Бомбомет БМБ-1 – БМБ-2

Ракетный противолодочный комплекс РПК-8

В состав комплекса входят следующие основные средства:

  • 212-мм противолодочная ракета 90Р;
  • 212-мм реактивный снаряд МГ-94Э;
  • реактивная бомбометная установка РБУ-6000 (см.

    ,

    );

  • устройство заряжания, подачи и хранения 60УП;
  • приборы управления стрельбой;
  • наземное оборудование.

Ракета 90Р (см.

), предназначена для доставки гравитационного самонаводящегося подводного снаряда к месту нахождения подводной лодки. Может также использоваться как противоторпедное и противодиверсионное оружие. Противолодочная ракета 90Р состоит из ракетной части, головной части с системой отделения и гравитационным подводным снарядом 90СГ (см.

). После приводнения ракеты от нее отделяется гравитационный подводный снаряд 90СГ (см.

), который производит активное гидроакустическое лоцирование окружающего пространства и после ”захвата цели” – управляемое движение на цель и ее поражение. Для обеспечения широкого внедрения комплекса РПК-8 в 2004г. ГУП ГНПП «Сплав» разработал модернизированный вариант ракеты, получивший обозначение 90Р1.

Для проведения учебных стрельб используются: ракета 90Р ПР с инертным снаряжением боевой части гравитационного подводного снаряда и ракета 90РН с габаритно-массовым макетом подводного снаряда.

Реактивный снаряд МГ-94Э (головной разработчик ЗАО «Аквамарин») является носителем отделяемого модуля гидроакустического противодействия торпедам (см.

). Масса снаряда 113кг, максимальная дальность стрельбы 4300м. Модуль гидроакустического противодействия обеспечивает отведение торпед путем воздействия на систему самонаведения. В снарядах 90Р и МГ-94Э используется единая ракетная часть.

Установка РБУ-6000 предназначена для залповой и одиночной стрельбы противолодочными ракетами 90Р и реактивными глубинными бомбами РГБ-60. РБУ-6000 представляет собой стационарную, наводящуюся в двух плоскостях пусковую установку с двенадцатью радиально расположенными стволами. На переднем и заднем срезе стволов РБУ-6000 расположены специальные откидывающиеся скобы-кронштейны. Передняя скоба предназначена для размещения механизма и штепсельных разъемов подготовки к стрельбе и установки глубины срабатывания взрывателя бомбы РГБ-60, задная — для запуска маршевого двигателя ракеты 90Р или РГБ-60. Для ракеты 90Р1 передний кронштейн не используется вся предстартовая информация передается на ракету индукционным методом. Заряжание пусковой установки производится автоматически путем подачи противолодочных ракет из корабельного трюма с помощью устройства 60УП. После израсходования всех ракет установка автоматически переходит в положение «заряжание» — пакет стволов опускается на угол 90° и последовательно разворачивается для заряжания очередного ствола. Возможна модернизация РБУ-6000 с использованием электросилового привода на современной элементной базе. ОКБ «Пеленг» (Екатеринбург) разработало новую аппаратуру управления силовым электроприводом ЭСП-37У, которая может быть применена при модернизации установки.

Устройство заряжания, подачи и хранения 60УП, предназначено для хранения ракет в обоймах конвейера, расположенного в нижнем помещении, транспортировки ракет к подъемнику, подъема ракет и заряжания-разряжания пусковой установки. Емкость конвейера — 25 или 61 ракет. Высота подъема груза — 5825 или 14225мм, масса 60УП — 4700кг. Заряжание пусковой установки автоматическое.

Приборы управления стрельбой (ПУС), состоят из:

  • командного прибора с пунктом управления, вычислителем и монитором;
  • прибора выработки и ввода данных в пусковую установку;
  • прибора опасных зон, обеспечивающего блокировку исполнительных цепей при нахождении установки в опасных для стрельбы зонах.

Масса приборов управления — 180 кг.

Цель обнаруживается корабельной гидроакустической системой, которая определяет ее параметры и передает их приборам управления для баллистической подготовки стрельбы. Вычислитель ПУС вырабатывает углы горизонтального и вертикального наведения РБУ. Электрические силовые приводы наводят установки по непрерывно вырабатываемым углам и удерживают их на этих углах при стрельбе. РПК-8 залпом одной пусковой установки обеспечивает поражение подводных лодок всех типов с вероятностью 80% на дальностях 4,3 км и глубинах до 1000 метров. Боевое использование комплекса обеспечивается в различных климатических условиях в диапазоне температур от -30 до +50°С и при волнении моря, допустимом для боевого использования обороняемого корабля.

Что будет, если затонет судно с атомным реактором

На сегодняшний день в море затонуло 9 атомных подводных лодок. 2 из них принадлежат США, а 7 оставшихся – СССР и России.

Как это не парадоксально звучит, но попытки поднять судно с действующим ядерным реактором представляют куда большую опасность, нежели решение просто оставить его покоиться на морском дне. Конечно, это нельзя назвать полноценным решением проблемы, однако чаще всего это единственный вариант и не самый плохой.

На суше неполадки в работе реактора значительно повышают риск его расплавления. Под водой же в него бесконечно поступает ледяная океаническая вода, которая охлаждает его даже если защитная оболочка реактора не была повреждена взрывом.

Вода не дает радиации распространяться слишком далеко, так что ядерный реактор наносит вред окружающей среде только в небольшой области рядом с собой. Интересен тот факт, что океаническая вода в донной части постоянно подвергается естественной радиации, исходящей от залежей урановых руд, однако к каким-либо катастрофическим последствиям это не приводит.

Основную опасность излучение реактора представляет для организмов, обитающих в радиусе 30 метров. Здесь радиоизотопы накапливаются в почве и могут приводить к гибели существ. Однако в скором времени данная область покрывается естественными осадками и остается погребенной, минимизируя радиационную опасность.

К тому моменту, как основные элементы конструкции реактора подвергнутся коррозии и разрушатся, его активная часть окажется в бескислородной среде морского дна. Излучение же его будет аналогично тому, что исходит от крупных залежей урана.

Эволюция глубинных бомб в СССР и России

Первые глубинные бомбы в СССР начали производить в 30-е годы XX века. Первопроходцем стала ББ-1 (Бомба Большая, первая модель), которая имела максимально простой принцип работы: ее сбрасывали с корабля, когда акустики устанавливали наличие поблизости подводной лодки.

Внутри ББ-1 была заполнена тротилом (135 кг), а общий вес равнялся 165 кг. В верхней части устанавливался часовой взрыватель, который срабатывал на глубине до 100 метров (и не отличался высокой надежностью).

Конечно, ББ-1 имела очень много минусов:

  1. После каждого взрыва (далеко не обязательно удачного) акустический контакт надолго терялся, и вражеская субмарина могла покинуть зону поражения.
  2. Уже во время Второй Мировой войны подводные лодки легко могли погружаться на 200 метров и даже больше, а предел для ББ-1 составлял всего 100 метров, после чего происходила детонация.
  3. На корпусе не использовались даже примитивные стабилизаторы, да и форма не позволяла рассчитывать на точность попадания, так как ББ-1, попадая в потоки кильватера корабля, крутилась и сбивалась с прямой траектории.
  4. Необтекаемая форма корпуса также не позволяла достигать быстрого погружения. ББ-1 опускалась на дно со скоростью 2-2,5 м/с. То есть, до цели на 100-метровой глубине оставался запас в 40 секунд для поражения, что естественно снижало шансы на попадание.

Одновременно с ББ-1 на вооружении стояла схожая по конструкции БМ-1 (Бомба малая), которая только уступала по габаритам и поражающей способности (вес заряда составлял всего 25 кг). Применять ее в бою было практически бесполезно, так как она не могла нанести серьезного урона. Но она тоже нашла свое применение: ее использовали для разминирования после войны, так как она, взрываясь, подрывала мины противника.

Следующим шагом для Советского Союза стала разработка нового бомбомета и боеприпасов к нему. Ими стали бомбы РБМ, которые были основаны на БМ-1, но получили хвостовой стабилизатор, твердотопливный реактивный двигатель и обтекаемую форму носа. Взрывчатого вещества стало больше (32 кг), а ускорение погружения достигало 6-8 м/с, что повышало шансы на подрыв противника.

В этот раз эффективность работы зависела от количества сброшенных бомб. Пусковая установка представляла собой 24 стержня с заданным вектором сброса.

Снаряды Б-30 имели всего 13-килограммовый боезаряд, но были настроены таким образом, что помимо реагирования на касание до твердого предмета, детонировали от разрыва других глубинных бомб. Таким образом, накрывалась огромная площадь под водой, что снижало шансы противника уйти из зоны поражения. Позже система совершенствовалась в основном за счет улучшения характеристик применяемых бомб.

В 1957 году на корабли советского флота начали ставить систему «Смерч» с бомбами РГБ-25. Они имели реактивный двигатель, стабилизаторы и обтекатели для максимально быстрого достижения глубины. Первое поколение позволяло погружаться бомбе со скоростью в 11 м/с и удаляться от места пуста до 500-2500 метров, и там взрываться.

Следующее поколение, РГБ-60, уже получило меньше боезаряда, но могло достигать удаления до 5800 метров от корабля и до 450 метров глубины. Позже приняли на вооружение РГБ-10. Эти бомбы (уже можно сказать, торпеды), имели еще больший заряд, но гораздо меньшую дальность работы: всего 1000 метров.

Стрельба

Наведение реактивной бомбометной установки РБУ-6000 осуществлялось по горизонтали и вертикали. Двенадцать расположенных по кругу стволов заряжались автоматически.

С главного капитанского пульта вводились значения глубины подрыва, оттуда же осуществлялось управление огнем до четырех установок РБУ-6000. Время реакции между обнаружением вражеской подлодки и упреждающим залпом составляло 1-2 минуты.

Отметка цели производилась гидроакустическими системами или судовыми навигационными системами типа «Дозор-Тюльпан».

Силовые приводы считывают заданный угол стрельбы при обнаружении цели и удерживают стволы бомбомета в том же положении во время обстрела.

Японский конвой вышел в море

В конце ноября 1943 года американская разведка установила, что из японской базы на острове Палау отправился важный конвой противника. Он направлялся на их базу — в Рабаул. Корабли везли боеприпасы, горючее и подкрепления японским гарнизонам. Отряд покинул Палау утром 25 ноября и состоял из пяти судов в охранении двух противолодочных кораблей.


USS Raton

Американцы имели в этой области четыре субмарины типа «Гато». Новенькие, ещё не бывавшие в бою, «Рэй» и «Ратон» — и ветераны, «Пито» и «Гато», уже открывшие счёт потопленным японским судам.

Получив сообщение от командира «Ратон», к преследованию японцев подключились «Гато» и «Рей». Перед началом атаки субмарины встретились в море. Их командиры, используя мегафоны, договорились о совместном нападении.

История[ | ]

Глубинные бомбы нашли широкое применение в Первой мировой войне

Уроки первых месяцев войны заставили военно-морское руководство держав Антанты обратить особое внимание на создание новых противолодочных средств и разработку форм и способов борьбы с подводными лодками. В качестве такового стали использовать подрывные патроны, явившиеся, в сущности, прообразом глубинных бомб: шестикилограммовые патроны с зажженным огнепроводным шнуром сбрасывались с миноносцев в предполагаемом месте нахождения подводной лодки

Первый образец глубинной бомбы был создан в 1914 году и после испытаний поступил на вооружение британского военно-морского флота.

Глубинные бомбы оставались важнейшим видом противолодочного вооружения во Второй мировой войне. Глубинная бомба совершенствовалась в направлении увеличения глубины взрыва и создания разнообразных калибров бомб. Росло число носителей этого оружия, им стала, в частности, и авиация. Все подобные бомбы погружались под действием силы тяжести со скоростью 2,1—2,3 м/с, конструктивно выполнялись в виде цилиндрическо-конического корпуса, заполненного зарядом взрывчатого вещества внутри которого помещался взрыватель; эта конструкция не претерпела принципиальных изменений вплоть до 1950-х годов.

Ядерные глубинные бомбы, появившиеся после войны, были сняты с вооружения в 90-х годах. В наши дни глубинные бомбы интенсивно заменяются более точным оружием (например, ракета-торпеда).

В настоящее время на вооружении авиации ВМФ РФ состоит противолодочная авиационная бомба ПЛАБ-250–120: вес бомбы — 123 кг (из которых вес ВВ составляет около 60 кг), длина — 1500 мм, диаметр — 240 мм.

См. также

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Смотреть что такое “Глубинная бомба” в других словарях:

Вид морских боеприпасов для уничтожения погруженных подводных лодок, а также боевых пловцов, якорных и донных мин, других объектов. Сбрасываются (выстреливаются) с корабля или с самолета. Глубинные бомбы могут иметь обычные и ядерные заряды.… … Морской словарь

Один из видов оружия ВМФ, предназначенный для борьбы с погруженными подводными лодками. Г. б. снаряд с сильным взрывчатым веществом или атомным зарядом, заключённым в металлический корпус цилиндрической, сфероцилиндрической, каплеобразной …

Один из видов мор. боеприпасов, предназнач. для уничтожения подводных лодок, находящихся в подводном положении, якорных и донных мин, а также др. подводных объектов. Г. б. могут иметь обычные (см. рис.) и ядерные заряды. Подразделяются на… …

Глубинная бомба
– морской боеприпас для поражения ПЛ, якорных и донных мин, боевых пловцов и других подводных объектов. Подразделяются иа авиационные и корабельные; могут иметь обычные и ядерные заряды, контактные, неконтактные и дистанционные взрыватели … Словарь военных терминов

Глубинная бомба
– один из видов морского оружия, предназначенного для борьбы с погруженными в воду подводными лодками. Г. б. представляет собой снаряд с сильным взрывчатым веществом, заключенным в стальной тонкостенный металлический корпус. Взрыв Г. б, вызывает … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

– (франц. bombe) 1) устаревшее название артиллерийского снаряда. С 19 в. в русской артиллерии бомбой назывались снаряды массой св. 1 пуда (16 кг)2)] Авиационная бомба, вид авиационных боеприпасов. Существуют ядерные (см. Водородная бомба, Ядерная… … Большой Энциклопедический словарь

Ы; ж. 1. Разрывной снаряд, сбрасываемый с самолёта. Сбросить бомбу. Зажигательная, фугасная, осколочная б. Атомная, водородная, нейтронная б. Б. замедленного действия (также: о том, что чревато в будущем большими неприятностями,… … Энциклопедический словарь

Это статья о боеприпасах. Для получения информации о других значениях термина смотрите Бомба (значения) Авиабомба АН602 или «Царь бомба» (СССР) … Википедия

– (нем. Bombe, франц. bombe, итал. bomba, от лат. bom bus, греч. bombos шум, гул) 1) устар. наименование арт. снаряда осколочно фугасного действия массой более 16 кг (при меньшей массе снаряд наз. гранатой). 2) Б. авиациовная см. Авиационная бомба … Большой энциклопедический политехнический словарь

– (нем. Bombe, франц. bombe, итал. bomba, от лат. bombus, греч. bómbos шум, гул) 1) устаревшее наименование артиллерийского снаряда. В гладкоствольной артиллерии Б., или гранатами, назывались снаряды, состоявшие из сферического пустотелого … Большая советская энциклопедия

«Шавыринские» минометы

По материалам архива Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и связи, наибольшие потери в живой силе фашистская Германия понесла от огня минометов. В годы Великой Отечественной войны минометчиками израсходовано около 200 млн мин, что превышает половину от общего расхода боеприпасов.

С самого начала войны стало ясно, сколь эффективное орудие — миномет. Но в войсках их было очень мало. В числе имеющихся превалировал 82-мм миномет. Свое боевое крещение шавыринский БМ-37 принял еще в 1939 году в военном конфликте с Японией, на реке Халхин-Гол. Этот миномет превосходил по параметрам немецкие аналоги. К примеру, дальность стрельбы «шавыринского» миномета превышала три километра, а немецкий 81,4-мм стрелял только на 1900 метров. Однако германская армия имела преимущество в количестве – практически вдвое.

Перед советской армией стояла задача – значительно увеличить выпуск минометов. Особенно 120-миллиметровых, так как они были самыми эффективными и по дальности, и по силе воздействия: каждая мина разрывалась на 500 полезных осколков.

В августе 1941 года состоялась встреча Шавырина со Сталиным. Конструктору было поручено упростить 120-мм полковой миномет, чтобы стало возможным увеличение его выпуска. В рекордно короткий срок – всего через два месяца – Шавырин и его инженеры представили свое решение. Удалось сохранить все боевые качества миномета, при этом упростить его конструкцию, снизить расход материалов на четверть. Новую версию 120-мм миномета можно назвать, пожалуй, самым значимым вкладом Шавырина в Победу. Этот миномет был признан лучшим минометом Второй мировой войны.

Кстати, Шавырин и его инженеры создавали оружие не только для сухопутных боев. Еще в предвоенные годы флоту был передан большой морской бомбомет (БМБ-1), который мог стрелять глубинными бомбами на дальности до 120 метров. В годы Великой Отечественной «шавыринскими» бомбометами советские корабли давали отпор немецким подлодкам. 

Davy Crockett

Подготовка к пуску Говоря об атомной артиллерии, нельзя не вспомнить «Davy Crockett» — систему из снаряда M-388 и безоткатных орудий — 120-миллиметрового M28 и 155-миллиметрового M29. Отличались максимальной дальностью стрельбы — 2 и 4 км соответственно. 120-мм система могла разбираться на части и переноситься несколькими бойцами, но штатным режимом всё же была перевозка на БТР с расчётом или смонтированной на джипе.

«Davy Crockett» был апофеозом увлечения американской армии тактическим ядерным оружием, собственную бомбу «спустили» до уровня пехотного батальона. Предполагалось, что это позволит войскам самим применять ядерную базуку при отражении неожиданных ударов, когда враг незаметно проскочит зону ответственности авиации и ядерной артиллерии. Ну, и при наступлении, само собой, пригодилось бы — это расцвет атомпанка, тогда считалось адекватной идеей кидать ядерную боеголовку в пару танков или ДОТ.

М-388 стал предтечей т. н. «нейтронных» бомб. Чтобы сделать его безопасным (относительно) для своих войск, основным поражающим фактором сделали повышенное радиоактивное излучение, а непосредственно мощность взрыва была всего 10-20 тонн в тротиловом эквиваленте. Считается, что излучение гарантированно убивало в радиусе 150-200 метров, а безопасное расстояние было 550-700 метров. Вопреки мифам о суицидальном характере оружия для самого расчета, на расстоянии в пару километров вреда уже практически не было.

На вооружении американской армии «Davy Crockett» был в 1961–1971 годах, часть этого времени был развернут в Германии и Корее.

РБУ-1200 «Ураган»

При простоте конструкции, реактивный бомбомет РБУ показал себя как надежное и удобное оружие. По этой причине работы по тематике реактивных противолодочных бомбометов были продолжены. В начале пятидесятых годов сотрудники НИИ-1 (ныне Московский институт теплотехники) под руководством С.Я. Бодрова и В.А. Артемьева работали над проектом бомбомета РБУ-1200, который должен был входить в состав противолодочной системы «Ураган».

Бомбомет РБУ-1200 представлял собой пусковую установку для реактивных снарядов, оснащенную системой вертикальной наводки. Поворот установки в горизонтальной плоскости не предусматривался. Имелась стабилизация по качке. На опорно-поворотном устройстве бомбомета располагался блок из пяти стволов-направляющих калибра 253 мм. Приводы бомбомета позволяли наводить стволы по вертикали в пределах от 0° до +51°.

В первой половине пятидесятых для бомбометов РБУ-1200 и РБУ была разработана новая реактивная глубинная бомба РГБ-12. Боеприпас весом 73 кг нес 32 кг взрывчатого вещества и оснащался гидростатическим взрывателем К-3. Позже бомбы РГБ-12 начали комплектоваться контактно-дистанционным взрывателем КДВ, который обеспечивал подрыв заряда как на заданной глубине, так и при столкновении с целью. Скорость погружения новой бомбы достигала 8 м/с.

Используя реактивные бомбы РГБ-12, расчет бомбомета РБУ-1200 мог атаковать цели на дальностях 400-1400 метров. Максимальная глубина поражения цели ограничивалась возможностями взрывателей и составляла 300-330 м. Залп из пяти бомб рассеивался по эллипсовидному участку 70х120 м. На залп уходило не более 2 секунд.

Важной особенностью комплекса «Ураган», в состав которого входил бомбомет РБУ-1200, стала одноименная система управления ПУСРБ «Ураган». Система автоматически получала от гидроакустического комплекса данные о цели (дальность, глубина, курс и скорость) и могла самостоятельно рассчитывать время пуска бомб

Новая система управления «Ураган» позволяла заметно повысить точность стрельбы.

Бомбомет РБУ-1200 был принят на вооружение в 1955 году и устанавливался на корабли нескольких типов: малые противолодочные проектов 122, 122-бис 12412, тральщики пр. 266М и пограничные катера пр. 12412П. Бомбометы как отдельно, так и в составе вооружения кораблей, передавались флотам нескольких зарубежных государств. На базе системы РБУ-1200 китайские инженеры создали несколько собственных бомбометов с различными характеристиками. Кроме того, советский реактивный бомбомет стал основой для китайской машины дистанционного разминирования Type 81, оснащенной 10-ствольной пусковой установкой.

Реактивная эра: от минометов к ракетам

Разработкой новых моделей минометов Шавырин продолжал заниматься и после Великой Отечественной войны. В начале 1950-х были созданы 160-мм и 240-мм минометы, а также 82-мм и 107-мм противотанковые безоткатные орудия сопровождения пехоты. Позднее на военном параде по Красной площади показали еще одну разработку – миномет на гусеничном ходу калибра 420 мм с дальностью стрельбы до 40 км. Сданы на вооружение новые бомбометы для флота: БМБ-2, МБУ-200 и МБУ-600. На этом работы СКБ по гладкоствольной минометной артиллерии закончились – наступала эра ракет.

Борис Иванович был одним из первых советских конструкторов, кто заинтересовался реактивной техникой. В 1957 году перед Шавыриным и его коллективом была поставлена новая ответственная задача – разработать противотанковую управляемую ракету (ПТУР). Главный конструктор был уверен, что для КБ эта новая тематика несет огромные перспективы, и не ошибся. Под руководством Бориса Шавырина были разработаны комплексы «Шмель» – первый поступивший на вооружение Советской армии, и «Малютка». Эти разработки «шавыринского» КБ легли в основу современного оружия Советской армии. Полным ходом шла работа по созданию переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-2», подвижного комплекса с баллистической ракетой «Гном».

ПТУР «Шмель»

Наследием великого конструктора можно назвать не только внушительный список различного оружия. Шавырин сумел создать свою конструкторскую и управленческую школу. Из коломенского КБ вышел ряд крупных руководителей оборонной отрасли, большое число талантливых конструкторов. Как рассказывали современники Бориса Ивановича, он обладал хорошим чутьем на таланты. Так в 1950-е среди многих молодых инженеров он выделил выпускника «Бауманки» Сергея Непобедимого. Именно он стал преемником Бориса Ивановича и возглавил коломенское КБ, достойно продолжив дело своего легендарного учителя.

Все направления деятельности, которые заложил Борис Иванович Шавырин, существуют в КБМ и сейчас. Развитием направления по ПЗРК стали семейство «Игла» и новейшая «Верба», крупногабаритной тематики, которая начиналась с «Гнома», – всемирно известные оперативно-тактические комплексы «Ока» и «Искандер-М». «Малютка» до сих пор стоит на вооружении ряда армий мира. В Российской армии ей на смену пришли противотанковый комплекс «Штурм» и многоцелевая ракета «Атака».

Начало оружейной карьеры

Борис Шавырин родился в старинном русском городе Ярославле 5 мая 1902 года. О семье Шавыриных известно очень мало. Как писал сам Борис Иванович в автобиографии 1951 года, отец был железнодорожным рабочим, мать – домохозяйкой. Начать работать пришлось очень рано – после смерти отца нужно было помочь семье, и пятнадцатилетний Борис устроился учеником на паровой мельнице. Он еще не знал, что совсем скоро произойдут глобальные перемены, как в его жизни, так и для всей страны. Шел 1917 год.


В послереволюционной России Шавырина ждали неплохие карьерные перспективы. Молодого человека взяли на должность агента Ярославского губпродкома, где за два года он дослужился до начальника продотдела. Вместе с продотрядом Борис совершил две экспедиции, во время которых серьезно заболел. Пришлось искать другую работу. Шавырин стал мотористом, за очень короткий срок освоил токарный и фрезерный станки. Для дальнейшего обучения Борис поступил на вечерний рабфак и четыре года совмещал работу с учебой, упорно двигаясь к своей цели. В 1925 году прилежный выпускник был направлен для продолжения учебы в Московское высшее техническое училище (МВТУ) – нынешний МГТУ им. Баумана.

533 мм:

5-титрубные аппараты ПТА-53-1134(П – пятитрубный)побортно:

1) Крейсера проекта 1164 (скрыт за бортом).

4-хтрубные аппараты ЧТА-53-1155(Ч- четырёхтрубный)побортно:

2) БПК проекта 1155.

ЧТА-53-1135 – для 3) СКР проекта 1135. Отличий – почти никаких.

2-хтрубные торпедные аппараты ДТА-53-1124 (Д – двухтрубный) побортно:

4) МПК проекта 1124.

Почти такие же ДТА-53-956 для торпед СЭТ-65 под 5) эсминцы проекта 956.

И ещё почти такие же ДТА-53-11356 – для 6) фрегатов проекта 1135.6. Только они закрыты бортом.

1. 53-65, 1965 г.

Основной калибр советских и российских торпед – 533 мм. Самая старая из современных торпед – «53-65» противокорабельная парогазовая перекисно-водородная. Принята на вооружение в 1965 г. На 2022 г. остаётся на вооружении ВМФ России в модификации 53-65К. Разработана сотрудниками ОКБ Машиностроительного завода им. С. М. Кирова (Казахская ССР, Алма-Ата) – флагмана советского торпедостроения (к концу 1980-х гг. производили 18 разновидностей тепловых торпед 533 мм, 650 мм боеприпасы и «Шквал»). После развала СССР документация передана на «Завод Двигатель» (концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор»).

В 1969 г. торпеда была модернизирована до уровня 53-65М. С 1969 г. выпускалась модификация 53-65К, стоящая на вооружении и сегодня. В 2011 г. все современные торпеды этого типа прошли модернизацию.

Масса 2,07 т., длина 7,945 м., боевая часть 307,6 кг. Скорость 45-68,5 узлов. Дальность до 22 км. Глубина 4-14 м.

2. СЭТ-65 “Енот”, 1965 г.

СЭТ-65 – противолодочная самонаводящаяся электрическая торпеда для поражения подводных лодок. Разработана НИИ «Гидроприбор» под руководством В.А. Голубкова. Масса 1,755 т., длина 7,8 м., боевая часть 240 кг. Скорость 40 узлов, дальность до 15 км. Глубина 20-400 м. Есть разные версии СЭТ-65/”Енот-2″/изделие 260; СЭТ-65III/изделие 260; СЭТ-65А/”Енот-3″/изделие 269; СЭТ-65Э/изделие 260; СЭТ-65К/изделие 260 и СЭТ-65КЭ/изделие 2517.

3. ВА-611 “Шквал”, 1977 г.

ВА-111 «Шквал» – комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5 для поражения надводных и подводных целей. Масса2700 кгДлина8 мДиаметр533,4 ммБоевая часть210 кгТехнические данныеСкорость300 км/чДальность13 кмГлубина30 м

4. УСЭТ-80, 1980 г.

УСЭТ-80 (Универсальная Самонаводящаяся Электрическая Торпеда) для подводных лодок. Главный конструктор А. В. Сергеев, ЦНИИ «Гидроприбор». Производилась на заводе «Дастан» в Киргизии. Масса 2 т., длина 7,9 м., боевая часть 200-300 кг., скорость 45 узлов, дальность 18 км. (на 43 узлах), глубина 1 км. Есть версии УСЭТ-80 “Тамга”/УСТ-А/изделие 2503; УСЭТ-80-05 “Ветла”/изделие 2503; УСЭТ-80 “Гетит”/изделие 2503; УСЭТ-80К “Керамика”; УСЭТ-80КМ.

5. УГСТ “Физик”, 2002 г.

Универсальная Глубоководная Самонаводящаяся Торпеда «Физик» – универсальная для поражения надводных кораблей и подводных лодок. Разработка торпеды велась совместно в Санкт-Петербургском НИИ «Мортеплотехника» и на подмосковном предприятии «Регион» с 1986 г.; разработчикам была поставлена задача создать оружие, которое по своим характеристикам превосходило бы торпеду УСЭТ-80. Существует версия УГСТ-М.

6. ТЭ-2 (УЭТТ), 2007 г.

Создана коллективом конструкторов концерна «Морское подводное оружие-Гидроприбор». Телеуправляемая электрическая универсальная самонаводящаяся торпеда для поражения подводных лодок во всех диапазонах глубин и скоростей их хода, крупных надводных кораблей и судов, разрушения неподвижных надводных целей.

Есть 4 версии: УЭТТ/ТЭ-2/изделие 2562, ТЭ-2-01, ТЭ-2-02/изделие 2556 и ТЭ-2-03. Длина 8,3 м. с катушкой телеуправления, 7,9 м. без неё. Масса2,45 т. с катушкой телеуправления или 2,4 т. без катушки телеуправления. Масса ВВ – 250 кг.

Эволюция глубинных бомб в СССР

ББ-1БМ-1РГБ-12БМ-30РГБ-25РГБ-60РГБ-10
Длина71 см45 см124 см115 см134 см183 см170 см
Диаметр43 см25 см25 см18 см21 см21 см30 см
Боевая часть135 кг25 кг32 кг13 кг25 кг23 кг80 кг
Скорость погружения2-2,5 м/с2,5 м/с6-8 м/с5-6 м/с11 м/с11 м/с11-12 м/с
Дальность выстреливания5-20 м5-20 м1200-1400 м200 м2500 м5800 м1000 м
Максимальная глубина100 м100 м330 м200 м320 м450 м450 м
Взрывательчасовойгидростат.гидростат.от удараот удараот удараот удара

Отечественные образцы часто равнялись показателям, которые выдавались зарубежными аналогами. В целом, военная отрасль государств в этом компоненте демонстрировала удивительное единодушие, выпуская поколения сопоставимых по характеристикам проектов. Это касается и извечного соперника СССР – США, а также первопроходцев в создании глубинных бомб – британцев.

У глубинных бомб невысокие показатели дальности действия, мощности и точности. К сожалению, это данность, связанная с простотой использования. Это оружие стало пережитком прошлого, в котором раньше нуждались остро, но сегодня — меньше.

Для противодействия субмаринам, гораздо выгоднее стало заказывать ракетные комплексы, которые включают ядерные боеголовки и средства обнаружения. Сбрасывать же бомбы или запускать простейшие торпеды – стало бессмысленным занятием.

Вероятно, говорить о том, что время глубинных бомб прошло, пока опрометчиво. Все-таки, они будут оставаться дополнительным защитным инструментом для каждого корабля. Но для стратегической борьбы такое оружие не подходит, поэтому абсолютно обоснованно считается морально устаревшим.

Примечания

  1. Здесь и далее приводятся данные реактивной глубинной бомбы РГБ-25, являющейся боеприпасом для бомбомёта РБУ-2500.
  2. В дальнейшем НИИ-1 миноборонпрома был переименован в Московский институт теплотехники.
  3. Проект 56А предусматривал более новые реактивные бомбомёты — полностью автоматизированные 12-ствольные РБУ-6000 «Смерч-2», и на большинстве модернизированных эсминцев действительно установили именно их, лишь на двух эсминцах ограничившись РБУ-2500. Последние стояли также на «Бравом» проекта 56К, который был предшественником для всех перестроенных по проекту 56А кораблей.
  4. В частности, об этом ошибочно пишет в своей монографии «Эсминцы проектов 56, 57бис и их модификации» Ю. В. Апальков.
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий