Подводные лодки «Варшавянка» на дизельном двигателе проектов 636 и 877

Перископ — навсегда!

Чтобы попасть внутрь корабля, нужно войти в ограждение выдвижных устройств, подняться вверх на несколько ступеней, а затем опуститься на несколько метров вниз по вертикальной лестнице. Теснота внутри подводных лодок — факт общеизвестный, но тут она ощущается как насыщенность окружающего пространства бесконечным количеством конструктивных элементов. Здесь все на виду. Здесь все выглядит как радость любителя стимпанка и кошмар водопроводчика. Вдоль стен на всех уровнях бегут трубы гидравлических и пневматических систем с огромным количеством гаечных соединений, вентилей, клапанов. «Конечно, на лодках более современных конструкций системы управления, основанные на механике и гидравлике, заменяются электрическими актуаторами, управляемыми по проводам, и это экономит пространство, снижает вес оборудования, — рассказывают нам члены экипажа, — но, с другой стороны, электроника — вещь капризная, особенно в условиях совершенствования методов радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Гидравлика устроена проще и более ремонтопригодна в походных условиях».

Только здесь, перебираясь из отсека в отсек через круглые люки, рассматривая крошечные помещения для всего чего угодно — от камбуза до жилых кают, — понимаешь, что в подводной службе о комфорте говорить трудно. Здесь все приспособлено к ограниченному пространству. Даже кают-компания при необходимости превращается в операционную. Интересуемся, есть ли ограничения для подводников по росту и комплекции. Нет, отвечают нам, осваиваются все. Есть более серьезные ограничения по здоровью: надо уметь жить и работать при недостатке кислорода в воздухе.

Подводная лодка представляет собой замкнутый газовый объем, из-за чего и проистекают разного рода проблемы. Например, возможно возникновение взрывоопасных смесей. В случае взрыва или возгорания необходимо немедленно подавить реакцию горения, для чего используется система ЛОХ (лодочная объемная химическая защита), воздействующая на точки горения с помощью инертного газа (хладон). Эта система может спасти жизни, но может оказаться и убийственной: в 2008 году на АПЛ К-152 «Нерпа» несанкционированный запуск ЛОХ привел к гибели 20 подводников.

Родом из Питера

Подводная лодка «Выборг» относится к проекту 877 «Палтус». Первоначально предполагалось, что часть этих кораблей будет поставляться в страны Варшавского договора, поэтому проект получил неофициальное название «Варшавянка». В наши дни «Варшавянками» называют подводные лодки проекта 636 — модернизацию «Палтуса». Лодки проекта 877, относящиеся к третьему поколению, были разработаны ленинградским КБ «Рубин» под руководством Ю.Н. Кормильцина. Первые лодки типа «Палтус» (в том числе Б-227 «Выборг») выпускались в Комсомольске-на-Амуре, затем производство перенесли в Ленинград и Горький. Лодки этого типа имеют традиционную для советского подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Корабль разделен на шесть отсеков, на верхней палубе первого отсека размещается торпедное вооружение. В состав вооружения входят шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В надводном положении мог использоваться оборонительный ЗРК «Стрела-3».

Подводная лодка — это такой корабль, который всегда должен быть готов бороться за живучесть и спасение экипажа. В первом, втором и шестом отсеках, которые являются отсеками живучести, хранятся плоты и средства связи. В случае аварии подводники могут покинуть лодку, облачившись в гидрокостюмы и дыхательные аппараты через люки комингс-площадок (первый и шестой отсеки) или через декомпрессионную камеру (второй отсек). Также есть возможность выйти из лодки через торпедные аппараты с торпедной палубы первого отсека. В каждом отсеке (который в случае аварии может быть герметично изолирован) есть запасы еды и воды, батареи для регенерации воздуха.

Вопросы перспективы отечественных НАПЛ

Главным вопросом здесь является целесообразность строительства «классических НАПЛ» (дизель-электрических) с учетом широкого распространения в мире НАПЛ с анаэробными установками и развития средств противолодочной обороны (ПЛО). При рассмотрении этой проблемы наиболее важны три вопроса.

Первый. Использование анаэробной установки действительно обеспечивает резкое повышение скрытности НАПЛ в первую очередь по критерию «коэффициента нарушения скрытности»), однако обеспечивает только малые хода НАПЛ и резко повышает стоимость и сложность эксплуатации НАПЛ, значительно снижают ее автономность.

Важно — несколько вариантов такой ГЭУ для отечественных НАПЛ уже «на подходе». Второй

Появление современных литий-полимерных аккумуляторов резко повышает подводную автономность дизель-электрических ПЛ, являясь при этом гораздо более экономичным решением чем анаэробная ГЭУ

Второй. Появление современных литий-полимерных аккумуляторов резко повышает подводную автономность дизель-электрических ПЛ, являясь при этом гораздо более экономичным решением чем анаэробная ГЭУ.

Третий. Общее состояние проблемы противостояния «ПЛ против самолета». Резкое повышение возможностей противолодочной авиации по обнаружению малошумных целей в последние десятилетия крайне остро поставили вопрос выживаемости ПЛ в условиях ее противодействия. Причем само по себе наличие у НАПЛ анаэробной установки ее безопасность не обеспечивает, например при залпе ПКР с борта ПЛ. Демаскировка НАПЛ залпом ПКР (КР) при нахождении в районе противолодочной авиации с современными средствами поиска ставит любую НАПЛ на грань уничтожения. Фактически сложилась ситуация когда боевая устойчивость НАПЛ в таких условиях не может быть обеспечена исключительно за счет ее скрытности, необходим комплексный подход, в т.ч. активные средства противодействия авиации (ЗРК ПЛ), низкочастотные средства ГПД, обеспечивающие подавление работы РГАБ в «подводной полусфере» и средства постановки помех линиям связи «буй-самолет» в «надводной».

Необходимо подчеркнуть, что сегодня таких средств (с требуемым уровнем эффективности) нет ни у одной зарубежной НАПЛ. Эффективность ЗРК ПЛ типа IDAS (ФРГ) и A3SM (Франция), заведомо недостаточна, и она не может обеспечить эффективной защиты НАПЛ. Не вдаваясь в подробности, необходимо отметить что в России есть необходимый задел и научно-технический потенциал для создания таких средств НАПЛ, с высоким (необходимым) уровнем эффективности.

Важно отметить что наличие эффективного ЗРК НАПЛ является, вероятно, более эффективным и простым решением для НАПЛ чем анаэробная установка (при условии использования литий-полимерных АБ), но и обеспечивает возможность эффективного «включение» НАПЛ в «оперативно-тактическую сеть» межвидовой группировки действующей на ТВД, повышая и ее эффективность, и эффективность и боевую устойчивость самой НАПЛ (за счет резкого улучшения ситуационной осведомленности и возможности оперативной связи с командованием). Это безусловно ставит дополнительные (но реальные!) требования к бортовым средства связи и управления боем на борту НАПЛ

Представители серии

Схема проекта 877

Схема проекта 636

Подводные лодки типа «Варшавянка», объединяющего проекты 877 и 636 и их модификации, являются основным классом НАПЛ – неатомных подводных лодок, производимых в России. Они стоят на вооружении как российского, так и ряда зарубежных флотов. Проект, разработанный в конце 1970-х годов, считается весьма удачным, поэтому строительство серии, с рядом усовершенствований, продолжается и в 2010-х годах.

НазваниеВерфь Зав. №ЗакладкаСпуск на водуВвод в стройФлотСостояние Прим.
Проект 636
366 Yuan Zhend 66 Hao Адмиралтейские верфи0161616.07.199626.04.199726.08.1997 ВМС КитаяВ строю
367 Yuan Zhend 67 HaoАдмиралтейские верфи0132728.08.199718.06.199825.10.1998ВМС КитаяВ строю
Проект 636М
368 Yuan Zhend 68 HaoАдмиралтейские верфи0132918.10.200227.05.200420.10.2004ВМС КитаяВ строю
369 Yuan Zhend 69 HaoАдмиралтейские верфи0133018.10.200219.08.200405.2005ВМС КитаяВ строю
370 Yuan Zhend 70 HaoАдмиралтейские верфи01331200404-05.200505.2005ВМС КитаяВ строю
371 Yuan Zhend 71 HaoАдмиралтейские верфи01332200426.05.20052005ВМС КитаяВ строю
372 Yuan Zhend 72 HaoАдмиралтейские верфи01333200426.08.200530.05.2006ВМС КитаяВ строю
373 Yuan Zhend 73 Hao Красное Сормово0161107.199208.05.200405.08.2005ВМС КитаяВ строю
374 Yuan Zhend 74 Hao Севмаш0170129.05.200321.05.2005 (04.06.2005)17.11.2005 (30.12.2005)ВМС КитаяВ строю
375 Yuan Zhend 75 HaoСевмаш0170229.05.200314.07.2005 (17.07.2005)24.11.2005 (30.12.2005)ВМС КитаяВ строю
021 Messali el HadjАдмиралтейские верфи01336200620.11.200828.08.2009 ВМС АлжираВ строю
022 Akram PachaАдмиралтейские верфи01337200709.04.200929.10.2010ВМС АлжираВ строю
Проект 636.1
HQ-182 Hà Nội («Ханой»)Адмиралтейские верфи0133924.08.201028.08.2012 07.11.201303.04.2014 ВМС ВьетнамаВ строю
HQ-183 Hồ Chí Minh («Хошимин»)Адмиралтейские верфи0134028.09.201128.12.2012 16.01.201403.04.2014ВМС ВьетнамаВ строю
HQ-184 Hải Phòng («Хайфон»)Адмиралтейские верфи0134123.10.201228.08.2013 04.12.201401.08.2015ВМС ВьетнамаВ строю
HQ-185 Khánh Hòa («Кханьхоа»)Адмиралтейские верфи0134223.10.201228.03.2014 13.05.201501.08.2015ВМС ВьетнамаВ строю
HQ-186 Đà Nẵng («Дананг»)Адмиралтейские верфи0134301.07.201328.12.2014 02.02.201628.02.2017ВМС ВьетнамаВ строю
HQ-187 Bà Rịa-Vũng Tàu («Вунгтау»)Адмиралтейские верфи0134428.05.201428.09.2015 20.01.201728.02.2017ВМС ВьетнамаВ строю
031 Ouarsenis («Уарсени»)Адмиралтейские верфи01346201514.03.2017 02.10.201809.01.2019ВМС АлжираВ строю
032 Hoggar («Хоггар»)Адмиралтейские верфи01347201629.06.2017 26.11.201809.01.2019ВМС АлжираВ строю
н/дАдмиралтейские верфи013482020 ВМС ИндииРассматривается возможность строительства
н/дАдмиралтейские верфи013492020ВМС ИндииРассматривается возможность строительства
Проект 636.3
Б-261 «Новороссийск»Адмиралтейские верфи0167020.08.201028.11.201322.08.2014 ЧФВ ремонтеВ составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-237 «Ростов-на-Дону»Адмиралтейские верфи0167121.11.201126.06.201430.12.2014ЧФВ ремонтеВ составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-262 «Старый Оскол»Адмиралтейские верфи0167217.08.201228.08.201403.07.2015ЧФВ ремонтеВ составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-265 «Краснодар»Адмиралтейские верфи0167320.02.201425.04.201505.11.2015ЧФВ строюВ составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-268 «Великий Новгород»Адмиралтейские верфи0167430.10.201418.03.201626.10.2016ЧФВ строюВ составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-271 «Колпино»Адмиралтейские верфи0167530.10.201431.05.201624.11.2016ЧФВ строюВ составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-274 «Петропавловск-Камчатский»Адмиралтейские верфи0161428.07.201728.03.201925.11.2019 ТОФВ строюВ составе 19-й БрПЛ ПрФлРС ТОФ
Б-603 «Волхов»Адмиралтейские верфи0161528.07.201726.12.2019 25.11.2020ТОФШвартовные испытанияПередача флоту запланирована на 2020 год
Б-602 «Магадан»Адмиралтейские верфи0161601.11.2019 12.2020 25.11.2021ТОФСтроитсяПередача флоту запланирована на 2021 год
Б-588 «Уфа»Адмиралтейские верфи0161701.11.2019 03.2021 25.11.2021ТОФСтроитсяПередача флоту запланирована на 2021 год
Б-? «Можайск»Адмиралтейские верфи0161811.2020 12.2021 25.11.2022ТОФГотовится к закладкеПодписан контракт
Б-? «Ижевск»Адмиралтейские верфи0161911.2020 03.2022 25.11.2022ТОФГотовится к закладкеПодписан контракт

Цвета таблицы: Зелёный  — действующая в составе ВМФ России
 Белый — не достроена Жёлтый  — действующая в составе иностранных ВМС или как гражданское судно

Технические характеристики

ТТХ «Варшавянки» 636.3

Несмотря на сходства в конструкции и компоновке технические характеристики подводной лодки «Варшавянка» проектов 636 и 877 имеют определенные отличия. Большинство из них незначительные. К примеру, по данным Википедии, экипаж лодок 636 — 52 человека, у проекта 877 — 57 человек.

Водоизмещение

Надводное и подводное водоизмещение «Варшавянки» проекта 636 составляет 2350 и 3950 тонн. У подводных лодок проекта 877 данные показатели ниже — 2300 и 3040 тонн соответственно.

Дальность плавания

У обоих проектов автономность плавания составляет 45 суток. У «Варшавянки» дальность хода зависит от скорости. Экономичным ходом в 3 узла подлодка преодолевает до 400 миль. При работе двигателя под водой и скорости 7 узлов дальность хода составляет 7500 миль. Максимальная скорость над и под водой — 17 и 20 узлов.

Глубина погружения

У подводных лодок проекта 636 и 877 рабочая глубина погружения составляет 240 метров. Предельная глубина отличается, у «Варшавянки» — 300 м, у «Палтуса» — 350 м.

Движитель (дизельный)

Силовая установка подлодок «Варшавянка» и «Палтус» представлена следующими агрегатами:

  • два дизельных генератора 4-2ДЛ42М по 1000 кВт;
  • основной электродвигатель ПГ165 мощностью 5500 л. с.;
  • электродвигатель экономического хода мощностью ПГ166 190 л. с.;
  • два резервных двигателя ПГ168 по 102 л. с. каждый.

В качестве движителя используется один семилопастный низкооборотный винт. Подлодки проекта 636.3 считаются наиболее ходовыми. На них установлены более современные дизельные двигатели, что обеспечивает лучшую мощность и скорость хода.

Габариты и вес

По габаритам «Варшавянка» имеет следующие показатели:

  • длина по ватерлинии — 72,6 м;
  • наибольшая ширина подлодки — 9,9 м;
  • осадка по ватерлинии — 6,2 м.

Модификация для российского флота 636.3 имеет незначительные отличия, ее длина составляет 73,8 м. Вес подводных лодок соответствует их водоизмещению.

Боевое применение

8 декабря 2015 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводная лодка Б-237 “Ростов-на-Дону” выполнила пуск 4 ракет комплекса “Калибр-ПЛ” из восточной части Средиземного моря по двум крупным пунктам террористов ИГ (запрещенная в России террористическая организация) на территории провинции Ракка в Сирии. Это был первый в истории подводного флота ВМФ РФ случай нанесения ракетного удара по реальному противнику.

30 мая 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводная лодка Б-265 «Краснодар» выполнила пуск ракет комплекса “Калибр-ПЛ” по позициям боевиков, находящихся восточнее Пальмиры. 23 июня 2017 эта же лодка вновь нанесла удар по объектам ИГ в Сирии.

14 сентября 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводные лодки Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино» выпустили 7 ракет комплекса “Калибр-ПЛ” по объектам группировки ИГ в Сирии. Дальность удара составила от 500 до 670 км.

22 сентября 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводная лодка Б-268 «Великий Новгород» выпустила 3 ракеты комплекса “Калибр-ПЛ” по объектам террористической группировки «Джебхат-ан-Нусра» в провинции Идлиб. Дальность до целей составила около 300 км.

05 октября 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводные лодки Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино» выпустили 10 ракет комплекса “Калибр-ПЛ” по объектам группировки ИГ в Сирии.

31 октября 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводная лодка Б-268 «Великий Новгород» выпустила 3 ракеты комплекса “Калибр-ПЛ” по объектам боевиков ИГИЛ в провинции Дейр-эз-Зор в районе Аль-Букемаль.

03 ноября 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводная лодка Б-271 «Колпино» выпустила 6 ракет комплекса “Калибр-ПЛ” по объектам боевиков ИГИЛ в провинции Дейр-эз-Зор в районе Аль-Букемаль.

История

Подводные лодки этого класса предполагалось строить в больших количествах на экспорт в страны Варшавского договора, поэтому проект и носит такое название.

Главный конструктор Ю.Н.Кормилицын.

Лодка предназначена для борьбы с подводными и надводными кораблями противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций. Основной проект 877 создан в 1970-х годах ЦКБ «Рубин», проект 636 — одна из последних его модификаций. Строительство кораблей проекта 636 началось с середины 1990-х годов.

Б-340 проекта 636М, достроенная в 2005 году по заказу Китая, стала последней подводной лодкой, полностью построенной на заводе «Красное Сормово».

Современное строительство лодок этого проекта осуществляется на заводе Адмиралтейские верфи в Санкт-Петербурге.

Подводные лодки модифицированного 636 проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения.

В период с 2010−2016 гг. было построено 6 лодок для Черноморского флота.

  • Головная подлодка проекта Б-261 «Новороссийск» принята в боевой состав флота 22 августа 2014 года. Прошла опытную эксплуатацию на глубоководных полигонах Северного флота. 21 сентября 2015 года прибыла к месту основного базирования на Новороссийскую военно-морскую базу ЧФ.
  • Вторая лодка — Б-237 «Ростов-на-Дону» — принята в боевой состав флота 30 декабря 2014 года. Прошла опытную эксплуатацию на глубоководных полигонах Северного флота. 16 декабря 2015 года прибыла к месту основного базирования на Новороссийскую военно-морскую базу ЧФ.
  • Третья подлодка — Б-262 «Старый Оскол» — принята в боевой состав флота 3 июля 2015 года. 1 июля 2016 года прибыла к месту основного базирования на Новороссийскую военно-морскую базу ЧФ.
  • Четвертая подлодка — Б-265 «Краснодар» — принята в боевой состав флота 5 ноября 2015 года.
  • Пятая подлодка — Б-268 «Великий Новгород» — принята в боевой состав флота 26 октября 2016 года.
  • Шестая подлодка — Б-271 «Колпино», принята в боевой состав флота 24 ноября 2016 года.

В ближайшие годы (2019—2022) планируется получить 5 лодок для Тихоокеанского флота.

Седьмая подлодка — Б-274 «Петропавловск-Камчатский», принята в боевой состав флота 25 ноября 2019 года

На всех широтах

При этом, что интересно, сама «Варшавянка» может «слышать» объекты, находящиеся от нее на значительном удалении. По словам директора «Адмиралтейских верфей», при создании лодок проекта 636 в их гидроакустическом комплексе применяется новая элементная база, что позволяет существенно увеличить «чувствительность» оборудования.

Уникальны и характеристики вооружения, установленного на борту этого корабля. Оружием «Варшавянки» можно поражать как подводные и надводные, так и наземные цели. По некоторым характеристикам и боевым возможностям этот небольшой корабль превосходит тяжелые атомные субмарины, утверждают разработчики оружейных систем для лодок 636-го проекта. В целом, по мнению главного конструктора Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» Игоря Молчанова, серия 636 вполне может стать успешным переходным проектом в ходе создания принципиально новых неатомных субмарин следующего поколения.

«Лодки проекта 636 предназначены для решения задач в прибрежной морской зоне, – отмечает главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков. – Однако по своему назначению они могут решать вопросы и в дальней зоне с учетом перехода и базирования. Эти корабли будут нести службу в Средиземном, Японском, Охотском, Балтийском и Северном морях, везде, где это будет необходимо».

НАПЛ проекта 677 (проект «Амур»).

Как уже было отмечено выше основным фактором оказавшим влияние на облик НАПЛ проекта 877 оказались размеры основной антенны ГАК «Рубикон». При этом в составе ВМФ СССР в большом количестве находились НАПЛ среднего водоизмещения проектов 613, и его развитие — исключительно удачного проекта 633. Проблемы отечественной гидроакустики СССР в 70х годах исключили создание эффективной НАПЛ среднего водоизмещения на замену 613 и 633 проектов, именно по отсутствию компактного ГАК с высоким поисковым потенциалом. Необходимый для этого научно-технический задел был получен только в конце 80х годов, а создание НАПЛ среднего водоизмещения проекта 677 («Амур») пришлось на наиболее сложные, для нашего ОПК и кораблестроения годы.

НАПЛ проекта 677 была впервые представлена на МВМС-2005, однако ее доводка затянулась на многие годы.

Описание всех перипетий 677 не является темой данной статьи (тем более что о многом будет возможность писать еще не скоро), однако, по мнению автора ключевой проблемой реализации этого проекта в 1990-х — 2000-х годах стала спешка и необоснованные надежды на «внедрение новых технологий проектирования» без их проверки и полной отработки в стендовых условиях. В результате все имевшиеся проблемы были «засунуты в прочный корпус», и решать их пришлось буквально через «узкое горлышко рубочного люка». Вероятно, если бы заказчик не торопил так со сроками (допустим, обоснованно сдвинул бы их в начале 2000-х на 3–4 года) НАПЛ проекта 677 в ВМФ уже ходили бы на боевую службу и поставлялись на экспорт.

Урок был жестокий, но выводы из него были сделаны. Сегодня, когда серийное строительство НАПЛ проекта 677 возобновлено, в обществе возникает вопрос — не по- вторят ли строящиеся «единички» этого проекта судьбу головной ПЛ? С уверенностью можно утверждать что этого не будет. Из прошлых ошибок не только были сделаны выводы, но разработаны, внедрены и реально работают мероприятия обеспечивающие успешную реализацию проекта. Пример чему — успешная реализация ЦКБ «Рубин» сложнейшего проекта по созданию морской стратегической системы «Булава».

С высокой вероятностью можно прогнозировать и успешную реализацию проекта по созданию перспективной анаэробной энергоустановки для НАПЛ.

Основные особенности НАПЛ проекта 677 («Амур»):

  • современный ГАК с высоким поисковым потенциалом и новые РЭС;
  • малошумная дизель-электрическая главная энергетическая установка с вентильным двигателем (с обеспечением установки анаэробной установки);
  • крайне низкий уровень шумности и новое противогидролокационное покрытие;
  • однокорпусная конструкция;
  • уменьшенное, по сравнению с НАПЛ
  • проекта 636 водоизмещение, облегчающее действия в районах с малыми глубинами.

Модельный ряд экспортной модификации 677 — «Амур» предусматривает ряд модификации, в т.ч. крайне индексный и перспективный проект «Амур-950» с установкой вертикального пуска (УВП) на 10 КР (ПКР), — обеспечивающей нанесение мощного одновременного ракетного удара.

Сегодня сложно предполагать сколько «Амуров» будет построено, и будет ли повторен успех 877-636 проекта с более чем полусотней ПЛ. Однако то что проект 677 («Амур») будет успешно реализован — сомнений нет.

Особенности конструкции ПЛ проектов 636 и 877

636.3 — модификация «Варшавянки», используемая для российского флота

Конструктивно Варшавянка подводная лодка имеет немало сходств в пр. 636 и 877, из-за чего их строение рассматривают одновременно. Ключевые особенности — веретенообразная форма лодок и компоновка внутренних отсеков.

Корпус веретенообразной формы с минимальным количеством отверстий

Корпус подводных лодок веретенообразный, многие аналитики также сравнивают его с дирижаблем. Количество забортных дыр (отверстий) сведено к минимуму. Это позволило добиться оптимальной обтекаемости и увеличить подводную скорость за счет уменьшения надводной.

Шесть отсеков

«Варшавянка» имеет разделение на внешний легкий корпус и внутренний прочный. Последний делится на шесть отсеков:

  • носовой имеет три палубы, верхняя — торпедная, средняя — жилая и нижняя для размещения аккумуляторных батарей;
  • второй отсек командный, также делится на три палубы, сверху вниз размещены центральный пост, рубки радиста и штурмана, здесь же находятся все выдвижные устройства;
  • третий отсек жилой, две верхние палубы заняты помещениями для экипажа, нижняя — дополнительные аккумуляторы;
  • в четвертом отсеке находится дизель-генераторный двигатель;
  • пятый — электромоторный, отсюда также выпускается аварийный буй.

Кормовой отсек механико-технический. Здесь находятся электродвигатели экономичного хода, приводы рулей и кормовой люк.

Корабли серии

  • Головная подлодка серии, Б-261 “Новороссийск” (заводской номер 01670), была заложена 20 августа 2010 г., спущена на воду 26 июня 2014 г., передана ВМФ России 22 августа 2014 г. и конце октября направлена на глубоководные испытания на Северном флоте. 21 сентября 2015 г. прибыла к постоянному месту дислокации в Новороссийске.
  • Вторая субмарина проекта, Б-237 “Ростов-на-Дону” (заводской 01671), заложена 21 ноября 2011 г., спущена на воду 26 июня 2014 г., передача флоту состоялась 30 декабря 2014 г.
  • Третья – Б-262 “Старый Оскол” (заводской 01672) – заложена 17 августа 2012 г., спущена на воду 28 августа 2014 г. и передана флоту 3 июля 2015 г. в рамках Международного военно-морского салона в Санкт- Петербурге.
  • Четвертая ДПЛ – Б-265 “Краснодар” (заводской 01673) – заложена в феврале 2014 г., спущена на воду 25 апреля 2015 г., передача флоту состоялась 5 ноября 2015 г.
  • Пятая – Б-268 “Великий Новгород” (заводской 01674) – заложена 30 октября 2014 г., в день 310-летия “Адмиралтейских верфей”. Спущена на воду 18 марта 2016 г., передача флоту состоялась 26 октября 2016 г.
  • Шестая – Б-271 “Колпино” (заводской 01675) – также заложена 30 октября 2014 г., спущена на воду 31 мая 2016 г., передача флоту состоялась 24 ноября 2016 г.
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий