История
Идея использования боевых вертолётов подтвердилась по итогам применения машин AH-1 «Кобра» во Вьетнамской войне. Было неясно, какая модель станет основой в боевых частях.
Главный претендент на это место, программа разработки вертолета AH-56 «Шайенн» была закрыта в 1972 году из-за больших затрат. Попытки заменить AH-1 на S-67 и модернизированный вариант S-61 не дали результата.
К 1972 году ВВС США анонсировали программу разработки обновлённого боевого вертолёта, под кодовым названием AAH (Advanced Attack Helicopter). АН-64 «Apache» (или модель 77) был создан компанией «Hughes Helicopters, Inc.» и позиционировался как вертолёт для уничтожения вражеских бронированных средств в любых условиях и в любое время суток.
Готовый образец протестировали в сентябре 1975 года. Спустя шесть лет он получил официальное название – «Apache». Первый серийный вертолёт подняли в воздух только в 1984 году, а поставки данной модели начались через год. К тому времени компания-разработчик вошла в состав корпорации Mc Donnell Douglas.
Производство данной модели продолжается до сих пор, при этом выпуск параллельно ведется компанией Boeing Integrated Defense Systems.
История[править]
Успешное применение AH-1 «Кобра» во Вьетнаме подтвердило жизнеспособность идеи боевого вертолёта. В то же время ситуация с предполагаемым «наследником» «Кобры» оставалась неясной. Амбициозная и дорогостоящая программа AH-56 «Шайенн» продолжалась около десятилетия и была окончательно закрыта в 1972 году. Попытки найти временную замену в виде модели Сикорский S-67, модификаций S-61 и других вертолётов также оказались безуспешными. Наконец в 1972 г. Армия США начала программу усовершенствованного боевого вертолёта (Advanced Attack Helicopter, AAH), предназначенного в первую очередь для борьбы с танками противника в любое время суток и в плохих погодных условиях.
Основные требования, выдвигавшиеся к вертолёту AAH:
- Вооружение — 30-мм пушка M230 Chain Gun, 16 противотанковых ракет AGM-114 или 4 установки с 19 единицами 70-мм НАР Hydra 70
- Экипаж — 2 человека
- Характеристики: расчётная взлётная масса — 7260 кг, скороподъёмность — 12,7 м/с, перегоночная дальность с ПТБ — 1850 км
- Навигационное оборудование для полётов ночью и в плохих погодных условиях на высоте менее 30 м
- Двигатель — газотурбинный XT-700, что обеспечивало унификацию с разрабатываемым военно-транспортным вертолётом UH-60
- Система снижения ИК-излучения
- Обеспечение боевой живучести вертолета. В частности нулевая уязвимость вертолёта при одиночном поражении 12,7-мм пулей при скорости 490 м/с и минимизация уязвимости при поражении 23-мм ОФЗ снарядом. Возможность продолжения полёта в течение минимум 30 мин после указанного воздействия по любой части конструкции машины
- Предполагаемый срок службы — 15 лет
- Расчётная стоимость серийной машины — 14 млн. долларов, себестоимость производства 11 – 12 млн. долларов.
Участие в конкурсе принимали пять авиастроительных фирм: Боинг-Вертол, Белл, Хьюз, Локхид, Сикорский. В июне 1973 года двум из этих фирм (Белл и Хьюз) были выданы контракты на разработку и производство прототипов. Фирма Белл предложила YAH-63 (Модель 409), представлявший развитие AH-1; прототип совершил первый полёт 22 ноября 1975 года. Чуть раньше, 30 сентября, впервые взлетел Хьюз YAH-64, пилотировавшийся лётчиками-испытателями Робертом Ферри (Robert Ferry) и Ралеем Флетчером (Raleigh Fletcher). В ходе проведённых армией сравнительных испытаний образец фирмы Хьюз показал своё значительное превосходство над конкурентом в скороподъёмности и манёвренности, и в целом его характеристики превосходили армейские требования. Свою роль сыграла и авария YAH-63 в одном из испытательных полётов. В декабре 1976 года было объявлено о победе в конкурсе фирмы Хьюз с вертолётом YAH-64.
После победы в конкурсе фирма продолжила долгие испытания вертолёта, внеся ряд изменений в его конструкцию и бортовое оборудование. В общей сложности объём лётных испытаний составил 2400 часов. Из-за ряда трудностей решение о серийном производстве было отложено на два года. Только летом 1981 года начались войсковые испытания вертолёта. Строевые экипажи остались довольны новой машиной, и 19 декабря того же года было принято решение о серийном производстве вертолёта под обозначением AH-64A и названием «Апач».
Для выпуска «Апачей» был построен завод в г. Меса (Аризона). Выкатка первой серийной машины состоялась 30 сентября 1983 года, ровно через восемь лет после первого полёта AH-64. В следующем году фирма Хьюз была куплена корпорацией Макдоннел-Дуглас, к которой перешло и производство вертолёта. «Апачи» стали поступать в войска и распределялись по 18 вертолётов на эскадрилью. Первая эскадрилья достигла боеготовности в июле 1986 года. С 1989 года «Апачи» начали поступать в Национальную гвардию США. Серийное производство для нужд американских вооружённых сил было завершено в декабре 1994 года после постройки 827 машин. Средняя стоимость одного вертолёта ранней модификации AH-64A оценивается примерно в 14,5 млн. долларов.
Модификации
ВС США высоко оценили машину. С течением времени появлялись всё новые версии «Апач», а конструкторы модифицировали вертолёт для выполнения различных боевых задач.
МодельАН-64А, разработанная специально для защиты флота и морской пехоты от вражеских военно-морских сил, а также для ведения разведки в особо отдалённой местности.
ВерсияАН-64В, обновлённая на базе опыта, полученного в конфликтах в Персидском заливе. Основными отличиями стали:
- увеличенный размах крыла по сравнению с первоначальным вариантом;
- измененная компоновка кабины пилотов;
- форсированная силовая установка;
- применены топливные баки с увеличенным объемом, обеспечившие расширение радиуса действия на 200 км.
Третьей модификацией «Апач» стал АН-64С, отличающийся снятой РЛС «Longbow» и модернизированными двигателями. В воздух машину подняли в 1992 году. Первые результаты обнадёжили заказчика, и было решено довести до стандарта 64С партию из 308 вертолетов модификации AH-64A. Но к 1993 году программу сочли неэффективной, а затем закрыли.
Серия AH-64D «Longbow» представляет собой еще одну попытку улучшить характеристики вертолета. На машинах подняли антенну выше плоскостей винта и установили улучшенную версию двигателя Дэш 701С и T700-GE-701С. Список вооружения дополнили противотанковыми ракетами AGM-114 «Hellfire». Модернизацию прошли 227 вертолётов«Апач». В эксплуатацию обновлённые модели ввели в 1996 году.
Модель AH-64E «Guardian» представляет собой дальнейшее развитие AH-64D. По сравнению с предшественником имеет существенные изменения:
- лопасти винтов «Апач» изготовлены из композитных материалов;
- применена улучшенная версия двигателя мощностью по 2000 л.с каждый;
- установлена новая электроника и система управления;
- применен обновленный радар управления вооружением, система обнаружения целей и передачи данных.
На вооружении[править]
Израильский AH-64D
- Бахрейн (8 AH-64A)
- Великобритания.66 AH-64D на 2010 год На вооружении находятся вертолёты WAH-64D, выпускавшиеся фирмой Уэстланд по лицензии (всего собрано 67 машин из поставленных фирмой Боинг комплектов деталей). На них установлены британские двигатели Роллс-Ройс/Турбомека RTM 322. В британской армии они сменили вертолёты «Линкс» в качестве тактического ударного вертолёта.
- Греция 20 AH-64A,12 AH-64D на 2010 год
- Египет 35 AH-64A на 2010 год (36 AH-64A, которые предполагалось переоборудовать в AH-64D)
- Израиль (30 AH-64A, получивших местное название «Петен»;18 AH-64D «Сараф») на 2010 год
- ? Индия планирует 22 AH-64D Apache Longbow с 2011 года
- Индонезия планирует приобрести 8 AH-64E Apache Block III с 2014 года
- Катар 24 вертолёта на 2014 год
- Кувейт 12 AH-64D на 2010 год
- Нидерланды. 29 AH-64D на 2010 год Королевские ВВС Нидерландов некоторое время располагали взятыми в лизинг AH-64A (12 машин), а затем сделали заказ на 30 AH-64D без радара. Голландские вертолёты в разное время размещались в Джибути, Боснии и Герцоговине, Афганистане.
- ОАЭ (30 AH-64A) на 2010 год
- Саудовская Аравия (12 AH-64A) на 2010 год
- Сингапур 12 AH-64D на 2010 год
- США 741 AH-64 (241 AH-64A, и 500 AH-64D на январь 2010)
- Китайская Республика Китайская Республика — 6 на ноябрь 2013 года. В октябре 2010 подписан контракт на поставку 30-ти AH-64E Apache Block III
- Южная Корея в апреле 2013 подписан контракт на поставку до 2018 года 36-ти AH-64E Apache Block III
- Япония 10 AH-64D на 2010 год
Боевое применение
Разные модификации «Апач» использовались в известных военных конфликтах, например, во время боевых действий 1989 года в Панаме или при проведении операции «Буря в пустыне» в 1991 году (тогда задействовали больше 200 вертолётов AH-64).
Впервые в бою AH-64 «Апач» испытали во время вторжения американцев в Панаму в декабре 1989 года. Опыт использования был небольшим: задействовали лишь 11 геликоптеров данной модели, и несколько раз пустили (успешно) ракеты AGM-114.
Более значимую роль они сыграли во время операции «Буря в пустыне». Тогда «Апачи» сделали первые выстрелы этой войны, ударив по иранским радиолокационным станциям в Багдаде и уничтожив обе РЛС. В военных действиях с иранскими войсками АН-64 проявили себя как эффективное противотанковое средство (было уничтожено от 200 до 500 танков и иных единиц бронетехники).
Вертолеты показали себя как техника, годящаяся для поддержки наземных сил. За весь период операции потеряли всего 3 вертолёта «Апач».
Это не только делало вертолёт недосягаемым для наземной техники, но и позволяло AH-64 уничтожать цели вдали от ближайшей зоны поражения ПВО противника (до 8 км), делая «Апач» более сложной мишенью. В результате, ПЗРК того времени («Игла», «Стингер» и «Верба») также не могли поразить вертолёт и прикрыть свои танки от их огня.
Далее «Апачи» применялись в 1999 году в Югославии. «Апач» в ходе операции сил НАТО использовались в Албании и поддерживали планируемое сухопутное наступление в Косово. В реальных боевых действиях вертолёты так и не поучаствовали, лишь несколько раз были задействованы в тренировочных полётах и участвовали в защите авиабаз.
Пик использования AH-64 пришёлся на 2003 год. Тогда состоялось вторжение в Ирак, где ониактивно использовались в бою. Здесь было испытано несколько модификаций вертолёта «Апач», например, AH-64D.
Видео
Вторая половина XX века стала «звездным часом» для развития вертолетов. Подобные машины почти не применялись во время Второй Мировой войны, но уже в Корейской войне вертолеты использовались самым активным образом. Пионерами в применении вертолета на поле боя стали американцы. Развитие вертолетостроения в США связано с именем Игоря Сикорского – талантливого инженера, уроженца Киева, уехавшего в США после Октябрьской революции.
Хотя, надо отметить, что поначалу эти машины имели большое количество противников. ВВС США вообще не хотело закупать вертолеты, мотивируя это невысокими летными качествами, сложностью в обслуживании и возможной уязвимостью от средств ПВО. Увы, военные очень часто страдают косностью мышления. Но это отношение очень быстро поменялось на противоположное. Вертолеты прекрасно проявили себя в Корейской войне.
Их использовали для корректировки огня, разведки, эвакуации раненных, высадки десанта и других целей. Через несколько месяцев боевых действий американские генералы требовали дать им «побольше вертушек».
До появления вертолетов бойцы, получавшие средние или тяжелые ранения, были практически обречены (умирали 90%). После начала «вертолетной» эры смертность снизилась до 10%. К концу корейского конфликта на вертолеты стали устанавливать небольшие ручные пулеметы. На вооружении армии США уже стояло несколько типов геликоптеров.
Корейская война показала, что вертолет является прекрасным средством для решения тактических задач, в первую очередь связанных с переброской войск и их снабжением. Во второй половине XX произошло множество локальных конфликтов, колониальных войн, в которых одна из сторон была вынуждена вести антипартизанскую борьбу. И оказалось, что вертолет – это идеальное средство для такого рода боевых действий.
Вертолет все больше становиться не просто транспортным средством, но и ударной машиной, идеальным штурмовиком и средством поддержки сухопутных войск. На вертолеты стали устанавливать неуправляемые ракеты и пулеметы, а с появлением противотанковых управляемых ракет вертолет стал мощным средством борьбы против бронетехники.
Важной вехой в развитии боевых вертолетов стала Вьетнамская война. Настоящим символом этой войны стал американский вертолет Bell UH-1, больше известный как «Хьюи»
Это прекрасная, надежная и неприхотливая машина выпускается до сих пор. Еще одним вертолетом, который активно применялся во вьетнамских джунглях, стал ударный вертолет . Его основной задачей была поддержка войск и нанесение ударов по противнику.
К концу боевых действий в армии США были сформированы специальные дивизии, на вооружении которых стояли только вертолеты. Война во Вьетнаме дала резкий толчок развитию вертолетостроения в США.
В конце 70-х годов прошлого века в США стали раздумывать над созданием нового ударного вертолета, он должен был вобрать в себя весь опыт, полученный во Вьетнаме и заменить машины Bell AH-1 Cobra. В конкурсе на разработку нового вертолета приняли участие несколько крупнейших американских авиастроительных компаний. В 1976 году победа досталась компании Хьюз, и в 1981 году появился вертолет АН 64 Аpache, который до сих пор стоит на вооружении армии США и считается одним из лучших боевых вертолетов в мире. С 1984 года АН 64 выпускается серийно.
Фото АН-64 Апач
Израильский AH-64D «Сараф»
Упавший в Ираке «Апач» (позднее отремонтирован)
Похожее
Ми-28Н Ночной охотник Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История
Вертолет Ми-24 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Ка-52 Аллигатор Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История
Вертолет Ми-8 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет AH-64 Апач Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Ка-50 Чёрная акула Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История
Вертолет Ми-26 Двигатели. Размеры. Грузоподъемность. История. Дальность полета
Вертолет CH-47 Чинук Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ми-2 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ми-6 Грузоподъемность. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Белл UH-1 Ирокез Вооружение. Скорость. Размеры. Двигатель
Вертолет Ми-12 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность
Вертолет Ка-27 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ка-62 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ми-4 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ка-26 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ка-226 Двигатели. Размеры. История. Вес. Дальность полета
Вертолет Ми-38 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ми-34 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ми-14 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Як-24 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность
Вертолет Ка-29 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ми-1 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ка-60 Касатка Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ми-10 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность
Вертолет В-7 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет AH-1 Кобра Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ка-25 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ка-118 Двигатель. Размеры. История. Грузоподъемность
Вертолет Ка-10 Двигатель. Размеры. История. Вес. Дальность полета
Вертолет Ка-8 Иркутянин Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ка-15 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Статический потолок
Вертолет Ка-22 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ка-126 Двигатель. Размеры. История. Грузоподъемность
Вертолет Ка-37 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ка-31 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Статический потолок
Вертолет Ка-18 Двигатель. Размеры. История. Вес. Дальность полета
You have no rights to post comments
Тактико-технические характеристики[править]
ТТХ семейства AH-64 | |||
AH-64A | AH-64D | AH-64D Longbow | |
---|---|---|---|
Технические характеристики | |||
Экипаж | 2 | ||
Длина с вращающимися винтами, м | 17,76 | ||
Диаметр несущего винта, м | 14,63 | ||
Диаметр рулевого винта, м | 2,79 | ||
Высота, м | 3,84 | 4,66 | 4,95 |
Площадь, ометаемая несущим винтом, м² | 168,11 | ||
База шасси, м | 10,59 | ||
Колея шасси, м | 2,03 | ||
Масса пустого, кг | 4 660 | 5 165 | 5 352 |
Масса нормальная взлётная, кг | 6 650 | 6 552 | 7 530 |
Масса максимальная взлётная, кг | 8 000 | 9 525 | 10 432 |
Масса топлива, кг | 1 108 + 2 712 в ПТБ | ||
Объём топлива, л | 1 421 + 4 × 871 в ПТБ | ||
Двигатель | 2 × ТВД General Electric | ||
T700-GE-701 | T700-GE-701C | ||
Мощность, л.с. (кВт) | 2 × 1 695 (1 270) | 2 × 1 890 (1 409) | |
Лётные характеристики | |||
Максимально допустимая скорость, км/ч | 365 | ||
Максимальная скорость, км/ч | 300 | 293 | 265 |
Практическая дальность, км | 690 | 482 | 407 |
Перегоночная дальность, км | 2 020 | 1 899 | |
Продолжительность полёта | 3,57 ч | 2 ч 44 м / 8 ч | |
Практический потолок, м | 6 100 | 6 400 | 5 915 |
Статический потолок, м | 4 085 / 3 100 | 4 570 / 3 505 | 4 170 / 2 890 |
Максимальная скороподъёмность, м/с | 12,27 | ||
Вертикальная скороподъёмность, м/с | 12,7 | 7,5 | |
Нагрузка на диск, кг/м² | 48,6 | 62,1 | |
Максимальная эксплуатационная перегрузка | +3,5/−1,0 g | +3,5/−0,5 g | |
Вооружение | |||
Пушка | 30 мм M230 Chain Gun (625 выстр./мин) | ||
Боекомплект | до 1 200 патр. | ||
Ракеты «воздух-поверхность» | 4 × 4 × AGM-114 | ||
НАР | 4 × 19 × 70 мм Hydra |
- До втулки несущего винта
- До датчика воздушных параметров
- До вершины РЛС AN/APG-78 «Лонгбоу»
- Лётные характеристики даны для данных значений массы.
- В перегоночном варианте, с полным запасом топлива
- Без внешних подвесок
- Без ПТБ
- Без ПТБ / с ПТБ
- С использованием / без использования эффекта земли при нормальной взлётной массе
Характеристики AH-64D в типовых миссиях (без РЛС AN/APG-78) | ||||||||
A | B | C | D | E | F | G | H | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип | противотанковая | воздушное прикрытие | эскорт | |||||
Взлётная масса, кг | 6 552 | 7 158 | 7 728 | 6 874 | 7 813 | 6 932 | 7 867 | |
Масса топлива, кг | 727 | 1 029 | 902 | 1 063 | 745 | 1 086 | 741 | 1 077 |
Крейсерская скорость, км/ч | 285 | 280 | 272 | 274 | 283 | 278 | 287 | 283 |
Высота полёта, м | 1 220 | 610 | 1 220 | 610 | 1 220 | 610 | ||
Вертикальная скороподъёмность, м/мин | 448 | 137 | 301 | 293 | 262 | 238 | ||
Продолжительность полёта | 1 ч 50 мин | 2 ч 40 мин | 1 ч 47 мин | 2 ч 30 мин | 1 ч 50 мин | 2 ч 30 мин | 1 ч 50 мин | 2 ч 30 мин |
Боекомплект | 4 × AGM-114; 320 патр. | 4 × AGM-114; 1200 патр. | 6 × AGM-114; 540 патр. | 16 × AGM-114; 1200 патр. | 4 × AGM-114; 1200 патр. | 4 × AGM-114; 19 × НАР; 1200 патр. | 19 × НАР; 1200 патр. | 38 × НАР; 1200 патр. |
См. также[править]
Сравнительные ТТХ современных ударных вертолётов
Ми-28Н | Ка-52 | AH-64D Apache Longbow (Block III) | Bell AH-1Z Viper | AugustaWestland T129 | Eurocopter Tiger |
---|
Внешний вид | ||||||
Год принятия на вооружение | 2009 | 2011 | 2011 | 2011 | 2012 | 2003 |
Масса пустого, кг | 8095 | 7800 | 5165 | 5580 | 2530 | 3060 |
Масса топлива, кг | 1500 | 1500 | 1100 | н/д | н/д | 1100 |
Масса боевой нагрузки, кг | 2300 | 2800 | н/д | н/д | 1200 | н/д |
Встроенная пушка | 1 × 30-мм 2А42 | 1 × 30-мм 2А42 | 1 × 30-мм M230 | 3 × 20-мм M197 | 3 × 20-мм M197B | 1 × 30-мм GIAT 30 |
Точки подвески | 4 | 6 | 4 | 6 | 4 | 4 |
Максимальная взлётная масса, кг | 12 000 | 10 800 | 10 400 | 8390 | 5000 | 6600 |
Силовая установка | 2 × ВК-2500-02 | 2 × ВК-2500 | 2 × General Electric T700-GE-701D | 2 × General Electric T700-GE-401C | 2 × LHTEC CTS800-4A | 2 × Rolls-Royce MTR390-E |
Мощность двигателя, л. с. | 2 × 2200 | 2 × 2400 | 2 × 2000 | 2 × 1800 | 2 × 1360 | 2 × 1464 |
Максимальная скорость, км/ч | 300 | 310 | 265 | 300 | 280 | 290 |
Практическая дальность (без ПТБ), км | 450 | 520 | 480 | 680 | 550 | 740 |
Практический потолок, м | 5000 | 5500 | 5900 | 6100 | 6000 | 4000 |
Скороподъёмность, м/с | 13,6 | 16,0 | 12,3 | 14,2 | 11,3 | 14,0 |
Стоимость, млн USD | ~27,0 | 52,0-61,0 | 27,0-31,0 | 43,0-53,0 | 39,0 |
Denel AH-2 Rooivalk | Kawasaki OH-1 Ninja | Harbin Z-19 | CAIC WZ-10 | HAL LCH | HESA Shahed 285 |
---|
Год принятия на вооружение | 1999 | 2000 | — | 2011 | 2013 (план) | н/д |
Масс пустого, кг | 5730 | 2450 | 2350 | 5400 | 3000 | 820 |
Масса топлива, кг | 1470 | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д |
Масса боевой нагрузки, кг | 1560 | н/д | н/д | 1500 | н/д | н/д |
Встроенная пушка | 1 × 20-мм F2 | — | 1 × 23-мм | 1 × 23-мм | 1 × 20-мм | 1 × 7,62-мм |
Точки подвески | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 |
Максимальная взлётная масса, кг | 8750 | 4000 | 4500 | 7500 | 5500 | 1450 |
Силовая установка | 2 × Turbomeca Makila 1K2 | 2 × Mitsubishi TS1-10QT | 2 × WZ-8A | 2 × Pratt & Whitney Canada PT6C-67C | 2 × HAL/Turbomeca Shakti | 1 × Allison 250-C20J |
Мощность двигателя, л. с. | 2 × 1500 | 2 × 890 | 2 × 850 | 2 × 1530 | 2 × 1200 | 1 × 420 |
Максимальная скорость, км/ч | 280 | 280 | 245 | н/д | 275 | 225 |
Практическая дальность (без ПТБ), км | 700 | 550 | 700 | н/д | 700 | 800 |
Практический потолок, м | 6100 | н/д | 4900 | н/д | 6000 | 4150 |
Скороподъёмность, м/с | 13,3 | н/д | 9,0 | н/д | 12,0 | 7,0 |
Стоимость, млн USD | ~40,0 | н/д | н/д | н/д | ~22,0 | н/д |
Boeing / Sikorsky RAH-66 Comanche — другой вертолёт, названный в честь индейского племени.
О серийном производстве
В 1981 году проектирование военного вертолета «Апач» было полностью завершено. Серийное производство «вертушек» налажено в 1984 году. Специально для изготовления АН-64 в Аризоне в городе Меса построили завод. Изначально выпуском «вертушек» занималась авиационная компания «Хьюз» и ее вертолетостроительный филиал. Однако вскоре право на серийный выпуск АН-64 перешло к корпорации «Макдонелл-Дуглас». Вертолет «Апачи» (фото геликоптера ниже) – это одна из лучших ударных боевых машин в мире, которая на службу в первую эскадрилью поступила в 1986 году.
Через три года этими «вертушками» комплектовалась Национальная гвардия страны. Серийный выпуск вертолетов был завершен в 1994-м. Всего военной промышленностью Америки было построено 827 АН-64. Производство одной боевой единицы государству обошлось в 15 млн долларов. России на изготовление одного «Аллигатора» приходится тратить 16 млн.
Примечания[править]
- ↑ Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 594-597. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2.
- World Air Forces 2015, p.8
- Журнал Мировая авиация выпуск №20
- ↑
- “Apache Helicopter Was Considered Effective in Combat, but Reliability Problems Persist” General Accounting Office, April 1992
- Battle Became Rout. Ellensburg Daily Record, February 28, 1991, p. 9.
- Apache Operation a lesson in defeat The Washington Times, April 22, 2003. Rowan Scarborough
- In the Company of Soldiers. Paw Prints. Рик Аткинсон. 2008. стр.147-153
- AH-64 Apache Units of Operations Enduring Freedom and Iraqi Freedom. Osprey Publishing. Джонатан Берштейн. 2005. стр.51
- Пономарев А. Н. и др. Боевой вертолёт огневой поддержки наземных войск AH-64A «Апач» (США). — М.: Военное издательство, 1986. — 39 p.
- The Military Balance 2010. p.-169
- The Military Balance 2010. p.-137
- The Military Balance 2010. p.-250
- The Military Balance 2010. p.-256
- The Military Balance 2010. p.-260
- The Military Balance 2010. p.-150
- The Military Balance 2010. p.-276
- The Military Balance 2010. p.-270
- The Military Balance 2010. p.-426
- The International Institute For Strategic Studies IISS. The Military Balance 2010. — Nuffield Press, 2010. — С. 33. — 492 с. — ISBN 9781857435573.
- The Military Balance 2010. p.-408
Об устройстве кабины
Ударный вертолет «Апач» оборудован двухместной кабиной, для которой характерно тандемное расположение сидений. Переднее предназначено для второго летчика-стрелка, а заднее, приподнятое на 480 мм, – пилота. Нижняя часть и бока кабины покрыты броней. Пространство между сиденьями стало местом для прозрачной перегородки. При ее изготовлении используются кевлар и полиакрилат. Данная перегородка способна выдержать прямое попадание пули и снаряда, калибры которых варьируются в пределах от 12,7 до 23 мм. Благодаря такой конструкции кабины летному экипажу обеспечена максимальная защита.
Стремясь повысить боевую живучесть вертолета «Апач», американские конструкторы в «вертушке» используют две независимые гидросистемы, протектированные топливные баки и бронированные наиболее важные системы и участки.
Для конструкции российского вертолета Ка-52 (по классификации НАТО он значится как «Аллигатор») характерна соосная схема. Кабина в данной «вертушке» двухместная. Однако кресла расположены бок о бок друг к другу. Ограничений для пилотирования в «Аллигаторе» не имеется. Таким образом, вести огонь и управлять «вертушкой» могут оба пилота. Кабина вертолета комплектуется специальной бронированной капсулой. Катапультироваться экипаж может на высоте не менее 4100 м. Бронированное покрытие защищает летчиков от пуль калибра не выше 23 мм.
Конструкция[править]
Несущая системаправить
Конструктивно АН-64 выполнен по одновинтовой схеме с четырехлопастными винтами. Длина лопасти несущего винта составляет 6 метров. Лопасти композитные. Лопасти имеют 5 стальных лонжеронов покрытых стекловолокном. Задняя кромка покрыта крепким графитовым композиционным материалом, передняя выполнена из титана. Титан выдерживает лёгкие касания винтом деревьев и прочих препятствий (это свойство необходимо при облёте и огибании местности на предельно малой высоте).
Силовая установкаправить
AH-64 имеют два двигателя.
Apache Модификация | Двигатель | Мощность |
---|---|---|
AH-64A | General Electric T700-701 | 1 696 л. с. |
AH-64A+/D | General Electric T700-701C | 1 890 л. с. |
AH-64E Block III | General Electric T700-701D | 2 000 л. с. |
WAH-64D | Rolls-Royce Turbomeca RTM322 | 2 100 л. с. |
Особенности конструкцииправить
Проекции AH-64
ALQ-144
- Двигатели AH-64 разнесены, являются взаимозаменяемыми.
- Также вертолёт оснащён экранными выхлопными устройствами (ЭВУ), для снижения теплового излучения выхлопа двигателей. Принцип её работы заключается в смешивании горячего выхлопа с холодным забортным воздухом.
- В носовой части фюзеляжа на турельной установке расположены: видеокамера, лазерная система измерения расстояния и подсвета цели, тепловизор, изображение с которого передаётся на телеэкран пилота, подвижная пушечная установка.
- Для снижения шума вертолёта, хвостовой винт заменен на Х-образный . Лопасти РВ установлены под разным углом, таким образом, каждый из них подавляет часть шума, производимого другим. В данном случае двойной винт работает тише одиночного.
- Основные опоры шасси (неубирающееся шасси), снабженные мощными амортизаторами. Амортизаторы способны поглотить энергию удара при аварийной посадке с вертикальной скоростью до 12,8 м/с, не допуская травмирования экипажа.
- Надвтулочный радар (для модификации D), выполняющий задачи картографирования и радиолокации.
- Система постановки ИК помех ALQ-144 и автомат выброса ИК ловушек.
РЛС APG-78править
- Дальность 8 км
- Диапазон мм (Ka диапазон)
- Количество сопровождаемых целей: 256
- РЛС обеспечивает
- оповещение о ракетной атаке
- полёт на малых высотах
- обнаруживает излучающие РЛС
- автоматическое обнаружение подвижных и неподвижных целей и их классификация
TADS
Электронно-оптическая система TADS (Target Acquisition and Designation Sights, Pilot Night Vision System)
Вооружениеправить
M230
AGM-114 и Hydra 70
Авиационная одноствольная автоматическая пушка M230
- Калибр 30×113 мм B
- Длина 1,68 м
- Масса 57,5 кг
- Скорострельность 600—650 выстрелов в минуту
- Начальная скорость снарядов 805 м/с
- Привод электрический
- Виды используемых боеприпасов:
- патрон с осколочно-фугасным снарядом М799, снаряжение: 43 г взрывчатого вещества;
- патрон с бронебойно-кумулятивным снарядом M789 с бронепробитием около 300 мм гомогенной брони