Вертолет Ка-60 «Касатка»

Перемена участи

В связи со сложностями финансирования, которые пришлись на «перестройку» и период начального накопления капитала, ОКБ Камова скорректировало свои планы. Произошла рокировка вертолетов Ка-52 «Аллигатор» и Ка-60 «Касатка». Первоначально предполагалось строить новый командный вертолет Ка-60, который на поле боя руководил бы действиями ударных вертолетов (Ка-50) и давал бы им целеуказание.

Однако генеральному конструктору компании Сергею Викторовичу Михееву стало поняло, что в сложившихся непростых условиях ОКБ не сможет вытянуть эту грандиозную тему. Было решено несколько доработать Ка-50 «Черная акула», дооснастив ее мощными оптико-электронным и радиолокационным комплексами и другой необходимой для решения командных задач аппаратурой.

А вертолет Ка-60, проработка которого началась в 1984 году, несколько «упростили», хоть это слово не вполне подходит для многоцелевой винтокрылой машины. Во-первых, Ка-60 стал относиться не к тяжелым, а к средним вертолётам. Во-вторых, ему не «вменили в обязанность» ведения боевых действий на полях сражения. Но такая «перемена участи» произошла уже во второй половине 80-х годов, когда ВПК «пошел на посадку».

В задачи «Касатки» входят перевозка вооруженного десанта, доставка оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуация раненых, разведка, проведение поисково-спасательных работ, патрулирование и охрана экономической зоны с базированием на кораблях, обучение и тренировка летного состава.

Правда, некоторое время назад появлялась информация о том, что в обозримом будущем может появиться модификация Ка-60Р, на которую установят аппаратуру целеуказания и координации действий вертолетного звена. Но о такой модификации давно уже ничего не слышно.

Ка-60 с нетерпением ожидают в армейской авиации, они должны заменить хорошие, но морально состарившиеся вертолеты Ми-4. Правда, сразу сделать это не удастся – за длительное время было выпущено 3850 средних вертолетов ОКБ Миля. Минобороны же пока заказало 100 Ка-60. Но в дальнейшем производство будет расширяться.

Назначение

Военная авиация и народное хозяйство очень нуждались в перевозке целостных грузов с общей массой свыше 20 т с применением вертикального типа взлета и посадки. Таким аппаратом должен был стать, по идее, Ми-12. Учитывалось предназначение вертолета в перевозке крылатых и баллистических ракет, самоходных артиллерийских установок (таких как Су-100), танков ПТ-76 и Т-54, бронетранспортеров. В общей сложности этот универсальный вертолет мог переправить до 80 видов различной техники и вооружения.

В условиях холодной войны строились системы противовоздушной обороны в стратегических точках СССР. И возникла острая потребность в создании тяжелого грузоподъемного самолета и вертолета, которые могли бы в короткие сроки перевезти цельные тяжелые ракеты. В-12 разрабатывался в тандеме с самолетом Ан-22. В задачу самолета входила переброска военной техники на аэродром, а В-12 – на ближайшую позицию. Поэтому размеры грузовой кабины этих двух летательных аппаратов проектировались как одинаковые.

Испытания В-12 прошли достаточно успешно. Было совершено 122 вылета и 77 висений, которые продемонстрировали высокую эффективность работы всех систем вертолета.

Конструктивные особенности

Технические условия на Ка-226Т, предъявляемые заказчиками, должны обеспечить возможность выполнения любых специализированных работ в труднодоступном высокогорье, в жарком и влажном климате, над морской поверхностью без существенного снижения летных и экономических показателей.

Главное отличие от базовой модификации — в силовых установках. Вместо газотурбинных двигателей Allison 250 (Rolls-Royce) на Ка-226Т устанавливаются более мощные ГТД Arrius 2G1 с электронной системой управления, французской компании Turbomeca, что положительно сказалось на взлетной массе и грузоподъемности вертолета. Практический потолок удалось увеличить до 7,5 км, а скорость — до 250 км/ч. Максимальный взлетный вес машины — 3,6 тонны, масса полезной нагрузки — 1,45 т. Следует отметить, что активно разрабатывается проект замены импортных силовых установок российскими. В питерском АО «ОДК-Климов» проходит тестовые испытания отечественный турбовальный двигатель 5-го поколения ВК-800В. Сможет ли он достойно конкурировать в техническом и экономическом плане с французским аналогом, покажет время.

В конструкции транспортной кабины, хвостового обвеса, лопастей винтов применяются новейшие полимерные композиционные материалы (ПКМ или композиты). Фото многоцелевого вертолета Ка-226Т подчеркивает современный дизайн его экстерьера.

История создания Ка-60

Проектирование Ка-60 было начато еще в СССР с 1983 года. На это время было множество моделей и модификаций вертолетов Ми, которые по достоинству заполнили все сферы гражданской авиации и удовлетворяли нужды армии. Несмотря на то, что вертолеты Миля имели большую грузоподъемность, это стало и их недостатком в перевозке грузов до двух тонн, поскольку это было экономически невыгодно. Основную часть всех грузов перевозили вертолеты модели Ми-4, но они были сняты с производства, это и послужило стимулом для создания более экономичного вертолета с нужными на то время качествами и характеристиками.

Для решения данной проблемы вышел указ летом 84 года о создании машины, которая могла бы качественно перевозить грузы в любое время суток. Конкурс на проектирование выиграло бюро Камова. Данная машина должна была перевозить грузы над полем боя. Эскизный проект вертолета Ка-60 был готов в 1990 году, первая машина была построена только в 97 году. Такое большое время постройки машины было из-за распада Союза и недостаточного финансирования проекта. Первая презентация аппарата состоялась в средине лета 1998 года на территории фирмы Камова. За внешний вид он получил название «Касатка». Первый отрыв от взлетной площадки вертолет осуществил зимой этого же года. Для более полных испытаний был изготовлен еще один вертолет.

Производство Касатки планировалось на вертолетном заводе в Улан-Удэ, но в конечном счете их начали изготовлять в городе Луховицы под Москвой. Министерство обороны РФ произвело заказ на изготовление 100 вертолетов данной модели, серийное производство планируется начать в 2015 году.

Катастрофы, боевая эксплуатация и потери

За время эксплуатации Ми-8 с вертолетами этого типа произошло несколько сотен инцидентов, приведших к гибели людей.

Машины этого типа стоят на вооружении в нескольких десятках стран мира, в том числе в России. До настоящего времени в ходе эксплуатации этих вертолетов в Вооруженных силах РФ, МВД и других российских силовых ведомствах в зонах боевых действий от огня противника было потеряно 46 единиц Ми-8 разных модификаций, из них в ходе первой чеченской кампании (1994-1996) – 17 единиц, в ходе второй чеченской кампании (1999-2009) – 27 единиц. В результате инцидентов погибли не менее 109 военнослужащих или находившихся на борту гражданских лиц. Во время операции по “принуждению к миру” Грузии в 2008 году боевых потерь Ми-8 не было. Один Ми-8АМТШ был потерян 24 ноября 2015 года в ходе операции ВС РФ в Сирии, еще одна машина этой модификации была сбита в сирийской провинции Идлиб 1 августа 2016 года.

Внутри Ка-25

Похожее

Ми-28Н Ночной охотник Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История

Вертолет Ми-24 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Ка-52 Аллигатор Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История

Вертолет Ми-8 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет AH-64 Апач Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Ка-50 Чёрная акула Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История

Вертолет Ми-26 Двигатели. Размеры. Грузоподъемность. История. Дальность полета

Вертолет CH-47 Чинук Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-2 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-6 Грузоподъемность. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Белл UH-1 Ирокез Вооружение. Скорость. Размеры. Двигатель

Вертолет Ми-12 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-27 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-62 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-4 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-26 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-226 Двигатели. Размеры. История. Вес. Дальность полета

Вертолет Ми-38 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-34 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-14 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Як-24 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-29 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-1 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-60 Касатка Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-10 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность

Вертолет В-7 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет AH-1 Кобра Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-25 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-118 Двигатель. Размеры. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-10 Двигатель. Размеры. История. Вес. Дальность полета

Вертолет Ка-8 Иркутянин Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-15 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Статический потолок

Вертолет Ка-22 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-126 Двигатель. Размеры. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-37 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-31 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Статический потолок

Вертолет Ка-18 Двигатель. Размеры. История. Вес. Дальность полета

You have no rights to post comments

История[ | ]

ОКБ им. Н. И. Камова начало разрабатывать этот вертолёт в 1984 году, когда основу парка средних военно-транспортных вертолётов ВВС и гражданской авиации составляли различные модификации Ми-8, которых к тому времени было уже немало. Несмотря на то, что данные вертолёты получили очень широкое распространение и в Вооружённых Силах, и в народном хозяйстве СССР, они были не очень рентабельными в связи с их большой для своего класса грузоподъёмностью (4 тонны). До этого перевозка большей части грузов массой примерно 2 тонны осуществлялась вертолётами Ми-4. После их снятия с производства, парки винтокрылой техники остро нуждались в вертолётах такого типа. Новый вертолёт, сначала получивший обозначение В-60

, и в первую очередь предназначавшийся именно для замены Ми-4, первоначально имел традиционную для ОКБ «Камов» соосную схему. К одновинтовой схеме на В-60 разработчики вертолёта перешли с целью добиться увеличения максимальной скорости полёта при той же силовой установке.

Ещё одним назначением В-60 могло стать его использование в качестве разведывательного вертолёта-целеуказателя — носителя специализированного оптико-электронного и радиолокационного комплекса, предназначенного для ведения разведки на поле боя, выдачи целеуказания и обеспечения групповых действий ударных вертолётов Ка-50 (впоследствии данный вариант получил обозначение Ка-60Р

). Однако события конца 1980-х — 1990-х годов сначала затормозили, а затем полностью остановили программу создания нового варианта вертолёта, в связи с чем в ОКБ им. Н. И. Камова было принято решение о переносе комплекса разведки и целеуказания на новую разработку — Ка-52, созданную в первой половине 1990-х годов на основе Ка-50, и которая могла быть использована не только как «командирская» машина, но и как ударный вертолёт, способный вести самостоятельные боевые действия, в том числе ночью и при сложных метеоусловиях.

В 1984 году машина получила правительственную поддержку, и тогда же были начаты работы касательно её облика. Палубный вариант В-60 (предназначавшийся для замены в ВМФ вертолёта разведки и целеуказания Ка-25РЦ, и впоследствии получивший обозначение Ка-60К

) был проработан в 1988 году. В 1990-м был готов эскизный проект вертолёта В-60, получившего обозначениеКа-60 .

На протяжении всего периода существования проекта Ка-60, вертолёт неоднократно подвергался доработкам, однако разработчикам так и не удалось довести до заданного уровня надёжности его трансмиссию, а также двигатели РД-600В. Летом 2010 года Министерство обороны Российской Федерации принимает решение о прекращении финансирования программы вертолёта Ка-60. Тем не менее, Минобороны России в перспективе планирует закупать «милитаризованную» версию вертолёта Ка-62 для нужд Вооружённых Сил Российской Федерации.

Ка-60 / Средний многоцелевой вертолет

  • Общие данные
  • Мониторинг

Дата изменения данных: 24.12.2015

Средний многоцелевой вертолет Ка-60/62

МОДИФИКАЦИИ. Базовым для вертолета Ка-62 выбран транспортный вертолет, рассчитанный на перевозку груза массой до 2500кг на внешней подвеске или 15-16 пассажиров в кабине. Ка-62М — экспортный вариант с зарубежными двигателями (Турбомека RТМ322, LНТЕС СТS800 или Дженерал Электрик Т700/СТ7-2D1), сертификация которого была намечена на 1995 г. Кроме базовой транспортной модели создаются санитарный и спасательный варианты. Ка-60 — многоцелевой вертолет армейской авиации.

РАЗМЕРЫ. Диаметр несущего винта 13, 50 м; длина вертолета с вращающимся винтом 15, 64 м; длина фюзеляжа 13, 25 м; ширина вертолета по концевые шайбы стабилизатора 3, 00 м; высота вертолета 4, 1 м. Объем транспортной кабины 9,8 куб. м.

ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж 1-2 чел., пассажиров 14-16 чел.

ДВИГАТЕЛИ. Специально для вертолета Ка-62 Рыбинским КБ моторостроения разработан ГТД нового поколения РД-600, имеющие характеристики на уровне лучших зарубежных ГТД (2Х Х955 кВт, 2Х 1300 л. с.).

МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: максимальная взлетная 6500;вес пустого 3730; максимальная коммерческая нагрузка: в фюзеляже 2000, на внешней подвеске 2750; запас топлива 1150 л.

ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальная скорость 300 км/ч; крейсерская скорость 260 км/ч; статический потолок 2500 м; динамический потолок 5500 м; максимальная скороподъемность 11, 7 м/с; практическая дальность полета 720 км.

ОБОРУДОВАНИЕ. Пилотажно-навигационный комплекс обеспечивает улучшение характеристик устойчивости и управляемости, автоматизированную стабилизацию угловых положений вертолета, полет по заданному курсу и заданной линии пути, предупреждение о предельно допустимых режимах полета. В кабине установлены два многофункциональных индикатора на ЭЛТ. На спасательном варианте предусмотрена лебедка ЛПГ-300 грузоподъемностью 300 кг, обеспечивающая одновременный подъем двух человек или груза, и поисковй прожектор.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом в кольцевом канале киля, убирающимся трехопорным шасси повышенной энергоемкости и сдвижными дверями грузопассажирской кабины. Конструкция вертолета на 60% выполнена из КМ. При работе над водой вертолет оснащается надувными баллонетами.

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. В стадии испытаний.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.Вертолет Ка-60/62 является первым вертолетом АООТ «Камов», выполненным по одновинтовой схеме с рулевым винтом в вертикальном оперении. Разработка вертолета началась в 1990 г. под руководством генерального конструктора С.В. Михеева в иниативном порядке, учитывая большую потребность в среднем многоцелевом вертолете для народного хозяйства

Большое внимание при проектировании вертолета было обращено на повышение его эффективности за счет увеличения крейсерской скорости, уменьшения удельного расхода топлива и увеличения весовой отдачи, а также за счет снижения трудоемкости технического обслуживания. В соответствии с первоначальными планами сертификация вертолета по американским нормам летной годности FAR.29(категории А) намечалась на 1995 г., начало серийного производства — на 1996 год.Первый опытный вертолет Ка-62 был продемонстрирован на авиационно-космической выставке МАКС-95 в г

Жуковском.

РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. Н. И. КАМОВА

Мониторинг:

24.06.2010 Ка-60 разбился в Подмосковье на съемках рекламного клипа

Lenta.Ru: Военный вертолет Ка-60 («Касатка»), упавший 23 июня утром в Подмосковье, разбилс…

все материалы (383)

Всего записей: 7283 Изменено за месяц: 3

Винтокрылый трансформер

При создании Ка-26, предшественника Ка-226Т, перед коллективом Николая Ильича Камова ставилась задача разработать многофункциональный вертолет. Основной областью его применения должно было стать сельское хозяйство, где вертолет особенно удобен ввиду частого отсутствия аэродромов и сложного рельефа. При этом аппарат должен быть многоцелевым, чтобы не простаивать между сезонами. Ка-26 работал по принципу «летающего шасси»: за кабиной пилотов могла размещаться различная подвеска – пассажирский блок, баки, лебедка или другое оборудование.

Эта же идея сохранилась и в Ка-226Т. Вертолет построен по модульной схеме, которая предполагает использование различных сменных модулей. Заменить модуль несколько человек могут в течение примерно двух часов.

В транспортном варианте Ка-226Т может перевозить тонну груза внутри фюзеляжа или на внешней подвеске. Для перевозки негабаритных грузов вместо транспортной кабины устанавливается грузовая платформа.

Пассажирский модуль оборудован двумя аварийными выходами и позволяет перевозить с комфортом до 7 человек. Также предусматривается выпуск корпоративной пассажирской версии.

Для медиков ОКБ Камова разработало два варианта модуля: эвакуационный и реанимационный. Первый может перевозить двух пострадавших на носилках и оснащен всем необходимым набором медоборудования, в том числе кислородными баллонами. Для персонала предусмотрены откидные сиденья. В реанимационной версии размещается один пострадавший и два медика, которые могут оказывать помощь прямо во время полета.

Полицейская модификация помогает стражам правопорядка вести патрулирование с воздуха, обнаруживать и преследовать преступников, а также регулировать дорожно-транспортную систему. В этой версии на борту могут находиться до 6 человек.

Отдельно стоит отметить широкие возможности Ка-226Т в работе поисково-спасательных служб

Благодаря своим уникальным характеристикам вертолет может выполнять стабильное висение, что очень важно для безопасного подъема пострадавших на борт. Малые габариты Ка-226Т и его прекрасная маневренность и управляемость делают его незаменимым при спасательных операциях в горной местности

Версия Ка-226Т для корабельного базирования имеет возможность складывания лопастей несущих винтов, а также его системы и компоненты адаптированы для использования в агрессивной морской среде.  

Описание

В отличие от других «камовских» машин Ка-62 имеет аэродинамическую схему с одним несущим четырёхлопастным винтом и двенадцатилопастным рулевым винтом, помещённым в кольцевой канал на хвостовом оперении вертолёта. Размещение таким образом рулевого винта значительно повышает эффективность его использования и увеличивает экономичность силовой установки.

ka-62 — схема

Интегральная схема фюзеляжа с обводами, уменьшающими сопротивление, также позволяет экономить топливо и большую роль в этом играют композитные материалы, составляющие 60% корпуса, что значительно улучшает весовые характеристики вертолёта.

Недавно подписанный контракт с французской фирмой Turbomeca позволяет оснащать Ка-62 высокоэкономичными двигателями Ardiden 3G с цифровой аппаратурой FADEC, снижающей пилотам практически всю нагрузку по слежению за работой двигателей. Кроме FADEC, экипажу помогают следить за воздушной обстановкой системы GPS и ГЛОНАСС (совместимых с европейской Galileo), входящих в бортовой комплекс навигации.

Конструкция фюзеляжа делится на следующие отсеки: пилотская кабина, отсек для пассажиров и груза, отдел хвостового оперения и хвостовая балка. Стеклянная кабина пилотов защищена органическим птицестойким триплексом и имеет два рабочих места, причём командир может размещаться как на левом сидении, так и на правом, компоновка авионики позволяет осуществлять управление с любого места.

В грузопассажирском отсеке возможно разместить до 14 кресел, посадка и высадка пассажиров осуществляется через широкие боковые двери с обеих сторон, которые сдвигаются в сторону хвостового оперения. Общая нагрузка Ка-62 составляет 2,7 тонны груза, размещение которого возможно внутри грузопассажирской кабины, также и на внешней подвеске.

пассажирский отсек

Оптимальная грузоподъёмность и просторная пассажирская кабина дают потенциальную возможность использования вертолёта в целях воздушного наблюдения и поиска, успешного проведения спасательных операций, применять машину как «воздушный кран» и т.п.

Небольшая грузоподъёмность Ка-62 выбрана не случайно, исследования показали, что Ми-8 мог брать груза 4 тонны, а на 80% выполнял перевозки с загрузкой не более 2,1 тонны и это отрицательно сказывалось на экономической эксплуатации вертолёта.

Машину оснастили современным шасси, разработка такого узла выполнена по принципу комбинированных агрегатов, что значительно облегчает их дальнейшее обслуживание. Шасси Ка-62 позволяет выдерживать посадку с большой вертикальной скоростью и предоставляет возможность выполнять полёты с корабельной палубы.

Галерея Ка-60

Ка-60 Касатка – советский/российский военно-транспортный вертолет, разработанный в ОКБ Камова в 1990-хх.

История Ка-60

Впервые о Ка-60, в то время еще, проекте В-60 заговорили в 1984 году во время проведения одновременных испытаний вертолетов Ми-28 и Ка-50 в конкурсе на новый основной боевой вертолет для замены Ми-24

Уже тогда становилась очевидна важность оптико-электронной и радиолокационной работы на поле боя, но Ми-28 и Ка-50, по большому счету, будучи «летающими танками» имели этот функционал в довольно ограниченном объеме

В ОКБ Камова была развернута работа по созданию нового вертолета. Модель В-60 должен был повысить эффективность применения групп боевых вертолетов, не оснащенных столь сложными и дорогими средствами разведки и наблюдения. Он должен был быть дополнением основным боевым вертолетам.

В 1990 году камовцы изготовили натурный макет. Однако, события 1990-хх с последующим экономическим кризисом обнулили возможности по финансированию сразу нескольких программ. В итоге, руководством ОКБ, фактически, было принято решение отказаться от работы над новым вертолетом и попытаться унифицировать возможности новой модели с уже существующим главным вертолетом Камова – моделью Ка-50. Так появился вертолет Ка-52.

Но про В-60 в ОКБ не забыли и продолжали работу, хоть и в «факультативном» режиме. Лишь к 1997 году был собран прототип Ка-60-1. Новый вертолет уже не предполагался как исключительно военный разведчик и целеуказатель. Машина грузоподъемностью 2т внутри фюзеляжа и 3т — на внешней подвеске призван заполнить нишу, которую ранее занимал Ми-4 — одна из самых массовых и удачных машин первого поколения. Он должен был стать универсальным средним вертолетом для решения широкого спектра задач.

В отличие от других винтокрылых машин фирмы «Камов» Ка-60 выполнен по одновинтовой схеме. Такой выбор обусловлен особенностями предполагаемого применения вертолета: если Ка-27, Ка-26 и другие соосные машины значительную часть полетного времени проводят в режиме висения, то вертолет должен был, в основном «лететь».

В 1998 году прототип впервые взлетел. Еще через 9 лет – в 2007 году взлетел второй прототип. В 2010 году один из прототипов совершил аварийную посадку в Подпосковье и был разрушен. По итогам работы проект так и не смог привлечь значительного интереса со стороны военных. Однако, холдинг Вертолеты России развернул на его базе разработку нового коммерческого вертолета – Ка-62.

Полеты вертолета Ка-60

Конструкция Ка-60

Ка-60 выполнен по одновинтовой схеме с четырех или пятилопастным несущим и 11-лопастным рулевым винтом, с двумя двигателями и трехопорным шасси. Конструкция Ка-60 и Ка-62 общая, с широким применением композиционных материалов, составляющих более 50% его массы.

Фюзеляж цельнометаллический полумонокок функционально подразделяется на переднюю, среднюю силовые части и хвостовую балку. Передняя часть фюзеляжа включает носовой отсек бортовой РЛС, закрытый радиопрозрачным обтекателем, за которым располагается двухместная кабина экипажа.

В размещенной за кабиной экипажа грузовой кабине могут перевозиться как пассажиры, так и крупногабаритные грузы. Доступ в грузовую кабину осуществляется через две сдвижные двери.

Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей РД-600 взлетной мощностью 1300 л.с. и вспомогательного двигателя.

Шасси вертолета трехопорное, убирающееся в полете. Основные стойки убираются в фюзеляж, задняя — в хвостовую балку. Колеса основных опор — тормозные. Колея шасси 2,5 м.

Бортовой радиоэлектронный комплекс предназначен для пилотирования вертолета днем и ночью в простых и сложных погодных условиях.

Готовьте ваши денежки

Раз уж вертолёт массовый, то он должен быть ещё и недорогой. У российской «птички» здесь солидное преимущество. Цена экспортного Ми-171 — около 12 миллионов долларов, при этом UH-60 продаются за 21 миллион, почти вдвое дороже. Так что внимательно проверьте свой бюджет перед выбором! А вертолёт Ми-8 получает дополнительные полбалла за демократичную цену.

Итого: Ми-8: 13,5 баллов UH-60: 13 баллов

Ми-8 всё же чуть-чуть лучше. В силу универсальности. Если у вас много денег, а в горы вы лезть не собираетесь, то «Чёрный ястреб» — это быстро и красиво. Если же армия вашей страны собирается организовать краудфандинговый проект на создание ВВС, то ваш выбор — Ми-8. За счёт многофункциональности и цены.

Ми-8АМТШ (фото: Олег Подкладов)

Стоит признать, что «рабочие лошадки» обеих стран знают своё дело и отлично справляются с возложенными на них обязанностями. А это дорогого стоит.

Перспектива

Ка-62 разработан на производственных мощностях ОАО «Камов», конструкторского бюро и холдинга «Вертолёты России». Это первый в линейке производителя гражданский вертолёт, выполненный по одновинтовой схеме. Рулевой винт заключён в кольцевой канал, имеющий вертикальное оперение.

На более чем 20-летнюю разработку машины было потрачено свыше 3 млрд руб. Сумма достаточно приличная, поэтому рыночная стоимость вертолёта также не будет низкой: предположительно около 10 млн. $. Известно, что выпуск новинки в значительной степени будет ориентирован на международный рынок. 

За серийный выпуск модели КА-62 будет отвечать Арсеньевская авиационная компания «Прогресс». Военная версия ожидается спустя год после запуска полноценного производства. В силу высокой технологичности и широкого применения инновационных решений вертолёт КА-62 пройдёт сертификацию только в 2017 году. Пока же эту модель ждут дальнейшие тесты и испытания, которые позволят улучшить качество и надёжность летательного аппарата, исключив возможные риски и создав действительно легендарный и неповторимый вертолёт во всём мировом авиастроении.

Из военных в гражданские

История Ка-62 начинается в 1980-е годы, когда стало понятно, что сверхуспешный Ми-8 с его грузоподъемностью в 4 тонны нерентабельно использовать при перевозке меньших грузов. До этого с подобными задачами справлялся Ми-4, который к концу 1980-х годов устарел, и после его повсеместного списания ниша грузоперевозок массой около 2 тонн оставалась пустой. Тогда ОКБ Камова приступает к разработке нового армейского вертолета под маркировкой В-60.   

Военные поставили задачу широко: кроме транспортировки грузов и людей новая машина должна быть адаптируема под нужды разведки, а также выполнять боевые функции. Первый макет будущего вертолета был создан в 1989 году. Для увеличения скорости полета ОКБ Камова впервые отказалось от традиционной для них соосной схемы. Рулевой винт был выполнен в закрытом виде типа «финестрон». Машина получила название Ка-60. Разведывательная модификация была одобрена военными под названием Ка-60Р, также разрабатывалась палубная версия Ка-60К.    

Ка-60 на авиасалоне МАКС-2001

Однако с приходом 1990-х финансирование проекта прекратилось, и разработки пришлось остановить. Часть разведывательно-боевых функций Ка-60 конструкторы отдают новой модели − ударному разведчику Ка-52. Чтобы охватить более широкий спектр рынка, принимается решение на основе военной модели сделать многоцелевой гражданский вертолет Ка-62. Его полноразмерный макет был показан на одном из первых авиакосмических салонов в Москве, но денег на дальнейшее развитие проекта не хватило.  

Особенности вертолета Ка-60 «Касатка»

Ка-60 строился как легкая машина, способная принять на борт 2-2,5 тонны груза. Необходимость в такой машине возникла давно — старые Ми-4 обеспечивающие такую грузоподъемность промышленность давно уже не производит, а заслуженные транспортные вертолеты Ми-8 все-таки предназначены для более «солидных» рейсов.

Вертолет необычен конструктивно, в первую очередь тем, что в отличие от других винтокрылых машин семейства , имеет рулевой винт (фенестрон) с 11 лопастями. Такая схема выбрана не случайно — если Ка-27, Ка-26, Ка-50 и другие машины под маркой «Ка» значительную часть полетного времени проводят в режиме висения, Ка-60 ориентирован скорее на «грузовой» режим, чем на боевой. По подсчетам его доля «висения» составит примерно 1% от общего времени использования.

Малый вес (и довольно неплохая незаметность для радаров) обеспечивается для Ка-60 «Касатка» использованием большого количества композиционных материалов, их доля составляет 60% объема конструкции.

Высокая тяговооруженность в сочетании с превосходной тщательно отработанной аэродинамикой обеспечивает вертолету отличные летные характеристики, а узлы спроектированы так, чтобы гарантировать максимальную надежность — особенно много внимания уделено сохранению жизни экипажа, даже при очень жесткой посадке.

Интересно, что двигатель вертолета создан специально под Ка-60, причем его разработка началась на 5 лет позднее разработки самого вертолета, в 1989 году.

Первая опытная машина была оснащена четырехлопастным несущим винтом, на серийных вертолетах предполагается устанавливать пятилопастной воздушный винт с шумопонижающими законцовками. Предусмотрен и специальный механизм снижения шума посредством оптимизации частоты вращения несущего винта. Приняты меры по снижению заметности вертолета в тепловом, радиолокационном и оптическом диапазонах. Ка-60 оснащен бортовым комплексом РЭБ. Наиболее важные системы машины дублированы. Применено губчатое заполнение топливных баков. Проводка управления способна выдержать попадание пуль калибра 12,7 мм, а лопасти несущего винта выдерживают многократное поражение подобными боеприпасами.

Для разных целей и разных рынков

Ка-62 предназначен для перевозки пассажиров, офшорных работ, экстренной медицинской помощи, воздушных работ и наблюдения, транспортировки грузов внутри кабины и на внешней подвеске, патрулирования и экологического мониторинга. Благодаря большой высоте практического потолка и высокой тяговооруженности двигателей Ка-62 также может осуществлять поисково-спасательные и эвакуационные работы в горных районах.

Конструкция Ка-62 рассчитана на применение в большом диапазоне климатических и географических условий при температурах от -50 до +45 °С. Таким образом, ему уже открывается широкая дорога для экспорта по всему миру. Вертолет может эксплуатироваться на нефтяных вышках и неподготовленных грунтовых площадках. Еще одним преимуществом является возможность хранения вертолета вне ангара.

Ка-62 на МАКС-2019. Фото: Александр Уткин

Активная стадия реализации проекта началась в 2012 году с презентации макета вертолета обновленной конструкции на международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia. До 2017 года, когда летный образец Ка-62 первый раз поднялся в небо, вертолет проходил испытания и доработки.

Серийное производство Ка-62, которое должно начаться в 2020 году, готовится на предприятии «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина в дальневосточном Арсеньеве. На данный момент здесь построено три опытных машины, которые предназначены для прохождения цикла летных испытаний. В планах – выпуск корпоративной модификации, рассчитанной на 9 пассажиров, а также полицейской, спасательной и офшорной версий.

Приложения

Внешние ссылки

Информация о КА-62 на kahelicopter.com

Приборы производства Камова

Вертолеты Ка-8  · ка-10  · ка-15  · ка-18  · ка-20  · ка-22  · ка-25  · ка-26  · ка-27  · ка-28  · ка-32  · ка-37  · Ка- 40  · Ка-50  · Ка-52  · Ка-60  · Ка-62  · Ка-118  · Ка-126  · Ка-128  · Ка-226
ДроныКа-137

Воздушный флот в российской армии

Многоцелевой самолет ( истребитель-бомбардировщик )
  • Микоян-Гуревич МиГ-29
  • Микоян-Гуревич МиГ-35
  • Сухой Су-30
  • Сухой Су-35
  • В проекте: Сухой Су-57
Истребитель и авиация превосходства в воздухе
  • Сухой Су-27 Фланкер
  • Самолет-перехватчик  :

    • Микоян-Гуревич МиГ-25
    • Микоян-Гуревич МиГ-31
Штурмовик
  • Сухой Су-24
  • Сухой Су-25
  • Сухой Су-34
Bombardier ( дальняя авиация )
  • Туполев Ту-22М
  • Туполев Ту-95
  • Туполев Ту-160
Учебный самолет
  • Реакция  :

    • Яковлев Як-130
    • Аэро L-39 Альбатрос
  • Пропеллер

    Яковлев Як-52

     :

  • В проекте:
Транспортный самолет
  • Легкий транспорт:
    • Airbus A310
    • Dassault Falcon 7X
  • Средний транспорт (тактический):
    • Антонов Ан-12
    • Антонов Ан-26
    • Антонов Ан-140
    • Пусть L-410 Turbolet
  • Тяжелый транспорт:
    • Антонов Ан-22
    • Антонов Ан-72
    • Антонов Ан-124
    • Ильюшин Ил-76
  • Авиалайнер  :

    • Антонов Ан-148
    • Ильюшин Ил-18
    • Ильюшин Ил-22
    • Ильюшин Ил-62
    • Ильюшин Ил-86
    • Туполев Ту-134
    • Туполев Ту-154
    • Сухой СуперДжет 100
    • Ильюшин Ил-96
Морской патрульный самолет
Самолет-бомбардировщик
  • Бериев Бе-200
  • Ильюшин Ил-76
Самолет-разведчик
  • Разведка и радиоэлектронная борьба

    Ильюшин Ил-20

     :

  • Обнаружение и команда  :

    • Ильюшин А-50
    • Антонов Ан-30
Самолет-заправщик
Военно-морская авиация
  • Противолодочная война , обнаружение мин или транспорт:

    • Ми-14
    • Камов Ка-27
    • Камов Ка-29
  • Обнаружение и команда:
  • Охотник:
Вертолеты армейских аэромобильных войск
  • Легкий транспорт

    • Камов Ка-226
    • AgustaWestland AW139
    • Миль Ми-2
  • В проекте:
  • Средний транспорт

    • Ми-17
    • Казанский Ансат
  • Команда:
  • Тяжелый транспорт  :

    • Ми-6
    • Ми-8
    • Ми-26
  • Боевой вертолет  :

    • Камов Ка-50
    • Ми-28
Дрон
  • Стратегические дроны:
    • Яковлев Пчела-1Т
    • Камов Ка-137
    • Лавочкин Ла-17 (также дрон-мишень )
    • Туполев Ту-143
  • Тактические дроны:
    • Орлан-10
    • Camcopter S-100
    • Горизонт
    • Гранат-1
    • Гранат-4
    • Элерон-3
    • Тахион
Ушел со службы в 2000-х.
  • Туполев Ту-16 (1998 г.)
  • Туполев Ту-22 (резерв)
Вооруженные Силы РФ  :

  • морской
  • Воздуха
  • земля
  • Стратегические ракеты
  • Воздушно-десантные войска
  • Космические силы
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий