Поиск

Новейшие многоцелевые российские подводные лодки проекта 885 «Ясень»

Примечания

  1. ↑ . РИА Новости (31 декабря 2013).
  2. . kommersant.ru (17 ноября 2011). Дата обращения 21 ноября 2011.
  3. . kommersant.ru (10 ноября 2011). Дата обращения 21 ноября 2011.
  4. Военно-промышленный курьер. . Военно-промышленный курьер (24.04.2015).
  5. ↑ . ТАСС. Дата обращения 27 июня 2019.
  6. . РИА Новости (25 июня 2009). Дата обращения 13 августа 2010.
  7. . Lenta.ru (24 июля 2009). Дата обращения 13 августа 2010.
  8. . Пресс-служба ОАО «ПО Севмаш» (26 июля 2013).
  9. ↑ . ИТАР-ТАСС (27 июля 2014). Дата обращения 27 июля 2014.
  10. . РИА Новости (27 июля 2014). Дата обращения 27 июля 2014.
  11. ↑ . ТАСС (16 июня 2015).
  12. PDF (188 Кб)
  13.  (недоступная ссылка). interpolit.ru. Дата обращения 15 сентября 2017.
  14. . ТАСС. Дата обращения 17 мая 2019.
  15. ↑ . ФлотПром. Дата обращения 11 июля 2019.
  16. ↑ . РБК. Дата обращения 28 июня 2019.
  17. . Независимое интернет-издание “ДНИ24”. Дата обращения 27 июня 2019.
  18. Георгий Мосалов. . RT на русском. RT на русском (8 мая 2019). Дата обращения 27 июня 2019.

Представители проекта

НазваниеПроект Зав. №Закладка СпускВ строюФлотСостояниеПримечания
К-560 «Северодвинск»885160 21.12. 15.06. 17.06. Поднят флаг ВМФ СФВ опытной эксплуатацииФлотом не принята, находится в стадии приемки.
К-561 «Казань»885М161 24.07. 31.03.12.2020СФС 24.09.2018 Заводские ходовые испытания.По данным СМИ будет передана флоту не ранее конца 2020 года.
К-573 «Новосибирск»885М162 26.07. 201912.2020 ТОФСтроитсяПо данным СМИ поступит на боевое дежурство в 2020 году.
К-571 «Красноярск»885М163 27.07.202012.2021ТОФСтроитсяСтроительство завершается
К-564 «Архангельск»885М164 19.03.202112.2022СФСтроитсяСтроительство завершается.
К-??? «Пермь»885М165 29.07.202212.2023ТОФСтроитсяСтроительство завершается.
К-??? «Ульяновск»885М166 28.07.2023 12.2024СФСтроитсяСтроительство завершается.
20202026Подписан контракт
20212027Подписан контракт

Цвета таблицы: Зелёный  — в составе ВМФ/ опытной эксплуатации Белый  — не достроен или утилизирован не спущенным на воду Жёлтый  — действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Красный  — списан, утилизирован или потерян

Радиоэлектроника и гидроакустика

В этом вопросе обе лодки близки.

Цифровые интегрированные системы боевого управления открытой архитектуры с графическими интерфейсами, гидроакустические комплексы с носовыми антеннами большой площади, протяжённые конформные антенны по бортам, буксируемые антенны и т. д, и т. п, и др.

Оборудование обоих типов лодок регулярно совершенствуется, при этом оно уже доказывало работоспособность, причём не только на испытаниях. Есть и свои фишки — например,Вирджиния» не имеет традиционного перископа. Вместо этого на подлодке установили штангу с видеокамерами. Видеокамеры есть и уЯсеня», но оптический канал остался. Кроме того, управление лодкой в целом наЯсене» значительно более автоматизировано — что традиционно для отечественных атомных субмарин начиная с 1960-70-х годов.

Рейтинг:

Ясень» — 5Вирджиния» — 4,5

История

Создание облика АПЛ четвёртого поколения началось ещё в 1977 году. На смену сразу нескольким типам лодок (ПЛАТ, МПЛАТРК, противоавианосные ПЛАРК) планировалось создать единую многоцелевую лодку, способную решать максимально широкий круг задач. Проектировщиком нового типа субмарин стало Ленинградское конструкторское бюро «Малахит», уже имевшее опыт создания проектов многоцелевых подводных лодок. Главным конструктором стал Владимир Пялов. «Ясень» разрабатывался на базе проектов 705(К) «Лира», 971 «Щука-Б» и призван заменить как их, так и проект 949А «Антей». В проекте использованы многие технические решения, ранее не применявшиеся в отечественном подводном судостроении.

Головная подводная лодка проекта — К-560 «Северодвинск» была заложена 23 декабря 1993 года на «Севмаше». В 1996 году строительство АПЛ было остановлено. Работы возобновились приблизительно в 2004 году уже по доработанному проекту. 15 июня 2010 года лодка была выведена из эллинга и 24 июня спущена на воду. Начались швартовные испытания. 12 сентября 2011 года лодка впервые вышла в море на заводские испытания. Заводские испытания и доработка лодки заняли три года. Сроки сдачи неоднократно переносились. Попутно дорабатывались и испытывались ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр», что тоже повлияло на сроки. 10 октября 2013 года лодка успешно завершила заводские испытания и 5 ноября 2013 была передана на государственные испытания. 30 декабря был подписан приёмный акт. Лодка была передана ВМФ в опытную эксплуатацию. 17 июня 2014 года принята в состав ВМФ России.

Вторая подводная лодка — К-561 «Казань» была заложена 24 июля 2009 года по модернизированному проекту 08851 «Ясень-М». От базового проекта проект 08851 «Ясень-М» отличается уменьшенной длиной на 9 метров, а так же усиленным вооружением (10 шахт для ракет «Оникс», «Циркон», «Калибр») и устанавливаемым обновлённым оборудованием, оптимизированными обводами и дальнейшим уменьшением шумности. Помимо дальнейшего улучшения характеристик, важным аспектом проекта «Ясень-М» является отказ от использования поставщиков оборудования из стран бывшего СССР: корабль строится силами исключительно российских предприятий. Спущена на воду 31 марта 2017 года. Лодка может быть передана флоту не ранее конца 2020 года.

Третья подводная лодка — К-573 «Новосибирск» была заложена 26 июля 2013 года по модернизированному проекту 885 «Ясень-М». Ввод в строй ожидается в конце 2020 года.

Четвёртая подводная лодка — К-571 «Красноярск» была заложена 27 июля 2014 года.

Пятая подводная лодка — К-564 «Архангельск» была заложена 19 марта 2015 года.

Шестая подводная лодка — К-? «Пермь» была заложена 29 июля 2016 года.

Седьмая подводная лодка — К-? «Ульяновск» была заложена 28 июля 2017 года.

На форуме «Армия-2015» гендиректор «Севмаша» рассказывал, что до 2020 года планировалось сдать 6 «Ясеней», седьмую планируется сдать до 2023 года.

Конструкция

Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и c надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса — маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов.
В носовой части размещен гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной. По другим данным, АПЛ оснащена гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ. Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.

Спасательная камера на лодке одна, в ней может поместиться весь экипаж 90 человек.

Главная энергетическая установка и движитель

Применение атомного реактора нового поколения позволит повысить надёжность работы энергосистемы корабля. Срок службы реактора без перезарядки составляет около 25-30 лет, что сравнимо со сроком службы субмарины. Одновальная энергетическая система приводит лодку в движение посредством винта. Для снижения шумности на малых скоростях движения используется гребной электродвигатель; главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту только на высокоскоростных режимах.
Атомный реактор выполнен по новой технологии, при которой трубопроводы теплоносителя первого контура размещены в корпусе реактора, что значительно снижает вероятность аварий и радиоактивного облучения экипажа. Специально для лодок этого проекта создана уникальная многоцелевая информационно-управляющая система контроля уровня радиоактивного излучения атомного реактора и оповещения экипажа о его превышении.
Информационно-управляющая система многоцелевого назначения (ИУС МН) — это многопроцессорная система с трёхуровневой структурой построения, которая предназначена для фиксации радиоактивного фона и предупреждения аварийной ситуации на судне. Благодаря ИУС МН экипаж подводной лодки своевременно получит сигнал об угрозе и успеет принять необходимые меры. В систему входят устройства детектирования, блоки питания, реле расхода воздуха, комплект запасных частей и инструментов. ИУС МН осуществляет непрерывный автоматический дистанционный контроль радиационно-химической обстановки, а также позволяет прогнозировать дозы радиоактивного излучения и время пребывания членов экипажа в аварийных зонах. Кроме того, система представляет информацию о состоянии контролируемого объекта, выдает рекомендации по принятию решений, а также проводит постоянную самодиагностику в автоматическом режиме.

Вооружение

На атомной подводной лодке проекта 885 «Ясень» 10 (8 для «Ясень-М») торпедных аппаратов калибра 533 мм расположены под углом побортно в районе ограждения выдвижных устройств, за ограждением находятся 8 (10 для «Ясень-М») вертикальных ракетных шахт, в каждой из которых размещается по 4 ракеты «Оникс», «Циркон» или по 5 ракет меньшей длины «Калибр». Возможность комбинировать ракетное вооружение дает гибкость в выполнении широкого набора боевых задач — от борьбы с субмаринами и поражения стационарных наземных целей до уничтожения всех типов надводных кораблей противника крылатыми ракетами систем «Калибр» и «Оникс».
По заявлению гендиректора предприятия-проектировщика субмарины — конструкторского бюро «Малахит» Владимира Дорофеева, многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885 «Ясень» способна применять все находящиеся на вооружении ВМФ РФ крылатые ракеты морского базирования. Ясень-М также способна будет применять перспективные крылатые ракеты «Циркон». Следующим поколением после проекта «Ясень-М» будут подводные лодки проекта «Хаски», которые по состоянию на 2017 год находятся в разработке.

Ударные возможности

И тот и другой тип — многоцелевые лодки с комбинированным вооружением: торпеды, крылатые ракеты, мины… но насколько разный набор! У строящихся сейчасвирджиний» 3-й и 4-й серий(Block III и IV) — 12 крылатых ракетТомагавк», при этом у лодок 4-й серии они размещаются в двух вертикальных пусковых установках по шесть ракет на каждую; и четыре торпедных аппарата с 25 торпедами к ним. Часть торпед можно заменить на морские мины — примерно по две штуки вместо одной торпеды.

USS Virginia(SSN-774)

Ясень» несёт 10 торпедных аппаратов с боезапасом в 30 торпед(вместо которых можно брать с собой мины). Такой арсенал даёт широкий набор сценариев — от формирования многоторпедного залпа по отряду боевых кораблей или конвою до подводнойдуэли» с двумя-тремя противниками одновременно.

На субмаринах обоих типов торпедные аппараты расположены в корпусах побортно под углом, в районе ограждения выдвижных устройств(которое часто ошибочно называют рубкой). Для американских подлодок такое размещение традиционно с 1960-х годов, в отечественной практике применено на серийных лодках впервые — раньше торпедные аппараты выводились в нос.

Впрочем, главное оружие проекта 885 — это совсем не торпеды, а восемь вертикальных пусковых установок в средней части корпуса, каждая из которых вмещает четыре крылатых ракеты комплексовОникс» иКалибр», итого 32. По сравнению с 12томагавками», которые способны атаковать лишь наземные цели, это и более мощный, и более разнообразный набор — учитывая обширную номенклатуру ракет в рамках того жеКалибра». Из этих пусковых установок могут применяться и беспилотные подводные аппараты различных типов. В ближайшие годы модернизированныеЯсени» получат сменные контейнерные пусковые установки, вмещающие либо четыреОникса» либо пять более компактныхКалибров», что позволит довести ракетный боекомплект до 40 единиц в максимальном варианте.

Рейтинг:

Ясень» — 5Вирджиния» — 3

Острый нос и оперение

Сейчас в составе ВМФ числится многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК) «Северодвинск» — головной корабль проекта 885 «Ясень». Она была принята на вооружение еще в 2014 году, после чего корабелы взяли небольшую паузу для того, чтобы обкатать технику и внести необходимые изменения в конструкцию.

Многоцелевая АПЛ проекта 885М «Казань» построена как раз с учетом доработок. Сейчас эта субмарина находится на государственных испытаниях, после завершения которых ее должны будут принять в состав ВМФ. Ожидается, что это произойдет до конца текущего года.

Как рассказали «Известиям» источники в оборонно-промышленном комплексе, первая обновленная подлодка получила более заостренный нос. На многочисленных фотографиях «Казани» этого нельзя разглядеть, так как большая его часть скрывается под водой. Кроме того, на субмарине уменьшилось количество торпедных аппаратов (ТА) — с 10 до 8. Примечательно, что на проектах 885 и 885М впервые в практике отечественного кораблестроения ТА расположены не в носу корабля, а рядом с отсеком центрального поста.

В носу ближе к отсеку центрального поста расположены пусковые установки для пуска противоторпед. Также у АПЛ увеличили габариты кормового оперения.

Ранее «Известия» писали, что длина подлодки сократилась на 10 м, а жилой отсек был урезан на 4 м. Эти изменения в конструкцию можно было внести за счет использования более совершенного и компактного радиоэлектронного вооружения и средств автоматизации.

«Северодвинск» был заложен в 1993 году, а техзадание на него утверждалось еще раньше. При строительстве субмарины использовали материалы и узлы, которые изначально предназначались для лодок 971-го и 949-го проектов, отметил военный эксперт Дмитрий Болтенков.

— С тех пор многое изменилось. Появились усовершенствованная гидроакустическая аппаратура и новая элементная база, — пояснил он. — И этим глупо было бы не воспользоваться при строительстве АПЛ. Например, изменение формы носа корабля может говорить о том, что в его оконечности разместили антенну более совершенного, но в то же время компактного гидроакустического комплекса.

Головная лодка проекта, как правило, отличается от последующих серийных, подчеркнул контр-адмирал, бывший командир АПЛ, Герой России Всеволод Хмыров.

— Это обычная практика, — рассказал «Известиям» эксперт. — Изменения направлены на улучшение характеристик, как отдельного оборудования, так и корабля в целом. В частности, пока строят серию, могут принять на вооружение новую систему, которая расширит возможности субмарины. Тогда проектант вместе с заказчиком — сейчас это Минобороны — вносят коррективы. Из-за этого могут меняться внешние габариты субмарины, но в целом проект не перерабатывается.

Представители проекта

Головная подводная лодка проекта — К-560 «Северодвинск» была заложена 23 декабря 1993 года на «Севмаше» по базовому проекту 885 «Ясень». В 1996 году строительство АПЛ было остановлено. Работы возобновились приблизительно в 2004 году уже по доработанному проекту. 15 июня 2010 года лодка была выведена из эллинга и 24 июня спущена на воду. Начались швартовные испытания. 12 сентября 2011 года лодка впервые вышла в море на заводские испытания. Заводские испытания и доработка лодки заняли три года. Сроки сдачи неоднократно переносились. Попутно дорабатывались и испытывались ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр», что тоже повлияло на сроки. 10 октября 2013 года лодка успешно завершила заводские испытания и 5 ноября 2013 была передана на государственные испытания. 30 декабря был подписан приёмный акт. Лодка была передана ВМФ в опытную эксплуатацию. 17 июня 2014 года принята в состав ВМФ России.19 марта 2016 года завершена опытная эксплуатация.

Вторая подводная лодка — К-561 «Казань» была заложена 24 июля 2009 года по модернизированному проекту 885М «Ясень-М». От базового проекта 885 «Ясень», проект 885М «Ясень-М» отличается уменьшенной длиной на 9 метров, а так же усиленным вооружением (10 шахт для ракет «Оникс», «Циркон», «Калибр», вместо 8 шахт для ракет на проекте 885 «Ясень») и устанавливаемым обновлённым оборудованием, оптимизированными обводами и дальнейшим уменьшением шумности.[неавторитетный источник?] Помимо дальнейшего улучшения характеристик, важным аспектом проекта «Ясень-М» является отказ от использования поставщиков оборудования из стран бывшего СССР: корабль строится силами исключительно российских предприятий. Спущена на воду 31 марта 2017 года. Лодка должна быть передана флоту не ранее конца 2020 года.

Третья подводная лодка — К-573 «Новосибирск» была заложена 26 июля 2013 года по модернизированному проекту 885 «Ясень-М». Спущена на воду 25 декабря 2019 года. Ввод в строй ожидается в конце 2020 года.

Четвёртая подводная лодка — К-571 «Красноярск» была заложена 27 июля 2014 года.

Пятая подводная лодка — К-564 «Архангельск» была заложена 19 марта 2015 года.

Шестая подводная лодка — К-? «Пермь» была заложена 29 июля 2016 года.

Седьмая подводная лодка — К-? «Ульяновск» была заложена 28 июля 2017 года.

НазваниеПроект Зав. №Закладка СпускВ строюФлотСостояниеПримечания
К-560 «Северодвинск»885160 21.12. 15.06. 17.06. СФВ строюВ составе 11-й ДиПЛ СФ
К-561 «Казань»885М161 24.07. 31.03.10.2020СФЗаводские ходовые испытанияПередача флоту запланирована на 2020 год
К-573 «Новосибирск»885М162 26.07. 25.12.12.2020 ТОФСпущена на водуПередача флоту запланирована на 2020 год
К-571 «Красноярск»885М163 27.07.12.202012.2021ТОФСтроитсяСтроительство завершается
К-564 «Архангельск»885М164 19.03.12.202112.2022СФСтроитсяСтроительство завершается
К-??? «Пермь»885М165 29.07.12.202212.2023ТОФСтроится
К-??? «Ульяновск»885М166 28.07.12.2023 12.2024СФСтроится
885М16705.202012.202512.2026ТОФГотовится к закладкеПодписан контракт
885М16805.202012.202612.2027ТОФГотовится к закладкеПодписан контракт

Цвета таблицы: Зелёный  — в составе ВМФ/ опытной эксплуатации Белый  — не достроен или утилизирован не спущенным на воду Жёлтый  — действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Красный  — списан, утилизирован или потерян

По оценке американского журнала «The National Interest», АПЛ проектов 955 «Борей»,667БДРМ «Дельфин»,885М «Ясень-М» входят в ТОП-5 самых смертоносных и мощных подводных лодок в мире, способных в считанные минуты уничтожить полностью всё человечество.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий