ЗРК 9К35 Стрела-10. Дальность поражения. Модификации. Ракеты

ПЗРК «Верба»: характеристики

Рассматриваемый зенитный комплекс входит в тактическую схему противовоздушной обороны «Барнаул-Т», он включен в общую систему ПВО и может получать сведения о воздушных целях от устройств обнаружения более высокого класса.

Далее приведены основные тактико-технические параметры ПЗРК «Верба»:

  • дальность выстрела — от пятисот метров до шести километров;
  • поражение цели по высоте – от десяти до четырех с половиной тысяч метров;
  • вес боекомплекта – 17,25 килограмма;
  • предельная скорость объекта на встречном курсе – четыреста метров в секунду;
  • аналогичный показатель на попутном ходе – 320 м/с;
  • количество спектральных диапазонов – три штуки.

Руководители военных подразделений, в которые поступил данный комплекс, отмечают, что новое оружие дает возможность существенно снизить временные затраты на развертывание расчетов — почти в десять раз.

О ходовой части комплекса

В отличие от проекта 9К31, для устройства ходовой части ЗРК «Стрела-10» используется гусеничный тягач МТ-ЛБ. Наличием торсионной подвески обеспечены низкое давление на грунтовую поверхность и высокая проходимость комплекса. Внедрение гусеничного шасси дало возможность ЗРК легко ездить как по трассе, так и по дорогам, не имеющим твердого покрытия: по песку, снегу, воде и болотистой местности.

Комплекс обладает плавным и маневренным ходом. Кроме того, применение подобного шасси положительно отразилось на транспортируемом боекомплекте. Количество зенитных управляемых ракет удалось увеличить до восьми единиц. Местом для них стала пусковая установка и грузовой отсек МТ-ЛБ. Занимаясь ходовой частью ЗРК, конструкторам пришлось доработать приборную часть, поскольку использование гусеничного шасси создавало для нее очень мощную вибрацию.

2. Состав

2.1. Боевая машина 9А35

Боевая машина 9А35 «Стрела-10» в Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге

Основным элементом комплекса является боевая машина. БМ создана на базе МТ-ЛБ. По сравнению с ЗРК 9К31 «Стрела-1» является увеличенный боекомплект (4 ЗУР на пусковой установке и 4 дополнительных ракеты в боевом отделении машины), оснащение электроприводами механизмов наведения ПУ на цель, 7,62 пулемёт ПКТ для обороны.

Машина обладает низким удельным давлением на грунт, что позволяет ей двигаться по дорогам с низкой несущей способностью, по болотам, снежной целине, песчаной местности, кроме того машина может плавать. Ходовая часть имеет независимую торсионную подвеску, обладает хорошей манёвренностью и обеспечивает высокую плавность хода, благодаря этому увеличивается точность стрельбы и долговечность пусковой установки. Помимо 4 ЗУР, размещённых на пусковой установке, боевая машина позволяет перевозить дополнительно 4 ракеты в корпусе.

2.2. ЗУР 9М37

В качестве основного вооружения используется твердотопливная зенитная ракета 9М37. Ракета выполнена по схеме «утка». Головка самонаведения работает в двухканальном режиме и обеспечивает наведение по методу пропорциональной навигации. В качестве основного используется режим фотоконтрастного наведения, который обеспечивает обстрел целей, в том числе, при постановке помех. Также используется инфракрасный режим при неблагоприятных метеоусловиях или отсутствия фотоконтраста. Выбор режима осуществляет оператор при пуске.

По сравнению с ЗУР 9М31, на 9М37 установлена более эффективная боевая часть стержневого типа, снабжённая неконтактным и контактным взрывателем. В случае промаха ракета самоуничтожалась.

2.3. Аппаратура оценки зоны 9С86 (АОЗ)

Для определения положения цели и автоматического расчёта углов для упреждающего пуска ЗУР в комплексе 9К35 используется аппаратура оценки зоны, представляющая радиодальномер миллиметрового диапазона и счётно-решающее устройство.

ЗЕНИТНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОМПЛЕКСЕ

Общее устройство ракеты 9М37

Зенитная управляемая ракета 9М37 предназначена для пора­жения самолетов с реактивными, газотурбинными и поршневыми двигателями, самолетов-снарядов и вертолетов на высотах от 25 до 3500 м при скорости полета до 417 м/с (1500 км/ч) на встреч­ных курсах и до 306 м/с (1100 км/ч) на догонных курсах и ма­неврирующих с перегрузками 3 – 5 единиц, в любое время года.

Компоновка ЗУР 9М37: 1 – головка  самонаведения;  2 – автопилот;  3 – боевая  часть с  предохранительно-исполнительным   механизмом и блоком питания; 4 – неконтактный датчик цели; 5 – двигательная установка

Поражение целей ракетой 9М37 обеспечивается при стрельбе по визуально видимым целям днем на встречных и догонных кур­сах, а ночью — только на догонных курсах.

Ракета 9М37 представляет собой одноступенчатую, малогабаритную твердотопливную ракету, выполненную по аэро­динамической схеме «утка». Рули ракеты расположены в перед­ней части, а крылья размещены в хвостовой части. Рули и крылья расположены на ракете по Х-образной схеме и лежат в одной плоскости.

Ракета 9М37 наводится на цель системой пассивного самона­ведения по методу пропорциональной навигации.

Ракета имеет двухканальную систему управления, аэродина­мическое ограничение скорости крена, контактно-неконтактное взрывательное устройство, осколочно-фугасную боевую часть и бортовой источник питания.

Собранная ракета помещается в металлический контейнер.

Конструктивно ракета выполнена в виде пяти отсеков и кон­тейнера:

  • отсек №1 — головка самонаведения;
  • отсек №2 — автопилот и контактный датчик цели взрыватель-ного устройства;
  • отсек №3 — боевая часть с размещенными в ней предохрани­тельно-исполнительным  механизмом   (ПИМ)   и  блоком  питания;
  • отсек №4 — неконтактный датчик цели;
  • отсек №5 — двигательная установка с размещенными на ней крыльями и блоком крена.

Тактико-технические   характеристики   ракеты 9М37:

  • калибр — 120 мм;
  • длина — 2190 мм;
  • масса — 39,2 кг;
  • масса контейнера с ракетой — 70 кг;
  • масса боевой части — 3 кг;
  • масса укупорки с ракетой— ПО кг;
  • дальность   (наклонная)   поражения — от 800 до 5000 м;
  • диапазон параметров — от 0 до 3000 м;
  • максимальная скорость полета — 700 м/с;
  • средняя скорость полета — 550 м/с;
  • зона ограничения стрельбы в направлении солнца — 20°;
  • дальность взведения взрывательного устройства — 250 м от БМ;
  • время боеготовности — 5 с;
  • условия эксплуатации — в любое время года днем и ночью при температуре от –50 до +50° С.

В войсках ракеты 9М37 размещаются в контейнерах и при эксплуатации из них не извлекаются.

Контейнеры с ракетами хранятся или в деревянной укупорке (на складах, базах), или на боевой машине (на пусковой уста­новке или внутри БМ).

Особенности ракеты 9М37M         

Основным отличием ракеты 9М37М от ракеты 9М37 является наличие в автопилоте блока, отвечающего за отвечающего за помехозащиту. В условиях сброса помех оператор ЗРК включает схему помехозащиты, которая автомати­чески обеспечивает отстройку ГСН от помех. Схема помехоза­щиты обеспечивает отстройку от помех как зависших на парашюте, так и свободно падающих.

Зенитная управляемая ракета 9М31М

Зенитная управляемая ракета 9М31М предназначена для по­ражения низколетящих воздушных целей на высотах от 30 до 3500 м при скоростях полета до 310 м/с на встречных курсах и до 220 м/с на догонных курсах и маневрирующих с перегрузкой до 3 единиц.

Поражение целей ракетой 9М31М при стрельбе обеспечивается днем на догонных и встречных курсах, а ночью — только на до­гонных курсах.

ЗУР 9М31М представляет собой одноступенчатую малогаба­ритную твердотопливную ракету, выполненную по аэродинами­ческой схеме «утка».

Ракета наводится на цель системой пассивного самонаведения по методу пропорциональной навигации.

Ракета содержится в герметизированном контейнере 9Я23. При хранении контейнер помещается в деревянную парковую уку­порку.

Ракета состоит из пяти отсеков:

  • отсек № 1—головка самонаведения (ГСН);
  • отсек № 2 — автопилот, в котором конструктивно размещены блок питания и контактный датчик цели взрывательного устрой­ства;
  • отсек № 3 — боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом;
  • отсек № 4 — неконтактный датчик цели;
  • отсек № 5 — двигательная1 установка, на  которой размещены крылья с роллеронами.

Тактико-технические   характеристики   ракеты 9М31М:

  • калибр — 120 мм;
  • длина— 1803 мм;
  • размах крыльев — 360 мм;
  • масса —30,5 кг;
  • масса ракеты с контейнером — 55 кг;
  • масса ракеты с контейнером в укупорке — 95 кг;
  • масса боевой части — 2,75 кг;
  • масса ВВ — 1 кг;
  • дальность поражения целей — до 4200 м;
  • средняя скорость полета — 500 м/с;
  • максимальная скорость полета — 536 м/с.

(По учебнику МО РФ «Зенитный ракетный комплекс ближнего действия «Стрела-10» под ред. И.И. Богдан)

Украинская система залпового огня «Верба» пошла в серию

Система залпового огня БМ-21У «Верба» была разработана ГП «Харьковское конструкторское бюро им. Морозова» (ХКБМ) и представляет собой украинский вариант модернизации БМ-21 «Град». По словам Главного конструктора Г. Гращенкова, использование современных технологий и микропроцессорных систем управления позволило повысить не только огневые возможности комплекса, а потенциально сократить боевой расчет на два человека.


Система залпового огня «Верба»


Боевая машина, ее боекомплект состоит из 40 122-мм реактивных снарядов

Особенностями «Вербы» являются размещение на базе автомобиля КрАЗ, полная автоматизация всех процессов, возможность управления огнем из кабины, а также использование современной навигационной аппаратуры. Боевая машина (пусковая установка) вместе с транспортно-заряжающей машиной была продемонстрирована в ноябре 2017 г.

Использование цифровых систем управления огнем позволило в разы сократить время для открытия огня, а благодаря новой системе стабилизации платформы, удалось значительно повысить точность. Кроме того, на «Вербу» установлены современные системы цифровой связи для защищенной передачи информации. В сочетании с шасси автомобиля «КрАЗ» высокой проходимости, это обеспечивает боевую эффективность и мобильность на поле боя.


Транспортно-заряжающая машина перевозит 80 реактивных снарядов


Характеристики системы залпового огня БМ-21У «Верба»

Боекомплект боевой машины состоит из 40 122-мм реактивных снарядов, которые способны уничтожать цели на расстоянии до 40 км. Перезарядка полного пакета занимает всего 10 минут (в семь раз быстрее, чем на БМ-21 «Град»), а скорость открытия огня по цели на незнакомой местности увеличивается в 4 раза (за счет автоматизированного расчета данных стрельбы в зависимости от топографических и метеорологических условий и наведения боевой части на цель).

Транспортно-заряжающая машина перевозит 80 реактивных снарядов и способна за короткий период времени пополнить боекомплект или полностью перезарядить боевую машину.


Подготовка к перезарядке боевой машины

Как сообщил директор Шепетовского ремонтного завода О. Туринский: «С 11 по 16 февраля бригада сотрудников нашего завода работала на ГП «Харьковское конструкторское бюро им. Морозова», которое является разработчиком «Вербы». Мы изучали документацию и все особенности этой системы». Сейчас налаживается кооперация между ШРЗ, ХКБМ и Львовским государственным , который является крупнейшим производителем радиоэлектронной аппаратуры.

Первые подразделения, вооруженные новыми системами, будут сформированы в ВСУ уже в этом году.

Кроме «Вербы» на ГП «Шепетовский ремонтный завод» в этом году начинается серийное производство пусковой установки реактивной системы «Ольха», разработанной в ГККБ «Луч» в тесной кооперации с другими предприятиями «Укроборонпрома» в рамках стратегической программы «Ракетный щит».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: Сухопутная техника

Предыдущая статья Система активной защиты бронетехники — MAPS побеждает со счетом 15:0!

Следующая статья Большая штатовская танкобойка. Часть 1

Предоставлено SendPulse

Нравится 0

Отряд заметит всех: морские базы на Камчатке прикроет «умная» ПВО

Мобильные отряды С-400, «Панцирей» и «Шилок» защитят от ударов с воздуха субмарины проекта «Борей»

Стратегический подводный флот России спрятали под зенитным «зонтиком». Места базирования ракетоносцев «Борей» на Камчатке стала защищать уникальная интегрированная система управления противовоздушной обороны. Она объединяет в единую сеть все средства ПВО, имеющиеся на полуострове. Начиная от войсковых артиллерийских и ракетных установок типа «Стрела-10» или «Шилка» и заканчивая зенитными комплексами кораблей, а также наземными системами С-400 «Триумф», отметили эксперты.

Основные модификации

Первой усовершенствованной вариацией комплекса был ЗРК «Стрела-10 М». Индексация установки – 9К35М. Характерной особенностью модели было наличие у управляемых ракет новых головок наведения. Теперь система локации выбирала объекты для уничтожения по доступности траектории. Это снижало риск попадания в помехи-ловушки.

Модель «Стрела-10 М2» получила доработанный боевой комплекс. Задачей модернизации было повышение эффективности и автоматизации ударной части. Теперь целеуказания исходили от батарейного ПУ-12М и системы ПВО. Данные подтверждались радиолокатором, обрабатывались и поступали на ударный приемник. Также было решено по бокам машины закрепить полиуретановые поплавки.

Модификация «Стрела-10 М3» была принята на вооружение в 1989 году. Здесь доработка коснулась только бортового оборудования. Модель с литерой «М4» получила в расширенную комплектацию автомат захвата, блок сканирования, тепловизионную систему и датчики сопровождения целей.

«Стрела-10 Т» представляет собой белорусский вариант установки. Разработкой занималась НПО «Тетраэдр». В результате модернизации бортовое оборудование пополнилось оптической системой 1ТМ, новой навигационной аппаратурой и улучшенным вычислительным цифровым чипом.

Стоит отметить, что с течением лет модификации неоднократно подвергалась и ЗУР. Самой последней версией ракеты, подходящей под комплекс «Стрела-10», стала 9М333. Главным отличием от предыдущих моделей стала 3-режимная система наведения с усиленной защитой от помех.

«СТРЕЛА 10М» 9К35М. 9М37М [SA 13. GOPHER]

Модернизированный самоходный зенитный ракетный комплекс с твердотопливной малогабаритной управляемой ракетой 9М37М. Предназначен для прикрытия мотострелкового (танкового) полка от низколетящих самолетов и вертолетов. Разработан в ОКБ 16 (ныне – КБ точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана). Главный конструктор – Александр Нудельман. ПУ из четырех ракет размещена на гусеничном тягаче Харьковского тракторного завода МТ ЛБ (МТ ЛБу). Четыре ракеты боезапаса размещены в корпусе тягача. Тепловая ГСН разработана в ЦКБ «Геофизика». Улучшена защита ракеты от оптических помех. Испытания проведены с 1978 г. Принят на вооружение ПВО СВ в 1979 г. Серийное производство комплексов «Стрела 10» всех модификаций освоено Саратовским агрегатным заводом, производство ракет – Ковровским механическим заводом.
Дальность стрельбы – от 800 м до 5 км. Высота поражения целей – от 25 м до 3,5 км. Максимальная скорость поражаемой цели при стрельбе навстречу – 415 м/с, вдогон – 310 м/с. Стартовая масса ракеты – 40 кг. Масса БЧ – 3 кг.

Модификации

 «Стрела-10М» 9К35 М

Главное отличие комплекса от базовой версии заключалось в использовании новых головок самонаведения ракет 9К37М. Новая ГСН вычисляла цель по траекторным признакам, что существенно сокращало эффективность помех-ловушек.

«Стрела-10М2»

ЗРК был создан по решению МОП и ГРАУ. Причиной стала острая необходимость в улучшении степени автоматизации боевой работы комплекса. Главное отличие заключалось в наличии устройств автоматизированного приема и реализации целеуказания от батарейного командного пункта ПУ-12М, от РЛС обнаружения и пункта управления начальника ПВО. По бокам на боевую машину были установлены поплавки из пенополиуретана для преодолении водных преград с пулеметом и полным комплектом ЗУР. В 1981 году комплекс был принят на вооружение.

«Стрела-10М3» 9К35М

По решению Совета министров СССР от 1 апреля 1983 года инженеры приступили к разработке последующей модификации ЗРК «Стрела-10». Новый ЗРК должен вести более эффективную борьбу с визуально видимыми низколетящими вертолетами, самолетами, с места и при коротких остановках в условия интенсивных оптических помех. После испытаний, прошедших в 1989 году, комплекс поступил на вооружение, поскольку удовлетворял абсолютно все предъявленные к нему требования.

«Стрела-10М4» 9К35М4

В составе ЗРК тепловизионная система, АСЦ. Спектральный диапазон тепловизионного канала – 3-5 мкм. Комплекс позволяет вести огонь по следующему принципу «выстрелил-забыл». Вооружение включает восемь ЗУР 9М333 (9М37МД, 9М37М). Скорость поражаемых целей составляет до 420 метров в секунду.

«Стрела-10МН»

Отечественная модификация, которая была создана АО «КБ точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана» для усовершенствования следующих РЗК «Стрела-10М3, «Стрела-10М2», «Стрела-10М». Комплекс оснащен тепловизионной системой, автоматическим захватом и сопровождением цели, а также блоком сканирования. С 2015 года поставляется в ВДВ и ВПВО СВ.

«Стрела-10Т»

Белорусская модификация, которая была создана НПО «Тетраэдр» на базе «Стрела-10М2». Комплекс оснащен оптико-электронной системой ОЭС-1ТМ, аппаратурой навигации GPS и цифровой вычислительной системой. Комплекс может размещаться на колесном шасси.

ЗУР 9М333

Новая зенитная управляемая ракета для ЗРК «Стрела-10», точно также как и 9М37 создана по аэродинамической схеме «утка». Ракета оборудована транспортно-пусковым контейнером и двигателем повышенной эффективности. Кроме того ракета имеет новую головку самонаведения, боевую часть и автопилот. Новая ГСН имеет 3 режима работы, кроме фотокрасного и инфракрасного, есть помеховый режим. Автопилот обеспечивает устойчивую работу ГСН, а также контура управления ракетой. Новая боевая часть имеет вес 5 кг (на ЗУР 9М37 была 3 кг). За счет увеличения разрывного снаряда, сечения и длины поражающих элементов, повышен показатель вероятности поражения целей. Длина ракеты была увеличена до 2,23 метров. Точно также как и ракеты 9М37, ракета 9М333 может применяться всеми модификациями ЗРК «Стрела-10».

Зенитно-ракетный комплекс «Стрела-10»: история, описание и характеристики

ЗРК 9К35 «Стрела-10» — это зенитно-ракетный комплекс, разработанный в СССР в середине 70-х годов. Основной его задачей является поражение воздушных объектов противника на малых высотах. «Стрела-10» разрабатывалась для прикрытия танковых и механизированных подразделений на марше и непосредственно на поле боя.

Этот зенитно-ракетный комплекс до сих пор находится на вооружении российской армии, кроме того, ЗРК «Стрела-10» продолжает использоваться вооруженными силами Украины, Индии, Беларуси, Азербайджана, Сирии, Казахстана и ряда других стран. За годы эксплуатации комплекса он неоднократно проходил модернизацию, принимал (и принимает) участие в большом количестве вооруженных конфликтов. ЗРК «Стрела-10» традиционно показывает высокие результаты во время учебных стрельбы на полигонах.

Несмотря на свой почтенный возраст, 9К35 «Стрела-10» до сих пор остается надежным и смертоносным оружием. В России по состоянию на 2020 год стоит на вооружении примерно 500 ЗРК «Стрела-10» разных модификаций.

Состав

В состав зенитно-ракетного комплекса войсковой ПВО входит:

Боевая машина 9А35


Боевая машина 9А35 «Стрела-10» в Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге

Основным элементом комплекса является боевая машина. БМ создана на базе МТ-ЛБ. Отличием по сравнению с ЗРК 9К31 «Стрела-1» является увеличенный боекомплект (4 ЗУР на пусковой установке и 4 дополнительных ракеты в боевом отделении машины), оснащение электроприводами механизмов наведения ПУ на цель, 7,62 пулемёт ПКТ для обороны.

Машина обладает низким удельным давлением на грунт, что позволяет ей двигаться по дорогам с низкой несущей способностью, по болотам, снежной целине, песчаной местности, кроме того машина может плавать. Ходовая часть имеет независимую торсионную подвеску, обладает хорошей манёвренностью и обеспечивает высокую плавность хода, благодаря этому увеличивается точность стрельбы и долговечность пусковой установки. Помимо 4 ЗУР, размещённых на пусковой установке, боевая машина позволяет перевозить дополнительно 4 ракеты в корпусе.

ЗУР 9М37

В качестве основного вооружения используется твердотопливная зенитная ракета 9М37. Ракета выполнена по схеме «утка». Головка самонаведения работает в двухканальном режиме и обеспечивает наведение по методу пропорциональной навигации. В качестве основного используется фотоконтрастный режим. В качестве запасного используется режим инфракрасного наведения, который обеспечивает обстрел целей в условиях помех, на встречных и догонных курсах. При использовании ИКГСН для её охлаждения расходовался жидкий азот, находящийся в корпусе контейнера ракеты, в связи с этим слежение за целью выполнялось только в фотоконтрастном режиме, и уже непосредственно перед пуском ракеты оператор-наводчик принимал решение о дополнительном использовании ИКГСН в зависимости от условий наличия визуальных помех. Если ИКГСН была использована, но пуск был отменён, то повторно ИКГСН использовать уже было нельзя из-за отсутствия азота. Сзади крыльев установлены элероны, с помощью которых осуществляется ограничение угловой скорости вращения ракеты.

По сравнению с ЗУР 9М31, на 9М37 установлена более эффективная боевая часть стержневого типа, снабжённая неконтактным и контактным взрывателем. В случае промаха ракета самоуничтожалась.

Аппаратура оценки зоны 9С86 (АОЗ)

Для определения положения цели и автоматического расчёта углов для упреждающего пуска ЗУР в комплексе 9К35 используется аппаратура оценки зоны, представляющая радиодальномер миллиметрового диапазона и счётно-решающее устройство.

Зенитно-ракетный комплекс 9К35 «Стрела-10СВ»

ЗРК 9К35 “Стрела-10СВ”

В конце 60-х гг. руководством СССР была признана необходимость создания не только самоходных всепогодных ЗРК с радио-локационными системами, но и относительно недорогого всепогодного ЗРК с оптикоэлектронной системой наведения ракет для оснащения им зенитных батарей мотострелковых (танковых) полков Советской Армии. Работы над созданием нового комплекса, который стал результатом глубокой модернизации самоходного ЗРК «Стрела-1», были начаты в 1969 году, и уже в 1973 году он поступил на испытания.

В состав нового ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» вошли боевые средства (боевые машины 9К35 и 9К34, зенитная управляемая ракета 9КЛ37) и технические средства (контрольно-проверочная машина 9В839, машина технического обслуживания 9В915, система внешнего электропитания 9Э111). В 1976 году после испытаний и доработок комплекс был принят на вооружение. Боевая машина 9А35 представляет собой гусеничный бронированный тягач МТ-ЛБ, в корпусе которого размещены радиоэлектронное оборудование и места механика-водителя и командира. В задней части машины установлена башня с пусковой установкой, на которой расположена рама с четырьмя транспортно-пусковыми контейнерами ЗУР 9М37 (еще четыре запасных контейнера хранятся в грузовом отделении машины). Перезаряжение установки четырьмя ЗУР производится вручную за время до 3 минут. Внутри башни имеются место оператора и оптический визир 9Ш-127.

Передняя стенка башни «Стрела-10СВ» выполнена из бронестекла и обеспечивает оператору сектор обзора в 60°. Наведение пусковой установки по азимуту на 360° и по углу места от -5° до +80° обеспечивается электроприводом. ПУ оснащена аппаратурой оценки зоны (АОЗ) 9С86 в составе когерентно-импульсного радиолокационного дальномера (антенна его расположена между парами контейнеров с ракетами) и аналого-вычисли-тельного устройства. АОЗ имеет дальность действия до 10 км и предназначена для автоматического определения дальности и скорости цели, вычисления углов упреждения при пуске ракеты, наведения пусковой установки и определения момента пуска ракеты. Кроме того, боевая машина имеет аппаратуру опознавания «свой-чужой», навигационную систему, радиостанцию Р-123М и внутреннее переговорное устройство. В походном положении ПУ складывается на крышу самохода. Время развертывания комплекса в боевое положение – 20 секунд. Электропитание машины осуществляется от генератора, работающего от ходового двигателя или от внешнего источника энергии. В отличие от БМ 9К34 на БМ 9К35 (командирская машина) установлен пассивный радиопеленгатор 9С16, предназначенный для обнаружения и пеленгования целей, летящих с включенной радио-локационной аппаратурой.

БМ 9К35М2 и 9К34М2 ЗРК «Стрела-10М2» оснащены дополнительной радио-станцией и аппаратурой приема целеуказания, позволяющей осуществлять автоматический прием координат цели от пунктов управления ПУ-12М (9С482М) или «Ранжир» 9С737 и автоматически разворачивать ПУ в направлении на цель. В этом ЗРК реализуется принцип: «выстрелил и забыл». Твердотопливная ЗУР 9М37 имеет неконтактный взрыватель на основе лазерных излучателей, боевую часть со стержневыми элементами и оснащена пассивной головкой самонаведения (ГСН), работающей в двух режимах: фото контрастном, позволяющем сопровождать контрастную на фоне неба цель и в инфракрасном (по тепловому излучению цели). На ЗУР 9М37М установлена усовершенствованная ГСН, способная производить селекцию цели по ее траекторным признакам на фоне тепловых ловушек. В ЗРК «Стрела-10МЗ» (9К35МЗ) применена новая ЗУР 9МЗЗЗ с улучшенными характеристиками.

Преимуществами ЗРК «Стрела-10» является его низкая стоимость, невосприимчивость к радиопомехам и неуязвимость от противорадиолокационных ракет. Недостатки – невозможность стрельбы в плохих метеоусловиях по целям, заходящим со стороны солнца, а также чувствительность к инфракрасным и оптическим помехам. Боевые машины «Стрела-10» эффективно использовались в конфликтах в Анголе, на Ближнем Востоке и в Югославии. Результаты боевых стрельб на полигонах, производимых расчетами практически всегда были очень высокими. Тактико-технические характеристики ЗРК “Стрела-10СВ”

Боевая масса, т – 10,9 Экипаж, чел. – 3 Толщина брони, мм – до 7 Время реакции ЗРК – до 7 сек Вероятность поражения цели одной ракетой – 0,6-0,6 Дальность стрельбы, км – 5 (макс.), 0,8 (мин.) Высота поражаемых целей – 3900 км (макс.) Максимальная скорость полета ЗУР, м/с – 415 Боекомплект – 4 ЗУР 9М37 (9МЗЗЗ, 9М31) Двигатель машины – ЯМЗ-238В, дизельный, мощностью 260 л. с. Максимальная скорость движения, км/ч – 60 (по шоссе), до 6 (на плаву)

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий