Артиллерийский тягач C7P (Польша)

76 VK 04 (ствол 76-мм горной пушки обр.1904 на корабельном лафете)

В 1897 году Арткомитет Главного Артиллерийского Управления пришёл к выводу, что уже известная нам устарела. Комитет решил принять для новой горной пушки калибр 3 дюйма (76,2 мм) и обеспечить унификацию боеприпасов с 3-дюймовой полевой пушкой.
Опустим долгий процесс перебора перспективных систем разных производителей. В итоге Артком решил заказать Обуховскому заводу 8 горных пушек двух модификаций для войсковых испытаний. Срок готовности заказа: май 1903 года. Однако, не ожидая завершения войсковых испытаний, на основании Высочайшего повеления от 7 января 1904 года для валового производства выбрана 3-дюймовая пушка на лафете Перепелкина со стволом Розенберга. В связи с началом Русско-японской войны Обуховскому заводу срочно заказали 48 горных пушек. Общий объём заказов в 1904 году составил 294 орудия, а сверх того ещё 15% в запас. Обуховский завод обязался выполнить свои обязательства к маю 1905 года, но в срок не уложился.
Достаточно скоро, уже в 1908 году, Артком попытался организовать модернизацию горных пушек образца 1904 года, но успеха не добился. Самой веским действующим фактором, оказалась необычайно сильная приверженность генерального инспектора артиллерия русской армии Великого Князя Сергея Михайловича продукции французской компании «Шнейдер». В результате, в 1909 году на вооружение русской армии приняли скорострельную горную пушку системы «Данглиз-Шнейдер». В России она получила обозначение .

210 H 17 (Langer 21 cm Morser 16, Германия)

Немецкая 21-см тяжёлая гаубица — результат многолетней работы компаний Friedrich Krupp AG и Rheinmetall-Ehrhardt, начатой в 1902 году. К ноябрю 1909 года проект перешел на стадию испытаний прототипов, а производство 211-мм тяжелой мортиры обр. 1910 года началось в следующем году. Минимальная дальность огня составляла 2,6 км. Скорострельность – 1 выстрел в две минуты. Расчёт – 15 человек. Снаряд покидал ствол с начальной скоростью 225 метров в секунду. К началу Первой Мировой войны немецкая армия получила 256 тяжёлых гаубиц 21 см Morser 10 на конной тяге, которые пошли на оснащение 28 артиллерийских батарей. Первым заметным эпизодом стало применение четырёх орудий этого типа при штурме фортов бельгийской крепости Льеж. Впрочем, осаждавшие достигли успеха лишь 10 августа 1914 года, когда подтянули 305 и 420-мм осадные орудия.

Фото 2С1 «Гвоздика»

Высадка из ДКВП «Зубр» САУ 2С1 “Гвоздика”

Внутри 2С1 «Гвоздика»

Похожие

статьи

САУ 2С7 «Пион» (2С7М «Малка») – 203-мм самоходная пушка

РСЗО 9К58 “Смерч” – реактивная система залпового огня калибр 300-мм

ТОС-1 “Буратино” (ТОС-1А «Солнцепек») – тяжелая огнеметная система калибр 220-мм

БМ-21 “Град” (9К51) – реактивная система залпового огня калибр 122-мм

2С4 «Тюльпан» – самоходный миномет калибр 240-мм

САУ 2С3 «Акация» – самоходная гаубица калибр 152-мм

САУ 2С1 «Гвоздика» – самоходная гаубица калибр 122-мм

САУ 2С9 «Нона-C» – самоходное артиллерийское орудие калибр 120-мм

2Б9М «Василек» – автоматический миномет калибр 82-мм

САУ 2С35 «Коалиция-СВ» – самоходная гаубица калибр 152-мм

САУ 2С5 «Гиацинт-С» – самоходная пушка калибр 152-мм

«Мста-Б» (2А65) – буксируемая гаубица калибр 152-мм

2А36 «Гиацинт-Б» – буксируемая пушка калибр 152-мм

МТ-12 (2А29) “Рапира”- противотанковая пушка калибр 100-мм

САУ 2А3 «Конденсатор-2П» – самоходная артиллерийская установка особой мощности 406-мм

2С19 «Мста-С» – самоходная гаубица калибр 152-мм

120-мм миномет 2Б11 и минометный комплекс 2С12 «Сани»

Д-30 – буксируемая гаубица калибр 122-мм

СПГ-9 «Копье» – станковый противотанковый гранатомет

РСЗО 9К57 “Ураган” – реактивная система залпового огня 220 мм

А-222 «Берег» – береговой самоходный артиллерийский комплекс

УР-77 “Метеорит” – установка разминирования

САУ СУ-152 “Зверобой” – самоходно-артиллерийская установка калибр 152-мм

САУ 2С31 “Вена” – самоходное артиллерийское орудие калибр 120-мм

РСЗО “БелГрад” – белорусская реактивная система залпового огня

САУ 2С23 «Нона-СВК» – 120-мм самоходная артиллерийская установка

Д-20 – гаубица-пушка калибр 152-мм

РСЗО 9К51М «Торнадо-Г» – модернизированная реактивная система залпового огня

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

«Большая Берта» 420-миллиметровое осадное орудие

Немецкая тяжёлая САУ «Элефант» («Фердинанд») Второй мировой войны

САУ 2С34 «Хоста» – самоходное артиллерийское орудие калибр 120-мм

2А45М «Спрут-Б» – самодвижущаяся противотанковая пушка калибр 125-мм

“Штурмтигр” – немецкое тяжелое штурмовое орудие калибр 380-мм

ЗИС-3 – дивизионная пушка образца 1942 года калибр 76-мм

М-46 – дальнобойная пушка калибр 130-мм

БР-18 – гаубица особой мощности 305-мм образца 1939 года

САУ СУ-76М – самоходно-артиллерийская установка Великой Отечественной войны

САУ 2С25 “Спрут-СД” – авиадесантная самоходная противотанковая пушка калибр 125-мм

САУ АСУ-57 – противотанковое самоходное орудие ВДВ калибр 57-мм

2К32 «Дева» – самоходный минометный комплекс калибр 82-мм

САУ СУ-100 – самоходно-артиллерийская установка Красной Армии

Б-4 – гаубица большой (особой) мощности калибр 203-мм образца 1931 года

160-мм миномет М-160

Самоходная немецка мортира «Карл», 600-мм и 540-мм

Управляемый снаряд 2К25М «Краснополь-М1»

Д-74 – советская пушка 1950-х годов калибр 122-мм

А-20 «Комсомолец» – гусеничный бронированный артиллерийский тягач

УР-07М «Пересортировка» – установка разминирования

240-мм миномет М-240

САУ StuG III Ausf G – немецкая самоходно-артиллерийская установка

Артиллерийский тягач «Коминтерн»

М50 «Онтос» – американская многоствольная САУ

М-30 – гаубица образца 1938 года калибр 122-мм

С-23 – советская пушка калибр 180-мм

АСУ-85 – авиадесантная САУ калибр 85-мм

Бр-5 – мортира большой мощности 280-мм образца 1939 года

Гаубица Д-1 образца 1943 года калибр 152-мм

РПУ-14 (8У38) – буксируемая реактивная пусковая установка

Артиллерийский тягач Я-12

SdKfz 173 «Ягдпантера» немецкая противотанковая САУ

САУ PzH 2000 – немецкая самоходная установка калибр 155-мм

САУ СУ-122-54 – самоходная артиллерийская установка 1950-х годов

КСП-76 (ГАЗ-68) – колесная противотанковая САУ калибр 76-мм

ИСУ-122 – советская САУ Второй мировой войны

БР-17 – пушка особой мощности 210-мм образца 1939 года

РСЗО БМ-24 (Т) – 240-мм реактивная система залпового огня

САУ АТ-1 – первый в мире артиллерийский танк

БР-2 – пушка образца 1935 года калибр 152-мм

Германская САУ SdKfz 164 «Насхорн» («Носорог»)

САУ СУ-14 – триплекс ТАОН

БМ-14-16 – 140-мм РСЗО

САУ СУ-122 – самоходно-артиллерийская установка калибр 122-мм

САУ «Веспе» (Оса) – немецкая самоходная легкая гаубица

IV «Бруммбэр» – штурмовая немецкая САУ калибр 150-мм

САУ СУ-85 – самоходно-артиллерийская установка

САУ СУ-5 – легкая самоходная артиллерийская установка калибр 122-мм

САУ СУ-12 – артиллерийская установка на шасси грузового автомобиля

Источники[править]

Бронетехника Польши

Танкетки:

TK-1 • TK-2 • TK-3 • TKS • TKW • TKS-B

Лёгкие танки:

Renault FT Kardaszewicza • 4TP • PZInż 180V/7TP • 7TP dw • 7TP jw • 7TP/C7P7TP BBT Br. Panc. • 9TP • 10TP

Средние танки:

14TP14TP z 47-mm wz.39B.B.T. Br. Panc. IB.B.T. Br. Panc. II25TP KSUST I25TP KSUST IIDS PZlnz-I • Pudel • Felek • A27M Cromwell z PSZ

Тяжёлые танки:
B.U.G.I.

Сверхтяжёлые танки:

Czołg Pancernik220TP Lema

Плавающие танки:

WB-10 • PZInż 130

Истребители танков:

TKS-D • TKD • PZInż 160 • PZInż 161

Зенитные самоходные установки:

7TP Przeciwlotniczy7TP wz. 39 BBTBr. Panc.

Бронеавтомобили:

Tank Pilsudskiego • Kresowiec • Ford FT-B • Bukowski • Lwowskie dziecko • Korfanty • Kubus • PZLInż.303 • Zabrski powstaniec • Wozniac-Walerus • Ursus A1 • Wz. 28 • Wz. 29 • Wz. 31 • Wz. 33 • Wz. 34

Бронированные тягачи:

C2P • C7P • PZLInż.202 • PZLInż.222

Бронедрезины:

TK-TK • TK-R-TK

Вымышленная техника:

PZInż 12625TP AS 120 mm25TP AS 155 mm45ТР Emilia Plater40TP Habicha I40TP Habicha II25TP BS PZInżAS Habicha 152 mmAS Habicha 155 mm45TP Habicha53TP Markowskiego I53TP Markowskiego IIAS Markowskiego 220 mmAS Markowskiego 310 mmJSU-152 Ulepszony

Средние танки:

T-34-85M1 • T-34-85M2 • CS-44CS-52CS-53CS-59CS-63

Тяжёлые танки:

JS-2/8850TP prototyp50TP Tyszkiewicza I50TP Tyszkiewicza II60TP Lewandowskiego

Основные боевые танки:

T-54A • T-54AD • T-54AM • T-54AM1 • T-54AM2 • T-54AT • T-54AE • T-55 • T-55A • T-55M • T-55U • T-55AD1 • T-55AD2 • T-55AM Merida • T-55AD1M • T-55AD2M • T-55AMS • T-55 WITPiS • T-72M1

Плавающие танки:
PT-76

Боевые разведывательные машины:

ZWD-10R Łowcza-3 • BRDM-2M96/M96i/M96ik/M97/M98

Боевые машины пехоты:

BWP-1 • BWP-2

Бронетранспортёры:

Opal • MT-LB • OT-62 TOPAS • OT-64 SKOT

Зенитные самоходные установки:

ZSU-23-4MP Biała • Hibneryt

Бронированные ремонтно-эвакуационные машины:

CW-34 • WPT-34 • WZT-1 • WZT-2 • WZT-3 • WPT-TOPAS

Грузовые автомобили:
Star 660

Вымышленная техника:

NCS-59NCTNCL

Лёгкие танки:

PL-01 • WPB Anders

Основные боевые танки:

PT-91 • PT-91M

Бронеавтомобили:

AMZ Żubr • AMZ Tur • AMZ Dzik • AMZ Łoś • Skorpion-3

Боевые машины пехоты:

BWP-40 • BWP-2000 • KBWP Rosomak

Бронетранспортёры:

KTO Rosomak • KTO Ryś • SPG Kalina

Самоходные гаубицы:

AHS Krab • Moździerz RAK

Зенитные самоходные установки:
PZA Loara

Реактивные системы залпового огня:
WR-40 Langusta

МТУ:

BLG-67 • MS-20 Daglezja • MID Bizon-S • PMC-90

Специальные машины:

Božena • Mazur D-350

Бронированные ремонтно-эвакуационные машины:

WZT-3M • WZT-4 • WPT Mors • KWZT-1 Mamut

Другое:

SJ-09 • Tarpan Honker • PP-64 Wstęga

Курсивом отмечены нереализованные проекты и вымышленные танки.

Разработка

Истоки дизайна можно проследить до Танкетка Carden Loyd 1920-х годов. В 1929 году Польша закупила 10 или 11 танкеток Mark VI с лицензией на их производство и использовала их для разработки собственной серии танкеток ТК. В октябре 1931 года польский генеральный штаб проявил интерес к небольшому, высокомобильному артиллерийскому тягачу, предназначенному для 75-мм полевых орудий на польской службе в то время. В 1932 году Януш Лапушевский и А. Шмидт из института BBTBP («Бюро технических исследований бронетанковых войск») разработали небольшой, полностью гусеничный артиллерийский тягач на базе ТК-3 танкетка. Он был разработан для буксировки 40-мм Bofors зенитные орудия, но могли также буксировать другую легкую и среднюю артиллерию, используемую польской армией, например, модернизированную 75-мм пушки Шнайдера и 100-мм гаубицы Skoda. Более тяжелые орудия в конечном итоге должны были быть заменены на польских вооружениях на PZIn 343 колесный трактор, но до войны их достроили всего пару.

Опытный образец трактора C2P после второго раунда испытаний

Первоначально обозначался как C2T (Ciągnik 2-tonowy, «Прицеп 2-тонный»), конструкция выглядела многообещающей, и в следующем году первый прототип был построен PZInż работает. Первоначальный дизайн C2P был в основном ТК-3 танкетка razee: в него вошли все элементы ходовой части и тяги, со снятым бронированным боевым отделением и заменой его простой открытой кабиной с сиденьями для четырех членов экипажа: одного водителя и трех пассажиров. Прототип был закончен 1 июля 1933 года и включал в себя некоторые модификации подвески Carden Loyd, разработанной для танкетки TKS.

Опытный образец оказался многообещающей машиной. Дизайн в некоторой степени похож на французский. Renault UE трактора, тем не менее, был более совершенным, надежным и быстрым, чем его французский аналог. В ходе испытаний было обнаружено, что в идеальных условиях C2P может буксировать 40-мм зенитную пушку Bofors со скоростью от 30 до 40 км / ч (от 19 до 25 миль в час) по хорошей дороге. и что аналогичные скорости были достигнуты во время испытаний по пересеченной местности. Ранее C4P тракторы были значительно медленнее, буксируя орудия со скоростью 12 км / ч (7,5 миль / ч).

Однако было обнаружено, что задняя часть автомобиля была перегружена, и что маневренность машины была далека от удовлетворительной. Для решения первой проблемы задние натяжные колеса были увеличены, оснащены рессоры и опускаются на землю, превращая их в ведущие колеса. Проблема с управлением трактором под большой нагрузкой была решена добавлением двух к обеим сторонам подвесной системы. Последняя модификация в 1938 году была включена также в разработку ТКС танкетка (в варианте ТКС-Б). Однако к тому времени серийное производство TKS было остановлено, и в итоге ходовая часть C2P осталась отличительной. Однако, поскольку оба проекта разрабатывались одновременно на одном предприятии, над обоими работала Рудольф Гундлах и их конструкторы иногда называли C2P “ciągnik TKS” (трактор TKS), некоторые источники называют C2P разрабатываемой версией TKS, что не совсем верно.

Тракторы C2P буксируют 40-мм орудия Bofors во время 3 мая День Конституции парад 1939 г.

После второго раунда испытаний прототип также был оборудован простой ветровое стекло и складывающаяся крыша из тента для защиты экипажа от дождя или снега. 20 января 1936 года опытный образец покинул завод PZInż для третьего этапа дорожных испытаний. Большую часть февраля машина провела в разъездах по Польше с установленной 75-мм пушкой. В июне и июле испытания были возобновлены, на этот раз с прицепом с топливом массой 1480 кг (3260 фунтов), а в сентябре – буксировкой новой 40-мм пушки Bofors (польское обозначение wz. 36 Bofors). В целом прототип преодолел более 4000 км (2500 миль) без серьезных неисправностей. 15 февраля 1937 года испытания закончились, и C2P был предложен к серийному производству.

Исторический

Он идеально подходил для борьбы с Panzers I и II , но, поскольку у поляков было от 132 до 137 7TP во время немецкого вторжения , они были полностью разбиты.

Бытие

В 1929 году компания Vickers продала Польше лицензию на свой трекер Carden-Loyd, который позволил разработать ТК-3 и ТКС . В следующем году экземпляр его « 6-тонного» танка  , названный « Mark E» для экспорта, был предложен Польше. Этот покупается вСентябрь 1931 г.лицензия на производство и 38 экземпляров Type A (с двумя башнями, оснащенными пулеметом, в отличие от Type B с одной башней и 47-  мм 3-фунтовой пушкой QF). После безрезультатных испытаний с «народными» пулеметами (Hotchkiss wz. 25) или пушками SA 18 был сделан заказ на переоборудование в тип B с 47-  мм пушкой . Польская армия не совсем довольна, запрограммирован преемник на основе лицензии 6 тона : 7 tonowy polski («7 польских тонн»).

Разработка и производство

PzKpfw 7TP 731 (p) захваченный американцами во Франции ( битва за Нормандию )

Разработанный Государственным инженерным бюро ( Panstwowe Zaklady Inzynierii ), первый прототип VAU33 (Vickers-Armstrong-Ursus 1933) собран вАвгуст 1933 г., второй в следующем году. Затем у них есть двойная башня от Mark E type A , но с двигателем PZInz. 235 (Saurer VBLDb по лицензии) на дизельном топливе, первый в Европе после японского Type 89 I-Go . Броня уменьшилась с  13 мм на Mark E до  17 мм .

Производство вновь назначенный 7TP был заказан в 1935 году на 22 единиц, первый оснащенных типа А двойной башней . После приобретения 37-мм противотанковой установки Bofors (wz. 36) эта буксируемая модель была адаптирована под однооборотный (37-  мм wz. 37). Производство модели пистолета началось в 1937 году.

Башня двухместная; Командир / заряжающий имеет в своем распоряжении изобретение польского инженера Рудольфа Гундлаха, запатентованное в 1936 году: перископ «Гундлах», позволяющий пользователю видеть на 360 °, не поворачивая сиденье. Механизм будет восстановлен немцами и продан компании Vickers-Armstrong для оснащения британских танков и некоторых M4 Sherman . Грудь в задней части башни (который, возможно , вдохновит на «  rommelkists» на Panzer III и IV ) приспосабливает – радио N2C или RKBC для автомобилей офицеров. Остальные довольны визуальной коммуникацией с помощью флагов / треугольников, установленных на вершине башни, согласно французскому обычаю.

Из-за отсутствия бюджета планируется выпуск от 16 до 18 машин в год. ВСентябрь 1939 г.Всего будет выпущено 132 бронетранспортера без учета опытных образцов. Артиллерийский тягач C7P также будет построен на базе шасси 7TP.

С 1938 г. требовались доработки для создания «усиленного 7ТП», получившего обозначение послевоенного 9ТП , с более мощным и легким дизельным двигателем, а также увеличенной до 40 мм лобовой броней  . Ничего не будет произведено до поражения.

использовать

На момент вступления в войну против Германии (Сентябрь 1939 г.) 7ТП разделены на два дивизиона легких танков, а третий – в строю. Затем создаются две роты с оставшимися танками; они присоединяются к столице для ее защиты. В составе батальонов 49 танков, разбитых на 3 роты по 16 машин (в том числе 3 взвода по 5 машин).

1 – й батальон легких танков, стратегический резерв, был нанят в качестве поддержки пехоты перед отступлением в столицу. Они были включены в Варшавскую моторизованную бригаду, затем в Люблинскую армию, а затем были затоплены.21 сентября. 2 – й батальон боевых единиц Panzer и уничтожил несколько немецких танков за потерю 18 7TP.

В конце кампании вермахт захватил 20 7ТП; около двадцати человек вышли бы на пенсию, а затем интернировали бы в Румынии.

Хотя калибр 37  мм с самого начала конфликта казался недостаточным, технология Bofors дала WZ. 37 противотанковых возможностей, которые выгодно отличаются от немецких аналогов.

Немецкое повторное использование

Как и в случае захвата большинства тяжелых или наступательных материалов, немецкая армия повторно использует польские машины. C7P будет оцениваться как Artillerieschlepper C7P (p) . Несмотря на то, что 7TP превосходят PzKpfw I и PzKpfw II, он не будет передислоцирован на передовую из-за небольшого количества захваченных и отсутствия запасных частей. Они будут дислоцироваться в оккупированной Польше для миссий по обучению полиции и экипажа под названием Panzer 7TP 731 (p) . Небольшая часть вырезается и после установки небольшого крана трансформируется в гусеничный подъемник с названием Bergepanzer auf Panzer 7TP 731 (p) . 7ТП под немецкими флагами будут использоваться до 1944 года.

История[править]

Машина базировалась на стандартном танке 7TP, но оснащалась, в том числе, комплектующими от легкого артиллерийского тягача С7Р, такие как боковые фрикционы, благодаря которым танк имел лучшие ходовые качества. Машина была разработана для сравнения с 7TP “B.B.T.Br.Panc” и усиленным 7TP от “PZInż”.

В связи с тем, что опытные образцы 7TP BBT Br. Panc. и 7TP Wzmocniony не были построены в срок из-за начала войны, был испытан уже существующий образец танка с двигателем CT1D (следует подчеркнуть, что создание прототипов всего за 3 месяца маловероятно, а также потребует заказа и производства специальных броневых листов). Танк с двигателем CT1D проходил полевые испытания 28, 31 июля и 3 августа 1939 г., в том числе испытание различных шестерен ведущего моста, в том числе от тягача С7Р, который был признан наиболее подходящим. Попытки увенчались успехом, хотя максимальная скорость танка была ниже ожидаемой (26,6 км/ч по дороге и 11,5 км/ч по полю).

Разработка

Истоки дизайна можно проследить до Танкетка Carden Loyd 1920-х годов. В 1929 году Польша закупила 10 или 11 танкеток Mark VI с лицензией на их производство и использовала их для разработки собственной серии танкеток ТК. В октябре 1931 года польский генеральный штаб проявил интерес к небольшому, высокомобильному артиллерийскому тягачу, предназначенному для 75-мм полевых орудий на польской службе в то время. В 1932 году Януш Лапушевский и А. Шмидт из института BBTBP («Бюро технических исследований бронетанковых войск») разработали небольшой, полностью гусеничный артиллерийский тягач на базе ТК-3 танкетка. Он был разработан для буксировки 40-мм Bofors зенитные орудия, но могли также буксировать другую легкую и среднюю артиллерию, используемую польской армией, например, модернизированную 75-мм пушки Шнайдера и 100-мм гаубицы Skoda. Более тяжелые орудия в конечном итоге должны были быть заменены на польских вооружениях на PZIn 343 колесный трактор, но до войны их достроили всего пару.

Опытный образец трактора C2P после второго раунда испытаний

Первоначально обозначался как C2T (Ciągnik 2-tonowy, «Прицеп 2-тонный»), конструкция выглядела многообещающей, и в следующем году первый прототип был построен PZInż работает. Первоначальный дизайн C2P был в основном ТК-3 танкетка razee: в него вошли все элементы ходовой части и тяги, со снятым бронированным боевым отделением и заменой его простой открытой кабиной с сиденьями для четырех членов экипажа: одного водителя и трех пассажиров. Прототип был закончен 1 июля 1933 года и включал в себя некоторые модификации подвески Carden Loyd, разработанной для танкетки TKS.

Опытный образец оказался многообещающей машиной. Дизайн в некоторой степени похож на французский. Renault UE трактора, тем не менее, был более совершенным, надежным и быстрым, чем его французский аналог. В ходе испытаний было обнаружено, что в идеальных условиях C2P может буксировать 40-мм зенитную пушку Bofors со скоростью от 30 до 40 км / ч (от 19 до 25 миль в час) по хорошей дороге. и что аналогичные скорости были достигнуты во время испытаний по пересеченной местности. Ранее C4P тракторы были значительно медленнее, буксируя орудия со скоростью 12 км / ч (7,5 миль / ч).

Однако было обнаружено, что задняя часть автомобиля была перегружена, и что маневренность машины была далека от удовлетворительной. Для решения первой проблемы задние натяжные колеса были увеличены, оснащены рессоры и опускаются на землю, превращая их в ведущие колеса. Проблема с управлением трактором под большой нагрузкой была решена добавлением двух к обеим сторонам подвесной системы. Последняя модификация в 1938 году была включена также в разработку ТКС танкетка (в варианте ТКС-Б). Однако к тому времени серийное производство TKS было остановлено, и в итоге ходовая часть C2P осталась отличительной. Однако, поскольку оба проекта разрабатывались одновременно на одном предприятии, над обоими работала Рудольф Гундлах и их конструкторы иногда называли C2P “ciągnik TKS” (трактор TKS), некоторые источники называют C2P разрабатываемой версией TKS, что не совсем верно.

Тракторы C2P буксируют 40-мм орудия Bofors во время 3 мая День Конституции парад 1939 г.

После второго раунда испытаний прототип также был оборудован простой ветровое стекло и складывающаяся крыша из тента для защиты экипажа от дождя или снега. 20 января 1936 года опытный образец покинул завод PZInż для третьего этапа дорожных испытаний. Большую часть февраля машина провела в разъездах по Польше с установленной 75-мм пушкой. В июне и июле испытания были возобновлены, на этот раз с прицепом с топливом массой 1480 кг (3260 фунтов), а в сентябре – буксировкой новой 40-мм пушки Bofors (польское обозначение wz. 36 Bofors). В целом прототип преодолел более 4000 км (2500 миль) без серьезных неисправностей. 15 февраля 1937 года испытания закончились, и C2P был предложен к серийному производству.

«Гвоздика», улучшенная до «Хосты»

Даже президент Владимир Путин высказался по поводу артиллерийских дуэлей, когда речь зашла о том, почему союзные силы (Российская армия и милиция народных республик) не штурмуют укрепрайоны ВСУ по классической схеме – стремительным ударом: «По сути, идёт планомерная работа по заходу в тыл вот этим укрепрайонам. Это, конечно, требует определённого времени. Контрбатарейная борьба там ведётся, она будет, безусловно, нарастать. Преимущество по артиллерии у нас очень большое. Это будет неизбежно».

mil.ru
Российская армия превосходит противника в количестве и качестве артиллерии.

Опыт вооружённых конфликтов последнего времени подвёл черту: лидирующие позиции на поле боя сегодня занимают ракетные части и артиллерия. К началу третьего десятилетия XXI века стало очевидно, что это и есть важнейшее средство огневого поражения противника в ходе общевойсковых операций, а при необходимости – и средство ядерного поражения. Их дальнейшее развитие и повышение боевых возможностей достигается за счёт создания разведывательно-огневых контуров, обеспечивающих поражение целей в реальном масштабе времени, оснащения частей и подразделений высокоточным оружием, увеличения дальности стрельбы и могущества применяемых боеприпасов.

Но не в обиду будет сказано тем, кто ковал щит социалистической Родины, всё это – прошлый век. И если Украина не очень преуспела в совершенствовании своей части артиллерийского наследства, то Россия рванула далеко вперёд. Ещё на форуме «Армия-2018» было предоставлено уникальное артиллерийское орудие 2С34 «Хоста» (разработка Пермского Мотовилихинского завода), которое, образно говоря, сочетает «в одном стволе», качества миномёта и гаубицы, а поэтому позволяет вести огонь как осколочно-фугасными снарядами, так и всеми типами отечественных и зарубежных 120-мм мин.

flickr.com/pavelmyth
«Хоста» на марше.

В боекомплект самоходки входит новый управляемый снаряд «Китолов-2», а также все выстрелы, используемые САУ «Вена» (за исключением кумулятивного выстрела). Так что когда репортёры говорят, мол, огонь ведёт «Гвоздика», то чаще всего речь идёт об 2С34 «Хоста» – по сути, новой артисистеме, позаимствовавшей всё самое лучшее у своих советских «родичей».

«Коалиция-СВ» против американской М777

Незадолго до начала спецоперации на Украине прошли госиспытания штатных боеприпасов для новейшего межвидового самоходного 152-мм комплекса 2С35 «Коалиция-СВ». Эта САУ по сравнению с предшественницей «Мстой-С» обладает существенно увеличенной дальностью стрельбы (80 км против 29 км) и повышенной в 1,5 раза скорострельностью – 16 выстрелов в минуту.

vimpel-v.com
«Коалиция-СВ».

Путёвку в жизнь «Коалиции-СВ» дал Центральный научно-исследовательский институт «Буревестник» (Нижний Новгород) в 2002 году в ответ на натовский «Совместный меморандум о баллистике» (Joint Ballistic Memorandum of Understanding), определивший новый стандарт для 155-мм гаубиц: максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами – 30 км, активно-реактивными – 40 км.

В частности, в Германии в рамках этого проекта в 1998 году было развёрнуто серийное производство самоходных гаубиц PzH 2000. В отличие от предыдущей модификации PzH 70, эта САУ оснащена орудием с новой баллистикой, что позволило увеличить дальность стрельбы снарядами DM121 до 30-36 км, а снарядами с активным донным газогенератором M1711 – до 40-47 км. Скорострельность была увеличена до 8-10 выстрелов в минуту.

Например буксируемую гаубицу М777, которую США поставляют на Украину под брендом чудо-оружия, «Коалиция-СВ» превосходит по степени автоматизации, по скорострельности и дальности стрельбы. Факты, в том числе итоги артиллерийских дуэлей на Украине, говорят о том, что у «Коалиции-СВ» существенное преимущество и перед последними модернизациями американской САУ M109 «Паладин» версии PIM (M109A7), в частности – по дальности стрельбы, а это нередко решающее преимуществом в контрбатарейном поединке.

Впрочем, сейчас благодаря «ненавязчивой» американской рекламе, больше на слуху буксируемая гаубица М777. Уточним, что дальность стрельбы М777 до 30 км, а если применяются управляемые снаряды «Экскалибур» (Excalibur) – более 40 км. При этом круговое вероятное отклонение составляет 10 м. Что и говорить, характеристики высокие, однако поставленные Украине 89 орудий М777М2 не имеют цифровой системы управления огнём, необходимой для использования таких снарядов.

flickr.com/13476480@N07
«Три семёрки» бьют по детям Донбасса.

…Нашли чем испугать! Как уточнил начальник Ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск РФ генерал-лейтенант Михаил Матвеевский, самоходные гаубицы «Коалиция-СВ» – это только первый серьёзный шаг к роботизации военной техники Сухопутных войск. Причём первая партия САУ была поставлена в войска ещё в 2020 году без излишней рекламы, поэтому некоторые диванные эксперты регулярно путают «Коалицию» с её старшей «сестрой» САУ «Мста-С».

На самом деле разница грандиозная: гусеничная САУ 2С35 «Коалиция-СВ» с корректировкой по спутнику или по данным БПЛА может уверенно отправлять 152-мм снаряды в цель на дальности 80 км. Если называть вещи своими именами, это оружие ещё и высокой точности.

Впрочем, как и в жизни, в контрбатарейной борьбе есть и свои гранды и свои чернорабочие. Так вот, самое активное участие в контрбатарейной борьбе ВСУ принимают расчёты 152-мм самоходной артустановки 2С5 «Гиацинт-С» и буксируемой «Гиацинт-Б». Собственно говоря, для контрбатарейной борьбы эти пушки и создавались. Они могут посылать осколочно-фугасные снаряды весом 45,7 кг на расстояние свыше 28 км, активно-реактивные снаряды на дальность свыше 33 км, а корректируемые снаряды «Сантиметр-М1» и «Краснополь-М1» – на 20 и 25 км соответственно.

75 K 11 (75-мм полевая пушка Cannone da 75/27 modello 11, Италия)

Выставленная в музее пушка (серийный №1608) произведена на заводе в Специи компанией Vickers Terni (основана в 1905 году) – совместного предприятия британской компании Vickers и итальянских Acciaierie di Terni, Cantiere navale fratelli Orlando и Cantieri navali Odero. В 1929 году фирма переименована в Odero Terni Orlando (OTO). С 1953 года оружейная компания именуется OTO Melara, является дочерней компанией итальянского машиностроительного холдинга Leonardo (ранее Finmeccanica). На орудийном щите закреплена табличка, текст которой переводится с финского так: “12 апреля 1929 года это орудие подарено правительством Италии вооружённым силам Финляндии”.

Действительно, в 1929 году итальянцы отправили финнам, для изучения конструкции, единственную пушку этого типа. Дело в том, что инспектора артиллерии генерал-майора Вильхо Ненонен очень интересовали передовые технические решения этой артиллерийской системы. Надо сказать, что полевые орудия периода Первой мировой войны имели коробчатые лафеты, ограничивавшие перемещение ствола в горизонтальной плоскости в пределах 6–12°. Характерным примером служат системы, разработанные в начале XX века: и . Фотографии этих орудий вы видите на этой же странице.

Попытки обеспечить широкий угол горизонтальной наводки, например, путём применения подкладных дуг под хобот лафета, значительно утяжеляли артиллерийскую систему, снижали её подвижность. Очевидно, что для батальонных орудий требовалось более простое решение. Острота проблемы усугублялась появлением на поле боя быстродвижущихся целей – танков и бронемашин. Для успешной борьбы с бронетехникой требовалось обеспечить широкое поле горизонтального обстрела, то есть добиться больших поворотов ствола, без потерь времени на перемещение станин лафета.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий