Вертолет корабельного базирования Ka-31

Характеристики локационных систем

  • Обнаружение надводных целей производится на расстоянии 250-285 км., авиации – 100-150 км.
  • Передача информации о цели передается на расстоянии 150 км при высоте 1500-3000 км.
  • Период проведения одного сканирования – 10 сек.
  • Максимальное количество сопровождаемых целей – 20.
  • Рабочий диапазон обзора — 360°.

Все оборудование комплекса в высшей степени автоматизировано. Система обнаружения самостоятельно устанавливает все параметры цели: координаты, скорость, курс, принадлежность к какому-либо государству и передает сообщение на КП и самолеты-перехватчики. Штурман на экране монитора видит только номер ее обозначения и контролирует действия системы. Экипаж машины состоит из трех человек.

Примечания[ | ]

  1. Камов КА-31 (неопр.) . www.airwar.ru. Дата обращения: 24 июня 2021.
  2. В Латакии проходит проверку боем новый российский авиаразведчик // окт 2016
  3. Order of Battle — Russia (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 сентября 2012. Архивировано 20 августа 2021 года.
  4. The Military Balance 2021, p.193
  5. Order of Battle — India (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 сентября 2012. Архивировано 30 сентября 2013 года.
  6. The Military Balance 2021, p.253
  7. Индия одобрила покупку российских вертолётов Ка-31
  8. Order of Battle — China (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 сентября 2012. Архивировано 24 декабря 2008 года.
  9. С Китаем возможно продолжение сотрудничества по тематике палубных вертолётов
  10. The Military Balance 2021, p.244

Военно-транспортная авиация

Главным «воздушным грузовиком» военной авиации является самолет ИЛ-76, обладающий грузоподъемностью до 60 тонн. Около 120 самолетов находятся в авиачастях, в том числе несколько экземпляров, построенных и прошедших модификации в 2010-2018 годах.

Серийный самолет с самой высокой в мире грузоподъемностью Ан-124 «Руслан». Все 16 машин, находящихся на вооружении, прошли модернизацию в 2012-2015 годах, в ходе которой были установлены навигационные комплексы «ГЛОНАСС», шасси, элементы фюзеляжа и увеличена грузоподъемность.

«Пенсионер» транспортной авиации Ан-12 способен перевозить до 20 тонн грузов. Несмотря на то, что он снят с производства в 1973 году, в военной авиации России осталось более ста машин.

Легкий Ан-26 способен перевозить груз массой до 5,5 тонн, либо до 40 человек личного состава. Производился в СССР с 1969 по 1986 годы. В ВКС и морской авиации по-прежнему находится более 140 таких самолетов.

Для транспортировки личного и командного состава вооруженных сил военная авиация использует:

  • 18 самолетов Ту-154;
  • 6 машин ИЛ-62М;
  • 54 машины Ту-134;
  • 8 самолетов ИЛ-18Д;
  • 27 легких чешских L-410.

Для замены машин, вырабатывающих свой ресурс, начато производство АН-148-100Е, вмещающего до 80 человек, и АН-140-100, который способен перевозить до 52 человека.

Примечания[ | ]

  1. Камов КА-31 (неопр.) . www.airwar.ru. Дата обращения: 24 июня 2021.
  2. В Латакии проходит проверку боем новый российский авиаразведчик // окт 2016
  3. Order of Battle — Russia (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 сентября 2012. Архивировано 20 августа 2021 года.
  4. The Military Balance 2021, p.193
  5. Order of Battle — India (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 сентября 2012. Архивировано 30 сентября 2013 года.
  6. The Military Balance 2021, p.253
  7. Индия одобрила покупку российских вертолётов Ка-31
  8. Order of Battle — China (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 сентября 2012. Архивировано 24 декабря 2008 года.
  9. С Китаем возможно продолжение сотрудничества по тематике палубных вертолётов
  10. The Military Balance 2021, p.244

История создания Ка-31

Необходимость любой страны с наличием кордонов у моря в средствах ДРЛО стала явной еще во время военного конфликта между Англией и Аргентиной за спорные Фолклендские острова. У ВВС Аргентины было преимущество в наличии низко летающих самолетов, которые потопили два английских корабля: «Ковентри» и «Шеффилд». Англичане не могли перехватывать самолёты, поскольку не имели радиолокационных ДРЛО.

Именно по этим причинам ОКБ Н. Камова в 1985 году получило задание – создать вертолет ДРЛО. В основе лежал планер, силовая и несущая системы из вертолёта Ка-29. Единственной сложностью было найти способ установки на вертолет РЛС. Возникали разные проблемы: нестабильный полет и постоянная тряска при вращении РЛС, конфликт систем РЛС и остального навигационного оборудования. Первый ОП поднялся в воздух в 1987 году, а в ряды ВМФ России вертолет поступил только в 95-м. Серийное производство для морской авиации проводилось на заводе в Кумертау.

Специальные самолеты

К специальной авиации относят:

  • заправщики ИЛ-78;
  • самолеты радиолакационной службы А-50;
  • разведчики Ту-214;
  • самолеты наблюдения Ан-30.

Заправщики ИЛ-78 (Ил-78М) способны осуществлять заправку других летательных аппаратов в воздухе. Ил-78М перевозит до 35 тонн топлива при дальности полета 4000 км, а при дальности полета 1800 км он способен перевезти до 65 тонн топлива.

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 применяется для обнаружения летательных аппаратов и кораблей противника, передачи сведений командным центрам, наведения на цели самолетов. Все авиакомплексы базируются на аэродроме Северный в г. Иваново. Постоянно выполняют боевые задачи 10 самолетов (из них 4 модернизированы до А-50У).

Самолет разведки Ту-214. Самолет оснащен радиокомплексом с радиолокационными станциями бокового и кругового обзора, а также системой оптико-электронного наблюдения «Фракция». Первые самолеты переданы авиации в 2016 году, построено 4 разведчика Ту-214Р и Ту-214ОН.

Самолет воздушного наблюдения и фотосъемки Ан-30 был создан для обнаружения замаскированных целей, фотографирования районов военных действий, инфраструктуры. Развитие спутниковых технологий слежения и высокая уязвимость Ан-30 от средств ПВО противника приводят к тому, что он постепенно выводится из эксплуатации. Сейчас в ВКС числится менее 10 самолетов этого типа.

Служба[3]

За время серийного производства, с 1984 по 1991 год, на вертолётном заводе в г. Кумертау было выпущено 59 Ка-29.

Поставки Ка-29 в части авиации начались в 1985 году. Переучивание первых экипажей осуществлялось при Ухтомском вертолетном заводе и в 33-м ЦБПиПЛС в г. Николаеве, в дальнейшем вертолёты поступали на комплектование 555-го смешанного противолодочного авиационного полка на аэр. Очаков (пять вертолётов). До конца года в Очаков перегнали ещё 16 вертолётов Ка-29, которые пошли на формирование вертолётной эскадрильи 710-го отдельного корабельного противолодочного вертолетного полка Тихоокеанского флота (Новонежино). Тогда же в Николаеве и Очакове переучились четыре экипажа из 696-го отдельного инструкторско-исследовательского вертолетного полка армейской авиации (из Торжка), вертолётов они перегнали только три (один впоследствии был разбит по техническим причинам, экипаж жив, взамен получили 4-й вертолёт).

В 1986 году в 344-м ЦБП отработали большую тему НИР по боевому применению и созданию сравнительных характеристик Ми-24 и Ка-29.

Вертолёт был принят на вооружение авиации Военно-морского флота СССР 8 августа 1987 года. До конца 1988 года этими вертолётами также были укомплектованы: 38-й ОКПЛВП (Северный флот, Североморск-2, 17 вертолётов) и 745-й ОКПЛВП (Балтийский флот, аэр. Донское, 8 вертолётов), всего в ВМФ было поставлено 46 вертолётов Ка-29. Остальные машины достались испытательным структурам и 344-му ЦБПиПЛС Армейской авиации в Торжке.

Вертолёты в первую очередь предназначались для группового базирования на БДК пр. 1174, которых в составе советского ВМФ было всего три: «Иван Рогов», «Александр Николаев» (вошли в состав ТОФ) и «Митрофан Москаленко» (СФ). На каждом БДК могло базироваться до 4 вертолётов. Также вертолёты пытались размещать на кораблях одиночного базирования, но после катастрофы 19 марта 1987 года при взлете с такого корабля произошла катастрофа Ка-29 из 38-го ОКПЛВП. После этого случая был наложен запрет на полёты с кораблей одиночного базирования.

Также достаточно неохотно Ка-29 брались на борт ТАВКР «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». Вертолетчики больше летали со своих базовых аэродромов и полевых площадок.

К концу существования СССР интенсивность боевой подготовки экипажей вертолётов значительно упала, а к середине 90-х годов и исправность вертолётного парка резко снизилась.

В связи с ускоренным выводом из боевого состава флота ТАВКР «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку», а также постепенным прекращением эксплуатации БДК пр. 1174 транспортно-боевые вертолёты корабельного базирования оказались не нужны.

По данным журнала «Авиация и космонавтика», в феврале 1997 года порядка 13 Ка-29 были переданы в авиацию ВВ МВД. Другие источники указывают, что авиация Внутренних войск получила 16 таких машин в 2001 г., а также сообщают о поступлении Ка-29 в состав авиации Федеральной погранслужбы на Дальнем Востоке и Северном Кавказе. Однако эта информация вызывает сомнения.

В 2000 году 859-й учебный центр в Каче получил 3 Ка-29 из Североморска, в весьма удручающем техническом состоянии, их эксплуатация была прекращена уже через пару лет. Всего на середину 2012 года в боевом составе ВМФ России, по разным источникам, числилось от 10 до 15 Ка-29, процент исправности этих вертолётов был очень низок.

Ка-29 — “ударный штурмовик с возможностью базирования на корабле”

Еще одна модификация Ка-27 — Ка-29, которую Чередниченко считает “немного недооцененной”, но при этом очень мощной машиной. Она задумывалась как вертолет-штурмовик, который позволяет выполнять высадку морской пехоты и огневую поддержку. Причем ей присущи те же функции, которые выполнял Ми-24 в сухопутных войсках. Кстати, сегодня разработчики этих вертолетов — конструкторские бюро им. М.Л. Миля и “Камов”, благодаря единому управлению у КБ появилась специализация, положившая конец многолетнему внутреннему соперничеству и позволившая вновь вывести российские ударные вертолеты в мировые лидеры.

Ударный штурмовик Ка-29

Источник изображения: Алексей Михеев/АО “Камов”

Ударный, но с озможностью базирования на корабле. Вертолет бронированный — порядка 380 кг брони, то есть основные системы вертолета прикрыты броневыми листами. На Ка-29 находится комплекс управляемого вооружения, аналогичный вертолету Ми-24В

Александр Чередниченко , летчик-испытатель 1-го класса АО “Камов”

В номенклатуру вооружения также входят неуправляемые авиационные ракеты С-5 и более современные С-8. “Возможна подвеска универсальных пушечных контейнеров: вместо блоков вешаются эти контейнеры с двуствольной авиационной пушкой ГШ-23 (боекомплект — по 250 снарядов). У летчика для прицеливания установлен авиационный прицел АСП-17, — рассказывает Чередниченко. — Поэтому машина получилась очень грозная. По своему составу вооружения практически не уступает вертолету Ми-24В. Так же и по своим летно-техническим характеристикам, а по некоторым — даже и превосходит его. В частности, если сравнивать будем маневренные характеристики, то на Ка-29 крены разрешены +/-60 градусов, тангажи — +/-30. Максимальная скорость у него — до 310 км/ч”.

Ударный штурмовик Ка-29 с двуствольной авиационной пушкой ГШ-23

Источник изображения: Алексей Михеев/АО “Камов”

По своим ощущениям: мне было очень приятно почувствовать разницу после Ка-27, пересев на Ка-29, как он себя ведет в воздухе. Очень устойчивый — это связано с тем, что у него кабина шире на 50 см за счет новой компоновки. И видимо, за счет этого вертолет показывает более высокие характеристики устойчивости и управляемости. То есть он, как “утюг”, стоит в воздухе. На скорости 270–290 км/ч без всякой тряски очень хорошо идет. Он почти такой же скоростной получился, как Ми-24 (один из самых скоростных в мире — прим. ТАСС)

Александр Чередниченко , летчик-испытатель 1-го класса АО “Камов”

Однако в войсках вертолетов Ка-29 не так много, и, по мнению летчика, это связано с тем, что машины попали на период, когда тот задел, который успели выпустить, эксплуатируется, а новый выпуск не возобновили. “Сейчас частично мы задачи по огневой поддержке морских десантов возлагаем на новый вертолет — наш штурмовик Ка-52К, который также прописался у нас на кораблях”, — говорит Чередниченко, при этом отмечая, что все же рано “списывать” Ка-29 — “этой машины в войсках не хватает”.

Военно-транспортная авиация

Главным «воздушным грузовиком» военной авиации является самолет ИЛ-76, обладающий грузоподъемностью до 60 тонн. Около 120 самолетов находятся в авиачастях, в том числе несколько экземпляров, построенных и прошедших модификации в 2010-2018 годах.

Серийный самолет с самой высокой в мире грузоподъемностью Ан-124 «Руслан». Все 16 машин, находящихся на вооружении, прошли модернизацию в 2012-2015 годах, в ходе которой были установлены навигационные комплексы «ГЛОНАСС», шасси, элементы фюзеляжа и увеличена грузоподъемность.

«Пенсионер» транспортной авиации Ан-12 способен перевозить до 20 тонн грузов. Несмотря на то, что он снят с производства в 1973 году, в военной авиации России осталось более ста машин.

Легкий Ан-26 способен перевозить груз массой до 5,5 тонн, либо до 40 человек личного состава. Производился в СССР с 1969 по 1986 годы. В ВКС и морской авиации по-прежнему находится более 140 таких самолетов.

Для транспортировки личного и командного состава вооруженных сил военная авиация использует:

  • 18 самолетов Ту-154;
  • 6 машин ИЛ-62М;
  • 54 машины Ту-134;
  • 8 самолетов ИЛ-18Д;
  • 27 легких чешских L-410.

Узнай: Можно ли получить военный билет по временной регистрации

Для замены машин, вырабатывающих свой ресурс, начато производство АН-148-100Е, вмещающего до 80 человек, и АН-140-100, который способен перевозить до 52 человека.

Специальные самолеты

К специальной авиации относят:

  • заправщики ИЛ-78;
  • самолеты радиолакационной службы А-50;
  • разведчики Ту-214;
  • самолеты наблюдения Ан-30.

Заправщики ИЛ-78 (Ил-78М) способны осуществлять заправку других летательных аппаратов в воздухе. Ил-78М перевозит до 35 тонн топлива при дальности полета 4000 км, а при дальности полета 1800 км он способен перевезти до 65 тонн топлива.

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 применяется для обнаружения летательных аппаратов и кораблей противника, передачи сведений командным центрам, наведения на цели самолетов. Все авиакомплексы базируются на аэродроме Северный в г. Иваново. Постоянно выполняют боевые задачи 10 самолетов (из них 4 модернизированы до А-50У).

Самолет разведки Ту-214. Самолет оснащен радиокомплексом с радиолокационными станциями бокового и кругового обзора, а также системой оптико-электронного наблюдения «Фракция». Первые самолеты переданы авиации в 2016 году, построено 4 разведчика Ту-214Р и Ту-214ОН.

Самолет воздушного наблюдения и фотосъемки Ан-30 был создан для обнаружения замаскированных целей, фотографирования районов военных действий, инфраструктуры. Развитие спутниковых технологий слежения и высокая уязвимость Ан-30 от средств ПВО противника приводят к тому, что он постепенно выводится из эксплуатации. Сейчас в ВКС числится менее 10 самолетов этого типа.

Характеристики локационных систем

  • Обнаружение надводных целей производится на расстоянии 250-285 км., авиации – 100-150 км.
  • Передача информации о цели передается на расстоянии 150 км при высоте 1500-3000 км.
  • Период проведения одного сканирования – 10 сек.
  • Максимальное количество сопровождаемых целей – 20.
  • Рабочий диапазон обзора — 360°.

Все оборудование комплекса в высшей степени автоматизировано. Система обнаружения самостоятельно устанавливает все параметры цели: координаты, скорость, курс, принадлежность к какому-либо государству и передает сообщение на КП и самолеты-перехватчики. Штурман на экране монитора видит только номер ее обозначения и контролирует действия системы. Экипаж машины состоит из трех человек.

Особенности авиационной машины Ка-31

ВМФ использовал вертолет для обнаружения надводных кораблей и воздушных целей, при необходимости сопровождал их. Те экземпляры, которые базировались прямо на кораблях, использовали в качестве воздушной поддержки ПВО боевых соединений всего флота. Мощная РЛС установлена на твердотельные элементы и при поворотах во время полета может выпускать антенну вместе с ФАР (фазированная антенная решетка).

Благодаря установленному на вертолет бортовому радиоэлектронному комплексу Ка-31 может вести автоматический полет по запрограммированному маршруту вне зависимости от состояния погоды и климатических условий. Вертолет ДРЛО способен одновременно обнаружить и сопроводить до двадцати объектов.

Автоматизированный режим способствует быстрой, а главное, автоматической передаче информации о найденных целях в пункт управления. Передача осуществляется при помощи телекодового канала. Система «Око» или Е-801, созданная в НИИ радиотехники (Нижегородская область), позволяет обнаруживать на дальних радиолокационных частотах любой надводный или низкоплановый объект.

Антенну специально прикрепляют к днищу Ка-31, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление и не дать испортиться при посадке. В рабочем состоянии антенна откидывается на 90 градусов, а стойки шасси приподнимаются. ФАР вместе с РЛС весят около 200 кг, площадь вращения антенны составляет шесть метров квадратных, а длина доходит до 5,75 метров. Надводный объект обнаруживается на расстоянии более чем 250 километров, а воздушный объект − до 150 км.

Специально для вертолетов обнаруживающего и разведывательного классов в КБ приборостроения (г. Саратов) разработали пилотажно-навигационный комплекс (ПНК). Режим общей работы РЛС и ПНК прост. Когда работает радиолокатор, ПН-комплекс устанавливает стабилизацию углового положения, отвечает за барометрическую или истинную высоту полета, определяет полет в дозорной зоне типовой траектории, автоматизированно выводит машину на корабль или аэродром, а также делает возможным вывод вертолета в точку посадки при помощи посадочных сигналов РЛС.

Передача полученной информации по закрытым и открытым каналам осуществляется установленным на ДРЛО Ка-31 специальным комплексом связи. Передача осуществляется телекодовым каналом. Вертолет может передать информацию на расстоянии 150 км от места базирования, и при этом высота может достигать отметки 1500−3000 метров. Полетные параметры регистрируются автоматически с помощью специализированной аппаратуры записи «Тестер-3К».

Помимо морского применения, вертолет можно использовать и для сухопутных войск. Ка-31 способен дислоцироваться на малых неподготовленных площадках, которые расположены поблизости мобильных зенитно-ракетных установок. ДРЛО обеспечивает указатели на цель.

Но серийное производство закончилось, не успев толком начаться. ВМФ России начал полную ликвидацию кораблей, спроектированных под номером 1143, что и привело к пропаже интереса к вертолету Ка-31. В эксплуатации только два экземпляра. Они находятся на базе ТАКР «Адмирал Кузнецов». Количество Ка-31 хотели увеличить в связи с закупкой у Франции специальных доков-вертолётоносцев «Мистраль», однако из-за наложенных европейских санкций этого не произойдет. Скандал произошел из-за поддержки Россией сепаратистов на территории Украины.

Сухопутные войска

Сухопутные войска России в 2022 году получили свыше 2,4 тыс. образцов техники, среди которых более 240 современных и модернизированных танков Т-72Б3М, Т-80БВМ и Т-90М «Прорыв» разработки концерна «Уралвагонзавод» (УВЗ, в составе госкорпорации «Ростех»). У «Прорыва» новая башня, которая отличается от серийной, а также более мощный двигатель и ряд других новинок.

Танк Т-90М

Источник изображения: Сергей Бобылев/ТАСС

В мотострелковые подразделения поставляются боевые машины пехоты БМП-3, бронетранспортеры БТР-82А и модернизированные боевые машин БМП-2 с боевым отделением «Бережок».

Продолжается переход на современные реактивные системы залпового огня (РСЗО) семейства «Торнадо», которые заменяют «Смерчи», устаревшие «Ураганы» и «Грады». В настоящее время семейство «Торнадо» состоит из двух систем: 122-миллиметровой РСЗО «Торнадо-Г» и 300-миллиметровой РСЗО «Торнадо-С». «Принятые на вооружение системы зарекомендовали себя как высокоэффективное и надежное оружие, отвечающее самым современным требованиям», — отмечал ранее в интервью ТАСС генеральный директор НПО «Сплав» им. А.Н. Ганичева (входит в холдинг «Технодинамика» госкорпорации «Ростех») Александр Смирнов.

«АО «Уралтрансмаш» в рамках выполнения гособоронзаказа завершило поставку в войска 203-миллиметровых модернизированных самоходных пушек 2С7М «Малка» (вариант самоходной пушки 2С7 «Пион», разработанной в 1980-х годах). По данным производителя, основное предназначение самоходной артиллерийской установки — поражение важных целей и объектов противника в тактической глубине обороны за линией фронта.

Также в этом году «Уралтрансмаш» изготовил и поставил в Минобороны новые самоходные гаубицы 2С19М2 «Мста-С»

По данным пресс-службы госкорпорации «Ростех», это современная боевая машина, во время разработки которой особое внимание уделялось улучшению тактико-технических характеристик и увеличению надежности установки

Самоходная гаубица 2С19М2 «Мста-С»

Источник изображения: Сергей Савостьянов/ТАСС

При создании 2С19М2 «Мста-С» были улучшены прицельная скорострельность до десяти выстрелов в минуту и точность наведения, введен режим огневого налета, что позволяет одним орудием поразить цель пятью выстрелами одномоментно, а затем покинуть огневую позицию. Кроме того, улучшены условия обитаемости экипажа Дмитрий Семизоров, генеральный директор АО «Уралтрансмаш» (в составе концерна «Уралвагонзавод» входит в «Ростех»)

Холдинг «Высокоточные комплексы» госкорпорации «Ростех» в этом году передал Министерству обороны России еще один комплекс автоматизированного управления огнем артиллерийских подразделений 1В198. Комплекс, разработчиком и производителем которого является АО «ВНИИ «Сигнал», позволяет выполнять огневые задачи, совершать противоогневые маневры и в кратчайшее время определять и поражать цель последовательно с двух и более огневых позиций с точностью до 10 м.

В состав поставки входят командно-наблюдательные машины 1В1003 на базе БТР-80 и командно-штабные машины 1В1004 на базе автомобилей «Урал». Оборудование обеспечивает полную автоматизацию управления огнем до четырех артиллерийских батарей различного типа. Комплекс 1В198 уже несколько лет стоит на вооружении в российской армии Пресс-служба государственной корпорации «Ростех»,

В конце ноября группа поставила Министерству обороны России партию зенитных управляемых ракет (ЗУР) 9М333 для зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Стрела-10М3».

Макеты зенитной управляемой ракеты 9М333 и ЗРК «Стрела-10»

Источник изображения: Антон Новодережкин/ТАСС

По данным концерна «Калашников», ракета 9М333 предназначена для поражения в любое время года низколетящих самолетов и вертолетов в условиях применения сбрасываемых, парашютируемых и модулированных организованных оптических помех, а также дистанционно пилотируемых летательных аппаратов и крылатых ракет. У головки самонаведения ЗУР три режима работы: фотоконтрастный, инфракрасный и помеховый. Ракета способна поражать цели на расстоянии до 5 тыс. м, при этом скорость целей может достигать 679 м/с, а высота полета — от 10 до 3,5 тыс. м.

Структура и решаемые задачи

Организационно ВКC России включают в себя три рода войск (сил):

  • Военно-воздушные силы;
  • Войска противовоздушной и противоракетной обороны;
  • Космические войска.

Задачи Вручение Боевого знамени Воздушно-космических сил. Москва, Кремль, 17 марта 2021 года

Воздушно-космические силы решают широкий спектр задач:

  • отражение агрессии в воздушно-космической сфере и защита от ударов средств воздушно-космического нападения противника пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, группировок войск (сил), административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны;
  • поражение объектов и войск противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения;
  • авиационное обеспечение боевых действий войск (сил) других видов и родов войск;
  • поражение головных частей баллистических ракет вероятного противника, атакующих важные государственные объекты;
  • обеспечение высших звеньев управления достоверной информацией об обнаружении стартов баллистических ракет и предупреждение о ракетном нападении;
  • наблюдение за космическими объектами и выявление угроз в адрес России в космосе и из космоса, а при необходимости — парирование таких угроз;
  • осуществление запусков космических аппаратов на орбиты, управление спутниковыми системами военного и двойного назначения в полёте и применение отдельных из них в интересах обеспечения войск необходимой информацией;
  • поддержание в установленном составе и готовности к применению спутниковых систем военного и двойного назначения, средств их запуска и управления и ряд других задач.

Военно-транспортная авиация

Главным «воздушным грузовиком» военной авиации является самолет ИЛ-76, обладающий грузоподъемностью до 60 тонн. Около 120 самолетов находятся в авиачастях, в том числе несколько экземпляров, построенных и прошедших модификации в 2010-2018 годах.

Серийный самолет с самой высокой в мире грузоподъемностью Ан-124 «Руслан». Все 16 машин, находящихся на вооружении, прошли модернизацию в 2012-2015 годах, в ходе которой были установлены навигационные комплексы «ГЛОНАСС», шасси, элементы фюзеляжа и увеличена грузоподъемность.

«Пенсионер» транспортной авиации Ан-12 способен перевозить до 20 тонн грузов. Несмотря на то, что он снят с производства в 1973 году, в военной авиации России осталось более ста машин.

Легкий Ан-26 способен перевозить груз массой до 5,5 тонн, либо до 40 человек личного состава. Производился в СССР с 1969 по 1986 годы. В ВКС и морской авиации по-прежнему находится более 140 таких самолетов.

Для транспортировки личного и командного состава вооруженных сил военная авиация использует:

  • 18 самолетов Ту-154;
  • 6 машин ИЛ-62М;
  • 54 машины Ту-134;
  • 8 самолетов ИЛ-18Д;
  • 27 легких чешских L-410.

Для замены машин, вырабатывающих свой ресурс, начато производство АН-148-100Е, вмещающего до 80 человек, и АН-140-100, который способен перевозить до 52 человека.

История

Транспортно-боевой вертолёт создавался по программе перевооружения морской пехоты, в том числе современными средствами доставки. При создании вертолёта учитывался боевой опыт морской пехоты вероятного противника, в первую очередь корейской и вьетнамской войн.

Вертолёт разрабатывался на базе создаваемого в то время противолодочного и поисково-спасательного Ка-27. Главным конструктором был назначен С. М. Михеев, который осуществлял общее руководство программой создания «изделия Д-2Б». Непосредственно работы возглавил заместитель главного конструктора С. Фомин. Его помощником стал ведущий конструктор Г. Данилочкин.

Первый полёт прототипа с бортовым номером «208», имевшего обозначение Ка-252ТБ состоялся 28 июля 1976 года.

Заводские испытания двух построенных вертолётов продолжались два года.

Весной 1978 года обе опытные машины передали на совместные Государственные испытания (ГСИ) в 3-е Управление ГК НИИ ВВС (Крым, аэродром Кировское и площадка Песчаная балка).

В апреле-декабре состоялся этап «А» ГСИ, а до 9 июня 1979 г. завершился и этап «Б» этих испытаний. Полеты проходили в Крыму, в т.ч. на полигонах Чауда и Меганом, а также в Коломне и близ Ахтубинска.

В строевые части вертолёт стал поступать в 1985 году, серийное производство было приостановлено в 1991 году, официально вертолёт до сих пор числиться в производстве

Тактико-технические характеристики Ка-31

– Начало эксплуатации: 1995 год – Единиц произведено: >35

Стоимость Ка-31

– 454 млн рублей (2008 год)

Экипаж Ка-31

– 3 человека

Габаритные размеры Ка-31

– Диаметр несущих винтов: 15,90 м – Длина фюзеляжа: 11,60 м – Ширина фюзеляжа: 3,80 м – Высота: 5,50 м

Вес Ка-31

– Пустой: 5520 кг – Нормальная взлётная масса: 11400 кг – Максимальная взлётная масса: 12500 кг

Двигатели Ка-31

– Количество, тип, марка: 2 х ТВЗ-117ВМА – Мощность: 2 х 2200 л. с. – Вспомогательная силовая установка: ТА-8К – Эквивалентная воздушная мощность: 107 кВт

Скорость Ка-31

– Крейсерская скорость: 220 км/ч – Максимальная скорость: 250 км/ч

Дальность полёта Ка-31

– 680 км

Статический потолок Ка-31

– 3500 м

Динамический потолок Ка-31

– 5000 м

Характеристики локационных систем

  • Обнаружение надводных целей производится на расстоянии 250-285 км., авиации – 100-150 км.
  • Передача информации о цели передается на расстоянии 150 км при высоте 1500-3000 км.
  • Период проведения одного сканирования – 10 сек.
  • Максимальное количество сопровождаемых целей – 20.
  • Рабочий диапазон обзора — 360°.

Все оборудование комплекса в высшей степени автоматизировано. Система обнаружения самостоятельно устанавливает все параметры цели: координаты, скорость, курс, принадлежность к какому-либо государству и передает сообщение на КП и самолеты-перехватчики. Штурман на экране монитора видит только номер ее обозначения и контролирует действия системы. Экипаж машины состоит из трех человек.

Вертолеты

На вооружении ВКС России состоит около тысячи вертолетов различного назначения. Среди которых ударные вертолеты:

  • черная акула;
  • аллигатор;
  • крокодил;
  • ночной охотник.

Двухместный вариант вертолета Ка-50 «Черная акула», получивший индекс Ка-52 «Аллигатор», создан для поражения пехоты и техники противника на расстоянии до 20 км. Способен атаковать воздушные цели. К 2021 год в войсках проходят службу 118 вертолетов, всего заказано 146 боевых машин.

Узнай: Является ли военный билет удостоверением личности

Ми-24 «Крокодил» отлично зарекомендовал себя в годы Афганской войны и конфликтов в Чеченской республике. Высокая защищенность экипажа и сильное ракетно-пушечное вооружение делают вертолет грозным противником. Около 180 вертолетов находится на вооружении ВКС России.

Вертолет Ми-28 «Ночной охотник» предназначен для борьбы с бронетехникой противника при активном воздействии вражеской ПВО. В 2013 году началось серийное производство модификаций Ми-28Н (ночной) и Ми-28НМ (ночной модернизированный). К середине 2021 года армия получила не менее 110 вертолетов.

Транспортно-боевой вертолет Ми-24ВМ (Ми-35) применяется для огневой поддержки сухопутных войск, десантирования групп спецназа, эвакуации раненых, перевозки грузов. С 2010 года авиация получила более 60 вертолетов.

В ВВС России находится более 300 многоцелевых вертолетов Ми-8 различного назначения: учебные, транспортные, медицинские, минные заградители и постановщики помех, боевые модификации (АМТШ) с комплексом ракетного вооружения. Почти все вертолеты прошли модернизацию либо изготовлены не ранее 2010 года.

Тяжелый транспортный вертолет Ми-26, обладает грузоподъемностью 20 тонн. В 2012 году, после почти двадцатилетнего перерыва, было возобновлено производство этих вертолетов. В ВКС России эксплуатируется 41 машина этого типа.

Конструкция

Основным элементом конструкции является РЛС с вращающейся антенной длиной 5.75 м и площадью 6м2. Антенна установлена под фюзеляжем и прилегает к его нижней части в сложенном положении. При работе антенна открывается на 90° вниз, при этом опоры шасси прижимаются к фюзеляжу, чтобы не мешать вращению антенны. Время полного оборота антенны составляет 10 сек. РЛС обеспечивает одновременное обнаружение и сопровождение до 20 целей. Дальность обнаружения составляет: для самолётов 100—150 км, для надводных кораблей 250—285 км. Продолжительность патрулирования — 2.5 ч при полёте на высоте 3500 м.

Для стабилизации полёта с вращающейся антенной был разработан специальный пилотажно-навигационный комплекс. Он также выполняет функции автопилота, обеспечивает автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25 м над местом посадки. Вертолёт Ка-31 может выполнять полёты в любое время суток и в сложных метеорологических условиях.

Вертолет корабельного базирования Ка-29

Боевой вертолет корабельного базирования Ка-29 является доработанной версией вертолета того же класса под названием Ка-27. Первая машина увидела свет в конце 1980-ых годов. С того времени было изготовлено 59 вертолетов данной модели.

Всего вертолёт выпускается в двух модификациях: транспортный и военный. В обоих случаях экипаж состоит из двух человек, одним из которые является сам летчик, а также штурман оператор в военной и второй пилот в транспортной комплектации.

На данный момент точно известна история 17 из 56 созданных вертолетов. После распада СССР Украине было передано 5 боевых машин, одна из которых была продана Экваториальной Гвинеи. В России же остались по разной информации от 6 до 12 вертолетов Ка-29, которые на данный момент принадлежат и обслуживаются Авиацией ВМФ России.

Военно Морская Авиация

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий