Порядок засекречивания информации
При получении материалов в результате различных видов деятельности и пребывании их в списке секретных сведений носителю присваивается подходящий гриф (ст. 5 ФЗ № 5485-1). Если полученные данные, разглашение которых представляет угрозу безопасности РФ, невозможно идентифицировать с присутствующими в перечне, необходимо в течение месяца отправить предложение о его дополнении уполномоченному лицу, утвердившему список, при этом материалы предварительно засекречиваются, применяется предполагаемый гриф. Уполномоченные лица, ответственные за утверждение перечня, на протяжении 3 месяцев осуществляют оценку направленной им просьбы и выносят решение о возможном изменении списка. Также они вправе отменить присвоение данным грифа секретности.
Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей (ФЗ № 5485-1)
Зачастую со временем сведения утрачивают статус гостайны. В этом случае после пересмотра информации его официально снимают.
В ст. 7 ФЗ № 5485-1 приведен список материалов, не подлежащих охране от разглашения. К ним относится информация:
- о чрезвычайных ситуациях, катаклизмах, стихийных бедствиях, событиях, представляющих угрозу безопасности людей, и их последствиях;
- об экологической, демографической обстановке, уровне преступности, санитарных условиях, развитии здравоохранения, образования, культуры;
- о соцгарантиях, поощрениях, привилегиях, которые предоставляются государством населению и учреждениям;
- о нарушении прав человека, преступлении закона органами госвласти и их представителями;
- о величине золотого запаса и валютных госрезервов РФ;
- о самочувствии высших лиц государства.
Уполномоченные на засекречивание материалов лица несут ответственность за разглашение: уголовную, административную или дисциплинарную. Мера определяется, исходя из степени нанесенного вреда государству, его структурам и населению.
Изменение статуса
Оно производится в строгом соответствии с действующим законодательством. По ФЗ, при изменении объективных факторов, вследствие которых последующая защита данных, отнесенных к государственной тайне, является нецелесообразной, акты должны быть рассекречены. В соответствии с положениями закона, срок, в течение которого данные подлежат защите, составляет не больше 30 лет. В качестве исключений выступают документы, которые, согласно решению межведомственной комиссии, продлевают указанный период для таких сведений. Деятельность по рассекречиванию или снижению грифа производится уполномоченными органами. Ими являются специальные комиссии, включающие в состав компетентные лица.
Последние назначаются руководителями соответствующих ведомств. Комиссии должны составлять акты, в которых подробным образом обосновывают необходимость снижения грифа или рассекречивания. Изменить статус сведений могут и руководители уполномоченных ведомств, в которых были составлены или разработаны соответствующие бумаги. Эти должностные лица также вправе рассекретить или засекретить такие акты. Уничтожение бумаг осуществляется в строгом соответствии с нормативно-правовыми положениями, регламентирующими сферу такого делопроизводства.
Секреты РФ
В современной России пошли путем упрощения и сейчас существует только три вида секретности “Секретно”, “Совершенно секретно” и “Особой важности”. Грифы на государственную тайну распределяются в зависимости от степени и масштаба важности
Чтобы было понятно, объясним на примере военной тайны. Под грифом “Секретно” будут храниться схемы обороны отдельно взятых воинских частей. Местоположение, распределение сил на стрелковых рубежах, сектора обстрела и т.п.
«Совершенно секретно»- это уже тайна более масштабная. Это может быть план дислокаций военных частей целого округа, со всеми вытекающими. Схемы связи, взаимодействия между родами войск. Чтобы было понятней, военный округ – военно-административная единица территории. Её можно сравнить с федеральными округами, но нельзя уравнять – границы у них другие. Например, Западный военный округ включает в себя части территорий Центрального федерального и Северо-Западного федерального округов.
А под грифом “Особо секретно” находились ещё более секретные документы. Это уже переписка командования военными округами с Генеральным штабом, а может быть даже настоящих боевых действий.
В гражданской сфере разделение секретности идет по тому же принципу, только вопросы решаются мирного характера. “Секретными” могут быть какие-то научные сведения из отдела какого-нибудь НИИ, где разрабатывается отдельная деталь или узел
“Совершенно секретные” будет касаться целых агрегатов, а “Особой важности” затронет весь проект исследований целиком
Нельзя исключать, что существуют и ещё более высокие степени секретности, однако, по всей вероятности, даже их наличие и классификация является государственной тайной. Рассуждения на этот счет уже будут из области домыслов и предположений.
Нормативное регулирование
Принципы и правила причисления сведений к секретным отражены в ФЗ № 5485-1 от 21.07.1993 года. Законодательство обозначает список данных, представляющих государственную тайну, алгоритм их засекречивания и рассекречивания, методы охраны и так далее. Используемые грифы указывают на степень секретности материалов и величину возможного урона безопасности РФ при распространении сведений. Определение уровня ущерба при огласке государственной тайны производится Правительством страны. Перечень грифов секретности приведен в ст. 8 ФЗ № 5485-1. Информация, подлежащая отметке ими, обозначена в постановлении Правительства № 870 от 04.09.1995 года, ст. 5 ФЗ № 5485-1 . К секретным относятся данные в сфере:
- внешней политики — об экономической, финансовой и политической деятельности вне РФ, досрочное распространение которых может стать причиной нанесения урона безопасности страны;
- экономики — о подготовке к войне, резервах, производственных мощностях для создания и ремонта боевой техники, запасах сырья, драгоценностей, использовании инфраструктуры для поддержания безопасности РФ, гражданской обороне;
- науки и техники — об изобретениях и достижениях, прогрессивных технологиях, проектах, предназначенных для обороны или экономики;
- военной деятельности — о стратегии, подготовке и осуществлении операций, мобилизации ВС, совершенствовании вооружения, техники, ядерных боеприпасах, местонахождении особо важных пунктов, численности войск;
- разведки и контрразведки, оперативно-розыскных мероприятий — об их финансовом обеспечении, о противодействии терроризму, госзащите установленных лиц, гражданах, конфиденциально сотрудничающих с указанными органами, об охране отдельных объектов, границ государства, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ, о системе связи правительства и президента, шифрах и кодах, средствах их создания и анализа, иных методах защиты материалов, информационной инфраструктуре России, охране ее от компьютерных атак.
Порядок засекречивания, применения грифов определяется действующими в органах госвласти, учреждениях, организациях, на предприятиях перечнями и регламентирован ст. 11 ФЗ № 5485-1. Органы охраны гостайны обозначены в ст. 20 ФЗ № 5485-1. К ним причисляются межведомственная комиссия, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, специализированные учреждения.
Статья 20. Органы защиты государственной тайны (ФЗ № 5485-1)
Секреты Страны Советов
Время шло, старые способы засекретить информацию устарели. Государства разрастались, появлялось больше секретной информации, которую уже не напишешь в письме и для нормального функционирования требовалось секретную информацию разделить и систематизировать.
Времена Советского Союза стоит считать пожалуй самыми бюрократизированными в плане секретности информации. В ту эпоху существовало целых пять степеней секретности информации.
Каждая из них обладала своим соответствующим грифом. Самой слабой степенью секретности был гриф “Для служебного пользования” (ДСП)
Потом шли грифы “Секретно” “Совершенно секретно”, “Особой важности” и “Особая папка”. Последняя была самой верхней в иерархии, таким грифом обозначали информацию от политбюро, совета министров и непосредственно президента СССР
Достоверно известно, что сейчас в архивах КГБ хранятся 33 комплекта документов с такой степенью секретности. Точно известно, что именные особые папки существовали у Сталина, Берии, Ворошилова, Молотова, Маленкова и Хрущева. Они тоже до сих пор хранятся в архивах.
Страницы, которые бы хотелось скрыть
Российская Федерация вряд ли когда-нибудь полностью рассекретит дела, касающиеся организации и проведения массового красного террора в годы гражданской войны, происхождения денежных средств партии большевиков во время революции, тайных переговоров советского руководства с кайзеровской Германией, Антантой и заграничными финансовыми кругами, подоплеки Брестского мира и роли отдельных лиц в его заключении, сотрудничества большевиков и панисламистов в деле «революционизирования» Востока, использования военнопленных и военных советников Германии и Австро-Венгрии для создания Красной армии, роли института заложников в принуждении «спецов» к работе на советскую власть, тотального геноцида «буржуазии» в Петрограде в 1918 г., подавления народных восстаний в 1918-1921 гг., голода в Поволжье в 1921-1922 гг. Особо следует выделить геноцид казачества. Также непонятна судьба некоторых национальных меньшинств – например, историкам доподлинно неизвестно, куда после гражданской войны делись почти полмиллиона китайцев, пребывавших в России.
До сих пор только по местным архивам и косвенным публикациям можно судить о масштабах народного сопротивления коллективизации и о мерах по его подавлению, в которых были задействованы части регулярной Красной армии, в том числе боевая авиация и химические войска. Лишь частично раскрыт масштаб военного сотрудничества РККА и германского рейхсвера в 1922-1935 гг. Неизвестен масштаб распродажи за рубеж советским правительством культурных ценностей из конфискованных во время революции частных коллекций и запасников государственных музеев.
Относительно периода Второй мировой войны явный урон государству может нанести рассекречивание планов наступательной войны против Германии, по разделу мира на сферы влияния, в отношении соседних государств. Историки подозревают табу и на публикацию подлинных данных о потерях СССР в Великой Отечественной войне. Очевидно, что, если на самом деле был приказ Сталина о выселении в один день всех инвалидов Великой Отечественной войны из крупных городов, то документы, об этом свидетельствующие, никогда не будут преданы огласке.
Печать секретности останется, очевидно, неизгладимо лежать на всех советских планах войны с США после 1945 года, на многих документах, касающихся внешней политики данного периода. Чем ближе к нашему времени, тем сильнее они затрагивают интересы правящих элит не только в России, но и в странах, которые считаются стратегическими партнёрами РФ в «третьем мире». Материалы спецслужб этого периода, вероятно, до сих пор не потеряли актуальности даже в личном отношении. Военные планы позднего СССР, возможно, тоже претерпели мало изменений в настоящее время. Вряд ли российские граждане когда-нибудь узнают о подлинных масштабах безвозмездной помощи СССР развивающимся странам. И уж, конечно, мы не узнаем в обозримом будущем всей правды о войне в Афганистане.Отдельно следует сказать о медико-биологических экспериментах на живых людях, которые, возможно, проводились в СССР. Но это особая статья.
Принципы
Для сохранения сведений, представляющих особую важность для страны, должно проходить непрерывное совершенствование действующего порядка засекречивания. Как показывает практика, для реализации этой задачи значение имеют научно обоснованные подходы и системный метод
Грифы секретности должны устанавливаться правильно в строго регламентированных случаях. Этим обеспечивается эффективность защиты важных сведений. Существуют следующие принципы определения секретности документов:
- Системный подход.
- Объективность.
- Оптимизация объема данных.
- Периодический пересмотр.
Государственная тайна – что это такое?
Это понятие имеет несколько значений. В общем смысле тайна характеризует что-то непознанное и неразгаданное. Применительно к госструктурам под такими сведениями понимают данные, которые известны строго определенной категории лиц. Государственная тайна, таким образом, – это то, что не подлежит разглашению. Эти данные сохраняют свой статус обычно в течение определенного временного промежутка. Он устанавливается в зависимости от значимости сведений, их необходимости, вытекающих из интересов всей страны либо конкретного ведомства. По различным причинам информация со временем теряет свою секретность. Спустя определенный период она может быть обнародована или опубликована.
Снятие статуса государственной тайны
Рассекречивание материалов производится при строгом следовании положениям законодательства (раздел IV ФЗ № 5485-1).
Основаниями для этого выступают:
- принятие в РФ международных обязательств по открытому предоставлению информации, признанной в стране секретной;
- изменение условий или события, по причине которых дальнейшая охрана материалов не требуется.
Госорганы обязаны не менее 1 раза в 5 лет пересматривать засекреченные данные для определения целесообразности их охраны и соответствия присвоенному грифу.
Снять статус вправе только уполномоченное лицо, принявшее перечень секретной информации. Оно лично отвечает за обоснованность своего решения. При этом межведомственная комиссия может остановить или опротестовать процедуру рассекречивания.Лица или учреждения вправе направить обоснованный запрос в госорганы, на предприятия, в архивы о снятии с информации статуса гостайны. Последние рассматривают его в течение 3 месяцев и выносят вердикт. При отсутствии необходимых полномочий для вынесения решения запрос передается в межведомственную комиссию по защите гостайны или иное уполномоченное ведомство. Причисление материалов к секретным возможно оспорить в суде. При признании правоты истца назначенный статус снимается.
Всей информации, представляющей гостайну и нуждающейся в охране от распространения, присваивается гриф секретности
Исходя из степени необходимой защиты и уровня возможного урона безопасности страны при разглашении данных, им присваивается отметка «Особой важности», «Совершенно секретно», «Секретно». Правила обращения с такими материалами и получения доступа к ним регламентированы законодательством РФ, при этом уполномоченные органы контролируют сохранение в секрете важной государственной информации
Общие правила
Грифы секретности и порядок обращения с ними устанавливаются в соответствии с перечнями, определенными указанным выше ФЗ. Внесение сведений и изменение списков таких данных возлагается на конкретных должностных лиц. При формировании перечня учитываются все сферы производства. Грифы секретности устанавливаются для сведений:
- В военной области.
- В сфере науки, хозяйства и техники.
- В области внешней экономики и политики.
- В сфере разведывательной, оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности.
- В области борьбы с терроризмом.
В ходе мероприятий, когда устанавливаются грифы секретности, производятся выписки из соответствующих актов, определяются исполнителем. Контроль этой деятельности возлагается на лицо, подписавшее бумаги. Эти субъекты несут ответственность за правильное отнесение документов к той или другой категории секретности, определение соответствующего грифа.
«Думаете, сегодня на АЭС все без грифа «секретно»?
Большинство свидетелей на суд не явилось. Многие уже лежали с диагнозами «острая лучевая болезнь», другие хотели все забыть, остальные, особенно коммунисты, боялись: а вдруг из свидетелей их превратят в обвиняемых? Таким поворотом в отечественной новейшей истории никого не удивить.
— Брюханов так и не признался, кто вынудил его сообщить в Киевский обком партии об уровне радиации 20 рентген в час вместо настоящих 200 рентген, о которых накануне сигнализировал «непосвященный» начальник ГО станции. Приговор, «десятку» общего режима, выслушал молча, — вспоминал Макаров.
Игорь Николаевич, как оказалось, неплохо знал семью Брюхановых и не скрывал сострадания: суд видел, что за решетку отправляется изъеденный радиацией человек, но кто-то же должен ответить?!
Наказание бывший директор ЧАЭС отбывал в Киевской области. Пережил полную изоляцию как «враг народа». В 88-м его жена, Валентина Михайловна, давясь слезами, молила директора ведомственной столовой атомщиков продать немного сгущенки и тушенки для бывшего «шефа» — в Украине тогда стало совсем плохо с продуктами. Ходили слухи: Виктор Петрович Брюханов при смерти. Он слухов не оправдал. В колонии стал учить английский язык. На свободу вышел, отбыв половину срока, получив инвалидность первой группы. Наотрез отказывался от интервью, но иногда делал исключения — например, в 2000 году, для украинской газеты «Факты».
Брюханов категорически отрицал и отрицает, что на Чернобыльской станции проходил эксперимент, который закончился бедой: «Блок останавливался на капитальный ремонт, а персонал, как требуют нормативы, штатно проверял все системы защиты перед плановой остановкой». До 2008 года Виктор Петрович работал в компании «Укринтерэнерго», куда его, первоклассного специалиста, пригласили в качестве консультанта, ныне 85-летний атомщик на пенсии.
А государственный обвинитель от Украины Игорь Николаевич Макаров после того судебного процесса долго лечил руки: кожа слезала лохмотьями… Его позже просветили:
надо было защитить себя, специальную одежду надеть, что ли, перчатки. И только потом трогать 7 из 70 выданных ему «чернобыльских» томов.
Во время суда человека, который зачитывал из материалов дела информацию (например, расшифровки данных самописцев), действительно, экипировали как космонавта.
Разыскать сейчас Макарова мне не удалось. Ветераны Генпрокуратуры помнят его, но жив ли — сказать затрудняются.
Почему сохраняется гриф «секретно»
Трудно писать о секретных документах именно в силу их секретности. Никто, кроме посвящённых в государственную тайну, не знает, что в них содержится. В лучшем случае, можно лишь примерно перечислить те дела, к которым могут относиться секретные материалы. Остаются недоступными для исследователей многие документы, относящиеся к деятельности высших органов государственной власти СССР 1930-1980-х гг., особенно периода Второй мировой войны. До 2044 года засекречены архивы НКВД, относящиеся к Большому террору 1930-х гг., так что правду об этом трагическом времени удастся раскрыть, в лучшем случае, детям ныне живущих исследователей.
Что же в советском прошлом так может дискредитировать нынешнее Российское государство, если окажется вынесено на свет? Однако, это возможно лишь в том случае, если подобные вещи действительно имели место в истории, и сохранились документы, свидетельствующие о них. Их могло и не быть. Предполагать их наличие мы можем лишь на основании косвенных данных, приводимых в появляющихся время от времени публикациях.
Из недавней секретной истории
А ведь больше скрытности вводилось в сведения, касающиеся жизни, здоровья граждан. Совершенно секретно про аварии самолетов, поездов в СССР и тысячах погибших? Было, было…
Чернобыльская АЭС
1986 год, в ночь с 25 на 26 апреля катастрофа на Чернобыльской АЭС. В Украине все под занавесом еще не написанной секретности. Рекомендовали лишь форточки в домах не открывать. Вся Европа уже криком исходит от идущего на них ядерного воздушного потока со стороны еще Советского Союза.
А у нас – недельный молчок. В Киеве людей вывели на первомайскую демонстрацию — под повышенную радиацию. Тогдашнего министра здравоохранения даже заставили перед кинокамерами репортеров искупаться в Киевском водохранилище, питавшем ЧАЭС.
Пока еще Свердловск, столица Урала, апрель 1979 г. Засекречен выброс в воздух смертоносных бацилл из подземелий военно-биологической лаборатории под Чкаловским районом города и вблизи крупнейшей в СССР Свердловской птицефабрики. Гибель сотен людей прикрыта ложью. Заболевание выдали за заражение от мяса коровы, якобы больной сибирской язвой.
От сибирки, знает и врач-троечник, умирают все – от малого до старого. От этой трагедии не умер ни один ребенок. Поскольку бациллы биологического оружия должны были поражать только солдат, то есть, взрослых людей. Врачам запретили писать настоящие диагнозы. Секретность еще не снята. Совершенно секретные истории читать жутко.
Гостайна
За разглашение – небо в клетку
Самая строгая – гостайна. Ее документы классифицируются как особо важные, как совершенно секретные и просто секретные. Понятно, что за ее разглашение накажут не уборщицу тетю Машу, если она увидит забытый на столе кабинета секретный документ, а того, кто за него отвечает.
Могли пострадать и советские журналисты. Для них были цензурные ограничения. Например, нельзя было писать в статье, что в таком-то районе на фермах выявлен туберкулез коров. Или лейкоз. За это выговор или увольнение. А зараженное молоко отправляли на сметану или кефир.
Исстари скрытность ведется
Еще Ленин создал советские архивы, но посещать их мог лишь ограниченный круг лиц. Через 20 лет их передали в систему НКВД. В современной России их контролирует ФСБ, а два года назад ими стал управлять лично Президент России. В архивных делах репрессированных специально замазаны фамилии энкавэдэшников, фальсифицировавших документы.
Не найти и через сто лет сведений о преступлениях НКВД, КГБ. А если что рассекречивается, то в бумагах вымарываются многие позиции. Что попадает в СМИ, так только от перебежчиков-чекистов в другие страны. Например, об операции КГБ СССР по нарушению энергообеспечения бизнес-центра США – Нью-Йорка. Или о другой операции этой спецслужбы по приобретению нескольких финансовых структур Калифорнии, интересных КГБ.
Есть и совершенно секретные фильмы. Незасекреченные они, просто о неизведанном: о пришельцах, НЛО. Интересен сериал «Секретные материалы».
Совершенно секретные факты в видео:
Последние статьи на сайте
- Мировое правительство кто входит из России и что они делают?
- Путин массон – новые теории и доказательства
- Как понять, что в квартире живет домовой?
- Что такое современный оккультизм
- Аномалии в природе, что за этим скрывается?
Похожие материалы
- Под грифом «совершенно секретно» – информация не для всех
- Остров Пасхи: где он находится и чем интересен туристам?
- Как проходили известные исторические сражения
- Тамплиеры: кем они были?
- Мистика Кельнского собора
Никогда не говори «никогда»
На самом деле, сохранение секретности многих документов порождает чудовищные слухи о тайнах, которые в них сокрыты. И эти слухи зачастую наносят ущерб престижу государства ещё больший, чем способно принести полное открытие архивов.Ничто не вечно под луной. Поэтому никогда нельзя сказать, что то-то и то-то в прошлом никогда не станет достоянием гласности. Например, какие-то важные государственные документы о советском периоде, засекреченные в РФ, могли сохраниться в архивах бывших союзных республик, а ныне независимых государств, и могут быть опубликованы ими.
Лишь одни архивные документы никогда точно не будут рассекречены. Это те документы, которые были уничтожены без следа. По многим свидетельствам, секретная комиссия ЦК КПСС по расследованию незаконных репрессий, созданная Никитой Хрущёвым после ХХ съезда в 1956 году, уничтожила, по его приказу, немало документов, в которых отражалась личная роль Хрущёва в организации этих репрессий. Если не сохранились копии этих документов, то, очевидно, что многого о сталинском Большом Терроре человечество не узнает уже никогда. Пишут и о том, что в конце жизни Сталина были уничтожены все личные карточки постановки военнообязанных на призывной учёт, заведённые перед Великой Отечественной и во время неё. Это было сделано для сокрытия истинной цифры людских потерь в войне.
Можно предполагать, что документы по тем делам, которые перечислены в этой статье, также никогда не будут опубликованы именно потому, что их тут же уничтожали «после прочтения». Однако ещё раз повторю, что всё это лишь предположения, вызванные самим фактом наличия огромного массива секретных архивных материалов.
С древних времен
На Руси испокон веков цари, при переписках, дипломатических или внутри страны, пытались по-разному сохранить в секрете содержимое своих посланий. Одним из старейших способов был сургуч, которым опечатывали конверт и монарх прикладывал свою именную печать, которую носил на пальце в виде кольца. Отсюда, кстати, и пошло название “печатка” для таких колец.
Помимо печатей на сургуче, послания могли оберегать от чужих глаз с помощью условного шифра, ключ к которому знали только монархи его доверенное лицо. Ещё одним распространенным способом стало использование специальных чернил, которые проявлялись если депешу нагреть или обработать особым составом.
Кэгэбисты сидели за сценой
Судебный процесс проходил в местном Доме культуры, старом и довольно запущенном здании. С ремонтом, даже из санитарных соображений, приказали не заморачиваться. Стены актового зала затянули голубым шелком, потолок — белым.
Завезли мебель, открыли по такому случаю кафетерий.
— А за сценой сели сотрудники КГБ, — вспоминал Макаров. — Они вели записи параллельно с секретарями суда. И иногда вежливо просили убрать из протокола вещи, касающиеся высшего руководства Москвы или Киева.
То есть надо понимать:
«чернобыльские» архивы, открываемые сейчас СБУ, не содержат полной информации. Ее туда не пропускали изначально.
Кадр с суда по делу о чернобыльской аварии. Подсудимые: Брюханов, Дятлов, Фомин. Фото из архива
Разумеется, телефонные разговоры судей прослушивались. Доходило до курьезов. Измученные абсолютно «сухим законом» коллеги попросили Макарова, единственного киевлянина, организовать «передачу на Зону».
— Я позвонил жене, проинструктировал, чего и сколько купить. Заодно назвал номер машины: мол, заедет главный судмедэксперт Юрий Шупик (Юрия Платоновича Шупика, известного специалиста в области судебной медицины, доктора медицинских наук, профессора не стало в 2013-м. — О.М.) — Потом ситуация изменилась, и я сам рванул в Киев на выходной. А когда возвращался назад, увидел на КПП «Дитятки», на въезде в Зону, поучительную картину. Стоит «москвичок» Шупика весь нараспашку: дверцы, багажник, капот. Даже сиденья сняты… У него еще специальный докторский саквояж был, тоже развернуть заставили. Колеса простукивают. «Врешь, — говорят, — ты водку должен везти. Сведения точные!»
По словам Макарова, а ссылался он на показания из материалов следствия, катастрофа могла наступить и раньше — ее, мол, приближали фанаты ядерной энергетики. Если б не взорвался Чернобыль, то другой заместитель главного инженера на другой АЭС обязательно тоже залепил бы пластырем кнопку МПА (максимальной проектной аварии), чтобы автоматика не паниковала, не срабатывала, не отвлекала персонал от рисковых опытов. Скольких жизней потом стоили минуты, пока отдирали проклятую липкую ленту… И другой начальник тоже подбадривал бы смену: «Да ладно, ребята, я этот генератор уже не раз на уши ставил!» И другой бы инспектор атомнадзора прощал передовой станции «вольности»: инспекторской зарплате не мешала благодарность украинских товарищей.
Допуск лиц к секретным сведениям
Ознакомление и использование материалов, причисленных к гостайне, возможно только узкому кругу лиц. При этом предоставление доступа к закрытым сведениям происходит исключительно на добровольном основании. Это возлагает на гражданина дополнительные права и обязательства.
Доступ к секретным материалам предполагает:
- согласие с невозможностью разглашать доверенную информацию;
- принятие ограничений возможностей и прав на некоторый период времени (на выезд за рубеж, использование секретных изобретений, неприкосновенность личной жизни при осуществлении проверок);
- получение социальных гарантий (надбавок к зарплате);
- письменное одобрение человека на осуществление проверок для подтверждения сохранности данных (частота и объем зависят от уровня секретности сведений);
- ознакомление с мерой ответственности при распространении информации.
При возникновении чрезвычайной ситуации допуск к гостайне может изменяться главой государства. Причинами для отказа лицу в доступе к засекреченным материалам выступают:
- объявление суда о его недееспособности или ограниченной дееспособности;
- обвинение в умышленном правонарушении или против госвласти;
- непогашенная (неснятая) судимость за вышеназванные правонарушения;
- закрытие уголовного дела по нереабилитирующим обстоятельствам (если не завершен период давности);
- медпоказания, запрещающие работать с секретной информацией;
- постоянное проживание лица и его близких за рубежом или оформление бумаг на ПМЖ в другом государстве;
- определение при проверке обстоятельств, формирующих риск безопасности РФ;
- отказ от проверочных мер;
- предоставление ложной информации.
Вердикт об отказе выносится уполномоченным лицом индивидуально с учетом данных проверки. Человек вправе опротестовать такое решение в вышестоящей инстанции или суде.