Идентификация СПУ на шасси МАЗ

Назначение

Предназначен для поражения надводных кораблей различных классов и типов из состава десантных соединений, конвоев, корабельных и авианосных ударных групп, а также одиночных кораблей и наземных радиоконтрастных целей в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия.

БРПК «Бастион» является одним из носителей ракеты «Оникс», которая, в свою очередь, наравне с ракетными комплексами «Калибр» и Х-35 «Уран» и перспективной гиперзвуковой противокорабельной ракетой «Циркон», является основным противокорабельным ракетным оружием в Вооруженных Силах России.

Автокран Машека КС-55727-1

Цены на автокраны >> | Запчасти к автокранам >> | Справка: сравнительные характеристики автокранов >> Автокран Машека КС 55727-1

грузоподъемностью 25т монтируется на шасси грузового автомобиля МАЗ-630303. Автокран предназначен для выполнения погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ с обычными грузами на рассредоточенных объектах.

Шасси автокрана обладает хорошей маневренностью и легкостью управления, что позволяет использовать автокран с различными типами подъездных путей, а малые габариты делаютавтокран пригодным к эксплуатации в стесненных условиях современных городов. Привод установки автокрана осуществляется при помощи аксиально-поршневого насоса, который приводится во вращение двигателем базового автомобиля через коробку передач и дополнительную коробкуотбора мощности. Лебедки механизма подъема и поворота — планетарного типа. Нижняя рама коробчатого сечения с наклонными гидравлическими выдвижными выносными опорами.

Механизмы автокрана имеют индивидуальный привод с независимым управлением от гидромоторов и гидроцилиндров. Гидравлическая система установки автокрана обеспечивает плавное управление всеми механизмами с широким диапазоном скоростей рабочих операций, а также возможность одновременного совмещения нескольких операций автокрана. Четырехсекционная стрела автокрана длиной 10,08-28,08 м во втянутом положении обеспечивает автокрану компактность и маневренность при переездах. а в раздвинутом — обширную рабочую зону и большую высоту перемещения груза при работе автокрана. Возможность телескопирования секций стрелы автокрана с грузом позволяет автокрану выполнять специальные задания при монтаже, устанавливать грузы в труднодоступных местах, проносить их среди смонтированных конструкций.

Безопасную работу автокрана обеспечивает комплекс приборов и устройств, в том числе микропроцессорный ограничитель нагрузки с цифровой индикацией параметров в кабине машиниста автокрана. Ограничитель нагрузки может работать в режиме координатной защиты, и имеет встроенный прибор фиксации характеристик — «черный ящик» и встроенный модуль защиты от опасного напряжения при работе вблизи линий электропередач.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Автокран КС-55727-1
Базовое шасси автокрана МАЗ-630303
Колесная формула автокрана 6х4
Двигатель автокрана ЯМЗ-236БЕ2
Грузоподъемность автокрана, т:
— максимальная 25,0
— минимальная 0,7
Максимальный грузовой момент, т.м. 80,0
Высота подъема максимальная, м 27,1
Высота подъема при максимальном вылете, м 19,6
Глубина опускания, м 3,0
Длина стрелы автокрана, м 10,08 — 28,08
Вылет, м:
— максимальный 20,0
— минимальный 3,2
Скорость подъема (опускания) груза, м/мин 6,0
Максимальная скорость подъема (опускания) пустого крюка и грузов до 4 т, м/мин 13,3
Скорость посадки, м/мин 0,4
Частота вращения, об/мин:
— максимальная 0,96
— минимальная 0,2
Скорость передвижения автокрана в транспортном положении, км/ч 60
Габаритные размеры автокрана:
— длина 12000
— ширина 2500
— высота 3800
Полная масса автокрана, т 24,5
Распределение нагрузки на дорогу, т.с.:
— через шины передних колес 6,5
— через шины колес тележки 18,0
Температура эксплуатации, град.С +/-40

Организация работы берегового комплекса обороны

“Бастион” – береговой ракетный комплекс, в состав которого входят:

Ракеты “Яхонт” носят в себе передовые новшества, например, такие как:

  • загоризонтная дистанция поражения цели;
  • полная самостоятельность боевого использования (“выстрелил и забыл”);
  • самостоятельная настройка избирательных (“низкой”, “высокой +низкой”) траекторий;
  • высочайшие скорости (сверхзвуковые) на всех зонах полета;
  • полная стандартизация для обширного перечня носителей потенциальных угроз;
  • малая заметность для обнаружения противником с помощью всех современных РЛС.

Противокорабельные ракеты “Яхонт” исполнены по стандартной аэродинамической компоновке – трапециевидное раскладное крыло и оперение. Аэродинамика ракеты в сочетании с высочайшей тяговооруженностью гарантирует “Яхонту” маневренность. Это позволяет “Яхонту”, которыми оснащается “Бастион” (ракетный комплекс), с успехом выполнять маневры уклонения от средств поражения противника.

Собственно говоря, “Яхонт” – это симбиоз планера и силовой установки. Отличие представлено в виде центрального конуса воздухозаборника. Именно в нем размещены блоки систем наведения с антенной РЛС и, собственно, боевая часть. Вся остальная часть занята маршевым двигателем, емкостью под топливо и, собственно, разгонной ступенью, работающей на твердом топливе.

“Бастион” – ракетный комплекс, характеристики которого значительно улучшили ракеты новой разработки.

Автокран КС-35719-5-02 «Клинцы»

Характеристики приведены с противовесом 4,0 т (1,0+3,0).

* Противовес 1,0 т монтируется на поворотную раму снизу лебедки грузовой, к противовесу 1,0 т подвешивается противовес 3,0 т ( в сумме 4,0 т).

Компактный и маневренный кран для работы в городских условиях

Автомобильный кран КС-35719-5-02 «Клинцы» грузоподъемностью 16 тонн сделан на базе двухосного шасси МАЗ-5340 (4х2). Крановая установка имеет малые габариты, что позволяет ей легко маневрировать и быстро передвигаться на городских магистралях. Данная модель автокрана идеально подходит для эксплуатации на рассредоточенных объектах.

Индивидуальный привод крановых механизмов

Привод крановой установки производится с помощью аксиально-поршневого гидравлического насоса от двигателя колесной базы посредством коробки передач и вспомогательной коробки отбора мощности. Механизмы крана КС-35719-5-02 комплектуются индивидуальным приводом от гидравлических цилиндров и моторов, имеющим независимое управление.

Импортная гидравлика с широким диапазоном регулировок

Гидравлическая система крана КС-35719-5-02 компонуется исключительно из импортных комплектующих, которые обеспечивают легкое и плавное управление механизмами крана. Система предлагает широкий диапазон регулировок рабочих скоростей. Имеется возможность совмещения нескольких крановых операций.

Удобная система телескопирования

Крановая установка КС-35719-5-02 оборудована телескопической трехсекционной стрелой. В свернутом состоянии стрела имеет длину 8 метров, а в развернутом – 18 метров. Средняя секция перемещается с помощью гидравлического цилиндра, а верхняя секция – посредством двух канатных полиспастов при движении средней секции. Габариты стрелы обеспечивают крановой установке необходимую компактность и маневренность для работы в стесненных городских условиях, достаточную высоту передвижения груза и обширную рабочую зону.

Увеличение зоны обслуживания за счет дополнительной комплектации

По желанию покупателя кран КС-35719-5-02 может дополнительно комплектоваться решетчатым гуськом, длина которого составляет 7,5 метров. Переключение гуська из рабочего состояния в транспортное положение и обратно выполняется вручную без вспомогательных грузоподъемных устройств.

Высокопрочная стальная основа оптимальной массы

Несущие конструкции крановой установки свариваются из прочнейшей стали марки 10ЧСНД. Они имеют отличные характеристики жесткости и при этом максимально облегчены. Сварка выполняется на автоматическом и полуавтоматическом оборудовании отечественного и европейского производства, что гарантирует высокое качество сварных швов. Соответствие швов эталонам качества документируется в ходе ультразвуковой проверки.

Надежность, безопасность и длительный срок эксплуатации

Надежная работа крана обеспечивается благодаря импортным комплектующим, которые не нуждаются в ремонтных работах и замене на протяжении длительного срока эксплуатации оборудования. Безопасность автокрана КС-35719-5-02 обеспечивается за счет ограничителя нагрузки, который автоматически защищает крановую установку от опрокидывания и перегрузки, а также выводит параметры работы устройства на дисплее в водительской кабине. Ограничитель нагрузки крана имеет модуль защиты от высокого напряжения, что позволяет установке работать в непосредственной близости от линий электропередач. Также в ОНК входит система координатной защиты, позволяющая крану работать в стесненных условиях. Все рабочие параметры автокрана фиксируются «черным ящиком».

Удобная кабина и продуманная панель управления

Кабина крановщика соответствует актуальным требованиям по обзорности и комфортности. Она оборудована дизельным устройством отопления, вентилятором, задвижной дверью купейного типа, откидным задним люком. Рычаги управления эффективно расположены на панели, что позволяет с удобством осуществлять крановые операции.

Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» (СССР)

Данная система была спроектирована в КБ им. Королева (ОКБ-1) и установлена на немецкий A4/V-2. но была вполовину меньше. Первый опытный пуск состоялся 18 апреля 1953 года. Некоторые трудности возникли с керосинным топливом опытной модели и его утечкой, первая версия ракеты известная в СССР как Р-11 и 8К11, а на западе SS-1B «Скад-А» встала на вооружение в июле 1955 года. Данная ракета была классифицирована как вооружение оперативно-тактического звена.

Ракета Р-17 (8К14) («Скад-В») — видео пуска сирийской ракеты

Дальность ракеты Р-11 на шасси танка ИС-2 составляла 180 км, а мощность атомного заряда 50 кТ. Круговое вероятное отклонение (КВО) равнялось 3 км. В 1962 году была выпущена улучшенная версия этой модели, известная на Западе как SS-1C «Скад-В», а в СССР -как Р-17 (8К14) ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус». Р-17 имела улучшенную систему наведения, с использованием элементарной инерционной системы стремя гироскопами. Топливная смесь ракеты была улучшена, теперь ее состав включал диметил гидразин и красную дымящуюся азотную кислоту. Для повышения мобильности система была установлена на восьмиколесную базу МАЗ-543П. Помимо обычных средств поражения, боеголовка ракеты могла снаряжаться химическими и атомными. К 1970 году ракета Р-17 составляла 75 % от 300 состоящих на вооружении установок «Скад».

ШПУ ракеты УР-100Н УТТХ

В дальнейшем появилась система Р-17М (9М77) (SS-1D «Скад-С») с облегченной боеголовкой в 600 кг, которая отделяется в момент выключения мотора, и дальностью около 550 км. Однако неясно было, поставлена ли на вооружение эта модель. SS-1E «Скад-D», спроектированная в конце 80-х, имела улучшенную систему наведения, включавшую активную радиолокационную станцию наведения на конечном участке траектории, широкий выбор боеголовок и дальность 700 км. Р-11ФМ была разработана как система вооружения для установки на подводных лодках и производится с 1955 года. В сентябре-октябре 1955 года испытания ракеты были проведены в Белом море с подводной лодки «Проект 611». Данная ракета имела дальность поражения 150 км и в 1959 году была утверждена для проведения морских операций. В боевых операциях Р-11 ФМ применена не была. В СССР системы «Скад-В» и «Скад-С» были приняты на вооружение на уровне армии и группы армий в бригадах, состоящих из штабного дивизиона с тремя огневыми батареями каждая, потри пусковые установки, стремя системами перезарядки каждая, перевозящими по одной ракете.

Назначение и основные характеристики БРК «Бал»

БРК «Бал» (3К60, SSC-6, Sennight — «неделя» в западной классификации) — всепогодный береговой ракетный комплекс с ПКР типа Х-35 (3М-24). Создан по постановлению СМ СССР и ЦК КПСС (от 16.04.1984) в ОКБ «Звезда» (главный конструктор Г.И. Хохлов) и принят на вооружении ВС РФ в 2008 году.

Комплекс предназначен для контроля территориальных вод и проливных зон, защиты военно-морских баз, других береговых объектов и инфраструктуры страны, а также побережья на десантоопасных направлениях. Способен решать эти задачи автономно и в составе других оборонительных систем в условиях активного радиоэлектронного и огневого противодействия противника днем и ночью в любых метеоусловиях.

Основные элементы комплекса: самоходные командные пункты управления и связи (до 2), пусковые установки (до 4) по 8 ПКР в герметичных транспортно-пусковых контейнерах и транспортно-перегрузочные машины (до 4). Эти средства обеспечивают обнаружение одиночных и групповых целей, их обстрел и поражение с высокой вероятностью отдельными ракетами или залпом (до 32) с интервалом пуска между ПКР до 3 с.

Ракета типа Х-35 (аналогична американской ПКР AGM-84 Harpoon) с комбинированной системой наведения и стартовой массой около 620 кг (145 кг БЧ) способна поразить боевые надводные корабли водоизмещением до 5000 т и морские транспорты. Комбинированная система наведения обеспечивает полет ракеты со скоростью 270–280 м/с на высотах 4–15 м над водой при волнении моря до 6 баллов и ее наведение на цель с точностью 4–6 м.

БРК «Бал» обеспечивает поражение надводных целей ПКР типа Х-35 (Х-35У) в диапазоне дальностей 7–120 (7–260) км при удалении стартовой позиции от берега до 10 км. Время развертывания и готовности комплекса на новой позиции не превышает 10 минут. С полным боекомплектом (64 ракеты) комплекс может передвигаться по шоссе (бездорожью) со скоростью до 60 (20) км/ч при запасе хода без дозаправки не менее 850 км.

Состав и конфигурация БРК «Бал», который имеет большой модернизационный потенциал, определяет заказчик. Использование дополнительных средств целеуказания (вертолеты, беспилотники и др.) может увеличить дальность и точность обнаружения целей, а средств постановки пассивных помех — живучесть комплекса в условиях применения противником высокоточного управляемого оружия.

Снято с производства

АЦ 11,0 (6317)

Автоцистерна может ис­поль­зо­вать­ся как са­мос­то­ятель­ная боевая единица или как насосная установка при работе «в перекачку» с одной или нес­коль­ки­ми другими автоцистернами. Кузовная надс­трой­ка из­го­тав­ли­ва­ет­ся из трехс­лой­ных сэндвич панелей, про­из­во­димых в вакуумной среде. Цистерна и пенобак из­го­тов­ле­ны из уси­лен­но­го (армированного) во­лок­нисто­го стеклопластика. На моделях ав­то­цис­терн АЦ 11,0−50 (6317) пожарный насос укомп­лек­то­ван системой CAFS (Compressor Air Foam System) — система подачи пены за счет сжатого воздуха

АЦ 12,0 (6317)

Автоцистерна может ис­поль­зо­вать­ся как са­мос­то­ятель­ная боевая единица или как насосная установка при работе «в перекачку» с одной или нес­коль­ки­ми другими автоцистернами. Кузовная надс­трой­ка из­го­тав­ли­ва­ет­ся из трехс­лой­ных сэндвич панелей, про­из­во­димых в вакуумной среде. Цистерна и пенобак из­го­тов­ле­ны из уси­лен­но­го (армированного) во­лок­нисто­го стеклопластика.

АЦ 3,0 (4,0) (МАЗ 5434)

Автоцистерна про­из­ве­дена на шасси МАЗ-5434Х3 по­вышен­ной про­ходи­мос­ти с колесной формулой 4×4 и пред­назна­чена для тушения пожаров в лесных массивах, сельской местности и других объектах. Пре­иму­щест­вом данного ав­то­моби­ля является компактность, маневренность, низкий центр тяжести, дорожный просвет 340 мм и комп­лек­та­ция лебедкой с тяговым усилием 8000 кгс и длинной троса 60 м. За счет своей ком­по­нов­ки ав­то­цис­терна более ус­той­чи­вая против опрокидывания, что позволяет дос­тавлять боевой расчет, пожарно-техническое во­ору­жение и запас ог­не­туша­щих веществ к труд­но­дос­тупным очагам воз­го­рания в лесных массивах.

АЦ 4,0 (5,0) (МАЗ 5434)

Автоцистерна про­из­ве­дена на шасси, которое обладает высокими экс­плу­ата­ци­он­ны­ми ха­рак­те­рис­ти­ками и высокой проходимостью. Цистерна из­го­тов­ле­на из уси­лен­но­го ар­ми­рован­но­го во­лок­нисто­го стек­лоплас­ти­ка с ин­тегри­рован­ным пенобаком. Данный материал имеет ряд преимуществ: 100% стойкость к аг­рессив­ным растворам, воз­можность ис­поль­зо­вания ав­то­цис­терны в качестве ав­то­моби­ля воздушно-пенного тушения, простота ремонта в случае ме­хани­чес­ко­го повреждения, теплостойкость, спо­соб­ность к само затуханию при воз­дей­ствии открытого источника пламени. Кузовная надс­трой­ка — каркас из уг­ле­родис­то­го стального профиля.

АЦ 8,0 (МАЗ 6312)

Универсальная пожарная ав­то­цис­терна среднего класса по­вышен­ной проходимости. Базовое шасси МАЗ 6312 позволяет ис­поль­зо­вать ав­то­мобиль в условиях пожарных депо старого образца с высотой ворот не более 3 500 мм. Меньшие га­барит­ные размеры полностью со­от­ветс­тву­ют всем нормам и стандартам.

АЦ 8,0 (МАЗ 6317)

Автоцистерна пред­назна­чена для доставки к месту пожара боевого расчета, ПТВ, аварийно-спасательного инс­тру­мен­та и запаса ог­не­туша­щих средств. Высокая про­ходи­мость и мощный двигатель позволяют этому ав­то­моби­лю пре­одо­левать любые преграды при подъезде к очагу пожара. Благодаря большому объему цистерны оп­ти­маль­но подходит для ис­поль­зо­вания в безводных районах.

ЗРС С-300ПМУ2 Фаворит — видео

Кроме того, повышены обнаруженческие характеристики системы при ведении автономных боевых действий за счет использования нового автономного средства целеуказания РЛС 96J16E, имеется возможность наряду с ракетами 48Н6Е2 использовать ракеты ЗРС С-300ПМУ1 48Н6Е, обеспечивается возможность интегрирования системы «Фаворит» в любые системы противовоздушной обороны, в том числе и в системы ПВО стран НАТО.

В состав ЗРС входят командный пункт системы управления 83M6E2 и до шести зенитных ракетных комплексов С-300ПМУ2 (90Ж6Е2). В состав командного пункта входят пункт боевого управления 54К6Е2 и радиолокатор обнаружения 64Н6Е2. Имеются средства сопряжения с вышестоящим командным пунктом. Каждый ЗРК включает многофункциональный радиолокатор подсвета и наведения (РПН) 30Н6Е2 и до 12 пусковых установок (ПУ) типа 5П85СЕ, 5П85ТЕ. ЗРК может придаваться всевысотный обнаружитель (ВВО) 96Л6Е.

РЛО 64Н6Е2

Радиолокатор обзора 64Н6Е2 командного пункта системы управления 83М6Е2 с фазированной антенной решеткой S-диапазона обеспечивает обнаружение воздушных объектов в радиусе 300 км и определение государственной принадлежности воздушного объекта с помощью систем распознавания. Информация о целях передается по линиям связи на пункт боевого управления, который обобщает и обрабатывает всю информацию о воздушной обстановке от различных источников и отображает ее на своих индикаторах, при работе с вышестоящим командным пунктом получает от него команды управления и информацию о воздушных объектах. ПБУ осуществляет завязку трасс обнаруживаемых целей, оценивает степень их опасности и производит целераспределение целей на боеготовые ЗРК путем выдачи целеуказання по целям. Вся работа пункта боевого управления может вестись полностью в автоматизированном режиме. ПБУ способен управлять ЗРК различных типов, в частности ЗРК С-300ГПМУ2, С-300ПМУ1, С-300ПМУ, С-200ВЭ в любом сочетании. С помощью специальной аппаратуры ведется документирование ведения боевых действий с целью проведения последующего анализа.

Командный пункт (пункт боевого управления) 54К6Е2

Радиолокатор подсвета и наведения 30Н6Е2 ЗРК 90Ж6Е2 на основе информации, поступающей от ПБУ и всевысотного обнаружителя, обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение целей, осуществляет все операции, связанные с подготовкой и ведением стрельбы зенитными ракетами, а также оценивает результаты стрельбы. Многофункциональность локатора (сопровождение целей и наводимых на них ракет) обеспечивается применением фазированных антенных решеток Х-диапазона и высокой автоматизацией всех процессов его функционирования на основе современных вычислительных комплексов, имеющих быстродействующие алгоритмы управления.

Пусковая установка вертикального старта 5П85СЕ (5П85ТЕ) обеспечивает хранение, транспортировку и пуск ракет. Вертикальный старт позволяет обстреливать пели, летящие с любого направления. На пусковой установке находятся четыре ракеты 48Н6Е2 (48Н6Е). Нахождение ракеты в герметичном транспортно-пусковом контейнере (ТПК) позволяет не проводить ее технического обслуживания в течение десяти лет эксплуатации.

Особенностью ЗРС С-300ПМУ2 «Фаворит» является ее ракета 48Н6Е2, обладающая высокими маневренными возможностями и возможностями по перегрузке. Ракета оснащена осколочно-фугасной боевой частью и обеспечивает поражение воздушных объектов на дальностях от 3 до 200 км как на встречных курсах, так и при стрельбе вдогон. При подрыве боевой части ракеты за счет оптимизации области разлета осколков и их пространственно-энергетических характеристик происходит инициирование боевой части баллистической ракеты в воздухе, тем самым существенным образом снижается возможный ущерб.

Новый всевысотный радиолокатор целеуказания 96Л6Е с многолучевой фазированной антенной решеткой автоматически выдает на РПН 30Н6Е2 и командный пункт 83М6Е2 информацию о воздушной обстановке по всем воздушным целям, летящим с любого направления. За счет адаптивного использования широкобазовых сигналов и многочастотной работы всевысотный локатор обеспечивает эффективное обнаружение как наиболее опасных низковысотных целей, так и целей на средних и больших высотах. Обычно антенное устройство всевысотного радиолокатора поднимается на специальной вышке, тем самым достигается обнаружение целей на предельно малых высотах в условиях лесной и сильно пересеченной местности.

Предприятие-изготовитель комплекса “Бал-Э”

Калужский завод “Тайфун” в июле 2004 года изготовил комплексы, и на нем была проведена проверка готовности системы к испытаниям.

На протяжении двух с половиной месяцев с июля 2004 г. проводились Государственные испытания “Бал”, снаряженного ракетами Х-35Э. Разработчиком изделия является объединение «Корпорация “Тактическое ракетное вооружение”».

При проведении испытаний все ракеты поразили заданные цели.

Эти испытания в октябре 2004 года государственной комиссией были признаны как успешные. И уже к 2088 году комплекс был принят на вооружение.

Первые комплексы поступили на вооружение береговому ракетному дивизиону (сформирован в 2011 г.) Каспийской флотилии.

Для получения навыков управления береговым комплексом “Бал-Э” были организованы спецкурсы при заводе-изготовителе. Для этого была сформирована группа из боевых офицеров берегового ракетного подразделения КФл.

Умение правильно прицелиться

Но все же главной «изюминкой» новых ракет стала система наведения. Инерциальная система при всей своей надежности и помехозащищенности не «ловит» отклонения от курса из-за ухода гироскопов и бокового сноса ракеты. На больших дальностях отклонение реальной траектории от заданной получается немалое. У новых американских КР оно составило 900 м на каждый час полета, а полет на максимальную дальность занимает 2,53 часа. Для компенсации накапливающейся ошибки добавили корреляционную систему с коррекцией по рельефу местности благо к тому времени спутники радиолокационной разведки позволяли создать подробную базу трехмерных изображений поверхности Земли. Так работает система наведения TERCOM той же «Томахоук». На заложенной в программе траектории выбираются несколько участков коррекции, оцифрованное радиолокационное изображение их рельефа закладывается в память бортовой ЦВМ при подготовке к пуску. После пуска с помощью стартового ускорителя (при наземном или морском базировании) или сброса с самолета ракета запускает маршевый двигатель и следует к цели по заданной траектории на высоте 60100 м (может снизиться и до 30 м), обходя препятствия и ранее выявленные сильные группировки ПВО и меняя курс каждые 100200 км. По достижении участка коррекции бортовой радиовысотомер СВЧ диапазона «ощупывает» подстилающую поверхность и получает радиолокационную карту рельефа. Карта оцифровывается, ЦВМ сравнивает полученный «слепок» с эталонным и по выявленным ошибкам выдает команды на корректирование траектории. В результате ракета выводится в район цели с точностью, недостижимой для предыдущих поколений. Круговое вероятное отклонение, то есть радиус круга, в который ракета попадает с вероятностью 0,5, не превышает 100 м. При ядерной БЧ этого вполне достаточно. На тех же основах работает, скажем, и система наведения ракеты Х-55 с высотой полета 40110 м ее инерциальная система сопряжена с доплеровским измерителем скорости и сноса и системой коррекции по рельефу местности.

Семейство стратегических крылатых ракет, принятых в СССР, в целом подобно американскому. Однако с того же 1976 года НПО «Машиностроение» разрабатывало на основании несколько иных требований ракету «Метеорит» сверхзвуковую, с дальностью пуска до 5 000 км и универсального (воздушного, морского и наземного) базирования. Кроме прочих новшеств предполагалось оснащать ее устройством ионизации набегающего потока воздуха для формирования плазменного шлейфа. Последний должен был снижать сопротивление движению и резко уменьшить радиолокационную заметность ракеты технология, не реализованная в серии и поныне, однако до сих пор актуальная. Но работы по «Метеориту» свернули к концу 1980-х годов.

После подписания в 1987 году Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности развитие вооружений переориентировалось на «обычные» войны. В СССР и США началась модернизация стратегических КР с заменой ядерных боевых частей «обычными». Последние требовали большей точности системы наведения. И причиной американского «миролюбия» была уверенность в технологическом превосходстве и обеспечении большей точности попаданий своих ракет, а также большей эффективности обычных боевых частей. Так, американская пассивная оптико-электронная головка самонаведения системы DSMAC обеспечивала круговое вероятное отклонение не более 2030 м. Впрочем, оптический коррелятор по эталонному изображению местности получила и модификация советской ракеты Х-55 Х-55ОК. У американской «Томахоук» появились модификации BGM-109C с унитарной полубронебойной фугасной боевой частью для удара по защищенным объектам и BGM-109D с кассетной боевой частью для ударов по скоплениям войск, аэродромам и т.п. Правда, уменьшалась дальность пуска обычные боевые части больше весили и занимали больше места, чем ядерные. Скажем, у «Томахоук» максимальная дальность пуска составила 1 600 км, у неядерной КР воздушного базирования AGM-86С 1 100 км. Тем не менее переделку части ядерных ракет в «обычные» американцы периодически возобновляли по мере расходования последних. Что до наземных «Томахоук» BGM-109G, то их, согласно Договору, ликвидировали.

Стратегическая крылатая ракета Х-555, Россия, 2000 г. Класс «воздухземля»

Основные эксплуатанты

По данным справочника Military Balance, составляемого Международным институтом стратегических исследований (IISS), к началу 2021 года ВС СФ располагали 180 пусковыми установками (ПУ) С-300ПМ1/С-300ПМ2 в составе Воздушно-космических сил, 170 ПУ С-300ПС, 20 ПУ С-300В, а также неуточненным количеством С-300В и С-300В4. Кроме того, С-300 стоят на боевом дежурстве примерно в 20 странах, в числе которых Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, Армения, Украина, Китай, Иран, Вьетнам, Венесуэла и Алжир. В 2013 году поставка С-300 в Сирию была приостановлена по просьбе Израиля.

ЗРС С-300 никогда не принимали участия в реальных боевых действиях.

Межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж55 РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (СССР)

МБР РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (индекс ГРАУ – 15Ж55 для подвижного комплекса и 15Ж65 для стационарного, код по договору СНВ – РС-12М2) – межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная на базе МБР РТ-2ПМ «Тополь». Работы по созданию нового комплекса начались в середине 1980-х годов. Постановление Военно-промышленной комиссии от 9 сентября 1989 года предписывало создать два ракетных комплекса (стационарный и мобильный) и универсальную твердотопливную трехступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету для них. Эта опытно-конструкторская работа получила название «Универсал», разрабатываемый комплекс – обозначение РТ-2ПМ2. Разработка комплекса велась совместно Московским институтом теплотехники и КБ «Южное».

Ракета должна была быть унифицирована для обоих типов комплексов, но в первоначальном проекте предполагалось различие в системе разведения боевого блока. Боевая ступень для ракеты шахтного базирования должна была оснащаться жидкостным ракетным двигателем на перспективном монотопливе ПРОНИТ. Для подвижного комплекса в МИТ разрабатывалась двигательная установка на твердом топливе. Существовали и различия в транспортно-пусковом контейнере. Для подвижного комплекса он должен был изготавливаться из стеклопластика. Для стационарного – из металла, с креплением на нем ряда систем наземного оборудования.В марте 1992 года было принято решение разработать на базе наработок по программе «Универсал» комплекс «Тополь-М» (в апреле КБ «Южное» прекратило свое участие в работах по комплексу). Указом президента РФ от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения – с двигательной установкой боевой ступени на твердом топливе. Система управления разрабатывалась в НПЦ автоматики и приборостроения, боевой блок – во ВНИИЭФ. МБР РТ-2ПМ2 «Тополь-М» имеет три ступени с твердотопливными маршевыми двигателями. Ступени выполнены из композитов путем намотки типа кокон. Все три ступени оборудованы поворотным соплом для отклонения вектора тяги (решетчатые аэродинамические рули отсутствуют).

Двигатель 1-й ступени имеет тягу 100 тонн и время работы 60 секунд. Масса ступени 26 тонн, ее длина 8,5 метра.Двигатель 2-й ступени имеет тягу 50 тонн и время работы 64 секунды. Масса ступени 13 тонн, ее длина 6 метров.Двигатель 3-й ступени имеет тягу 25 тонн и время работы 56 секунд. Масса ступени 6 тонн, ее длина 3,1 метра.Метод старта – минометный для обоих вариантов.

Ракета оснащена отделяемой головной частью с одним термоядерным боевым блоком мощностью 550 килотонн. Головная часть также оборудована комплексом средств преодоления ПРО. Предельная дальность стрельбы – 11 тысяч километров. Испытания ракеты начались в 1994 году. Первый пуск был проведен из шахтной пусковой установки на космодроме Плесецк 20 декабря 1994 года. В 1997 году, после четырех успешных пусков, было начато серийное производство этих ракет.

25 декабря 1997 года на опытно-боевое дежурство были поставлены первые две МБР РТ-2ПМ2 «Тополь-М». Первые ракеты размещались в модифицированных шахтах, использовавшихся для ракет УР-100Н. В шахтном варианте базирования МБР была принята на вооружение летом 2000 года, после чего на летные испытания вышел подвижный грунтовый ракетный комплекс на базе восьмиосного шасси МЗКТ-79221. Первый пуск с мобильной пусковой установки был осуществлен 27 сентября 2000 года. Достоверных сведений о дате принятия МБР РТ-2ПМ2 «Тополь-М» на вооружение нет. В связи с прекращением действия договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), запрещавшего создание многозарядных межконтинентальных баллистических ракет, в МИТ проводились работы по оснащению «Тополей-М» разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Возможно, результатом этих работ является МБР РС-24 «Ярс».

В 2011 году Министерство обороны РФ отказалось от дальнейших закупок ракетных комплексов «Тополь-М» в пользу дальнейшего развертывания МБР РС-24 «Ярс». По состоянию на конец 2012 года на боевом дежурстве находилось 60 ракет «Тополь-М» шахтного и 18 мобильного базирования.

Технические характеристики 15Ж55 РТ-2ПМ2 «Тополь-М»Стартовая масса, т 47,2Масса полезной нагрузки, т 1.2Тип головной части – моноблочная головная часть с ядерным боезарядомМощность ядерного боезаряда, Мт 0,55Максимальная дальность стрельбы, км 11 000#ввссссрроссииснг

Устройство

Автокран на базе МАЗ оснащается дизельным V-образным мотором мощностью от 180 л.с. Встречаются модификации с подачей воздуха под атмосферным давлением и с турбокомпрессором. Коробка передач 5-ступенчатая, механического типа, оснащена синхронизаторами на высших скоростях. Задняя подвеска оснащена специальным гидравлическим устройством, блокирующим подвижность моста при работе крана.

За кабиной монтируется платформа, оснащенная поворотно-опорным устройством с роликовой опорой. По углам платформы устанавливаются дополнительные выдвижные опоры с приводом от гидравлики. В конструкции опор применены гидравлические фиксаторы, предотвращающие обратный уход жидкости. Поворот крановой установки выполняется при помощи аксиально-поршневого двигателя и механического редуктора. На задней части установки расположены противовесы и лебедки с барабанами. Конструкция кранов не допускает работу без опор и движение с висящим на крюке грузом.

Приводы лебедок крана гидравлические, на ранних версиях встречался пневматический и механический варианты. Давление в системе создается аксиально-поршневой насосной станцией, установленной на коробке передач. Включение насоса выполняется рычагом, расположенным в кабине водителя. Производительность регулируется изменением частоты вращения коленчатого вала дизеля. Стрела крана состоит из 2 секций или более, которые раздвигаются гидравлическим цилиндром и полиспастами. Регулировка угла наклона стрелы выполняется силовым цилиндром.

Грузовые лебедки кранов оснащены механическим 2-ступенчатым редуктором, повышающим крутящий момент от гидромотора. На барабанах установлены ленточные тормоза, оборудованные гидравлическим замыкателем.

Кабина имеет остекление и шумоизоляционное покрытие. Для обогрева внутреннего объема используется автономный отопитель. Встречаются модификации с климатической установкой. Сиденье оператора настраивается по высоте и расстоянию от органов управления.

В конструкции крана имеются предохранители, ограничивающие грузоподъемность и предупреждающие о близости проводов линий электропередач. Установлены индикаторные приборы, отображающие угол наклона стрелы и допустимый вес груза (в зависимости от угла и вылета). На переднем бампере установлена специальная проушина, служащая для фиксации крюка крана в транспортировочном положении.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий