Чинкуэда: история итальянского оружия

Об истории возникновения чикнуэды

По мнению оружейных историков, появление чинкуэды объясняется веянием моды того времени, которое заключалось в повышении интереса к классической античной культуре. В определенной степени доказательством данной версии служит уникальная конструкция рукояти, которая напоминает изделия эпох этрусков и древних греков. В Британском музее находится артефакт, датируемый III столетием до нашей эры и являющийся единственным реальным аналогом чинкуэды. Этот кинжал найден на юге Европы. Форма его клинка как две капли похожа на клинок описываемого итальянского холодного оружия, относящегося к эпохе Ренессанса. Удивительно, что этот кинжал и чинкуэду разделяют целых 18 столетий!

Недолгий век этого оборонительного оружия объясняется тем, что во второй половине XVI столетия чинкуэду сменили шпаги и кинжалы. Первые полюбились дворянам, а вторые нашли широкое распространение у простых людей. Но чинкуэда не была сразу же забыта – ее удобные рукояти были высоко оценены спустя несколько веков, когда их стали использовать для изготовления классических мечей.

Левая рука одного противника привязывалась к левой руке другого. В правых руках они держали ножи. В более мягком варианте дуэлянты просто держались за одну веревку или платок.

Таким образом, варианты маневра были минимальны, поэтому кто-то из дуэлянтов, а часто и оба, быстро отправлялись к праотцам.

Кстати, у итальянских крестьян даже существовал такой стиль ножевого боя, когда в одной руке был нож, а в другой — бечевка, которую ловкие бойцы старались накинуть на вооруженную руку противника. Как это выглядело на самом деле, нам остается только гадать. Ну и конечно, одними из самых опасных бойцов в Италии считались сицилийцы. Даже самый последний крестьянин в Сицилии имел нож и крайне строгие понятия о чести, поэтому на удар холодным клинком можно было нарваться буквально из-за косого взгляда или нелепой шутки. Любопытный ритуал сопровождал вызов на дуэль. В своей работе о Сицилии известный исследователь конца XIX века Джузеппе Питре дает подробное описание этого процесса.

Описание ножа

Конструкция этого вида кинжала имеет много общего с коротким мечом парозониумом и древнеримским ножом пугио. Но все же есть у чинкуэды и много индивидуальных черт.

Для изготовления рукояти использовалось дерево либо кость. На ней присутствовали специальные выемки для пальцев. Рукояти чинкуэд, найденных археологами, в основных чертах аналогичны моделям рукоятей кинжалов микенского и древнегреческого периодов. Единственным большим отличием является закругленное перекрестье, изогнутое в сторону лезвия под острым углом.

Клинок, имеющий форму вытянутого равнобедренного треугольника, традиционно изготавливался из железа. В отличие от других небольших разновидностей холодного оружия клинок чинкуэды был тяжелым и имел широкое основание, соразмерное ширине ладони. Отсюда и произошло название этого ножа, которое с итальянского переводится как «пять пальцев». К острию лезвие сильно сужается. Клинок мог иметь два, но чаще несколько долов. Общая длина меча составляла 50 – 55 см при длине клинка в 35 – 40 см; значительно реже встречались экземпляры с клинком в 15 – 20 см. Носился нож в горизонтальном положении за спиной, чтобы можно было одним движением выхватить его и бросить в противника.

Это оружие было популярно среди различных слоев населения. В экземплярах, которые носили знатные дворяне, на рукояти зачастую присутствовала инкрустация, а на клинке – позолота и протравленный рисунок. Наилучшими мастерами гравировки являлись два итальянских мастера – Эрколе Гранди и Эрколе де Фидели. На многих артефактах до настоящего времени сохранился сложный сюжетный текстурный рисунок.

«Улучшенным» вариантом чинкуэды считалось изделие, по краям клинка которого имелись неглубокие зазубрины. Благодаря их наличию оружие становилось более опасным, смертоносным. Несмотря на это, «воловий язык» никогда не применялся в сражениях. Его носило лишь гражданское население всевозможных сословий: от королей до нищих.

Японские мечи[править]

  • Цуруги (кэн) — тот же китайский цзянь, прямой одноручный меч. Мог представлять собой как собственно цзянь, импортированный из Китая, так и доморощенное его подобие. Бытовал до X века н. э.
  • Тати — длинный изогнутый меч, предназначенный для кавалеристов, предшествовавший катане и какое-то время конкурировавший с ней. Носится лезвием вниз, как сабля.
  • Катана (тот же иероглиф что и у китайского Дао) — потеснила тати к XVI веку. Носится лезвием вверх, как шашка, более прямая, рассчитана на пешее фехтование. Только катана, строго говоря, не меч, а САБЛЯ.
  • Вакидзаси — короткий меч, длиной до 60 сантиметров. Это был простонародный меч, разрешавшийся для ношения не-самураям. Наиболее известен тем, что носился самураями в качестве пары к катане. Если у человека только вакидзаси — это простолюдин, если вакидзаси и катана — это самурай.
  • Танто — нож или кинжал, выполненный в той же кузнечной технике, что катана и вакидзаси. Примечателен тем, что именно его поначалу называли катаной; потом слово «катана» разделилась на «косигатана» (кинжал) и «утигатана» (меч). А потом именно утигатану стали сокращать как просто катану.
  • Нагината — древковое оружие, напоминающее глефу, которое, тем не менее, считалось разновидностью меча на длинной рукоятке.
  • Бисэнто — тоже глефа, но с широким тяжёлым лезвием похожее на китайский да-дао. В отличие от нагинаты, из-за веса, было более существенно редким оружием требующим большой физической силы.
  • Син-гунто — офицерская сабля XX века, по форме имитировавшая тати, но производившаяся промышленным способом.
  • Ширасайя — японский ответ на европейскую шпагу-трость! Произошел от способа хранения клинков японских мечей — простой деревянный футляр из нелакированной магнолии, предохраняющий меч от сырости. Выглядит как прямая или чуть изогнутая палка, служащая ножнами для клинка катаны, чокуто или вакидзаси. Внешне напоминала тренировочный меч-боккэн, и потому позволяла спокойно гулять по улице с запрещённым оружием.

Благородным можно было ходить с мечом и шпагой, а вот горожане и крестьяне были вынуждены вооружаться короткоклинковым оружием — ножами и кинжалами.

Естественно, при слабости государственной власти, расцветала организованная преступность, в которую помимо знаменитой мафии, входила и каморра — преступная группировка, действовавшая в Неаполе. По легенде она была создана тремя рыцарями, один из которых был испанцем. Конечно, эта красивая легенда покрывала темные делишки, вроде крышевания проституток и игорных домов. Но оттенок благородства со всеми его атрибутами, вроде обязательной защиты чести на дуэлях, каморра все-таки имела.

Любой член группировки с самого отрочества учился владеть специфическим ножом, и по любому поводу мог его применить на дуэли. При этом члены низшего звена не имели права бросать вызов более уважаемым собратьям. Любопытно выглядела и сама схватка. Она называлась «зумпата», то есть «прыгающая дуэль». Такое название она получила оттого, что противники постоянно передвигались, пружиня на носках, и могли резко прыгнуть на соперника, нанеся ему молниеносный удар ножом.

Древний мир[править]

Первая мысль на тему «А не коротковат ли мой ножик?» залетела в голову безвестному кузнецу Бронзового века. Но, поскольку доступна ему была только бронза, сделать из неё по-настоящему длинный клинок оказалось невозможно. Поэтому «мечи» Бронзового века (Древнего Египта, Древней Греции времен “Тёмных веков”, Месопотамии) на самом деле в лучшем случае длиной с современный мачете средней руки.

  • Кхопеш (или хопеш) — одна из самых первых разновидностей бронзового длинноклинкового оружия. Само слово — древнеегипетское, но археологи находили похожие и в Месопотамии. Этот клинок представляет собой серп с внешней, внутренней или обоюдной заточкой, на конце толстой бронзовой палки с рукоятью. Хитрость с бронзовой палкой позволяла обмануть свойства бронзы и вынести клинок (который, напомним, невозможно было сделать длинным) подальше от руки воина. Поэтому рубить кхопешем можно было даже с колесницы.
  • Копис, или махайра — несмотря на сходство названия с кхопешем, это греческое оружие было больше похоже на современный кукри. Более того, некоторые исследователи полагают, что кукри — это и есть тот самый копис, попавший в Непал от индусов, а им доставшийся от армии Александра Македонского. А в Древнем Риме научились делать такие «кукри» из железа и называли их фалькатами.
  • Ксифос — тоже греческий бронзовый клинок, только прямой, листовидной формы, с утяжелённым концом и размером до 80 см.

Наконец, начался Железный век. Крупнейшей империей Европы этого века была Римская. Римляне создали большую регулярную армию, а к ней в комплекте — и несколько видов железного оружия.

  • Гладий (или гладиус) — самый знаменитый римский меч, короткий и прямой. Тоже очень напоминает кавказский кинжал, только немного крупнее — отчего и считается коротким мечом. Небольшая длина делала гладий очень удобным оружием для пешего строя; именно ему также обязаны своим названием гладиаторы — кровавые спортсмены, бившиеся на потеху публике.
  • Фальката — она же иберийский гладий. См. выше «копис».
  • Спата — первый настоящий длинный меч, спата была оружием ауксилиев — конных римских воинов, набиравшихся из числа варварских племён кельтов и германцев. Изобрели спату именно кельты, но в руках римских ауксилиев она получила усовершенствования, в частности, обзавелась острым концом. Спата представляла собой меч с клинком уже совсем классической формы, но с рукоятью, как у гладия — гарда примитивная, маленькая и полукруглая. Поскольку германцы вскоре захватили Западную Римскую Империю, именно их излюбленный меч — спата — стал прототипом для всех мечей Средневековья.

Кроме римского оружия были и другие любопытные образцы

  • Ромфея — железный двуручный меч фракийцев — народа, обитавшего в Юго-Восточной Европе к северу от Греции — с длинной рукоятью и однолезвийным слегка изогнутым клинком. Первый, между прочим, настоящий двуруч!
  • Акинак — короткий (40-60 см) железный меч скифов.

Булли — фанфароны с окраин

Но не только бандиты были знамениты на всю Италию как отъявленные любители ножей. Гораздо большую популярность в народе имели булли — интересная субкультура, формировавшаяся на окраинах городов и в трущобах, этакая смесь английских модников-денди и наших современных гопников.

Несмотря на поголовную бедность, они старались щегольски одеваться, играть в карты и вести разгульную жизнь. Агрессивное и безрассудное поведение было для них частью стиля и образом жизни, что при наличии ножей регулярно приводило к смертоубийствам.

Однако их поединки не были просто пьяной дракой. Чаще всего они обладали всеми признаками дуэлей — вызов на бой, секунданты, и прочие атрибуты. То, что это происходило в трущобах, и противники выпускали друг другу кишки с помощью ножей, а не благородных шпаг, не имело значения. Часто случались и групповые побоища.

Итальянские солдаты, особенно набранные на юге Италии и на Сицилии, наводили ужас на австро-венгерскую армию во время рукопашных схваток.

Даже сами итальянские офицеры не могли заставить своих солдат использовать винтовку с примкнутым штыком — упрямые бойцы все равно хватались за привычный с детства нож, прыгая к врагу в окоп.

Особенно преуспели в уничтожении противника так называемые «ардити», или «храбрецы», — специальные штурмовые отряды, использовавшиеся для захвата траншей, окопов или блиндажей противника. Их набирали из самых храбрых и умелых бойцов и использовали на самых тяжелых участках фронта.

Мастерство бойцов штурмовых отрядов было настолько велико, что они могли метать ножи в противника, а одним из их развлечений, по словам еще одного очевидца, Марио Палиери, было следующее: один из ардити вставал спиной к двери, а его друзья метали кинжалы, втыкавшиеся рядом с головой. Тот из бойцов, кто держал голову неподвижно, считался самым храбрым.

Естественно, после таких тренировок ардити наводили ужас на своих противников, убивая их в рукопашных схватках десятками. Когда корреспондент «Нью-Йорк Таймс» в 1918 году спросил одного из офицеров ардити, сколько австрийцев он убил своим кинжалом, тот спокойно ответил: «Слишком много, чтобы считать».

Но Первая Мировая война унесла чудовищное количество жизней и поразила всех своей бессмысленной жестокостью, поэтому те, кто выжили, хотели прежде всего мира и спокойствия. Так что практика повсеместных дуэлей постепенно сошла на нет. Хотя в криминальных кругах, возможно она существует до сих пор.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий