Поиск

Boeing Sikorsky RAH-66 «Команч» – когда известность не спасает

Эксплуатация вертолета RAH-66 Comanche

Разработка разведывательно-ударного вертолета RAH-66 «Команч» была свернута в 2004 году, всего к этому времени было построено 4 машины. Конечно проект Comanche нельзя назвать провальным, однако и успешным в полной мере, считать также нельзя.

По большому счету RAH-66 «Команч» проиграл трижды:

  • Во-первых «новейший и самый современный» вертолет разрабатывавшийся в течение 20 лет на выходе уже не был не новейшим ни самым современным. За время его создания успела измениться даже сама концепция вертолета-разведчика — больших «линейных» конфликтов с современной и мощной армией (какой была на старте проекта LHX Советская армия) не предполагалось, а держать «на всякий случай» сверхдорогую машину, в то время как можно не особо напрягаясь получить всю информацию со спутника, стало роскошью даже для армии США.
  • Во-вторых, «самый самый» на поверку ни по одной из характеристик не имел решающего преимущества перед советскими/российскими вертолетами Ка-50 «черная акула», Ка-52 «аллигатор» и Ми-28, зато в отличие от них, не имел и такого же запаса живучести за счет широкого применения в конструкции брони. При этом по стоимости все три «иностранные» машины были существенно дешевле.
  • В третьих (хотя об этом уже говорилось ранее), при всех своих бесспорных положительных качествах и возможностях, RAH-66 «Команч» имел настолько явно и неоправданно завышенную стоимость. В условиях отсутствия глобальных угроз наподобие третьей мировой войны, внятно объяснить налогоплательщикам, зачем стране нужен разведывательно-ударный вертолет, который стоит как современный истребитель — желающих так и не нашлось.

Модель изображает RAH-66 «Comanche» в ударном варианте — обратите внимание на смонтированное дополнительное крыло-подвеску для вооружения

Перспективы развития боевых вертолётов

Общим вектором развития винтокрылых машин является стремление создать аппарат, объединяющий положительные стороны вертолётов со скоростными характеристиками самолётов. В первую очередь такие возможности должны получить боевые вертолёты. Во многих странах, в том числе в России и в США, существуют программы по разработке вертолётов будущего.

Перспективный вариант использования толкающего винта реализован в американском проекте S-97 Raider. Предполагается, что он будет способен развивать скорость до 450 км/ч. Его важным достоинством будет способность совершать полёт на больших высотах.

В России разрабатывается революционный проект реактивного вертолёта (Ка-90). Его взлёт, посадка и первоначальный разгон должен происходить по вертолётному принципу.

Стремительное развитие технологий даёт всё больше автономности как отдельным подсистемам, так и целым агрегатам. Многие функции, которые сейчас выполняют вертолёты, в перспективе возьмут на себя беспилотные аппараты.

История разработки[править]

В 1991 году объединённая команда фирм Boeing и Sikorsky, представившая проект разведывательно-боевого вертолёта RAH-66, была признана победителем конкурса LHX (Light Helicopter Experimental, Вертолёты LHX предназначались для замены боевых вертолётов Bell AH-1, многоцелевых вертолётов Bell UH-1 и разведывательных вертолётов Bell OH-58 и Hughes OH-6. Предполагалось построить в 1990—1994 годах 4000-6000 вертолётов в разведывательном (LHX-SCAT) и многоцелевом (LHX-UTIL) вариантах.
Общая стоимость разработки вертолётов оценивалась в 2,8 млрд долларов, а стоимость производства 24-36 млрд долларов, что делало программу LHX самой масштабной из всех вертолётных программ.

Первый полёт опытного вертолёта RAH-66 «Comanche» состоялся 4 января 1996 года, лётные испытания второго опытного вертолёта планировалось начать в 1998 году, на 2001 год планировались лётные испытания для оценки тактических возможностей вертолётов, предназначенных для войсковых испытаний. Всего предполагалось построить шесть вертолётов для таких испытаний. Начало серийного производства планировалось на 2006 год, предполагалось, что Армии США будет поставлено 1292 вертолёта общей стоимостью более 34 млрд долларов.

23 февраля 2004 года Армия США приняла решение закрыть программу вертолёта «Команч». Опыт войны в Ираке и Афганистане показал, что гораздо дешевле и эффективнее использовать беспилотные самолёты-разведчики, чем вкладывать средства в производство разведывательных вертолётов и обучение пилотов с последующим риском для машин и экипажей. Более 8 миллиардов долларов США было уже вложено в программу на тот момент, в дополнение, объединение Боинг-Сикорский получили $450–680 миллионов в качестве вознаграждения за отказ Армии США от программы.

Технологии, разработанные для «Команча», будут использованы для модернизации вертолётов AH-64 Apache компании McDonnell Douglas и других американских военных вертолётов.

В настоящее время корпус прототипа 95-0001 «The DUKE» (Герцог) находится в Авиационном Музее Армии США в Форт Ракере, штат Алабама, прототип 94-0327 поступил в музей в 2008 году.

Історія розробки

У році об’єднана команда фірм Boeing і Sikorsky, яка представила проект розвідувально-бойового вертольота RAH-66, була визнана переможцем конкурсу LHX (Light Helicopter Experimental). Вертольоти LHX призначалися для заміни бойових вертольотів Bell AH-1, багатоцільових вертольотів Bell UH-1 і розвідувальних вертольотів Bell OH-58 і Hughes OH-6. Передбачалося побудувати в 1990—1994 роках 4000-6000 вертольотів у розвідувальному (LHX-SCAT) і багатоцільовому (LHX-UTIL) варіантах. Загальна вартість розробки вертольотів оцінювалася в 2,8 млрд доларів, а вартість виробництва 24-36 млрд доларів, що робило програму LHX наймасштабнішою з усіх вертолітних програм.

Перший політ дослідного вертольота RAH-66 «Comanche» відбувся 4 січня року, льотні випробування другого дослідного вертольота планувалося почати в 1998 році, на 2001 рік планувалися льотні випробування для оцінки тактичних можливостей вертольотів, призначених для військових випробувань. Всього передбачалося побудувати шість вертольотів для таких випробувань. Початок серійного виробництва планувалося на 2006 рік, передбачалося, що Армії США буде поставлено 1 292 вертольота загальною вартістю понад 34 млрд доларів.

23 лютого року армія США прийняла рішення закрити програму вертольота «Команч». Досвід війни в Іраку і Афганістані показав, що набагато дешевше і ефективніше використовувати безпілотні літаки-розвідники, ніж вкладати кошти у виробництво розвідувальних вертольотів і навчання пілотів з подальшим ризиком для машин і екіпажів. Понад 8 млрд доларів США було вже вкладено в програму на той момент, на додаток, об’єднання Боїнг-Сікорський отримало $ 450—680 мільйонів як винагороду за відмову Армії США від програми.

Технології, розроблені для «Команча», будуть використані для модернізації вертольотів AH-64 Apache компанії McDonnell Douglas та інших американських військових вертольотів.

Рекомендации

Цитирование
Список используемой литературы
  • Иден, Павел, изд. (2004). Энциклопедия современных боевых самолетов . Лондон: Янтарные Книги. ISBN  1-904687-84-9 .
  • Брукс Фредерик (2010). Дизайн Дизайн: Очерки из компьютера Scientist . Верхний Saddle River, Нью – Джерси: Addison Wesley. ISBN  0-201-36298-8 .
  • Кроуфорд, Стив (2003). Двадцать первый век Военные вертолеты . Сент – Луис, штат Миннесота: MBI Publishing. ISBN  0-7603-1504-3 .
  • Фроули, Gerard (2002). Международный Справочник военных самолетов . Fyshwick, ACT: аэрокосмические публикации. ISBN  1-875671-55-2 .
  • Хардинг, Стивен (1997). «Боинг-Сикорский Н-66 Команчи». Армия США самолет С 1947 годом . Atglen, Пенсильвания: Schiffer Publishing. ISBN  0-7643-0190-X .
  • Уильямс, Синди (2001). Держа линию: обороны США альтернатива для начала 21 – го века . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN  978-0-262-73140-9 .
  • Уилсон, Стюарт (2000). Боевые самолеты с 1945 года . Fyshwick, ACT: аэрокосмические публикации. ISBN  1-875671-50-1 .

Многоцелевой разведывательно-ударный вертолет Boeing Sikorsky RAH-66 Comanche

Вертолет RAH-66 Comanche создан американской фирмой Boeing Sikorsky для выполнения боевых задач в любых климатических поясах, в высокогорной и равнинной местностях, днем и ночью. Он пришел на смену устаревшим АН-1, ОН-58 и вместе с АН-64 «Апач» обязан увеличить боевой потенциал армейской авиации США. На вертолете «Команч» установлен пятилопастный несущий винт, рулевой винт убран в кольцо. Вертолет RAH-66 «Команч» оборудован электронной системой управления полетом. На вертолете установлены ИК-сенсоры переднего обзора и телескопические телевизионные камеры, предназначенные для ночных полетов и точной идентификации целей.
Использование композиционных материалов в конструкции вертолета RAH-66 позволило разработчикам создать машину с хорошими летными характеристиками, с высоким показателем удельной мощности и малозаметную на экранах радаров. Кабина пилотов выполнена по схеме «тандем». Принципиально новой особенностью вертолета является наличие двух боковых отсеков для внутрифюзеляжного размещения ракет. Также в конструкции предусмотрены съемные боковые пилоны для дополнительных топливных баков и вооружения.

Благодаря своей конструкции «Команч» может перевозиться военно-транспортными самолетами. В зависимости от назначения и задач вертолет может снаряжаться четырьмя противотанковыми управляемыми ракетами «Хеллфайр», которые снабжены лазерной системой наведения, двумя управляемыми ракетами «Стингер», одноствольной автоматической пушкой калибра 30 мм с боекомплектом 300 патронов и подвесными контейнерами с неуправляемыми авиационными ракетами. Первый полет вертолета состоялся 4 января 1996 года. Планируется принятие на вооружение в 2006 году.

Основные тактико-технические характеристики

  • Год принятия на вооружение – 2006
  • Диаметр главного винта – 11,89 м
  • Длина – 14,43 м
  • Высота – 3,35 м
  • Масса, кг
  • Тип двигателя – 2 ГТД LHTec T-800-LHT-801
  • Мощность – 2 х 1560 л.с
  • Максимальная скорость – 317 км/ч
  • Крейсерская скорость – 298 км/ч
  • Практическая дальность – 2330 км
  • Дальность действия – 485 км
  • Продолжительность полета – 2,30 ч.мин
  • Скороподъемность – 360 м/мин
  • Практический потолок – 6500 м
  • Статический потолок – 3500 м
  • Экипаж – 2 чел
  • Вооружение: 1 20-мм трехствольная пушка GE Gatling c 500 патронами; 14 ПТУР AGM-114D Longbow Hellfire или HOT II или TOW II, 28 УР «воздух-воздух» AIM-92 Stinger или Matra Mistral или Starstreak; 56 70-мм НУР Hydra 70 или 80-мм НУР Sura D или Oerlikon Snora.

Видео-материал по теме

дизайн

RAH-66 прототип в 1997 году.

Comanche был задуман как передовой вооруженный разведывательный и ударный вертолет. Comanche была специально адаптирована к роли вооруженного разведчика заменить армии США OH-5 кайовой воин , который является обновленной версией войны во Вьетнаме -era наблюдения вертолета. Он был меньше и легче , чем AH-64 Apache ударный вертолет , что он предназначался для сопровождения. РВП-66 был оснащен парой LHTEC T800 газотурбинных двигателей, каждый из которых способна генерировать до 1563 л.с. (1 165 кВт) мощности. Фюзеляж RAH-66 было 43 футов (13 м) в длину и состоит из композиционных материалов ; он был разработан , чтобы иметь возможность установки более легко на транспортных судах, что позволяет Comanche быть более быстро развернуты в горячих точках и других быстро развивающихся ситуациях. Однако, в случае средств не доступны, вертолет паром диапазон 1200 НХ (2200 км) позволил бы ему летать себя поле сражений за границей на своем собственном.

Как и предполагалось, он бы функционировал в качестве стелс вертолета , включающий целый ряд различных методов и технологий для того , чтобы уменьшить его радиолокационную поперечное сечение (RCS) наряду с другими областями видимости и выявляемости. Наружные поверхности РВП-66 были граненая и покрыты обеих радарных-абсорбирующий материал (RAM) покрытий и инфракрасного -suppressant краски; в результате этих комбинированных мер, РКС команчей было указано , чтобы быть 360 раз меньше , чем у АН-64 Apache. Акустическая подпись вертолета также сообщили, что заметно ниже , чем сравнительные вертолеты; это снижение было частично достигнуто за счетом принятия Все- композит пяти- лопасти несущего винта и новаторского скошенной хвостового узла ротора.

Как и предполагалось, Comanche должен был быть оснащен сложной авионики, в том числе навигации и обнаружения систем, которые позволили бы операции в ночное время и в ненастную погоду. Его основной задачей была разведка , используя свои передовые датчики, в частности , размещая и назначение цели для атаки вертолетов, таких как AH-64 Apache, чтобы ударить. Comanche был снабжен цифровым Муха по проводам системы управления полетом . Каждый из двух членов экипажа должны были быть обеспечены с парой ЖК многофункциональных дисплеев в дополнение к Helmet-интегрированный дисплей и зрение системы (HIDSS).

Для легкой атаки роли, RAH-66 должны были быть оснащена различным вооружением. Он был оснащен одной подбородка монтажом 20 мм три ствола XM301 роторной пушкой, которые могли бы быть направлены назад и отведенной под Фарингом , когда он не используется , чтобы уменьшить радиолокационное поперечное сечение вертолета. Кроме того, РВП-66 был способен внутренне несущий максимум шесть AGM-114 Hellfire ракет воздух-земля или до двенадцати AIM-92 Stinger ракет воздух-воздух , который будет равномерно разделен между парой выдвижное оружие пилоны . Помимо хранения боеприпасов внутри, команчи может также установить внешние заглушки крылья , чтобы нести до восьми Hellfire ракет или шестнадцать ракет Стингер. Однако операции исполнительское с вооружения установлены снаружи приведет к снижению эффективности стелс технологий команчей в.

Тактико-технічні характеристики

RAH-66 Comanche (попереду) і AH-64 Apache (позаду).

RAH-66 Comanche (попереду) і AH-64 Apache.

Джерело: Jane’s

Основні характеристики

  • Екіпаж: 2 (пілот і оператор)
  • Довжина: 14,28 м
  • Довжина фюзеляжу: 13,2 м (без гармати)
  • Висота: 3,37 м (до несного гвинта)
  • Діаметр несучого гвинта: 12,9 м
  • Діаметр фенестрону: 1,37 м
  • Максимальна ширина фюзеляжу: 2,04 м
  • Площа обертання несучого гвинта: 116,74 м²
  • Маса порожнього: 4 218 кг
  • Нормальна злітна маса: 5 601 кг (с 4×Hellfire та 2×Stinger)
  • Максимальна злітна маса: 7 896 кг
  • Корисне навантаження: 2 296 кг
  • Маса палива у внутрішніх баках: 870 кг
  • Об’єм паливних баків: 1 142 л (тільки внутрішній)
  • Рухова установка: 2 × турбовальних LHTEC T800-LHT-801 1 563 к.с. ( 1 165 кВт)

Літальні характеристики

  • Максимальна швидкість: 324 км/год
  • Крейсерська швидкість: 306 км/год
  • Бойовий радіус: 278 км
  • Перегінна дальність: 2 222 км

Озброєння

  • Стрілецько-гарматне: 1 × триствольна 20 мм гармата XM-301, до 500 набоїв(є варіант з одноствольною 30 мм гарматою з боєкомплектів у 300 снарядів).
  • Бойове навантаження:

    • внутрішній відсік: 6 х ПТКР AGM-114 Hellfire або 12 х ЗУР FIM-92 Stinger
    • зовнішня підвіска:

      • 8 х ПТКР AGM-114 Hellfire або
      • 16 х ЗУР FIM-92 Stinger або
      • 56 х 70-мм НАР Hydra 70 або
      • 1703 л ППБ

Тактико-технические характеристики

Файл:Rah-66 w apache 02.jpg RAH-66 Comanche (спереди) и AH-64 Apache (сзади).

Файл:Rah-66 w apache 01.jpg RAH-66 Comanche (спереди) и AH-64 Apache.

Источник данных: Jane’s

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека (пилот и оператор)
  • Длина: 14,28 м
  • Длина фюзеляжа: 13,2 м (без пушки)
  • Диаметр несущего винта: 12,9 м
  • Диаметр фенестрона: 1,37 м
  • Максимальная ширина фюзеляжа: 2,04 м
  • Высота: 3,37 м (до несущего винта)
  • Площадь, ометаемая несущим винтом: 116,74 м²
  • Масса пустого: 4 218 кг
  • Нормальная взлётная масса: 5 601 кг (с 4×Hellfire и 2×Stinger)
  • Максимальная взлётная масса: 7 896 кг
  • Масса полезной нагрузки: 2 296 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 870 кг
  • Объём топливных баков: 1 142 л (только внутренний)
  • Силовая установка: 2 × турбовальных LHTEC T800-LHT-801
  • Мощность двигателей: 2 × 1 563 л.с. (2 × 1 165 кВт)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 324 км/ч
  • Крейсерская скорость: 306 км/ч
  • Боевой радиус: 278 км
  • Перегоночная дальность: 2 222 км
  • Продолжительность полёта: 2 ч. 30 мин.
  • Скороподъёмность: 4,5 м/с
  • Нагрузка на диск: 71 кг/м² (максимальная)
  • Тяговооружённость: 207 Вт/кг (на трансмиссию) 
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5/-1 g

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 1 × трёхствольная 20 мм пушка XM-301, до 500 пат.(имеется вариант с одноствольной 30мм пушкой с боекомплектом в 300 снарядов).
  • Боевая нагрузка:  
    • внутренний отсек: 6 х ПТУР AGM-114 Hellfire или 12 х ЗУР FIM-92 Stinger
    • внешняя подвеска:
      • 8 х ПТУР AGM-114 Hellfire или
      • 16 х ЗУР FIM-92 Stinger или
      • 56 х 70-мм НАР Hydra 70 или
      • 1703 л ПТБ
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий