А-60 – 78Т6 – 1ЛК222

Специальные самолеты

К специальной авиации относят:

  • заправщики ИЛ-78;
  • самолеты радиолакационной службы А-50;
  • разведчики Ту-214;
  • самолеты наблюдения Ан-30.

Заправщики ИЛ-78 (Ил-78М) способны осуществлять заправку других летательных аппаратов в воздухе. Ил-78М перевозит до 35 тонн топлива при дальности полета 4000 км, а при дальности полета 1800 км он способен перевезти до 65 тонн топлива.

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 применяется для обнаружения летательных аппаратов и кораблей противника, передачи сведений командным центрам, наведения на цели самолетов. Все авиакомплексы базируются на аэродроме Северный в г. Иваново. Постоянно выполняют боевые задачи 10 самолетов (из них 4 модернизированы до А-50У).

Самолет воздушного наблюдения и фотосъемки Ан-30 был создан для обнаружения замаскированных целей, фотографирования районов военных действий, инфраструктуры. Развитие спутниковых технологий слежения и высокая уязвимость Ан-30 от средств ПВО противника приводят к тому, что он постепенно выводится из эксплуатации. Сейчас в ВКС числится менее 10 самолетов этого типа.

Bombardier (Canadairs CL-415)

В декабре 1986 года компания «Canadair Ltd» была куплена фирмой «Bombardier Inc.», а в августе 1988 года образовалась группа «Canadair Group of Bombardier Inc.». Эти исторические события произошли в период, когда «Canadair» вела разработку турбовинтового варианта летающей лодки-амфибии CL-215. Замена поршневых моторов турбовинтовыми двигателями обещала повышение летных данных, увеличение тяговооруженности и облегчала снабжение самолета топливом и запасными частями. В 1991 году улучшенный вариант амфибии получил обозначение CL-415, чтобы не путать с турбовинтовой конверсией CL-215T поршневого самолета. Официальная презентация новой модификации состоялась в октябре 1991 года – после получения первого заказа от Франции.

Первый CL-415 поднялся в воздух 6 декабря 1993 года, канадский сертификат летной годности был получен в июне, а сертификат США – в октябре 1994 года. В декабре 1994 года первую машину передали Франции. Изначально предполагалось построить 50 самолетов первой производственной серии, но к маю 2009 года заказчики получили 67 самолетов, к этому времени компания получила заказы на 71 машину.

CL-415 унаследовал проверенный планер амфибии CL-215, хотя в конструкцию самолета внесли ряд изменений, самым важным из которых стала установка двух турбовинтовых двигателей Pratt & Whitney Canada PW123AF, гондолы которых разместили над крылом, чтобы поднять выше ось вращения новых четырехлопастных винтов Hamilton Standard. К другим заметным внешним отличиям относятся небольшие винглеты на концах крыла, установленные для повышения поперечной устойчивости. С целью компенсации потери путевой устойчивости из-за перемещения вверх двигателей, доработали хвостовое оперение. Также была увеличена мощность приводов поверхностей управления, установлена система централизованной заправки топливом под давлением, приборное оборудование выполнено по принципу «стеклянной кабины», заменена электросистема, установлен кондиционер кабины. Конструкция планера усилена с целью увеличения максимальной взлетной массы, установлены четыре бака для воды или противопожарной смеси суммарной емкостью 6140 л.

Bombardier (Canadairs CL-415) (общий вид)

В стандартном варианте амфибия CL-415 предназначена для тушения пожаров, а также перевозки грузов и пассажиров. Обычно самолет обозначают просто «415» или «415 Superscooper». Противопожарный самолет может быть достаточно легко переоборудован в транспортный. Даже в противопожарном варианте самолет способен перевозить до восьми пассажиров, после переоборудования пассажировместимость возрастает до 30 человек. Если установленные над полом кабины баки для воды не демонтируются, то самолет способен перевозить груз и до 11 пассажиров, кресла для пассажиров ставятся перед и за баками. «Canadair» также предлагает вариант CL-415M, предназначенный для патрулирования морских акваторий, выполнения поисково-спасательных и специальных задач. На CL-415M предусмотрена возможность установки РЛС, современной навигационной системы и другого специального оборудования. В серию самолет запущен как Bombardier 415MP.

Всего на 2014 год построено 88 самолетов, из которых в эксплуатации находятся порядка 70 машин. Самолет занимает довольно узкий рынок специальных самолетов, но в этой области он хорошо распространен в Европе и Северной Америке.

Технические характеристики Bombardier (Canadairs CL-415)

Наименование показателяЗначение
Экипаж, чел.2
Размах крыла, м 28,63
Длина самолета, м 19,82
Высота самолета, м 8,98
Площадь крыла, м2 100,33
Масса пустого самолета, кг 12860
Максимальная взлетная, кг:
– с воды 17230
– с суши 19890
Внутреннее топливо, л 5800
Тип двигателя 2 ТВД Pratt Whitney Canada PW123AF
Мощность, л.с. (кВт) 2 х 2380 (1774)
Максимальная скорость, км/ч 359
Крейсерская скорость, км/ч 333
Скорость сваливания, км/ч 126
Дальность действия, км 2443
Практический потолок, м 4500
Скороподъёмность, м/с8,1
Полезная нагрузка 26-30 пассажиров или 3864 кг груза, или 6,12 т огнетушащего вещества

«МАКДОННЕЛ-ДУГЛАС КС-10 ИКСГЕНДЕР» — крылатая заправочная станция

Стратегический топливозаправщик (США)

В люк грузового отсека помещается 77 т груза и до 80 человек

В 1970-х годах в конкурентную борьбу с «Боингом» за право оснащать заправочными самолетами ВВС США включилась фирма «Макдоннел-Дуглас».

В 1971 году специалисты Вооруженных сил Америки провели сравнительный анализ двух авиалайнеров, подходящих для этой цели: «Боинга 747» и DC-10, принадлежавшего их конкурентам. Выяснилось, что DC-10 имеет лучшие показатели. С фирмой «Макдоннел-Дуглас» был заключен контракт на создание 60 самолетов на базе DC-10, получивших название КС-10 «Икстендер».

КС-10 может дозаправить любой самолет, стоящий на вооружении ВВС США

Первый полет машина совершила 12 июля 1980 года. Год спустя начались ее поставки в ВВС. КС-10 очень похож на DC-10. В отличие от обычного самолета-заправщика, он способен перевозить множество других грузов, для размещения которых в верхней части фюзеляжа имеется грузовая кабина площадью 305 м2. Здесь могут поместиться около 77 т груза и до 80 человек личного состава.

В задней нижней части фюзеляжа имеется герметический отсек с рабочим местом оператора заправочной штанги. Окно на рабочем месте оператора и установленный на самолете перископ обеспечивают хороший обзор при заправке.

Топливо общим весом 161,5 т находится в девяти баках, расположенных на крыле и фюзеляже. От этой машины могут одновременно заправляться два-три самолета. Два DC-10 были переоборудованы для ВВС Нидерландов и получили название KDC-10.

В хвостовой части КС-10 находится телескопическая заправочная штанга

Поделиться ссылкой

Фронтовая авиация

Всепогодный фронтовой бомбардировщик Су-24 с изменяемой стреловидностью крыла. Самолет поступил на вооружение еще советских ВВС.

На вооружении остается по меньшей мере 130 бомбардировщиков, которые заменяются на Су-34. Планируется, что к 2021 году все самолеты будут выведены в резерв.

Штурмовик Су-25 предназначен для поддержки сухопутных войск над полем боя. Высокая защищенность позволяет выдерживать огневое воздействие переносных ракетных систем, малокалиберной ствольной зенитной артиллерии и стрелкового оружия противника. На 2017 год ВКС России имели 200 штурмовиков.

Вертолеты

На вооружении ВКС России состоит около тысячи вертолетов различного назначения. Среди которых ударные вертолеты:

  • черная акула;
  • аллигатор;
  • крокодил;
  • ночной охотник.

Транспортно-боевой вертолет Ми-24ВМ (Ми-35) применяется для огневой поддержки сухопутных войск, десантирования групп спецназа, эвакуации раненых, перевозки грузов. С 2010 года авиация получила более 60 вертолетов.

В ВВС России находится более 300 многоцелевых вертолетов Ми-8 различного назначения: учебные, транспортные, медицинские, минные заградители и постановщики помех, боевые модификации (АМТШ) с комплексом ракетного вооружения. Почти все вертолеты прошли модернизацию либо изготовлены не ранее 2010 года.

Тяжелый транспортный вертолет Ми-26, обладает грузоподъемностью 20 тонн. В 2012 году, после почти двадцатилетнего перерыва, было возобновлено производство этих вертолетов. В ВКС России эксплуатируется 41 машина этого типа.

Военные самолёты

Во­ен­ные са­мо­лё­ты под­раз­де­ля­ют­ся по бое­во­му на­зна­че­нию на ис­тре­би­те­ли (фрон­то­вые, пе­ре­хват­чи­ки, ис­тре­би­те­ли-бом­бар­ди­ров­щи­ки), стра­те­гич. бом­бар­ди­ров­щи­ки (в т. ч. ра­ке­то­нос­цы), штур­мо­ви­ки, то­п­ли­во­за­прав­щи­ки, раз­вед­чи­ки, про­ти­во­ло­доч­ные, транс­порт­ные (во­ен­но-де­сант­ные и во­ен­но-транс­порт­ные). Фрон­то­вые ис­тре­би­те­ли пред­на­зна­че­ны в пер­вую оче­редь для унич­то­же­ния возд. це­лей, за­щи­ты на­зем­ных объ­ек­тов от авиа­ции про­тив­ни­ка, ре­же – для ата­ки на­зем­ных и мор. це­лей. Ис­тре­би­те­ли-пе­ре­хват­чи­ки (напр., МиГ-31, РФ; F-16 «Фай­тинг Фал­кон», США) – для унич­то­же­ния бом­бар­ди­ров­щи­ков и кры­ла­тых ра­кет про­тив­ни­ка; тер­мин «пе­ре­хват­чик» поя­вил­ся в сов. во­ен. ли­те­ра­ту­ре в нач. 1950-х гг. в свя­зи с ос­на­ще­ни­ем ис­тре­би­те­лей не­ко­то­рых ти­пов бор­то­вы­ми ра­дио­ло­кац. стан­ция­ми, ко­то­рые по­зво­ляли об­на­ру­жи­вать и по­ра­жать возд. це­ли при от­сут­ст­вии ви­зу­аль­ной ви­ди­мо­сти. Ис­тре­би­те­ли-бом­бар­ди­ров­щи­ки (напр., Су-34, РФ; F-35, США) – для на­не­се­ния вы­со­ко­точ­ных ра­кет­но-бом­бо­вых уда­ров, в т. ч. с ис­поль­зо­ва­ни­ем ядер­но­го ору­жия, по су­хо­пут­ным и над­вод­ным це­лям в лю­бое вре­мя су­ток. Стра­те­ги­че­ские бом­бар­ди­ров­щи­ки (напр., Ту-160, Ту-22М, РФ; B-1 «Лан­сер», Нортроп B-2 «Спи­рит», США), меж­кон­ти­нен­таль­ные С. с даль­но­стью дей­ст­вия св. 5000 км, спо­соб­ны при­ме­нять ядер­ное ору­жие для на­не­се­ния бом­бо­вых уда­ров по стра­те­ги­че­ски зна­чи­мым объ­ек­там в ты­лу про­тив­ни­ка с це­лью под­ры­ва его во­ен. и пром. мо­щи. Ны­не лишь Рос­сия и США об­ла­да­ют бое­вы­ми С. та­ко­го клас­са. Ра­ке­то­нос­цы (напр., Ту-22М3) – спе­циа­ли­зир. бое­вые С. для дос­тав­ки к це­ли кры­ла­той ра­ке­ты клас­са «воз­дух – по­верх­ность». Штур­мо­ви­ки (напр., Су-25) используются для не­по­сред­ст­вен­ной под­держ­ки су­хо­пут­ных войск над по­лем боя, а так­же для при­цель­но­го по­ра­же­ния на­зем­ных и мор. це­лей. То­п­ли­во­за­прав­щи­ки (см. За­прав­ка то­п­ли­вом в по­лё­те) и пат­руль­ные С. (напр., Ил-38). С.-раз­вед­чи­ки (напр., А-50, РФ; U-2, США) мо­гут не­сти оп­ре­де­лён­ные ти­пы воо­ру­же­ний и спо­соб­ны унич­то­жать об­на­ру­жен­ные важ­ные це­ли, так­же мо­гут ис­поль­зо­вать­ся для на­ве­де­ния ог­ня ар­тил­ле­рии. Про­ти­во­ло­доч­ные С. пред­назначе­ны для по­ис­ка и по­ра­же­ния ПЛ про­тив­ни­ка, обо­ру­ду­ют­ся ав­то­ма­ти­зир. по­ис­ко­во-при­цель­ной сис­те­мой и со­от­вет­ст­вую­щим воо­ру­же­ни­ем (про­ти­во­ло­доч­ны­ми тор­пе­да­ми, ми­на­ми, ра­ке­та­ми и глу­бин­ны­ми бом­ба­ми в обыч­ном и ядер­ном сна­ря­же­нии). Транс­порт­ные С. (мно­го­це­ле­вые и спе­ци­аль­ные) – для транс­пор­ти­ров­ки разл. во­ен. гру­зов, вы­пол­не­ния во­ен­но-де­сант­ных и спец. за­дач (напр., Ту-214, Ан-12; Boeing 747-400F, Freighter – «гру­зо­вой»).

Для сни­же­ния за­мет­но­сти во­ен. С. на эк­ра­не ра­да­ра (в осн. ис­тре­би­те­лей и бом­бар­ди­ров­щи­ков) соз­да­ны ма­ло­за­мет­ные С. по т. н. стелс-тех­но­ло­гии (англ. stealth technology), по­сред­ст­вом спец. раз­ра­бо­тан­ных гео­мет­рич. форм и ра­дио­по­гло­щаю­щих ма­те­риа­лов и по­кры­тий, ко­то­рые рез­ко умень­ша­ют ра­ди­ус об­на­ру­же­ния и тем са­мым по­вы­ша­ют вы­жи­вае­мость бое­вой ма­ши­ны.

Стратегическая и Дальняя авиация

Стратегический бомбардировщик Ту-160. Все 17 бомбардировщиков состоят на вооружении 22-й гвардейской тяжелой бомбардировочной дивизии (г. Энгельс). Из них 6 самолетов модернизированы до уровня Ту-160М1. Планируется проведение модернизации всех ракетоносцев.

Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М. Главным назначением Ту-22 является противодействие авианосным группировкам противника, а также нарушение морских коммуникаций путем постановки минных заграждений. ВКС имеют в своем составе 60 бомбардировщиков этого типа. Проводится модернизация до уровня Ту-22М3.

История

Работы по изделию «1А» проводились с середины 1970-х годов на производственно-технической базе таганрогских ОКБ Бериева и завода имени Г. Димитрова, основным партнёром было ЦКБ «Алмаз» во главе с Б. В. Бункиным.

В целях размещения лазерной системы базовая конструкция Ил-76 претерпела некоторые серьёзные изменения:

  • В носовой части вместо штатного метеорадара установлен обтекатель со специальной аппаратурой (лазер наведения).
  • Верх фюзеляжа между крылом и килем был вырезан и заменён огромными створками, скрывавшими башенку с основным лазером.
  • По бокам фюзеляжа под обтекателями располагались турбогенераторы энергосистемы для работы специального комплекса.
  • По бокам носовой части были установлены турбогенераторы, как на Ил-76ПП.
  • Убраны кормовые створки грузового отсека, рампу пришлось оставить как несущий элемент фюзеляжа.
  • Оригинально было решено размещение лазерной пушки: чтобы не портить аэродинамику самолёта ещё одним обтекателем, оптическую головку лазера сделали убирающейся.

Первый полёт летающая лаборатория «1А» совершила 19 августа 1981 года, второй самолёт «1А2» (СССР-86879) — 29 августа 1991 года.
Первая машина «1А», по некоторым сведениям, — сгорела в июне 1986 года на аэродроме Чкаловский во время испытаний лазера.
Вторая машина «1А2» использовалась в дальнейшем как транспортный самолёт; в 2012 году появилась информация о проекте её модернизации.

Работы на летающей лаборатории «1А2» по усовершенствованию и модификации специального комплекса и его систем продолжаются по настоящее время. Главным конструктором — заместителем Генерального конструктора ТАНТК по этой теме является Н. А. Степанов.

Воздушный флот ВТА: самолеты в строю и на подлете

Сейчас на вооружении российской армии стоит порядка 250 единиц транспортных воздушных судов. Эти самолеты обычно делят на пять категорий, а основным показателем здесь выступает грузоподъемность: сверхтяжелые – Ан-124 (более 120 тонн); тяжелые – Ан-22, Ил-76МД-90А (до 60 тонн) и Ил-76МД (до 48 тонн); средние – Ан-12 (20 тонн); легкие – Ан-26 (6 тонн) и сверхлегкие – Ан-2 (1,5 тонны).

Несмотря на то что в общей массе все эти машины были созданы еще в советское время, считать устаревшим парк военно-транспортной авиации не вполне корректно. Как отмечают эксперты, транспортный самолет – это скорее грузовик с такими ключевыми характеристиками, как грузоподъемность и надежность. Во всем мире считается, что жизненный цикл транспортников может достигать примерно 60 лет при своевременном проведении капитального ремонта.

В 2014 году в России была запущена программа переоснащения военно-транспортной авиации: проводится ремонт стоящего на вооружении парка, поставляются новые машины. В 2019 году доля исправного самолетного парка ВТА РФ достигла 90% – впервые за новейшую историю Военно-транспортной авиации.

Параллельно ведутся работы по разработке новых воздушных судов. Так, например, легкие Ан-26 должны заменить Ил-112В, а самый распространенный российский транспортник Ил-76 уже получил свою новую версию – Ил-76МД-90А.

Современность

1ЛК222 — лазерный комплекс воздушного базирования для противодействия космическому эшелону национальной ПРО США базируется на аэродроме Пушкин (Санкт-Петербург).
Работы по проекту продолжаются. Главным конструктором «изделия 1А» был назначен Н. А. Степанов (с 2002 года — заместитель Генерального директора, с 2007 года по настоящее время заместитель Генерального конструктора «ТАНТК имени Г. М. Бериева»).

28 августа 2009 года осуществлён комплексный эксперимент, в котором при наведении лазерного луча с борта летающей лаборатории А-60 на космический аппарат с высотой полёта 1500 км был зарегистрирован отражённый сигнал.

В 2010 году и появилась новая информация о продолжении работ над военной авиационной лазерной системой; в 2011 году работы по этому проекту были приостановлены, из-за нехватки финансирования, оборудование с А-60 было частично демонтировано.

В году Минобороны России заказало оборонно-промышленному комплексу возобновление работ по созданию боевых лазеров, способных поражать самолёты, спутники и баллистические ракеты, финансирование возобновлено. ТАНТК им. Бериева возобновлены работы по летающей лаборатории А-60, самолёт пройдёт полную модернизацию. Испытания системы, получившей название «Сокол-Эшелон», намечены на конец 2013 года. Работы по модернизации «1А2» велись и силами концерна ПВО «Алмаз-Антей» и воронежского КБ «Химпром-автоматика», однако по состоянию на начало 2015 года ситуация оставалась неясной.

В 2016 году Минобороны России подтвердило информацию о том, что продолжает работать над военной авиационной лазерной системой[источник не указан 1549 дней]; зам. министра обороны России заявил о принятии на вооружение отдельных образцов лазерного оружия, однако, каких именно, не уточнил.
По информации конца 2018 г. — работы по системе борьбы со вражескими спутниками ведутся.

История

Работы по изделию «1А» проводились с середины 1970-х годов на производственно-технической базе таганрогских ОКБ Бериева и завода имени Г. Димитрова, основным партнёром было ЦКБ «Алмаз» во главе с Б. В. Бункиным.

В целях размещения лазерной системы базовая конструкция Ил-76 претерпела некоторые серьёзные изменения:

  • В носовой части вместо штатного метеорадара установлен обтекатель со специальной аппаратурой (лазер наведения).
  • Верх фюзеляжа между крылом и килем был вырезан и заменён огромными створками, скрывавшими башенку с основным лазером.
  • По бокам фюзеляжа под обтекателями располагались турбогенераторы энергосистемы для работы специального комплекса.
  • По бокам носовой части были установлены турбогенераторы, как на Ил-76ПП.
  • Убраны кормовые створки грузового отсека, рампу пришлось оставить как несущий элемент фюзеляжа.
  • Оригинально было решено размещение лазерной пушки: чтобы не портить аэродинамику самолёта ещё одним обтекателем, оптическую головку лазера сделали убирающейся.

Первый полёт летающая лаборатория «1А» совершила 19 августа 1981 года, второй самолёт «1А2» (СССР-86879) — 29 августа 1991 года.
Первая машина «1А», по некоторым сведениям, — сгорела в июне 1986 года на аэродроме Чкаловский во время испытаний лазера.
Вторая машина «1А2» использовалась в дальнейшем как транспортный самолёт; в 2012 году появилась информация о проекте её модернизации.

Работы на летающей лаборатории «1А2» по усовершенствованию и модификации специального комплекса и его систем продолжаются по настоящее время. Главным конструктором — заместителем Генерального конструктора ТАНТК по этой теме является Н. А. Степанов.

Ил-86ВКП

Самолет-воздушный командный пункт Ил-86ВКП создан ОАО им.С.В. Ильюшина в качестве средства управления Генерального штаба вооруженными силами Страны в ходе конфликта с применением ядерного оружия. Аналог этого самолета по назначению – американский Boeing E-4B. Самолет разработан в 1980-е годы на базе пассажирского самолета Ил-86. Первый полет Ил-86ВКП совершил 29 мая 1985 г. Полностью укомплектованный оборудованием самолет совершил первый…

Самолет радиолокационного дозора и наведения А-100 разработан ТАНТК им. Г.М. Бериева совместно с НПО “Вега-М” в рамках ОКР “Премьер-476”. Самолет является представителем нового поколения самолетов радиолокационного дозора и наведения (РЛДН), которые применяются для обнаружения и сопровождения воздушных, морских и наземных целей, а так же для управления авиационными и не только средствами их поражения. Возможности А-100 впервые в…

ИЛ-80 — сверхсекретный командный центр

Воздушный командный пункт (Россия)

Западная разведка впервые обнаружила существование данного воздушного командного пункта лишь в 1992 году

Воздушный командный пункт Ил-80 создан на базе транспортного самолета Ил-86. Машина предназначена для оперативного управления войсками в случае вооруженного конфликта с применением ядерного оружия.

Внешне самолет отличается от Ил-86 крупным отсеком наверху фюзеляжа для специального радиоэлектронного оборудования. Ил-80 лишился иллюминаторов, зато на крыльях появились особые устройства — пилоны — для крепления дополнительного электрооборудования.

На вооружении ВВС России находятся три Ил-80

В хвостовой части установлена специальная антенна очень низких частот, которая применяется для связи с подводными лодками. Для питания многочисленных бортовых радиоэлектронных систем самолет оснащен дополнительным турбогенератором.

Первый полет машина совершила 29 мая 1985 года. Впоследствии было построено еще три таких самолета. В 1992 году они поступили в эксплуатацию. Машины постоянно находятся на аэродроме Чкаловский под Москвой.

Какая-либо другая информация о них остается закрытой. Это один из немногих до сих пор засекреченных образцов военной техники. Ил-80 принял участие в параде Победы 9 мая 2010 года, пролетев над Красной площадью.

Под крыльями видны большие сигарообразные обтекатели со спецоборудованием

НАТО дало этому самолету кодовое название «Максдом»

История

Работы по изделию «1А» проводились с середины 1970-х годов на производственно-технической базе таганрогских ОКБ Бериева и завода имени Г. Димитрова, основным партнёром было ЦКБ «Алмаз» во главе с Б. В. Бункиным.

В целях размещения лазерной системы базовая конструкция Ил-76 претерпела некоторые серьёзные изменения:

  • В носовой части вместо штатного метеорадара установлен обтекатель со специальной аппаратурой (лазер наведения).
  • Верх фюзеляжа между крылом и килем был вырезан и заменён огромными створками, скрывавшими башенку с основным лазером.
  • По бокам фюзеляжа под обтекателями располагались турбогенераторы энергосистемы для работы специального комплекса.
  • По бокам носовой части были установлены турбогенераторы, как на Ил-76ПП.
  • Убраны кормовые створки грузового отсека, рампу пришлось оставить как несущий элемент фюзеляжа.
  • Оригинально было решено размещение лазерной пушки: чтобы не портить аэродинамику самолёта ещё одним обтекателем, оптическую головку лазера сделали убирающейся.

Первый полёт летающая лаборатория «1А» совершила 19 августа 1981 года, второй самолёт «1А2» (СССР-86879) — 29 августа 1991 года.
Первая машина «1А», по некоторым сведениям, — сгорела в июне 1986 года на аэродроме Чкаловский во время испытаний лазера.
Вторая машина «1А2» использовалась в дальнейшем как транспортный самолёт; в 2012 году появилась информация о проекте её модернизации.

Работы на летающей лаборатории «1А2» по усовершенствованию и модификации специального комплекса и его систем продолжаются по настоящее время. Главным конструктором — заместителем Генерального конструктора ТАНТК по этой теме является Н. А. Степанов.

Стрельба по окнам

Между тем построить эффективную противоракетную оборону даже с помощью сверхмощных лазеров далеко не просто. Это в свое время прекрасно понял и Рейган с его «звездными войнами». Ведь необходимо в нужный момент попасть в узкие «окна», через которые пролетают вражеские флотилии ракет. Стратегическая оборонная инициатива (СОИ) Рейгана предполагала, что орбитальные аппараты будут сбивать чудовищные по силе импульсы гамма- и рентгеновского излучения, а также потоки быстрых нейтронов.

Базовый сценарий СОИ включал много-эшелонированную противоракетную оборону (ПРО). Согласно плану уцелевшие в «окнах» межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) должны были уничтожить лазеры и «пучковые генераторы» второй линии обороны. Предполагалось, что возможности подобных наземных мобильных установок будут где-то в пять раз превышать огневую мощь обычных ракет «земля-воздух».

Итак, современная космическая ПРО включает первую линию обороны из «системы зонной защиты», представляющую собой несколько рядов боевых лазерных станций на разных орбитах. Орбитальные излучатели должны успеть поразить вражеские МБР над местом их старта в точках наибольшей уязвимости. Затем следует удар авиационной группировки (это отличает ее от первоначального «наземного» плана СОИ) с лазерами на борту. А завершают действие ПРО самые различные ракетные системы «земля-воздух». Считается оптимальным, если каждый пояс «космической обороны» будет уничтожать не менее 90% уцелевших ракет противника.

Для СОИ камнем преткновения стали сверхмощные гайзеры, или гамма-рентгеновские лазеры. Дело в том, что накачка энергией этих боевых исполинов должна была осуществляться на основе ядерных взрывов. Только тогда можно было бы надеяться, что гайзеры будут выбрасывать настолько интенсивный разряд энергии, что находящиеся в тысячах километрах МБР будут мгновенно превращаться в облака плазмы.

Примечания

  1. ↑ Россия создаст лазер для подавления разведки противника Архивная копия от 21 августа 2010 на Wayback Machine // Лента. Ру, авг 2010
  2. Константин Лантратов. «Звёздные войны», которых не было” Архивная копия от 14 января 2022 на Wayback Machine // buran.ru, январь 2005
  3. ↑ Удар лучом по миллиардам Архивная копия от 15 января 2015 на Wayback Machine // СВ пресса
  4. ↑ Россия возобновила разработку боевого лазера Архивная копия от 27 декабря 2020 на Wayback Machine // Лента. Ру, ноя 2011
  5. Воронежские учёные займутся созданием боевого лазера для Минобороны Архивная копия от 24 декабря 2018 на Wayback Machine // BezFormata.Com – Новости города БезФормата
  6. Российская армия приняла на вооружение образцы лазерного оружия Архивная копия от 4 августа 2016 на Wayback Machine // РИА Новости, авг 2016
  7. Российский «Сокол-Эшелон» назван причиной страха США Архивная копия от 24 марта 2019 на Wayback Machine // Лента. Ру, дек 2018

А-60 — лазерная пушка из России

Самолет-носитель лазерного оружия (СССР/Россия)

В носовой части вместо штатного метеорадара установлен обтекатель со спецаппаратурой для лазерной пушки

В 1977 году в ОКБ имени Г. М. Бериева в условиях строжайшей секретности начались работы по созданию нового авиационного комплекса. Самолет назывался 1А. Базой для него вновь стал военно-транспортный самолет Ил-76МД. На носу появился обтекатель со спецаппаратурой, напоминающий надуваемый пузырь. По бокам размещались скрытые обтекателями турбогенераторы, питающие таинственную установку энергией. Ее главная часть находилась внутри фюзеляжа. В нужный момент распахивались огромные створки, размещенные между крылом и килем, и наверх выползала башня с пушкой диковинного вида.

Впервые такая машина оторвалась от земли 19 августа 1981 года. Через 10 дней поднялась и вторая под названием 1А2. О ходе испытаний единственного советского боевого лазера почти ничего не известно. Им сбивали высотный аэростат, пребывавший на высоте 30-40 км, и радиоуправляемый самолет-мишень Ла-17.

Обтекатели шасси по бокам фюзеляжа были существенно увеличены, чтобы разместить турбогенераторы уникальной энергосистемы, обеспечивающей работу лазерного комплекса

Про уцелевший А-60 вспомнили в 2010 году, когда о наличии ядерного оружия с торжеством объявили американцы. Машину обновили и теперь готовят к испытаниям.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий