45-мм противотанковая пушка образца 1932 г. 19-К

История создания

В конце 1931 года конструкторы завода № 8 установили в кожух 37-мм противотанковой пушки образца 1930 года, построенной по купленной у немецкой фирмы «Рейнметалл» документации, новый ствол калибра 45 мм и слегка укрепили лафет.

Эта система была принята на вооружение в марте 1932 года под названием «45-мм противотанковая пушка образца 1932 года», на заводе орудие получило индекс 19-К. Затем конструкторы завода № 8 перепроектировали противотанковую пушку 19-К для установки её в танк, получившей название «45-мм танковая пушка образца 1932 года» и, соответственно, заводской индекс 20-К.

Специально для отладки 45-мм ПТП 19-К на заводе № 8 имени Калинина была создана «шарашка» — Специальное конструкторское бюро ОГПУ. В 1933 году на заводе № 8 по чертежам СКБ ОГПУ была изготовлена модернизированная пушка 19-К. Эта пушка получила название «45-мм ПТП образца 1933 года», но позже это название не прижилось. По сравнению с образцом 1932 года в модернизированной пушке утолщены щёки казённика, удлинён кожух, изменён клин затвора. Основным же изменением было введение полуавтоматики инерционного типа, работавшей за счёт инерции отката, взамен прежней полуавтоматики механического типа, работавшей за счёт энергии отката. Пушка образца 1932 года была фактически четвертьавтоматической — автоматически только закрывался затвор после заряжания патрона. Кроме того, изменено устройство компрессора. Вес пушки в боевом положении составил 414 килограммов.

После заводских испытаний опытный образец 45-мм ПТП образца 1933 года прибыл 26 декабря 1933 года на НИАП, где прошёл полигонные испытания в объёме 1046 выстрелов и 500 км пробега.

При стрельбе бронебойными снарядами полуавтоматика работала удовлетворительно, без учёта отказов из-за качества гильз. Но при стрельбе осколочным снарядом чертежа 2116 весом 2,15 кг с начальной скоростью 335 м/с и давлением в канале 900—1000 кг/см² полуавтоматика не работала, так как было недостаточно энергии отката для взведения пружин полуавтоматики. Длина отката при этом снаряде — менее 690 мм. Таким образом, для осколочных снарядов 45-мм пушка образца 1933 года оставалась четвертьавтоматической.

Колёса пушки по-прежнему оставались деревянными, что создавало большие сложности при эксплуатации. Так, максимальная скорость движения по булыжнику составляла 10—15 км/час, на полигонных испытаниях часто лопались спицы колёс. Тем не менее по заключению комиссии 45-мм пушка полигонные испытания выдержала и была запущена в производство, правда, под старым названием — образца 1932 года.

Она же, вид сзади

В 1934 году была проведена новая модернизация пушки, и пушка снова получила новое название «45-мм ПТП образца 1934 года», которое также не прижилось. Модернизация пушки заключалась в замене деревянных колёс фордовскими колёсами от автомобиля ГАЗ-А на пневматических шинах, и в изменении поворотного механизма. Вес системы в боевом положении составил 425 кг.

В январе — апреле 1936 года пушка образца 1934 года прошла полигонные испытания на НИАПе 170 выстрелами и 300 километрами пробега. По данным комиссии пушка испытания выдержала.

7 ноября 1936 года принято Постановление СТО о переводе 45-мм ПТП с деревянных колёс на металлические колёса с губчатым каучуком от автомобиля ГАЗ-А. К началу 1937 года 45-мм ПТП образца 1932 года на металлических колёсах с ГК пошли в серийное производство.

22 апреля 1934 года в Артиллерийском управлении РККА было рассмотрено предложение Шпитального о переделке 45-мм пушки образца 1932 года в автоматическую. Согласно проекту ОКБ-15 вводился новый ствол, новый затвор и магазин на 6 патронов. АУ согласилось с предложением Шпитального, выдало заказ на изготовление опытного образца к осени 1934 года. Опытный образец 45-мм автоматической пушки был изготовлен и испытан, но на вооружение не принят. Введение полной автоматики для 45-мм ПТП было нецелесообразно из-за уменьшения надёжности пушки и увеличения её веса по сравнению с полуавтоматической пушкой.

Всего пушек 19-К в 1932—1938 годах было выпущено около 7900.

Производство 45-мм пушек 19-К
193219331934-193619371938Всего
66029081780ок. 3100*ок. 7900

*из 3522 выпущенных

На 1 января 1941 года на балансе ГАУ состояло 7682 орудия, из которых 953 требовало среднего ремонта, 100 капитального и 29 подлежали списанию.

На 22 июня 1941 в РККА имелось 7653 пушки из примерно 7900 выпущенных. Из остальных, часть орудий была передана НКВД и НКВМФ, а так же поставлена на экспорт и потеряна в боевых действиях.

Боевое применение

Пушка в Пароле Трофейная 53-К 15-го казачьего корпуса СС во время Варшавского восстания, 1944 По состоянию на 22 июня 1941 года, на вооружении РККА находилось 16 621 штук 45-мм орудий.

Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Для своего времени её бронепробиваемость была вполне адекватной — по нормали на 500 м она пробивала 43-мм броню. Этого было достаточно для борьбы с бронетехникой, защищённой противопульной бронёй. Длина ствола орудия составляла 46 клб. Последующие, модернизированные, орудия калибра 45 мм имели большую длину.

Бронебойные снаряды некоторых партий, выпущенные с нарушением технологии производства в период до августа 1941 года не соответствовали характеристикам (при столкновении с преградой из броневой стали раскалывались примерно в 50 % процентах случаев), однако в августе 1941 года проблема была решена — в производственный процесс были внесены технические изменения (введены локализаторы).

Для улучшения бронепробиваемости на вооружение был принят подкалиберный 45-мм снаряд, пробивавший на дистанции 500 м по нормали 66-мм броню, а при стрельбе на дистанции кинжального огня в 100 м — броню 88 мм. Однако для более эффективного поражения бронецелей настоятельно требовалось более мощное орудие, которым стала 45-мм пушка М-42, разработанная и принятая на вооружение в 1942 году.


Экспонат из артиллерийского музея (Санкт-Петербург)

Орудие имело и противопехотные возможности — оно снабжалось осколочной гранатой и картечью. Осколочная 45-мм граната при разрыве даёт 100 осколков, сохраняющих убойную силу при разлёте по фронту на 15 м и в глубину на 5—7 м. Картечные пули при стрельбе образуют поражающий сектор по фронту на ширину до 60 м и в глубину до 400 м. Также к орудию полагались дымовые и бронебойно-химические снаряды. Последние предназначались для отравления экипажей танков и гарнизонов ДОТов, они содержали 16 граммов состава, который в результате химической реакции превращался в сильнодействующий яд — синильную кислоту HCN.

Недостаточная бронепробиваемость орудия (особенно в 1942 году, когда танки типов Pz Kpfw I и Pz Kpfw II вместе с ранними слабобронированными модификациями Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV практически исчезли с поля боя) вместе с неопытностью артиллеристов иной раз приводили к очень тяжёлым потерям. Однако в руках опытных и тактически умелых командиров это орудие представляло серьёзную угрозу для вражеской бронетехники. Положительными его качествами были высокая мобильность и лёгкость маскировки. Благодаря этому 45-мм пушки образца 1937 года использовались даже партизанскими отрядами.

Конструктивные особенности и изменения в ходе производства

Как и большинство орудий классического типа, дивизионная гаубица обр. 1938 года состоит из следующих элементов:

  1. Ствол, металлическая труба-моноблок, дульного тормоза нет. В канале ствола имеется 36 нарезов.
  2. Казенная часть, с поршневым замком. Ствол ввинчивается в массивный казенник. На него же устанавливается система крепления к лафету.
  3. Лафет(М-30С – тумба)

Составные части лафета:

  • люлька;
  • противооткатные устройства;
  • верхний станок;
  • механизмы наводки;
  • уравновешивающий механизм;
  • нижний станок с раздвижными станинами, там же крепления для шанцевого инструмента и ЗИП;
  • ходовая часть, колеса со штампованными дисками и резиновым цельнолитым бандажом;
  • листовые рессоры;
  • прицельные приспособления;
  • щитовое прикрытие, из нескольких элементов.

Обойменная люлька цапфами помещается в специальные гнезда верхнего станка. В гнездо нижнего станка входит штырь верхнего, изготовленный с амортизаторами вывешивающими верхней станок и облегчающими его поворот. На верхнем станке смонтированы поворотный (слева) и подъемный (справа) механизмы.

Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката (под стволом) и гидропневматического накатника (над стволом). В специальное гнездо независимого (две стрелки) прицела вставлялась панорама Герца, посредством которой ведется стрельба прямой наводкой и с закрытых огневых позиций.

Это отражено в Руководстве службы 1948 г., но без номеров и дат выпуска. Изменения вводились с целью максимального упрощения и удешевления производства. Так примерно в 1945 году клепку на станинах заменили сваркой. Казенник после модернизации увеличили в размерах и повысили его прочность.

Был удален стопор походного положения курка и механизм облегчения заряжания. Изменению подверглись масленки катков люльки и сальники тормоза отката и накатника.

После начала выпуска 152 мм Д-1 унифицировали лафет для двух систем. Менялась конструкция прицелов и панорамы.

Видео

Еще в 30-х годах СССР приобрел партию 37-мм противотанковых пушек концерна «Рейнметалл» и сделал их штатным оружием армии задолго до того, как Вермахт унифицировал ту же модель как 37-мм Pak 35 /36. СССР решил производить ее по лицензии, но в 1932 году выпустил собственный ее вариант калибра 45 мм.

Это была пушка М1932, отличавшаяся от исходной 37–мм модели только колесами со спицами. К 1940 году Красная Армия уже имела достаточное количество этих пушек; часть их участвовала на стороне респyбликaнцeв в гражданской войне в Испании. В 1937 году появилась незначительно измененная модель 1937 года, а через год – танковое орудие М193В. Обе пушки прошли проверку в короткой, но ожесточенной войне с Финляндией в 1939-1940 годах.

Однако эта война оставила у Красной Армии ложное представление о возможностях этого оружия. Ведь у финнов была только легкобронированная техника, и М1932 и М1937 успешно с ней справлялись. Но уже летом 1941 года Красная Армия на горьком опыте убедилась в том, что ее противотанковая артиллерия не способна пробить броню большинства немецких танков. Единственное, что оставалось делать, чтобы остановить массированные атаки немецкой бронетехники, это использовать массированный огонь артиллерии всех имеющихся калибров. Но, несмотря на острую потребность в более мощных противотанковых пушках, советская промышленность пока не могла предложить ничего кардинально нового. Мощные танковые клинья немцев отрезали и окружили многие промышленные центры страны, а для налаживания производства в глубине территории СССР требовалось время.

Появившаяся через год новая противотанковая пушка представляла собой удлиненную модель М32. Ствол по сравнению с исходной моделью был удлинен почти в два раза (с L/46 до L/66) , что резко увеличило начальную скорость снаряда и его пробивную способность.

Производство было начато в 1942 году, но прошло много времени, пока М1942 не поступили в войска в достаточном количестве. Временную брешь в противотанковой обороне закрывали танковые пушки М1938, установленные на импровизированные шасси. Угол горизонтального наведения этих пушек был ограниченным. М1942 оказались незначительно эффективнее старых пушек. Несмотря на это, СССР продолжал их массовое производство всю войну. Вместо старых колес со спицами на них были установлены дисковые; удлинились лапы станины. И хотя М1942 не всегда могли пробить броню танков следующего поколения, они долгое время оставались на вооружении армий стран Варшавского договора. Многие участвовали в корейской войне, а затем в некоторых ближневосточных конфликтах.

1. История создания

В конце 1931 года конструкторы завода № 8 вставили в кожух 37-мм противотанковой пушки обр.1930 года новую трубу калибра 45 мм и слегка укрепили лафет. Эта система была принята на вооружение в марте 1932 года под названием «45-мм противотанковая пушка образца 1932 года», заводской индекс орудия — 19К. Затем конструкторы завода № 8 перепроектировали полевую пушку 19К для установки её в танк, получившей название «45-мм танковая пушка обр.1932 г.» и, соответственно, заводской индекс 20К.

Специально для отладки 45-мм ПТП 19-К на заводе им. Калинина была создана «шарашка» — Специальное конструкторское бюро ОГПУ. В 1933 году на заводе № 8 по чертежам СКБ ОГПУ была изготовлена модернизированная пушка 19-К. Эта пушка получила название «45-мм ПТП обр. 1933 г.», но позже это название не прижилось. По сравнению с обр. 1932 г. в модернизированной пушке были утолщены щеки казённика, удлинён кожух, изменён клин затвора. Основным же изменением было введение полуавтоматики инерционного типа, работавшей за счёт инерции отката, взамен прежней полуавтоматики механического типа, работавшей за счёт энергии отката. Ведь пушка обр. 1932 г. была фактически четверть-автоматической. Кроме того, было изменено устройство компрессора. Вес пушки в боевом положении составил 414 кг.

После заводских испытаний опытный образец 45-мм ПТП обр. 1933 г. прибыл 26 декабря 1933 года на НИАП, где прошёл полигонные испытания в объёме 1046 выстрелов и 500 км пробега.

При стрельбе бронебойными снарядами полуавтоматика работала удовлетворительно, без учёта отказов из-за качества гильз. Но при стрельбе осколочным снарядом черт. 2116 весом 2,15 кг с начальной скоростью 335 м/с и давлением в канале 900—1000 кг/см² полуавтоматика не работала, так как было недостаточно энергии отката для взведения пружин полуавтоматики. Длина отката при этом снаряде — менее 690 мм. Таким образом, для осколочных снарядов 45-мм пушка обр. 1933 г. оставалась четвертьавтоматической.

Колеса пушки по прежнему оставались деревянными, что создавало большие сложности при эксплуатации. Так, максимальная скорость движения по булыжнику составляла 10—15 км/час, на полигонных испытаниях часто лопались спицы колёс. Тем не менее по заключению комиссии 45-мм пушка полигонные испытания выдержала и была запущена в производство, правда, под старым названием — обр. 1932 г.

В 1934 году была проведена новая модернизация пушки, и опять пушка получила новое название «45-мм ПТП обр. 1934 г.». Кстати, и это название не прижилось. Модернизация пушки заключалась в замене деревянных колёс фордовскими колёсами от автомобиля ГАЗ на пневматических шинах, и в изменении поворотного механизма. Вес системы в боевом положении составил 425 кг.

В январе — апреле 1936 года пушка обр. 1934 г. прошла полигонные испытания на НИАПе в объёме 170 выстрелов и 300 км пробега. По данным комиссии пушка испытания выдержала.

7 ноября 1936 года было принято Постановление СТО о переводе 45-мм ПТП с деревянных колёс на металлические колеса с ГК от автомобиля ГАЗ-А. К началу 1937 года 45-мм ПТП обр. 1932 г. на металлических колёсах с ГК пошли в серийное производство.

22 апреля 1934 года в АУ было рассмотрено предложение Шпитального о переделке 45-мм пуши обр. 1932 г. в автоматическую. Согласно проекту ОКБ-15 вводился новый ствол, новый затвор и магазин на 6 патронов. АУ согласилось с предложением Шпитального, выдало заказ на изготовление опытного образца к осени 1934 года. Опытный образец 45-мм автоматической пушки был изготовлен и испытан, но на вооружение не принят. Введение полной автоматика для 45-мм ПТП было нецелесообразно из-за уменьшения надёжности пушки и увеличения её веса по сравнению с полуавтоматической пушкой.

Сохранившиеся экземпляры

До наших дней дошло немало 45-мм пушек, большей частью находящихся в музеях. Некоторые принимают участие в почётных мероприятиях.

Одно орудие установлено в сквере на площади Крестьянской заставы, в честь ознаменования 65-й годовщины Битвы под Москвой. Пушка была найдена в ходе поисковых работ на местах боевых действий Московского ополчения под Москвой, военно-патриотическим объединением «Столица», при содействии Военно-Мемориального управления МО РФ.

На самом деле данный экземпляр представляет собой останки 37-мм орудия, что легко проверить измерив калибр ствола. Вероятно это была пушка либо 37 мм образца 1930 года снятая со складов либо её аналоги германского или польского происхождения стоявшие на вооружении Красной Армии и Вермахта. Слово в точном определении за специалистами.

Ствол другой — проблемы те же

В советское время было принято много писать, каким неприятным сюрпризом стали для немецких противотанкистов с их 37-мм «колотушками» советские танки с противоснарядным бронированием Т-34 и КВ, при этом подразумевалось, что в обратной ситуации возможностей «сорокапятки» вполне хватало для борьбы с панцерваффе.

При этом переписка Народного комиссариата вооружений и Главного артиллерийского управления Красной армии (ГАУ КА) того периода выглядит не столь оптимистично. Так, в письме на имя начальника ГАУ КА генерал-полковника Н.Д. Яковлева указывалось, что немецкие танки уже имеют броню толщиной до 60 мм и в дальнейшем она будет только расти. Далее в письме говорилось:

Проблему эту в ГАУ КА осознавали, и поиск её решения вёлся сразу по нескольким направлениям. Наиболее простым и очевидным виделось принятие на вооружение новой более мощной противотанковой пушки — тем более что фактически такое орудие уже имелось в виде 57-мм противотанковой пушки ЗиС-2. Однако с этим орудием имелись сложности, причём касались они не только и не столько пресловутой «избыточной мощности», о которой любили упомянуть в советское время в качестве оправдания в стиле «не больно-то и хотелось». Фактически же в конце 1941 года ещё не было ясно, сумеет ли ЗиС-2 преодолеть «детские болезни», связанные с производством как самой пушки, так и снарядов для неё.

Расчёт 45-мм противотанковой пушка 53-К на Карельском перешейке, советско-финская война 1939–1940 гг. Щит орудия задрапирован белой тканью

Ещё одним решением стало создание для уже имеющейся на вооружении «сорокапятки» снарядов повышенной пробиваемости — подкалиберных. Свои подводные камни имелись и тут. В переписке ГАУ КА по этому вопросу особо отмечалось, что для создания сердечников подкалиберных снарядов требуются остродефицитные сорта сталей, но ситуация с легирующими добавками в СССР была далека от благополучной.

Так, летом 1942 года на Кавказе немцы подошли к Баксанскому ущелью, где находился Тырныаузский горно-обогатительный комбинат, добывавший вольфрамово-молибденовую руду. При подходе немцев последние 18 тонн добытого концентрата раздали беженцам, уходившим через перевал Бечо. Конечно, это был не единственный источник легирующих добавок — что-то добывалось в других местах, что-то поступало по ленд-лизу. Но в любом случае выбор — сделать подкалиберный сердечник или резец для станков авиапромышленности — оставался очень тяжёлым, и первые «подкалибры» к «сорокапяткам» были драгоценными в прямом смысле слова.

Наконец, ещё одним вариантом стала модернизация уже имеющегося орудия. Как скромно указано в Википедии,

За кадром остался тот факт, что модернизацию провело так называемое «Особое бюро 4-го спецотдела НКВД» — то есть «шарашка».

Модернизация заключалась в удлинении ствола пушки и увеличении плотности порохового заряда, что дало рост начальной скорости снаряда с 760 до 900 м/с. В остальном в целях упрощения производства нового орудия конструкторы постарались максимально сохранить преемственность со старым. Глядя на списки конструктивных недостатков орудий, составленных в частях, можно сказать, что им это удалось:

Расчёт 45-мм противотанковой пушки 53-К на позиции у окраины деревни. Битва за Москву, осень 1941 — весна 1942 гг.

Сложно не заметить, что в список проблем с новой пушкой перекочевали все проблемы старого образца. Все эти претензии в той или иной форме высказывались в проводимых ГАУ КА опросах:

Расчёт 45-мм противотанковой пушки 53-К меняет огневую позицию в ходе боёв в Венгрии, зима-весна 1945 года. В случае необходимости артиллеристам приходилось самим выступать в роли тягловой силы

Боевое применение

Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Для своего времени её бронепробиваемость была вполне адекватной – по нормали на 500 м она пробивала 43-мм броню. Этого было достаточно для борьбы с бронетехникой, защищённой противопульной бронёй.

Бронебойные снаряды некоторых партий, выпущенные с нарушением технологии производства в период до августа 1941 года не соответствовали характеристикам (при столкновении с преградой из броневой стали раскалывались примерно в 50 % процентах случаев), однако в августе 1941 года проблема была решена – в производственный процесс были внесены технические изменения (введены локализаторы) .

Для улучшения бронепробиваемости на вооружение был принят подкалиберный 45-мм снаряд, пробивавший на дистанции 500 м по нормали 66-мм броню, а при стрельбе на дистанции кинжального огня в 100 м – броню 88 мм. Однако для более эффективного поражения бронецелей настоятельно требовалось более мощное орудие, которым стала 45-мм пушка М-42 , разработанная и принятая на вооружение в 1942 году.

Орудие имело и противопехотные возможности – оно снабжалось осколочной гранатой и картечью. Осколочная 45-мм граната при разрыве даёт 100 осколков, сохраняющих убойную силу при разлёте по фронту на 15 м и в глубину на 5-7 м. Картечные пули при стрельбе образуют поражающий сектор по фронту на ширину до 60 м и в глубину до 400 м. Также к орудию полагались дымовые и бронебойно-химические снаряды. Последние предназначались для отравления экипажей танков и гарнизонов ДОТов , они содержали 16 граммов состава, который в результате химической реакции превращался в сильнодействующий яд – синильную кислоту HCN .

Недостаточная бронепробиваемость орудия (особенно в 1942 году, когда танки типов Pz Kpfw I и Pz Kpfw II вместе с ранними слабобронированными модификациями Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV практически исчезли с поля боя) вместе с неопытностью артиллеристов иной раз приводили к очень тяжёлым потерям. Однако в руках опытных и тактически умелых командиров это орудие представляло серьёзную угрозу для вражеской бронетехники. Положительными его качествами были высокая мобильность и лёгкость маскировки . Благодаря этому 45-мм пушки образца 1937 года использовались даже

Corax в EVE Online – ракетный эсминец Caldari

Как встречают осень в вашей местности

Боевое применение пушки

«Сорокопятка» имела множество преимуществ перед другими пушками, главной из которых фронтовые артиллеристы называют малозаметность. Засады и замаскированные позиции часто были «сюрпризами» для немцев, и эффективный огонь позволял отбить атаки превосходящих сил противника. В 1942 году согласно приказу Наркомата обороны артиллерия этого калибра сводилась в легендарные истребительно-противотанковые подразделения.

Личный состав этих частей находился на особом учете, в случае ранения они возвращались в строй только в свои части. Офицеры, сержанты и рядовые получали повышенные нормы пайка, увеличенное денежное довольствие, а так же премиальные выплаты за подбитую технику.

Отличительный знак таких артиллеристов – нарукавный ромб черного цвета с перекрещенными орудийными стволами. По воспоминаниям, когда офицер ПТА заходил в столовую, все присутствующие вставали.

Постоянные попадания по корпусу танков, повреждения ходовой части выводили экипажи из психологического равновесия. Так, один из немецких танкистов скажет после Курской битвы, что у каждого советского пехотинца было по пушке в кармане.

Большую роль играла поддержка расчетами «сорокопяток» наступающей пехоте. В условиях городского боя это легкое и маневренное орудие позволяло поддержать атакующие группы без лишней подготовки. Возможность стрельбы картечью и осколочными снарядами добавляли любви к пушке у пехоты.

После окончания войны пушка была снята с производства, так как на смену ей пришли новые, более мощные орудия. Но карьера 45-мм орудия на этом не кончилась. Конфликт на Корейском полуострове, в который СССР принял решение не вмешиваться официально, щедро снабжался как американской, так и советской стороной.

Оно особо полюбилось корейским товарищам за вышеперечисленные положительные черты. Американцы внимательно изучали, казалось бы, глубоко устаревшие трофейные пушки. Зафиксированы случаи применения трофеев в боях.

МОТОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД № 19 ИМ. СТАЛИНА

 Одним из крупнейших промышленных предприятий Перми был Моторостроительный завод № 19 им. Сталина (сейчас это АО «ОДК-Пермские моторы»).

Потребность в авиационных моторах с первых дней Великой Отечественной войны была значительной, с июня по декабрь 1941 года завод № 19 был единственным предприятием в СССР, продолжавшим серийный выпуск авиационных моторов. Остальные заводы в это время находились в состоянии эвакуации.

В первые месяцы войны на площадке завода было размещено оборудование и рабочие 8 заводов-смежников, эвакуированных из Москвы, Харькова, Днепропетровска, Ленинграда, 2 конструкторских бюро. За короткое время все прибывшее оборудование было введено в строй, а производственно-техническая база завода № 19 расширилась на 65% к довоенному уровню.

С 1941 года завод № 19 начал выпуск нового мотора воздушного охлаждения М-82 (разработан опытно-конструкторским бюро завода № 19 под руководством главного конструктора А.Д. Швецова), в основе конструкции которого лежала принципиально новая схема – двухрядная звезда. Мотор М-82 был установлен на истребитель Ла-5. Проверка в боевых условиях показала, что этот двигатель воздушного охлаждения был более надежным, чем двигатели водяного охлаждения: продолжал работать даже после попадания снаряда в некоторые его детали.

Двигатели, разработанные А.Д. Швецовым, настолько хорошо показали себя в боях, что в 1944 году маркировка «М» была заменена на «АШ» – Аркадий Швецов. В 1943 году за создание мотора АШ-82 опытно-конструкторское бюро завода № 19 было награждено орденом Ленина. В 1942 году «за выдающееся достижение в области авиационного моторостроения, поднимающее оборонную мощь Советского Союза», А.Д. Швецову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. За выдающиеся достижения в области авиационного моторостроения в годы Великой Отечественной войны А.Д. Швецов был награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Кутузова I степени, орденом Суворова II степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалям, он стал лауреатом четырех Сталинских премий.

За успешную доводку мотора АШ-82 главный инженер завода А.И. Валединский в 1943 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В мае 1942 года директором завода № 19 был назначен А.Г. Солдатов. Новый директор усовершенствовал организацию работы предприятия. У подчиненных он поощрял четкость, дисциплину, ответственность, инициативу. Под его руководством завод № 19 освоил и серийно выпускал авиационные моторы АШ-82, АШ-82Ф, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-62ИР. Двигатели стояли на боевых самолетах Ла-5, Ла-7, Ту-2, ЛаГГ-3, Пе-8, Су-2.

Труд А.Г. Солдатова в годы войны отмечен орденами Ленина, Кутузова 1‑й степени и Отечественной войны 1-й степени, он стал лауреатом Сталинской премии.

Заводом № 19 за годы войны было произведено более 31 тыс. моторов, что составляет 15% от общего количества авиамоторов, выпущенных в те годы в СССР.

В годы Великой Отечественной войны значительно изменился состав рабочих завода. Ушедших на фронт рабочих-мужчин заменили женщины и подростки. В годы войны на заводе работали более 7 тыс. подростков. Увеличился рабочий день, нормы выработки.

В цехах появились «двухсотники», работавшие за себя и ушедшего на фронт товарища. Перевыполнение плана на 300–400% стало нормой. Включившись в 1942 г. во Всесоюзное социалистическое соревнование, некоторые рабочие завода перевыполняли дневной план более чем на 600%. Среднее выполнение норм составляло 144%.

Завод № 19 в 1942 году 7 месяцев подряд становился победителем во Всесоюзном соревновании за переходящее Красное знамя ГКО среди предприятий отрасли. Всего в годы войны завод № 19 получал переходящее Красное знамя ГКО 19 раз. В 1945 году переходящее Красное знамя ГКО было оставлено коллективу на вечное хранение. За годы войны 359 работников завода были награждены орденами и медалями. В 1945 году за образцовое выполнение заданий правительства по производству моторов завод № 19 был награжден орденом Красного Знамени.

Против немецких танков

Как писалось в книгах советского периода, например, в шеститомнике «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.» (1960-1965 гг.), 45-мм пушка «могла пробивать броню боевых машин всех типов, состоявших в то время на вооружении армий буржуазных государств». Это абсолютная правда, но когда речь идёт о 1930-х годах.

После первых столкновений с немецкими танками на поле боя посыпались негативные отзывы. Оказалось, что лобовую броню средних немецких танков «сорокапятки» не пробивают. По этому вопросу было очень много дискуссий: с одной стороны, приводились многочисленные табличные данные испытаний 45-мм пушек, а с другой — реальные отчеты с фронта. Эффективность пушки при стрельбе по танкам зависит от очень многих факторов, которые все просто невозможно учесть. Например, подготовленность артиллеристов или погода. В целом же большинство авторитетных исследователей, таких как М. Свирин или А. Широкорад, сходятся в том, что увеличение калибра немецкого орудия не привело к повышению бронепробиваемости, а даже наоборот. Неслучайно сами немцы отказались от увеличения калибра.

Ещё одной серьёзной проблемой, которую никак нельзя было учесть при конструировании (тем более в Германии), стало низкое качество изготовления как орудий, так и (особенно) боеприпасов. По сведениям М. Свирина, на самом деле серийная 45-мм пушка на дальности 500 м пробивала броню толщиной 18 мм, вместо указанных в справочнике 43 мм.

Характеристики боеприпасов

Номенклатура боеприпасов
ТипОбозначение (  / )
Масса гранаты в кгМасса заряда ВВ в гНачальная скорость пули в м / с
Калиброванные танковые гильзы
Танковая граната с трассирующим и пулевым капотом (англ. APCBC-T)
БР-240 / БР-2401,4318,5 (A-IX-2)760
Танковая зажигательная граната с трассирующим и пулевым капотомБСР-240 / БЗР-2401,4412,5 + 13 (топливо)760
Танковый снаряд с капотом- снарядом (APCBC)
Б-240 / Б-2401,4319,5 (A-IX-2)760
Танковый снаряд с трассирующим снарядом (сплошной АП-Т)БР-240СП / БР-240СП1,43нет757
Подкалиберные танковые снаряды
Оболочка резервуара с вольфрамовым сердечником и трассером (APCR-T)БР-240П / БР-240П0,85нет985
Осколочные гранаты
Осколочная гранатаО-2401,98–2,1578343
чугунная осколочная гранатаО-240А1,98–2,1578343
Grapeshot
GrapeshotЩ-240 / Щ-2401,62137 шариков, 100 г порошка?
Доска прорыва для 45 мм PaK 53-K
Снаряды танков Б-240, БР-240, БСР-240
Дальность стрельбы в мУгол падения 30 °, ммУгол удара 0 °, мм
10043 год52
2503948
50035 год43 год
100028 год35 год
15002328 год
2000 г.19-е23
Корпус танка БР-240СП
Дальность стрельбы в мУгол падения 30 °, ммУгол удара 0 °, мм
1004959
2504555
5004051
10003240
150026 год33
2000 г.22-е26 год
Снаряд танка БР-240П
Дальность стрельбы в мУгол падения 30 °, ммУгол удара 0 °, мм
1007096
2006584
3005972
4005361
5004751
Эти данные были определены с использованием советских методов (формула Якоба де Марреса, цементированная броня большой твердости (в 1,1–1,3 раза превышающей прочность RHA ) в качестве мишени). Следует отметить, что бронепробиваемость существенно зависела от серийной партии гранаты и технологии изготовления. Следовательно, прямое сравнение с аналогичными данными для других пистолетов невозможно.

Создание, постановка на вооружение и производство М-30

Задание на разработку получили сразу три группы конструкторов:

  1. Ф.Ф. Петров, с конструкторской группой Мотовилихинского завода в Перми, этот коллектив обладал богатым опытом в проектировании тяжёлых артсистем. До 1917 года завод занимался производством орудий для царской армии. Проект получил индекс – М-30.
  2. Завод №92, под руководством талантливого и молодого на тот момент конструктора Грабина В.Г. Инициативная разработка на конкурс. Внутренний индекс завода Ф-25.
  3. Завод №9, известный как уральский завод тяжелого машиностроения с гаубицей У-2(орудие к слову вышло довольно удачным). Предпринимались попытки вооружить им танки и тяжёлые самоходные установки.

В тяжёлой конкурентной борьбе победил проект М-30. У-2 провалила испытания (деформация станин) и выбыла из дальнейшего участия в соревновании. Несмотря на несколько достаточно интересных решений и находок.

С Ф-25 не все так просто. Орудие практически было равноценным М-30. В конструкции использовались наработки по «Лубку», кроме того использовался дульный тормоз, затвор был горизонтального типа, клиновой. Вес незначительно ниже, чем у М-30, но, тем не менее, Ф-25 отклонили.

Возможно, комиссия руководствовалась следующими достоинствами детища Ф. Ф. Петрова:

  • ствол без дульного тормоза (меньше демаскирует и улучшает условия работы расчета);
  • много хорошо отработанных узлов (поршневой затвор, канал ствола, тормоз отката и передок аналогичны «Лубку»);
  • возможность использования лафета для более мощных систем (в дальнейшем он был применён для гаубицы Д-1).

По итогам конкурса и испытаний была выбрана гаубица конструкции Ф.Ф. Петрова.

С 1940 года гаубицу серийно выпускали два завода. Первый – №92 в гор. Горький и №9, известный как Уральский завод тяжелого машиностроения.

Горьковчане выпускали М-30 всего один год и изготовили 500 шт, в 1941-1942 году, на заводе освоили изготовление М-30С, варианта гаубицы для установки в СУ-122, но после прекращения её выпуска орудие больше не производили. УЗТМ продолжал выпуск до 1955 года.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий