Поиск

Проект 12322 «Зубр» — корабли на воздушной подушке: история создания, технические характеристики, достоинства и недостатки, боевое применение

Вооружение

ПУ ЗРК А-22 «Огонь»

А-22 «Огонь»

Выстрелы к А-22 «Огонь»

140-мм реактивная система залпового огня – огнеметно-зажигательный комплекс. Система создана и производится ГНПП “Сплав” (г.Тула) и предназначена для вооружения речных и десантных кораблей, а так же судов на воздушной подушке.

Наведение – оптический прицел “Шелонь-14” (дальномерно-визирное устройство – ДВУ-3-БС, масса 300 кг). Дальномерно-визирное устройство предназначено для дистанционного управления стрельбой комплекса по береговым и надводным целям,а также для поиска и обнаружения целей в светлое и темное время суток при условии их метеорологической видимости. ДВУ-3-БС обеспечивает выработку полных углов горизонтального и вертикального наведения и автоматическую передачу их на пусковую установку.

Пусковая установка – МС-227, 22 ствола, в походном положении убирается под палубу, перезарядка вручную.

Размеры (ДхШхВ) 2125 мм х 1735 мм х 2200 мм

Угол наведения по вертикали – от -10 до +65 град
Угол наведения по горизонтали – сектор 320 град
Масса ПУ – 1430 кг (без боезапаса), 1700 кг с боезапасом
Масса комплекса:
– без/с боезапасом – 2000 кг/2600 кг

ТТХ артиллерийской части:
Калибр снаряда – 140 мм
Калибр ствола ПУ – 140,3 мм

Дальность действия – 800-4500 м
Скорость снаряда на срезе ствола – 27-40 м/с
Скорость снаряда в конце активного участка – 400 м/с
Скорость носителя максимальная при стрельбе – до 30 узлов
Время реакции комплекса – 8 с
Волнение моря при стрельбе – до 3 баллов
Температура эксплуатации – от -40 до +50 град.С

30мм автоматические установки типа АК-630

АК-630

АК-630 устройство

30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка, созданная под руководством В. П. Грязева и А. Г. Шипунова. В наименовании «6» означает 6 стволов, 30 — калибр. Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.

Огневые характеристики:

Калибр: 30 мм
Патрон: 30×165 мм
Длина ствола: 54 калибра
Скорострельность: 4000-5000 выстр./мин

Длина очереди:

6 очередей по 400 выстрелов с перерывом 5 с
6 очередей по 200 выстрелов с перерывом 1с
Масса патрона: 0,83 кг
Начальная скорость снаряда: 1030 м/с
Дальность стрельбы: 4000 м

Вертикальная плоскость: от −12 до +88 град
Максимальная скорость поворота в вертикальной плоскости: 50 град/сек
Горизонтальная плоскость: от +180 до −180 град
Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости: 70 град/сек

Другие характеристики:

Масса: 3800 кг

Система подачи боеприпаса: ленточное, непрерывное
Боевой расчёт: 1 чел.
Боезапас: основной — 2000 ед., запасной бункер — 1000 ед. (только у АК-630М)

Ракетный комплекс «Игла»

«Игла» (индекс ГРАУ — 9К38, по классификации МО США и НАТО — SA-18 Grouse (рус. Шотландская куропатка)) — российский/советский переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей на встречных и догонных курсах в условиях воздействия ложных тепловых помех. Комплекс принят на вооружение в 1983 году.

Средства связи, обнаружения и управления

Для навигационных задач, безопасности плавания во всем диапазоне
скоростей хода «Зубp» оборудован интегрированной навигационной системой,
гирокурсоуказателем ГКУ-2, магнитным компасом КМ-60-М2, радиодоплеровским
дрейфолагом РДЛ-3-АП100, радиопеленгатором, центральной гироскопической
системой «База», навигационной РЛС РС-1 и спутниковой навигационной
аппаратурой.

Корабль может также производить прием, перевозку мин и постановку
активных минных заграждений. Предусмотрена возможность приема и постановки
20-80 (в зависимости от типа) мин.
На «Зубpе» установлен автоматизированный комплекс радиосвязи «Буран-
6», обеспечивающий связь с надводными кораблями и береговыми пунктами
управления в KB, MB и ДМВ диапазонах в телефонном и телеграфном режимах.

Десант

Десантный отсек

Десантный корабль на воздушной подушке амфибийного типа проекта 12322
«Зубp» может принимать на борт с оборудованного или необорудованного берега
боевую технику и личный состав передовых отрядов морских десантов, перевозить
их морем, высаживать на необорудованное побережье и поддерживать десант огнем.

В десантном отсеке «Зубpа» можно разместить три средних танка типа Т-80Б (Т-72А, Т-64Б, Т-62) или 10 легких боевых бронированных машин (БТР-80, БТР-70 или
БТР-60ПБ), или от 360 до 500 десантников.

Кроме того, корабль мог обеспечивать переброску морем до 8 боевых машин пехоты БМП-1 (БМП-2) или
легких танков ПТ-76Б. Предусмотрен также вариант перевозки техники и 140
десантников.

Конструкция

Модель корабля

Вооружение корабля: видны ракетные установки МС-227

Привод нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов на корабле осуществляется от установки М35 суммарной мощностью 50 000 л. с. производства Государственного предприятия «Научно-производственный комплекс газотурбостроения „Зоря“ — „Машпроект“». Образованию воздушной подушки служат 4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м. Создание тяги для движения судна осуществляется тремя 4-лопастными реверсивными винтами с принудительным управлением шага. Винты диаметром 5,5 м установлены в кольцевых насадках из полимерных композиционных материалов производства КТБ «Судокомпозит». На кораблях проекта 12322 имеются две электростанции, состоящие из двух газотурбогенераторов мощностью по 100 кВт каждая и главных распредщитов. Управление движением корабля и его техническими средствами происходит централизованно, дистанционно и с использованием элементов автоматизации. Оно осуществляется из главного командного пункта, центрального поста управления и выносных пультов.

Корпуса малых десантных кораблей выполнены цельносварными из высокопрочного коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая прочность и непотопляемость судна, представляет собой понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными переборками на 3 функциональных отсека. В средней части размещён отсек техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП (оружия массового поражения). Гибкое ограждение воздушной подушки предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью (клиренс). Ограждение выполнено двухъярусным: с гибким ресивером и навесными элементами — с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным килями. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.

Литература и источники информации

Литература

Корабли ВМФ СССР. Справочник в четырех томах. Том IV. Десантные и минно-тральные корабли. СПб: «Галея Принт», 2007. — 188 стр., ил.

Ссылки

  • https://nevskii-bastion.ru/12322/
  • https://topwar.ru/6675-zubr-samyy-bolshoy-korabl-na-vozdushnoy-podushke.html
  • https://korabley.net/news/2009-01-28-149
  • https://knigarekordovrossii.ru/index.php/rekordy/kategorii/tekhnika/833-krupnejshee-sudno-na-vozdushnoj-podushke.html
  • https://skuky.net/79510
  • https://www.odnako.org/blogs/dobro-pobezhdaet-kak-kiev-ukral-u-rossii-zubra-i-chto-iz-etogo-vishlo/

Альтернативные концепции десантирования

Транспортное средство, имеющее колесную или гусеничную ходовую часть, может передвигаться по суше и преодолевать сложные препятствия, но диапазон высот преград ограничен. Есть бронированные технические средства, способные плавать, но их судоходные качества обычно не соответствуют понятию «судно», они тихоходны и относительно беспомощны до момента входа на берег. Существуют военные корабли специального назначения, предназначенные для перевозки и высадки десанта, в составе которого могут присутствовать несколько единиц бронетехники и живая сила. У этих плавсредств также есть недостатки, они уязвимы в силу тихоходности, для успешного выполнения боевой задачи им требуется подходящий берег. Только 14% всех пляжей пригодны для высадки с МДК (аббревиатура означает малый десантный корабль) водовытесняющего типа, причаливающих вплотную и открывающих аппарели.

Есть и еще одна концепция, разработанная в последние десятилетия. Это загоризонтное десантирование. Суть ее состоит в том, что основной корабль находится вдали от побережья, а доставка бронетехники осуществляется специальными самоходными маломерными судами. Именно к такому десантированию готовы вертолетоносцы класса «Мистраль». Высаживаться таким способом можно, конечно, лишь в условиях полного господства суше, в воздухе и на воде. Что произойдет с десантом, если у противника есть эффективные средства противодействия (комплексы береговой обороны, например), можно легко представить. Ему предстоит послужить кормом для рыб.

Десантный корабль «Зубр» быстр, он не останавливается на берегу, его огневая мощь сама по себе представляет опасность для обороны противника. В общем, это почти идеальное средство высадки. Он может обслужить 78 процентов всего мирового морского и океанского побережья.

Состав серии

Название
Введён в состав флота
Изготовитель
Текущий статус

МДК-51
100
10.10.1988

Приморский судостроительный завод
Утилизирован

МДК-122
101
02.01.1990
Приморский судостроительный завод
Утилизирован
МДК-50,с 17.08.2001 — «Евгений Кочешков»
102
30.10.1990
Приморский судостроительный завод
В составе Балтийского флота РоссииВ 2013—2014 годах прошёл ремонт
МДК-94,с 12.03.2001 — «Мордовия»
103
15.10.1991
Приморский судостроительный завод
В ремонте. В составе Балтийского флота России.
МДК-118,с 20.12.2000 — «Кефалония» (Kefallonia) L180
104
29.08.1994
Приморский судостроительный завод
В строю, ВМС Греции

МДК-119
105

Приморский судостроительный завод
Не достроен

МДК-120
106

Приморский судостроительный завод
Не достроен

«Керкира» (Kerkyra) L182
107
28.05.2001
Приморский судостроительный завод
В строю, ВМС Греции

«Закинтос» (Kakynthos) L183
108
25.07.2004
Приморский судостроительный завод
В строю, ВМС Греции
МДК-57,с 1995 года — «Краматорск» (Краматорськ) U422
301
30.12.1988

Судостроительный завод «Море»
Утилизирован
МДК-123,с 1995 года — «Артёмовск» (Артемівськ) U424
302
30.12.1989
Судостроительный завод «Море»
Утилизирован
МДК-93,«Горловка» (Горлівка)
303
30.12.19912015
Судостроительный завод «Море»

ВМС КНР
МДК-100,«Донецк» (Донецьк) U420
304
26.06.1993
Судостроительный завод «Море»
Утилизирован
«Иван Богун» (Іван Богун) U421,«Итаки» (Ithaki) L181
305
03.02.2001
Судостроительный завод «Море»
В строю, ВМС Греции
3325
306
~03.2014
Судостроительный завод «Море»
В строю, ВМС КНР
3326
307
28.12.2015
Судостроительный завод «Море»
В строю, ВМС КНР
3327
308
Судостроительный завод «Море»
В строю, ВМС КНР

Вооружение и транспортные характеристики

Десантирование техники с пехотой

С учетом назначения судна «Зубр» обращают внимание не только на его ходовые качества, но и на десантную вместимость. Учитывается и вероятность поддержки высадки собственным вооружением, а также необходимость самообороны против возможных атак

Десант

Количество перевозимого десанта зависит от загружаемой техники. Общая грузоподъемность корабля — 150 тонн. При отсутствии боевых машин и танков судно способно принимать на борт до 500 человек. В остальных случаях все зависит от загрузки.

Танки, БТР, БМП

Десантирование техники осуществляется несколькими вариантами:

  • три основных танка суммарной массой до 150 тонн;
  • 10 БТР до 131 т весом и 140 человек десанта;
  • 8 БМП весом до 115 тонн с сопровождением;
  • 8 плавающих танков.

МС-227 «Огонь»

Артиллерийское вооружение «Зубра» представлено двумя пусковыми установками А-22 (МС-227) «Огонь». Данные комплексы рассчитаны на поражение целей неуправляемыми ракетами калибра 140 мм. Имеется система управления огнем. Боекомплект на каждую установку — 66 снарядов.

Две автоматические 30-мм пушки

В качестве зенитной артиллерии используются две установки АК-630. Каждая имеет по 6 стволов калибром 30 мм. Боекомплект — 3000 снарядов. Могут вести огонь по воздушным и наземным или надводным целям. Система управления — МР-123-02. Дополнительно на борту имеется 8 переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» или Stinger.

Конструкция

Опытная эксплуатация головного корабля позволила выявить все недостатки и исправить их в последующих серийных кораблях проекта. На серийных МДК было усилено оборонительное вооружение (установлены две 30-мм установки АК-230 с РЛС управления огнём «Рысь») и улучшены условия обитаемости, а сам корпус корабля вместо клёпанного был выполнен сварным из сплава АМГ-61.

Грузовой отсек имеет сквозной проезд для техники и расположен у диаметральной плоскости. Служебные отсеки разнесены по бортам. На полном ходу десантные корабли «Джейран» управляются воздушными рулями, размещенными за движителями, а на малых скоростях — струйными рулями с отбором воздуха от осевых вентиляторов-нагнетателей. Маршевые движители представляют из себя четырёхлопастные винты регулируемого шага диаметром 3,5 метра.

Полное водоизмещение кораблей «Джейран» достигало 353 тонн, скорость полного хода — 50 узлов, дальность плавания — 300 миль, автономность — 5 суток. Главная энергетическая установка этого малого десантного корабля состояла из двух газотурбинных двигателей ДТ-4 общей мощностью 32000 л. с., приводящих в действие нагнетатели и четыре воздушных винта.

Сколько осталось «Зубров»?

При всех достоинствах этого замечательного образчика советского оборонпрома нельзя не добавить в славную бочку меда, которой, несомненно, достойны его создатели, и ложку дегтя. На момент распада СССР в составе Черноморского флота числились восемь единиц ДКВП «Зубр». Эта бригада десантных кораблей была поделена не поровну, но по-братски: России достались пять (среди них – первый опытный образец, его можно не считать), а Украине – три судна («Краматорск», «Артемовск» и «Горловка»). Возмущаться поборникам всеобщей справедливости не стоит. Украинскому флоту оказались не нужны и те «Зубры», что он получил, содержать их оказалось не под силу военному бюджету. К тому же в Феодосии достраивались еще два корабля, один из которых удалось завершить. Опять же, справедливость требует заметить, что российский флот тоже распорядился своими «Зубрами» не лучшим образом. Когда Греция (страна – член НАТО!) изъявила желание приобрести уникальные боевые корабли, то и Украина, и Россия предложили купить по паре штук. Сделка состоялась.

Затем три оставшиеся единицы были за ненадобностью списаны из состава ВМС Украины, и, по всей видимости, порезаны на металлолом, спрос на который есть всегда.

Итак, в итоге у греков «Зубров» больше всех, целых четыре. Флот России обладает двумя единицами, а в Китае – один, достроенный на украинских верфях. Кстати, в КНР планируется постройка еще четырех экземпляров. Украинские специалисты предоставили помощь и техническую документацию.

В утешение можно констатировать, что боевое применение «Зубров» во время грузино-абхазского конфликта пока было единственным и успешным. Подробности военных операций с их участием широкой общественности неизвестны.

Состав серии

В период с 1970 г. по 1985 г. на ПО «Алмаз» г. (Санкт-Петербург) было построено 20 МДКВП данного типа (1 корабль проекта 1232 и 19 кораблей проекта 12321). При этом МДК-66 в результате пожара в 1973 г. Поправка – Это было в 1983 году. получил сильные повреждения и был построен фактически заново, при этом первоначальные корпусные конструкции были разобраны на металл, а задел оборудования и механизмов использовался при постройке других кораблей серии. В настоящее время все МДКВП исключены из списков флота. Представители данной серии представлены в таблице.Цвета таблицы: Красный — Списан или утилизирован или потерян

Название
Иллюстрация
Изготовитель
Ввод в строй
Флот
Текущий статус
МДК-167
539, 500, 530, 552, 701, 747, 799

ПО «Алмаз»
71
1970

БФ
Экспериментальный (пр. 1232). Списан в 1992
МДК-86
501, 523, 734, 742, 704, 708
ПО «Алмаз»
72
1975
БФ
Списан в 1988
МДК-117
588, 529, 527, 729, 710, 737, 722, 751, 719
ПО «Алмаз»
73
1974
БФ
Списан 24.06.1991
МДК-103
525, 745, 730, 754, 717, 755
ПО «Алмаз»
74
1975
БФ
Списан 19.03.1992
МДК-217
531, 740, 755, 731, 744, 738
ПО «Алмаз»
75
1976
БФ
Списан 19.03.1992
МДК-219
742, 708, 749, 739, 707
ПО «Алмаз»
76
1977
БФ
Списан 19.03.1992
МДК-184
570, 569, 573, 590, 505, 610
ПО «Алмаз»
77
30.07.1978

КФл
Списан 28.05.2004
МДК-162
612, 572, 568, 567, 575, 504
ПО «Алмаз»
78
1979

ЧФ
Списан 8.07.1996
МДК-165
601, 753, 748, 721, 755, 756, 740
ПО «Алмаз»
79
1979
БФ
Списан 4.08.1995
МДК-9
572, 559, 583, 500
ПО «Алмаз»
80
1980
ЧФ
Списан 5.12.1995
МДК-16
630, 578, 561, 581, 501
ПО «Алмаз»
81
1981
ЧФ
Списан 5.12.1995
МДК-88
574, 563, 579, 502, 609
ПО «Алмаз»
82
30.11.1981
ЧФ, КФл
Списан 14.03.2010
МДК-89
615, 576, 565, 577, 503
ПО «Алмаз»
83
1982
ЧФ
Списан 8.07.1996
МДК-77
622, 701, 707, 777, 759
ПО «Алмаз»
84
1982
БФ
Списан 17.12.1994
МДК-18
575, 570, 506, 608
ПО «Алмаз»
85
30.11.1984
ЧФ, КФл
Списан в марте 2007
МДК-15
611, 789, 760, 700
ПО «Алмаз»
86
1984
БФ
Списан 10.04.2002
МДК-113
700, 758, 722, 730
ПО «Алмаз»
87
1984
БФ
Списан 10.04.2002
МДК-17
710, 775, 722
ПО «Алмаз»
88
1985
БФ
Списан 10.04.2002
МДК-114
635, 741, 711, 726, 738, 703
ПО «Алмаз»
89
1985
БФ
Списан 16.03.1998
МДК-44
727, 779, 726
ПО «Алмаз»
90
1985
БФ
Списан 17.12.1994
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий