УГСТ – УГСТ-М

Содержание:

Проблема торпедного оружия, — наверное, самая острая и наболевшая из всех проблем, с которыми сталкивается сегодня российский ВМФ. На «Военном обозрении» эта проблема поднимается уже без малого около десяти лет. Для всех желающих глубоко ознакомиться с этой проблемой автор рекомендует ряд статей Максима Климова: «Морское подводное оружие: проблемы и возможности», «Арктический торпедный скандал», «Морское подводное бессилие», «»«Об облике современных торпед подводных лодок». В этих материалах изложены основные проблемы, пути их решений, предложения и рекомендации.

В данной статье рассматривается российский и иностранный опыт создания торпедного оружия, изучаются перспективы развития отечественных торпед, делаются выводы и даются рекомендации.

Итак, в торпедостроении существуют два конкурирующих направления: тепловые торпеды и торпеды электрические. Первые оснащены двигателями, работающими на жидком топливе, вторые – электродвигателями питаемыми аккумуляторными батареями. Рассмотрим зарубежный опыт в создании тепловых и электрических торпед.

Перспективный проект ракето-торпеды Шквал

Перспективным проектом торпеды для отечественных ВМС является комплекс «Шквал» с ракето-торпедой, который разработан для поражения надводных и подводных кораблей противника ядерным боезарядом. «Шквал» не плывет, а фактически летит в газовом «пузыре» (воздушной каверне), который создается при помощи специального устройства — кавитатора, закрепленного на носу. Носителями уникального вооружения являются военные корабли, подводные лодки и пусковые установки наземного базирования. Максимальная скорость устройства до 370 км/час. В конце 90-х был создан экспортный вариант ракето-торпеды «Шквал-Э», с эффективной дальностью 7 км, для поражения надводных целей с применением обычных боеголовок. Скорость ракето-торпеды в подводном положении составляет 100 м/сек. Экспортная стоимость ракето-торпеды «Шквал-Э» 6 миллионов долларов США.

Основные тактико-технические характеристики ракето-торпеды «Шквал»:

  • Масса торпеды — 2,7 тонн
  • Длина — 8 200 мм
  • Диаметр — 533 мм
  • Скорость — 200 узлов
  • Дальность хода — 11 км
  • Глубина хода — от 6 до 30 м
  • Масса боевой части — 210 кг.

Ракето-торпеда Шквал ВА-111

Хочется отметить, что Украина также обладает определенным промышленно-технологическим потенциалом для участия в производстве, модернизации и ремонте торпедного вооружения. Научно-производственное объединение «Киевский завод автоматики им. Петровского», совместно с предприятиями РФ и Киргизии, было и остается составной частью ранее выстроенной в СССР кооперации по производству минно-торпедного оружия. Основными потребителями украинской продукции являются российские предприятия-изготовители торпед концерн «Морское подводное оружие — Гидроприбор», завод «Двигатель» город Санкт-Петербург и завод «Дастан» в Киргизии. Для выполнения заказов Министерства обороны РФ, а также обеспечения экспортных поставок в интересах третьих стран, НПО «Киевский завод автоматики им. Петровского», поставляет в РФ комплекты аппаратуры управления для глубоководной электрической торпеды УГСТ, торпед МПТ-1У ракетного противолодочного комплекса «Медведка», для универсальной электрической торпеды УСЭТ-80, приборы курса для противолодочной электрической торпеды ТЭСТ-71МЭ, комплекты приборов управления для торпед СЭТ-65, САЭТ-60 и других. Также предприятие выпускает приборы управления для подводных скоростных кавитирующих ракето-торпед «Шквал». Украинский комплекс К-10 обеспечивает приведение подводной ракеты в заданную точку акватории.

Но де-факто, все эти изделия и узлы поставляются для производства торпед, которые были созданы еще до 90-х годов. Поэтому на предприятии заинтересованы в дальнейшем развитии сотрудничества с РФ, особенно по направлению создания новых видов минно-торпедных вооружений. Для этого необходимо разработать и изготовить опытные образцы модернизованных приборов управления для основных типов минно-торпедного вооружения уже на современной элементной базе.

И в заключение хотелось бы отметить, что торпедное оружие хранит в себе массу секретов, за каждый из которых вероятному противнику в бою придется заплатить дорогую цену.

НОВЕЙШИЕ ТОРПЕДЫ «ФИЗИК» ПОСТУПИЛИ НА ВООРУЖЕНИЕ ВМФ : СКОРОСТЬ НА ГЛУБИНЕ 500 М ДО 110 КМ В ЧАС

ВМФ России принял на вооружение новую глубоководную самонаводящуюся торпеду «Физик», максимальная дальность стрельбы которой достигает 50 км, сообщил источник в Минобороны России.

«Этой торпедой будут прежде всего вооружены все подводные лодки проектов 955 («Борей»), 885 («Ясень») и их модификации, а по мере увеличения выпуска этих торпед на них будут перевооружены и другие подлодки ВМФ», – уточнил собеседник агентства.

По его словам, серийное производство торпеды «Физик» уже началось, и флот приобретает новое оружие «с большой охотой».

«Максимальная дальность стрельбы новой торпедой – 50 км, скорость хода – около 60 узлов. Двигатель «Физика» работает на унитарном топливе», – рассказал собеседник агентства.

Источник пояснил, что «Физик» заменит старую торпеду УСЭТ-80 с дальностью 18 км, принятую на вооружение еще в советское время – в 1980-е годы. «Торпеду УСЭТ-80 ранее получили и самые современные атомные подлодки, переданные флоту в последнее время, в частности первый «Борей» – «Юрий Долгорукий» – и первый «Ясень» – «Северодвинск». Теперь они будут от нее избавляться», – добавил он.

Официальным подтверждением этой информации агентство пока не располагает.

Длина торпеды «Физик» – 7,2 м, масса – 2200 кг при массе БЧ 300 кг. Тепловой безредукторный аксиально-поршневой двигатель открытого цикла ДП4 мощностью 460 кВт на однокомпонентном топливе «пронит» имеет вращающуюся камеру сгорания и дает торпеде скорость хода от 30 до 55 узлов при дальности 40–50 км и глубине хода до 500 м. ЭСУ ДП4 во многом создана с использованием технических решений американской ракеты Мк.46.

Первый прототип под названием «Физик» появился в СССР в 1990 году и использовал аналог американского однокомпонентного топлива «Отто-2». Для наведения на цель использована активно-пассивная гидроакустическая система самонаведения с системой опознавания кильватерного следа с дальностью реагирования ССН от 1,2 до 2,5 км и дальностью реагирования неконтактного взрывателя от 2 до 8 м в зависимости от типа и размера цели. Предусмотрена возможность телеуправления с общей длиной кабеля около 30 км.

Для снижения собственных шумов торпеда оборудована водометным движителем и выдвижными рулями. Экспортный вариант этой торпеды имеет обозначение УГСТ. В дальнейшем предусмотрено применение перспективной модификации этой торпеды с турбинным двигателем открытого цикла 19Д мощностью 800 кВт на двухкомпонентном топливе (гидразид и керосин Т1) под обозначением «Физик-2» или «Физик-2000» (экспортное название УГСТ-М). За счет новой ЭСУ предполагается добиться максимальной скорости порядка 65 уз. Помимо этих торпед, в штатный боезапас проекта 885, по всей видимости, будет включена также универсальная электрическая торпеда УСЭТ-80КМ предыдущего поколения (модификация принята на вооружение в 1993 году).

Опубликовал Иван Петров , 15.04.2015 в 22:06

Перспективный проект ракето-торпеды Барракуда

Перспективным проектом торпед зарубежных ВМС может стать торпедное оружие с соответствующим названием «Барракуда». Немецкие инженеры фирмы Diehl BGT Defence впервые в 2005 году представили новейшую суперкавитационную торпеду, которую никто не сможет засечь.

«Барракуду» называют торпедой будущего. На ней установлен реактивный двигатель, вместо поршневого, который может нести изделие на скорости 360 км/час, что в четыре раза больше любой противолодочной торпеды. Ее отличительной особенностью является поворотный нос конусообразной формы, благодаря которому создается вращение торпеды, а это в свою очередь, создает вокруг нее так называемый кавитационный (воздушный) пузырь. В результате движения, воды касается лишь носовой конус торпеды, обрамляя ее. Это явление получило название супер кавитация, которое простыми словами означает, что при движении в воздухе сопротивление меньше, чем в воде, а чем меньше трение, тем выше скорость. Таким образом, торпеда «Барракуда» движется так быстро, что ни одна цель не сможет уклониться от нее.

Кроме того, торпеда, способная опережать собственные звуковые волны обладает уникальной системой самонаведения, способная уничтожать другие высокоскоростные торпеды. В отличие от российских торпедных разработок, «Барракуда» считается управляемой торпедой за счет применения инерциальной системы, созданной с использованием волоконно-оптических гироскопов и автоматической системы самонаведения. На сегодня изготовлены и испытаны несколько опытных образцов подводной ракеты-торпеды. Уже в ближайшем будущем НАТО планирует оснастить ракето-торпедами Barracuda, как подводные лодки, так и надводные корабли.

Ракето-торпеда Барракуда

Торпеды, мины, автономные аппараты

Одну из крупнейших экспозиций в Северную столицу привезло АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ). Компания продемонстрировала свои новейшие изделия: экспортный вариант малогабаритного противолодочного комплекса «Пакет», морскую шельфовую мину с глубиной постановки от 60 до 600 м и донные мины МДМ-2 и МДМ-3.

Из ракетного вооружения КТРВ показала авиационную крылатую ракету повышенной дальности Х-59МК, способную уничтожать надводные цели на расстоянии до 285 км, и полутонную противолодочную ракету воздушного базирования АПР-3М с фугасной боевой частью.

Внимание публики привлекли изделия входящего в КТРВ петербургского АО «НИИ мортеплотехники». Предприятие представило универсальную глубоководную самонаводящуюся торпеду (УГСТ), которая по показателю «эффективность — стоимость» превосходит зарубежные аналоги

Калибр торпеды составляет 53 см, длина — 7,2 м, масса — не более 2,2 тонны, максимальная дальность хода — 50 км, скорость — 40—50 узлов (74,08—92,6 км/ч), глубина стрельбы с подлодки — 400 м.

  • Образцы торпедного вооружения КТРВ на МВМС-2021
  • RT

Разработчик отмечает, что УГСТ с высокой эффективностью поражает подводные лодки и корабли противника благодаря возможности телеуправления, наличию оптимальных алгоритмов поиска и наведения, мощному боезаряду, а также усиленной защите от средств гидроакустического противодействия.

Помимо этого боеприпаса, НИИ мортеплотехники презентовал малогабаритную тепловую торпеду (МТТ), которая может применяться авиацией. По совокупности характеристик данное изделие не уступает лучшим мировым аналогам.

Калибр МТТ — 32,4 см, длина — 3,2 м, масса — не более 390 кг, дальность хода — до 20 км, скорость — 30—50 узлов (55,6—92,6 км/ч), глубина хода — до 600 м.

Также по теме


«Держать порох сухим»: как Россия укрепляет оборонный потенциал на Дальнем Востоке

На Курильских островах и Сахалине стартовали совместные учения частей Восточного военного округа и Тихоокеанского флота. В ходе…

Из беспилотников на стенде КТРВ представлены самоходный подводный аппарат, входящий в состав российской интегрированной системы поиска и уничтожения мин «Александрит-ИСПУМ», малогабаритный разведывательный подводный робот МПА и надводная автономная платформа «КиберБоат-330» разработки АО «Концерн «Гранит-Электрон».

«В большей степени «КиберБоат-330» подходит для мониторинга глубин на мелководье. На ней установлена система технического зрения, которая позволяет распознавать объекты, фиксировать их в своей памяти либо передавать на пульт оператора, который может находиться на берегу или на корабле. Также «КиберБоат» может действовать и автономно», — рассказал RT специалист концерна Егор Чугунов.

Снаряжённую массу беспилотного надводного аппарата разработчик оценивает в 390 кг, водоизмещение — в 550 кг, полезную нагрузку — в 30—160 кг, радиус сканирования — в 10 км, максимальную скорость — в 60 узлов (111 км/ч).

Как считают в компании, «КиберБоат-330» получился «практически непотопляемой машиной». Это качество обеспечено размещением внутри корпуса вспененного высокомолекулярного полиэтилена. Материал сохраняет платформу на плаву при пробитии бронированного днища и сильной деформации внешней конструкции, которая в зависимости от желания заказчика изготавливается из алюминия или карбона.

«Наша платформа будет полезна для выявления различных нарушений. Например, она может фиксировать утечку нефтепродуктов и ядовитых веществ. Дальность связи платформы с оператором зависит от множества факторов. Но аппаратом можно управлять через спутниковый канал, то есть почти из любой точки мира», — пояснил Чугунов.

  • Беспилотник «Кибербоат-330» на МВМС-2021
  • RT

«КиберБоат-330» способен продолжать работу при ветре до восьми баллов и волнении до четырёх баллов. Главным образом беспилотник предназначен для мониторинга прибрежного пространства и речной акватории. В случае необходимости на него устанавливается оборудование для поиска мин определённого класса.

Благодаря гибридной силовой установке запас хода платформы достигает 140 часов, а дальность плавания может превышать 500 морских миль (926 км). Чугунов утверждает, что КПД двигателей изделия «близок к 100%». Машина уже запущена в серийное производство.

Торпеды электрические

Германия

Торпеда DM2A4 Seehecht

DM2A4 Seehecht – торпеда калибром 533 мм. Принята на вооружение в 2004-м году. Двигатель – электрический питаемый аккумуляторными батареями на основе оксида серебра-цинка. Дальность действия – 48 км на 52 узлах, 90 км – на 25 узлах. Первая торпеда, управляемая по волоконно-оптическому кабелю. Оболочка головки самонаведения представляет собой гидродинамически оптимизированную параболическую форму, которая направлена на снижение шума и кавитации торпеды до абсолютного минимума. Конформная матрица датчиков головки самонаведения позволяет определять углы обнаружения + / – 100° по горизонтали и +/– 24° по вертикали, что обеспечивает более высокие углы захвата по сравнению с традиционными плоскими матрицами. В качестве системы наведения используется активный гидролокатор.

В 2012 году экспортный вариант торпеды «DM2A4 Seehecht» – «SeaHake mod 4 ER» побил все рекорды по дальности хода и достиг более 140 километров. Это стало возможным благодаря добавлению дополнительных модулей с аккумуляторными батареями, что привело к увеличению длины торпеды с 7 до 8,4 м.

Италия

Торпеда WASS Black Shark

533-мм торпеда WASS Black Shark. Принята на вооружение в 2004 году. В качестве источника энергии в торпеде «Черная акула» используются батареи на основе алюминия и оксида серебра. Они подают электроэнергию как на ходовой двигатель, так и на аппаратуру наведения. Дальность хода составляет 43 км на 34 узлах и 70 км – на 20-ти.

Поиск цели и наведение на нее осуществляется при помощи аппаратуры управления, способной работать автоматически и по командам оператора. Акустическая система наведения ASTRA (Advanced Sonar Transmitting and Receiving Architecture, «Улучшенная архитектура сонара с передачей и приемом») может работать в активном и пассивном режимах. В пассивном режиме автоматика торпеды следит за окружающим пространством и производит поиск целей по производимому ими шуму. Заявлена возможность точного определения шума цели и устойчивость к помехам.

В активном режиме система наведения излучает акустический сигнал, по отражению которого определяется расстояние до различных объектов, в том числе цели. Как и в случае с пассивным каналом, приняты меры, направленные на фильтрацию помех, эха и т. д.

Для повышения боевых характеристик и вероятности поражения сложных целей торпеда «Черная акула» имеет командную систему управления по оптоволоконному кабелю. При необходимости оператор комплекса может взять управление на себя и скорректировать траекторию движения торпеды. Благодаря этому торпеда может быть не только наведена на цель с большей точностью, но и перенацелена после запуска на иной объект противника.

Франция

Торпеда F-21 калибра 533 мм. Принята на вооружение в 2018 году. Источник энергии – аккумуляторные батареи на основе AgO-Al. Максимальная дальность – более 50 км. Максимальная скорость – 50 узлов. Максимальная глубина – 600 м. Система наведения – активно-пассивная с телеуправлением.

ВМФ России принял на вооружение новую глубоководную самонаводящуюся торпеду «Физик», максимальная дальность стрельбы которой достигает 50 км, сообщил источник в Минобороны России.

ТТХ торпеды:

  • Длина: 7,2 метра (6,1 метра для версии под торпедные аппараты стандарта НАТО),
  • Масса: 2,2 тонны,
  • Масса боевой части: 300 кг,
  • Максимальная скорость: 50 узлов (для дальности 25 км),
  • Максимальная дальность применения: 50 км,
  • Глубина применения: до 400 м,
  • Максимальная глубина поражаемой цели: до 500 м.

«В конце прошлого года после успешного завершения госиспытаний принята на вооружение новая глубоководная тепловая самонаводящаяся торпеда «Физик», – сказал источник ТАСС.

«Этой торпедой будут прежде всего вооружены все подводные лодки проектов 955 («Борей»), 885 («Ясень») и их модификации, а по мере увеличения выпуска этих торпед на них будут перевооружены и другие подлодки ВМФ», – уточнил собеседник агентства.

По его словам, серийное производство торпеды «Физик» уже началось, и флот приобретает новое оружие «с большой охотой».

«Максимальная дальность стрельбы новой торпедой – 50 км, скорость хода – около 60 узлов. Двигатель «Физика» работает на унитарном топливе», – рассказал собеседник агентства.

Источник пояснил, что «Физик» заменит старую торпеду УСЭТ-80 с дальностью 18 км, принятую на вооружение еще в советское время – в 1980-е годы. «Торпеду УСЭТ-80 ранее получили и самые современные атомные подлодки, переданные флоту в последнее время, в частности первый «Борей» – «Юрий Долгорукий» – и первый «Ясень» – «Северодвинск». Теперь они будут от нее избавляться», – добавил он.

Официальным подтверждением этой информации агентство пока не располагает.

Длина торпеды «Физик» – 7,2 м, масса – 2200 кг при массе БЧ 300 кг. Тепловой безредукторный аксиально-поршневой двигатель открытого цикла ДП4 мощностью 460 кВт на однокомпонентном топливе «пронит» имеет вращающуюся камеру сгорания и дает торпеде скорость хода от 30 до 55 узлов при дальности 40–50 км и глубине хода до 500 м. ЭСУ ДП4 во многом создана с использованием технических решений американской ракеты Мк.46.

Для снижения собственных шумов торпеда оборудована водометным движителем и выдвижными рулями. Экспортный вариант этой торпеды имеет обозначение УГСТ. В дальнейшем предусмотрено применение перспективной модификации этой торпеды с турбинным двигателем открытого цикла 19Д мощностью 800 кВт на двухкомпонентном топливе (гидразид и керосин Т1) под обозначением «Физик-2» или «Физик-2000» (экспортное название УГСТ-М). За счет новой ЭСУ предполагается добиться максимальной скорости порядка 65 уз. Помимо этих торпед, в штатный боезапас проекта 885, по всей видимости, будет включена также универсальная электрическая торпеда УСЭТ-80КМ предыдущего поколения (модификация принята на вооружение в 1993 году).

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий