FA-18 “Хорнет”

Содержание

  • 1 История создания 1.1 Производство
  • 1.2 Описание конструкции 1.2.1 Фюзеляж
  • 1.2.2 Крыло и оперение
  • 1.2.3 Шасси
  • 1.2.4 Силовая установка
  • 1.2.5 Вооружение и оборудование
  • 1.2.6 Модификации
  • 1.2.7 Летно-технические характеристики
  • 1.2.8 Боевое применение

1.3 Ссылки на интернет-ресурсы

Новые темы на Форуме World of Tanks
ТемаАвторРазделОтветовПоследнее сообщение
Куплю клан с укрепом 9 уровняw1b4Рынок World of Tanks (WoT)2Сегодня 16:12
Бирюзовый твинк + 14,6 млн.серы + 6155 БоновDDolphinРынок World of Tanks (WoT)1Сегодня 09:11
wot rukris1121Раздача аккаунтов World of Tanks (WoT)12020-06-05 09:04
Личный аккаунт с 279 260 907 Чиф VK7201 T95E6 M60 …CTaJIbРынок World of Tanks (WoT)22020-06-05 17:43
Твинк с фиолетовым Вн8,Progetto M35 mod 46, Обьект…InsideРынок World of Tanks (WoT)6Сегодня 10:41
Прошу помощи у питонистовopaeptaВопросы от новичков по программированию на Python62020-06-04 08:55
модыbumer263Читы World of Warplanes2020-04-25 15:56
Озвучка «Дюк Нюкем» (18+)nuBka_6blМоды World of warplanes2020-03-28 16:54

Отправной точкой создания машины считается появление проекта фирмы Northrop, получившему обозначение P.530 «Кобра» и спроектированному в середине 1960-х годов. Впоследствии этот проект был переработан (P.600) и под обозначением YF-17 принял участие в конкурсе ВВС США на создание лёгкого истребителя LWF (Lightweight Fighter). Его конкурентом выступил самолёт YF-16 фирмы General Dynamics. В январе 1975 года конкурс завершился победой YF-16, будущего F-16 Fighting Falcon. На этом история самолёта Нортроп могла бы закончиться, однако примерно в это же время была начата программа истребителя воздушного боя для ВМС (NACF, Navy Air Combat Fighter). Из-за уменьшения расходов на военные нужды в этот период программа предусматривала не разработку нового самолёта с нуля, а адаптацию уже существующих проектов. Военно-морские силы США скептически отнеслись к однодвигательному YF-16 и предпочли выбрать двухдвигательный YF-17, который, однако, требовал значительных изменений для службы на флоте. Фирма Нортроп ранее не занималась созданием палубных самолётов, поэтому было принято решение, что работа над перепроектированием YF-17 будет проводиться совместно с фирмой McDonnell Douglas, имеющей большой опыт сотрудничества с ВМС.

1 марта 1977 года было объявлено, что новый самолёт получит название «Хорнет» («Шершень»).

Первоначально планировалось, что Макдоннел-Дуглас будет заниматься палубным вариантом для ВМС США, а Нортроп — вариантом F-18L наземного базирования, предназначенным на экспорт. Однако в 1979 году фирма Нортроп подала судебный иск, обвинив компаньона в том, что тот использует её технологии, разработанные для наземного варианта, в нарушение двустороннего соглашения, и потребовав запрета на экспорт палубной модификации. Судебная тяжба завершилась в 1985 году, когда Макдоннел-Дуглас согласилась выплатить 50 млн долларов за полученную техническую информацию; этим всё и окончилось. Вариант F-18L так и не пошёл в серию, а «Хорнет» полностью стал проектом Макдоннел-Дуглас.

Самолёт должен был выпускаться в трёх модификациях: истребителя F-18A, штурмовика A-18A, учебно-боевого TF-18A. Фирме Макдоннел-Дуглас удалось объединить истребительную и штурмовую модификации в один самолёт, который с 1980 года упоминался как F/A-18A, хотя официально такое обозначение было утверждено лишь в декабре 1982 года. Двухместный TF-18A был переименован в F/A-18B.

Ссылки [ править ]

  1. ^ a b Дауни, Джулия: Справочник самолетов комплекта 2002 , Kitplanes, том 18, номер 12, декабрь 2001 г., стр. 71 и 85. Компания по приобретению самолетов Kitplanes. ISSN 0891-1851
  2. ^ a b Ньюби-Гонсалес, Тори: 2004 Kit Aircraft Directory , Kitplanes, Том 20, номер 12, декабрь 2003 г., стр. 80. Belvoir Publications. ISSN 0891-1851
  3. ^ a b c d e f Клише, Андре: Руководство покупателя сверхлегких самолетов, 8-е издание, стр. B-84. Cybair Limited Publishing, 2001. ISBN 0-9680628-1-4
  4. Легкие самолеты США (март 2008 г.). «Сертификат спортивного пилота стал реальностью» . Архивировано из оригинального 28 марта 2008 года . Проверено 7 февраля 2011 года .
  5. ^ a b c Дауни, Джулия: 1999 Kit Aircraft Directory , Kitplanes, Том 15, номер 12, декабрь 1998 г., стр. 74. Primedia Publications. ISSN 0891-1851
  6. Downey, Джулия: 2001 Kit Справочник Aircraft , Kitplanes, Volume 17, Number 12, декабрь 2000, стр 79. Kitplanes Приобретение компании. ISSN 0891-1851
  7. ^ a b c d e Purdy, Дон: AeroCrafter — Справочник по самодельным самолетам , стр. 278. Связь BAI. ISBN 0-9636409-4-1
  8. ^ a b Бертран, Ноэль; Рене Кулон; и др.: Всемирный справочник развлекательной авиации 2003-04 гг. , страницы 22–23. Pagefast Ltd, Lancaster OK, 2003. ISSN 1368-485X
  9. Байерл, Робби; Мартин Беркемайер; и др.: Всемирный справочник туристическойавиации, 2011–2012 гг. , стр. 66. WDLA UK, Lancaster UK, 2011. ISSN 1368-485X
  10. Авиация высшего класса и легкие самолеты Оклахомы. «Сайт Sport Hornet» . Архивировано из оригинала 3 июля 2007 года . Проверено 5 августа 2012 года .
  11. Легкие самолеты США (март 2008 г.). «Планер» . Архивировано из оригинального 31 мая 2007 года . Проверено 7 февраля 2011 года .
  12. Легкие самолеты США (март 2008 г.). «Супер Хорнет» . Архивировано из оригинального 31 мая 2007 года . Проверено 7 февраля 2011 года .

Дизайн и разработка [ править ]

Hornet был впервые представлен на выставке Sun ‘n Fun в 1994 году. Внешне самолет очень похож на Quad City Challenger II , но внутренне конструкция сильно отличается. Когда он был доступен, Hornet стоил значительно дороже, чем Challenger II.

Конструкция Hornet состоит из алюминиевых труб, склепанных вместе с косынками. Затем самолет покрывают легированной авиационной тканью . Крыло Hornet включает в себя сдвоенные лонжероны мостовой секции с одинарной стойкой и V- образными стойками . Крыло без сбоев прошло испытания с использованием мешков с песком на вес 7 Самолет включает электрические закрылки и триммер, двойное управление и два топливных бака на крыльях. Шасси включает в себя пневматическую подвеску всех трех колес, включая управляемое переднее колесо, и гидравлические тормоза на основных колесах. Hornet также может быть оснащен поплавками или лыжами. Ранние серийные самолеты испытали флаттер руля высоты на скоростях, превышающих 100 миль в час (161 км / ч), но это было решено путем балансировки массы лифта.

Заявленное время строительства комплекта составляет 250–300 часов.

Эксплуатация

Результат попадания ракеты ПЗРК «Стрела-2» в сопловое устройство левого двигателя F/A-18 в ходе «Войны в заливе» (1991). Самолёт, серийный № 164051 вернулся на базу и был отремонтирован

Первая эскадрилья F/A-18 получила статус боеготовой 7 января 1983 года — это была 314-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья Корпуса морской пехоты США «Чёрные рыцари» (VMFA-314 Black Knights). В эскадрильях ВМС и КМП «Хорнет» постепенно заменял истребители F-4 и штурмовики A-4 и A-7. После снятия с вооружения штурмовиков A-6 в 1990-х годах «Хорнет» остался единственным специализированным ударным самолётом ВМС, а после завершения эксплуатации истребителей F-14 в 2006 году он остался , базирующимся на американских авианосцах до вступления в строй истребителей F-35 Lightning II.

С 1986 года самолёты F/A-18 использует группа высшего пилотажа ВМС США «Голубые ангелы».

К концу 1990-х годов «Хорнеты» состояли на вооружении 26 боевых эскадрилий ВМС США, 4 эскадрилий Резерва ВМС США, 16 боевых эскадрилий Корпуса морской пехоты США.

Некоторые F/A-18A налетали уже 8500 часов.

Стоимость одного часа полёта составляет 18 700$.

Тактико-технические характеристики F/A-18

Экипаж F/A-18

— 1 (F/A-18C) 2 (F/A-18D)

Размеры F/A-18

— Длина 17.1 м — Размах крыла 12.3 м — Высота 4.7 м — Площадь крыла 38 m²

Вес F/A-18

— Вес пустого 10,400 кг — Вес снаряженный 16,770 кг — Вес максимальный взлетный 23,500 kg

Скорость F/A-18

— Максимальное скорость на высоте 12190 метров — 1.8 маха (1915 км/ч) — Максимальная скорость у земли — 1.2 маха (1473 км/ч) — Эксплуатационная перегрузка — 7.5 (ограничена электроникой) — Крейсерская скорость 1060 км/ч — Скороподъёмность 50.000 футов в минуту (у земли: 254 метров в секунду) — Нагрузка на крыло 454 kg/m² — Тяговооруженность — 1.13 (пустого, на полном форсаже с 50 % топлива)

Практический потолок F/A-18

— 15240 м

Перегоночная дальность F/A-18

— на большой высоте с тремя ПТБ — 3200 км

Боевой радиус F/A-18

— 720 км

Вооружение F/A-18

— 20 мм шестиствольная пушка M61A1 Вулкан, 578 снарядов — на 9 точек подвески возможно установка в различных конфигурациях: — Управляемые Ракеты В-В AIM-9, AIM-7, AIM-120 различных модификаций — Управляемые Ракеты В-З AGM-65, AGM-88, AGM-84, AGM-154, AGM-158, KEPD-350 различных модификаций — Бомбы с телевизионным наведением типа GBU-10 и AGM-62, лазерным наведением типа Paveway и GPS наведением типа JDAM калибром до 2000 фунтов — Неуправляемые бомбы типа MK и CBU калибров до 2000 фунтов (кассетные, зажигательные, фугасные, объёмного взрыва, бетонобойные), BLU-107 Durandal для поражения взлётно-посадочных полос. — Тактические бомбы массового поражения — ядерные (до 340 килотонн) типа B61, MK116 с химическим зарядом (газы Зарин, VX), бактериологическое оружие, заряды с белым фосфором. — Подвесные топливные баки (до 3-х штук), предусмотрена установка контейнеров ИК обзора AN/AAR-50, AN/AAS-38 «Nitehawk» и AN/ASQ-228 ATFLIR для работы самолета ночью и контейнера AN/AWW-13 для даталинка, контейнер РЭБ AN/ALQ-167

Популярная культура

Кино

  • В тылу врага ( тылу врага ), американский фильм режиссера Джона Мура и выпущенный в 2001 году F / A-18 был сбит поверхности ракетного воздуха SA-13 «Gopher» (9K35 Стрела-10) . Хотя действие происходит во время боснийской войны (1992–1995), использовался самолет Super Hornet.
  • В Top Gun: Maverick  : (намечено на 2021 год) показан Super Hornet , сменивший F-14 Tomcat из первого фильма.

Литература

В романе «Небесные львы», написанном автором и бывшим летчиком ВМС США Франческо «Пако» Кьеричи , рассказывается история пилотов F / A-18F. Сначала они были учениками и инструкторами, а позже были назначены в 213-ю ударную истребительную эскадрилью ( VFA-213 ) Blacklions.

Боевое применение

  • Операция «Каньон Эльдорадо» — Ливия, апрель 1986 г.
  • Война в Персидском заливе — освобождение Кувейта, 1991 г.
  • Операция «Обдуманная сила» — бомбардировки позиций боснийских сербов, 1995
  • Операция «Лиса пустыни» — бомбовые удары по военным объектам Ирака, 1998
  • Военная операция в Афганистане — 2001-2021
  • Иракская война — операция по свержению режима С. Хусейна, 2003—2010. К 2008 году было потеряно как минимум 5 F/A-18.
  • Операция Odyssey Dawn — бомбардировки объектов военного потенциала режима Каддафи, Ливия, 2011

Война в Персидском заливе

F/A-18 широко применялся для нанесения бомбовых ударов и воздушного прикрытия во время операции «Буря в пустыне».

В первый день войны группа из 10 «Хорнетов» была перехвачена одиночным перехватчиком МиГ-25, один из F/A-18 получил попадание ракеты и упал на землю, пилот погиб, став первой жертвой в операции «Буря в пустыне». Иракский «МиГ» успешно вернулся на аэродром.

На счету F/A-18 два сбитых иракских МиГ-21, причём оба МиГ-21 сбиты во время вылета на бомбометание; «Хорнеты» несли бомбы, и после уничтожения ракетами «воздух-воздух» иракских истребителей продолжили выполнение боевой задачи, подтвердив таким образом свою многофункциональность — это был первый в истории случай, когда самолёты с тяжёлой бомбовой нагрузкой одержали в воздушном бою победу над лёгкими истребителями.

Также F/A-18 уничтожили на аэродроме взлетающий МиГ-23, при этом один «Хорнет» был подбит ракетой ЗРК С-75.

Потери американцев составили 3 «Хорнета» безвозвратными и 12 повреждёнными. Ещё два были потеряны после завершения войны[значимость факта?].

Безвозвратные потери:

17 января 1991 года F/A-18C (с/н 163484, аэ VFA-81) возле Багдада был сбит ракетой Р-40 иракского перехватчика МиГ-25, пилот погиб.

24 января 1991 года F/A-18A (с/н 163121, аэ VFA-15) разбился над морем из за проблем с двигателем, пилот катапультировался и был спасён.

5 февраля 1991 года F/A-18C (с/н 163096, аэ VFA-87) разбился над морем, пилот погиб.

После завершения войны:

8 марта 1991 года F/A-18C (с/н 163728, аэ VMFA-212) возле Дхахрана столкнулся с F/A-18C с/н 163729, пилот катапультировался.

8 марта 1991 года F/A-18C (с/н 163729, аэ VMFA-212) возле Дхахрана столкнулся с F/A-18C с/н 163728, пилот катапультировался.

ВВС Канады задействовали с авиабазы Доха в Катаре 41 истребитель-бомбардировщик CF-188A.

В ночь с 29 на 30 февраля возле острова Бубиян пара канадских CF-18 атаковала уходивший в иранские территориальные воды иракский ракетный катер «Оса» (некоторые источники ошибочно его указывают как ракетный катер типа TNC-45). Катер получил многочисленные попадания из 20-мм пушек, однако он остался на плаву, выпущенная «Хорнетами» вслед ракета AIM-7 в цель не попала и катер успешно ушел на иранскую территорию. Оба CF-18 получили отметки о «потоплении» катера.

Всего в ходе войны канадские «Хорнеты» совершили около 2700 вылетов. Из них только 56 вылетов было на бомбардировку иракских позиций. Первые бомбардировочные вылеты проводились с 24 февраля, в основном применялись 227-кг бомбы Mark 82, управляемое вооружение по наземным целям не применялось так как самолёты не были к нему приспособлены. Потерь не имели.

Гражданская война в Сирии

18 июня 2017 года воздушную границу Сирии нарушил американский истребитель F/A-18E. Возле сирийского населённого пункта Табка самолёт-нарушитель атаковал наносивший удар по позициям незаконных вооружённых формирований сирийский истребитель-бомбардировщик Су-22М4 827-й аэ ВВС Сирии. От первой ракеты AIM-9X сирийский бомбардировщик смог увернуться, однако попадание второй AIM-120 привело к потере управления сирийского самолёта. Сирийский пилот катапультировался у Джаадина и был эвакуирован.

Инциденты

F/A-18 сопровождает советский Ту-142 над Тихим океаном, 1985 год

11 декабря 1988 года в 200 милях от Гавайских островов во время учений истребитель F/A-18 ВМС США, взлетевший с авианосца USS Constellation (CV-64), случайно попал ракетой AGM-84 Harpoon с инертной боевой частью в индийский гражданский корабль MV Jag Vivek. Был убит один индийский моряк и ещё несколько было ранено. Корабль получил небольшие повреждения. Адмирал ВМС США С. Чадвик прибыл на обстрелянное гражданское судно и принёс извинения индийскому капитану корабля. ВМС США выплатили компенсацию за инцидент.

4 июля 2003 года американский F/A-18 был перехвачен истребителем F-16A ВВС Индонезии. Самолёты разошлись и до открытия огня дело не дошло.

Модификации

 YF-18A опытный истребитель.
 F/A-18A одноместный истребитель-бомбардировщик. Для ВМС и КМП США построен 371 самолет (1980-1987 гг.).
 F/A-18B (прежнее обозначение TF-18A) — двухместный учебно-боевой вариант самолета F/A-18A. Для ВМС и КМП США построено 39 серийных F/A-18B.
 F/A-18С одноместный многоцелевой истребитель с усовершенствованным БРЭО и вооружением. Первый полет — 3 сентября 1986 г., поставки начались 21 сентября 1987 г. и закончились в 2000 г. С конца 1989 г. выпускается в модификации «Найт Аттэк» с оборудованием для всепогодных ночных ударов.
 F/A-18D двухместный вариант самолета F/A-18C. Первый полет — 6 мая 1988 г., поставки начались в декабре 1989 г. и закончились в сентябре 2000 г. Выпускается с оборудованием для всепогодных ночных ударов. Модификация для КМП производится без командного поста управления самолетом в задней кабине и предназначена для выполнения только боевых задач, тогда как модификация для ВМС имеет двойное управление и используется только для тренировочных задач.
 F/A-18E Super Hornet модернизированная версия самолета.
 F/A-18F Super Hornet двухместный учебно-боевой вариант.
 CF-18A и B одно- и двухместный варианты для ВВС Канады. Первый полет — 29 июля 1982 г., поставлено 138, из них 40 CF-18B — с 25 октября 1982 г. по 21 сентября 1988 г.
 AF-18A и ATF-18A одно- и двухместные варианты для ВВС Австралии. Было заказано 75 самолетов, в том числе 57 AF-18А и 18 ATF-18А, из них первые два были получены из США, остальные собраны или построены по лицензии и поставлены с мая 1985 г. по май 1990 г.
 EF-18 одноместный (испанское обозначение С. 15) и двухместный (СЕ. 15) варианты для ВВС Испании. Поставлены 72 с лета 1986 г. по июнь 1990 г.
 F/A-18D(RC) двухместный разведчик с контейнерной системой ATARS. Летные испытания F/A- 18с разведывательным оборудованием начались 15 августа 1984 г. Серийно не строился.
 F-18L вариант наземного базирования. Серийно не строился.
 F-18 HARV экспериментальный самолет для исследований в 1987-1994 гг. полетов на больших углах атаки, системы управления вектором тяги с использованием периферийных рулей и новых способов управления самолетом на больших углах атаки (с помощью расположенных в носовой части фюзеляжа поворотных гребней или системы выдува струй).

Конструкция

Три проекции F/A-18 Hornet

Выходные сопла F/A-18 австралийских ВВС, март 2009 г.

По требованию командования ВМС США при проектировании F/A-18 большое внимание уделялось выживаемости и надёжности. Небольшие габариты этого самолёта, недымящие двигатели, малая величина эффективной площади рассеяния (ЭПР), слабое ИК-излучение, наличие бортовых средств РЭБ — все это затрудняет обнаружение и сопровождение самолёта

Нормальные рабочие перегрузки составляют 7,5 g.

Самолёт выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным . Планер рассчитан на ресурс 6 тыс. часов при 2 тыс. взлётов с использованием катапульты и 2 тыс. посадок с использованием тормозного гака. В конструкции планера самолёта предусмотрено дублирование путей передачи силовых нагрузок.

Фюзеляж типа полумонокок. Отсек кабины лётчика выполнен в виде безопасно повреждаемой конструкции. Хвостовое оперение стреловидное. Дифференциальный цельноповоротный стабилизатор имеет угол обратного поперечного V, равный 2 градусам. Вертикальное оперение с двумя отклоненными наружу на 20 градусов килями смещено вперед относительно стабилизатора для вывода его из зоны аэродинамической тени от крыла и стабилизатора на больших углах атаки.

Крыло — многолонжеронное, складывается по линиям, проходящим через внутренние хорды элеронов с поворотом консолей на 90 градусов. На крыле установлены отклоняемые носки по всему размаху, однощелевые закрылки и зависающие элероны. Носки и закрылки отклоняются автоматически в зависимости от угла атаки и числа М для повышения маневренности в бою и аэродинамического качества в крейсерском полёте. Одной из отличительных особенностей самолёта является наличие наплывов сложной формы в плане перед корневыми частями крыла. Наплывы создают вихревую подъёмную силу и обеспечивают полёт самолёта на больших углах атаки. Между наплывами и фюзеляжем имеется щель для отвода пограничного слоя фюзеляжа от воздухозаборников. Для вертикальной стабилизации композитное аэроупругое крыло оборудовано тонкими пьезоэлектрическими пластинами, с помощью которых осуществляется подавление нежелательных колебаний без добавления значительной массы и изменения формы крыла.

Силовая установка самолёта состоит из двух двигателей F404 модульной конструкции, разработанных фирмой General Electric специально для F/A-18. Двигатели разделены титановой противопожарной перегородкой. Тяги одного двигателя достаточно для возвращения самолёта на свою базу[]. Все агрегаты двигателя расположены в его нижней части, под компрессором. В отсеке силовой установки имеются системы обнаружения и тушения пожара. Воздухозаборники боковые полукруглые нерегулируемые, расположены под корневыми наплывами крыла.

Топливная система F/A-18 состоит из шести фюзеляжных протектированных баков и крыльевых мягких кессонных баков. Все топливные ёмкости для исключения взрыва при боевых повреждениях заполнены поропластом. Оба фюзеляжных расходных бака, содержащих топливо, необходимое для возвращения на базу, закольцованы. Питание обоих двигателей возможно из любого расходного бака. Топливная система оборудована отсечными клапанами, а топливные баки вынесены из зоны размещения двигателей. Имеется система контроля повреждения стенок каналов воздушного тракта, примыкающих к топливным бакам. Внутренние свободные отсеки, примыкающие к топливным бакам, для исключения пожара при их совместном боевом повреждении заполнены жёстким пенопластом. Расходные топливопроводы также покрыты протектором.

Самолёт изготовлен, в основном, из алюминиевых сплавов (массовая доля 49,6 %), используются высокопрочные стали (16,7 %), титановые сплавы (12,9 %), композиционные материалы (9,9 %) и другие материалы (10,9 %). Все поверхности управления, хвостовое оперение и закрылки — слоистой конструкции с сотовым алюминиевым заполнителем и обшивкой из эпоксидного углепластика. Часть обшивки крыла и крышки смотровых лючков фюзеляжа также выполнены из углепластика. Носки стабилизаторов и килей изготовлены из титановых сплавов. В конструкции шасси самолёта (цилиндры основных стоек) применена высокопрочная сталь AerMet 100  (англ.) (рус. фирмы Carpenter Technology с пределом прочности 200 кгс/мм2.

История создания

Начиная с 1985 года из огромного арсенала американской морской авиатехники, где давно и прочно обосновались штурмовик А-6 «Интрудер», истребитель F-14 «Томкэт», противолодочный S-3A «Викинг», разведчик RF-8С «Крусейдер», самолет ДРЛО Е-2С «Хокай» и другие, стали планомерно выводить в резерв заслуженные боевые машины А-7Е «Корсар» и F-4 «Фантом». Их начали заменять новым более совершенным истребителем-штурмовиком F/A-18A «Xopнет» (шершень). В связи с этим нелишним будет заметить, что «Фантом» по сравнению с «Корсаром» выглядит куда внушительнее: полный полетный вес на 8000 кг больше, два двигателя, а скорость — 2400 км/ч — вдвое выше.

По оценкам зарубежных специалистов, F/A-18 в настоящее время  — лучший из всех самолетов, которые находятся в составе авиации ВМС с учетом его удельной стоимости (по критерию «стоимость-эффективность»), В одном из американских авиационных журналов отмечается: «F/A-18 — это принципиально новые разработки для ударных самолетов. Мы развили новые концепции и значительно продвинулись вперед. По конструкции и оснащению «Хорнет» — безусловно самолет будущего».

Генеральным подрядчиком постройки F/A-18, выполнившим 60% всех работ, является фирма «Макдоннелл-Дуглас», образованная в 1967 г. Остальные 40% выполнила фирма «Нортроп», созданная в 1932-м. Проект выполнен с учетом самой передовой технологии, что хорошо видно даже по соотношению использованных конструкционных материалов. Алюминиевые сплавы — 49,6%, сталь — 16,7%, титановые сплавы — 12,9%, композиционные материалы — 10%, прочие составляющие — 11%.

Самые современные двигатели «Дженерал Электрик», высококачественная электроника и новейшие аэродинамические усовершенствования делают конструкцию нового истребителя-штурмовика очень эффективной и надежной. Недаром же из первой партии F/A-18 в количестве 1663 экземпляров 138 сразу приобрела Канада, 75 — Австралия, 72 — Испания и ряд других стран. Начало разработки нового самолета на основе опытного «Нортроп» YF-17 было положено в 1975 г. Постройку первого прототипа F/А-18 завершили в сентябре 1978-го, а его первый полет состоялся 18 ноября. Сперва отрабатывали вариант истребителя для замены «Фантома», выпускавшийся с 1983 г. Затем в 1984 г. появился F/A-18A, пришедший на смену корабельному штурмовику А-7 «Корсар». Испытания нового самолета также показали, что он вполне мог бы заменить и более тяжелый F-14 «Томкэт» особенно по части выполнения штурмовых задач. Вскоре был отработан еще один вариант — двухместный морской разведчик-штурмовик F/A-18В.

Еще летом 1979-го летчик-испытатель полковник Дик Ричарде впервые посадил «Хорнет» на палубу крупнейшего авианосца «Америка» и произвел в течение нескольких месяцев 32 взлета и посадки. Причем, в восьми из десяти посадок ему удавалось зацепить гаком за основной трос, что считалось отличным показателем. В начале 80-х годов в результате успешных испытаний «Хорнета» руководство авиацией флота утвердило новый тип дивизионов — истребительно-штурмовые, были основаны новые формирования морской авиации. Два крыла, вооруженные «Фантомами» и «Корсарами», переоснастили F/A-18. В 1980-м для палубной авиации и поддержки морской пехоты выпустили 1366 новых машин.

На фирме «Макдоннелл-Дуглас», которая к этому времени расторгла контракт с «Нортропом», решили заняться проблемой всерьез. Испытания на штопор производили на прототипе № 6, выполнив 100 полетов. Для гарантии в задней части фюзеляжа даже смонтировали специальный противоштопорный парашют. Но подстраховка оказалась напрасной: самолет очень неохотно входил в штопор и легко из него выводился. В это же время был создан и комплексный тренажер для более качественного обучения пилотов.

Задачи и цели

Палубная авиация значительно сократила разновидность авиагруппы, базирующихся на линкорах и авианесущих крейсерах за счет появления в 2001 году в его рядах Боинга F/A-18E/F «Супер Хортнет». Корабельный штурмовик является продвинутым авиационным комплексом, который способен вести воздушную атаку, подавлять противовоздушную оборону противника и осуществлять оптическую и радиотехническую разведку с последующей передачи информации. Он предназначен для уничтожения целей в воздухе, на суше и на воде, непосредственной поддержки сухопутных войск над местом боевых действий, а также для поражения наземных, подземных, надводных и подводных объектов по средствам бомб ракет.

Примечания и ссылки

Рекомендации

  1. .
  2. .
  3. ↑ и (ru) Обзор радара: Anemone – Архивировано 10/97: Обзор программы – Предпосылки , Forecast International,Октябрь 1996, 3  п. , с.  2.
  4. (in) Ксавье Вавассер, , Naval News13 февраля 2020 г..
  5. .
  6. .
  7. (in) , на www.mdc.com ,6 июля 1997 г..
  8. .
  9. Air & Cosmos п о  2069, 16 марта 2007.
  10. (in) Пир Линкольна, , Рейтер , 3 октября 2014 г. = консультировался .
  11. (in) Джефф Шогол, , Militarytimes.com,18 июня 2017 г..
  12. (in) Дэйв Маджумдар, , Flight Global,18 ноября 2012 г.(по состоянию на 15 января 2013 г. ) .
  13. (in) Гаррет Рейм2018-04-02T20: 04: 14 + 01: 00 , на Flight Global (по состоянию на 9 июля 2020 г. )
  14. ↑ и
  15. (en-US) Себастьян Шпренгер , на Defense News ,27 марта 2018 г.(по состоянию на 9 июля 2020 г. )
  16. (in) на Puolustusministeriö (по состоянию на 14 июля 2020 г. )
  17. (fi) на Yle Uutiset (по состоянию на 14 июля 2020 г. )
  18. (in) на Puolustusministeriö (по состоянию на 14 июля 2020 г. )
  19. (in) Кристен Маккарди , «  Американская компания Boeing Super Hornets отправит в Финляндию три модернизированных самолета  » , UPI ,18 февраля 2020 г.
  20. (Fi) , на ilmavoimat.fi (по состоянию на 14 июля 2020 г. )
  21. (in) , WTKR,15 января 2014 г.(по состоянию на 20 сентября 2016 г. )

Бортовое оборудование

Мощный вычислительный комплекс самолёта включает свыше 20 ЭВМ с общим объёмом памяти 741 000 16-разрядных слов. Основными являются две ЭВМ AN/AYK-14 (фирмы Control Data) с объёмом памяти по 64 000 16-разрядных слов.

На F/A-18 установлена цифровая электродистанционная система управления полётом с четырёхкратным резервированием.

Четыре бортовых ЭВМ обеспечивают управление самолётом F/A-18 по крену, тангажу и рысканию. Каждая ЭВМ работает автономно и расположена в отдельном отсеке, что обеспечивает повышенную живучесть системы электродистанционного управления самолётом. Выработка управляющих команд осуществляется по усредненным сигналам от всех бортовых ЭВМ. При выходе из строя одной, двух или трёх ЭВМ управление осуществляется оставшимися ЭВМ. При выходе из строя всех ЭВМ лётчик переходит на механическую систему управления.

На некоторых F/A-18D был установлен комплекс разведки ATARS снабжённый ИК сенсорами.

Все Хорнеты снабжены РЛС и бортовыми комплексами защиты — системами предупреждения о вражеском облучении а также комплектом для выброса тепловых ловушек и дипольных отражателей.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий