кто-то сможет разъяснить ситуацию, то милости прошу.
F-16 digital twin
The USAF unveiled plans to create a digital twin of the F-16 aircraft version to reduce the cost and time for the sustainment and upgrade of the fighter jet in June 2021.
The Air Force Life Cycle Management Center’s F-16 Program Office is sponsoring the digital twin programme. A contract was awarded to Wichita State University’s National Institute of Aviation Research (NIAR) to undertake the project, which will involve the dissembling and scanning of two F-16s to create the digital twin.
The four-year project aims to develop a full-scale 3D model of the aircraft systems including environmental control, and hydraulic and fuel systems. It will also collect data to help streamline the manufacturing processes and supply chain.
Сильные стороны
Немногие истребители имеют шанс конкурировать с F-15 по скорости и практическому потолку. Самолет обладает большой дальностью полета, чему способствует возможность установки внешних топливных баллонов, и имеет надежность двух двигателей. Современная авионика позволяет ему преследовать врагов с больших расстояний и в плохую погоду.
F-16 очень маневренный и мало теряет энергию при маневрировании, что частично достигается за счет проводной системы управления. Самолет легкий, относительно дешевый и оказался чрезвычайно универсальным. При стоимости около 18 миллионов долларов за единицу он намного дешевле в сборке и эксплуатации, чем F-15.
Потери
В период 2000—2012 гг. было потеряно в катастрофах 89 самолётов типа F-16 ВВС США.
По данным А. Букова[неавторитетный источник?], всего за время эксплуатации типа было потеряно не менее 561 самолёта F-16, из них 317 в США и 244 в других странах.
- 8 января 2002 самолёт бельгийских ВВС разбился
- 26 февраля 2002 года истребитель ВВС США разбился в Юж. Корее
- В апреле 2002 года F-16 ВВС Бельгии разбился в Нидерландах. Один пилот погиб
- 25 октября 2002 года в США столкнулись 2 истребителя
- 14 ноября 2002 разбился ещё один самолёт, пилот погиб
- 28 сентября 2003 один самолёт упал в Бахрейне, пилот погиб
- 3 марта 2005 в Израиле упал F-16
- 9 сентября 2005 года разбился истребитель ВВС Бельгии, пилот погиб
- 30 января 2006 в Турции разбился F-16
- В апреле 2006 в штате Аризона разбился F-16 ВВС США, взорвался двигатель, пилот катапультировался.
- 16 октября 2006 истребитель ВВС Турции разбился на Юго-Востоке страны
- 26 ноября 2006 F-16 ВВС США разбился в Ираке
- 19 января 2007 в США разбился F-16
- 15 июля 2007 самолёт ВВС США разбился в Ираке
- 21 июля 2007 разбился KF-16 Южной Кореи, оба пилота погибли
- 15 марта 2008 в Аризоне разбился F-16C, пилот погиб
- 31 марта 2009 самолёт Южной кореи упал в жёлтое море
- 28 сентября 2010 года самолёт ВВС Иордании разбился во вторник, пилот погиб
- 18 октября 2010 потерпел крушение истребитель ВВС Таиланда
- 11 ноября 2010 упал самолёт F-16 в Израиле.
- 14 февраля 2011 2 F-16 ВВС Таиланда разбились
- 27 апреля 2011 F-16 ВВС ОАЭ разбился
- 21 марта 2012 истребитель ВВС США упал в Юж. Корее
- 22 июля 2012 истребитель ВВС США F-16 с авиабазы ВВС «Кадена» совершил аварийную посадку на воду в районе Северо-Курильской гряды в Тихом океане, пилот выжил
- 16 августа 2012 истребитель ВВС Бельгии потерпел крушение после столкновения с птицами. Лётчик катапультировался.
Тактико-технические характеристики F-16
– Первый полёт: 2 февраля 1974 года- Начало эксплуатации: F-16A 1979 год, F-16C/D 1981 год- Единиц произведено: 4573 (на июль 2016 года)
Стоимость F-16
– $4,5 млн (1975); $34 млн (F-16D Block 52)
Экипаж F-16
– 1 пилот
Размеры F-16
– Длина: 15,03 м- Размах крыла: 9,45 м, с ракетами на концах крыла: 10,0 м- Высота: 5,09 м- Площадь крыла: 27,87 м²- Профиль крыла: NACA 64A-204- Коэффициент удлинения крыла: 3,2- Нагрузка на крыло: 781,2 кг/м² (при максимальной взлётной массе)- Стреловидность по передней кромке: 40°- База шасси: 4,0 м- Колея шасси: 2,36 м
Вес F-16
Масса пустого: – с двигателем F100: 8 910 / 9 358 кг (без/с конформными баками)- с двигателем F110: 9 017 / 9 466 кг (без/с конформными баками)
Нормальная взлётная масса: (с двумя ракетами «воздух-воздух», без ПТБ)- с двигателем F100: 12 723 / 14 548 кг (без/с конформными баками)- с двигателем F110: 12 852 / 14 661 кг (без/с конформными баками)
Максимальная взлётная масса: 21 772 кг
Масса внешней нагрузки: (с полной заправкой внутренних баков)- с двигателем F100: 8 855 / 9 635 кг (без/с конформными баками)- с двигателем F110: 8 742 / 9 190 кг (без/с конформными баками)
Масса топлива во внутренних баках: 3 228 кгОбъём топливных баков: 3 986 л
Двигатель F-16
– 1 × ТРДДФ General Electric F110 (Block 50)- Бесфорсажная тяга: 1 × н/д- Форсажная тяга: 1 × 13100,6 кгс
– 1 × ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-229 (Block 52)- Бесфорсажная тяга: 1 × 7900,2 кгс- Форсажная тяга: 1 × 12900,4 кгс
Скорость F-16
– Максимальная скорость: 2120 км/ч на высоте 12 200 м- Скороподъёмность: ~275 м/с
Дальность полета F-16
Перегоночная дальность: (Block 50)- с конформными баками, 3 940 л в ПТБ: 3 981 км- без конформных баков, 5 542 л в ПТБ: 4 472 км
Боевой радиус: (Block 50)- с конформными баками, 3 940 л в ПТБ, 2×907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 361 км- с конформными баками, 5 542 л в ПТБ, 2×907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 565 км- без конформных баков, 3 940 л в ПТБ, 2×AIM-120, 2×AIM-9, воздушный патруль: 1 759 км
Практический потолок F-16
– 15 240 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g
Вооружение F-16
Стрелково-пушечное: 1 × 20-мм шестиствольная пушка M61A1 (боезапас — 511 снарядов)
Точки подвески: 9
Боевая нагрузка: (при +5,5 g)- под фюзеляжем: 1 000 кг- внутренние: 2 × 2 041 кг- центральные: 2 × 1 587 кг- внешние: 2 × 318 кг- на законцовках: 2 × 193 кг- дополнительные точки для подвесного оборудования по бокам воздухозаборника: 2 × 408 кг
Управляемые ракеты: – ракеты «воздух-воздух»: AIM-7, 6xAIM-9, 6xAIM-120, AIM-132, Python 3, Python 4, Derby, Sky Flash, Magic 2- ракеты «воздух-поверхность»: 6xAGM-65A/B/D/G, AGM-45, 2xAGM-84, 4xAGM-88, AGM-154 JSOW, AGM-158 JASSM, Penguin Mk.3
Бомбы: – корректируемые: 4xGBU-10, 6xGBU-12, GBU-15, GBU-22, GBU-24, GBU-27, 4xGBU-31 JDAM- корректируемые кассетные (c WCMD): CBU-103, CBU-104, CBU-105,- свободнопадающие: Mark 82, 8xMark 83, Mark 84
Пушечные контейнеры: 1 × GPU-5/A с 30-мм пушкой
Модификации F-16 и страны-эксплуатанты
Машины F-16A/B выпускались в нескольких модификациях (так называемый Block). Отличием версии В является двухместная кабина, благодаря которой самолет применяется для обучения пилотов. Самыми первыми стали Block 5 и 10, построенные до 1980 года.
Начиная с Block 15, стал использоваться кондиционер воздуха в кабине пилота, и расширились возможности точек подвески. По мере введения нового вооружения и узлов выпускались новые партии машин и модернизировались уже построенные. В настоящее время старые машины постепенно переоборудуются в беспилотные мишени под обозначением QF-16.
Начиная с Block 25, в серию пошел улучшенный вариант самолета F-16C/D, оборудованный новой бортовой радиолокационной станцией и модернизированное пилотажное оборудование. Индекс D присвоен двухместному учебно-боевому варианту. На Block 30 применили турбореактивный двигатель General Electric F110.
В конце 1988 года появился вариант истребителя Block 40/42, предназначенный для действий в ночное время. Самолет оснащался радаром LANTIRN и системой проецирования информации на лобовое стекло фонаря кабины. Последний вариант F-16 — Block 50/52 строится с 1990 года.
За счет увеличенной тяги удалось улучшить разгонные и маневренные характеристики машины. На базе этой версии создана модификация Block 50D/52D, предназначенная для борьбы с радиолокаторами противника. На основе Block 52 разработан двухместный вариант самолета F-16I, поставляемый для ВВС Израиля.
В 1977 году в администрации президента Джимми Картера родилась идея запрета поставок на экспорт машин, аналогичных используемым в США. Для этого был разработан «урезанный» вариант F-16/79 FX Export Fighter, оснащенный силовой установкой, аналогичной истребителю F-104/F-4.
Новый турбореактивный двигатель имел напряженный термический режим работы, поэтому конструкцию фюзеляжа усилили жаропрочными вставками, увеличившими вес на 900 кг. Применение упрощенного двигателя позволило сократить стоимость самолетов на 11%.
Машина состоит на вооружениине только ВВС США, хотя именно Америка имеет наибольшее количество строевых F-16. В 2012 году в списках числилось более 1200 машин различных версий. Крупным эксплуатантом является Турция, закупившая лицензию на производство истребителей. Различные модификации самолета F-16 числятся в составе вооруженных сил ряда государств Европы, Южной Америки, арабских государств. В Италии машины использовались по программе лизинга.
Детали и Деталировка
Готов сразу сказать, что модель в чертежи не вкладывал и замеры не производил, но по некоторым данным в модели не верен нос и геометрия воздухозаборника, вернее его соединения с фюзеляжем. Но есть один – баг в модели, который Вы можете увидеть на этой фотографии: этого в модели НЕТ! Так что эти детали придётся делать либо самому из листового полистирола, либо покупать фототравление. А самое веселое то, что на рисунке с коробки эти детали ЕСТЬ! Ну и после моих небольших слов про копийность, хочу сказать, что сам пластик добротный, качество литья хорошое, есть клепка, которая смотрится масштабно, но все-же я нашел пару утяжин, расположенных симметрично (на фото не видно, но я обвел это место красным овалом): Есть имитация решеток аппаратов отстрела тепловых ловушек других решеток тоже: Неплохо сделан кокпит (для пластика 72-го масштаба), а катапультируемое кресло ACESS II сделано просто превосходно для пластика! Есть даже ручка катапультирования, которую многие игнорируют. Однако приборная доска оставляет желать лучшего… . ИЛС дан прозрачной деталью (тонированной). Вот Вам деталировка “ванны”: Форсажную камеру можно окрасить, только если отпилить остальную часть сопла (а смола все-таки рулит). Смотрим на фото: В модели очень хороша деталировка ниш шасси. Им отведено довольно много времени в сборки самой модели. Узрите: Также вариативно наличие/отсутствие некоторых антенн. Стоит отметить просто великолепную внешнюю подвеску. В ней присутсвуют:
- AIM-9X Super Sidewinder
- AIM-9L/M Sidewinder
- AIM-120B
- AN/ALQ-184 ECM Pod
- AGM-88 HARM
- JDAM
- LATIRN’ы
- Подвесные баки разной ёмкости
Все это сделано очень добротно: Прозрачные детали все даны тонированными. Лично я даже не знаю, хорошо ли то, что их тонируют на заводе…Сам фонарь кабины сделан со стыком пресс-формы, что меня абсолютно не радует. Также отмечу, что зря Academy оттонировала ВСЕ прозрачные детали. Просто на многих деталях этого делать не надо.
F-16E/F Block 60 upgrade
The block 60 F-16E/F, which was developed for the United Arab Emirates, features extra payload and range, in part due to the new F110-132 engine being developed by General Electric, which produces 145kN of thrust.
New avionics for the block 60 include a higher-speed mission computer, a new display processor, three large colour LCD displays, and an advanced data transfer unit with a fibre-optic data transfer network. Precision targeting is achieved by the Northrop Grumman integrated navigation FLIR and targeting FLIR system using mid-wave infrared arrays and Northrop Grumman’s APG-80 agile beam active electronically scanned (AESA) radar.
Northrop Grumman is providing the integrated electronic warfare suite. First flight of the block 60 aircraft took place in December 2003. Deliveries of 80 block 60 aircraft to the UAE began in May 2005 and concluded in 2009.
F-16 Block 70 upgrade
The F-16 Block 70/72 is the most advanced F-16 configuration that incorporates new capabilities and structural upgrades to ensure the fighter can operate until at least 2060. The upgrade increases new configuration’s structural life by 50% when compared to previous F-16 production standard.
The fighter provides a service life of 12,000 hours and offers interoperability with allies. It is equipped with Northrop Grumman’s advanced APG-83 AESA radar, and a new avionics architecture. The radar provides quicker all-weather targeting, while the enhanced target area detail and digital maps increase the situational awareness of pilots.
The Block 70/72 incorporates the latest technological and software advancements. The capability upgrades include an advanced datalink, infrared search and track (IRST), targeting pod, advanced weapons, precision GPS for improved navigation, and automatic ground collision avoidance system (Auto GCAS). The purpose-built Auto GCAS enhances pilot safety by preventing deadly crashes.
Radar
The Northrop Grumman AN/APG-68 radar provides 25 separate air-to-air and air-to-ground modes, including long-range, all-aspect detection and tracking, simultaneous multiple-target tracking, and high-resolution ground mapping. The planar antenna array is installed in the nose of the aircraft.
An upgraded version of the radar, AN/APG-68(V)9, is incorporated in the Advanced Block 50/52 aircraft. The upgrade features a 30% increase in detection range, five times increase in processing speed, ten times increase in memory, as well as significant improvements in all modes, jam-resistance and false alarm rate.
Летно-технические параметры
F-16 может без посадки пролететь почти 4000 км со скоростью 2120 км/ч и подняться на расстояние 12000 и 18000 метров. Боевой радиус машины — 1361-1759 км. Дальность полёта с конформными топливными баками (3,9 тыс. л в ПТБ) — 3,9 тыс. км, без конформных топливных баков (5,5 тыс. л в ПТБ) — 4,4 тыс. км.
Экипаж
Истребитель пилотируется одним человеком. Некоторые модели были переоборудованы в 2-местные (F-16В, F-16D, F-16I).
Скорость
Скоростные параметры:
- крейсерская скорость — 0,93 М;
- максимальная скорость — 2 145 км/ч;
- макс. скорость у поверхности — 1 432 км/ч;
- макс. скороподъёмность — 18 900 м/мин.
Пpактический потолок
Воздушное судно способно подниматься на высоту 17–18 тыс. метров. Практический потолок — 14000–16000 метров. Скорость подъема — 275 м/с.
Габаpиты самолёта
Размеры истребителя:
- длина — 15,03 м;
- высота — 5,09 м;
- размах и площадь крыла — 9,45 м и 27,87 кв. м;
- нагрузка на крыло — 781,2 кг/кв. м;
- вес порожнего — 7–9 т;
- макс. взлётный вес — 17–21 т;
- объём топ. баков — 3,9 тыс. л.;
- вес топлива — 2,5–3,2 т;
- тип мотора — Pratt & Whitney F100 или General Electric F110;
- мощность — 129,40 Кн;
- вес внешней нагрузки — 8,7 т;
- общий вес боевой нагрузки на всех 9 узлах подвески —5,42 т.
F-16 common configuration implementation programme (CCIP)
The common configuration implementation programme (CCIP) involves the upgrade of a total of 650 USAF Block 40/50 F-16s. Lockheed Martin shipped the first eight CCIP modification kits to the Ogden Air Logistics Centre, a federal government-owned facility, in Utah in June 2001. The first upgraded aircraft under the CCIP was delivered in January 2002.
The second phase, which began in September 2002, involved fitting the advanced AN/APX-113 interrogator / transponder and Lockheed Martin Sniper XR advanced FLIR targeting pod.
The third, which started in July 2003, added Link 16 datalink, the Boeing joint helmet-mounted cueing system, and an electronic horizontal situation indicator. Operational testing of the M3 upgraded fighters was completed in September 2004. Deliveries were completed in 2010.
A216 Block 40/50 F-16 aircraft of the Turkish Air Force were upgraded with elements of the CCIP, under an agreement reached in April 2005. Lockheed Martin was awarded the contract to supply the modernisation kits in December 2006.
The export version of the Sniper XR pod, the PANTERA, was ordered by the Royal Norwegian Air Force. The first aircraft was delivered in November 2003.
Block 50/52 is the eighth major modification block of the F-16 that incorporates colour cockpit displays, new electronic warfare suite, advanced weapons and sensors and more powerful engines.
Эксплуатация
Авиакомпания General Dynamics изготовила лёгкий и недорогой F-16, долгое время пользующийся спросом. Авиамашина находится в авиапарке ВВС 25 стран мира. F-16 до сих пор изготавливаются и поставляются на экспорт.
Находится на вооружении
Истребитель в данный момент эксплуатируют такие страны: Бельгия, Бахрейн, Венесуэла, Греция, Дания, Египет, Норвегия, Нидерланды, Польша, Португалия. Самолёт эксплуатируется израильскими ВВС. Авиамашины закупили Сингапур, Пакистан, Оман, ОАЭ, Ирак, Таиланд, Турция, Марокко, Чили.
Около 34 истребителей этой версии было на вооружении Италии. Самолёты находились в авиапарке итальянской армии с 2001 по 2012 гг. по соглашению «Мирный Цезарь».
Why was the F-16 Fighting Falcon built?
The F-16 fighting falcon was built under an unusual agreement creating a consortium between the United States and four NATO countries: Belgium, Denmark, the Netherlands and Norway. These countries jointly produced with the United States an initial 348 F-16s for their air forces. Final airframe assembly lines were located in Belgium and the Netherlands. The consortium’s F-16s are assembled from components manufactured in all five countries. Belgium also provides final assembly of the F100 engine used in the European F-16s. Recently, Portugal joined the consortium. The long-term benefits of this program will be technology transfer among the nations producing the F-16, and a common-use aircraft for NATO nations. This program increases the supply and availability of repair parts in Europe and improves the F-16’s combat readiness.
USAF F-16 multirole fighters were deployed to the Persian Gulf in 1991 in support of Operation Desert Storm, where more sorties were flown than with any other aircraft. These fighters were used to attack airfields, military production facilities, Scud missiles sites and a variety of other targets.
During Operation Allied Force, USAF F-16 fighting falcon multirole fighters flew a variety of missions to include suppression of enemy air defense, offensive counter air, defensive counter air, close air support and forward air controller missions. Mission results were outstanding as these fighters destroyed radar sites, vehicles, tanks, MiGs and buildings.
Since Sept. 11, 2001, the F-16 fighting falcon has been a major component of the combat forces committed to the Global War on Terrorism flying thousands of sorties in support of operations Noble Eagle (Homeland Defense), Enduring Freedom in Afghanistan and Iraqi Freedom
Истребитель F-16 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
Работы по созданию проекта самолета F-16 были начаты компанией «Дженерал Дайнемикс» в 1971 г. В феврале 1972 г. пять авиакомпаний представили на экспертизу свои проекты перспективного истребителя, и через два месяца были выбраны проекты компаний «Дженерал Дайнемикс» и «Нортроп». Каждая из них получила контракт на строительство двух опытных самолетов YF-16 и YF-17 соответственно. Первый YF-16 поднялся в воздух 2 февраля 1974 г., а 13 января 1975 г. было объявлено, что ВВС США выбрали YF-16 в качестве основы для разработки истребителя воз душного боя. Началась обширная производственная программа по строительству самолетов F-16.
Navigation and communications of F-16 Fighting Falcon
The F-16 was the first operational US aircraft to receive a global positioning system (GPS). The aircraft has an inertial navigation system and either a Northrop Grumman (Litton) LN-39, LN-93 ring laser gyroscope or Honeywell H-423.
Other navigation equipment includes a BAE Systems Terprom digital terrain navigation system, Gould AN/APN-232 radar altimeter, a Rockwell Collins AN/ARN-118 tactical air navigation system (TACAN) and Rockwell Collins AN/ARN-108 instrument landing system.
The communications systems include the Raytheon UHF AN/ARC-164 receiver / transmitter and Rockwell Collins VHF AM/FM AN/ARC-186 together with AN/APX101 identification friend or foe (IFF) and encryption / secure communications systems. The AN/APX-101 was upgraded with BAE Systems AN/APX-113.
Конструкция
F-16 — однокилевый моноплан, выполненный по классической схеме. У авиамашины один мотор в хвосте. Фюзеляж — полумонокок. Крыло с увеличенной стреловидностью плавно перетекает в фюзеляж. Такая конструкция позволяет создать вспомогательную подъёмную силу при увеличенном угле атаки.
Конструкция F-16
Угол передней кромки крыла — 40 градусов. Нерегулируемый воздухосборник находится под фюзеляжем. Шасси снабжены гидравлическим приводом. Передняя стойка находится сразу за воздухозаборником. У истребителя интегральная аэродинамическая компоновка, центр тяжести борта смещён вперёд, имеется высокочувствительная РЛС.
F-16 — это первый на вооружении американской армии летательный аппарат с расчётной скоростью 2 Маха. Боевая машина с ресурсом в 8 000 ч. предназначена для боевых вылетов и выполнения манёвров при перегрузке в 9 g.
Секции фюзеляжа F-16 в разрезе
Инновации в устройстве кабины: беспереплётный фонарь каплевидной формы; откидное кресло, снижающее влияние перегрузок на лётчика; боковая ручка управления. Катапультируемое сидение может эвакуировать лётчика на любой скорости и высоте. Планер истребителя изготовлен на 80% из сплавов алюминия, на 8% — из стали, на 3% — из композитных материалов.
Кабина боевого истребителя F-16
F-16 имеет немало модификаций. Начиная с модели «Block 25» у летательных аппаратов снижена радиолокационная заметность. На поверхность створок фонаря кабины нанесён тонкий слой золота. Благодаря такому новшеству падающее излучение равномерно рассеивается и не попадает вглубь кабины. Начиная с версии «Block 32» при изготовлении воздухозаборников применялись радиопоглощающие материалы.
F-16 много почерпнул у истребителя третьего поколения F-4/Е (автоматизированная СУ ракетами и бомбами, аппаратура радиоэлектронного подавления, устройство узлов подвески и механизмов отцепки, одинаковый состав боеприпасов). В противоположность бомбардировщику F-111, конструкция которого насчитывала 250 видов крепежа, F-16 имеет всего 50 типов крепежа. По габаритам боевая машина F-16 меньше, чем F-14 или F-15.
Компоновочная схема F-16
У истребителя F-16 импульсный доплеровский радиолокатор, который позволяет ему видеть цель на расстоянии 37 км в нижней полусфере и 46 км — в верхней. На борту самолета — ЭДСУ постоянного действия, РЭП ALQ, навигационная установка TACAN, аппаратура сброса дипольных отражателей, РЛС предупреждения, ЭВМ для анализа обстановки в воздухе, управления полётом и огнём.
Способ
Способ поражения |
AIM-120 |
AIM-120 |
AIM-9 |
AIM-120 |
AIM-9 |
AIM-9 |
AIM-120 |
AIM-120 |
Все самолёты были уничтожены ракетным оружием. По состоянию на 1992 год ни один F-16 не был потерян в воздушном бою (по данным фирмы Дженерал Дайнэмикс).
Характеристики истребителя F-16
- РАЗМЕРЫ (F-16A/B/C/D). Размах крыла без/с ракетами на концах 9,45/10,00 м; длина самолета без/со штангой ПВД 14,52/15,03 м; высота самолета 5,09 м; площадь крыла 27,87 м ; угол стреловидности по передней кромке 40 град.
- ДВИГАТЕЛИ. Число и тип на F-16A/B/C/D 1 ТРДДФ Пратт-Уитни F100-PW-200, на F-16C/D (партии 30/32, 40/42) 1 ТРДДФ Пратт-Уитни F100-PW-220 или Дженерал Электрик F110-GE-100, на F-16C/D (партии 50/52) 1 ТРДДФ Пратт-Уитни F100-PW-229 или Дженерал Электрик F110-GE-129, статическая тяга форсированная/нефорсированная двигателя F100-200 106,0/65,3 кН (10810/6655 кгс), F100-220 105,7/63,9 кН (10780/6520 кгс), F110-100 128,9 кН (13150 кгс), F100-229 129,4/79,2 кН (13200/8070 кгс), F110-129 129,0/75,6кН (13155/7710кгс).
- МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: максимальная взлетная масса с внешней нагрузкой варианта F-16A/B – 16057, F-16C партии 30/32 – 17010, F-16C партии 40/42 – 19190, без подвесных баков в конфигурации истребителя варианта F-16А – 11094, F-16B – 10849, F-16C (с ТРДД F110) – 12330; расчетная взлетная масса (при перегрузке 9) с полным запасом топлива во внутренних баках варианта F-16A/B – 11113, F-16C/D – 11839; масса пустого самолета F-16A – 7365, F-16В – 7655, F-16C с ТРДД F100-PW-220 – 8275, F-16C с ТРДД F110-GE-100 – 8630, F-16D с ТРДД F100-PW-220 – 8495, F-16D с ТРДД F110-GE-100 – 8855; максимальная расчетная нагрузка на внешних узлах (перегрузка 9) для всех вариантов 5445 кг; максимальный запас топлива во внутренних баках варианта F-16A/C – 3105, F-16B/D – 2565, в подвесных баках 3065.
- ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальное число М у земли 1,2, на высоте 12200 м более 2,0; скорость захода на посадку 226 км/ч; посадочная скорость 212 км/ч; практический потолок 15240 м; радиус действия F-16С партии 40 с 4 бомбами по 907 кг, 2 УР AIM-9 и ПТБ с 1136 л топлива (без сброса баков) по профилю большая-малая-большая высота 630 км, с 2 УР AIM-7 и 2 УР AIM-9, с ПТБ с 3940 л топлива при барражировании в течение 2 ч 10 мин 370 км, с той же нагрузкой при перехвате воздушной цели 1315 км; перегоночная дальность 3890 км; максимальная угловая скорость установившегося разворота 12,8 град/с, мгновенная 17,3 град/с; максимальная эксплуатационная перегрузка при полном внутреннем запасе топлива и при симметричном маневре +9.
Характеристики истребителя F-16
Истребители в полете | |
Нажмите на фото истребителя F-16 для увеличения |