Р-7 (8К71) – межконтинентальная баллистическая ракета

Описание [ править ]

R-7 имел длину 34 м (112 футов), диаметр 10,3 м (34 фута) и весил 280 метрических тонн (280 длинных тонн; 310 коротких тонн); она имела два этапа, на питании от ракетных двигателей , использующих жидкий кислород (LOX) и керосин и способный доставлять его полезную нагрузку до 8,800 км (5500 миль), с точностью ( СЕРАМИ ) от около 5 км (3,1 миль). Одиночная термоядерная боеголовка имела номинальную мощность 3 мегатонны в тротиловом эквиваленте . Первоначальный запуск был усилен четырьмя навесными жидкостными ракетными ускорителями, составляющими первую ступень, с двигателем, работающим через первую и вторую ступени. Каждый навесной ускоритель включал в себя два подруливающих устройства с нониусом.а основной этап — четыре. Система наведения была инерциальной с радиоуправлением верньерными двигателями .

Новинки в ТТХ «Сармат» и отличие от «Воеводы»

Мощность боевой части. Ракета «Воевода» имеет головную разделяемую на две части ядерной боеголовку в 20 мегатон и 8 мегатон (общее наведение) или боеприпас в 8 мегатон и 10 мегатонн с блоками индивидуального наведения.

В баллистической ракете «Сармат», разработчик реализовали несколько иной концепт: 10 блоков индивидуального наведения, с мощностью каждого по 750 килотонн.

Суборбитальная траектория и дальность. В отличии от Р-36М2 «Воевода», баллистическая ракета «Сармат» умеет выходить на суборбитальную траекторию имея скорость около 7 тысяч м/с близкую к первой космической (7,91 тысяч м/с), что означает ее почти неограниченную дальность.

Иными словами, ракета может описать почти замкнутый круг над Землей, а выйти на круговую орбиту ей мешает несколько низкая скорость, чем первая космическая, которая является основным критерием для вывода спутников на орбиту.

Заявленная официальная дальность в 18 тысяч километров, нужна для соблюдения многочисленных международных договоров.

Управляемый боевой блок «Авангард», является «ноу-хау» российской баллистической ракеты, который начали разрабатывать в 1987 году, еще для Р-36М2 «Воевода», но реализовали только в «Сармат».

В отличии от «Воеводы», головная часть которой, при отделении ступеней, просто падала на цель по баллистической траектории (дуге), на «Сармат» применяется несколько иная идея.

Так как боеголовка РС-28 «Сармат» выходит на низкую орбиту с почти первой космической скоростью в 7 м/с и с неограниченной дальностью, для нанесения удара по выбранной цели, ее нужно притормозить до гиперзвука в 1 710–3 415 м/с. Для этого и служит управляемый блок «Авангард», который также осуществляет маневрирование ракеты в атмосфере с помощью аэродинамических рулей.

Маневрирование боевого блока на низкой космической орбите, обеспечивается наличием на УББ «Авангард» энергосиловой установки реактивной тяги, работающей на сжиженной углекислоте.

«Сармат» работает на жидкостном ракетном двигателе и имеет три ступени, по аналогу с обычными ракетам-носителям, выводящим спутники на орбиту. После того, как баллистическая ракета отделяет три ступени с топливом, поднявшись на высоту верхней границы атмосферы на 100 км, начинает работать УББ «Авангард».

«Орбитальная бомбардировка». На самом деле, ракетный комплекс «Сармат» предназначен для так называемого частично-орбитального бомбометания (FOBS).

Это технология была разработана еще в Советском союзе и позволяла межконтинентальной ракете выходить на круговую орбиту, где точка ее спуска на цель, неизвестна для ПРО противника. Однако в связи с различными международными договорами, программу «орбитальной бомбардировки» свернули еще в начале 1980-х годов.

Именно в связи с договором ОСВ-2 от 1979 года, в «САРМАТ» не реализована первая космическая скорость, позволяющая ракете крутиться вокруг орбиты после запуска. Однако, российский ВПК все же частично реализовал эту идею, так как «Сармат» совершает неполный круг вокруг Земли, приблизительно на 80% покрывая окружность орбиты.

Преодоление ПРО противника. Обычные системы ПРО, такие как американские комплексы типа THAAD, умеют перехватывать боеголовки межконтинентальных ракет на дуге баллистики вне атмосферы. Ракета «Сармат» имеет значительную протяженную часть траектории в атмосфере, двигаясь к цели на гиперзвуке, со способность маневрировать (блок «Авангард»).

Иными словами, сейчас не существует комплексов ПРО, способных сбивать баллистические ракеты в атмосфере при гиперзвуковой скорости в ее конечной фазе.

Обычная баллистическая межконтинентальная ракета имеет заранее известную ПРО баллистическую дугу и длительное время, по сравнению с атмосферой, нахождения в низкоорбитальном пространстве.

Кинетическая бомбардировка. Ракетный комплекс «Сармат» умеет использовать и кинетическую бомбардировку, возможную только тогда, когда ракета наносит удар, имея скорость гиперзвука.

При кинетическом ударе, ядерная боеголовка не используется, а вместо нее ставятся литые металлические болванки, которые способны при использовании гиперзвуковой скорости, наносить разрушения, путем освобождения кинетической энергии, сравнимой с падением мелкого метеорита.

Иными словами, «Сармат» можно использовать при локальных войнах, для поражения стратегических объектов повышенной важности. _________

_________

Читайте нас в Телеграм

_________

Эксплуатация

С вооружения Р-7 сняли всего через несколько лет, в 1968 году. Для запуска «семерок» требовался стационарный стартовый комплекс с обширной инфраструктурой.

Ракета, готовая к старту, в боевой готовности долго пребывать не могла, а достигнутая точность была недостаточной.

Но все это касалось только военной специфики. А «исследовательская» карьера «семерки» продолжалась. Еще в 1958 году начались работы над трехступенчатой модификацией «Луна», запустившей на орбиту межпланетные станции. Ее модернизированный вариант «Восток» вывел в космос не только спутники, но и первые в мире пилотируемые космические корабли.

Но самой совершенной и массовой модификацией Р-7 стали ракеты «Союз», ставшие дальнейшим развитием «Восхода». Они используются до сих пор, более того – последняя версия «Союз-2» считается вполне современной по характеристикам. Большую роль, кстати, играет именно отработанность конструкции и отлаженное производство.

Создание ядерной боеголовки для Р-7

Первоначально МБР Р-7 предполагалось оснастить термоядерным зарядом типа РДС-6с мощностью 1,5 Мт и весом 3,4 т. Однако в результате проведённых в ноябре 1955 г. испытаний водородной бомбы, построенной на новом принципе обжатия, выявилась возможность создания для ракеты Р-7 заряда мощностью около 2 Мт и весом 2,9 т, снижение веса позволяло увеличить дальность полёта ракеты Р-7 на 200—300 км. Согласно Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 21 апреля 1956 г., был выбран этот вариант.

Заряд для ракеты Р-7 испытывался в корпусе авиабомбы на 6 октября 1957 г. Полученная мощность термоядерного заряда в 2,9 Мт превышала расчётную на 20 %.

В процессе разработки конструкции головной части (ГЧ) ракеты Р-7 были проведены лётно-конструкторские испытания с целью определения состояния её конструкции, температурного воздействия на неё, перемещений и деформации узлов в условиях действия реальных перегрузок и температур при полёте ГЧ. Лётные испытания показали сохранность целостности конструкции ГЧ и заряда; величины перегрузок, температурных воздействий и перемещений узлов конструкции находились в пределах допустимых значений. В целом это позволило сделать вывод о высокой надёжности ГЧ ракеты Р-7 .

Источники

  • https://warbook.club/boepripasy/rakety/r-7/
  • https://starcatalog.ru/oborudovanie/raketa-r-7-8k71-bazovyj-raketonositel-dlya-semejstva-sovetskih-raket.html
  • https://topwar.ru/17972-raketa-r-7-otkryvshaya-cheloveku-dorogu-v-kosmos-otmechaet-55-letniy-yubiley.html
  • https://zen.yandex.ru/media/cadelta.ru/sovetskaia-r7—pervaia-v-mire-mejkontinentalnaia-ballisticheskaia-raketa-5ae24cb0a815f19a06bff2a1
  • https://gun-35.ru/istoriya/raketa-r-7-mezhkontinentalnaya-ballisticheskaya-istoriya-sozdaniya-konstruktsiya-tehnicheskie-harakteristiki.html

История создания

Первая советская баллистическая ракета Р-1 поднялась в воздух ещё в 1948 году. Дальность её полёта не превышала 300 км. Р-2, принятая на вооружение в 1951 году, уже могла достигать цели на дальностях до 600 км. Для того чтобы ядерный заряд попал вглубь вражеской территории, этого было всё ещё недостаточно, но работать по теме создания ракет с большой дальностью полёта уже начали.

А весной 1954 года вышло постановление Совета министров, предписывающее конструкторскому бюро Королёва создать межконтинентальную ракету Р-7. Показательно, что «семёрка» изначально имела двойное назначение – уже в постановлении оговаривалась возможность запуска с её помощью космических аппаратов.

В 1955 году в Казахстане началось строительство полигона для испытаний МБР – позже он станет знаменитым космодромом Байконур.

В 1957 году на него стали прибывать из Москвы первые Р-7 (получившие тогда индекс 8К17). Первый пуск «изделия» оказался аварийным. Вообще из пяти первых запусков частично удачным оказался только один, что позволило ТАСС заявить о создании первой межконтинентальной ракеты (умолчав о том, что головная часть разрушилась в атмосфере).

Зато по-настоящему триумфальным стал первый же запуск «гражданского» носителя. В октябре 1957 года с помощью Р-7 вышел на орбиту первый в истории искусственный спутник. В 1958 году началась вторая фаза испытаний. Изменили головную часть – с целью избежать её разрушения при возврате в атмосферу.

https://youtube.com/watch?v=DzD9TZ6aJhk

Аварийные пуски продолжались, но разрушения головной части наконец удалось избежать. Окончательно конструкция была доведена после третьей фазы испытаний, прошедшей в течение 1959 года. А в 1960 году её приняли на вооружение. Для боевых запусков был построен космодром в Плесецке.

Первое падение и последующие взлеты

Первое неудачное испытание Р-7 состоялось весной 1957 года. МБР набрала высоту, но спустя 1,5 минуты начала стремительно падать. Спустя еще несколько тестов конструкторам удалось устранить недоделки. Летом того же года Р-7 снова поднялась в воздух и преодолела более 6000 км – так СССР стал обладателем первой в мире МБР.

И этот полет «семерки» не прошел гладко, часть ракеты была разрушена вследствие термодинамических перегрузок. В 1958 году в строение Р-7 было внесено более 90 правок, усовершенствованная конструкция больше не имела технических неполадок. Теперь обновленная модель Р-7 позволяла уменьшить время ее подготовки к запуску, улучшить точность и увеличить дальность полета до 12 000 км.

Принятие на вооружение

Для базирования этих ракет, в 1957 году, было принято решение о строительстве боевой стартовой станции (объект «Ангара») в районе посёлка Плесецк (Архангельская область). В результате длительных доработок стартового комплекса и его высокой стоимости, официальное принятие ракеты на вооружение сильно затянулось. 15 декабря 1959 года первая боевая стартовая станция заступила на боевое дежурство, через два дня постановлением Правительства СССР был создан новый вид вооружённых сил (войск) — Ракетные войска стратегического назначения.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 192—20 от 20 января 1960 года МБР Р-7 была принята на вооружение. 16 июля 1960 года впервые в Вооружённых Силах было проведено два учебно-боевых пуска ракеты серийного производства со стартовой позиции. Перед стартом ракету доставляли с технической позиции на железнодорожном транспортно-установочном лафете и устанавливали на массивное пусковое устройство. Весь процесс предстартовой подготовки длился более двух часов.

Ракетный комплекс получился громоздким, уязвимым, очень дорогим и сложным в эксплуатации. К тому же в заправленном состоянии ракета могла находиться не более 30 суток. Для создания и пополнения необходимого запаса кислорода для развёрнутых ракет нужен был целый завод. Комплекс имел низкую боевую готовность. Недостаточной была и точность стрельбы. Ракета данного типа не годилась для массового развёртывания. Всего было построено четыре стартовых сооружения.

12 сентября 1960 года на вооружение была принята МБР Р-7А. Она имела несколько бо́льшую по размерам вторую ступень, что позволило увеличить на 500 км дальность стрельбы, новую головную часть и упрощённую систему радиоуправления. Но добиться заметного улучшения боевых и эксплуатационных характеристик не удалось. Очень быстро стало ясно, что Р-7 и её модификация не могут быть поставлены на боевое дежурство в массовом количестве. К моменту возникновения Карибского кризиса РВСН располагали всего несколькими десятками ракет Р-7 и Р-7А и лишь пятью готовыми пусковыми площадками; к концу 1968 года обе эти ракеты сняли с вооружения.

Модификации

Сама Р-7 и ее модификация Р-7А находились на вооружении РВСН недолгое время и в небольших количествах. Однако разработанная Сергеем Королевым 8К71 оказалась надежной и мощной ракетой, способной к многоэтапной модернизации, что позволило ей стать самым массовым в XX веке типом ракет-носителей. Всего существует более 20 модификаций Р-7, основные из которых:

  1. Р-7А (8К74) — модификация с увеличенной дальностью стрельбы, новой головной частью и системой радиоуправления;
  2. «Спутник» (8К71ПС) — вариант Р-7, в котором вместо боевого оснащения размещалась полезная нагрузка (искусственный спутник Земли);
  3. «Спутник-3» (8А91) — с увеличенной полезной нагрузкой, без системы радиоуправления;
  4. «Полет» (11А59) — легкий двухступенчатый носитель для вывода на орбиту маневрирующих спутников;
  5. «Луна» («Восток-Л», 8К72) — оснащена третьей ступенью, предназначена для запусков космических аппаратов к Луне;
  6. «Восток» («Восток-К», «Восток-2», «Восток-2М», 8К72К, 8А92, 8А92М) — с более мощными двигателями третьей ступени, именно эта ракета-носитель впервые вывела в космос пилотируемый корабль с человеком на борту;
  7. «Молния» и «Молния-М» (8К78 и 8К78М) — четырехступенчатая ракета-носитель легкого класса;
  8. «Восход» (11К57) — с новой третьей ступенью;
  9. «Союз» (11А511) и «Союз-2» (14А14)- глубокая модернизация Р-7, одно из самых многочисленных семейств советских и российских ракет-носителей, широко используемых в советской космонавтике вплоть до 2010-х годов.

Модификации

Сама Р-7 и ее модификация Р-7А находились на вооружении РВСН недолгое время и в небольших количествах. Однако разработанная Сергеем Королевым 8К71 оказалась надежной и мощной ракетой, способной к многоэтапной модернизации, что позволило ей стать самым массовым в XX веке типом ракет-носителей. Всего существует более 20 модификаций Р-7, основные из которых:

  1. Р-7А (8К74) — модификация с увеличенной дальностью стрельбы, новой головной частью и системой радиоуправления;
  2. «Спутник» (8К71ПС) — вариант Р-7, в котором вместо боевого оснащения размещалась полезная нагрузка (искусственный спутник Земли);
  3. «Спутник-3» (8А91) — с увеличенной полезной нагрузкой, без системы радиоуправления;
  4. «Полет» (11А59) — легкий двухступенчатый носитель для вывода на орбиту маневрирующих спутников;
  5. «Луна» («Восток-Л», 8К72) — оснащена третьей ступенью, предназначена для запусков космических аппаратов к Луне;
  6. «Восток» («Восток-К», «Восток-2», «Восток-2М», 8К72К, 8А92, 8А92М) — с более мощными двигателями третьей ступени, именно эта ракета-носитель впервые вывела в космос пилотируемый корабль с человеком на борту;
  7. «Молния» и «Молния-М» (8К78 и 8К78М) — четырехступенчатая ракета-носитель легкого класса;
  8. «Восход» (11К57) — с новой третьей ступенью;
  9. «Союз» (11А511) и «Союз-2» (14А14)- глубокая модернизация Р-7, одно из самых многочисленных семейств советских и российских ракет-носителей, широко используемых в советской космонавтике вплоть до 2010-х годов.

Конструкция ракеты Р-7

Первая ступень ракеты состоит из четырех боковых блоков, каждый длиной 19 м и наибольшим диаметром 3 м. Они расположены симметрично вокруг второй ступени и соединены с ней верхним и нижним поясами силовых связей.

Конструкция блоков одинакова. Блок состоит из опорного конуса, топливных баков, силового кольца, хвостового отсека и двигательной установки. На всех блоках стояли ЖРД РД-107 с насосной подачей компонентов топлива. Двигатель был выполнен по открытой схеме и состоял из шести камер сгорания. При этом две из них использовались как рулевые. ЖРД развивал тягу 78 т у земли.

Вторая ступень ракеты Р-7 состояла из приборного отсека, баков для окислителя и горючего, силового кольца, хвостового отсека, маршевого двигателя и четырех рулевых агрегатов. На ней устанавливался ЖРД РД-108, аналогичный по конструкции с РД-107, но имевший 4 рулевые камеры. Он развивал тягу 71 тонн у земли, включался одновременно с двигателями первой ступени еще на старте и работал, соответственно, дольше чем ЖРД первой ступени.

Запуск всех двигателей обеих ступеней на старте осуществлялся по той причине, что в то время у разработчиков ракеты не было уверенности в возможности надежного зажигания двигателей второй ступени на большой высоте. С аналогичной проблемой столкнулись американские ракетостроители, создавая в это же время МБР «Атлас».

Все двигатели использовали двухкомпонентное топливо: окислитель — жидкий кислород, горючее — керосин Т-1. Для привода турбонасосных агрегатов ракетных двигателей применялся горячий газ, образующийся в газогенераторе при каталитическом разложении перекиси водорода, а для наддува баков — сжатый азот. Для достижения необходимой дальности полета установили автоматическую систему регулирования режимов работы двигателей и систему синхронного опорожнения баков (СОБ), что позволило сократить гарантийный запас топлива.

Маршевые ЖРД ракеты имели для своего времени высокие энергетические и массовые характеристики, а также высокую надежность.

У Р-7 была комбинированная система управления. Автономная подсистема обеспечивала угловую стабилизацию и стабилизацию центра масс на активном участке траектории. Радиотехническая подсистема осуществляла коррекцию бокового движения центра масс в конце активного участка траектории и выдачу команды на выключение двигателей. Исполнительными органами системы управления были поворотные камеры рулевых двигателей и воздушные рули.

Для радиокоррекции были построены два пункта управления (основной и зеркальный), удаленных на 276 км от стартовой позиции и на 552 км друг от друга. Измерение параметров движения Р-7 и передача команд управления ракетой осуществлялась импульсной многоканальной линией связи. Она работала в 3-сантиметровом диапазоне волн кодированными сигналами. Специальное счетно-решающее устройство, находившееся на главном пункте, позволяло совершать управление по дальности полета, оно давало команду выключения двигателя второй ступени при достижении заданной скорости и координат.

После успешных пусков 8К71 как баллистической ракеты она была использована в 1957 году для запуска первых в мире искусственных спутников Земли. С тех пор ракеты-носители семейства Р-7 активно применяются для запуска космических аппаратов различного назначения, а с 1961 года эти ракеты-носители широко используются в пилотируемой космонавтике.

Конструкция ракеты Р-7

Р-7 разработана ОКБ-1 и спроектирована по «пакетной» схеме.

Первая ступень ракеты состоит из четырёх боковых блоков, каждый длиной 19 м и наибольшим диаметром 3 м. Они расположены симметрично вокруг второй ступени и соединены с ней верхним и нижним поясами силовых связей.

Конструкция блоков одинакова. Блок состоит из опорного конуса, топливных баков, силового кольца, хвостового отсека и двигательной установки. На всех блоках стояли ЖРД РД-107 с насосной подачей компонентов топлива. Двигатель был выполнен по открытой схеме и состоял из шести камер сгорания. При этом две из них использовались как рулевые. ЖРД развивал тягу 78 т у земли.

Вторая ступень ракеты Р-7 состояла из приборного отсека, баков для окислителя и горючего, силового кольца, хвостового отсека, маршевого двигателя и четырёх рулевых агрегатов. На ней устанавливался ЖРД РД-108, аналогичный по конструкции с РД-107, но имевший 4 рулевые камеры. Он развивал тягу 71 тонн у земли, включался одновременно с двигателями первой ступени ещё на старте и работал, соответственно, дольше чем ЖРД первой ступени.

Запуск всех двигателей обеих ступеней на старте осуществлялся по той причине, что в то время у разработчиков ракеты не было уверенности в возможности надёжного зажигания двигателей второй ступени на большой высоте. С аналогичной проблемой столкнулись американские ракетостроители, создавая в это же время МБР «Атлас».

Все двигатели использовали двухкомпонентное топливо: окислитель — жидкий кислород, горючее — керосин Т-1. Для привода турбонасосных агрегатов ракетных двигателей применялся горячий газ, образующийся в газогенераторе при каталитическом разложении перекиси водорода, а для наддува баков — сжатый азот. Для достижения необходимой дальности полёта установили автоматическую систему регулирования режимов работы двигателей и систему синхронного опорожнения баков (СОБ), что позволило сократить гарантийный запас топлива.

Конструктивно-компоновочная схема Р-7 обеспечивала запуск всех двигателей при старте (в том числе ДУ центрального блока) с помощью специальных пирозажигательных устройств, установленных в каждую из 32 камер сгорания.

Маршевые ЖРД ракеты имели для своего времени высокие энергетические и массовые характеристики, а также высокую надёжность.

У Р-7 была комбинированная система управления. Автономная подсистема обеспечивала угловую стабилизацию и стабилизацию центра масс на активном участке траектории. Радиотехническая подсистема осуществляла коррекцию бокового движения центра масс в конце активного участка траектории и выдачу команды на выключение двигателей. Исполнительными органами системы управления были поворотные камеры рулевых двигателей и воздушные рули.

Для радиокоррекции были построены два пункта управления (основной и зеркальный), удалённых на 276 км от стартовой позиции и на 552 км друг от друга. Измерение параметров движения Р-7 и передача команд управления ракетой осуществлялась импульсной многоканальной линией связи. Она работала в 3-сантиметровом диапазоне волн кодированными сигналами. Специальное счётно-решающее устройство, находившееся на главном пункте, позволяло совершать управление по дальности полёта, оно давало команду выключения двигателя второй ступени при достижении заданной скорости и координат.

После успешных пусков 8К71 как баллистической ракеты она была использована в 1957 году для запуска первых в мире искусственных спутников Земли. С тех пор ракеты-носители семейства Р-7 активно применяются для запуска космических аппаратов различного назначения, а с 1961 года эти ракеты-носители широко используются в пилотируемой космонавтике.


Двигатели ракет семейства Р-7 имеют запоминающуюся конфигурацию.

Проект ракеты Р-7 на грани закрытия

Итак, не к первому мая, ни даже к 15 мая 1957 года желаемый результат не был получен. Ракета взлетела… но успешным этот запуск можно было считать с большой натяжкой.

В МИК начали подготовку к пуску следующей ракеты (№ 6Л). Предполагалось, что ее вывезут на старт до конца месяца, а 9 июня попробуют пустить. Уже шли предстартовые проверки, когда обнаружились неполадки в бортовом оборудовании. Королёв нервничал. В такие минуты он был непредсказуем, от глубокой сосредоточенности вдруг резко переходил к суровой требовательности. Случалось, срывался на крик, но быстро отходил.

Ракету сняли со стартового стола, предварительно слив топливо. Операция эта достаточно муторная. Недаром на Байконуре родилась песня: «Эх, только б улетела, не дай нам Бог сливать»…

Пуск состоялся 12 июня 1957 г. И тоже – неудача, очередной прототип ракеты Р-7 разрушился на активном участке траектории. На заседании Госкомиссии неожиданно для всех маршал М.И. Неделин предложил снять «семерку» с испытаний: «Военным такое сырое изделие не нужно». Вот тут Королева прорвало. Он доказывал, что имеет право на большее число пусков, что «8К71» по своим показателям в 5-8 раз превышает все, что было достигнуто в ракетной технике, ее дальность и скорость фантастичны, и вообще все в ней характеризуется словами «впервые в мире». Королева поддержали Пилюгин и Руднев.

21 августа 1957 года еще одно испытание. «Семерка» ушла со стартового комплекса, устойчиво отработала на всех этапах полета. Наконец-то это был успех!

Пятый пуск был произведен 7 сентября 1957 г. и тоже прошел успешно. Ракета была отлажена и из “сырого” изделия превратилась в одну из самых надежных конструкций.

Далеко не полный список ракет-носителей созданных на базе Р-7: Восток, Восход, Союз

Р-7: ракетоноситель открывший космическую эру

Удачность и, как следствие, надёжность конструкции и очень большая для МБР мощность позволила использовать Р-7 в качестве ракеты-носителя. В процессе эксплуатации Р-7 в качестве РН выявлялись недостатки и производилась её модернизация для повышения выводимой полезной нагрузки, надёжности, увеличения спектра решаемых ею задач, что привело к появлению целого семейства ракет-носителей.

Ракеты-носители именно данного семейства открыли человеку космическую эру, ими, среди всего прочего, были осуществлены:

  • Вывод на орбиту Земли первого искусственного спутника.
  • Вывод на орбиту Земли первого спутника с живым существом на борту.
  • Вывод на орбиту Земли первого корабля с человеком на борту.
  • Вывод станции Луна-9, выполнившей первую мягкую посадку на Луну.

На базе Р-7 была создана первая космическая ракета-носитель «Спутник», затем носители «Восток», «Молния», «Союз»… Да что там говорить: по состоянию на 01 января 2021 г. все пилотируемые запуски СССР и России осуществлены ракетами данного семейства.

Перебирая летопись времен, можно сказать, что 1957 год, его весна и осень, стали прорывом в завтрашний день. Некогда совершенно секретное боевое «изделие 8К71», предназначенное для сдерживания агрессивных помыслов против России, открыло человечеству дорогу в космос. На основе Р-7 было создано целое семейство ракет-носителей. С 1957 по 2000 год выполнены запуски более 1800 ракет-носителей на базе Р-7, из них более 97 % стали успешными.

С 1958 года и по настоящее время все ракеты семейства Р-7 производит ЦСКБ-Прогресс, город Самара.

Ракета-носитель среднего класса «Молния-М» готовится к старту. Тоже потомок Р-7

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий