ВА-111 Шквал М-5

NI: Российский «Шквал» навсегда изменил подводную войну

Суперкавитационные конструкции пытаются создать и внедрить разные военно-морские силы, особенно те, у которых есть интересы в Атлантическом и Тихом океанах.

— Во время холодной войны Советский Союз сильно полагался на свой подводный флот, чтобы свести на нет преимущество США в военно-морских силах. Суперкавитационная торпеда ВА-111 Шквал («Шквал») стала одним из самых инновационных подводных изобретений СССР. Для мира, где из-за законов физики надводное и подводное оружие развивало максимум 50 узлов, эта торпеда стала настоящим прорывом, который совершили советские инженеры, — пишет автор.

В «Шквале» использовали ракетный двигатель. Однако, даже ему достигать высокой скорости мешает сопротивление воды. Решение нашлось в превращении воды в пар — за счет отвода горячего выхлопа торпеды из носовой части. Во время движения перед торпедой создается тонкий пузырь пара, что существенно снижает сопротивление.

У этой технологии есть свои недостатки, в частности, невысокая маневренность, так как изменение курса выводит часть торпеды за пределы пузыря. Но при ядерном заряде боеголовки имевшихся показателей «Шквала», поступившего на вооружение в 1978 году, было достаточно, при том, что максимальная дальность стрельбы составляла 6,8 километра.

Высокий уровень шума, который создавался газовым пузырем и ракетным двигателем, также считался недостатком. Любая подводная лодка, запускающая такую торпеду, мгновенно выдаст свое приблизительное местоположение. Однако настолько быстро движущееся оружие могло уничтожить противника до того, как он успеет обработать полученную информацию об атаке.

Кроме того, на суперкавитирующих торпедах невозможно использовать традиционные системы наведения. Газовый пузырь и ракетный двигатель заглушают встроенные активную и пассивную гидролокационные системы. Но отечественные инженеры нашли компромисс: суперкавитация используется для преодоления расстояния до области цели, а затем торпеда замедляется непосредственно для наведения.

Несмотря на все попытки, отмечает Мизоками, ни одна страна в мире не сумела создать подобную торпеду. США работают над таким оружием с 1997 года, например, пытаются модернизировать торпеду Mark 48, но развернуть его пока не могут.

В 2004 году немецкий оборонный подрядчик анонсировал торпеду Barracuda, способную развивать скорость до 194 узлов. Однако программа так и не получила продолжения. Иран заявлял о наличии собственной торпеды Hoot, которая с большой долей вероятности является несколько видоизмененным вариантом «Шквала».

— То есть российские подводные лодки являются единственными в мире, оснащенными суперкавитирующими торпедами — модернизированными версиями «Швала», вооруженными обычной боевой частью. Торпеда со скоростью 200 узлов переворачивает с ног на голову все поле боевых действий, поскольку потенциальные противники беззащитны против нее, — заключает обозреватель.

Самая быстрая отечественная подводная ракета ВА-111 «Шквал»

Создание ракето-торпеды начинается с постановления СВ №111-463 1960 года. Главный проектировщик ракето-торпеды – НИИ №24, сегодня известный как ГНПП «Регион». Эскиз проекта подготовили к 1963 году, тогда же проект утверждают к разработке. Проектные данные новой торпеды: — дальность применения до 20 километров;

— скорость на марше почти 200 узлов (100 метров в секунду); — унификация под стандартные ТА;

Принцип применения «Шквала»

Применение данной подводной ракеты заключается в следующем: носитель (корабль, береговая ПУ) при обнаружении подводного или надводного объекта отрабатывает характеристики скорости, дистанции, направление движения, после чего отправляют полученную информацию в автопилот ракето-торпеды. Что примечательно – ГСН у подводной ракеты нет, она просто выполняет программу, которую задает ей автопилот. Вследствие этого ракету невозможно отвлечь от цели различными помехами и объектами.

Испытания скоростной ракетной торпеды

Испытания первых образцов новой ракето-торпеды начинаются в 1964 году. Испытания проходят в водах Иссык-Куля. В 1966 году начинаются испытания «Шквала» на Черном море, возле Феодосии с дизельной подлодки С-65. Подводные ракеты постоянно дорабатываются. В 1972 году очередной образец с рабочим обозначением М-4 не смог пройти полного цикла испытаний из-за неполадок в конструкции образца. Следующий образец, получивший рабочее обозначение М-5, успешно проходит полный цикл испытаний и постановлением совета министров СССР в 1977 году под шифром ВА-111 ракето-торпеда принимается на вооружение Военно-Морского Флота.

Интересно

В Пентагоне на конец 70-х годов в результате проведенных расчетов ученые доказали, что большие скорости под водой технически невозможны. Поэтому военное ведомство Соединенных Штатов относилось к поступающей информации о разработках в Советском Союзе высокоскоростной торпеды из различных разведывательных источников как к спланированной дезинформации. А Советский Союз в это время спокойно завершал испытания ракето-торпеды. На сегодня «Шквал» признан всеми военными экспертами как оружие, не имеющее аналогов в мире, и состоит почти четверть века на вооружении советско-российского ВМФ.

Модификации

  • М-4 — неудачный опытный образец торпеды, испытания прекращены в 1972 г.
  • М-5 — окончательный вариант реактивной торпеды.
  • ВА-111 «Шквал» — базовый вариант комплекса с торпедой М-5, принят на вооружение в 1977 г.
  • ВА-111Э «Шквал-Э» — экспортный варианты комплекса, впервые представлен в 1992 г.
  • «Шквал-М» — гипотетический модернизированный вариант комплекса, по неподтвержденной информации СМИ, в 2010—2011 г.г. могут начаться испытания комплекса на Тихом океане. Торпеда предположительно может оснащаться системой самонаведения и иметь массу БЧ 350 кг.
  • «Шквал-М2» (наименование условное) — вариант модернизации торпеды 2013 г. (СМИ, 17.06.2013 г.). Судя по всему модернизация будет вестись заводом-изготовителем — то есть ПО «Дагдизель» (г. Каспийск, генеральный конструктор — Шамиль Алиев).

ВА-111 Шквал

ВА-111 «Шквал» разработана ГНПП «Регион» Корпорации Тактическое Ракетное Вооружение. Разработка реактивной торпеды «Шквал» начата по Постановлению Совета министров СССР №111-463 от 13 октября 1960 г.  «О разработке скоростной подводной ракеты «Шквал» со скоростью движения 100 м/с». Проектирование торпеды велось НИИ-24 (позже — НИИПГМ, ныне — ГНПП «Регион»), главный конструктор комплекса — И.Л.Меркулов. Научное руководство разработкой изначально осуществлялось в ЦАГИ членом-корреспондентом АН СССР Г.В.Логвиновичем. Эскизный проект торпеды утвержден в 1963 г.

Испытания опытных образцов торпед начаты в 1964 г. на озере Иссык-Куль со специального плавучего стенда, а позже с опытового судна. С мая 1966 г. торпеды испытывались с подводной лодки С-65 проекта 613РВ в районе Феодосии (Крым). Испытания опытной торпеды М-4 на озере Иссык-Куль прекращены в 1972 г. в связи с работами над более совершенным образцом торпеды — М-5. Торпеда М-5 вышла на испытания в том же 1972 г. В период с 1972 г. по 28 мая 1976 г. произведено 43 пуска торпед М-5. С июня по декабрь 1976 г. на Черном море проведены Государственные испытания торпеды М-5 с подводной лодки пр.613РВ (7 пусков).

Постановлением Совета министров СССР от 29 ноября 1977 г. комплекс ВА-111 «Шквал» с реактивной торпедой М-5 принят на вооружение ВМФ СССР.

В 1978 году коллектив НИИПГМ (ныне — ГНПП «Регион») был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, 78 сотрудникам вручены государственные награды, четырём присуждена Государственная премия СССР. 

Реактивная торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал»(http://ru.wikipedia.org/)

Прямоидущая реактивная торпеда «Шквал» выполняет маневры только для устранения отклонений от проложенного к цели прямого маршрута. Торпеда не имеет системы самонаведения т.к. самонаведение при таких скоростях движения под водой невозможно. 

Применение торпедного комплекса возможно с атомных подводных лодок и кораблей ВМФ. Так же возможно применение из стационарных береговых пусковых установок. 

Конструкция реактивной торпеды строится вокруг твердотопливного ракетного двигателя с гидрореагирующим топливом. Для снижения сопротивления воды используется создающаяся специальным устройством с газогенератором газовая каверна, окружающая корпус торпеды. Формирует каверну устройство-кавитатор в носовой части торпеды. 

Калибр - 533.4 мм
Длина - 8200 мм

Масса стартовая - 2700 кг
Масса боевой части - 210 кг

Дальность хода - 7-11 км (эффективная-максимальная)
Скорость хода - до 200 узлов
Глубина хода - 6 м
Глубина пуска - до 30 м
Угол допустимого разворота траектории стрельбы - до 20 градусов

Кавитатор реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал»(http://ru.wikipedia.org/)

Основным боевым оснащением торпеды является ядерная боевая часть мощностью 150 кт. 
Есть вариант торпеды с обычной боевой частью эквивалентом 210 кг тротила.

Хвостовая часть реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал»(http://ru.wikipedia.org/)

Система управления автономная инерциальная, система самонаведения отсутствует. Торпеда двигается по запрограммированной перед пуском траектории. Органы управления по направлению и по глубине хода - выдвижные гидродинамические рули.

Модификации:

М-4 — опытный образец торпеды, испытания прекращены в 1972 г.

М-5 — окончательный вариант реактивной торпеды.

ВА-111 «Шквал» — базовый вариант комплекса с торпедой М-5, принят на вооружение в 1977 г..

ВА-111Э «Шквал-Э» — экспортный варианты комплекса, впервые представлен в 1992 г. Модель рекламируется в 2000-2010-е годы.

«Новый оборонный заказ. Стратегии» 

Немного истории

Согласно отечественной историографии, проект первой торпеды был разработан российским конструктором Александровским в 1865 году. Однако он был признан преждевременным и в России воплощен не был.

Первую действующую торпеду создал англичанин Роберт Уайтхед в 1866 году, а в 1877 – это оружие было впервые использовано в боевых условиях. В следующие десятилетия торпедное оружие активно развивается, появляется даже особый класс кораблей – миноносцы, основным вооружением которых становятся торпеды.

Торпеды активно использовались в ходе Русско-японской войны 1905 года, большая часть российских кораблей в Цусимском сражении была потоплена японскими миноносцами.

Первые торпеды работали на сжатом воздухе или имели парогазовую силовую установку, что делало их использование менее эффективным. Такая торпеда оставляла за собой хорошо заметный след из пузырьков газа, что давало атакованному кораблю возможность увернуться от нее.

После Первой мировой войны начались разработки торпеды с электродвигателем, но сделать ее оказалось весьма непросто. Воплотить эту идею в жизнь смогли только в Германии перед началом следующей мировой войны.

Современные торпеды представляют серьезную угрозу для любого надводного корабля и подводной лодки. Они развивают скорость до 60-70 узлов, могут поражать цели на расстоянии более ста километров, наводятся с помощью гидролокатора или используя физические характеристики судна. Также широко распространены торпеды, которые наводятся по специальному оптоволокну с надводного судна или подлодки.

В 60-х годах прошлого столетия в СССР началась разработка необычной торпеды «Шквал», которая кардинально отличалась от любых аналогов. Разработкой этого проекта занималась НИИ №24 (ГНПП «Регион»). Через год начались испытания на озере Иссык-Куль, доработка изделия заняла более десяти лет.

В 1977 году ракето-торпеду приняли на вооружение, сначала она имела ядерную боевую часть мощностью 150 кт, затем торпеда получила боеголовку с обычным взрывчатым веществом . Она и сегодня находится на вооружении российских ВМС.

В России был произведен экспортный вариант – «Шквал-Э». Ее стоимость 6 млн долларов.

Есть информация о создании новой, более совершенной модификации реактивной торпеды, которая имеет больший радиус действия и более мощную боевую часть. Следует отметить, что информации о «Шквале» довольно мало, многие сведения до сих пор являются секретными.

Еще нужно сказать, что мнения об этой торпеде (вернее, об эффективности ее применения) весьма разнятся. В прессе обычно говорят о «Шквале», как о супер-оружии, но многие эксперты не поддерживают эту точку зрения, считая «Шквал» бесполезным в реальных боевых условиях.

Основным уникальным отличием «Шквала» от других торпед является ее немыслимая скорость: она способна развивать под водой более 200 узлов. Достигнуть таких показателей в водной среде, которая имеет высокую плотность весьма непросто.

Изюминкой «Шквала» является его двигатель: если обычная торпеда движется вперед за счет вращения винтов, то «Шквал» в качестве силовой установки использует реактивный двигатель. Однако для развития такой немыслимой скорости под водой недостаточно и реактивного движителя. Для достижения таких скоростных показателей «Шквал» использует эффект суперкавитации, во время движения вокруг торпеды возникает воздушный пузырь, который значительно уменьшает сопротивление внешней среды.

Дизайн и возможности

Проектирование началось в 1960-х годах, когда был создан НИИ-24. приказано создать новое оружие, способное поражать атомные подводные лодки. В результате слияния института и ГСКБ-47 был создан Научно-исследовательский институт прикладной гидромеханики, который продолжил проектирование и производство «Шквала».

Ранее действовавшая еще в 1977 году, торпеда была объявлена ​​развернутой в 1990-е гг. «Шквал» предназначен для противодействия торпедам, выпущенным необнаруженными подводными лодками противника.

Запущен ВА-111 из торпедных аппаратов 533 мм на скорости 50 узлов (93 км / ч) до того, как его твердотопливная ракета воспламеняется и разгоняет ее до скорости 200 узлов (370 км / ч). В некоторых отчетах указывается, что может быть достигнута скорость 250+ узлов и что работа над версией 300 узлов (560 км / ч) ведется. Такая высокая скорость обусловлена ​​суперкавитацией, при которой газовый пузырь, окружающий торпеду, создается за счет отклонения воды наружу за счет ее носового конуса и расширения газов из его двигатель. Это сводит к минимуму контакт воды с торпедой, значительно снижая лобовое сопротивление.

Предполагается, что на Шквале будет ракетный двигатель, но в последние годы появились публикации из России и Китая о «ПВРД», в которых используется гидрореактивный двигатель. металлическое топливо (HRF), используемое для высокоскоростной торпеды.

Доступные схемы этого типа двигателя также показывают выделенный паровой контур для суперкавитационной головки.

Ранние конструкции могли полагаться исключительно на инерциальная система наведения. Первоначальная конструкция была предназначена для доставки ядерной боеголовки . Сообщается, что более поздние конструкции включают конечное наведение и обычные боеголовки.

. Торпеда управляется с помощью четырех ребер, которые скользят по внутренней поверхности суперкавитационного газового пузыря. Чтобы изменить направление, плавники на внутренней стороне желаемого поворота выдвигаются, а противостоящие плавники убираются.

В 2016 году KTVR модернизировала Шквал.

Дозировка для детей и общие правила приема

Из общих правил по приему можно выделить следующие.

  1. Сироп принимают после еды.
  2. Рекомендуется перед приемом разбавлять средство кипяченой водой.
  3. Частота приема составляет три раза в день.
  4. Для того чтобы терапевтический эффект наступил быстрее, следует давать ребенку больше жидкости.
  5. Продолжительность лечения должна быть не более 10 дней и не менее 7.

Перед приемом препарата ребенку до двух лет необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом, так как только он может оценить целесообразность его применения и дозировку, исходя из возраста ребенка и его состояния. Дозировка сиропа солодки в зависимости от возраста ребёнка согласно инструкции по применению указана в таблице.

Возраст ребенкаСоотношение сироп/водаКратность приема
старше 12 лет0,5 ч. л./ 1 ч. л.3 раза в день
от 6 до 12 лет50 капель/0,5 стакана
от 2 до 6 лет2 -10 капель/1 ч. л.
до 2 лет1-2 капли/1 ч. л.

История создания

С конца 40-х и до 60-х велась разработка, исследования, испытания торпед и двигателей к ним, от Ладоги до Иссык-Куля различными институтами. Главные инициаторы идеи были кандидаты Л. И. Седов и Г. В. Логвинович, профессора различных областей знаний и специалисты ВМФ.

Идея была в следующем – создать скоростную торпеду, от которой невозможно будет уйти маневром крупному кораблю.

В октябре 60-го, после постановления Совета Министров СССР, началась работа по созданию торпеды, движущейся со скоростью 100м/с (примерно 360 км/ч или 195-200 морских узлов). Скорость обычных торпед составляет не более 20-25 м/с (60-70 км/ч или 40-50 морских узлов).

Разработку поручили НИИ-24 (ныне ГНПП – “Регион”) под руководством И. Л. Меркулова. Информация о работе над таким проектом в СССР дошла до западных “друзей”, но эффекта, кроме смеха над наивностью советских инженеров, она не произвела.

Для создания такого оружия требовалось объединить усилия различных отраслей промышленности, исследования новых технологий, разработки новых аппаратов двигателей и топлива к ним, изучения принципиально новых физических явлений в подводной среде.

После колоссального объема работ, в с 1964-го по 72-й проходила испытания советская подводная ракета М-4. Конструктивные ошибки привели к необходимости модернизации этого образца. В 1977-м первая в мире реактивная торпеда М-5 проходит цикл государственных испытаний. Ракето-торпеда “Шквал” встает на вооружение ВМФ СССР под индексом ВА-111.

В это время ученые из США тоже достигают успехов в этой области – они доказывают, что большие скорости торпеды под водой (в частности до 100 м/с), теоретически возможны.

Западные подводные лодки уже строились с применением технологий “Стелс” и имели преимущество в незаметности перед отечественными аналогами. Советский подводный флот, в какой-то мере, уровнял шансы вооружением своих подлодок высокоскоростными торпедами.

Зарубежные аналоги

При упоминании торпеды «Шквал» всегда подчеркивается, что такое оружие есть только у России. Долгое время так оно и было. Но в 2005 году представители немецкой компании Diehl BGT Defence заявили о создании новой суперкавитационной торпеды «Барракуды».

По словам разработчиков, ее скорость настолько высока, что обгоняет собственные звуковые волны, распространяющиеся в воде. Поэтому обнаружить ее очень сложно. Кроме того, «Барракуда» оснащена новейшей системой самонаведения, а движением торпеды можно управлять (в отличие от российской торпеды). Информации об этой торпеде в открытых источниках недостаточно.

Изюминка в 150 килотонн и конструкция торпеды

Скорость и двигатель

Общее описание внешней баллистики торпеды: высокая скорость обеспечена реактивным двигателем, а сопротивление воды (в 1000 раз больше сопротивления в воздушной среде) преодолено благодаря воздушному “кокону”, обволакивающему весь корпус (8,2 м в длину). Из этого следует – это обычная ракета, плывущая под водой.

Разгонный (стартовый) работает 4 секунды на жидком топливе, выводит ракету из торпедного аппарата, после чего отстыковывается.

В работу вступает маршевый – доходит до крейсерской скорости и доставляет груз в место назначения. Топливо твердое – металлы (литий, магний, алюминий), вступающие в реакцию с окислителем-катализатором – водой. Огромная шумность выпущенной торпеды – это один из главных недостатков, сразу демаскирующий подводную лодку.

Воздушный “кокон” (каверна) – это газовая оболочка, создаваемая специальным газовым генератором. Газ выпускается на корпус и распределяется кавитатором, расположенным спереди на “голове” торпеды.

Вижу цель – не вижу препятствий

В качестве системы навигации используется программа, которая задается непосредственно перед пуском торпеды.

По пути её нельзя отвлечь никакими помехами и устройства – плывет туда куда сказали и все. Отсутствие системы самонаведения является вторым из главных недостатков.

Сюрприз под борт

В качестве боевой части применяется 210 кг обычной взрывчатки или ядерной в 150 килотонн. Подрыв ядерной БЧ, даже вблизи судна противника (в радиусе 1000 м), несет тяжелые последствия.

А именно, разрушение внешних палубных устройств, легкого вооружения от ударной волны и вероятность повреждения от электромагнитного импульса. После такой атаки следует отправляться если не на дно, то на ремонт как минимум.

Целесообразность пуска

В стоимость пуска торпеды будет включено не только производство самой торпеды, но и подводной лодки и ценность всего экипажа. Дальность действия составляет 14 км – это первый главный недостаток.

В современном морском бою пуск с такого расстояния – это самоубийственное торпедирование для экипажа подводной лодки. Увернуться от “веера” запущенных снарядов конечно способен только эсминец или фрегат, но и скрыться с места атаки, в зоне действия эскорта авианосца и палубной авиации, маловероятно.

Недостатки

  • Из-за огромной скорости (200 узлов) торпеда производит сильный шум и вибрации, что демаскирует подлодку.
  • Малая дальность пуска (всего до 13 км) демаскирует подлодку, что негативно сказывается на живучести.
  • Максимальная глубина хода (до 30 м) не позволяет поражать подлодки на больших глубинах.
  • Импульс прямоточного гидрореактивного двигателя выше, чем у других двигателей, что может вызвать поломку гидролокатора подлодки.
  • Носовая часть торпеды не позволяет установить на неё головку самонаведения (ГСН) — через носовую часть поступает забортная вода.
  • Низкая вероятность поражения цели с обычной БЧ и без ГСН.

Носители торпедного оружия

Как уже говорилось выше, первым носителем торпедного оружия является подводная лодка, но кроме нее, конечно, торпедные аппараты устанавливаются и на другой технике, такой как, самолеты, вертолеты и катера.

Торпедные катера представляют собой легкие маловесные катера, оснащенные торпедными установками. Впервые использовались в военном деле в 1878-1905 годах. Имели водоизмещение около 50 тонн, с вооружением в 1-2 торпеды 180 мм калибра. После этого развитие пошло в двух направлениях – увеличение водоизмещения и способности держать на борту большего количества установок, и увеличение маневренности и скорости небольшого судна с дополнительными боеприпасами в виде автоматического оружия до 40 мм калибра.

Легкие торпедные катера времен Второй мировой войны имели практически одинаковые характеристики. В пример поставим советский катер проекта Г-5. Это небольшой быстроходный катер с весом не более 17 тонн, имел на своем борту две торпеды 533 мм калибра и два пулемета 7,62 и 12,7 мм калибра. Длина его составляла 20 метров, а скорость достигала 50 узлов.

В 1940 году был представлен первый образец ракеты-торпеды. Самонаводящаяся ракетная установка имела 21 мм калибр и сбрасывалась с противолодочных самолетов на парашюте. Поражала эта ракета только надводные цели и поэтому оставалась на вооружение лишь до 1956 года.

В 1953 году в российский флот принял в свое вооружение ракету-торпеду РАТ-52. Ее создателем и конструктором считается Г.Я.Дилон. Эту ракету несли на своем борту самолеты типа Ил-28Т и Ту-14Т.

На ракете отсутствовал механизм самонаведения, но скорость поражения цели была довольно высока – 160-180 м/с. Ее скорость достигала 65 узлов, с дальностью хода 520 метров. Пользовался российский военно-морской флот данной установкой на протяжении 30-ти лет.

Вскоре после создания первого носителя самолета, ученые стали разрабатывать модель вертолета, способного вооружаться и атаковать торпедами. И в 1970 году на вооружение СССР был взят вертолет типа Ка-25ПЛС. Этот вертолет был оснащен устройством, способным спускать торпеду без парашюта под углом 55-65 градусов. Вертолет был вооружен авиационной торпедой АТ-1. Торпеда была 450 мм калибра, с дальностью управления до 5 км и глубиной ухода в воду до 200 метров. Тип двигателя представлял собой электрический одноразовый механизм. Во время выстрела электролит заливался сразу во все аккумуляторы из одной емкости. Срок хранения такой торпеды составлял не более 8 лет.

Независимое военное обозрение

5:03 / 08.09.20 Эксперт объяснил незаменимость торпед ВА-111 «Шквал» в случае угрозы

Торпеда ВА-111 «Шквал» / Фото: wikipedia.orgPD Российский подводный противолодочный комплекс ВА-111 «Шквал» обладает уникальными боевыми характеристиками и не имеет мировых аналогов. К такому выводу пришел военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал отечества» Виктор Мураховский

в интервью изданию «ПолитЭксперт».

Ранее американский военно-политический журнал The National Interest опубликовал новый материал, в котором журналисты восхитились возможностям уникальной советской торпеды «Шквал». Речь идет о самом быстром подводном боевом комплексе, способном поражать морские цели противника, двигаясь под водой со скоростью до 300 километров в час. Такие характеристики развиваются за счет реактивного двигателя и специальной паровой системы, позволяющей рассекать воду перед снарядом.

Виктор Мураховский, комментируя статью американских журналистов, заметил, что речь идет об уникальном вооружении, оснащенным реактивным двигателем. Эксперт подчеркнул, что этот боевой комплекс обладает уникальными боевыми возможностями за счет своей скорости.

Военный эксперт обратил внимание, что комплекс требует небольшого обновления, после чего он может стать самым главным «морским козырем» ВМФ РФ. За счет своей огромной скорости торпеда просто незаменима в случае возникновения полномасштабных военных действий, поскольку позволит российским кораблям и субмаринам гарантировано поражать объекты противника

История разработки реактивной торпеды «Шквал»

Первую в мире торпеду, относительно пригодную для боевого применения по неподвижным кораблям, еще в 1865 году спроектировал и даже смастерил в кустарных условиях русский изобретатель И.Ф. Александровский. Его «самодвижущаяся мина» была впервые в истории оснащена пневмодвигателем и гидростатом (регулятор глубины хода).

Но поначалу глава профильного ведомства адмирал Н.К. Краббе посчитал разработку «преждевременной», а позднее от массового производства и принятия на вооружение отечественного «торпедо» отказались, отдав предпочтение торпеде Уайтхеда.

Это оружие английский инженер Роберт Уайтхед впервые представил в 1866 г., а пять лет спустя после усовершенствования оно поступило на вооружение Австро-венгерского флота. Российская империя вооружила свой флот торпедами в 1874 году.

С тех пор торпеды и пусковые аппараты всё больше распространялись и модернизировались. Со временем возникли особые военные корабли — миноносцы, для которых торпедное оружие было основным.

Первые торпеды оснащались пневматическими либо парогазовыми двигателями, развивали относительно небольшую скорость, и на марше оставляли за собой отчетливый след, заметив который военные моряки успевали сделать маневр — увернуться. Создать подводную ракету на электродвигателе удалось только германским конструкторам перед Второй мировой.

Преимущества торпед перед противокорабельными ракетами:

  • более массивная / мощная боевая часть;
  • более разрушительная для плавучей цели энергия взрыва;
  • невосприимчивость к погодным условиям — торпедам не помеха никакие шторма и волны;
  • торпеду сложнее уничтожить или сбить с курса помехами.

Необходимость совершенствования подводных лодок и торпедного оружия Советскому Союзу диктовали США с их отличной системой ПВО, делавшей американский морфлот почти неуязвимым для бомбардировочной авиации.

Проектирование торпеды, превосходящей существующие отечественные и зарубежные образцы скоростью благодаря уникальному принципу действия, стартовало в 1960-е годы. Конструкторскими работами занимались специалисты московского НИИ № 24, впоследствии (после СССР) реорганизованного в небезызвестное ГНПП «Регион». Руководил разработкой, давно и надолго откомандированный в Москву с Украины Г.В. Логвинович — с 1967 г. академик АН УССР. По другим данным, группу конструкторов возглавлял И.Л. Меркулов.

В 1965 новое оружие было впервые испытано на озере Иссык-Куль в Киргизии, после чего система «Шквал» более десяти лет дорабатывалась. Перед конструкторами была поставлена задача сделать ракету-торпеду универсальной, то есть рассчитанной на вооружение как подлодок, так и надводных кораблей. Также требовалось довести до максимума скорость движения.

Принятие торпеды на вооружение под наименованием ВА-111 «Шквал» датируется 1977 г. Далее, инженеры продолжали ее модернизацию и создание модификаций, включая известнейшую — Шквал-Э, разработанную в 1992 специально для экспорта.

Изначально подводная ракета была лишена системы самонаведения, оснащалась ядерной боеголовкой в 150 килотонн, способной нанести противнику урон вплоть до ликвидации авианосца со всем вооружением и кораблями сопровождения. Вскоре появились вариации с обычным боезарядом.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий