Поиск

ТУ-134 — самая узнаваемая «тушка» времен СССР

СОДЕРЖАНИЕ

8. Стр.

8.1.1. ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПРАВКЕ САМОЛЕТА ТОПЛИВОМ

(а) Заправку самолета топливом производить в соответствии с заданием на полет с помощью системы централизованной заправки, в исключительных случаях — через верхние заливные горловины.

(б) При заправке самолета применять топлива в соответствии с ограничениями по топливной системе (см.

РЛЭ,6.2.1.,л.6).

(2) Правила безопасности при заправке.

Перед заправкой самолета топливом убедиться в следующем:

— на*стоянке имеются средства пожаротушения;

— самолет и топливозаправщик заземлены;

— в паспорте на топливо имеется виза лица, разрешающего заправку;

— из отстойника цистерны топливозаправщика слит отстой в присутствии ответственного лица из техсостава или одного из членов экипажа (командира воздушного судна, второго пилота, бортмеханика).

(3) Варианты заправки.

Контроль за заправкой вести по показаниям счетчика на топливозаправщике (ТЗ) и указателю топливомера в кабине экипажа.

Заправка осуществляется в следующих вариантах:

“П” правка “М” (4) Нормальная эксплуатация.

Заправка самолета топливом с Аэродромный источник постоянного и пере- — подключить на бортпомощью системы централизо- менного тока сеть.

ванной заправки Преобразователь ПО-500 — включить (при отсутствии аэродромного источника переменного тока).

Тактико-технические характеристики Ту-134Б

– Производитель: Харьковский авиационный завод- Первый полёт: 29 июля 1963 года- Начало эксплуатации: 1967 год- Единиц произведено: 854

Экипаж Ту-134

– 3 человека

Вместимость Ту-134

– 80 пассажиров

Двигатели Ту-134

– два Д‑30‑III- Тяга: 2 × 6930 кгс

Расход топлива Ту-134

– Расход топлива (взлётн. режим): 8454,6 кг/ч- Расход топлива (крейсер. режим): 2062 кг/ч- Расход топлива: 3182 кг/ч- Удельный расход топлива: 45,2 г/(пасс.⋅км)

Размеры Ту-134

– Длина: 37,1 м- Размах крыла: 29 м- Высота: 9,02 м- Диаметр фюзеляжа: 2,9 м- Ширина салона: 2,61 м- Высота салона: 1,96 м

Вес Ту-134

– Взлётная масса: 47,6 т- Коммерческая масса: 9 т- Посадочная масса: 43 т- Запас топлива: 14,4 т

Скорость Ту-134

– Крейсерская скорость: 880 км/ч- Длина ВПП: 2550 м

Дальность полёта Ту-134

– 2020 км

Эксплуатационный потолок Ту-134

– 10 100 м

«Даже природа плакала»

Последним рейсом Мирный — Новосибирск авиакомпани «Алроса» борт Ту-134 перевез 72 пассажира, в том числе шесть детей. Во время
полета им не давали скучать — проводили викторины, розыгрыши и все получили небольшие прощальные подарки.

Александр — житель Мирного, в Новосибирск приехал на курсы
повышения квалификации, и ему тоже часто приходилась летать на Ту-134: «Они по
качеству не уступают иностранным самолетам, я бы и дальше летал на нем».

Но тяжелее всего прощаться со знаменитой крылатой машиной
экипажу корабля. Командир, штурман, пилот по очереди обошли самолет, каждый прикоснулся
к нему, легко похлопал и погладил по выбеленному фюзеляжу рукой. А
в глазах слезы.

«Я летаю на нем с 1985 года. Чувствую тоску и жалость, что
такой красивый корабль уходит. Хорошо, что в музей. Это самый надежный самолет,
который придумало человечество для перевозки пассажиров. Все самолеты хорошие,
ими управляют люди. А люди у нас в России тоже хорошие», — сказал
командир воздушного судна Алексей Корниенко.

«У каждого самолета есть душа и характер. У этого такой же
наглый и напористый, как у меня. Мы друг друга понимали с полуслова, с
полувзгляда. Я только на него посмотрю и уже его понимаю, а он меня. Только
коснусь штурвала, знаю, что ему надо. Вы знаете… когда угоняли его из Мирного, шел прекрасный сильный дождь. Даже природа в Мирном плакала, потому что этот
кормилец улетал оттуда», — рассказал о последнем перелете Корниенко.

История создания

Начало 60-х ознаменовало массовый вход гражданской авиации в эпоху реактивных двигателей. В это время внутренние рейсы в большинстве случаев обслуживали поршневые самолеты Ил-14, которые к этому времени уже морально устарели. К тому же пассажировместимость этих воздушных судов оставляла желать лучшего — 36 человек, учитывая что количество людей, пользующихся авиаперелетами только росло.

В парке Аэрофлота в то время уже стояло несколько моделей реактивных самолетов, в частности ТУ-104 и ТУ-124. Первый успешно применялся на международных линиях и сильно загруженных внутренних. Второй же достаточно удачно эксплуатировался, как на местных, так и зарубежных направлениях.

Создание и обкатка

Легенда гласит, что своим созданием самолет обязан Никите Сергеевичу Хрущеву. 1960 год ознаменовался представлением нового французского авиалайнера «Каравелла» (Sud Aviation Caravella).

Вернувшись из Франции, Хрущев дает задание опытно-конструкторскому бюро Туполева разработать отечественный аналог машины.

Первоначальным планом конструкторов стала модернизация, уже указанного, ТУ-124. Для достижения поставленных целей была увеличена длина фюзеляжа, двигатели, соответственно, заняли место в хвостовой части воздушного судна, а вместо стандартного оперения установили Т-образное.

В 1961 году проектные работы были завершены и, учитывая, что в основу конструкции легла другая машина, он изначально получает маркировку ТУ-124А. Опытные образцы, в количестве 2 штук, закончили к 1963 году, а их летные испытания начались летом этого же года. Обозначение Ту-134 самолет получил в 1965 году, а годом позже начинается его серийный выпуск на ХАПО.

С английским опытным образцом во время испытаний случилась катастрофа, познакомившая мировое сообщество авиаконструкторов с таким понятием, как «глубокое сваливание».

При нем за крыльями, во время большого угла атаки, создается область затенения воздушного потока, в которую попадают и рули высоты, вследствие чего они уже не могут влиять на состояние полета. Вывод самолета из такого положения крайне затруднен, а в некоторых случаях и практически невозможен.

Некоторые особенности первых моделей

При проектировании салона изначально рассчитывалось, что количество пассажирских кресел будет 56 в обычной компоновке и 50 с двумя классами. Для внутрисоюзных версий от первого класса по ряду понятных причин было принято решение отказаться. Благодаря этому количество мест удалось увеличить до 72. Впоследствии разделение на классы было возвращено на большей части самолетов.

Появились версии и с местами первого класса, и бизнесс-класса.

Первые экземпляры, в том числе и 9 предсерийных версий, не имели реверса на двигателях, вследствие чего пробег при посадке представлял серьезную величину, что в свою очередь предъявляло соответствующие требования на ВВП.

Изначально эту проблему хотели решить установкой специального парашюта, который бы использовался при соприкосновении воздушного судна с землей (подобная система была реализована на ТУ-104). Но эта идея не нашла положительных отзывов у руководство и проблему частично решили размещением специальных тормозных щитков под центропланом.

Ту -134 РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

(4) Система запуска двигателей.

Система запуска обеспечивает:

– холодную прокрутку двигателей на земле;

– “ложный” запуск двигателя на земле;

– автоматический запуск двигателя в полете;

– ручной запуск двигателя в полете (при отказе автоматического запуска);

| Запуск двигателей автоматизирован, осуществляется одной автоматической панелью АПД-55. В панели запуска смонтированы программный механизм и реле, предназначенные для включения агрегатов запуска в заданной очередности.

Запуск двигателя осуществляется с помощью воздушного стартера СТВ-10. В качестве источника сжатого воздуха используется вспомогательная силовая установка (ВСУ) с газотурбинным двигателем ТА-8.

(5) Приборы контроля двигателя.

В кабине экипажа установлены следующие приборы для контроля работы двигателя:

– тахометр частоты вращения ротора 1 -го каскада ИТЭ-2Т;

– тахометр частоты вращения ротора 2-го каскада ИТЭ-2Т;

измеритель температуры газа за турбиной ИТ-2Т;

– трехстрелочный индикатор ЭМИ-ЗРТИ ( давление топлива перед форсунками, давление и – манометр давления топлива на входе в двигатель ДИМ-4Т;

– указатель расходомера топлива РТСВ-10-8;

– указатель измерителя вибрации ИВ-200Е и светосигнальное табло “ВИБРАЦИЯ ВЕЛИКА”;

– светосигнальное табло “СТРУЖКА В МАСЛЕ”;

– светосигнальное табло положения лопаток ВНА 2-го каскада компрессора “ВНА-10”;

– светосигнальное табло “ДАВЛЕНИЕ МАСЛА МАЛО”;

– светосигнализатор открытия замка реверсивного устройства “ЗАМОК РЕВЕРСА”;

– светосигнализатор включения реверсивного устройства’ТЕВЕРС ВКЛЮЧЕН”;

– светосигнализатор опасных оборотов стартера СТВ-10;

– светосигнальное табло “ФИЛЬТР ЗАСОРЕН”;

– светосигнальные табло “НЕИСПРАВНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ”, “ПРОВЕРЬ ДВИГАТЕЛЬ”*;

– светосигнализатор “ТЕМПЕРАТУРА ВЕЛИКА “.

ВНИМАНИЕ. ПРИ ВЫКЛЮЧЕННОМ РЕЗЕРВНОМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕ ПО-4500 ОБОГРЕВ СТЕКОЛ ВТОРОГО ПИЛОТА И ШТУРМАНА НЕ РАБОТАЕТ.

нального табло “ОБОГРЕВ Обогрев стабилизатора выключить.

СТАВИЛ” и отсутствие на штатных амперметрах нагрузки, потребляемой секциями обогрева стабилизатора (4) Светосигнальное табло Принять меры к скорейшему выходу из зоны обледенения.

“ОБОГРЕВ СТАВИЛ” горит Обогрев стабилизатора выключить.

постоянно (5) Незагорание светосиг- При визуальном обнаружении обледенения (лед на остеклении фонаря и нального табло “ОБЛЕДЕНЕ- на стеклоочистителях) убедиться, что ПОС стабилизатора включен в ВИЛ” периодически загорается, а штатные амперметры показывают увеличение токов, потребляемых ПОС стабилизатора._ (6) Отказ ПОС двигателей Принять меры к скорейшему выходу из зоны обледенения.

Отказ ПОС двигателей и их воздухозаборников Незагорание светосигнального табло “П/О ДВИГ. И В/ЗАБОРН. ВКЛЮЧЕН” и отсутствие показаний температуры воздуха на входе в носки воздухозаборников по указателям ТЦТ- (7) Отказ ПОС крыла и киля Выйти из зоны обледенения и продолжать полет.

а) Незагорание светосигнальных табло “П/О КРЫЛА и КИЛЯ ВКЛЮЧЕН” и отсутствие показаний температуры воздуха на входе ПОС крыла по указателю ТЦТ-1.

б) Незагорание одного свето- По указателю температуры воздуха на входе в ПОС крыла убедиться, что сигнального табло “П/О воздух подается, и продолжать полет, повысив контроль за состоянием КРЫЛА и КИЛЯ ВКЛЮЧЕН” защищаемых поверхностей. 6.6.3. Стр.

Самолет Ту-134 – видео

https://youtube.com/watch?v=bvqAX1U5hEw

Практически сразу же в отделе С.М. Егера началось предварительное проектирование новой машины, получившее обозначение по КБ — Ту-124А. Официальное начало работ по пассажирскому самолету Ту-124А инициировано постановлением правительства СССР № 826-341 от 1 августа 1960 г. Основные данные самолета должны быть такими: максимальная скорость — 1000 км/ч; практическая дальность полета — 1500 км; число пассажиров — 40 человек. В результате первоначальной проработки было решено строить новый самолет на базе Ту-124, проходившего в ту пору испытания. Эскизный проект Ту-124А был выполнен к началу апреля 1961 г., число пассажиров было увеличено до 46—56 человек, в зависимости от варианта. В ходе работы макетной комиссии (октябрь 1961 г.) требования к самолету изменились, число пассажиров было доведено до 65—70 человек, а практическая дальность — до 1500—3000 км.

Окончательный вид опытного Ту-124А — будущего Ту-134 сложился после достаточно длительного поиска оптимального варианта. Первый опытный самолет создавался на базе конструктивных элементов серийного Ту-124. Самые крупные изменения были по крылу, оно было практически новое с геометрической круткой по всему размаху, с сохранением силовой части крыла-кессона. Фюзеляж был удлинен на 660 мм, двигатели Д-20П-125 устанавливались на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, стабилизатор перемещен на вершину киля и имеет изменяющий угол установки. Основные стойки шасси убираются в специальные гондолы на крыле. Рабочие чертежи были сделаны в начале 1962 г. и переданы в опытное производство при ОКБ, где и было начато изготовление самолета. Работами на начальном этапе руководил Д.С. Марков, затем его сменил Селяков, перешедший в ОКБ из КБ В.М. Мясищева.

Опытный Ту-124А был собран в первой половине 1963 г. Первый полет выполнил экипаж во главе с летчиком-испытателем А.Д. Калиной 29 июля 1963 г. 9 сентября 1964 г. совершил первый полет «дублер» Ту-134. Пассажировместимость «дублера» была увеличена с 52 до 64 человек, а взлетная масса — с 38 до 42 т. С целью ускорения работ над самолетом Ту-134 «дублер» был передан в декабре 1965 г. на государственные испытания в НИИ ВВС. 14 января 1966 г. «дублер» потерпел катастрофу, погибло восемь человек. Первый полет с пассажирами на борту самолет Ту-134 совершил 9 сентября 1967 г. на линии Москва — Адлер. Серийный выпуск самолетов осуществлялся на Харьковском авиазаводе, всего там было построено 852 самолета Ту-134 различных модификаций.

Модификации

Ту-134А — самая массовая модификация, рассчитанная на 76 пассажиров, с увеличенной на 2,1 м длиной фюзеляжа. Двигатели Д-30 2-й серии;

Ту-134Б — вариант на 80 пассажиров с РЛС «Гроза-134». Стал первым в СССР пассажирским самолетом без штурмана;

Ту-134УБ-Л — учебная машина для подготовки летчиков дальней и морской авиации;

Ту-134СХ — специализированный сельскохозяйственный самолет.

Кабина Ту-134

Похожее

Ан-24 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-96 Скорость. Размеры. Вместимость. История. Грузоподъемность

Ту-154 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. Расход топлива. История

Як-40 Двигатель. Размеры. Вместимость. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-62 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ту-144 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-18 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-14 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-2 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-148 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Вместимость. Расход топлива

Ан-14 Пчёлка Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность

Ту-114 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность

Як-42 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета

Ил-114 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ан-3 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Як-12 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность

Ту-334 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета

Як-52 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ту-204 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. Расход топлива. Цена

Ту-104 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-29 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-86 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ту-134 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета

Су-31 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Грузоподъемность

Ту-124 Скорость. Размеры. Вместимость. Вес. История. Дальность полета

Ан-10 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность

Ан-140 Скорость. Стоимость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История

Бе-30 / Бе-32К Двигатель. Скорость. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ан-38 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета

Бe-103 Скорость. Стоимость. Размеры. Вес. История. Вместимость

Ил-103 Двигатель. Размеры. Вместимость. Грузоподъемность. Дальность полета. Практический потолок

Су-26 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Як-58 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

АНТ-20 Максим Горький Скорость. История. Двигатель. Размеры. Дальность полета

ЛК-1 (НИАИ-1 Фанера-2) История. Размеры. Двигатель. Дальность полета

МиГ-8 Утка Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-110 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Авиатика-МАИ-890 Двигатель. Размеры. Скорость. Дальность полета. Практический потолок

Як-50 Скорость. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-55 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

АНТ-35 (ПС-35) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-12 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет К-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Як-53 Размеры. Дальность полета. Вес. Практический потолок

ХАИ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

МАИ-223 Китенок Фото. Видео. Характеристики. Двигатель

АИР-6 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

ПС-89 (ЗИГ-1) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

САМ-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет Сталь-3 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет АНТ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет К-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет У-8 Конек-Горбунок История. Размеры. Двигатель

You have no rights to post comments

МАЛОГО ГАЗА С НАЧАЛА СНИЖЕНИЯ. ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РЕЗКИХ ИЗМЕНЕНИЙ РАСХОДА ВОЗДУХА, ПОДАВАЕМОГО В КАБИНЫ, КОМАНДИРУ ВОЗДУШНОГО СУДНАНЕОБХОДИМО ПЛАВНО ИЗМЕНЯТЬ РЕЖИМ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЕЙ.

(до 3000 м) Для выключения вентиляции кабин от скоростного напора переключатели:

0.4. НЕИСПРАВНОСТИ (1) В полете температура воз- Перейти на ручное регулирование температуры по средством переклюдуха по указателю ТУЭ-48 чателей “ВЕНТИЛЯЦИЯ: ТХ, ВВР”, “ОБОГРЕВ КАБИН: ЭКИПАЖ, отличается от указанной в ПЕРЕДНЯЯ, ЗАДНЯЯ”.

РЛЭ, 6.6.1, разд. 0. (2) Появление в кабинах ды- Поочередным выключением переключателей “НАДДУВ КАБИНЫ” опма и запаха гари из панелей ределить, какой двигатель является источником загрязнения. Переклюобогрева или насадков систе- чатель “НАДДУВ КАБИНЫ” этого двигателя на 30 с нажать в положение мы индивидуальной вентиля- “МЕНЬШЕ”.

ции в кабине самолета Если источником загрязнения являются оба двигателя:

6.1.2. УПРАВЛЕНИЕ СРЕДСТВАМИ МЕХАНИЗАЦИИ КРЫЛА

(1) Закрылки.

а) Закрылки состоят из четырех секций (по две на каждом полукрыле) и делятся на внутренние, расположенные между гондолами шасси и фюзеляжем, и внешние, расположенные за гондолами шасси. Отклонение закрылков осуществляется посредством винтовых подъемников — по два на каждую секцию закрылков.

Винт каждого подъемника приводится во вращение от трансмиссии, соединяющей все подъемники. Трансмиссия приводится в действие реверсивным электромеханизмом МПЗ-18А-5, имеющим два электродвигателя, которые связаны между собой через суммирующий дифференциал. Электродвигатели питаются от разных шин, и в случае выхода из строя одного электродвигателя или линии его питания другой электродвигатель обеспечивает отклонение закрылков, но с меньшей скоростью.

б) Выпуск и уборка закрылков, а также синхронизация их положения осуществляются системой управления закрылками (СЭУЗ-1м) с четырьмя независимыми каналами слежения и электроприводом смешанного возбуждения. По двум каналам обеспечивается управление выпуском и уборкой закрылков, а по другим двум — синхронизация их положения.

Управление закрылками осуществляется рукояткой управления и переключателем рода работ, которые размещены на верхнем приборном щитке пилотов. Для контроля положения закрылков на верхнем приборном щитке пилотов установлен двухстрелочный указатель. Красный светосигнализатор на верхнем приборном щитке загорается при нарушении механической связи между закрылками или при неисправности каналов синхронизации.

в) На самолете имеется звуковая сигнализация. Она срабатывает в том случае, если перед взлетом угол выпуска закрылков менее 6° при РУД на взлетном режиме.

(2) Интерцепторы (гасители подъемной силы).

Интерцепторы (левый и правый) расположены перед внешними закрылками. Отклонение интерцепторов осуществляется двумя гидравлическими приводами с их гидравлической синхронизацией. Угол отклонения интерцепторов равен 52° ± 1°. Управление отклонением и уборкой интерцепторов осуществляется переключателем, расположенным на электрощитке КВС, и кнопкой, расположенной под гашеткой на правом роге левого штурвала. Переключатель служит для подготовки электроцепи к отклонению интерцепторов и к их принудительной уборке.

В электрической цепи отклонения интерцепторов предусмотрена блокировка, позволяющая отклонять их только на земле, когда обжата одна из основных опор самолета.

Для контроля положения интерцепторов на средней приборной доске пилотов установлены два красных светосигнализатора, которые горят при отклоненных интерцепторах, а также при неплотном прилегании интерцепторов в убранном положении к элементам конструкции крыла.

Факт 3: Ту-134 принимал участие в исторических событиях на территории бывшего СССР

Самолеты Ту-134 были одними из самых распространенных в Советском Союзе и России 90-х и начала 2000-х. Соответственно, название этой модели фигурировало в сводках о многих трагических событиях, не связанных с авиацией напрямую.

Так, 21 сентября 1993 года в ходе так называемой Абхазской войны Ту-134А-3 авиакомпании Transair был сбит ракетой “Стрела-2” с абхазского боевого катера. Он упал с высоты 300 метров, погибли по разным данным 27 или 28 человек. В тот же период были уничтожены еще два самолета этой модели, погиб один человек.

Шесть Ту-134 были уничтожены в составе авиации Чеченской республики Ичкерия 1 декабря 1994 года во время Первой чеченской войны. Через 13 лет, 8 марта 2007 года, авиакомпания “Аэрофлот-Дон” открыла полеты в Грозный из аэропорта “Внуково”. В этот день из Москвы в Грозный был выполнен первый регулярный пассажирский рейс с момента начала военных действий – тоже на самолете Ту-134.

В 2004 году Ту-134А-3 авиакомпании “Волга-Авиаэкспресс” был одним из двух самолетов, которые были уничтожены почти одновременно в результате терактов 24 августа 2004 года. Лайнер, который выполнял рейс Москва-Волгоград, потерпел крушение около населённого пункта Бучалки (Тульская область), погибли 43 человека.

Image caption

Первый регулярный рейс из Москвы в Грозный в 2007 году выполняла компания “Аэрофлот-Дон” – на Ту-134.

Схема салона Ту-134

Катастрофы и аварии

Из неофициальных источников и по данным Aviation Safety Network известно, что на начало 2012 года из-за авиационных происшествий, катастроф, и терактов утрачено 78 экземпляров самолётов  Ту-134, десять из них  в результате военных действий, два — вследствие терактов. В катастрофах погибло 1494 человек, 32 из них на земле или при столкновении с самолётами других типов.

Технические характеристики Ту-134А

  • Экипаж: четыре человека ;
  • Пассажировместимость:   76 человек;
  • Длина: 37,1 метров;
  • Размах крыла: 29,0 метров;
  • Высота: 9,02 метров;
  • Диаметр фюзеляжа: 2,9 метров;
  • Ширина салона: 2,71 метров;
  • Высота салона: 1,96 метров;
  • Коммерческая масса: 8200 килограмм;
  • Максимальная посадочная: масса: 43 000 килограмм;
  • Взлётная максимальная  масса: 47 000 килограмм;
  • Масса топлива вбаках: 13200 килограмм;
  • Силовая установка: Д-30-II (два экземпляра);
  • Номинальная тяга: 2 x 6800 килограмм*сил;
  • Крейсерская скорость: 850  километров в час ;
  • Перегоночная дальность: 2100 километров;
  • Практический потолок: 12 100 метров;
  • Длина разбега: 2200 метров;
  • Pасход топлива во взлетном. режиме: 8296 килограмм в час;
  • Pасход топлива в крейсерском режиме: 2300 килограмм в час;
  • Pасход топлива общий: 2907 килограмм в час;
  • Расход топлива на одного пассажира на один километр: 45 грамм.

Технические характеристики Ту-134Б-3

  • Экипаж: три человека ;
  • Пассажировместимость:   80 человек;
  • Длина: 37,1 метров;
  • Размах крыла: 29,0 метров;
  • Высота: 9,02 метров;
  • Диаметр фюзеляжа: 2,9 метров;
  • Ширина салона: 2,71 метров;
  • Высота салона: 1,96 метров;
  • Коммерческая масса: 9000 килограмм;
  • Максимальная посадочная: масса: 43 000 килограмм;
  • Взлётная максимальная масса: 47 600 килограмм;
  • Масса топлива в баках: 14400 килограмм;
  • Силовая установка: Д-30-IIІ (два экземпляра);
  • Номинальная тяга: 2 x 6930 килограмм*сил;
  • Крейсерская скорость: 880  километров в час ;
  • Перегоночная дальность: 2020 километров;
  • Практический потолок: 10 100 метров;
  • Длина разбега: 2550 метров;
  • Pасход топлива во взлетном. режиме: 8454,6 килограмм в час;
  • Pасход топлива в крейсерском режиме: 2062 килограмм в час;
  • Pасход топлива общий: 3182 килограмм в час;
  • Расход топлива на одного пассажира на один километр: 45,2 грамм.

Технические характеристики Ту-134 Ш

  • Экипаж: три человека ;
  • Пассажировместимость:   12 человек;
  • Длина: 37,1 метров;
  • Размах крыла: 29,0 метров;
  • Высота: 9,02 метров;
  • Диаметр фюзеляжа: 2,9 метров;
  • Ширина салона: 2,71 метров;
  • Высота салона: 1,96 метров;
  • Максимальная посадочная: масса: 43 000 килограмм;
  • Взлётная максимальная масса: 47 000 килограмм;
  • Масса топлива в баках: 16500 килограмм;
  • Силовая установка: Д-30-II (два экземпляра);
  • Номинальная тяга: 2 x 6800 килограмм*сил;
  • Крейсерская скорость: 885  километров в час ;
  • Перегоночная дальность: 1890 километров;
  • Практический потолок: 11900 метров;
  • Длина разбега: 2200 метров.

Ту-134. Галерея. 

Ту-134

https://youtube.com/watch?v=bvqAX1U5hEw

Атака птиц и Алла Пугачева

Не хотел расставаться с крылатым коллегой и штурман Владимир
Коновалёнок. Он работал на Ту-134 с 2002 года. По его словам, время берет свое:
меняются технологии и требования к воздушным судам, а «тушка» морально устарела.
Но прощаться с ним все равно больно: «Жалко… Без комментариев».

Но долго грустить экипажу не дали. Встречающие уже успели
осмотреть самолет и подошли к экипажу с вопросами. И один из них о вмятине на
крыле, по форме напоминающий птицу с
расправленными крыльями.

«Вмятина была сделана при заходе на посадку в аэропорту Якутска
года два назад. Туда и попала птичка. Большая птичка! Просто ударилась. Для нашего
самолета это не страшно, для него вообще ничего не страшно. Главное, чтобы в
двигатель птица не попала. А тогда это была большая оборона», — со смехом
вспоминали штурман и командир.

В истории самолета есть и «звездная» страница, связана она с
Аллой Пугачевой. С 1998 по 1999 самолет был в личном пользовании у народной
артистки СССР и тогда на борту лайнера сделали надпись «Алла», правда, потом воздушное судно перекрасили.

Начальник службы грузовых перевозок аэропорта  Толмачёво Игорь Княжевский тоже когда-то был
командиром Ту-134 и летал на лайнере 14 лет. По его словам, самолет
уникален тем, что создает ощущение полного единения пилота с небом. 

Дело в том, что у Ту-134 система управления прямого типа, когда экипаж полностью рассчитывает
полет сам, особенно на этапе снижения и захода на посадку: начало снижения, момент выпуска шасси, момент перекладки
реверса, выпуск интерцепторов, самостоятельное торможение на полосе.

«Мой инструктор говорил,
что в руководстве полетной эксплуатации самолета Ту-134 сказано в отношении
посадки, что на высоте 6-4 метра нужно начать
выравнивание и плавно посадить самолет на две основные стойки. Но вот как это
делать — не сказано. Вот за это нам деньги платят…», — вспомнил слова своего наставника
Княжевский.

Больше Ту-134 с бортовым номером RA-65693 не взлетит в
небо. Он отправится в музей авиации. После проведения технических работ и
установки воздушного судна на постамент его сможет увидеть любой желающий. В
музее самолет ждут другие его крылатые коллеги, тоже легенды отечественной
авиации — два Ту-154 и Ил-86.

СПРАВКА: Ту-134 — ближнемагистральный пассажирский
самолет, разработан в конструкторском бюро Туполева. Серийный выпуск самолета начали в 1966 году. Реактивный Ту­-134 стал одним из наиболее
удачных проектов в области пассажирского самолетостроения. В историю российской
гражданской авиации вошел как один из самых массовых самолетов: с 1966 по 1984
построили 854 лайнера.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий