Боевая машина пехоты — 1 (БМП-1)

Технические характеристики БМП-1 1966 года

  • Годы производства: 1966-1983гг.
  • Всего изготовлено: около 20000 шт.
  • Боевое применение: военные конфликты второй половины XX века, война в Афганистане.
  • Экипаж — 3 человека, десант — 8 человек.
  • Боевая масса — 12,6 т.
  • Длина — 6,74 м, ширина — 2,94 м, высота — 1,88 м, клиренс — 370 мм.
  • Вооружение: 73-мм гладкоствольное орудие, боекомплект — 40 снарядов. 7,62-мм пулемет, боекомплект — 2000 патронов. ПТУР «Малютка«, боекомплект — 4 ракеты.
  • Толщина брони: 7-26 мм.
  • Двигатель дизельный, мощность 300 л.с.
  • Максимальная скорость движения по шоссе — 65 км/ч, на плаву — 7 км/ч.
  • Запас хода по шоссе — 600 км.
  • Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,7 м, ров — 2,5 м.

Фото БМП-1

Боевые машины пехоты (БМП) – это довольно широкий класс боевой техники, основной задачей которой является доставка военнослужащих на поле боя, повышение их мобильности, усиление защиты и огневой мощи пехоты. Современные БМП могут выполнять множество функций, они обучены поддерживать танки на поле боя, а если надо, то и успешно бороться с ними. Эти боевые машины имеют весьма богатую историю.

Мысль о том, что пехота также нуждается в броневой защите впервые пришла в голову англичанам еще во времена Первой мировой войны. Однако, техника того времени была очень тихоходной и крайне ненадежной. Танки были не слишком стремительны, и пехотинцы легко поспевали за ними и без всяких БМП.

Но уже в тридцатых годах прошлого века, в эпоху стремительного развития танковой техники, о боевых машинах пехоты вспомнили опять. Советский Союз создал большое количество танков и бронеавтомобилей, но средство доставки пехоты на поле боя и ее поддержки так и не было сделано. Единственное, что можно вспомнить, это полугусеничный бронетранспортер Б-3, который был создан перед войной. Он мог перевозить до 15 пехотинцев. Его так и не приняли на вооружение.

В гитлеровской Германии работы в этом направлении продвигались куда более активно. Немецкие полководцы, которые разрабатывали концепцию молниеносной войны, понимали, что скорость передвижения важна не только для бронетехники, но и для пехоты, идущей следом за ней. К началу войны немцы создали и запустили в серийное производство полугусеничный бронетранспортер «Panzergrenadir», который не только доставлял бойцов на поле боя, но и часто принимал участие в сражениях, двигаясь рядом с танками.

Второе рождение этот вид боевой техники получил в середине прошлого столетия. Военная доктрина того времени предусматривала широкое применение тактического ядерного оружия. Нужна была машина, которая могла бы защитить пехоту от поражающих факторов ядерного взрыва и позволяла солдатам поражать противника, находясь внутри боевой машины.

Так определилась концепция создания БМП. Это боевая машина с высокой проходимостью, полностью закрытая, которая способна не только привести пехотинцев на поле боя, но и пойти с ними в атаку. Броня БМП должна была надежно защищать экипаж от стрелкового оружия, от осколков артиллерийских снарядов и от поражающих факторов оружия массового поражения.

БМП-1 приняли на вооружение в 1966 году. Это открыло новую страницу в истории Сухопутных войск СССР, существенно повысив их огневую мощь и маневренность, что привело к изменению тактики ведения боевых операций. Переходя к описанию БМП-1, следует отметить, что это первая машина с подобными характеристиками в мире.

Тактико-технические характеристики БМП-1

Экипаж, чел.: 3 Десант, чел.: 8 Разработчик: ГСКБ-2 Годы производства: 1966—1988 Количество выпущенных, шт.: более 20 000 Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое посередине, десантное сзади

Вес БМП-1

— 13,0 тонн

Размеры БМП-1

— Длина корпуса, мм: 6735 — Ширина корпуса, мм: 2940 — Высота, мм: 2068 (по броневому колпаку), 1924 (по крыше башни) — База, мм: 3660 — Колея, мм: 2550 — Клиренс, мм: 370

Броня БМП-1

— Тип брони: стальная катаная броня — Лоб корпуса (верх), мм/град.: 7 / 80° — Лоб корпуса (низ), мм/град.: 19 / 57° — Борт корпуса (верх), мм/град.: 16 / 14° — Борт корпуса (низ), мм/град.: 18 / 0° — Корма корпуса (верх), мм/град.: 16 / 19° — Крыша корпуса, мм: 6 — Лоб башни, мм/град.: 23 / 42° — Маска орудия, мм/град.: 26—33 — Борт башни, мм/град.: 19 / 36° — Корма башни, мм/град.: 13 / 30° — Крыша башни, мм: 6

Вооружение БМП-1

— Калибр и марка пушки: 73-мм 2А28 «Гром» — Тип пушки: гладкоствольное орудие — Длина ствола, калибров: 29 — Боекомплект пушки: 40 — Дальность стрельбы, км: до 1,3 (прицельная) — Прицелы: перископический дневной / пассивный ночной 1ПН22М1 — Пулемёты: 1 × 7,62-мм ПКТ — Другое вооружение: ПУ ПТУР 9М14М «Малютка»

Двигатель БМП-1

— Тип двигателя: УТД-20 — Мощность двигателя, л. с.: 300

Скорость БМП-1

— Скорость по шоссе, км/ч: 65 — Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40—45 по грунтовой дороге, 7 на плаву — Запас хода по шоссе, км: 550—600 — Удельная мощность, л. с./т: 21,5—23,1 — Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического двустороннего действия — Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,602—0,614 — Преодолеваемый подъём, град.: 35° — Преодолеваемая стенка, м: 0,7 — Преодолеваемый ров, м: 2,5 — Преодолеваемый брод, м: плавает

Легкая бронетехника 1965–1985 гг

Бронетранспортеры (БТР) лишь транспортировали пехоту к полю боя, а атаковали пехотинцы уже «на ногах». К середине 1960-х гг. военные решили повысить мощь огня пехоты (без учета приданных танков и артиллерии). Так появился новый класс легкой бронетехники – бронированные машины пехоты (БМП) с более мощным вооружением.

Оружие и боекомплект БМП занимают место, поэтому и «пассажировместимость» БМП обычно меньше, чем у транспортеров. За счет более мощного оружия и более толстой брони БМП, как правило, тяжелее БТР, поэтому у них гусеничный движитель, хотя попытки создания колесных и колесно-гусеничных машин предпринимались не раз.

Главное отличие БМП от БТР – в тактике применения. Бронированная машина пехоты не только доставляет пехоту к месту боя, но и сопровождает ее в атаке, поддерживая огнем и гусеницами. БМП может двигаться вслед за атакующими танками, и только потом, ближе к линии вражеской обороны, высаживать десант. Высадка идет под огнем, поэтому люки БМП должны быть такими, чтобы десант мог быстро покинуть машину и укрыться в складках местности.

БМП-1. СССР. 1966 г.

Первой в мире боевой машиной пехоты стала советская БМП-1 (1966 г.), защита которой была относительно слабой. Зато она была легкой, подвижной и даже умела плавать, да при этом несла довольно мощное 73-мм орудие, опасное даже для танков противника. Экипаж БМП-1 состоял из командира машины, механика-водителя и наводчика, в десантном отсеке размещалось 8 человек, то есть в БМП как раз помещалось мотопехотное отделение.

В 1969 г. на вооружении бундесвера (армии ФРГ) поступила БМП «Мардер». При такой же вместимости она была более чем в 2 раза тяжелее БМП-1, да и по огневой мощи заметно уступала советской машине. Зато защита «Мардера» была заметно сильнее. По опыту войны в Афганистане (1979–1989 гг.) в советских войсках появилась БМП-2. Главное отличие этой потяжелевшей на тонну по сравнению с предшественницей машины – замена основного вооружения: в башне установили 30-мм автоматическую пушку.

БМП-2. СССР, 1980 г.

Форсирование рек всегда было важным для армии, поэтому послевоенные БТР и БМП старались делать плавающими. БМП-1 и БМП-2 гребли гусеницами, действовавшими подобно гребным колесам парохода. Для повышения скорости на воде использовались гребные винты, но на мелководье они могли цепляться за дно. Поэтому на БТР-60/70/80 использовали водометы, которые засасывали воду через отверстие в днище машины и выбрасывали ее назад. Поворотные колеса двух передних осей на плаву играли роль рулей. У плавающих машин впереди был щит-волноотражатель, а внутри – насосы для откачки попавшей в корпус воды.

Американский БТР М113, воюя во Вьетнаме, оказался слабоват и по бронированию, и по вооружению. Несколько попыток создания на базе этого транспортера БМП – с усилением брони и установкой пушек, не дали положительного результата. Время было потеряно, и разработанная «с нуля» БМП М2 «Брэдли» поступила на вооружение только в 1981 г. Она оказалась тяжелее советской, но легче немецкой БМП – 20 т. Броня машины была комбинированной – стальные и алюминиевые листы, разделенные воздушным зазором. Вооружение тоже оказалось «средним» – 25-мм пушка и две пусковые установки ПТУР. Вместимость «Брэдли» была меньше, чем у «конкурентов» – только 6 десантников.

БМП «Мардер». ФРГ. 1969 г.

БМП М2 «Брэдли». США. 1981 г.

БМП была дорогим оружием, поэтому основную массу легкой бронетехники по-прежнему составляли более дешевые бронетранспортеры. В СССР по схеме БТР-60 разработали БТР-70. Он был лучше защищен, но сохранил основной недостаток предшественника – два двигателя. Предполагалось, что это улучшит выживаемость БТР (поврежден один двигатель, едем на другом). Однако на практике машина оказалась не слишком надежной, а два двигателя «мешали» друг другу. В результате следующий транспортер – БТР-80, имел один мощный дизель. Кроме того, машина получила высокий боковой люк, облегчивший высадку десантников.

БТР-70. СССР. 1972 г.

БТР-80. СССР. 1984 г.

ТТХ БМП-1

Боевая масса, кг12 600
Экипаж, чел.3+8
Основные размеры, мм
Длина6460
Ширина2940
Высота2068
Вооружение
73-мм пушка «Гром», ПТРК «Малютка»
Механизм заряжанияэлектромеханический
Прицельное приспособление1ПН22М1
ИК-прожекторОУ-3ГА2
Средства постановки завесыТДА
Двигательдизель УТД-20
Максимальная мощность, л. с.300
Количество цилиндров6
Удельная мощность23,8
Емкость топливных баков, л462
Максимальная скорость, км/ч65
Запас хода, км600
Бронирование, ммиюня.26
РадиостанцияР-123М
Навигационная аппаратураГПК-59

Видео о машине

Автор статьи:

Никифоров Владислав

Бронирование

Требованиями ТТЗ предусматривалось обеспечение защиты машины от 23 мм бронебойных снарядов с передних направлений обстрела на дальности 500 метров, и защита кругом от 7,62 мм бронебойных пуль на дальности 75 метров. Расположенные под большими углами наклона листы лобовой брони корпуса БМП-1 выдерживают поражение осколками снарядов полевой артиллерии, бронебойными пулями стрелкового оружия и крупнокалиберных 12,7 мм пулеметов, последние в секторе обстрела 60 градусов с нулевой дальности. В большинстве случаев лобовая броня не пробивается боеприпасами 20 мм автоматической пушки «Эрликон» (ранее HS-820) на дальностях более 100 метров. Однако качество брони существенным образом зависит от страны её происхождения. Бортовая, кормовая броня и крыша корпуса и башни обеспечивают защиту машины от 7,62 мм пуль стрелкового оружия с нулевой дальности и от легких осколков артиллерийских снарядов, но не защищают от огня 12,7 мм пулемета с близкой дистанции, и от тяжелых снарядных осколков. Полигонные испытания, тем не менее, показали, что кормовые двери, топливные баки которых заполнены песком, выдерживают поражения штатными 12,7 мм пулями. В ходе боевых действий в Афганистане и Чечне при стрельбе из пулеметов общего назначения (ПКТ, М-60) на малых дальностях порядка 30-50 м 7,62 мм бронебойные пули в некоторых случаях пробивали кормовые двери и крышки люков БМП-1.

Критика

На протяжении длительного периода эксплуатации БМП-1 и БМП-2 неоднократно появлялись новые «угрозы» защите машины. Так в конце 1970-х годов, после принятия на вооружение НАТО новых боеприпасов 20×139 мм к пушкам «Испано-Сюиза» HS 820, «Рейнметалл» RH 202 и M 693 (F2) с бронебойными подкалиберными снарядами типаAPDS — DM 63 (ФРГ) и OPTSOC (Франция) у сухопутных войск этих государств появилась возможность поражать БМП-1 в лобовой проекции с дальностей 800—1000 м. Боеприпасы к пушке М242 «Бушмастер» основной БМП США М2 «Бредли», принятой в 1982 г, проектировались из расчета поражения бронезащиты БМП-1, с обеспечением бронепробития 28 мм/60град/1500 м. Во время Первой войны в Персидском заливе броневая защита машин БМП-1 и БМП-2 оказалась уязвимой к бронебойным подкалиберным снарядам 25-мм автоматических пушек. Согласно данным испытаний, проведенных в США, броня БМП-1 и БМП-2 поражается бронебойным подкалиберным снарядом (БПС с отделением) М791 25-мм пушки М242 «Бушмастер» на дальностях 1500—2000 м. Вместе с тем какой-либо масштабной модернизации машин в планах повышения их защищенности за прошедшие десятилетия так и не последовало.

Опыт арабо-израильской войны 1973 года и войны СССР в Афганистане показал, что бронекорпус БМП-1 не выдерживает попаданий 12,7-мм пуль в бортовую проекцию машины, а попадание противотанковой гранаты, как правило, вызывало воспламенение машины с последующим взрывом боекомплекта.

Боевое применение БМП-2

Самое активное участие БМП-2 приняли в Афганской войне. В Афганистане боевые машины понесли большие потери (тысяча триста единиц, среди которых БМП-1, БМП-2, БТР, БРДМ). Участвовали в войне между армянскими и азербайджанскими вооруженными формированиями в борьбе за Нагорный Карабах (1988-1994 гг.).

Позднее машины приняли участие в конфликтах:

  • в первой (1994-1996 гг.) и второй чеченской войне (1999-2009 гг.);
  • в ходе гражданской войнына территории Таджикистана (1992-1997 гг.);
  • на территории Южной Осетии (2008год);
  • в боях на юго-востоке Украины (с 2014 года);
  • принимали участие в военных действиях в Анголе.

Также применялись в Иракской войне, где по некоторым данным от выстрелов автоматической пушки БМП-2 были выведены из строя три танка «Абрамс». Используются сирийскими войсками в борьбе против боевиков.

В отличие от зарубежных аналогов, она имеет широкий спектр применения в разных боевых ситуациях, проста в эксплуатации. Уникальность строения машины дает возможность быстрой ее модернизации. Определенный интерес БМП вызывает на международном рынке вооружения. Несмотря на слабость в бронировании и другие некоторые недостатки, эта машина обладает большими перспективами дальнейшего развития.

Советские версии

  • BMP Model 1966  : Оригинальная модель, без защиты от ядерного оружия;
  • БМП-1 (модель БМП 1976 г.): серийное производство БМП-1;
  • БМП-1К  : Командирская машина, с дополнительным радиооборудованием и антеннами, задний отсек оборудован таблицами и картами. Используется на уровне батальона;
  • БРМ и БРМ1 (БМП-Р): разведывательный вариант с двухместной башней с 73-  мм пушкой без противотанковой ракеты . У машины 2 люка вместо четырех на базовой модели;
  • БМП КШ  : Эта машина оснащена большой телескопической антенной и большим количеством радиооборудования, чем модель БМП-1К. У него больше нет башни;
  • ПРП-3 (БМП-СОН): Машина артиллерийской разведки. Передняя часть машины идентична БМП-1, но имеет новую башню с двумя открывающимися вперед люками. Перед каждым люком находится большой перископ для наблюдения. Вооружение состоит из пулемета калибра 7,62  мм . В задней части башни находится обзорная РЛС , которая не используется, когда она находится в положении лежа. Слева большая оптика. Эта машина вмещает пять членов экипажа и имеет дополнительное оборудование связи;
  • ПРП-4  : Эта машина является преемником модели ПРП-3 с дополнительной оптикой справа;
  • МРТ  : инженер-разведчик. Эта машина создана на базе шасси БМП-1;
  • БМП-ППО  : школьная версия БМП-1, оснащенная двумя куполами для наведения во время обучения.

История

БМП-1У была разработана в конце 1990-х — начале 2000-х годов в киевском Научно-техническом центре артиллерийско-стрелкового вооружения в рамках ОКР «Блиндаж».

17 марта 1999 года было официально объявлено о создании унифицированного боевого модуля, предназначенного для модернизации БМП-1. БМП-1У была впервые продемонстрирована 24 августа в Киеве на военном параде в честь Дня независимости Украины.

В 2004 году, после завершения предварительных испытаний, было объявлено о намерении до конца 2012 года модернизировать 400 шт. БМП-1 трёх механизированных бригад украинской армии до уровня БМП-1У, однако фактически вооружённые силы Украины получили только 12 модернизированных бронемашин (ещё 30 были поставлены в Грузию и три – в Чад).

В 2007 году модернизированный вариант БМП-1 с боевым модулем «Шквал» вышел на этап государственных испытаний.

В ноябре 2014 года для вооружённых сил Украины стоимость одной БМП-1У составляла 6 млн. гривен.

В 2015 году был разработан вариант БМП-1УМ.

В сентябре 2016 года был разработан вариант БМП-1УМД с двигателем Deutz, в декабре 2016 года начались испытания образца БМП-1УМД “Мисливець” с новой цифровой системой управления огнём, которые были завершены 27 ноября 2017 года.

Примечания

  1. ↑ Improving the capabilities // “Ukrainian Defense Review”, № 1 (January – March) 2016. pages 20-25
  2. О. С. Андрiйченко, О. I. Баранчук, К. Б. Круковський-Сiневич, В. О. Шевченко. Перспективи модернізації бойових машин легкої вагової категорії // журнал “Наука і оборона”, № 2, 1999. стор.51-53
  3. I. Б. Чепков, В. К. Борохвостов, О. М. Рябець, I. В. Борохвостов. Технічне переоснащення Збройних Сил України: можливі варіанти й орієнтовна вартість // журнал “Наука і оборона”, № 1, 2015. стор.20-24
  4. Микола Федоркiв. Модернізована БМП-1: новий потужний двигун, підвищений бронезахист, бойовий модуль «Шквал» // “Народна армiя” вiд 26 листопада 2015

General information[edit | edit source]

The BMP-1 is a Soviet amphibious tracked infantry fighting vehicle. It was the first mass-produced infantry fighting vehicle (IFV) of the Soviet Union. The Soviet military leadership saw any future wars as being conducted with nuclear, chemical and biological weapons and a new design, like the BMP, combining the properties of an armored personnel carrier (APC) and a light tank would allow infantry to operate from the relative safety of its armored, radiation-shielded interior in contaminated areas and to fight alongside it in uncontaminated areas. It would increase infantry squad mobility, provide fire support to them, and also be able to fight alongside main battle tanks.

The BMP-1 was first tested in combat in the 1973 Yom Kippur War, where it was used by Egyptian and Syrian forces. Based on lessons learned from this conflict, and early experiences in the Soviet–Afghan War, a version with improved fighting qualities was developed, called the BMP-2. By the end of the 20th century, all BMP-1s in Russian military service were upgraded to the BMP-2 standard with the 2A42 30mm cannon.

Операторы[править]

БРМ-1К.

  • Азербайджан:

    • Национальная армия Азербайджана — 43 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
    • Государственная пограничная служба Азербайджана — 168 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2016 год.
  • Алжир — 685 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Ангола — 250 БМП-1/БМП-2/БМД-3, по состоянию на 2016 год.
  • Армения:

    • Вооружённые силы Армении — 75 БМП-1 и 6 БМП-1К, по состоянию на 2016 год.
    • МВД Армении — 44 БМП-1 и 1 БМП-1К, по состоянию на 2016 год.
    • Пограничная охрана Армении — 35 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Болгария — 90 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Венгрия — некоторое количество БРЭМ на базе БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Вьетнам — 300 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2016 год.
  • Гвинея — 2 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Греция — 398 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Грузия — 25 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Демократическая Республика Конго — 20 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Египет — 220 БМП-1 на хранении, по состоянию на 2016 год.
  • Индия — более 350 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Иран — 210 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Ирак — около 80 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Камбоджа — 70 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Кыргызстан — 230 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Кот-д’Ивуар — 10 БМП-1/БМП-2 скорее всего небоеспособных, по состоянию на 2016 год.
  • Куба — около 50 БМП-1/БМП-1П, по состоянию на 2016 год.
  • Ливия — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Мозамбик — 40 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Монголия — 310 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Никарагуа — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Польша — 1268 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Россия:

    • Сухопутные войска России — 500 БМП-1 (дополнительно 7000 БМП-1 на хранении) и некоторое количество БРЭМ на базе БМП-1, по состоянию на 2016 год.
    • Войска национальной гвардии России — 1650 БМП-1/БМП-2/БТР-80, по состоянию на 2016 год.
  • Сирия — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Словакия — 148 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Судан — 135 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2016 год.
  • Таджикистан — 8 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Туркменистан — 600 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Узбекистан — до 180 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Украина:

    • Вооружённые силы Украины — 210 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
    • Морская пехота Украины — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Уругвай — 18 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Чад — 83 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Чехия — 98 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Шри-Ланка — 13 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Экваториальная Гвинея — 20 БМП-1, по состоянию на 2016 год.
  • Эритрея — 15 БМП-1, по состоянию на 2016 год.

Бывшиеправить

БМП-1.

  • Афганистан — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2010 год.
  • Беларусь — 109 БМП-1, по состоянию на 2010 год, сняты с вооружения.
  • Йемен — 420 БМП-1, по состоянию на 2005 год, 100 БМП-1, по состоянию на 2012 год.
  • Казахстан — 730 БМП-1, по состоянию на 2012 год.
  • Северная Корея — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 1985 год, на данный момент количество и статус неизвестны.
  • США — 21 БМП-1. 19 единиц БМП-1 поставлены из ФРГ в 1991 году, ещё 2 единицы поставлены из ФРГ в 1993 году.
  • Финляндия — 10 BMP-1TJ, по состоянию на 2012 год.
  • Швеция — 350 Pbv 501 (куплены в ФРГ, из состава бывшей ГДР, модернизированы в Чехии).
  • Югославия — 40 единиц поставлено из СССР в 1972 году.
  • Грузия (Южная Осетия) — 80 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2008 год.

Конструкция[править]

Для успешного преодолевания водных преград в БМП-1 были установлены полые металлические катки, увеличивающие плавучесть. Машина не имела водомёта, поэтому для увеличения скорости на плаву на задних крыльях, над гусеницами, установили специальные решётки, перенаправляющие поток воды с гусениц не вверх, а назад. А спереди формой корпуса поток воды направлялся вниз, что приподнимало нос машины над водой.

БМП-1 получила принципиально новую конструкцию гусениц, в которой движущиеся части не перекрывали друг друга, как в танковой, что увеличило ресурс металла и резиновых уплотнителей до 8000 км.

Двигательная установка была создана на базе очень удачного 12-цилиндрового дизеля В-2, являвшегося базовым агрегатом для многих гражданских и военных изделий СССР. Начальником КБ моторных установок и автором многих изобретений для двигателя БМП-1 был В.Д. Чудаков. Главным конструктором являлся П.П. Исаков.

Конструкция БМП-2

БМП-2 – это боевая машина пехоты, которая имеет идентичную компоновку с БМП-1. Главным различием между ними является наличие разного вооружения. Экипаж состоит из трех человек. Также машина вмещает до семи человек десанта, которые могут вести стрельбу через бойницы.

Корпус и башня машины сварены из стальных катаных листов, толщина которых от 5 до 19 миллиметров. Толщина лобовой брони башни до23 мм. Башня имеет форму усеченного конуса.

На БМП-2 установлен 6-и цилиндровый дизельный двигатель УТД-20С1 с жидкостным охлаждением, масса двигателя составляет 700 кг.

Ходовая часть имеет шесть опорных катков, которые являются подвижной опорой корпуса на гусеничной ленте. Максимальная скорость, которую способна развить машина, составляет 65 км/ч по шоссе и до 45 км/ч при движении по пересеченной местности. Техника способна самостоятельно пересекать водоемы, развивая скорость на плаву до 7 км/ч. Движение по воде выполняется благодаря вращению гусениц. Из-за этого возникают сложности при перемещении машины против течения.

Управление БМП-2 выполняется при помощи руля, имеющего схему штурвала. Благодаря свободному вращению руля-штурвала для управления не требуется значительных усилий. При повороте штурвала происходит плавное изменение тяги на гусеницах, что обеспечивает плавность поворота и предохраняет элементы ходовой части от перегрузок. При отпускании штурвала происходит автоматический возврат управления к прямолинейному движению.

На БМП-2 применяется следующее оборудование для связи и обзора:

  • внутреннее переговорное устройство модели А-3;
  • рации Р-123М, Р-173 либо Р-126;
  • приборы наблюдения ТНП-165А либо ТНПО-170А;
  • прибор для наблюдения в ночное время.

В состав вооружения входят:

  • 30-мм пушка 2А42;
  • пулемет ПКТ (пулемет Калашникова танковый);
  • ракетный комплекс «Фагот» или «Конкурс».

Тактико-технические данные в сравнении с зарубежными аналогами

То, что БМП-1 стала первой серийной боевой машиной пехоты, не значит, что советские конструкторы значительно опережали время. Немецкая БМП «Мардер» пошла в производство уже в 1969 году, а в начале 1970-х свою машину представили и французы.

БМП-1«Мардер»AMX-10P
Экипаж + десант, чел.3+83+73+6
Масса, т1328,514,2
Длина, м6,76,795,77
Высота, м2,02,981,87
Максимальная скорость, км/ч657565
Вооружение73мм пушка, 7.62мм пулемёт, ПТРК «Малютка»20мм пушка, 2х 7.62мм пулемёта, ПТРК» Милан»20мм пушка, 7.62мм пулемёт

Немецкая машина гораздо тяжелее «современников». Она стала родоначальником подкласса «тяжёлых БМП» — неплавающих, но с более мощной защитой. Уже первые модификации «Мардера» должны были обеспечивать круговую защиту от пулемётов калибра 14.5мм. Французская машина по показателям защищённости примерно соответствовала БМП-1. Показательно, что зарубежные конструкторы изначально вооружили БМП автоматическими пушками, которые в СССР появятся только на машине следующей серии – БМП-2.

Описание

Иракская БМП-1 захвачена армией США в 1991 году .

Автомобиль оснащен шестиколесными гусеницами с тремя опорными катками. У него очень низкий силуэт, по бокам машины по четыре бойницы с перископами. Внутренняя компоновка БМП-1 необычна, пилот и капитан сидят друг за другом спереди слева. Двигатель расположен спереди справа, башня занимает центр надстройки, а 8 пехотинцев размещаются сзади на боковых скамьях. Доступ осуществляется через две задние двери, которые одновременно служат топливными баками. За башней над боевым отделением расположены четыре люка, из которых также могут выходить пехотинцы.

Турель машина и имеет в качестве основного вооружения низкого давления ствола 73  мм , связанную с автоматом коаксиального Калашникова -T (ПКТ) от 7,62 × 54  мм R . Пушка комплектуется ударопрочными противотанковыми или осколочными снарядами из магазина на 40 патронов. Снаряды, которые он запускает, имеют низкую начальную скорость, что делает их чувствительными к ветру и снижает их точность. На практике шансы первого попадания по воротам низкие, когда БМП-1 находится в движении. Рельс для запуска Sagger прикреплен к главной комнате. Управление осуществляется с помощью джойстика типа джойстик . Ракета имеет максимальную дальность действия 3000  м , расстояние достигает примерно 27 секунд.

БМП-1 имеет полную линейку приборов ночного видения первого поколения и защиту от ядерного оружия . Совершенно амфибия без специальной подготовки. Его движение по воде обеспечивается гусеницами . Среди снаряжения, заимствованного из базовой модели, показывающего машины наблюдения артиллерии , машина, оснащенная тандемной башней с орудием калибра 7,62  мм и оснащенная радиолокационной установкой и артиллерийским орудием Small Fred , ремонтно-эвакуационными машинами, трансмиссией, а также двухстворчатой ​​башней. местная турельная разведывательная машина новой модели, вооруженная той же 73-  мм пушкой .

Модификации

БМП-2 после поступления на вооружение стала одной из лучших образцов боевых машин пехоты мира, но со временем любая техника устаревает, поэтому требуется модернизация.

В ходе модернизации машины были улучшены ее характеристики, что приблизило машину до международных стандартов.

Одним из вариантов является БМП-2М «Бережок». При модернизации машины были усовершенствованы основные узлы управления огнем, проведена установка нового противотанкового комплекса «Корнет» и автоматического 30-мм гранатомета АГС-17 «Пламя», который позволяет вести поражение пехоты, находящейся в укрытии. В боекомплект пушки вошел новый подкалиберный снаряд «Трезубка».

Наводчик получил современный прицел, что позволяет увеличить точность стрельбы. Командир теперь имеет панорамный прицел, обеспечивающий круговое наблюдение и наведение оружия на цель.

Версия БМП-2Д (доработанная) создана специально для условий войны в Афганистане. Увеличение бронирования привело к тому, что машина не смогла плавать.

Существовал также вариант БМП-2 с установкой автоматического гранатомета АГС-17 «Пламя».

Специально для мотострелковых войск создана версия БМП-2К, оснащенная дополнительной радиостанцией. Для осуществления дальней связи в наличии есть мачтовая антенна.

Видео БМП-1 — боевая машина пехоты

БМП-1

(Б оеваяM ашинаП ехоты-1 ) — первая советская серийная боевая бронированная водоплавающая гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя и совместных действий с танками в бою, место машины в строю — в 50-ти метрах позади стрелков. Была разработана в ГСКБ-2 (главном специальном конструкторском бюро-2) на Челябинском тракторном заводе им. В. И. Ленина для замены БТР-50П . Боевая машина принята на вооружение Советской Армии ВС СССР в 1966 году. Серийно выпускалась с 1966 по 1979 год.

Для успешного преодолевания водных преград в БМП-1 были установлены полые металические катки, увеличивающие плавучесть. Машина не имела водомёта, поэтому для увеличения скорости на плаву, на задних крыльях, над гусеницами, установили специальные решётки перенаправляющие поток воды с гусениц не вверх, а назад. А спереди гусениц, формой корпуса поток направлялся вниз, что приподнимало нос машины над водой.

БМП-1 получила принципиально новую конструкцию гусениц, в которой движущиеся части не перекрывали друг друга, как в танковой, что увеличило ресурс металла и резиновых уплотнителей до 8000 км.

Двигательная установка была создана на базе очень удачного 12-цилиндрового дизеля «В-2», являвшегося базовым агрегатом для многих гражданских и военных изделий ЧТЗ и ГСКБ-2. Начальником КБ моторных установок и автором многих изобретений для двигателя «БМП-1» был В. Д. Чудаков. Главным конструктором являлся П. П. Исаков

Впоследствии чертежи и прочая документация были переданы на Курганский машиностроительный завод, где впоследствии выпускалась и «БМП-2».

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий