Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Описание конструкции 2.1 Броневой корпус и башня 2.1.1 Защитные системы

2.2 Вооружение

  • 2.2.1 Основное вооружение 2.2.1.1 Боеприпасы и баллистика

2.2.2 Система управления огнём
2.2.3 Вспомогательное вооружение
2.3 Средства наблюдения
2.4 Средства связи и навигации
2.5 Двигатель и трансмиссия
2.6 Ходовая часть
3 Серийное производство
4 Модификации
5 Иностранные варианты Т-62
6 Машины на базе Т-62
7 Операторы

  • 7.1 Современные

7.2 Бывшие
8 Боевое применение

  • 8.1 СССР и постсоветское пространство 8.1.1 Конфликт на острове Даманский

8.1.2 Война в Афганистане
8.1.3 Первая чеченская война
8.1.4 Вторая чеченская война
8.1.5 Война в Южной Осетии
8.1.6 Вооружённый конфликт на востоке Украины
8.2 Ближний Восток

  • 8.2.1 Война Судного дня

8.2.2 Ирано-иракская война
8.2.3 Ливанская война
8.3 Египетско-ливийская война
8.4 Эфиопия
8.5 Чадско-ливийская война
9 Оценка проекта

  • 9.1 Аналоги

10 Сохранившиеся экземпляры
11 Литература
12 Ссылки
13 Примечания

Трансмиссия боевого танка Т-90

Коробки передач планетарные с гидроуправлением. Трансмиссия обеспечивает 7 передач вперед и одну назад. Поворот машины осуществляется включением пониженной передачи в коробке передач со стороны отстающей гусеницы. Привод управления коробками передач гидравлический с механическим приводом золотников. Привод тормоза механический, но при этом обеспечивающий эффективное торможение и остановку машины, удержание её даже на крутых подъёмах и спусках.

Технические характеристики трансмиссии Т-90

  • Трансмиссия, тип – механическая планетарная
  • Коробка передач, тип – две бортовые планетарные
  • Число передач, вперед/назад – 7/1
  • Передаточные отношения по передачам – I – 8,713; II – 4,40; III – 3,485; IV – 2,787; V – 2,027; VI – 1,467; VII – 1,0; З.Х. – 14,3
  • Механизм поворота, тип – бездифференциальный
  • Минимальный расчетный радиус поворота, м – 2,79
  • Основной тормоз, тип – дисковый, работающий в масле
  • Масса трансмиссии, кг – 1870
  • Бортовой редуктор, тип – планетарный
  • Система управления движением, тип – гидравлическая

Броня

Корпус Т-62 сварен из гомогенных броневых плит. Лобовые плиты имеют толщину 102 мм и значительный угол наклона от вертикали: верхняя — 60°, нижняя — 54°. Толщина остального бронирования существенно меньше. Танк имел равнопрочное бронирование верхнего лобового листа корпуса и лобовой части башни. Максимальная толщина брони лобовой части башни составляла 211 мм под углом наклона 17 градусов

Т-62 на Дальнем Востоке во время конфликта на о.Даманский, 1969 г.Фото www.lenta.ru

Т-62 имеет дифференцированное противоснарядное бронирование. Лобовая часть корпуса образована двумя сходящимися клином 100-мм бронеплитами: верхней, расположенной под наклоном в 60° к вертикали и нижней, имеющей наклон в 55°. Борта корпуса состоят из цельных вертикальных 80-мм листов, а корма состоит из вертикального верхнего листа толщиной 45 мм и 16-мм нижнего, имеющего наклон в 70°.

Крыша корпуса в районе подбашенной коробки имеет толщину 30 мм , а над моторно-трансмиссионным отделением – 16 мм . Днище корпуса состоит из четырёх штампованных 20-мм листов и имеет в поперечном сечении корытообразную форму. Лобовые и бортовые листы корпуса выполнены из хромо-никель-молибденовой стали 42СМ, корма и крыша корпуса — из стали 49С, а днище — из хромомолибденовой стали 43ПСМ.

Т-54/55: «Калашниковы» среди танков

Во время войны был накоплен большой опыт использования бронетехники, который требовалось применить на практике. Танк Т-54 стал первым серийным послевоенным танком в СССР. История создания Т-54 неотделима от истории Т-44, так как обе эти машины разрабатывались для замены Т-34-85. Многие наработки Т-44 были использованы в Т-54 и Т-55.

После ряда экспериментов с 100-мм пушкой, которая должна была сменить устаревшую 85-мм, осенью 1944 года проект нового танка под названием Т-54 был одобрен к реализации. Танк серийно выпускался с 1947 по 1958 годы, постоянно модифицируясь. По боевым качествам он превосходил все известные средние танки. Кроме СССР Т-54 выпускался в Китае, Корее, Чехословакии и Польше общим числом 20 375 танков.

Танк Т-54

С 1958 года выпускается модификация Т-55. Это первый в мире серийный танк, предназначенный для ведения боевых действий в условиях применения ядерного оружия. Также он стал первым танком, на котором в ходе капитальной модернизации в 1980-е годы был установлен комплекс активной защиты, уничтожавший или ослаблявший действие боевого снаряда противника. Серийно производился в Польше, Румынии и Чехословакии. Всего было выпущено 23 600 машин.

Т-54 и Т-55 получили широкое распространение по всему миру и участвовали в большинстве локальных конфликтов второй половины XX века. Благодаря своей простоте и высокой надежности они до сих пор стоят на вооружении многих стран.

Источники информации

  1. Танк Т-62М. Дополнение к техническому описанию и инструкции по эксплуатации танка Т-62. — М.: Воен. изд-во МО СССР, 1987.
  2. Танк Т-55АМ. Дополнение к техническому описанию и инструкция по эксплуатации танка Т-55. — М.: Воен. изд-во МО СССР, 1987.
  3. Современные танки / Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. / Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М.: Арсенал-Пресс, 1995. — 320 с.
  4. Тарасенко А. А., Чобиток В. В. Динамическая защита. Израильский щит ковался в… СССР? — Броне-сайт, дек. 2016. — URL: http://armor.kiev.ua/Tank/dz/1968/
  5. Основные боевые танки / Курков Б. А., Мураховский В. И., Сафонов Б. С. и др. / Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М: Арсенал-Пресс, 1993. — 192 с.

Технические характеристики танка Т-62

Т-62 имеет запас хода по топливу, достаточный для преодоления расстояния до 450 километров (по шоссе). В числе других основных технических характеристик танка Т-62 — способность преодолевать броды глубиной до 1,4 метра с ходу. С применением возимой трубы для подачи воздуха глубина преодолеваемых водных преград достигает 5 метров.

  • V-образный дизельный двигатель. В качестве силовой установки на танке Т-62 изначально использовался V-образный 12-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением В-55В объемом 38,88 л и мощностью 580 л.с. Его моторесурс составлял 350 часов. Двигатель способен работать на дизельном топливе марок ДЛ, ДЗ и ДА. Впоследствии по ходу выработки моторесурса Т-62 получали в оснащение двигатели В-46-5М с наддувом от центробежного нагнетателя. Эти двигатели имели мощность 690 л.с.
  • Ходовая система. Ходовая часть танка почти целиком аналогична системе, примененной в семействе Т-54/55. Она включает в себя с каждого борта по пять сдвоенных обрезиненных опорных катков, ведущее колесо и ленивец (направляющее колесо). Поддерживающие катки отсутствуют. Гусеница Т-62 состоит из 96 траков, соединенных металлическими шарнирами. На Т-62 применен гидропневматический сервопривод управления с главным фрикционом. Коробка передач имеет пять скоростей вперед и одну назад.
  • Подвеска. Подвеска индивидуальная, торсионная. Упругими элементами подвески являются торсионные валы, установленные поперек корпуса танка по всей его ширине. Балансиры первых и пятых катков связаны с гидравлическими амортизаторами.
  • Максимальная скорость. Предельная скорость, развиваемая Т-62 при передвижении по шоссейным дорогам, составляет 50 км/ч. В качестве расчетных параметров средней скорости движения танка по шоссе принимались показатели 32-35 км/ч, по грунтовой дороге – 22-27 км/ч.
  • Электрооборудование. Электрическое оборудование танка было выполнено по однопроводной схеме и рассчитывалось на напряжение 24 вольта. Основными источниками электроэнергии являлись четыре аккумуляторные батареи общей емкостью 280 А-ч и генератор мощностью 6,5 кВт. В качестве осветительных приборов танк располагал тремя фарами. Две из них (на корпусе) оснащались светомаскировочным устройством, а фара прибора ТВН располагалась  в передней части башни.
  • Системы связи, наблюдения и прицеливания. Внешняя радиосвязь обеспечивалась ультракоротковолновой радиостанцией Р-113 (Р-123), связь внутри экипажа – танковым переговорным устройством Р-120 (Р-124), интегрированным с соответствующим типом радиостанции. На Т-62 применялись периодически улучшаемые прицелы и приборы наведения, основные которых:
  1. Телескопический прицел, позволяющий танкистам вести точный огонь на дистанции до 4 км;
  2. Бинокулярные перископы для наводчика и в командирской башенке с функциями увеличения и ночного видения;
  3. Бинокулярный перископ с функцией ночного видения для механика-водителя;
  4. Лазерный дальномер (с 1975 года). К началу 1980-х годов внедрение прицела-прибора наведения (ППН) с системой лазерного наведения ПТУРС позволило установить на танки Т-62 противотанковые ракетные комплексы «Шексна», а также систему управления огнем «Волна» для наводчика.

Т-62МВ. Установка комплекса динамической защиты «Контакт»

Т-62МВ. Киевский БТРЗ, 1990-е гг.

Т-62МВ1. Видно дополнительное бронирование днища

Башня Т-62МВ1 на основе башни выпуска до 1972 г. Здесь кроме КУВ отсутствует дальномер КДТ

В 1982 году были проведены комплексные государственные испытания нового КДЗ «Контакт» на танках Т-55А, Т-62, Т-64Б, Т-72А, Т-80Б. По результатам испытаний комплекс динамической защиты на танке Т-62 снижал вероятность его поражения кумулятивными средствами в 4…4,3 раза; противокумулятивная стойкость лобовой проекции и бортов на курсовых углах ±35° по башне и ±22° по корпусу повысилась на 400…440 мм по ПТУРС и кумулятивным гранатам, на 175…270 мм — по кумулятивным артиллерийским снарядам, что обеспечивало защиту от средств с пробитием до 450 мм (калибр 100…105 мм) и всех кумулятивных гранат .

В 1985 году танк Т-62 оснащенный КДЗ «Контакт» принят на вооружение Советской Армии под обозначением Т-62МВ. В отличие от Т-62М на этой машине отсутствует дополнительное бронирование лба башни и ВЛД корпуса, вместо них лобовую проекцию, а так же борта прикрывает динамическая защита. В остальном по комплексу мероприятий и модификациям Т-62МВ полностью соответствует Т-62М.

При увеличении площади защиты от кумулятивных боеприпасов для Т-62МВ в сравнении с Т-62М снизилась защита лобовой проекции от кинетических снарядов. Решающим фактором в этом противоречии служит меньшая на две с лишним тонны масса машины с КДЗ.

Т-62МВ1. Модернизированная машина выпуска до 1968 г. На этом экземпляре отсутствуют КУВ и СУО «Волна»

Т-62МВ1, вид на крышу МТО.Та же машина, что и на фото выше. По люкам над двигателем машина выпуска до 1968 г.

Т-62МВ. Модернизированная машина выпуска до 1972 г. Фото В. Чобиток

Боевое применение и эксплуатация танков Т-62 и их модернизаций

По состоянию на 2010 год на вооружении РФ стоят 150 танков Т-62 разных модернизаций и 350 танков находятся на хранении. Т-62 активно используют страны ближнего востока, Африки, Азии и страны СНГ, а так же около 1000 танков находится на вооружении Кубы. Самое большое количество состоящих на вооружении Т-62 в КНДР, там их около 4000, а в Сирии находится 1000 танков. Остальные страны не так много содержать танков Т-62, в основном не более 300. Всего количество выпущенных штук на данный момент превышает 20 тысяч!

Всего случаев применения этого танка 17 из них 7 раз применялись советскими и российскми войсками.

«Объект 140» с пушкой Д-54ТС. Прародитель Т-62А

Т-62М-1 на параде

Танк Т-62 на испытаниях

comments powered by HyperComments

Основные цели и задания

Степень унификации танка Т-62 по узлам и деталям, заимствованным с со своего предшественника Т-55, была очень высока и оценивалась на уровне в 65%. Это существенно облегчило освоение танка не только в быстро организованном серийном производстве, но и в последующей эксплуатации.

Танк был выпущен достаточно ограниченной серией, если судить по меркам СССР, – «всего лишь» 20 тысяч единиц. Во многом это было связано с активностью советских танкостроителей в запуске своей очередной новинки — Т-64, но эта разработка оказалась довольно неудачной из-за серьезных проблем с надежностью. Серийное производство танков Т-62 было прекращено в 1975 году, с появлением Т-72.

Основная цель Т-62, ради которой он ускоренно создавался и выпускался, – противостояние танкам стран НАТО. Потому довольно скоро для советских традиций секретности его показали публично. Впервые это произошло на первомайском параде 1965 года. Спустя всего лишь несколько лет танк Т-62 стал активно поставляться Советским Союзом в дружественные страны по всему миру.

Сколько танков в России?

Конечно же точное количество боевой техники является военной тайной. Тем более количество вышедших из строя и переданных в войска из оборонных предприятий в течение последнего года (читай — СВО). Но подсчитать количество боевых единиц на основе открытых источников. Цифры где-то разнятся, но в общем погрешность не такая большая. Так, британское издание INEWS указывает цифру в 13 300 боевых машин. А вот известный агрегатор военных рейтингов GLOBALFIREPOWER рассказывает о 12 420 танках.

Интересный расчет произвел пользователь Живого журнала (Livejournal) altyn73. В своем материале он приводит цифру в 2685 единиц.

Видимо здесь не учитываются танки, находящиеся на хранении, то есть в воинских частях кадра. Во всем известной Википедии приводятся уже совершенно другие цифры. Посмотрите данную информацию в таблице.

Модификация танкаКоличество
Т-90М67
Т-90 Т-90А~350
Т-80У, БВ310
Т-80БВМ170
Т-72Б3 обр. 2016530
Т-72Б3850
Т-72Б, БА650
ВСЕГО:2927

В этом варианте указано 2927 танков. Количество машин на хранении не раскрыто.

В итоге можно варьировать следующими цифрами: всего около 12 000-13 500 танков в Армии России. Из них в боевых подразделениях 2500-3000 единиц. Напоминаю, все расчеты взяты из открытых источников и, естественно, могут отличаться от реальных цифр.

Т-62: первый с гладкоствольным орудием

Следующим танком, созданным конструкторами УВЗ, стал Т-62 – первый в мире серийный танк с гладкоствольной пушкой. Он был призван заменить модель Т-54/55, так как несмотря на постоянные обновления танка, его 100-мм орудие уже не выдерживало конкуренции. Снаряды новой гладкоствольной пушки Т-62 обладали большей пробивной способностью.

Танк Т-62

Танк был оборудован защитой от радиации и системой автоматического пожаротушения. Т-62 выпускались в СССР вплоть до 1975 года, а также в Чехословакии и в Китае. Всего было произведено около 20 000 машин различных модификаций. Т-62 хорошо показал себя в боевых действиях в Афганистане, в результате чего мировой спрос на него возрос. Этот надежный и неприхотливый танк используется и сегодня в танковых армиях некоторых государств.
 

Вооружение танка

Основным вооружением Т-62 стала 115-мм гладкоствольная пушка У5-ТС «Молот», с которой был спарен 7,62-мм пулемёт (СГМТ, а с 1964 года — ПКТ). Курсовой пулемёт, признанный малоэффективным, из танкового вооружения был исключён. В то же время вооружение стало оснащаться двухплоскостной системой стабилизации «Метеор», что позволило танку эффективно вести огонь в движении.

С 1969 года на советские танки стали устанавливать турели с зенитными пулемётами. На Т-62 в качестве зенитного используется 12,7-мм пулемёт ДШКМ с ограничителем скорострельности до 125 выстрелов в минуту и прицельной дальностью стрельбы 2200 метров. Турельная установка с ДШКМ разместилась у люка заряжающего и могла применяться для борьбы с живой силой и техникой противника, включая легкобронированную.

В качестве личного оружия самообороны экипажа танк комплектовался автоматом АК или АКМ со 120 патронами, 10 ручными гранатами Ф-1, а также сигнальным пистолетом с 10 патронами.

Танк Т-62 выпуска 1972 года. Главным отличием стала установка зенитного пулемета ДШКМ на люке заряжающего

Гладкоствольная пушка 115-мм

Главным преимуществом новейшей пушки стала обеспечиваемая ею очень высокая начальная скорость полёта снаряда, составившая 1615 м/с. Дальность стрельбы прямой наводкой при этом составила 4000 м, наибольшая дальность стрельбы — 5800 м.

Наведение на цель осуществляется с помощью электрогидравлических приводов, но при необходимости наводчик может задействовать механизмы ручного привода. Скорострельность танковой пушки составила 4 выстрела в минуту, что стало серьёзным недостатком Т-62.

7,62-мм пулемёт ПКТ

Пулемёт Калашникова танковый (ПКТ) обладает боевой скорострельностью в 250 выстрелов в минуту. Его прицельная дальность стрельбы составляет 2000 метров. Танковый вариант единого пулемёта советских Вооружённых сил по сравнению с пехотным имеет увеличенную толщину ствола, что снизило темпы его износа и повысило параметры интенсивности огня.

Боекомплект боевой машины

Боекомплект танковой пушки включает в себя 40 унитарных выстрелов. Из-за их большого размера только два выстрела размещаются в башне, в быстрой доступности для заряжающего. Остальные рассредоточены по трём стеллажным укладкам, примыкающим к переднему и кормовому отделениям танка. Штатный боекомплект выстрелов составляет по 16 подкалиберных бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов и 8 кумулятивных, но он мог изменяться в зависимости от поставленной боевой задачи.

На Т-62 установлена стандартная для советских и российских танков термическая дымовая аппаратура, обеспечивающая постановку дымовой завесы протяжённостью до 400 метров.

Вид на место механика-водителя Т-62

Технические характеристики

Т-62 имеет запас хода по топливу, достаточный для преодоления расстояния до 450 километров (по шоссе). В числе других основных технических характеристик танка Т-62 — способность преодолевать броды глубиной до 1,4 метра с ходу. С применением возимой трубы для подачи воздуха глубина преодолеваемых водных преград достигает 5 метров.

V-образный дизельный двигатель

В качестве силовой установки на танке Т-62 изначально использовался V-образный 12-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением В-55В объёмом 38,88 л и мощностью 580 л.с. Его моторесурс составлял 350 часов. Двигатель способен работать на дизельном топливе марок ДЛ, ДЗ и ДА.

Впоследствии по ходу выработки моторесурса Т-62 получали в оснащение двигатели В-46-5М с наддувом от центробежного нагнетателя. Эти двигатели имели мощность 690 л.с.

Ходовая система

Ходовая часть танка почти целиком аналогична системе, применённой в семействе Т-54/55. Она включает в себя с каждого борта по пять сдвоенных обрезиненных опорных катков, ведущее колесо и ленивец (направляющее колесо).

Поддерживающие катки отсутствуют. Гусеница Т-62 состоит из 96 траков, соединённых металлическими шарнирами.

Подвеска

Подвеска индивидуальная, торсионная. Упругими элементами подвески являются торсионные валы, установленные поперек корпуса танка по всей его ширине. Балансиры первых и пятых катков связаны с гидравлическими амортизаторами.

Максимальная скорость

Предельная скорость, развиваемая Т-62 при передвижении по шоссейным дорогам, составляет 50 км/ч. В качестве расчётных параметров средней скорости движения танка по шоссе принимались показатели 32-35 км/ч, по грунтовой дороге – 22-27 км/ч.

Электрооборудование

Электрическое оборудование танка было выполнено по однопроводной схеме и рассчитывалось на напряжение 24 вольта. Основными источниками электроэнергии являлись четыре аккумуляторные батареи общей ёмкостью 280 А-ч и генератор мощностью 6,5 кВт.

В качестве осветительных приборов танк располагал тремя фарами. Две из них (на корпусе) оснащались светомаскировочным устройством, а фара прибора ТВН располагалась в передней части башни.

С 1975 года часть танков Т-62 была оснащена лазерным дальномером КДТ-1, устанавливавшимся над стволом пушки

Системы связи, наблюдения и прицеливания

Внешняя радиосвязь обеспечивалась ультракоротковолновой радиостанцией Р-113 (Р-123), связь внутри экипажа – танковым переговорным устройством Р-120 (Р-124), интегрированным с соответствующим типом радиостанции.

На Т-62 применялись периодически улучшаемые прицелы и приборы наведения, основные которых:

  • Телескопический прицел, позволяющий танкистам вести точный огонь на дистанции до 4 км;
  • Бинокулярные перископы для наводчика и в командирской башенке с функциями увеличения и ночного видения;
  • Бинокулярный перископ с функцией ночного видения для механика-водителя;
  • Лазерный дальномер (с 1975 года).

К началу 1980-х годов внедрение прицела-прибора наведения (ППН) с системой лазерного наведения ПТУРС позволило установить на танки Т-62 противотанковые ракетные комплексы «Шексна», а также систему управления огнём «Волна» для наводчика.

Т-62 с дополнительными противокумулятивными экранами. 58-я армия ВС России, (грузино-осетинский конфликт, август 2008 года)

О танке Т-62

Это первый высоко бронированный танк серийного производства, располагавший гладкоствольным орудием. Первый не только в СССР, но и в мире. На вооружение в Советском Союзе был взят в 1961 году. Его серийное производство началось в 1962 году.

В наши дни это, разумеется, уже сильно устаревшая боевая машина, но для того времени танк Т-62 был суперсовременной техникой. Он создавался на основе секретных разработок советских военных инженеров (например, прицел ТШ 2Б-41 и детали стабилизатора). Танк был снабжен бронебойно-подкалиберными снарядами, которые тоже имели статус секретного оружия.

Боевое применение

Первой боевой операцией, в которой оказались задействованы советские танки Т-62, стал ввод войск стран Варшавского Договора на территорию Чехословакии в августе 1968 года. До реальных боестолкновений дело тогда не дошло. А вот события 1969 года на советско-китайской границе вокруг острова Даманский привели к первой потере. Причём подразделение из 9 новейших и на то время секретных советских боевых машин оказалось в зоне боевых действий случайно.

Один из танков, выступивших на помощь атакованным советским пограничникам, был подбит китайскими гранатомётчиками, его экипаж при этом погиб. В ходе дальнейшего боя этот Т-62 ушёл под лёд реки Уссури, но позже китайцы сумели поднять танк и переправить его на свой берег. Впоследствии этот трофей был выставлен в экспозиции Военно-революционного музея в Пекине, где находится и до сих пор.

Весьма активным оказалось участие Т-62 в арабо-израильской «Войне Судного дня» 1973 года. Эти машины в больших количествах стояли на вооружении армий Сирии и Египта, и в условиях примерно равного соотношения танковых сил воюющих сторон смогли добиться некоторого перевеса на Синайском полуострове, понеся серьёзные потери на Голанских высотах.

В дальнейшем сирийская армия смогла нанести заметный урон израильским «Паттонам» и «Центурионам» в Ливанском конфликте 1976-1982 годов, но и потери Т-62 при этом были также значительными. Кроме того, около 70 подбитых и захваченных в 1973 году Т-62 Израиль смог восстановить, а затем модернизировал и включил в состав своей армии под названием «Тиран».

Танки Т-62 применялись Советской Армией в Афганистане. Там эта машина зарекомендовала себя в целом успешно. Тем не менее, применение противником всё более совершенного противотанкового вооружения выявило уязвимость бронетехники. Для защиты Т-62 от кумулятивных зарядов на башнях стали устанавливать металлические щитки, борт и ходовую часть прикрыли экранами из армированной резины и усилили бронирование лобовой части корпуса. Комплекс этих мероприятий отразился в двух модернизациях танка, что позволило избежать заметных потерь.

Танки Т-62 применялись в большинстве вооружённых конфликтов, вспыхнувших на территории бывшего СССР после его развала. Российские войска применяли эти машины во время первой и второй военных кампаний в Чечне, а также во время войны с Грузией в 2008 году. Украинские войска применяли модернизированные Т-62 в боевых действиях в Донбассе.

Использование в армии Ирака

Советские танки Т-62 активно и массированно применялись в боевых действиях армией Ирака, начиная с 1980 года. К тому моменту на вооружении Ирака состояло около 700 танков данного типа. В ходе ирано-иракской войны их основными противниками стали американские танки М60 и британские «Чифтены».

В январе 1981 года в долине Хархи близ города Сусенгерд в иранской приграничной провинции Хузестан состоялось крупнейшее танковое сражение этой войны. В нём приняло участие около 300 танков с каждой из сторон. Иракским Т-62 удалось заманить самые современные иранские танки в подготовленную ловушку и уничтожить более 200 из них, потеряв около 40 машин. Это сражение продемонстрировало успешное пробитие брони «Чифтенов» снарядами из советской 115-мм танковой пушки.


Подбитый иракский Т-62 в Кувейте

К моменту вторжения иракских войск в Кувейт и операции «Буря в пустыне», проведённой в основном вооружёнными силами США при поддержке крупных контингентов войск других стран Запада, Т-62 уже являлись весьма устаревшими на фоне не только новейших западных танков, но и иракских же Т-72. Сколь-нибудь крупных танковых сражений в этой войне не случилось, так как значительная часть иракских танков была уничтожена ударами авиации, а оставшимся в строю иракским танкам в Кувейте удалось либо отступить успешно отступить вглубь Ирака, либо почти бесконфликтно сдаться Межнациональным силам.

Операторы

Современные

  • Алжир — 300 Т-62, по состоянию на 2010 год
  • Ангола — 50 Т-62, по состоянию на 2010 год
  • Афганистан — некоторое количество Т-62, по состоянию на 2010 год. 255 единиц Т-62 поставлено из СССР: 100 единиц Т-62 поставлено в период с 1975 по 1976 годы, 155 единиц Т-62 поставлено в период с 1979 по 1991 годы. От 12 до 50 единиц Т-62К поставлены из России в 2001 году.
  • Вьетнам — 70 Т-62, по состоянию на 2010 год
  • Египет — 500 Т-62 на хранении, по состоянию на 2010 год
  • Израиль — 126 Т-54/55 и Т-62С, по состоянию на 2010 год
  • Иран — более 75 Т-62, по состоянию на 2010 год
  • Йемен — 200 Т-62, по состоянию на 2010 год
  • Казахстан — 280 Т-62, по состоянию на 2007 год
  • КНДР — более 3500 средних и основных танков в том числе и Т-62, по состоянию на 2010 год. 500 единиц Т-62 поставлено из СССР: 350 единиц Т-62 поставлено в период с 1971 по 1975 годы, 150 единиц Т-62 поставлено в период с 1976 по 1978 годы. 470 единиц Т-62 произведены по лицензии под обозначением Chonma-Ho в период с 1980 по 1989 годы
  • Куба — более 900 Средних и Основных Танков в том числе и Т-62, по состоянию на 2010 год. 400 единиц Т-62 поставлено из СССР в период с 1976 по 1988 годы.
  • Ливия — 100 Т-62 плюс 70 на хранении, по состоянию на 2010 год
  • Россия — 150 Т-62 плюс 350 на хранении, по состоянию на 2010 год
  • Сирия — 1000 Т-62К и Т-62М, по состоянию на 2010 год
  • Сомали
  • Таджикистан — 7 Т-62, по состоянию на 2010 год
  • Узбекистан — 170 Т-62, по состоянию на 2010 год
  • Эфиопия — более 246 Т-54/55 и Т-62, по состоянию на 2010 год. 70 единиц Т-62 поставлены из СССР: 20 единиц Т-62 Чехословацкого производства поставлены в 1977 году, 50 единиц Т-62 поставлены в 1980 году.

Бывшие

  • Болгария — 250 единиц Т-62 поставлено из СССР в период с 1970 по 1974 годы. Сняты с вооружения.
  • Белоруссия — 170 Т-62, по состоянию на 1995 год, сняты с вооружения
  • Ирак — 2850 единиц Т-62 поставлено из СССР: 100 единиц Т-62 поставлены в период с 1974 по 1975 годы, 600 единиц Т-62 Чехословацкого производства поставлены в период с 1977 по 1979 годы, 2150 единиц Т-62 поставлены в период с 1982 по 1989 годы. Сняты с вооружения
  • Молдавия
  • Монголия — 100 единиц Т-62 поставлено из СССР в период с 1973 по 1975 годы. Сняты с вооружения
  • Северный Йемен — 16 единиц Т-62 поставлено из СССР в 1980 году
  • СССР — 2021 Т-62, по состоянию на 1991 год, перешли к образовавшимся после распада государствам
  • Судан
  • Танзания
  • Украина
  • НДР Йемен — 270 единиц Т-62 поставлено из СССР: 50 единиц Т-62 поставлены в 1972 году, 100 единиц Т-62 поставлены в период с 1981 по 1982 годы, 120 единиц Т-62 поставлены в 1986 году.

На детали

Другой вариант расконсервации Т-62 – проверка работоспособности всех механизмов машины, а затем продажа ее на детали. Мера тоже вполне разумная, поскольку даже в настоящее время, несмотря на свой более чем почтенный возраст, этот танк находится на вооружении 17 стран мира.

Так, по данным справочника The Military Balance за 2017 год, у Алжира 300 танков Т-62, у Анголы – 50, у Вьетнама – 70, у Египта – 200, у Ирана порядка 75. Большое количество “шестьдесят вторых” находится на вооружении армии Узбекистана – 170 штук, кроме того, эти танки по-прежнему находятся в составе бронетанковых сил КНДР, Кубы, Таджикистана, Эфиопии.

Модель

Коробка размером 410х260х60 мм, из твердого картона. Сделана из твердого картона, дно с гофрированной прокладкой. Оформление в обычном для Trumpeter’а стиле. Сверху рисунок атаки группы танков с десантом на броне. На боковиках фото готовой модели, вариант окраски/маркировки и краткое описание истории танка на английском и китайском языках. Внутри коробка забита под завязку. Инструкция на 6 листах, на английском и китайском. Достаточно понятное, проблем при сборке быть не должно. Внутри находятся 6 литников светло-серого цвета различного размера (из них 2 одинаковых, с катками и элементами ходовой) для сборки корпуса и башни, и 7 одинаковых литников с траками. Литники упакованы в отдельные прозрачные пакеты. Качество литья отличное, никаких дефектов не обнаружено, облоя тоже нет. Все следы от толкателей находятся с внутренних сторон деталей. Все мелочи проработаны очень здорово. На башне имитирована фактура литья

Привлекают внимание наличие коробок для лент к зенитному пулемету, хотя самого пулемета нет. Видимо готовится выпуск других модификаций. Траков всего 217, а по инструкции на каждую ветку гусеницы предлагается использовать 94, так что дано с запасом, что несомненно радует.  Нижняя часть корпуса идет отдельной деталью

Также внутри четыре одинаковых литника из черного пластика, на каждом из которых по 5 бандажей для катков (интересное решение, я раньше с таким не сталкивался)

Траков всего 217, а по инструкции на каждую ветку гусеницы предлагается использовать 94, так что дано с запасом, что несомненно радует.  Нижняя часть корпуса идет отдельной деталью. Также внутри четыре одинаковых литника из черного пластика, на каждом из которых по 5 бандажей для катков (интересное решение, я раньше с таким не сталкивался).

Небольшая плата фототравления с 10 деталями. Свитый из медной проволоки трос. Литник с прозрачными деталями – приборами наблюдения и фарами. Металлический точеный ствол.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий