Боевое применение
Для проверки возможностей Ка-29 и Ка-50 в реальных боевых условиях, на базе 696-го ОИИВП была сформирована т.н. боевая ударная группа
. На камовской фирме за свой счет подготовили к действиям на Кавказе по два Ка-50 и Ка-29, Ка-29 были из состава Центра.
Один вертолёт Ка-29 (№38) был оборудован автоматической пушкой 2А42, второй вертолёт (№35) переделали в воздушный пункт наведения и целеуказания, оборудовав соответствующей аппаратурой (прицельно-пилотажно-навигационный комплекс «Рубикон» и комплексная бортовая радиотехническая индикаторно-вычислительная система, аналогичные применяемым на Ка-50). Для повышения живучести оба Ка-29 оснастили экранно-выхлопными устройствами (ЭВУ) и кассетами с ложными тепловыми целями.
Испытания доработанных вертолетов прошли с 25 сентября по 21 октября 1997 года на полигоне Апабино. Затем с декабря 1999 года по июль 2000 года на Ка-29ВПНЦУ выполнили еще 250 полетов, отрабатывая совместно с Ка-50 применение всех видов оружия и методики использования внешнего целеуказания в группе вертолетов.
24 ноября 2000 года вышла директива начальника Генштаба Вооруженных Сил РФ о направлении боевой ударной группы (БУГ) из двух Ка-50 и одного Ка-29ВПНЦУ на Северный Кавказ. Личный состав группы состоял из восьми летчиков и штурманов, 26 специалистов инженерно-авиационной службы из 344-го Центра, двух представителей управления Армейской авиации, девяти сотрудников ОАО «Камов» и Кумертауского АПП.
Вертолёты базировались на аэродроме Грозный-Северный. Боевые вылеты выполнялись с 6 января 2001 года по 14 февраля.
Вертолет Ка-29 – видео
https://youtube.com/watch?v=bBEORC6Kt3s
В боевом варианте на Ка-29 устанавливается обзорно-прицельный комплекс, а на внешней подвеске — четыре балочных держателя для вооружения. Если в транспортном варианте Ка-29 комплектовался лишь пулеметом калибра 7,62 мм (1800 патронов), то в боевом он может нести разнообразное вооружение. В том числе до восьми противотанковых ракет «Штурм», 80 неуправляемых авиационных ракет С-8, по два универсальных пушечных контейнера с 23-мм пушками и зажигательные баки ЗБ-500. На вертолете предусмотрена возможность установки 30-мм пушки 2А42 с 250 патронами.
Пилотажно-навигационное, радиосвязное и прицельное оборудование позволяет применять Ка-29 в любое время суток и в сложных метеоусловиях.
18 октября 1991 года при полете вертолета Ка-29 на полигон для комплексного применения средств поражения наземных целей (по упражнению 344 Курса боевой подготовки АСВ-92) через 31 минуту после взлета с аэродрома Торжок на высоте 300 м и скорости 195 км/ч экипаж заметил повышение температуры масла в главном редукторе до 75 градусов и посторонний шум. Одновременно зажглось табло правого двигателя и последовало его автоматическое выключение регулятором предельных режимов. После остановки правого двигателя усилилась вибрация вертолета и засветилось красное табло. Затем упало давление в главном редукторе.
Получив доклад бортового техника, командир экипажа капитан О.Н. Мягков уменьшил обороты двигателя, а затем по приказу командира экипаж покинул вертолет на парашютах. Вертолет же в неуправляемом полете упал на землю.
Вертолеты этого типа под обозначением Ка-27ТБ состояли на вооружении ФСБ России и в 2007 году (по крайней мере две машины) были выставлены на аукцион.
Также был приобретен Китаем, Индией, Вьетнамом и Югославией.
Модификации
Ка-252ТБ – Прототип.
Ка-29 – Серийный транспортно-боевой вертолёт.
Ка-29ВПНЦУ – Вертолёт-целеуказатель.
Ка-31 (Ка-27РЛД) – Вертолёт ДРЛО.
Модернизация
– В 2012 году началась модернизация 10 транспортно-боевых вертолётов Ка-29, предназначенных для УДК типа «Мистраль». Модернизация заключается в установке современных вооружений и радиоэлектронной базы.
– В декабре 2021 года завершён ремонт партии из 6 Ка-29, которые поступят на ТОФ. На вертолётах капитально отремонтированы колонки несущего винта, двигателей и редукторов, а также обновлено лакокрасочное покрытие.
– Ещё одна партия из 6 машин, прошедших плановый средний ремонт на Кумертауском авиационном производственном предприятии, 9 ноября 2017 года прибыла на авиабазу морской авиации ТОФ Николаевка в Приморском крае.
– В ноябре 2021 года на аэродроме Донское в Калининградской области введён в строй отряд обновленных Ка-29, прошедших ремонт на 150-м авиаремонтном заводе.
Взлет и посадка «вслепую»
Сейчас тестирование проходит усовершенствованная версия ударного вертолета Ми-28НМ «Ночной охотник», самого большого вертолета в мире Ми-26 Т2В, а также новейшего многоцелевого транспортного вертолета Ми-38Т.
Каждая машина уникальна и является абсолютным лидером в своем сегменте. «Ночной охотник» способен «вести» одновременно до 10 целей и атаковать цели на земле на расстоянии до 10 км, а воздухе — до 20 км. Ми-26 «тяжеловес» с мировым именем, который способен перевозить до 20 тонн груза, а Ми-38 новейший «транспортник», который идет на смену заслуженному вертолету Ми-8.
Наверное самой любопытной новинкой, которую модернизируют в интересах минобороны, стал вертолет Ми-38Т. Эта машина с непростой судьбой изначально создавалась для гражданской авиации. Первоначально задумывалось, что Ми-38 должен попасть на международный рынок, поэтому двигатели для него создавались в кооперации с канадской фирмой. Однако из-за санкций зарубежный производитель отказался сотрудничать с Россией. Пришлось срочно искать замену импортному мотору.
Эту непростую задачу сумели решить в ОКБ имени Климова.
После долгой череды испытаний в 2020 году было сообщено о запуске серийного производства вертолета в Казани. Интерес к машине проявило минобороны.
Для нужд военного ведомства вертолет подвергся серьезной переработке. В его салоне могут разместиться до 40 десантников.
Эта машина развивает скорость до 300 км/час. Кроме того, у Ми-38Т установлена современная авионика, благодаря которой он может летать днем и ночью, а также в сложных климатических условиях. Посадку эта машина может проводить и в снегу, и на мягкий грунт.
Не забыли производители и про защиту вертолета. В бортовой комплекс обороны входят ультрафиолетовые пеленгаторы, способные обнаружить пуск ракет, радиолокационная аппаратура обнаружения пусков, лазерная станция оптико-электронного подавления.
В бортовой комплекс обороны входят ультрафиолетовые пеленгаторы, способные обнаружить пуск ракет, аппаратура обнаружения пусков
На базе транспортного варианта Ми-38Т планируется производство специализированных вертолетов, включая «арктический» вариант.
Модифицированную версию ударного вертолета Ми-28 «Ночной охотник» называют самой технологически продвинутой.
В первую очередь на «Охотнике» установлен второй комплект органов управления, чтобы в случае необходимости летчик-оператор мог перехватить штурвал у командира вертолета. На Ми-28НМ также был установлен новый комплекс, который оснащен вычислительными средствами увеличенного быстродействия.
«Охотник» получил практически новый навигационный комплекс, разведывательный комплекс, новую оптику, новую систему управления, которая позволяет осуществлять посадку «вслепую».
Вертолет выполнен по системе «стелс» и практически невидим для наземных ПВО. На вооружении вертолета стоят управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы, а также авиационная пушка калибра 30 мм.
В модернизированном Ми-26 доработан комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, что позволяет летать днем и ночью.
Полет по маршруту, выход в заданную точку и заход на посадку может вестись с помощью автопилота. Новый бортовой комплекс обороны способен отбить атаку управляемых ракет с радиолокационными или инфракрасными головками самонаведения.
Как рассказал в интервью газете «Красная звезда» начальник армейской авиации ВКС Игорь Романов, в ближайшее время вертолеты должны поступить в Государственный центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации, а также поступить в вертолетные полки и бригады армейской авиации.
Незаменимый универсал
Скорее всего, отдельные отряды каждого из военных флотов получат от четырех до восьми боевых машин, считает военный эксперт Дмитрий Болтенков.
— Сейчас в составе ВМФ числится около полутора десятков таких вертолетов, — рассказал он «Известиям». — Промышленность доказала, что есть возможность модернизировать еще определенное количество этих универсальных машин, которые действительно нужны флоту. Они незаменимы при высадке десанта или групп спецназа, патрулировании акватории. Ка-29 можно отправлять в дальние походы на больших противолодочных кораблях проекта 1155, которые прославились во время антитеррористических действий против сомалийских пиратов. Кроме того, вертолетами можно вооружить патрульные корабли проекта 22160 типа «Дмитрий Рогачев».
ка29
Вертолет Ка-29 на фоне авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»
Фото: РИА Новости/Андрей Лузик
Машина будет востребована везде благодаря своей огневой мощи, грузоподъемности и уникальным десантным возможностям, отметил эксперт.
Боевое применение
Для проверки возможностей Ка-29 и Ка-50 в реальных боевых условиях, на базе 696-го ОИИВП была сформирована т.н. боевая ударная группа. На камовской фирме за свой счет подготовили к действиям на Кавказе по два Ка-50 и Ка-29, Ка-29 были из состава Центра.
Один вертолёт Ка-29 (№38) был оборудован автоматической пушкой 2А42, второй вертолёт (№35) переделали в воздушный пункт наведения и целеуказания, оборудовав соответствующей аппаратурой (прицельно-пилотажно-навигационный комплекс «Рубикон» и комплексная бортовая радиотехническая индикаторно-вычислительная система, аналогичные применяемым на Ка-50). Для повышения живучести оба Ка-29 оснастили экранно-выхлопными устройствами (ЭВУ) и кассетами с ложными тепловыми целями.
Испытания доработанных вертолетов прошли с 25 сентября по 21 октября 1997 года на полигоне Апабино. Затем с декабря 1999 года по июль 2000 года на Ка-29ВПНЦУ выполнили еще 250 полетов, отрабатывая совместно с Ка-50 применение всех видов оружия и методики использования внешнего целеуказания в группе вертолетов.
Вертолёты базировались на аэродроме Грозный-Северный. Боевые вылеты выполнялись с 6 января 2001 года по 14 февраля.
Летающий БМП
Вертолет Ка-29 способен действовать в любой время суток, в том числе оказывать огневую поддержку в светлое и темное время, а также при сложных погодных условиях. В грузовой отсеке помещается 16 бойцов десанта со снаряжением. В случае необходимости, Ка-29 может быть задействовать как санитарный вертолет. Одновременно «улитка» способна вывезти 10 раненных с поля боя. Машина берет до 2 тонн груза на борт или до 4 тонн груза на внешнюю подвеску (для сравнения, Ми-8 берет только 3 тонны груза на подвеску).
Имеющийся боекомплект превосходит тот, который есть у вертолетов Ми-28 и Ка-52. Вооружается флотский вертолет четырехствольной пулеметной установкой калибра 7.62. Также на вертолет ставятся пушки ГШ-23Л калибра 23 мм и А242 калибра 30 мм. Для уничтожения танков противника используются комплексы «Штурм-Б» с ракетами «Атака» и «Кокон». Наконец, вертолет способен нести авиационные зажигательные бомбы ЗБ-500.
Интересный факт: вертолет Ка-29 прошел боевое крещение в Афганистане, где смог доказать свою высокую эффективность и перспективность использования.
https://youtube.com/watch?v=J35Q4eu7ipA
Хочется узнать еще больше интересного о вертолетах? Тогда читай про 3 причины, по которым лучший отечественный вертолет Ка-50 «Черная акула» так и не попал в серийное производство, несмотря на все старания конструкторов.
Лётно-технические характеристики
В качестве вертолёта для высадки и огневой поддержки морского десанта, Ка-29, пожалуй, не имел аналогов. В Корпусе Морскоой Пехоты США основным средним транспортным вертолётом является UH-1Z –модернизация старого «Ирокеза».
Ка-29 | UH-1Z Venom | |
Экипаж+десант | 2+16 | 2+18 |
Длина, м | 12,25 | 13,6 |
Диаметр несущего винта, м | 15,9 | 14,8 |
Взлётная масса, т | 11,5 | 8,4 |
Грузоподъёмность, т | 2 | 3 |
Максимальная скорость, км/ч | 280 | 304 |
Дальность, км | 460 | 648 |
Итак, по характеристикам в качестве машины для перевозки войск американский вертолёт, несмотря на возраст, вполне может поспорить с «двадцать девятым». Вооружён он, разумеется, слабее – допускается установка крупнокалиберных пулемётов в проёмах грузовых дверей и 2 блоков неуправляемых ракет. Таким образом, ударный вариант Ка-29 сопоставим уже с вертолётом AH-1Z.
Мнения о вертолёте Ка-29 расходились. Некоторые считали, что «двадцать девятый» может заменить Ми-24 и стать основным боевым вертолётом не только флота, но и армии. На это возражали: мал запас топлива, машина неприспособлена для длительного руления.
Среди систем вооружения «слабым звеном» оказался пулемёт ГШГ, не позволяющий эффективно вести огонь, не входя в зону поражения из стрелкового оружия. Но в том, что «двадцать девятый» – именно то, что нужно морским десантникам, сходились все.
Учебно-тренировочные самолеты
Для подготовки курсантов, обучающихся пилотированию Ту-22М3 и Ту-160, применяется Ту-134УБЛ. Также на нем летают действующие пилоты, чтобы сократить выработку ресурса боевых самолетов. В строю и на хранении числится 33 машины.
Реактивный учебно-боевой самолет Як-130, способен нести до 3 тонн ракетного и бомбового вооружения. Производится с 2010 года, к началу августа 2022 года поставлено 106 самолетов.
В учебных частях продолжают нести службу самолеты L-39, созданных в Чехословакии в 1970-1980-е года. Командование ВКС предполагает, что все они будут заменены на Як-130, обладающий более высокими летными характеристиками.
Вертолеты
На вооружении ВКС России состоит около тысячи вертолетов различного назначения. Среди которых ударные вертолеты:
- черная акула;
- аллигатор;
- крокодил;
- ночной охотник.
Двухместный вариант вертолета Ка-50 «Черная акула», получивший индекс Ка-52 «Аллигатор», создан для поражения пехоты и техники противника на расстоянии до 20 км. Способен атаковать воздушные цели. К 2018 год в войсках проходят службу 118 вертолетов, всего заказано 146 боевых машин.
Ми-24 «Крокодил» отлично зарекомендовал себя в годы Афганской войны и конфликтов в Чеченской республике. Высокая защищенность экипажа и сильное ракетно-пушечное вооружение делают вертолет грозным противником. Около 180 вертолетов находится на вооружении ВКС России.
Вертолет Ми-28 «Ночной охотник» предназначен для борьбы с бронетехникой противника при активном воздействии вражеской ПВО. В 2013 году началось серийное производство модификаций Ми-28Н (ночной) и Ми-28НМ (ночной модернизированный). К середине 2018 года армия получила не менее 110 вертолетов.
Транспортно-боевой вертолет Ми-24ВМ (Ми-35) применяется для огневой поддержки сухопутных войск, десантирования групп спецназа, эвакуации раненых, перевозки грузов. С 2010 года авиация получила более 60 вертолетов.
В ВВС России находится более 300 многоцелевых вертолетов Ми-8 различного назначения: учебные, транспортные, медицинские, минные заградители и постановщики помех, боевые модификации (АМТШ) с комплексом ракетного вооружения. Почти все вертолеты прошли модернизацию либо изготовлены не ранее 2010 года.
Тяжелый транспортный вертолет Ми-26, обладает грузоподъемностью 20 тонн. В 2012 году, после почти двадцатилетнего перерыва, было возобновлено производство этих вертолетов. В ВКС России эксплуатируется 41 машина этого типа.
Модификации и модернизация морского вертолета Ка-29
Среди моделей, созданных на базе рассматриваемого летательного аппарата, выделяют такие версии:
Прототип Ка-252ТБ.
Целеуказатель Ка-29 ВПНЦУ.
Серийный многоцелевой транспортно-боевой вертолет Ка-29.
Модификация для разведки ДРЛО — Ка-31.
Модернизация рассматриваемых машин активно началась в 2012 году. Процесс включил в себя оснащение аппаратов современным вооружением и средствами радиоэлектронной защиты. В конце 2016 года закончился капитальный ремонт шести экземпляров Ка-29, поступивших на ТОФ. Обновленные винтокрылые агрегаты получили усовершенствованные колонки на несущем винте, новые двигатели, редукторы, современное лакокрасочное покрытие.
Следующая партия из шести единиц прошла плановый капитальный ремонт на Кумертауском заводе в ноябре 2017 года. Обновленные советские вертолеты Ка-29 прибыли на базу авиационной морской авиации в Приморском крае (ТОФ Николаевка). Еще одна группа усовершенствованных моделей введена в строй на Донском аэродроме Калининградской области, после реабилитации на 150-м ремонтном комбинате.
Винтокрылые помощники
Армейская авиация разделяется на боевую, военно-транспортную и транспортную. Боевые вертолёты предназначены для огневого прикрытия сухопутных войск и уничтожения бронетехники, вертолётов и укреплений противника. Транспортные вертолёты обеспечивают переброску грузов, техники и личного состава.
Военно-транспортные вертолёты отличаются от транспортных наличием специализированного военного оборудования. Военно-транспортные вертолёты подразделяются на транспортно-боевые (многоцелевые, общего назначения) и транспортно-десантные.
В этой кампании СССР потерял большое количество вертолётов (по данным генерал-майора Александра Ляховского, 332 машины). Однако нужно сказать, что армейская авиация хорошо себя зарекомендовала. Винтокрылые машины выполняли широчайший спектр боевых задач — от разведки и обнаружения противника до бомбардировок и ракетных атак техники и укреплений моджахедов.
- Вертолёты «Ми-24» на аэродроме Кабула
- РИА Новости
В Афганистане применялись военно-транспортные вертолёты Ми-6 и Ми-8, транспортные Ми-10 и ударные Ми-24.
После 1991 года армейская авиация участвовала в Первой (1994—1996) и Второй (1999—2001) чеченских кампаниях, грузино-осетинском конфликте (2008) и операции российских ВКС в Сирии (с сентября 2015 года).
В САР российская группировка использует ударные Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28Н «Ночной охотник». Армейская авиация выполняет поисково-спасательные задачи, сопровождает вылеты боевой авиации, обеспечивает безопасность военной базы Хмеймим и оказывает огневую поддержку с воздуха.
Тактико-технические характеристики
Ка-29 имеет следующие характеристики:
- Экипаж – 2 человека.
- Диаметр главного винта составляет 15,9 м.
- Высота — 5,44 м.
- Длина — 12,25 м.
- Ширина — 3,8 м.
- Масса взлетная нормальная составляет 11000 кг.
- Масса взлетная максимальная составляет 12000 кг.
- Тип двигателя – Климов 2 ГТД ТВ3-117ВК.
- Максимальная скорость вертолета составляет 280 км/ч.
- Крейсерская скорость составляет 235 км/ч.
- Практическая дальность составляет 460 км.
- Дальность перегонная составляет 740 км.
- Динамический потолок составляет 4300 м.
- Статический потолок составляет 3700 м.
- Полезная нагрузка составляет 4000 кг на подвеске либо 2000 кг груза в кабине, а также 6 сидячих раненых и 4 носилок или 16 солдат.
Военно-транспортная авиация
Главным «воздушным грузовиком» военной авиации является самолет ИЛ-76, обладающий грузоподъемностью до 60 тонн. Около 120 самолетов находятся в авиачастях, в том числе несколько экземпляров, построенных и прошедших модификации в 2010-2018 годах.
Серийный самолет с самой высокой в мире грузоподъемностью Ан-124 «Руслан». Все 16 машин, находящихся на вооружении, прошли модернизацию в 2012-2015 годах, в ходе которой были установлены навигационные комплексы «ГЛОНАСС», шасси, элементы фюзеляжа и увеличена грузоподъемность.
«Пенсионер» транспортной авиации Ан-12 способен перевозить до 20 тонн грузов. Несмотря на то, что он снят с производства в 1973 году, в военной авиации России осталось более ста машин.
Легкий Ан-26 способен перевозить груз массой до 5,5 тонн, либо до 40 человек личного состава. Производился в СССР с 1969 по 1986 годы. В ВКС и морской авиации по-прежнему находится более 140 таких самолетов.
Для транспортировки личного и командного состава вооруженных сил военная авиация использует:
- 18 самолетов Ту-154;
- 6 машин ИЛ-62М;
- 54 машины Ту-134;
- 8 самолетов ИЛ-18Д;
- 27 легких чешских L-410.
Для замены машин, вырабатывающих свой ресурс, начато производство АН-148-100Е, вмещающего до 80 человек, и АН-140-100, который способен перевозить до 52 человека.
1965–1985 гг.
С середины 1960-х гг. на смену транспортным и многоцелевым вертолетам, успешно выполнявшим и гражданские, и военные задачи, начали приходить вертолеты чисто военного назначения. Ими стали бронированные боевые машины – вертолеты огневой поддержки и противотанковые. Военным понадобились и транспортные машины нового класса – сверхтяжелые вертолеты для перевозки бронированной и ракетной техники.
Первым вертолетом, который с самого начала проектировался как боевой, стал американский АН-1 «Кобра», поднявшийся в воздух в 1965 г. Его конструкторы учли опыт, полученный в ходе вьетнамской войны. Композитная броня NOROC прикрывала сиденья экипажа, боковые стенки кабины, важные элементы двигателя. В кабине схемы «тандем» (по называнию двухместного велосипеда) впереди сидел оператор управления огнем, а сзади и выше – летчик. «Кобры», вооруженные пулеметами и 20-мм пушками, были относительно дешевым и, при этом эффективными вертолетами огневой поддержки, и их закупали армии многих стран.
AH-1 «Кобра».
США. 1967 г.
Специализированные вертолеты для борьбы с танками появились в результате арабо-израильского конфликта 1973 г. Тогда всего 18 американских многоцелевых вертолетов UH-1, которые израильтяне снабдили ПТУР, за один день уничтожили 90 египетских танков. Это произвело большое впечатление на Пентагон, намеревавшийся бороться с советскими танками, и ПТУР установили на «Кобру».
Но и UH-1, и «Кобра» оказались слабоваты для противодействия танкам. Поэтому началась разработка специализированной противотанковой машины, и в 1975 г. взлетел прототип вертолета АН-64 «Апач», которому дали имя «в честь» племени североамериканских индейцев-апачей. «Апач» оказался весьма сложным, поэтому его доводка и постановка на вооружение заняли 9 лет.
АН-64 «Апач». США. 1948 г.
UH-1 «Ирокез»
(»Хьюи»). США.
1959 г.
Советские конструкторы подошли к проектированию боевого вертолета иначе, чем американцы. Впервые поднявшийся в воздух в 1974 г. Ми-24 имел «пассажирский» отсек, в котором размещались 8 десантников. Это позволило «Крокодилу» (такое прозвище получил Ми-24 в период войны в Афганистане – 1979-1989 гг.) высаживать группы спецназа – и тут же прикрывать их огнем, а также вывозить под вражеским огнем раненых. Ми-24 стал самым популярным в мире боевым вертолетом – его серия превысила 3500 шт.
Ми-24. СССР. 1971 г.
По заказу советских военных для доставки в труднодоступные места тяжелой техники, включая разобранные на крупные агрегаты баллистические ракеты, в 1968 г. был создан В-12 – прототип вертолета поперечной схемы грузоподъемностью до 30 т. Машина оказалась слишком сложной и дорогой и осталась в единственном экземпляре. Позднее на вооружение был принят Ми-26, выполненный по схеме Ми-6, но поднимающий почти в два раза больший груз (20 т). США ограничились модернизацией тяжелого вертолета СН-47 «Чинук», но его грузоподъемность была даже меньше, чем у Ми-6.
Сверхтяжелый вертолет
Ми-26. СССР. 1980 г.
Сверхтяжелый вертолет В-12
(Ми-12). СССР. 1968 г.
На вооружение не принят
Защита вертолета
Вертолетная броня не должна
быть слишком тяжелой – иначе
вертолет не взлетит. Поэтому броня защищала лишь экипаж и критически важные зоны
вертолета от наиболее вероятного оружия противника. Советские вертолеты (как и самолеты-штурмовики) должны были
выжить после попадания снаряда
калибра 20 мм (пушка М61 «Вулкан» в авиационном и зенитном
варианте), а американские –
после попадания 23-мм снаряда
(пушка ГШ-23, зенитка ЗУ-23-2,
самоходная установка ЗУ-23-4
«Шилка»). Кроме того, броню не
должны были пробить 12,7-мм
бронебойная пуля, а также осколок боевой части легкой зенитной ракеты.
Аварии
Над Балтикой разбился вертолет Ка-29 в ночь с 12-го на 13 апреля 2018 года около 23.30 по московскому времени. Команда из двух летчиков испытателей погибла. На месте происшествия проводилась поисковая операция, тела погибших были найдены вскоре (через сутки). В ночь на 13 апреля сила ветра на месте крушения не превышала 112 м/с, высота волн составила более одного метра.
Обозреватель газеты «Комсомольская правда» (военный специалист) В. Баранец сообщил, что до обработки всех документов и данных, назвать точную причину аварии не получится. Не исключена возможность того, что в условиях шторма, машина могла приземлиться на палубу десантного борта, однако произошло чрезвычайное происшествие.
Специалисты будут разбираться по вопросам того, почему в шторм проводились учения, насколько опытными были члены экипажа. Стоит учитывать, что люди обучаются военному делу в условиях, максимально приближенным к боевым реалиям. Ведь, в условиях войны, противник не будет давать спокойно переждать бурю. Тем не менее, что-то пошло не по плану.
Тактико-технические характеристики
Ка-29 имеет следующие характеристики:
- Экипаж – 2 человека.
- Диаметр главного винта составляет 15,9 м.
- Высота — 5,44 м.
- Длина — 12,25 м.
- Ширина — 3,8 м.
- Масса взлетная нормальная составляет 11000 кг.
- Масса взлетная максимальная составляет 12000 кг.
- Тип двигателя – Климов 2 ГТД ТВ3-117ВК.
- Максимальная скорость вертолета составляет 280 км/ч.
- Крейсерская скорость составляет 235 км/ч.
- Практическая дальность составляет 460 км.
- Дальность перегонная составляет 740 км.
- Динамический потолок составляет 4300 м.
- Статический потолок составляет 3700 м.
- Полезная нагрузка составляет 4000 кг на подвеске либо 2000 кг груза в кабине, а также 6 сидячих раненых и 4 носилок или 16 солдат.
Боевое применение[ | ]
Для проверки возможностей Ка-29 и Ка-50 в реальных боевых условиях, на базе 696-го ОИИВП была сформирована т.н. боевая ударная группа
. На камовской фирме за свой счет подготовили к действиям на Кавказе по два Ка-50 и Ка-29, Ка-29 были из состава Центра.
Один вертолёт Ка-29 (№38) был оборудован автоматической пушкой 2А42, второй вертолёт (№35) переделали в воздушный пункт наведения и целеуказания, оборудовав соответствующей аппаратурой (прицельно-пилотажно-навигационный комплекс «Рубикон» и комплексная бортовая радиотехническая индикаторно-вычислительная система, аналогичные применяемым на Ка-50). Для повышения живучести оба Ка-29 оснастили экранно-выхлопными устройствами (ЭВУ) и кассетами с ложными тепловыми целями.
Испытания доработанных вертолетов прошли с 25 сентября по 21 октября 1997 года на полигоне Апабино. Затем с декабря 1999 года по июль 2000 года на Ка-29ВПНЦУ выполнили еще 250 полетов, отрабатывая совместно с Ка-50 применение всех видов оружия и методики использования внешнего целеуказания в группе вертолетов. Вертолёты базировались на аэродроме Грозный-Северный. Боевые вылеты выполнялись с 6 января 2001 года по 14 февраля.