37-мм установка В-11

Реактивные системы залпового огня

Со времен ВОВ реактивная артиллерия России, как правопреемница СССР, обладает мощной группировкой РСЗО. В 50-х годах создана 122-мм 40-ствольная система БМ-21 «Град». Сухопутные войска РФ располагают 4500 такими системами.

БМ-21 «Град» стала прототипом системы «Град-1», созданной в 1975 году для оснащения танковых и мотострелковых полков, а также более мощной 220-мм системы «Ураган» для артиллерийских частей армейского звена. Эту линию развития продолжили дальнобойная система «Смерч» с 300-мм снарядами и новая РСЗО дивизионного звена «Прима» с увеличенным числом направляющих и реактивными снарядами повышенного могущества с отделяющейся головной частью.

Ведутся закупки новой РСЗО «Торнадо» — бикалиберной системы, смонтированной на шасси МАЗ-543М. В варианте «Торнадо-Г» она ведет огонь 122-мм реактивными снарядами от РСЗО «Град», превосходя последнюю по эффективности втрое. В варианте «Торнадо-С», предназначенном для стрельбы 300-мм реактивными снарядами, по коэффициенту боевой эффективности она превосходит «Смерч» в 3-4 раза. «Торнадо» цели поражает залпом и одиночными высокоточными реактивными снарядами.

История создания

37-мм орудие 70-К на крейсере «Красный крым» В конце 1937 года на заводе им. Калинина был изготовлен первый опытный образец 45-мм автоматической зенитной пушки, получившей заводской индекс ЗИК-45, позднее изменённый на 49-К. Орудие было создано по образцу 40-мм автоматической пушки «Бофорс».

В начале 1938 года орудие прошло заводские испытания и было направлено на полигонные испытания, проходившие вначале на временном тумбовом лафете, а затем — на штатном четырёхколёсном лафете. Испытания выявили необходимость доработки орудия, которая была проведена в начале 1939 года.

Летом 1939 года орудие прошло повторные полигонные испытания, позднее — испытания на живучесть. В 1939 году орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «45-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1939 года», завод им. Калинина получил заказ на производство в 1940 году 190 пушек.

Некоторые специалисты Артиллерийского управления РККА считали калибр 45 мм слишком большим для полевых зенитных орудий, в связи с чем в январе 1938 года КБ завода им. Калинина под руководством М. Н. Логинова было предложено создать на базе 49-К 37-мм автоматическую зенитную пушку. Новое орудие, получившее индекс ЗИК-37 (позднее изменённый на 61-К), было спроектировано в короткие сроки — уже 10 октября 1938 года опытный образец орудия был отправлен на полигонные испытания.

В 1939 году орудие было принято на вооружение под официальным обозначением «37-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1939 г.» и запущено в серийное производство. В 1940 году было принято окончательное решение о вооружении РККА автоматическими зенитными пушками калибра 37 мм, в связи с чем производство 49-К было остановлено. А. Б. Широкорад в своих книгах критикует это решение, указывая, что конструктивно 49-К и 61-К почти не отличались, имели близкую стоимость (60 тыс. рублей против 55 тыс. рублей), но при этом досягаемость и разрушительное действие 45-мм снарядов существенно выше.

Сторонники калибра 37 мм аргументировали свою позицию тем, что ни 45-мм, ни 37-мм снаряды на тот момент не имели бесконтактного взрывателя; цель поражалась только при прямом попадании снаряда. А даже один снаряд калибром 37 мм гарантированно выводил из строя почти любой самолет конца 1930-х. Таким образом, зенитный снаряд 45-мм калибра имел избыточную мощность. При этом снаряды меньшего калибра проще доставлять, они занимают меньше места при хранении и транспортировке, снаряженная обойма весит меньше (то есть облегчается работа заряжающего)

И, что очень важно, уменьшается вес самой пушки

Проектирование

Тактико-техническое задание на проектирование спаренной установки выдано Артиллерийским Научно-Исследовательским Морским Институтом (АНИМИ) 7 февраля 1940 г. Установка запроектирована на базе базе автоматического орудия 70-К, который, в свою очередь, является морской версией автомата 61К – 37-мм автоматической зенитной пушки обр.1939 г. Основным отличием проектировавшейся установки от 70-К было наличие водяной системы охлаждения. Технический проект установки разработан в 1940 г. конструкторским бюро (КБ) завода №4 (г. Коломна). Договор на изготовление опытного образца заключен с заводом №4 30 мая 1941 г. Рабочие чертежи установки были завершены в 1942 году.

Полковые/дивизионные пушки

Пушка Грабина Ф-24 слишком тяжела для полкового орудия.

Выдать в начале 40 г. новое задание на лёгкое полковое орудие. Лафет взять от сорокапятки, ствол длиной в 19-20 калибров спроектировать заново. Затвор лучше клиновый полуавтоматический. Масса около 600 кг в боевом положении, УВН от -11 до +37 градусов, прицельная дальность не менее 5000 м, торсионное подрессоривание. (Это ТТХ реальной экспериментальной полковушки Грабина 76-мм полковая пушка С-5-1 обр 1943) .

Вместо 76 мм Горной пушки Е-2 обр. 38 г.  лучше  принять 76мм пушку Грабина Ф-31 , сперва доработав. Станок горной пушки был разборным с одним сошником. Горная пушка разбиралась на 10 вьюков с максимальным весом вьюка 97 кг.

Дивизионная пушка Ф-22 УСВ не разрабатывается. Вместо неё сразу разрабатываем Дивизионную пушку ЗИС-3 76мм на лафете Ф-24.

107-мм дивизионная пушка образца 1940 года (М-60) не производим — не подходят для роли тогдашних дивизионных пушек в принципе — это по характеристикам корпусные орудия .

122-мм дивизионная гаубица образца 1938 года М-30 отличалась низкой кучностью из-за неправильно выбранной нарезки ствола. Подобрать для неё нарезку получше, если не выйдет — попробовать поставить ствол от грабинской 122 мм гаубицы Ф-25.

Параллельно наладить выпуск 152-мм гаубица образца 1943 года  Д-1 на лафете от М-30 (дуплекс), ствол взять от гаубицы М-10, установить хороший дульный тормоз.

Гаубицу М-10 не выпускать, как более тяжелую и менее мобильную

Орудия Резерва Главного Командования

С триплексом большой мощности (152-мм пушка образца 1935 года Бр-2/ 203-мм гаубица образца 1931 года Б-4/ 280-мм мортира образца 1939 года Бр-5) в реале всё было довольно плохо.  Главной проблемой стал гусеничный лафет. Его конструкция задумывалась как обеспечивающая высокую проходимость, и допускала  ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ. В реальности это привело к громоздкости, плохой маневренности и очень низкой мобильности всей системы как в неразобранном, так и в разобранном виде. Угол горизонтального наведения был всего 4-6 град. Орудие с трудом перемещалось самыми мощными из имеющихся советских тягачей.Тяговое усилие Б-29 с места достигало 1250 кг. Для сравнения: колесная повозка Бр-10 со стволом имела тяговое усилие 250 кг.

Среди других недостатков необходимо отметить невысокую скорострельность и низкую живучесть ствола.

Кроме того эти орудия не будут востребованы в начале войны- так что количество /выпуск  можно сократить. (В РИ  к началу войны 849 орудий Б-4, 37 Бр-2 и  47 Бр-5 )

Вместо 152 мм пушки Бр-2 лучше запустить в производство пушку Бр-21 калибром 180 мм разработанную в 1939г. Она производилась рассверливанием стволов от Бр-2 и имела лучшую точность и почти такую же дальность (24 км), однако требовалось  разрабатывать и изготавливать новые снаряды.

Наверняка такие стволы были более живучи за счет более низкой начальной скорости снаряда. Таких дальнобойных пушек надо бы хоть полсотни произвести.

203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4)  и 280-мм мортира образца 1939 года (Бр-5) оставить как в РИ, разве что поторопить выпуск мортир Бр-5, чтоб хоть дюжина была готова к началу финской войны

Вариант АИ- весь триплекс надо переделать на колесный ход, как это сделали после войны. (В РИ в 1938 году пермскому заводу № 172 поручили создать колесный лафет на гусеничном ходу для триплекса (203-мм гаубица Б-4, 152-мм пушка Бр-2 и 280-мм мортира Бр-5), получивший индекс М-50. Однако руководство завода игнорировало заказ и к июню 1941 года так ничего и не сделало.)

Предлагаю купить у немцев  гаубицу 21 cm Mörser 18  для ознакомления с его лафетом в 39 году.

На основе лафета этого орудия сразу дать задание разрабатывать лафет для тяжелого триплекса по типу лафетов Б-4М, Бр-2М, и Бр-5М. В любом случае перед войной все тяжелые орудия триплекса на новый лафет не успеем переставить. Хоть бы часть успеем, уже польза.

Корпусная артиллерия

Отказываемся от разработки новых 107 мм корпусных пушек.

122-мм корпусная пушка образца 1931/37 годов А-19 Заряд можно попробовать усилить (также увеличив зарядную камеру и гильзу) с целью добиться увеличения дальности на несколько км. Для компенсации усиленного заряда установить хороший дульный тормоз-компенсатор. Можно попробовать ствол немного удлинить- лишь бы лафет выдержал. Надеюсь удастся немного поднять дальность, тут каждый добавочный километр имеет значение.

152-мм гаубица-пушка образца 1937 года МЛ-20 — оставим как есть. Был вариант принять гаубицу МЛ-15 с более легким и современным лафетом, но я не знаю насколько он был прочен, так что не будем.

Вместо части гаубиц Б-4 произвести корпусную 203мм гаубицу У-3, которая была самой лучшей из реально разрабатываемых 203 мм гаубиц. Она имела лейнированный ствол с кожухом и казенником. В казеннике размещался поршневой затвор, заимствованный от 203-мм гаубицы Б-4. Стрельба из гаубицы У-3 велась с поддона, обеспечивающего два режима стрельбы: с высотой линии огня в 1680 и 1415 мм.

Заряжание гаубицы У-3 было картузным и производилось при помощи крана с лебедкой. Стрельба велась всеми типами боеприпасов от 203-мм гаубицы Б-4 . При буксировке ствол орудия оттягивался.

Выводы комиссии по результатам испытаний в июне 1942г :

  • Кучность у гаубицы У-3 на полном заряде оказалась лучше, чем у гаубицы М-40 на полном заряде и у гаубицы Б-4 на пятом заряде (446 м/с)
  • У-3 по конструкции проще гаубицы БЛ-39 и представлена на испытания в значительно более доработанном виде.
  • У-3 по огневым и тактическим характеристикам имеет преимущество перед БЛ-39.
  • Гаубица  хотя и была не столь дальнобойна, но перевозилась одним тягачом, а не двумя.

Эту гаубицу стоило поскорее довести до ума и производить серийно.

Смерть имитаторов

С 19 марта по 30 ноября 1984 года опытный образец АК-630М1−2, изготовленный на Тульском машиностроительном заводе, проходил заводские испытания. В дальнейшем его установили на торпедном катере Р-44 проекта 206.6, причем замена АК-630М на АК-630М1−2 была проведена не в заводских, а в корабельных условиях. В ходе стрельб летом 1989 года на Черном море АК-630М1−2 показал себя достаточно эффективным средством. В качестве мишеней были использованы ЛА-17К и ПТУРС «Фаланга-2», имитировавшие ПКР «Гарпун». Установка успешно сбивала «Фаланги», летевшие на высоте около десяти метров, расходуя на одну ракету около двухсот снарядов. Однако в серийное производство установка не пошла и осталась на вооружении только одного катера.

Главной причиной неудачи АК-630М1−2 было появление серьезных конкурентов — артиллерийско-ракетных комплексов 3М87 «Кортик» и «Палаш», которые и должны были занять место АК-630М. Тем не менее в 1993—1995 годах артустановки АК-630М1−2 успешно рекламировались различными российскими экспортными организациями.

Конструктивные особенности и изменения в ходе производства

Как и большинство орудий классического типа, дивизионная гаубица обр. 1938 года состоит из следующих элементов:

  1. Ствол, металлическая труба-моноблок, дульного тормоза нет. В канале ствола имеется 36 нарезов.
  2. Казенная часть, с поршневым замком. Ствол ввинчивается в массивный казенник. На него же устанавливается система крепления к лафету.
  3. Лафет(М-30С – тумба)

Составные части лафета:

  • люлька;
  • противооткатные устройства;
  • верхний станок;
  • механизмы наводки;
  • уравновешивающий механизм;
  • нижний станок с раздвижными станинами, там же крепления для шанцевого инструмента и ЗИП;
  • ходовая часть, колеса со штампованными дисками и резиновым цельнолитым бандажом;
  • листовые рессоры;
  • прицельные приспособления;
  • щитовое прикрытие, из нескольких элементов.

Обойменная люлька цапфами помещается в специальные гнезда верхнего станка. В гнездо нижнего станка входит штырь верхнего, изготовленный с амортизаторами вывешивающими верхней станок и облегчающими его поворот. На верхнем станке смонтированы поворотный (слева) и подъемный (справа) механизмы.

Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката (под стволом) и гидропневматического накатника (над стволом). В специальное гнездо независимого (две стрелки) прицела вставлялась панорама Герца, посредством которой ведется стрельба прямой наводкой и с закрытых огневых позиций.

Это отражено в Руководстве службы 1948 г., но без номеров и дат выпуска. Изменения вводились с целью максимального упрощения и удешевления производства. Так примерно в 1945 году клепку на станинах заменили сваркой. Казенник после модернизации увеличили в размерах и повысили его прочность.

Был удален стопор походного положения курка и механизм облегчения заряжания. Изменению подверглись масленки катков люльки и сальники тормоза отката и накатника.

После начала выпуска 152 мм Д-1 унифицировали лафет для двух систем. Менялась конструкция прицелов и панорамы.

Создание, постановка на вооружение и производство М-30

Задание на разработку получили сразу три группы конструкторов:

  1. Ф.Ф. Петров, с конструкторской группой Мотовилихинского завода в Перми, этот коллектив обладал богатым опытом в проектировании тяжёлых артсистем. До 1917 года завод занимался производством орудий для царской армии. Проект получил индекс – М-30.
  2. Завод №92, под руководством талантливого и молодого на тот момент конструктора Грабина В.Г. Инициативная разработка на конкурс. Внутренний индекс завода Ф-25.
  3. Завод №9, известный как уральский завод тяжелого машиностроения с гаубицей У-2(орудие к слову вышло довольно удачным). Предпринимались попытки вооружить им танки и тяжёлые самоходные установки.

В тяжёлой конкурентной борьбе победил проект М-30. У-2 провалила испытания (деформация станин) и выбыла из дальнейшего участия в соревновании. Несмотря на несколько достаточно интересных решений и находок.

С Ф-25 не все так просто. Орудие практически было равноценным М-30. В конструкции использовались наработки по «Лубку», кроме того использовался дульный тормоз, затвор был горизонтального типа, клиновой. Вес незначительно ниже, чем у М-30, но, тем не менее, Ф-25 отклонили.

Возможно, комиссия руководствовалась следующими достоинствами детища Ф. Ф. Петрова:

  • ствол без дульного тормоза (меньше демаскирует и улучшает условия работы расчета);
  • много хорошо отработанных узлов (поршневой затвор, канал ствола, тормоз отката и передок аналогичны «Лубку»);
  • возможность использования лафета для более мощных систем (в дальнейшем он был применён для гаубицы Д-1).

По итогам конкурса и испытаний была выбрана гаубица конструкции Ф.Ф. Петрова.

С 1940 года гаубицу серийно выпускали два завода. Первый – №92 в гор. Горький и №9, известный как Уральский завод тяжелого машиностроения.

Горьковчане выпускали М-30 всего один год и изготовили 500 шт, в 1941-1942 году, на заводе освоили изготовление М-30С, варианта гаубицы для установки в СУ-122, но после прекращения её выпуска орудие больше не производили. УЗТМ продолжал выпуск до 1955 года.

В одной люльке

Разработка 30-мм двухавтоматной установки АК-630М1−2 была начата в июне 1983 года. Характеристики АК-630М1−2 позволяли с принятием ее на вооружение ВМФ прекратить производство АК-630М, а также разместить ее на ранее построенных кораблях взамен артустановки АК-630М без изменения корабельных конструкций, кроме крепления в штатном корабельном барбете АК-630М второго магазина на 2000 патронов. Это было допустимо за счет рационального размещения двух штатных автоматов ГШ-6−30К в вертикальной плоскости, а также за счет максимально возможного использования деталей и узлов от АК-630М (около 70%).

Наведение на цель осуществляется дистанционно от радиолокационной системы МР-123АМ2 или от оптической прицельной станции «ФОТ». МР-123/176М2 — это модернизированная система МР-123/176, в которую введен новый противоракетный режим работы. Система управления имеет лазерные прожекторы КМ-11−1 и лазерный дальномер ЛДМ-1 «Крейсер». Оба автомата ГШ-6−30К размещены в одной люльке, в нижней и верхней плоскостях. Режим стрельбы одного автомата ГШ-6−30К — 6 очередей по 400 выстрелов с перерывами по 5−6 секунд или по 200 выстрелов с перерывами 1−1,5 секунды.

БМП Б-11 «Курганец-25» – видео

https://youtube.com/watch?v=vhygXFVQiSw

Моторно-трансмиссионное отделение БМП Б-11 (Объект 695) расположено в передней части корпуса и сдвинуто вправо для улучшения компоновки машины. Для выгрузки десанта используется аппарель с дополнительной дверью в ней. Масса машины будет составлять примерно 25 тонн. Пассивную броню будет дополнять комплекс активной защиты на башне. Боекомплект и вооружение изолированы от десанта и экипажа.

Экипаж состоит из трёх человек. Десантное отделение рассчитано на восемь человек.

Подвеска гидропневматическая, с изменяемым клиренсом от 100 до 500 мм.

БМП Б-11 (Объект 695) оснащены дистанционно-управляемым универсальным боевым модулем «Бумеранг-БМ» вооружённым 30-мм автоматической пушкой 2А42 с селективным боепитанием (боезапас 500 снарядов), 7,62-мм пулемётом ПКТМ (боезапас 2 000 патронов), двумя сдвоенными пусковыми установками ПТРК «Корнет». Автоматический гранатомёт не предусмотрен. Движение боевого модуля осуществляют управляемые компьютером электродвигатели. Боевой модуль может управляться наводчиком и командиром машины. Универсальный боевой модуль, за счёт роботизации, способен следить за целью и самостоятельно вести обстрел объекта до его уничтожения, оператору необходимо лишь указать цель, после чего компьютер станет сам вести слежение за ней.

БМП Б-11 (Объект 695) также оборудована камерами наблюдения за окружающей обстановкой. В задней двери присутствует амбразура для автомата АК.

Начиная с 2015 года в вооруженные силы РФ отправляются партии машин для опытно-войсковой эксплуатации. В качестве недостатка военные назвали высокий профиль машины. Несмотря на то, что профиль «Курганца» по высоте приблизительно такой же, как у западных аналогов(на 48 мм выше, чем у M2 Брэдли и на 58 мм ниже, чем у германской Пумы), а также на равную с ними толщину брони, российские военные традиционно предпочитающие машины с низким профилем, называют его «мечтой гранатометчика». Из-за этого сроки завершения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по средней гусеничной платформе «Курганец-25» были сдвинуты на год. По сообщению первого вице-президента и совладелеца концерна «Тракторные заводы» Альберта Бакова, госиспытания начнутся в 2017 году из-за доработки профиля машины.

АК-130 и ее характеристики

130-мм корабельная пушка вошла в состав двухствольной установки А-218. Первоначально разрабатывался одноствольный вариант А-217, но потом было признано, что двухствольная А-218 имеет большую скорострельность (до 90 выстрелов на два ствола), и предпочтение было отдано ей.

Но для этого конструкторам пришлось увеличить массу установки. В результате вес всего комплекса составил 150 т (сама установка – 98 т, система управления (СУ) – 12 т, механизированный арсенальный погреб – 40 т).

В отличие от предыдущих разработок корабельная пушка (фото см. ниже) имела ряд новшеств, повышающих ее скорострельность.

Прежде всего это унитарный патрон, в гильзе которого были объединены воедино капсюль, пороховой заряд и снаряд.

Также А-218 имела автоматическую перезагрузку боеприпасов, что позволяло использовать весь боекомплект без дополнительных команд человека.

СУ «Лев-218» также не требует обязательного вмешательства человека. Коррекцию стрельбы делает сама система в зависимости от точности взрывов падающих снарядов.

Высокая скорострельность орудия и наличие специализированных выстрелов, имеющих дистанционные и радиолокационные взрыватели, позволяют АК-130 вести стрельбу по воздушным целям.

203-мм самоходная артиллерийская установка 2С7 «Пион»

1 мая 1957 года на параде в Москве были показаны тяжелые самоходные установки: 406-мм артиллерийское орудие 2АЗ “Конденсатор-2П” (64 тонны) и 420-мм миномет 2Б1 “Ока” (55 тонн). Оба изделия были крайне громоздкими (длина – 20 метров, ширина – примерно 3 метра, высота – около 6 метров) и тяжелыми, но вес и габариты установок фактически задали атомщики, считавшие, что диаметр тактического атомного снаряда должен быть не менее 400 мм. Произвели их всего лишь по 4 экземпляра, но главное, что промышленность получилас опыт создания артсистем, способных стрелять ядерными тактическими боеприпасами на большие расстояния. К 1960 году их доработку прекратили, отдав предпочтение решению задачи доставки ядерного заряда с помощью тактических ракетных комплексов (Например: ). Между тем, тактические ракеты ещё не имели систем самонаведения, поэтому их точность на предельной дальности была неудовлетворительной.

Надо сказать, что за несколько лет до этого первомайского парада, 25 мая 1953 года, США уже испытали систему аналогичного назначения на ядерном полигоне в Неваде, состоявшей из буксируемой 280-мм пушки Т131 (после принятия на вооружение М65, прозвище в войсках “Атомная Анни”) и 280-мм артиллерийского снаряда Atomic Mk.9 (T124) Shell с атомной боеголовкой W9 мощностью 15-20 кТ. Снаряд был запущен из пушки M65 (массой 77 тонн) на заданные 32 км и успешно детонировал. Как и в случае с советской пушкой 2А3, американское орудие было громоздким и малопригодным для боевых действий. Произвели всего 20 орудий, которые недолго служили в Западной Европе. Но уже в 1963 году в США принимается на вооружение 155-мм снаряд для самоходных гаубиц М114, М109 и т.п. Снаряд оснащался ядерным зарядом W48 мощностью 72 тонны в тротиловом эквиваленте (модификация Mod 1) и имел выдающиеся весогабаритные характеристики: длинна 33,3 дюйма, вес 128 фунтов (51,2 кг). Ещё через год, в 1964, для 203-мм самоходной гаубицы M110 был принят на вооружение снаряд с ядерным зарядом W33 мощностью 10 кт, длиной в 4,5 калибра и массой 110 кг.

В 1964 году с поста Генерального секретаря ЦК КПСС ушёл Н.С.Хрущёв с его маниакальной страстью решать все вопросы с помощью ракетных технологий. В это же время в СССР была достигнута технологическая готовность: учёные добились уменьшения критического размера атомных боеприпасов по диаметру. Откровенно говоря, работы которые были заморожены при Хрущёве, предполагали лишь эволюцию САУ, принятых на вооружение в Великую Отечественную войну (например, ИСУ-152 в ИСУ-152К и т.д.).
К этому времени стало очевидным существенное отставание СССР от США по самоходной артиллерии и по созданию ядерных зарядов малого калибра для обычных орудий, т.е. в обеспечении армейских подразделений тактическим атомным оружием. Для устранения этого отставания в декабре 1967 года начались опытно-конструкторские работы по созданию тяжелой самоходной артиллерийской установки. Первоначально не был задан ни тип орудия, ни даже его калибр. Определялась лишь дальность стрельбы – 25 км. В результате было принято решение на разработку САУ в открытом исполнении с пушкой повышенной мощности (дальность стрельбы обычным снарядом 32 км, а активно-реактивным снарядом – 45 км). 8 июля 1970 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №427/161 с которого началась разработка самоходной установки, получившей обозначение 2С7 и наименование “Пион”. Головным разработчиком и исполнителем был назначен ленинградский Кировский завод, качающуюся часть изготавливал волгоградский завод “Баррикады” по проекту ЦКБ “Титан”.

Железнодорожные орудия

Железнодорожные артустановки с дальнобойными морскими орудиями, производимые на заводе им. Марти (Николаев) для береговой обороны. Эти дальнобойные и мощные пушки на железнодорожных транспортерах могут принести много пользы и на суше (как и было в РИ). Расширять производство не нужно.

Б-57 (130 мм пушка),

Установка разработана в 1941 г. на базе снятых с кораблей морских орудий «Б-13», которые устанавливались на 4-осную железнодорожную платформу со щитом с толщиной брони 13 мм. Всего было построено 36 установок.  ТТХ установки: калибр — 130 мм; масса орудия – 7,2 т; масса орудия со щитом – 12,8 т;  длина ствола — 6,5 м; масса ствола с замком – 2,5 т; масса снаряда – 33,4 кг; масса заряда – 10,8 кг;  начальная скорость снаряда – 870 м/с; скорострельность – 6 — 12 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 25,6 км.

ТМ-1-152/Б-64 (152 мм пушка). Установки, выпущенные в 1941 г. обозначались как «Т-1-152», а в 1943 г. – «Б-64»

На железнодорожные 4-осные платформы устанавливались имеющиеся на складах морские 152-мм пушки «Канэ» и корабельные орудия «Б-38». Транспортер во многом повторял конструкцию «ТМ-1-180». Щитовое прикрытие представляло собой башню «МУ-2» (толщина лобовой брони – 50 мм, крыши и боковой брони – 25 мм). Транспортеры имели четыре опорные «ноги», шарнирно скрепленные с платформой. Всего было построено 4 установки. ТТХ установки: калибр – 152,4 мм; масса установки – 16.6 т длина ствола – 8,7 — 8,9 м, масса ствола с затвором – 12 т; масса снаряда – 48,5-55 кг; масса заряда – 24 кг; начальная скорость – 950 м/с; скорострельность – 6 — 7 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 28 — 30 км, расчет башни – 10 человек.

ТМ-1-180 (180 мм пушка)

Установки «TM-1-180» выпускались с 1936 г. на Николаевском заводе им. Марти, а пушки «Б-1-П»  производились заводом «Баррикады» ( всего 20 установок). Вращающаяся часть установки была взята с мелкими изменениями от береговой щитовой установки «МО-1-180». Для обеспечения кругового обстрела установка имела восемь опорных «ног». Конструкция транспортера позволяла вести круговую стрельбу с любой точки железнодорожного пути без предварительного инженерного оборудования огневой позиции. Транспортер состоял из двух 8-осных тележек. Броневая защита: лоб – 38 мм; бока и крыша — 20 мм. Масса щита – 7,6 т. ТТХ установки: калибр – 180 мм; длина установки – 20 м;  масса установки – 160 т; длина ствола – 10,2 м;  масса ствола с затвором – 17,3 т; масса снаряда – 97,5 кг; начальная скорость – 920 м/с; скорострельность – 5 выстрелов в минуту; дальность стрельбы  — 38 км; скорость передвижения – 45 км/ч; расчет – 40 человек; время перевода из походного положения в боевое – 1 час.

Кроме того, к 1941 г в строю находились построенные ранее на базе морских орудий Первой мировой войны — ЖД 203мм артустановки ТМ-8  (2 шт), 305мм установки ТМ-2-12  (6 шт), 305мм установки ТМ-3-12  (3 шт), 356-мм установки ТМ-1-14 (6 шт).

P.S. Как и в предыдущих выпусках- это не список того что необходимо сделать, а скорее перечень возможных изменений.

Бронепоезда/ЖД батареи будут рассмотрены отдельно в разделе “Бронетехника”

Все проблемы с логистикой и  производством снарядов ( в том числе и стратегические запасы)  здесь не трогаем — это тема для отдельного обсуждения.

Теги записи: #альтернативная история #артиллерия #вторая мировая война #великая отечественная война

Источник – https://alternathistory.com/v-pomoshh-popadantsu-v-vov-3-artilleriya/

Подписывайтесь на канал! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было!

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий