Количество и стоимость Ту-160 Белый лебедь

В 2013 г. в авиарезерве России было всего 16 единиц таких машин. В 2015 Минобороны разрешило приобрести для своих ВВС ещё 50 бомбардировщиков «линейки М». Новейший усовершенствованный Ту-160 М был показан зрителям в 2016. Полная модернизация всей техники должна закончиться до конца 2018. Серийное производство новых моделей начнётся в 2021–2023 годах. Сейчас в РФ количество единиц на вооружении по-прежнему равно 16.

Модернизированные бомбардировщики не смогут решить все оборонные задачи России. В планах — возобновление изготовление моделей линейки М и М2, а также пассажирского лайнера на базе Ту-160. Стоимость единицы Ту-160 — 250 000 000 долларов. Шестьдесят минут полёта обходится в 23 000 долларов.

Основные моменты в создании самолета

В КБ разработка самолета велась по следующим направлениям:

  • Разработка энергетической установки, подходящая для двигателей большой мощности;
  • Совершенствование крыла;
  • Разработка более оптимальной схемы крыла , чтобы снизить его вес.

Наравне с требованиями к летным характеристикам разработчиками были соблюдены указания ученых ядерщиков для обеспечения безопасного полета экипажа, если ему придется лететь с ядерным оружием на борту.

Крыло проектировалось удлиненной формы с большим размахом, это обеспечивало высокие аэродинамические характеристики. Для улучшения характеристик при взлете и посадке использовались щитки и закрылки, которые разделены обтекателями мотогандол. Флюзеляж состоит из шести секций.

Крыло изготавливалось с использованием толстой работающей обшивки, что обеспечивало его малый вес. Крыло было двухлонжерным, и состояло из центроплана, 2 консолей и 2 отсеков. Между стенками лонжеров располагались бензобаки с топливом, а также предусматривалась система дозаправки бензином.

По сравнению с Ту-80 был удлинены бомбоотсеки, чтобы можно было перевозки бомбы в каждом из 2-х весом 9 тыс. кг. Три съемных отсека флюзеляжа были герметичны и служили гермокабинами  экипажа, который состоял из 11 или 12 человек. Для отдыха людей было предусматривались съемные кровати, которые устанавливались в носовой и средней кабинах.

В самолете  были произведены усовершенствования по сравнению с ТУ- 80:

  • Установлены электрическая и жидкостная противообледенительные системы;
  • Установлены новейшие системы радиооборудования: радиостанции, переговорные устройства, радиокомпасы.
  • Установлено новейшее фотооборудование, используемое для плановой съемки и фоторазведки, а также съемки результатов бомбометания.

Во второй половине 50 года закончились испытания на стенде двигателя АШ-2К и его установили на рабочую летающую станцию Ту-4ЛЛ. Из-за того, что двигатель перегревался он нуждался в дальнейших доработках и испытаниях. Пришлось на первый опытный образец «85-1» устанавливать не такой мощный двигатель ВД-4К. Двигатель АШ-2К решили установить на самолет «85-2». Однако из-за частых поломок двигателя АШ-2К его испытания продлились аж до конца 1951 года. Из-за этого на самолет «85-2» тоже был установлен ВД-4К.

Специальные самолеты

К специальной авиации относят:

  • заправщики ИЛ-78;
  • самолеты радиолакационной службы А-50;
  • разведчики Ту-214;
  • самолеты наблюдения Ан-30.

Заправщики ИЛ-78 (Ил-78М) способны осуществлять заправку других летательных аппаратов в воздухе. Ил-78М перевозит до 35 тонн топлива при дальности полета 4000 км, а при дальности полета 1800 км он способен перевезти до 65 тонн топлива.

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 применяется для обнаружения летательных аппаратов и кораблей противника, передачи сведений командным центрам, наведения на цели самолетов. Все авиакомплексы базируются на аэродроме Северный в г. Иваново. Постоянно выполняют боевые задачи 10 самолетов (из них 4 модернизированы до А-50У).

Самолет разведки Ту-214. Самолет оснащен радиокомплексом с радиолокационными станциями бокового и кругового обзора, а также системой оптико-электронного наблюдения «Фракция». Первые самолеты переданы авиации в 2016 году, построено 4 разведчика Ту-214Р и Ту-214ОН.

Самолет воздушного наблюдения и фотосъемки Ан-30 был создан для обнаружения замаскированных целей, фотографирования районов военных действий, инфраструктуры. Развитие спутниковых технологий слежения и высокая уязвимость Ан-30 от средств ПВО противника приводят к тому, что он постепенно выводится из эксплуатации. Сейчас в ВКС числится менее 10 самолетов этого типа.

Пятая подветка

Подветка венчает собой советскую бомбардировочную авиацию, которая будет радовать вас с первого бомбардировщика СБ. Самолеты СССР в War Thunder – это, ни много ни мало, «короли» бомбардировки. Самолет Ер-2 способен поднять в воздух 5 тонн (!) смертельного груза. Последняя модель Ер-2 защищена 20-мм орудием.

Таким же орудием защищен Ту-2С-59, который вообще является уникальным: 20 тонн смертоносного груза летит со скоростью 600 км/час. При этом Ту-2 вооружен двумя 20-мм ШВАКами с боезапасом 30 снарядов.

В общем, вся линейка бомбардировщиков играбельна, здесь нет плохой техники. Даже линейка Пе-2 «Пешка», пикирующий бомбардировщик, выгодно отличается от своего близнеца Пе-3. «Пешка» способна нести под фюзеляжем 2 полутонных бомбы, при этом очень быстро, и также быстро попадать.

  • Немецкая ветка самолетов
  • Немецкая ветка танков
  • Обзор игры War Thunder
  • Учимся управлять самолетом
  • Обзор самолета МиГ-9

История разработки самолёта

После вынужденной посадки в сибирской глуши трёх В 29 в 1944 году, советские инженеры тщательно изучили их конструкцию. Вскоре вышла серия самолётов Ту 4, отличавшихся от В 29 лишь другими двигателями, вооружением и баками для топлива. На базе Ту 4 были созданы машины увеличенной формы Ту 80 и Ту 85.

В 1950 году, когда впервые поднялся в воздух Ту 85 стало ясно, что мощности поршневых двигателей явно не хватает, нужна мощность вчетверо большая. Подобную мощность мог развить только турбовинтовой двигатель, ещё только проектируемый. Проект Ту 85 был закрыт, а в ОКБ А.Н. Туполева приступили к разработке бомбардировщика с новыми турбовинтовыми двигателями.

Ту 95

С новым ТВД НК-12 скорость новой машины была сопоставима со скоростью самолёта с турбореактивным двигателем. Туполевцы разработали самолёт, у которого крыло было стреловидной формы и такое же оперение. Эта отличительная черта машины вкупе с большим диаметром соосных винтов силовых установок стала предметом горячего обсуждения западных обозревателей, впервые увидевших новый бомбардировщик.

Одновременно с проектом Ту 95, в ОКБ В.М. Мясищева по постановлению правительства от 1949 года, разрабатывался турбореактивный бомбардировщик М 4. Но новый реактивный М 4 не обладал необходимой дальностью полёта и такой экономичностью. Эту машину приняли на вооружение, но основной машиной для Дальней авиации стал Ту 95.

Первый опытный образец Ту 95 впервые поднялся в воздух зимой 1955 года и в этом же году семь машин участвовали в параде на авиационном празднике в Тушино, вызвав шок у обозревателей с Запада, ничего не знавших о новом дальнем бомбардировщике.

Ту 95 дозаправка

Развитие [ править ]

Ту-80 разрабатывался как модернизированный и увеличенный Ту-4 с большей дальностью полета. Это должно было быть достигнуто за счет использования более экономичных двигателей, лучшей аэродинамики и дополнительных топливных баков. Он должен был иметь дальность полета 7 000–8 000 километров (4 300–5 000 миль) и нести максимальную бомбовую нагрузку 12 000 кг (26 000 фунтов) с максимальной скоростью 620 километров в час (390 миль в час). Работа над дизайном началась в феврале 1948 года, и это было подтверждено приказом Совета министров от 12 июня, который требовал, чтобы прототип был готов к государственным приемочным испытаниям в июле 1949 года

Передняя часть фюзеляжа была изменена с использованием ступенчатого ветрового стекла в стиле авиалайнера, а фюзеляж был удлинен почти на 4 м (13 футов), что позволило удлинить бомбовые отсеки и их двери. РЛС и ее оператор были перенесены в носовой герметичный отсек, а сама РЛС располагалась в положении «подбородок» в новом обтекаемом обтекателе. Крылья были увеличены в общей сложности 173 квадратных метров (1860 кв.м) и резиновые антиобледенительных сапоги были заменены более эффективными и аэродинамические отбираемого воздуха антиобледенители . Гондолы двигателей были переработаны с меньшим поперечным сечением и меньшим сопротивлением. Первоначально рассматривались двигатели Швецов АШ-2ТК или Добрынин ВД-3ТК, но ни один из двигателей не был готов, поэтому Швецов АШ-73Использовался ТКФН. Также использовались винты с полным оперением. Все эти изменения увеличили коэффициент подъемной силы до 18 с 17,0 у Ту-4.

Строительство Ту-80 началось в ноябре 1948 года с использованием как можно большего количества компонентов Ту-4 для ускорения постройки, но первый полет состоялся только 1 декабря 1949 года, после того как Совет министров отменил программу 16 сентября 1949 года. в пользу Ту-85, который должен был иметь гораздо лучшие характеристики. Ту-80 стал исследовательским самолетом, испытывая винты с изменяемым шагом и структурную деформацию тяжелых самолетов, прежде чем в конечном итоге стал мишенью для бомбардировок и артиллерийских стрельб.

Конструкционные особенности и изменения

Хотя Т-80 был, по факту, переделанной «шестьдесят четверкой», изменений в его конструкции предостаточно, и касается она не только двигателя. Компоновку оставили прежней – классической, экипаж состоит из трех человек. Зато механик-водитель обзавелся сразу тремя смотровыми приборами, хотя ранее располагал всего одним.

Корпус у Т-80 по-прежнему был сварным. Угол наклона его лобовой детали тоже решено было не менять – он остался равен 68°. Защита экипажа дифференцирована, лобовые части корпуса техники состоят из многослойного комбинированного бронирования. Материалы – сталь вместе с керамикой. Остальная броня стальная, с разнообразными углами наклона и толщиной. Борта покрыты специальными защитными экранами, из армированной резины, данное решение позволило улучшить защиту от кумулятивных снарядов.

Внутри техники присутствует полимерный подбой, выполняющий несколько функций. При пробитии брони кинетическими снарядами, подбой уменьшает разлет осколков внутри машины, тем самым повышая защиту экипажа. Вторая функция – снижение воздействия гамма излучения. Для предотвращения облучения на радиоактивных участках местности, под сиденье механика-водителя конструкторами была установлена специальная плита. Масса танка варьируется в зависимости от модификаций — от 42 до 46 тонн.

Башня изначально у Т-80 была литая, с толщиной в 450 мм в самом толстом месте. В 1985 году была проведена замена на более современную, сварную с меньшим количеством уязвимых зон. После модернизации присутствует возможность крепления динамической защиты «Контакт-1/2» и «Кактус». Конструкторы разместили оборудование подводного вождения танка на корме башни, таким способом прикрыв отсек МТО и обеспечив ему дополнительную защиту.

НАЗНАЧЕНИЕ И РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ

Дальний многорежимный ракетоно­сец-бомбардировщик Ту-22М3 пред­назначен для нанесения ракетных и бомбовых ударов в оперативных зонах сухопутных и морских театров военных действий по неподвижным и подвижным объектам управляемыми ракетами и авиационными бомбами, как одиночно, так и в составе груп­пы самолётов, в любое время года и суток, в простых и сложных метео­условиях, при противодействии современных средств ПВО и при­менении радиоэлектронных помех. Он обеспечивает поражение оптически видимых и радиолокационно-контрастных, одиночных и площадных целей, в широком диапазоне скоростей и высот полёта.

Ту-22М3 может решать следующие основные задачи:

  • уничтожение (поражение) военно-промышленных объектов в глубоком оперативном тылу театра военных дейст­вий;
  • уничтожение (поражение) объектов и целей противостоящей оперативно-стра­тегической группировки войск, авиации и ПВО;
  • изоляция района боевых действий и ударных сил противника от подходящих оперативно-стратегических резервов;
  • уничтожение (поражение) корабель­ных группировок противника на морских театрах военных действий;
  • участие в операциях фронтов, фло­тов, ВВС и войск ПВО;
  • ведение воздушной разведки с ис­пользованием штатных бортовых радио­электронных средств и аэрофотоаппа­ратуры;
  • постановка активных и пассивных помех атакующим самолётам, средствам управления и наведения истребителей-перехватчиков, а также комплексам ЗУР.

Первые стратегические бомбардировщики появились после войны

B-36 носили термоядерные и ядерные бомбы. А одна из модификаций предполагала ядерную силовую установку

Послевоенный мир развивался семимильными шагами: именно тогда на смену B-29 воздушные войска США начали получать колоссальные Convair B-36 с издевательским названием Peacemaker — «Миротворец».

Шестимоторные колоссы производства Convair получил дальность полета в 11 тысяч километров при высоте полета до 16.

Именно он считается первым «полноценным» стратегическим бомбардировщиком.

Он же стал первым реактивным, получив 2 внешних мотогондолы со спаренными турбореактивными двигателями J47 (на них же летали F-86 Sabre и ряд других самолетов).

B-52 активно эксплуатируются с момента выпуска, участвуя во всех локальных конфликтах

Компоновка B-36 легла в основу рекордсмена Boeing B-52 Stratofortress. Этот самолет, впервые взлетев в 1954 году, до сих пор в строю и обгоняет все известные типы по количеству рекордов.

Машины первых модификаций смогли совершить полет дальностью 27000 километров. Последующие неоднократно совершали кругосветные путешествия, облетая земной шар.

Боевой радиус действия B-52 позволял стратегическим силам НАТО в Европе при необходимости дотянуться до целей в европейской части СССР вплоть до Москвы с запасом до 31 тонны бомб в грузолюке.

Поздние модификации «Стратокрепости», в том числе стоящие на вооружении B-52H, летают на дальность до 17 тысяч километров при аналогичной высоте полета.

Симметричным ответом СССР должны были стать перспективные проекты Туполева и Мясищева, разрабатывавшиеся с 1948 года.

Работа привела к появлению проекта «95», первый опытный образец которого совершил полет в 1952 году. Уже через 2 года самолет пошел в серию под названием Ту-95.

Ту-95 на многие годы стал основой дальней авиации СССР и России. И не только

С тех пор он непрерывно модернизируется, продолжая находится на боевом дежурстве России численностью 68 самолетов (примерно столько же в войсках США находится B-52).

Несмотря на устаревшие технологии, недостаточные технические характеристики в сравнении с более современными машинами, оба самолета более чем достаточны для основной своей задачи — удаленной доставки ядерного заряда.

Старые, проверенные самолеты легко обслуживать и модернизировать, а большой парк машин на стоянке позволяет снимать целые узлы для проведения быстрого ремонта.

Патрульную модификацию легко узнать по локатору внизу и характерной антенне на “спине”

Однако, поздние модификации принципиально отличаются от первых: обновленная авионика позволяет B-52 и Ту-95 использовать современное высокоточное вооружение (включая крылатые ракеты).

Вот только даже их чуть не уничтожило собственное оружие: ракеты.

Требования к пикированию

Пикирующие бомбардировщики должны быть достаточно прочными, чтобы выдерживать резкие выходы из пикирования и достаточно маневренными, чтобы усложнить задачу зенитчикам противника. Обзор вперед из кабины пилота должен быть особенно хорошим, а топливная система должна быть специально разработана и в случае одномоторного самолета должны быть приняты специальные меры, чтобы сбрасываемая бомба выводилась за зону ометания винта. Два преимущества двухмоторной компоновки заключаются в улучшении переднего обзора пилота и в том, что параллелограммный механизм сброса бомбы уже не нужен. Современные специализированные пикирующие бомбардировщики оснащены аэродинамическими тормозами чтобы замедлить скорость, которая в противном случае была бы слишком высокой для пилота, и чтобы прицелиться с относительно близкого расстояния. Также в качестве аэродинамических тормозов используются реверсируемые воздушные винты.

Специализированный одноместный пикирующий бомбардировщик является относительно новым по своей концепции, хотя истребители американских ВМС в течение нескольких лет были способны нести довольно крупную бомбовую нагрузку

Германия была одной из первых стран, обративших внимание на самолеты данного типа, и бипланы Henschel Hs 123 использовались в испанской и польской компаниях. Благодаря бипланной коробке и неубирающимся основным стойкам шасси Hs 123 в пикировании не набирает скорость так же быстро, как чистые свободнонесущие монопланы, и, следовательно, не нуждается в аэродинамических тормозах

Самым современным из одноместных пикирующих бомбардировщиков является итальянский Savoia Marchetti S.M.85. Это моноплан с высокорасположенным крылом, внутрифюзеляжным размещением бомбовой нагрузки и силовой установкой в виде двух радиальных двигателей сравнительно низкой мощности. Пилот расположен перед крылом и его уже и без того хороший обзор был дополнительно улучшен окном в нижней части носа самолета. Очевидно, машина была рассчитана на большую прочность, так как покрытый фанерой фюзеляж имеет внешние продольные балки жесткости. На этих самолетах был установлен и доведен до работоспособного состояния определенный тип щелевых закрылков, которые при отклонении на 90 градусов использовались в качестве аэродинамических тормозов. Демонстрация в Италии полета этих машин доказала, что самолеты данного типа хорошо управляемы в пикировании с выпущенными закрылками. На основе S.M.85 был разработан S.M.86, который обладает лучшими летными характеристиками.

Г-н Фолланд выступает за принятие на вооружение сверхскоростного невооруженного пикирующего бомбардировщика и утверждает, что такая машина может быть создана как минимум также быстро (с приведенными коэффициентами на старте работ), как истребитель-перехватчик, даже несмотря на то, что дальность полета пикировщика будет составлять 1400 миль (2253 км). Вследствие чрезвычайной чистоты этого самолета (расчетная максимальная скорость 470 миль в час [756 км/ч]) потребуется какая-то чрезвычайно эффективная форма аэродинамических тормозов; возможно, в дополнение к аэродинамическим тормозам будет использоваться реверсируемый воздушный винт.

Выдающимся среди двухместных пикирующих бомбардировщиков является наш отечественный Blackburn Skua, который оснащен гидравлически управляемыми закрылками, специально созданными для снижения скорости. При полном отклонении они ограничивают скорость пикирования до 220 узлов (255 миль в час [410 км/ч]).

Развитие стратегических бомбардировщиков во время Холодной войны

И-58 Hustler стал единственным боевым самолетом с вооружением во внешнем бомбоотсеке

Параллельно со стратегическими бомбардировщиками активно развивались тактические самолеты, способные поддерживать войска на поле боя и при необходимости нести ядерное вооружение.

К тому же, уже в пятидесятых годах стали очевидны преимущества баллистических ракет при необходимости нанесения дальних ударов.

Ту-22 “Шило” легко узнаются по характерному силуэту

Поэтому дальнейшее развитие дальней авиации оказалось под большим вопросом: производства Ту-95 и B-52 были налажены, в первые годы успели собрать достаточно много планеров. Зачем создавать что-то ещё и тратить колоссальные средства?

К тому же, улучшающаяся противоракетная оборона позволяла уже в шестидесятые годы эффективно сбивать медленные высоколетящие цели, которыми являлись стратегические бомбардировщики.

Так их роль носителей ядерного оружия уступила перевозке обычных и высокоточных вооружений для точечного, или наоборот, массированного уничтожения целей.

Ситуация вновь изменилась после того, как первые серийные истребители покорили сверхзвуковой барьер: конструкторов захватила идея самолетов прорыва с ядерной бомбой.

И здесь развитие вооружений противоборствующих лагерей на короткое время разошлось.

A-5 получил маркировку штурмовика. Чтобы никто не догадался

Американские ВВС получили ряд уникальных бомбардировщиков прорыва: Convair B-58 Hustler и North American A-5 Vigilante были способны нести единственную ядерную бомбу при боевом радиусе до 5 тысяч километров на высоте 15-18 километров со скоростью больше 2000 км/ч.

Для достижения необходимых характеристик инженерам Convair, создававшим B-58 Hustler, пришлось вынести бомбоотсек наружу, в огромный контейнер.

Специалисты North American смогли добиться требуемых параметров полета только снижением грузоподъемности. Зато A-5 стали единственным в мире палубным носителем ядерного заряда.

Avro Vulkan обладают крылом оригинальной формы

Сложность самолетов и дорогостоящая эксплуатация вывела их из эксплуатации к началу семидесятых.

Именно в эпоху Hustler и Vigilant мир лишился оригинальных разработок другой страны: Великобритания отказалась от производства бомбардировщиков отдав защиту рубежей в руки НАТО и B-52.

Переход от Vickers Valiant, Handley Page Victor и Avro Vulcan (единственный британский носитель ядерных крылатых ракет) к сверхзвуковым машинам для неё оказался не под силу.

Инженеры СССР продвигали концепцию многоцелевого бомбардировщика, который мог бы нести ядерные бомбы, и, прежде всего — тяжелые крылатые ракеты.

M-50 стал единственным бомбардировщиком СССР с треугольным крылом

Результатом многолетних работ стало появление самолетов Ту-22 Туполева и М-50 Мясищева: первый начал поступать в войска в 1962 году, спустя год после остановки испытаний второго проекта, не обеспечившего заданные характеристики.

Самолеты Туполева успели повоевать с обычным оружием во многих локальных конфликтах. Но для СССР этот проект закончился достаточно быстро.

Особенности конструкции Ту-160

Бомбардировщик Ту-160 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это интегральный низкоплан с цельноповоротным килем и стабилизатором. Главной «изюминкой» самолета является его крыло с изменяемым углом стреловидности, причем его центроплан представляет вместе с фюзеляжем единую неразъемную конструкцию. Это позволяет наиболее эффективно использовать внутренние объемы для размещения оборудования, вооружения и топлива. Самолет имеет трехопорное шасси.

По большей части планер самолета изготовлен из алюминиевых сплавов, доля сплавов титана составляет примерно 20%, использованы в конструкции и композитные материалы. Технологически планер состоит из шести частей.

В носовой части самолета находится антенна РЛС и другое радиооборудование, за ней следует герметичная кабина экипажа.

В состав экипажа Ту-160 входит четыре человека. Для каждого из них предусмотрено катапультное кресло К-36ДМ, позволяющее покидать аварийный самолет на всем диапазоне высот. Более того, для повышения работоспособности эти кресла снабжены специальными массажными подушками. В кабине имеется туалет, кухня и одна койка для отдыха.

Непосредственно за кабиной пилотов расположены два отсека вооружения, в которых размещены узлы для подвески различных средств поражения, а также оборудование для их подъема. Здесь же находятся механизмы для управления створками. Между отсеками вооружения проходит балка центроплана.

В наплывной и хвостовой части бомбардировщика размещаются топливные баки. Их общая емкость составляет 171 тыс. литров. Каждый двигатель получает топливо из собственного бака. Ту-160 оборудован системой заправки в воздухе.

Низкорасположенное крыло Ту-160 имеет значительное удлинение и большой корневой наплыв. Однако главная особенность крыла самолета в том, что оно может изменять свою стреловидность (от 20 до 65 градусов по передней кромке), подстраиваясь под конкретный режим полета. Крыло имеет кессонную конструкцию, в состав его механизации входят предкрылки, двухщелевые закрылки, флапероны и интерцепторы.

Силовая установка машины состоит из четырех двигателей НК-32, каждый из которых может развивать тягу 25 кгс в режиме форсажа. Это позволяет самолету развивать максимальную скорость в 2200 км/ч. Двигатели находятся в спаренных мотогондолах, расположенных под крыльями самолета. Воздухозаборники имеют прямоугольное сечение с вертикальным клином размещены под наплывами крыла.

Четвертая подветка

Подветка открывается с легкого бомбардировщика ББ-1. Вместе с Су-2 эти бомбардировщики было бы правильнее отнести к штурмовикам: вы будете летать у земли, бомбить наземную технику, драться с истребителями. Вооружение этих самолетов состоит из пулеметов ШКАС с огромной скорострельностью, что делает их опасными для наземки и воздушной техники.

Вся линейка штурмовиков «Ил» эффективна против ПВО противника, артиллерии, гаубиц и другой наземной техники. Даже тяжелые танки вы можете обстреливать ракетами, при этом по тяжелой технике нужно работать прицельно. На «Илах» не страшно идти в лобовую атаку. Сбросив бомбы и облегчив самолет, на «Илах» можно поохотиться за истребителями. Особенно хорошо они чувствуют себя в паре.

Впрочем, последний в линейке Ил-10 1946 года имеет в качестве защиты турель с 20-мм пушкой, которая жестоко карает истребители, пытающиеся лечь вам на хвост.

Тяжелые бомбардировщики «Пе», за исключением последнего Пе-3бис, имеют слабое курсовое вооружение и ужасно низкую маневренность. Увернуться от вражеских попадания на «Пе» очень тяжело. Ракеты «Пе» хорошо уничтожают мосты.  Вести ими прицельный огонь по наземной технике сложно.

Пе-3бис более уверенно наносит ущерб вражеским самолетам своей 20-мм пушкой, но маневрирует также, как обычный Пе-3.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

Самолёт Ту-22М относится к классу дальних бомбардировщиков-ракетонос­цев. Данный класс в его «первозданном» виде в настоящее время сохранился только в составе ВВС России (Ту-22М3) и Китая (Н-6-лицензионное воспроиз­ведение Ту-16, вооружённое китайскими ракетами).

На Западе этот класс машин, считавшихся средними стратегическими бомбардировщиками, прекратил своё существование ещё лет двадцать назад с окончательным уходом со сцены аме­риканского самолёта FB-111A. На нём закончилась линия, в исторической пер­спективе включавшая последовательно американские В-29, В-50, В-47, затем британские бомбардировщики серии «V» («Виктор», «Вулкан» и «Вэлиэнт»), потом опять американские В-58 и, на­конец, FB-111A. В настоящее время на Западе функции авиационных средств поражения важных целей на дальнос­тях в пределах 2000 км в значительной степени взяли на себя истребители-бом­бардировщики с системами дозаправки топливом в полёте и самолёты палуб­ной авиации, вооружённые ракетами различных типов и корректируемыми бомбами с высокоточными системами наведения.

Для нашей страны самолёты подоб­ного класса (по отечественной класси­фикации – дальние бомбардировщики или бомбардировщики-ракетоносцы) являются существенным дополнением к средствам ядерного сдерживания на Европейском, Тихоокеанском и Азиатс­ком оперативно-стратегических направлениях. Кроме того, они всегда играли важную роль в уравновешивании пре­восходства западных надводных фло­тов над нашим ВМФ по количеству и качеству надводных кораблей, особенно по авианосцам. Именно дальний около­звуковой, а затем и сверхзвуковой бом­бардировщик, вооружённый ракетами и ядерными бомбами, стал эффективным и относительно дешёвым средством со­ветского ответа на морскую угрозу, в том числе и со стороны авианосных ударных групп. Отсюда появление и развитие, начиная со второй половины 1940-х гг., в составе ВВС и авиации ВМФ СССР соединений дальних бомбардировщи­ков и ракетоносцев, укомплектованных последовательно самолётами Ту-4, Ту-16, Ту-22 и Ту-22М.

Дальность полета, мощное вооруже­ние, высокая скорость, делают Ту-22МЗ эффективным и относительно дешёвым средством борьбы с корабельными, в том числе и авианосными соединени­ями вероятных противников на морс­ких и океанских просторах. Особенно, если сравнить стоимость разработки, постройки и содержания боевых современных корабельных комплексов с ана­логичной стоимостью авиационных ком­плексов, которые за один вылет смогут уничтожить кораблей на миллиарды и миллиарды долларов, при собственной стоимости на порядок ниже. Недаром этот класс отечественных самолётов, с лёгкой руки западных аналитиков, по­лучил почётное звание «убийцы авиа­носцев».

Их значение только выросло после распада СССР. Превосходство надвод­ных флотов западного блока над на­шим флотом стало ещё большим. Име­ет место реальная перспектива роста могущества флота КНР и появления в его составе авианосцев. Остаются актуальными задачи быстрой нейтра­лизации, в случае угрозы конфликта, ПВО и ПРО противника на оперативно-стратегических направлениях, а также нанесение эффективных ударов в условиях локальных конфликтов различной интенсивности.

Лётно-тактические и эксплуатацион­ные особенности Ту-22МЗ с его широ­кими оперативно-стратегическими воз­можностями делают его незаменимым мобильным и относительно недорогим средством сдерживания и нейтрализа­ции широкого круга возможных угроз нашей стране. В случае осуществления необходимых мероприятий Ту-22МЗ бу­дет способен по своему долголетию и эффективности соревноваться с одним из своих предшественников – Ту-16.

(По материалам журнала «Авиаколлекция»)

BAC-167 «СТРАЙКМАСТЕР MK-80» — простейший штурмовик

Легкий штурмовик (Великобритания)

ВАС-167 «Страйкмастер» — один из первых штурмовиков, переделанных из учебно-тренировочной машины

В начале 1960-х годов на мировой авиационный рынок вышли ударные варианты реактивных учебно-тренировочных самолетов. Их назвали «оружием бедных», так как военные пытались таким образом получить недорогой и универсальный самолет.

В 1967 году англичане тоже решили переоборудовать в боевую машину легкий учебно-тренировочный самолет ВАС-145 «Джет Провост», созданный в 1954 году. Его оснастили катапультируемым креслом пилота, встроенными пулеметами, бомбами и ракетами, подвешенными на крыле и фюзеляже, для чего конструкцию пришлось усилить. Были установлены более мощный двигатель и дополнительные топливные баки.

Самолет получил название ВАС-167 «Страйкмастер». Его первый полет состоялся 26 октября 1967 года, а в 1968 году машина была запущена в серийное производство. «Страйкмастер» применялся во многих локальных конфликтах, последним из которых стала война Перу и Эквадора, разразившаяся в 1995 году. На вооружении ВВС Эквадора состояли 15 таких машин, и потерь, судя по всему, среди них не было.

Помимо бомбовых и ракетных ударов, пушечной и пулеметной стрельбы, самолет способен выполнять аэрофотосъемку, для чего предусмотрено специальное оборудование. Легкий штурмовик «Страйкмастер» до сих пор находится в составе ВВС Эквадора.

Четверка BAC-167 новозеландских ВВС несет боевое дежурство

Технические характеристики [ править ]

Данные из Энциклопедии российских самолетов 1975–1995 гг.

Общие характеристики

  • Экипаж: 11
  • Длина: 34,37 м (112 футов 9 дюймов)
  • Размах крыла: 43,58 м (143 футов 0 дюймов)
  • Высота: 8,91 м (29 футов 3 дюйма)
  • Площадь крыла: 173,1 м 2 (1863 кв. Фута)
  • Пустой вес: 37850 кг (83445 фунтов)
  • Полная масса: 51 500 кг (113 538 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 60 600 кг (133 600 фунтов)
  • Силовая установка: 4 18-цилиндровых радиально-поршневых двигателя Швецова АШ-73ТКФН с воздушным охлаждением мощностью 1980 кВт (2650 л.с.) каждый

Спектакль

  • Максимальная скорость: 545 км / ч (339 миль / ч, 294 кН)
  • Дальность: 8,214 км (5,104 миль, 4,435 морских миль) по оценкам
  • Практический потолок: 11 180 м (36 680 футов)
  • Нагрузка на крыло: 363 кг / м 2 (74 фунта / кв. Фут)
  • Мощность / масса : 0,13 кВт / кг (0,079 л.с. / фунт)

Вооружение

  • Орудия: 10x 23-мм (0,906 дюйма) пушка Нудельмана-Рихтера НР-23
  • Бомбы: 3 000–12 000 кг (6 614–26 455 фунтов)
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий