Поиск

Российский штурмовик Су-39: особенности конструкции, характеристики и преимущества

Броня Су-39

Наличие средств сохранности самолета в боевых условиях, вес которых составляет 1,12 тонны, почти абсолютно защищают пилота и все жизненно важные части машины от поражающего огня противника, произведенного стрелково-пушечным оружием, калибр которых менее 30 мм. Также они обеспечивают возвращение штурмовика на базу и приземление на ВВП аэродрома, если он был поражен выстрелом из ПЗРК наподобие «Стингера». Во много этого удалось добиться за счет соответствующей компоновке самолета, когда двигатели разделены и защищены фюзеляжем и есть возможность продолжать полет на одном исправном двигателе. Пилота же защищает титановая кабина, которую не в состоянии пробить даже 30-мм пушечный авиационный снаряд, а также бронестекла и броненадголовники.  Также для обеспечения неуязвимости Су-39 используются средства боевого противостояния, отвлечения и маскировки. Имеются в виду станция, создающая активные радиотехнические помехи, станция сканирования, засечки и установления, облучающих машину РЛС противника, источник ярких ИК-помех, средство, отстреливающая дипольные отражатели и трассеры.

Чтобы штурмовик был не сильно заметен оптически при боевом применении, его покрывают особым лакокрасочным составом, поверх которого еще наносится слой радиопоглощающего покрытия, уменьшающего ЭПР машины при захвате лучами РЛС. Защитой самолета, когда пилоту не удается заметить пуск ракеты с тепловым наведением, занимается смонтированная пол килем станция. Там же нашлось место цезиевой лампе на 6 кВт, создающей оптико-электронные помехи для ракет и отведения их от самолета. Можно также пользоваться традиционным средством – программным отстрелом ложных термических целей.

Сильно мешает обнаружить Су-39 его бесфорсажная двигательная установка ТРД Р-195, на которой установлено неуправляемое сопло и сниженная в разы его ИК-сигнатура. Этому также способствует профилированная жаровая труба и увеличенное центральное тело, из-за чего нет прямой видимости турбинных лопаток. Затрудняет тепловое обнаружение штурмовика и низкотемпературные выхлопные газы, в которые подмешивается атмосферный воздух.

Историческая справка

Эту машину начали разрабатывать еще в далеком 1986 году. Датой его первого полета считается 15 августа 1995 года. Тогда же эту машину официально назвали Су-39, которая существует в четырех экземплярах, серийные государственные испытания которых продолжаются до сих пор.  Штурмовику Су-39 свойственна отличная полетная устойчивость, благодаря чему совместно со «Шквалом», обеспечивается точное попадание с расстояния в десять км в 60-ти см диск. Поскольку процент попадания в цель одной ракетой «Вихрь» очень высок, штатного боезапаса Су-39 хватает, чтобы поразить бронированные цели врага в количестве 14-ти единиц.

В основном ПТУР «Вихрь» предназначен для уничтожения с первого раза мощных ОБТ, толщина брони которых доходит до 100 см. Процент прямого попадания этой УР в движущийся по земле немецкий танк «Леопард-2» одним выстрелом достигает 85%. Необходимо указать, что на эти штурмовики могут устанавливаться УР с еще большей поражающей силой. При пуске ракет «Вихрь» для уничтожения бронетехники врага Су-39 остается неуязвимым, поскольку он может находиться на расстоянии, недоступном для зенитных орудий противника. А так как пуск ракет возможен с небольших высот и малой дистанции до цели, их можно использовать и при значительной облачности. Полностью заправленные и вооруженные штурмовики Су-39 могут осуществлять взлет и посадку с грунтовых аэродромов, расположенных на высоте до 3000 м над уровнем моря, длина которых не менее 1200 метров.

Общее описание самолета Су-39

Модификации по сравнению с начальным самолетом Су-25 коснулись практически всех систем и агрегатов. Новую машину оснастили прицельным комплексом под названием «Копье-25», который работает по принципу радиолокации. Данная аппаратура работает в трехсантиметровом режиме, это дает машине значительно больше функций. Но самое главное, что она может выполнять боевые задания, независимо от времени суток и от погодных условий.

Первая модель самолета типа Су-39 было представлено только в 1995 году в городе Жуковском. Но только через четыре года после этого данный аппарат был оснащен боевым вооружением и полной системой управления. Государственные испытания самолет начал с 97 года.

Бомбардировщик и разведчик на базе ДДБШ

Но история самолета Су-8 на этом не заканчивается. В декабре 1942 года был завершен эскизный проект модификации самолета ДДБШ — 2М-71 в варианте бомбардировщика и высотного разведчика.

В пояснительной записке к проекту главный конструктор сформулировал цель работы следующим образом: «Закончив проектирование самолета ДДБШ и приступив к изготовлению первого летного экземпляра, я пришел к решению, что дублер самолета целесообразно строить как одну из модификаций самолета ДДБШ так как многоцелевой самолет представляет сейчас, во время войны, большой интерес в силу производственных и тактических преимуществ.

Добавив третьего человека к экипажу самолета путем переделки носовой части фюзеляжа, заменив центральную стрелковую батарею бомбами и сняв бронирование моторов, мы получили возможность использовать самолет в качестве среднего бомбардировщика с бомбовой нагрузкой в «>1350 кг и дальностью 1500 км.

Общий вид ДДБШ (вариант 4-х местного бомбардировщика)

 

Компоновочная схема ДДБШ (вариант 4-х местного бомбардировщика)

 Этот же вариант самолета при установке турбокомпрессоров, дополнительного бака и фотооборудования может выпускаться в качестве высотного разведчика с дальностью «>2000 км и скоростью 590 км/ч на высоте 8000 м.

 Крыло самолета ДДБШ, его шасси, хвостовая часть фюзеляжа, оперение и размещение пилота с его приборами остаются без изменения при использовании самолета в вариантах разведчика («Р») или бомбардировщика («Б»).

 Носовая часть фюзеляжа самолета (конструктивно-съемная) увеличивается и по объему обеспечивает размещение переднего стрелка с хорошим обзором передней полусферы. Имеется два люка — нижний для входа в кабину, верхний — для выхода стрелка из кабины в случае посадки с убранным шасси, а также для работы с секстантом.

 Откидывающееся сидение стрелка и вращающаяся бронеспинка обеспечивают ему подход к фотоаппаратам. Под фотоаппаратами имеется шторка, открывающая люк для съемки.

В центральной части фюзеляжа располагаются бензобаки, передний емкостью «>400 кг и задний — 550 кг.

 Отсек под баками, занимавшийся в ДДБШ стрелковой батареей, позволяет разместить дополнительные бензобаки, если потребуется в варианте «Р» увеличить дальность полета…

 В варианте «Р» моторы М-71Ф снабжены ТК-3. Винт металлический четырехлопастной Д=3,85м постоянного числа оборотов с установкой во флюгерное положение для полета с одним остановленным мотором…

Стрелковое вооружение, общее для вариантов разведчика и бомбардировщика, состоит из 3-х пулеметов калибром 12,7 системы Березина. Пулемет носовой установки помещается в креплении типа ДБ-3 с амортизатором для компенсации веса, приходящегося на руку стрелка. Возможна установка с вращающимся колпаком и эксцентричным расположением шарнира крепления пулемета для увеличения углов обстрела.

 «>

 Компоновочная схема ДДБШ (вариант 4-х местного разведчика)

 Турельная установка заднего стрелка нормального типа УТК-1. Обвод фюзеляжа перед турелью обеспечивает обстрел значительной части передней полусферы.

Лковая установка нормального типа. Запас патронов каждой установки по 200 шт.

 В варианте «Б» грузовой отсек в фюзеляже и шесть отсеков в центроплане обеспечивают нормальную бомбовую нагрузку в «>1350 кг.

Перегрузочный вариант — до «>2500 кг с учетом наружной подвески…

 Летчик защищен сзади стальной бронеплитой толщиной «>15 мм, сверху, с боков — толщиной 8 мм и снизу — толщиной 6 мм. Передний стрелок защищен сзади бронеплитой толщиной 15 мм и снизу толщиной 6 мм. Бронирование заднего стрелка с боков и снизу — толщиной 4-6 мм, сзади — 15 мм.

Масляные и бензиновые баки протектированы против пуль калибра 12,7. Баки помещаются в герметизированных отсеках заполняемых, как и сами баки, нейтральным газом…»

 Проект был рассмотрен в НИИ ВВС КА. В выводах Заключения по эскизному проекту отмечалось: «… Постройка самолета ДДБШ в вариантах разведчика и бомбардировщика является целесообразной, т.к. бронированный самолет со сравнительно высокими летными данными может быть использован в боевых действиях с большим успехом по сравнению с самолетами меньшей броневой защиты…

Технические характеристики

Бронирование Су-25, которое на Су-39 было усилено

Технические характеристики Су-39 основываются на четырех предсерийных самолетах и проекте модернизации Су-25Т. Соответственно летные и технические показатели штурмовика представлены по проведенным испытаниям и полученным результатам.

Габариты, вес, длина

По размерам Су-39 имеет следующие показатели:

  • общая длина — 15,33 м;
  • размах крыла — 14,36 м;
  • высота — 5,2 м;
  • площадь крыла — 30,1 кв. м;
  • угол стреловидности — 20°;
  • база шасси — 3,58 м;
  • колея шасси — 2,5 м.

Лётные данные

Летные характеристики штурмовика представлены следующими значениями:

  • при полной боевой загрузке самолет летает со скоростью 950 км/ч;
  • посадочная скорость — 240 км/ч;
  • длина разбега на бетонной и грунтовой полосе составляет 550 и 600 м соответственно.

Допустимая практическая высота полета — 10 тыс. м. В боевом применении штурмовик может набирать высоту от 30 м до 7 км. Дальность боевого полета на допустимой высоте составляет 900 км, у земли — 400 км. С подвесным топливным баком (ПТБ-800) данные значения увеличиваются до 1250 и 750 км соответственно. Перегоночная дальность перелета с четырьмя дополнительными баками (2х1150 и 2х800 л) составляет 2500 км.

Расход топлива

По сравнению с Су-25 установка новых двигателей позволила снизить расход топлива до 0,89 кг/кгс в час. Для сравнения, у базовой модели данный показатель составлял 1,28 кг/кгс. Расход воздуха у Су-39 составляет 66 кг/с.

Боевое вооружение

Вид на штурмовик Су-39

Боевое вооружение Су-39 представлено следующими комплексами:

  • пушка ГШ-30-02 калибром 30 мм и боезапасом в 200 снарядов;
  • управляемые ракеты «воздух-воздух» — по две Р-60 и Р-73 (или Р-27Р/Т, или Р-77);
  • управляемые ракеты «воздух-земля» — 16 сверхзвуковых противотанковых снарядов «Вихрь» или 4 Х-25 и 2 Х-29Л/Т (или Х-58, или Х-31, или Х-35), или 8 С-25Л;
  • неуправляемые ракеты — 160 С-8 калибром 80 мм или 40 С-13 калибром 122 мм или 8 С-24 калибром 240 мм (или С-25 на 266 мм).

Помимо ракет штурмовик имеет на вооружении свободнопадающие и корректируемые бомбы. Данное вооружение представлено восемью полутонными ФАБ-500, РБК-500 или их 250-килограммовыми аналогами. В качестве альтернативы могут применяться и иные боеприпасы.

Также на вооружении штурмовика имеются и пушечные контейнеры. Данное вооружение представлено четырьмя СППУ-22-1 с двуствольной пушкой ГШ-23 (калибр — 23 мм) на 260 снарядов. Альтернативой могут выступать четыре установки СППУ-687 с пушкой ГШ-301 калибром 30 мм и боезапасом в 150 снарядов.

Разность вооружений обусловлена экспериментальным характером разработки, а также многозадачностью штурмовика. В зависимости от поставленных целей меняется и оборудование самолета. А отсутствие серийного производства и определенной стандартизации так и оставило вопрос вооружения Су-39 открытым. По сути представлены те системы, которые самолет мог использовать.

Отличительные ТТХ Су-25СМ3 от предшественника Су-25

Внешность Су-25 не претерпела никаких изменений, старый корпус превосходно подошёл к новой начинке. Есть система спутниковой связи и навигации ГЛОНАСС

Вдвое увеличена боеготовность новейшего Су-25, лазерный индикатор прицела расположен перед глазами, выводит на стеклянный экран всю информацию о состоянии самолёта и одновременно концентрирует внимание на цели, пилот не отвлекается, рассматривая всю приборную панель и окружающие самолёт объекты. Много электроники, при этом надёжной, централизованной программным управлением

В авиаучилищах установлены симулятроы для подготовки лётчиков, которые помогают приготовиться к первым полётам. Мастерство боевого лётчика отрабатывается уже в настоящих вылетах при естественных ощущениях. Есть весь спектр вооружения для наземных, надводных и воздушных целей, Су-25СМ3 – это высокая огневая мощь и защищённость.

ПНК СВП-24-25

Точность попадания неуправляемых бомб приблизилась к высокоточному самонаводящемуся вооружению, на борту стоит подсистема прицельного навигационного комплекса СВП-24-25. В отличие от управляемых, такие бомбы и ракеты не отклонить средствами РЭБ или другим способом от намеченной цели. Поэтому в будущем, когда ПВО станут более совершенными, неуправляемые бомбы и ракеты могут стать единственным гарантом 100 %-го попадания.

СОЛТ-25

Система прицеливания СОЛТ-25 захватывает цели телевизионными и тепловизорными каналами: танки, БМП и БТРы, живую силу. Дождь, снег, ночь – системе не помеха.

БКО «Витебск»

Бортовой комплекс обороны Витебск – мощный ослепительный РЭБ. При его работе замолкают вражеские радары. Ракеты с инфракрасными головками пролетают мимо Су-25СМ3. Система позволяет приблизиться вплотную к зенитчикам и уничтожить расчёт специальной ракетой Х-58, идущей в сторону сигнала РЛС противника. Если сигнал радаров выключен, дозвуковой «Суперграч» применит обычные бомбы и ракеты. Выброс тепловых ловушек при стрельбе из ПЗРК – также входит в компетенцию этого комплекса. Аналогичный же принцип работы применяется и в Т-14 Армате в активной защите танка «Афганит», в радиусе 100 км, установленные по всему борту датчики, производят замер ионизации воздуха, что предупреждает систему об опасности и выдаёт УФЛ-датчикам координаты запуска всего залпа вражеских ракет или одиночного выстрела из незаметного в засаде ПЗРК. Ответный удар не заставит себя ждать.

Боевое применение

Экземпляр Су-39 на выставке

Су-39 не был принят на вооружение и не был запущен в серийное производство, из-за чего не применялся в боевых условиях. Актуальность разработки и представленные ТТХ самолета основывались на опыте применения Су-25. Данные штурмовики участвовали во многих конфликтах Европы и Азии начиная с Афганской войны. Есть сведения об их применении на востоке Украины и в Сирии.

Разработка Су-39 ориентировалась на улучшение противотанковых свойств модификации Су-25Т. Новый штурмовик должен был справляться с боевой техникой противника, включая уничтожение кораблей. Подобные возможности делали самолет средством поддержки для наземных и надводных операций.

Подвесной контейнер с радиолокационной системой «Копье-25» расширял возможности штурмовика и позволял вести полноценный воздушный бой с истребителями противника. Именно для этого новые самолеты оснащались ракетами класса «воздух-воздух».

История создания

Разработка новой модификации Су-25ТМ началась сразу после январских праздников, от новой машины требовалось действовать в любых погодных условиях днём и ночью, для этого её оснастили более широким спектром вооружения и новейшим радиолокационным оборудованием для преодоления воздушной обороны и нанесения эффективных ударов для подавления обнаруженных целей. Предполагалось, что подход к цели эта машина будет иметь возможность осуществлять на предельно-малой высоте в режиме огибания рельефа местности.

Для испытаний подготовили два Су-25ТМ и лётчик-испытатель А. Иванов поднял в воздух опытный экземпляр в заводском обозначении Т8ТМ морозным февральским днём 1991 года.

Су-39

Но жизнь распорядилась по-своему, распался Советский Союз, а Грузия, где был налажен выпуск Су-25Т, получила независимость и отказалась от всех обязательств, производство перенесли в Улан-Удэ на авиационный завод, который занимался строительством учебных и палубных версий штурмовика.

Улан-Уденский авиазавод в 1993 году опираясь на свой потенциал, подготовил выпуск серийных Т8ТМ и очередная опытная машина Т8ТМ-3 была опробована в воздухе в августе 1995 года. Самолёт получил обозначение Су-39, однако, последовал кризис в экономике и денежные средства, заложенные на оборону, значительно сократили, строительство серии приостановили.

В 1995 году началась разработка системы управления оружием, для чего собрали предсерийный экемпляр Т8ТМ-4 (испытан в небе 25 августа 1998 года), а с октября 1998 года прошли лётные испытания системы, но серийное строительство штурмовика Су-39 так никогда и не начиналось.

Кабина пилота Су-39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Эскизный проект утвердить.

2. Просить НКАП дать задание т. Сухому 2-й экземпляр построить в вариантах Б и Р со следующими изменениями:

 а) переоборудовать переднюю кабину под кабину штурмана и обеспечить зрительную и непосредственную связь между летчиком и штурманом;

 б) обеспечить возможность размещения в задней кабине второго стрелка для обслуживания люковой установки;

 в) оборудовать бомбоотсек в фюзеляже под загрузку бомбами мелких калибров;

 г) обеспечить возможность подвески на наружных бомбодержателях бомб калибра 500 и 1000 кг, а также ВАП и УХАП;

 д) для варианта высотного разведчика установить качающуюся установку под 2-3 АФА и фотооборудование для ночных съемок…»

 В январе 1943 года, учитывая замечания и пожелания НИИ ВВС КА, приступили к проектированию четырехместного ДДБШ в вариантах бомбардировщика и высотного разведчика.

 Весной этот самолет в качестве дублера Су-8 был включен в проект плана строительства самолетов и модификаций серийных самолетов на 1943 год со сроком передачи его на госиспытания 15.12.43 г.

В августе завершилось эскизное и началось рабочее проектирование самолета, получившего в переписке обозначение БББ (бронированный ближний бомбардировщик).

5 августа комиссия утвердила макет самолета БББ, но в связи с начавшейся реэвакуацией завода № 289 работы по самолету были временно прекращены.

 «>В конце декабря 1943 года по указанию НКАП СССР ОКБ прекратило работы по БББ с 2М-71Ф, ввиду того, что «…по своим ЛТД он не превосходит серийный Ту-2 с 2М-82ФН».

Таким образом, на базе одной машины ДДБШ и ее предществиников, мы могли получить полный комплекс боевых машин для ВВС и ВМФ СССР включающих в себя: истребители, бомбардировщики, штурмовик, разведчик, а так же возможно торпедоносец. Что могло положительно сказаться на ходе РИ боевых действий.

 

А штурмовик ДДБШ Су-8, по своим ТТХ и вооружению, вообще не имеет себе равных не в РИ, не в АИ. Существование данной машины, ставит точку в вопросе «о лучшем штурмовике чем Ил-2/10», и надеюсь снимает все вопросы о необходимости в истребителях-бомбардировшиках для наших ВВС в годы ВОВ.

Этой машине, я бы присвоил звание «cамого крутого штурмовика всех времен и народов”! К сожалению, в номинации «Очень перспективные, но не ставшие на вооружение ”.

Сравнительные ТТХ Су-8 и РИ конкурентов.

Самолет

  A-«>20C

(Boston Mk.III)

  A-26B-15-DL(Invander)

  B-font-family:»Arial Cyr»»>26C

Marauder II

  B-25G

Hs.129b-2/Wa

  Ju.88p-1

  Су-8

 Размах крыла, м

  18.69

  21.34

  21.64

  20.60

  14.20

  20.00

  20.50

 Длина, м

  14.63

  15.24

  17.76

  15.54

  9.75

  14.40

  13.58

 Высота, м

  5.36

  5.64

  6.55

  4.80

  3.25

  4.85

  5.09

 Площадь крыла, м2

  43.20

  50.17

  61.20

  56.67

  28.90

  54.50

  60.00

 Масса, кг

   пустого самолета

7250

10146

10866

9060

3810

8600

9170

   нормальная взлетная

12338

12519

16783

15870

5250

11000

12410

   бронирования

469

1680

 Тип двигателя

  2 ПД P&W R-2600-23

  2 ПД P&W R-2800-27

  2 ПД PWR-2800-43

  2 ПД WR-2600-13

  2 ПД GR 14М 4/5

  2 ПД Jumo 211J-1/2

  2 ПД М-71Ф

 Мощность, л.с.

  2 х 1600

  2 х 2000

  2 х 1920

  2 х 1700

  2 х 700

  2 х 1340

  2 х 2200

 Макс. скорость , км/ч

510

571

454

454

320

390

552

 Крейсерская скорость , км/ч

370

457

344

399

265

342

525

 Практическая дальность, км

1650

2253

1850

2511

560

1620

 1500

 Макс.скороподъемность, м/мин

381

366

350

411

 Практический потолок, м

7620

 

6736

6614

7410

7500

7900

9000

 Экипаж

3

3

7

5

1

3

2

 Вооружение:

9х12,7мм

10х12,7мм

11х12,7мм

 75-мм пушка, 6х12,7мм

1х37мм, 2х20мм, 2х7,92мм

75-мм пушка, 3х7,92мм

4х45мм/ 37мм пушки,      5х 7.62-мм ШКАС, 12,7мм УБТ

 РС

5

6-10

Бомбы

 до «>1814 кг

 до «>1814 кг

до font-family:»Arial Cyr»»>1360 кг.

до font-family:»Arial Cyr»»>200 кг.

600 кг, с перегрузкой — font-family:»Arial Cyr»»>1400 кг.

Информация:

Гордюков Н. Неудача «Летающего броненосца»: К истории создания штурмовика Су-8 / Н. Гордюков. //Крылья Родины. — 1996. — N5
Олег Растренин. Штурмовики Великой Отечественной войны. Глава 8 — «Воздушные истребители танков» Идея: Сергей Сыч

Кузмина Л. Конструктор Сухой: «Су» — люди и самолеты.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий