Эскадренные броненосцы первого класса типа «Фудзи» (Япония)

Предпосылки создания линейных кораблей

Захват территорий и увеличение зоны торговли стали основой для финансового развития многих европейских держав. В середине 16 века Испания и Великобритания все чаще сталкивались у берегов Нового Света – борьба за территории вынуждала заниматься усовершенствованием флота, который должен был не только перевозить ценный груз, но и уметь защищать свое имущество. Поворотным моментом для Англии стала победа над Армадой в 1588 году. С развитием торговых отношений и колонизации стало понятно, что море – источник будущего благосостояния и мощи страны, который необходимо защищать.

Некоторые торговые судна были переоборудованы в боевые – на них устанавливались пушки и прочее вооружение. В этот момент никто не придерживался единых стандартов. Такая разношерстность оказывала негативный эффект при столкновениях в открытом море. Бой выигрывался за счет удачных стечений обстоятельств, а не в результате спланированных тактических маневров. Для безоговорочных побед необходимо было совершенствовать морские силы.

Линейная тактика сражение при Габбарде (1653)

Первый положительный опыт ведения линейного боя был зафиксирован в 1653 году. Кильватерное расположение английских кораблей – друг за другом, с легкостью позволило отбить первую атаку Нидерландов, которые к тому же потеряли два судна. На следующий день голландский адмирал Мартен Тромп вновь отдал приказ наступать. Это стало его роковой ошибкой, флот был разгромлен. 6 судов было потоплено, 11 взято в плен. Англия не потеряла ни одного корабля, к тому же получила контроль над проливом Ла-Манш.

Сражение при Бичи-Хед (1690)

В июле 1690 года произошло столкновение между французскими и союзническими (Англия, Голландия) кораблями. Адмирал Франции Турвиль руководил 70 линейными кораблями, которые выставил в три ряда:

  • Первая линия – авангард, насчитывала 22 линкора;
  • Вторая – кордебаталия, 28 судов;
  • Третья – арьергард, 20 линейных кораблей.

Противник также выстроил свое вооружение в три ряда. Он насчитывал 57 линкоров, которые в разы превосходили французов по количеству артиллерии. Однако тактика Турвиля сумела одержать бесспорную победу, не потеряв при этом ни одного судна. Союзники лишились 16 линкоров, еще 28 были серьезно повреждены.

Данное сражение позволило французам захватить под свой контроль Ла-Манш, что привело английский флот в смятение. Спустя несколько дней они вернули свои морские границы. Бой при Бичи-Хед вошел в историю, как одна из крупнейших битв парусных линейных кораблей.

Трафальгарское сражение (1805)

В годы правления Наполеона французско-испанский флот встретил жестокое сопротивление британских военно-морских сил. Недалеко от мыса Трафальгар в Атлантическом океане союзники выстроили корабли по линейной схеме – в три ряда. Однако плохие погодные условия и начинающийся шторм не позволяли вести бой на дальнем расстоянии. Проанализировав ситуацию, английский адмирал Нельсон, находящийся на борту линкора «Виктория», приказал группироваться кораблям в две колонны.

Дальнейшая тактика ведения боя Королевского флота Британии оказалась более успешной. Ни один из судов не был потоплен, хотя многие имели серьезные повреждения. Союзники потеряли 18 парусников, 17 из которых были захвачены. Командующий английским флотом был ранен. В первый день битвы французский стрелок, находящийся на броненосце Redoutable, выстрелил из мушкета. Пуля попала в плечо. Нельсон был спущен в лазарет, но вылечить его так и не удалось.


Кильватерная колонна во время смотра на Черном море 1849 год

https://youtube.com/watch?v=09IF3kRIYe0

Что предшествовало мятежу

Именно эти строения сыграли основную роль в создании города. Постепенно город разрастался и облагораживался, появились пекарни, продуктовые лавки, дома местных жителей.Территория становилась красивее, дома штукатурили, выбеливали стены и покрывали крыши черепицей.

Активная застройка города началась в тот период, когда начальником штаба ЧФ был назначен М.П. Лазарев. Впоследствии он занял пост главнокомандующего флотом, портами, а также стал военным губернатором города. Во время его руководства были поострены многие предприятия судоремонта и судостроения. Позже под его руководством началась реконструкция существующих зданий и активное строительство новых.

Вероятность того, что мятеж на крейсере Очаков в Севастополе прекратится была вполне реальной после оглашения текста Манифеста. Народ собрался на площади и радовался результатам, но волнение было настолько сильным, что мирное собрание переросло в политическую демонстрацию. Из толпы начали выкрикивать требования освободить заключенных, и некоторые присутствующие двинулись к тюрьме. По неизвестной причине там открыли огонь и погибло 8 человек.

Путь от «Фудзи» до «Микасы»: японские броненосцы Русско-японской войны

В 2009 г. на экраны вышел первый сезон фильма- эпопеи, снятого по роману Сиба Ретаро «Тучи над холмами», где впервые широкая мировая аудитория смогла наглядно увидеть процесс модернизации японской нации. Из отсталой полуфеодальной страны, какой была Япония в начале фильма, она к исходу третьего сезона превратилась в мировую супердержаву, разгромившую Россию на суше и на море. Но даже к концу XIX в., еще до победы над Китаем, японский флот с технической точки зрения уже не имел ничего общего с флотом периода гражданской войны.

На момент начала Японо-китайской войны самый лучший японский броненосец «Фусо» даже самими японцами признавался безнадежно устаревшим. Хотя его и модернизировали, но эта переделка, скорее, «подтянула» старый корабль лишь до уровня крейсера. Так что фактически японцам предстояло создать свой броненосный флот с нуля. И первую «заявку» на владение морем они подали еще в 1893 г. Чтобы не напугать потенциальных жертв и соседей, официально было представлено, что броненосцы «Фудзи» и «Ясима» заказываются в противовес китайским «Чжень Юань» и «Динь Юань». Но в действительности японцы быстро осознали, что, ограничив водоизмещение цифрой 8 000 тонн, как на китайском оппоненте, они в лучшем случае смогут получить броненосец второго ранга. Поэтому верхняя планка водоизмещения была поднята, и в итоге по набору боевых качеств они получили боевую единицу, многократно превосходящую порядком устаревшую главную мощь китайского флота. Да и вообще японские броненосцы могли дать достойный отпор любому противнику в тихоокеанских водах.

Победа Японии в войне с Китаем стала полной неожиданностью для большинства европейских государств, ведь Китай потерпел поражение, несмотря на огромный перевес в силах как на суше, так и на море. Но воспользоваться плодами своих побед японцам не дали. Под давлением ряда европейских государств, в первую очередь России, им пришлось отказаться от взятого штурмом Порт-Артура и от претензий на Манчжурию. Противостоять российскому флоту японцы пока не могли и потому уже в 1895 г. приняли грандиозную судостроительную программу, имевшую явную антирусскую направленность. В соответствии с ней планировалось построить еще четыре броненосца. Поскольку Япония не имела собственных судостроительных мощностей, все шесть кораблей создавались лучшими кораблестроителями Англии. Интересно отметить, что на претворение в жизнь этой программы пошла большая часть контрибуции, полученной у Китая. В результате в 1897–1899 гг. японцы потратили на новое кораблестроение свыше 100 млн иен. Для сравнения, Россия в этот период тратила суммы, более чем в два раза меньшие. Позже Российской империи пришлось резко увеличить ассигнования, но, увы, время было уже упущено…

Крейсер «Нийтака»: гибель в рыболовных сетях

На момент событий у Чемульпо «Нийтака» — самый новый из кораблей, участвовавших в бою. За весь бой 27 января 1904 года с «Нийтаки» было выпущено 53 152-мм снаряда. В дальнейшем, крейсер 1 августа 1904 г. участвовал в бою у Фузана с Владивостокским отрядом крейсеров. А в Цусимском сражении сражался 15 мая 1905 г. с крейсером «Светлана», а затем «Дмитрием Донским».


Крейсер «Нийтака». (club443.ru)

Во время японской интервенции на Дальнем Востоке корабль обеспечивал защиту японского рыболовства в российских водах и по иронии судьбы погиб в рыболовных сетях. В августе 1922 г. вблизи устья реки Озерной (побережье Камчатки) командир крейсера принял опрометчивое решение переждать надвигающийся тайфун на якорной стоянке под защитой берега. Но ветер внезапно изменил направление, вынудив крейсер сняться с якоря.

Ночью в штормовую погоду «Нийтака» вошел в рыболовные сети, которые намотались на винты, потерял управление и был опрокинут волной. Вместе с кораблем погибло более 300 человек. Уцелеть посчастливилось лишь небольшой группе японских моряков из экипажа крейсера (19 человек), оказавшейся перед наступлением шторма на берегу. Через год после трагедии японцы обследовали место гибели «Нийтаки» и установили на берегу скромный памятник, который сохранился до наших дней.

Победа в один выстрел: легендарная дуэль снайпера Зайцева с немецким асом

В 1942 году во время ожесточенных боев за Сталинград советские снайперы наносили чувствительные удары по немцам. Работая в условиях городского боя, они успешно уничтожали вражеских солдат, и офицеров, понижая боевой дух неприятеля. Так, знаменитый стрелок 62-й армии Сталинградского фронта, Герой Советского Союза Василий Зайцев с 10 ноября по 17 декабря уничтожил 225 немецких военнослужащих, за что удостоился звания лучшего снайпера Сталинградской битвы.

Чтобы сбить активность русских снайперов и таким образом поднять боевой дух своих солдат, немецкое командование принимает решение отправить в Сталинград руководителя берлинской снайперской школы, полковника СС Гейнца Торвальда для уничтожения Василия Зайцева.

Прибыв в расположение, немецкий стрелок сразу же бросил вызов своему врагу, подстрелив единственными выстрелами двоих советских снайперов. Данный инцидент сильно обеспокоил военное командование СССР: командир 284-й стрелковой дивизии полковник Батюк отдал приказ любой ценой ликвидировать Торвальда.

Задача была поставлена нелегкая. Нужно было в первую очередь найти немца, изучить его поведение, привычки, почерк. И это все для одного единственного выстрела. Однако огромный опыт Василия Зайцев научил его определять характер, опытность и храбрость вражеского снайпера лишь по маскировке и ведению огня.

Это и могло советскому снайперу в победе над Торвальдом. Спустя два дня безуспешных поисков немца, Зайцев с напарником Кузнецовым заняли скрытную позицию на участке, где накануне были ранены их товарищи. Долгое ожидание постепенно принесло свои плоды: солдаты заметили немецкую каску над вражеским окопом, которая своими неестественными движениями выдала приманку. На второй день фашист ничем себя не выдал.

Район боевых действий, открывшийся перед Зайцевым и Кузнецовым, представлял из себя следующее: справа находится дзот, но амбразура в нем закрыта. Слева стоит подбитый танк, но опытный стрелок туда не полезет. Между ними на ровной местности валяется кусок металла, заваленный кучей кирпичей

Причем, давно уже лежит, глаз привык к нему, не сразу и внимание обратишь

«Может немец под листом?», — предположил Зайцев. Он надел рукавицу на палку и приподнял ее над бруствером. Выстрел и точное попадание. Василий опустил приманку в таком же положении, как и приподнимал. Пуля вошла ровно, без сноса. Точно немец под железным листом.

Следующим утром советские снайперы сменили позицию. Кузнецов выстрелил наугад, засветив свое укрытие и заинтересовав вражеского стрелка. Затем всю первую половину дня они отдыхали, ожидая, когда солнце развернется, оставив их укрытие в тени, а вражеское осветив прямыми лучами.

Ближе к вечеру перед самым листом что-то заблестело. Снайперы поняли: это оптический прицел. Кузнецов медленно стал приподнимать каску. Щелкнул выстрел. Кузнецов вскрикнул, приподнялся и тут же упал, не двигаясь. Немец совершил роковую ошибку, не просчитав второго снайпера. Он немного высунулся из-под укрытия прямо под пулю Василия Зайцева.

Так закончилась эта снайперская дуэль, ставшая знаменитой на фронте и вошедшая в список классических приемов снайперов всего мира.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

Технические и человеческие потери

Согласно рапорту российской стороны, «Варяг» выпустил более 1,1 тысячи снарядов, «Кореец» — более 50 и дымовую завесу. Однако эти данные подвергаются сомнению: согласно подсчетам оставшихся снарядов, выпущено было гораздо меньше.

Также в рапорте содержатся сведения о потерях со стороны врага:

  1. 1 миноносец потоплен.
  2. 3 крейсера повреждены, один из них затонул.
  3. 30 человек убиты.

Однако японские источники не подтверждают каких-либо потерь со своей стороны. Нет никаких сведений даже о попадании снарядов в судна.

Зато о потерях с российской стороны известно намного больше. «Варяг» сильно пострадал: были разбиты орудия, пробиты огнем 4 больших пробоины и множество мелких, незначительных. Все это удалось восстановить после поднятия крейсера.

Немало жертв оказалось и среди матросов:

  1. Убит офицер Нирод и 38 матросов.
  2. Ранены 3 офицера и 70 нижних чинов.
  3. Ранен в голову и контужен командир Руднев.

После высадки 24 человека остались на лечении, из них двое умерли позднее. 11 человек передали для лечения на другие корабли.

Битва на рейде Хэмптон-Роудс — «дебют» броненосцев

Весной 1861 г. между северными и южными штатами США началась Гражданская война. На море она носила ограниченный характер: у южан (конфедератов) не было ни своего флота, ни мощностей для его производства, к тому же северяне (федералы) блокировали южные порты для подрыва экономики Конфедерации.

Одним из немногих кораблей, принадлежавших южанам, был паровой броненосец «Вирджиния» водоизмещением 4500 т. Это была переделка из старого парохода, имевшая импровизированную конструкцию. Посередине корпуса оборудовали палубу на 10 орудий: 2 — калибра 163 мм, 2 — калибра 170 мм и 6 — калибра 229 мм. Боковые деревянные стены, обшитые стальными плитами толщиной от 25 до 102 мм, были расположены с наклоном — как у шалаша. На носу поставили таран.


Броненосец «Вирджиния» перед боем

Ответом северян стала постройка цельнометаллического парового броненосца «Монитор» («Наблюдатель») водоизмещением 987 т. Он был похож на плавающий танк. Два 11-дюймовых (279 мм) орудия были установлены в единственной башне, вращающейся на 360 градусов. Толщина башенной брони (229 мм) позволяла выдерживать попадание боеприпасов из любого орудия, имевшегося в распоряжении южан.

В целом к будущему столкновению были подготовлены самые новаторские корабли того времени.


Офицеры-северяне на палубе броненосца «Монитор»

8 марта 1862 г. «Вирджиния» под предводительством капитана Франклина Бьюкенена в сопровождении всего 2 пушечных пароходов попыталась сорвать блокаду своих важнейших промышленно-торговых центров. Бьюкенен с ходу атаковал флот северян на Хэмптонском рейде в устье Чесапикского залива. И первым же таранным ударом «Вирджинии» был потоплен парусный фрегат северян — «Камберленд». «Вирджиния» обратила свои орудия на фрегат «Конгресс», который попытался скрыться, но сел на мель, и тут же превратила неподвижное судно в пылающие руины. В качестве третьей жертвы Бьюкенен наметил паровой фрегат «Миннесота», но тот сумел кое-как отбиться. Наступивший вечер прервал бой, выигранный «Вирджинией» с «сухим счетом».

Утром 9 марта «Вирджиния», на которой раненого капитана Бьюкенена заменил Кейтсби Роджер Джонс, направилась добивать «Миннесоту». Однако к месту боя уже подоспел «Монитор». Последующая дуэль двух быстроходных кораблей продемонстрировала полное превосходство брони над артиллерией — ни одно из попаданий не привело к пробитию брони, хотя оба корабля получили множество иных повреждений. Тогда Джонс попытался подмять «Монитор» всей массой «Вирджинии», но капитан «Монитора» Джон Уорден, умело маневрируя, уворачивался. Наконец одним из снарядов была повреждена башня «Монитора». Заменивший раненного Уордена лейтенант Грини вывел корабль из боя.


Один из эпизодов битвы на рейде Хэмптон-Роудс: «Монитор» пытается протаранить «Вирджинию»

Таким образом, «Вирджиния» вышла полной победительницей, но продолжать борьбу с оставшимися кораблями северян не могла по причине тяжелых повреждений. Блокада осталась не прорванной.

В дальнейшем по образцу «Вирджинии» южане построили целую серию аналогичных кораблей. Точно так же поступили северяне, приняв за основу свой «Монитор». Так началась «эра броненосцев», продлившаяся около полувека

Судьба моряков

Всех моряков забрали иностранные корабли и через нейтральные воды доставили их в Россию. С 19 марта по 6 апреля 1904 года все матросы группами были переправлены в Одессу. Оттуда моряки отправились в Санкт-Петербург. В городах, которые они проезжали, им был оказан теплый прием.

16 апреля матросы прибыли в столицу на Николаевский вокзал. В Зимнем дворце для героев был дан торжественный обед, на котором присутствовал император Николай II. Каждому гостю Николай II вручил именные часы и Георгиевский крест. Это был первый случай в истории России, когда награду получили абсолютно все участники битвы.

Команда «Варяга» была расформирована, матросов перевели на другие корабли, а командир крейсера «Варяг» повышен по службе и отправлен в отставку.

В баррикадах Сталинграда

С самого детства Василий Зайцев занимался охотой, а в двенадцать лет получил в подарок свою первую винтовку. Именно благодаря охоте Зайцев понял, что снайпер должен быть невидимым. Способность маскироваться всегда была для него первостепенной задачей. Сыграло свою роль и необычайное хладнокровие и самообладание стрелка. Кроме того, Василий был одарен и физически: орлиный глаз, хорошее ухо и выносливость не оставляли ни единого шанса врагу, попавшему под его прицел.

Василий Зайцев. | Фото: Topicstock — Pantip.

Зайцев вышел на фронт простым солдатом, он не сразу стал снайпером. Несколько раз он сражался в рукопашном бою с врагом и даже получил штыковое ранение, но так и не покинул ряды. В самых первых битвах Зайцев проявил себя как отменный стрелок. Он поразил вражеского солдата на расстоянии 800 метров с помощью простой трехлинейной винтовки. Через месяц битвы Василию была вручена медаль «За храбрость».

Вручение винтовки Зайцеву. | Фото: waralbum.ru.

К тому времени Зайцев убил из винтовки 32 вражеских солдат без снайперского прицела. Но его главной наградой стала снайперская винтовка с оптическим прицелом, которая была вручена ему вместе с медалью. Почти сразу слава о непобедимом снайпере распространилась по всем фронтам. Своим именем Зайцев вдохновлял советских солдат и сеял страх среди немцев.

Табель о рангах

Высший командный состав

КатегорииИмператор

(яп. 天皇) Тэнно

Генералы

(яп. 将官) Сёкан

Петлицы Эмалированныйзнак на правойстороне груди
Погоны
Шевроны
Звания Главный маршал(яп. 大元帥 дайгэнсуй) Главный адмирал маршал(яп. 元帥大将 гэнсуй тайсё:)Главный адмирал(яп. 大将 тайсё:)Средний адмирал(яп. 中将 тю:дзё)Младший адмирал(яп. 少将 сё:сё)
Соответствующее звание РККФ

(с 1942 г.)

Адмирал флотаАдмиралВице-адмиралКонтр-адмирал
Соответствующее звание РККФ

(с 1940-1942 гг.)

Соответствующее звание РККФ

(1935-1940 гг.)

Флагман флота1-го рангаФлагман флота2-го рангаФлагман1-го рангаФлагман2-го ранга
Соответствующие воинские категории РККФ

(1925-1935 гг.)

Командующий флотом,главнокомандующийфлотом республикиКомандующий флотилиейи ему равныеКомандующий эскадройи ему равныеКомандир бригады кораблейи ему равные

Старший и средние командный состав

КатегорииШтаб-офицеры

(яп. 佐官)
Сакан

Обер-офицеры

(яп. 尉官)
Икан

Петлицы
Погоны
Шевроны
ЗванияГлавныйштаб-офицер(яп. 大佐 тайса)Среднийштаб-офицер(яп. 中佐 тю:са)Младшийштаб-офицер(яп. 少佐 сё:са)Главныйобер-офицер(яп. 大尉 тайи)Среднийобер-офицер(яп. 中尉 тю:и)Младшийобер-офицер(яп. 少尉 сё:и)
Соответствующее звание РККФ

(с 1935 г.)

Капитан1-го рангаКапитан2-го рангаКапитан3-го рангаКапитан-лейтенантСтарший лейтенантЛейтенант
Соответствующие воинскиекатегории РККФ(1925-1935 гг.)Командир корабля1-го рангаи ему равныеСтарший помощниккомандира корабля1-го рангаи ему равныеКомандир корабля2-го рангаи ему равныеКомандир корабля3-го ранга,ст. помощниккомандира корабля2-го рангаи им равныеКомандир корабля4-го ранга,ст.помощниккомандира корабля3-го рангаи им равныеСтарший помощниккомандира корабля4-го рангаи ему равные

Курсанты и мичманы

Категория Мичманы(яп. 准士官) Дзюнсикан
Петлицы
Погоны
Шевроны
Звания(яп. 海軍少尉候補生)Кайгун-сё:и-ко:хосэй(яп. 海軍予備少尉候補生)Кайгун-ёби-сё:и-ко:хосэй(яп. 海軍見習尉官)Кайгун-минараи-икан (яп. 兵曹長)Хэйсо:тё:(яп. 海軍兵学校生徒)Кайгун-хэйгако-сэйто:(яп. 海軍委託生)Кайгун-итакусэй
Кандидат в офицерыМладшийкандидат в офицерыГардемаринМичманДействительный курсант ВМФКурсант ВМФ
Соответствующее

звание РККФ

(с 1937 г.)

Младший лейтенантКурсант
Соответствующие воинскиекатегории РККФ(1925-1935 гг.)Командир боевой части,помощник командира корабля 4 рангаи им равные специалисты

Матросы и старшины

Категория Старшины(яп. 下士官) Касикан Матросы(яп. 水兵) Суйхэй
Шевроны
Звания

(с 1942 г.)

Главный старшинаСтаршина 1-ой статьиСтаршина 2-ой статьиГлавный матросСтарший матросМатрос 1-ой статьиМатрос 2-ой статьи
(яп. 上等兵曹)Дзё:то:-хэйсо: (яп. 一等兵曹) Итто:-хэйсо: (яп. 二等兵曹)Нито:-хэйсо: (яп. 水兵長)Суйхэйтё: (яп. 上等水兵)Дзё:то:-суйхэй (яп. 一等水兵)Итто:-суйхэй (яп. 二等水兵)Нито:-суйхэй
Звания

(до 1942 г.)

Старшина 1 статьиСтаршина 2 статьиСтаршина 3 статьиМатрос 1-ой статьиМатрос 2-ой статьиМатрос 3-ей статьиМатрос 4-ой статьи
(яп. 一等兵曹) Итто:-хэйсо: (яп. 二等兵曹)Нито:-хэйсо: (яп. 三等兵曹) Санто:-хэйсо: (яп. 一等水兵)Итто:-суйхэй (яп. 二等水兵)Нито:-суйхэй (яп. 三等水兵)Санто:-суйхэй (яп. 四等水兵)Ёнто:-суйхэй
Соответствующее звание РККФ

(с 1943 г.)

МичманГлавный старшинаСтаршина

1 статьи

Старшина

2 статьи

Старший матросМатрос
Соответствующее звание РККФ

(с 1940-1943 гг.)

Старший краснофлотецКраснофлотец
Соответствующее звание РККФ

(1935-1940 гг.)

СтаршинаОтделенный командирКраснофлотец
Соответствующие воинские категории РККФ

(1925-1935 гг.)

Старшина боевой части,главный боцмани им равные специалистыЗам. командирабоевого поста,старший боцмани им равные специалистыКомандир отделения,боцмани им равные специалистыКомандир группы,пом. командира отделенияи им равные специалисты

Чин-Иен — что это такое

27 февраля 1895 г. трофейный броненосец был отбуксирован в занятый японцами Люйшунь (Порт-Артур) и поставлен на ремонт. 16 марта официально включен в состав Императорского флота Японии, став там первым полноценным броненосцем. Японцы оставили название корабля прежним в его иероглифическим написанием (но произносили его на японский лад как «Чин-Иен»). В мае того же года отправлен в Японию. С прибытием новых броненосцев «Фудзи» и «Ясима» в 1898 г. «Чин-Иен» был переведен в разряд линейных кораблей 2-го класса. В 1900 году в составе международных сил принимал участие в подавлении боксёрского восстания в Китае, сопровождая транспорты с японскими войсками.

В 1901 г. прошел капитальный ремонт и некоторую модернизацию. Была несколько усилена вспомогательная артиллерия: два устаревших крупповских 6-дюймовых орудия заменили на четыре скорострельные 6-дюймовки фирмы Армстронг. Одно орудие по-прежнему находилось в малой носовой башне, задняя башня была снята, и кормовое орудие стояло теперь открыто за щитом, как и две 6-дюймовки, установленные побортно на мостике позади дымовых труб. Корабль также получил два 57-мм, восемь 47-мм и два 37-мм скорострельных орудия. Артиллерия главного калибра — четыре короткоствольных 12-дюймовых орудия фирмы Крупп со скорострельностью выстрел в 4 минуты и дальнобойностью в 44 кабельтова остались прежними, как и двигательная установка, обеспечивавшая скорость не более 10,5 узлов. 27 мая 1903 г. во время тренировочных стрельб главным калибром на «Чин-Иене» разорвало ствол одного из 12-дюймовых орудий, в результате чего пострадало 12 человек.

Русско-японская войнаПравить

Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. «Чин-Иен» вместе с крейсерами типа «Мацусима» составлял 5-й боевой отряд Объединенного японского флота. В апреле-мае 1904 г. он участвовал в конвоировании судов с экспедиционными японскими войсками, обеспечении их высадки у Битзыво, в блокаде Порт-Артура. 10 (23) июня у Порт-Артура «Чин-Иен» вместе с «Мацусимой» прикрывал японские миноносцы от атак русского крейсера 2-ранга «Новик» и минных крейсеров «Гайдамак» и «Всадник». 5 (18) июля «Чин-Иен» и «Мацусима» обстреляли «Новик», «Гайдамак», «Всадник» и канонерку «Гиляк» у бухты Тахэ

10 августа (28 июля) 1904 г. во время морского сражения с порт-артурской эскадрой «Чин-Иен» шел к северу от неё на дистанции 80-85 кабельтовых, когда не мог вести огонь, но сам получил два попадания снарядами крупных калибров с русских кораблей. Осенью 1904 г. для подрыва «Чин-Иена», имевшего ночную базу в бухте Тонкау, из Порт-Артура дважды выходил минный катер с броненосца «Ретвизан», но смог торпедировать лишь патрульный миноносец.

В Цусимском сражении 14 (27 мая) 1905 г. во время боя главных сил «Чин-Иен» участвовал в обстреле 5-м отрядом русских транспортов и охранявших их крейсеров. Позднее 5-й отряд также обстрелял поврежденные русский броненосец «Князь Суворов» и плавмастерскую «Камчатка» . В июне 1905 г. «Чин-Юань» был включен в 7-й боевой отряд, в который также вошли трофеи Цусимы — устаревший русский броненосец «Ики» (бывший «Николай I»), броненосцы береговой обороны «Мисима» («Адмирал Сенявин») и «Окиносима» («Генерал-адмирал Апраксин»). В июле того же года 7-й отряд обеспечивал операцию по захвату японцами Сахалина.

Завершение службыПравить

12 декабря 1905 г. «Чин-Иен» был переквалифицирован в корабль береговой обороны 1-го класса. С мая 1908 г. переведен в разряд учебных судов. 1 апреля 1911 г. исключен из списков флота. Был переоборудован как судно-цель. Использовался для испытания орудий новых кораблей (в том числе броненосного крейсера «Курама»). 6 апреля 1912 г. продан на слом, в 1914 г разобран в Иокогаме.

Служба эскадренных броненосцев типа «Фудзи»

Эскадренный броненосец первого класса «Фудзи».

Заложен 1 августа 1894 г., спущен на воду 31 марта 1896 г., укомплектован 17 августа 1897 г. (верфm «Темз Айрон Уоркс» в Блэкуолле, Англия)

Во время русско-японской войны под командованием капитана 1 ранга К. Мацумото входил в первый боевой отряд первой эскадры, участвовал в обстрелах и блокаде Порт-Артура, боях в Желтом море и Цусимском сражении, в котором получил попадания 2x 305-, 3x 152-, 2x 75-мм снарядов и 5 неустановленного калибра, и чудом избежал гибели после взрыва 305-мм снаряда в кормовой башне (8 убитых, 22 раненых).

Потопил последним залпом дневного боя броненосец «Бородино».

В 1910 г. «Фудзи» капитально ремонтировался с заменой котлов и вооружения на японские образцы, после чего был переклассифицирован в броненосец береговой обороны 1 класса (став одновременно и учебным артиллерийским кораблем). Ко времени первой мировой войны «Фудзи» оказался старейшим действующим броненосцем в японском флоте, но к 1914 г. он был уже слишком тихоходен по сравнению с другими. Тем не менее, продолжал нести вспомогательное боевое дежурство, простояв всю войну в Куре. В конце сентября 1921 г. корабль зашел во Владивосток, приняв участие в конвоировании снятого с мели броненосца «Микаса».

1 сентября 1922 г. «Фудзи» исключили из списков флота, до 1923 г. разоружили во исполнение условий Вашингтонского договора. Однако позднее его корпус переоборудовали в несамоходное учебно-тренировочное судно, а затем в плавказарму, установив на нем деревянные палубные надстройки. Далее корпус «Фудзи» продолжал служить жилым блокшивом и перевернулся при налете американской авиации на Иокосуку в 1945 г.

В 1948 г. его разобрали на металл.


Броненосец «Фудзи» уже после войны, на фоне новых японских дредноутов. Реликт прошедшей эпохи

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий