Штурмовой самолет Ил-2

Серьезные модификации штурмовика Ил-2

На втором опытном экземпляре была перекомпонована система охлаждения и смазки двигателя, установлены новые бронекорпус, крыло, оперение, шасси и четырехлопастной винт, внесены изменения в оборудование и органы управления.

Ил-1 – одноместный бронированный истребитель малых и средних высот. Спроектирован по заданию ГКО под новый двигатель АМ-42. Разработано новое цельнометаллическое крыло меньшей площади, улучшена форма бронекорпуса, фонаря кабины, обтекателей шасси. Новая кинематическая схема позволила убирать шасси полностью в центроплан, с поворотом колес назад по направлению полета.

Вооружение: две пушки ВЯ-23 (по 150 снарядов), в хвостовой части – кассета на 10 авиационных гранат, в перегрузку мог брать 200 кг бомб на наружной подвеске. В мае 1941 г. проходили испытания. На высоте 3260 м самолет развил скорость 580 км/ч. Легко выполнял все фигуры высшего пилотажа. Совершал вираж на вертикали за 20 сек. (Bf109G-2 – за 22-23 сек.). Серийно не выпускался, поскольку необходимость в таком самолете отпала.

Одновременно, под тем же обозначением, разрабатывался второй вариант самолета (будущий Ил-10).

• Справочник авиации •

Малый самолет для больших задач

Как ни странно, но в современном мире перспективы у турбовинтовых штурмовиков самые высокие, причем продиктовано это именно боевым опытом и спросом на международном рынке вооружений. В развитии собственной авиации заинтересованы все страны мира, но многие просто не могут себе позволить самолеты 4-го и уж тем более 5-го поколения. В то же время противопартизанская авиация дает возможность просто и дешево решить локальные задачи по обеспечению патрулирования, борьбе с контрабандой и терроризмом.

Важно отметить, что сейчас эти задачи в полном объеме не способен решить ни один беспилотник. При всех достоинствах БПЛА по своему ударному потенциалу не могут сравниться с пилотируемой авиацией

Беспилотники являются средствами разведки и наблюдения, они отлично подходят для разовых точечных ударов, но в силу ограниченной грузоподъемности они не способны оказать эффективную огневую поддержку при проведении спецопераций или «прижать огнем» атакующих боевиков в отличие от противопартизанских самолетов.

Кроме того, как выяснилось из американского опыта эксплуатации дронов на Ближнем Востоке, каналы связи и передачи данных БПЛА оказались уязвимы для помех и перехвата транслируемой ими информации, имеются и проблемы с распознаванием операторами гражданских лиц и объектов. К тому же облегченная конструкция и неспособность ударно-разведывательных БПЛА выполнять резкие противозенитные маневры в сочетании с узким полем зрения камеры и наличием запаздывания реакции на команды оператора делают их весьма уязвимыми даже в случае небольших повреждений.

Это в сочетании с довольно большой аварийностью и высокой стоимостью делает расходы на восполнение парка потерянных БПЛА вполне сопоставимыми с расходами на восполнение парка пилотируемых самолетов.

Ударный БПЛА MQ-9 Reaper ВВС США

Немаловажен и тот факт, что противопартизанские самолеты могут быть использованы как учебно-тренировочные, так как могут выполнить все задачи самолета основной подготовки для летных училищ. При этом за счет меньшего расхода топлива на час полета их стоимость будет ниже, чем у реактивных учебных самолетов.

От Второй мировой до Вьетнама

Концепция противопартизанской авиации родилась в ответ на запрос времени и вопреки прогнозам военных аналитиков. По окончании Второй мировой войны установилась мировая политическая система с двумя ярко выраженными центрами силы – США и СССР. Глобальный конфликт не имел внятных перспектив для обеих сторон. Но даже при осознании этого факта все участники процесса готовились к новой войне, разрабатывая все более сложное оружие.

Но незаметно для всех вид военных конфликтов менялся: война переставала быть массовой и повсеместной – конфликты вспыхивали в отдельных регионах, где очень часто против армейских частей действовали полувоенные (партизанские) формирования. В таких условиях использовать для поддержки наступающих сухопутных войск авиационную технику, разработанную для «большой» войны, оказалось нецелесообразно, дорого и в ряде случаев неэффективно.

Первыми с проблемой поддержки наступающих сухопутных армейских частей столкнулись ВВС США во Вьетнаме. Создававшиеся для войны с СССР реактивные самолеты оказались малоэффективными для поддержки армии в условиях джунглей или нанесения ударов по противнику, использующему партизанскую тактику, а вертолеты – недостаточно мобильными и слишком заметными при проведении военных операций. В свою очередь переоборудованные учебно-тренировочные самолеты оказались слабо защищенными от огня ПВО.

Первое время (например, во время войны в Корее) проблема решалась «старыми запасами» – самолетами, оставшимися в строю со времен Второй мировой войны, например поршневыми бомбардировщиками А-26 Invader и штурмовиками А-1 Skyraider. Эти самолеты были спроектированы совсем для других целей и не удовлетворяли требованиям военных: боевые потери и выработка ресурса делали их «уход со сцены» лишь вопросом времени.

А-1 Skyraider во Вьетнаме

В этих условиях в США и Европе стартовало несколько программ по созданию специфических ударных самолетов, получивших в США название COIN (Counter-Insurgency – контрпартизанские или противопартизанские). Главная идея программы заключалась в том, что против малоразмерных и малозащищенных целей следует использовать легкий, дешевый и многофункциональный самолет, который может наносить удары по «мягким» (то есть слабо защищенным средствами ПВО) целям, осуществлять патрулирование, выполнять функции легкого транспортного/связного ЛА, а также различные небоевые специальные задачи.

Результатом этих программ стал целый ряд различных боевых машин для борьбы с противником, слабо защищенным средствами ПВО.

Легенды и мифы

Говорят, сначала человек работает на репутацию, а потом — репутация на человека. По отношению к самолету правило тоже работает! В первые же месяцы применения Ил-2 о нем сложилось вполне определенное мнение, причем по обе стороны фронта. Миф о неуклюжем, беззащитном перед истребителями, но неуязвимом для зениток «летающем танке», который щелкал бронетехнику как семечки, благополучно дошел до наших дней. На самом деле и боевая эффективность, и неповоротливость Илов были сильно преувеличены.

Феликс Чуев, автор биографии Ильюшина, приводит слова маршала Конева: «Вы знаете, что такое Ил-2? Да он если эрэсом по танку даст, танк переворачивается!» Увы, маршал заблуждался… Бороться с немецкими танками на Ил-2 в начале войны было крайне сложно. Эффективность 20-миллиметровых пушек ШВАК против танковой брони была низкой. Точно сбросить бомбы с Ил-2 не получалось. Штурмана, который на бомбардировщиках обеспечивает прицеливание, здесь не было. Бомбардировочный прицел летчика оказался малоэффективным. Ил-2 атаковал с малых высот или очень пологого пикирования, и длинный капот самолета просто загораживал от пилота цель! В конце концов прицел (о который при аварийной посадке летчик почти всегда разбивал голову) был из кабины удален, а прицеливаться летчики должны были самым примитивным способом, по нанесенным на капоте меткам. Наконец, и чудо-оружие, реактивные снаряды, были вовсе не так хороши, как казалось советским военачальникам. Даже при прямом попадании танк не всегда выходил из строя, а попасть эрэсами в отдельно стоящую цель было возможно только при большом везении.

Почему же у нас на Илы так надеялись, а немцы их так боялись? Надо представить себе обстановку 1941 года. Советская авиация в нокдауне, в воздухе господствует Люфтваффе. Для штурмовки применяются совсем неподходящие для этого самолеты. Например, истребители-бипланы И-15-бис и И-153, которые переводились в штурмовую авиацию лишь потому, что в роли истребителей в схватках с Мессершмиттами вообще не имели никаких шансов. На этом фоне «летающий танк», конечно, был шагом вперед. Кроме того, Илы чаще всего действовали против передвигавшихся колонн противника. Здесь прицеливаться особо тщательно не было нужды: лети вдоль дороги, а бомбы с эрэсами хоть какую-то цель найдут. И если с танками Илы справлялись не всегда, то автомашины, артиллерия или пехота были для них вполне подходящей целью. А ведь блицкриг, с помощью которого Германия сокрушала своих противников и надеялась разбить Красную армию, — это маневренная война, постоянное передвижение войск! Налет хотя бы нескольких Ил-2 на колонну означал как минимум панику, остановку и выведенную из строя технику. Чтобы возобновить движение, подчас требовалось несколько часов.

Правда, «неуязвимый» самолет, оказалось, поражался даже самыми мелкокалиберными 20-миллиметровыми зенитными орудиями. Броня защищала только от пуль, но остальные наши самолеты не имели и такой защиты. А насыщенность мобильных немецких частей зенитной артиллерией была очень высокой. Да плюс еще немецкие асы.

Увы, мастерство основной массы летчиков нашей штурмовой авиации в тот момент было невысоким. Научившись лишь взлетать, стрелять по наземным целям и садиться, вчерашние мальчишки попадали на фронт. Сложному пилотажу во время краткой подготовки в запасных полках их не учили. Потому-то и считался Ил-2 самолетом неповоротливым — на нем просто летало слишком мало опытных летчиков, умевших маневрировать. Как результат — серьезные потери и от вражеских истребителей, и от зенитной артиллерии. В первые месяцы войны жизнь Ил-2 на фронте в среднем исчислялась лишь десятком боевых вылетов. Конечно, летчик не всегда погибал при потере самолета, он мог выпрыгнуть с парашютом или уцелеть при аварийной посадке. Тем не менее пилоты Ил-2 погибали чаще, чем истребители или бомбардировщики. За 30 успешных боевых вылетов летчика-штурмовика представляли к званию Героя Советского Союза.

Ломая стереотипы

До появления нового советского штурмовика мировое авиастроение не знало машин, которые могут выполнять боевые задачи в условиях мощного огневого противодействия. Успеха в нанесении бомбовых ударов с малых высот самолеты могли добиться только в случае внезапного нападения на аэродромы противника, обезвреживания зенитных батарей, нарушения коммуникаций и связи, уничтожения штабов. Собственно, именно в этом заключалась стратегия молниеносной войны, разработанная в Германии во второй половине тридцатых годов. Поэтому Ил-2 – штурмовик, способный выдерживать попадания снарядов, – не был оценен в должной мере даже советским руководством, перед войной посчитавшим меры, принятые для обеспечения высокой живучести, излишними.

Тяжёлые времена

Производство Ил-2 началось незадолго до Великой Отечественной — в феврале 1941 года. Как раз вовремя, чтобы новые штурмовики успели на войну.

Штурмовики Ил-2 ранних серий на аэродромной стоянке(источник фото)

Время было тяжелейшее — противник успешно наступал, регулярно сгоняя нашу авиацию с одного аэродрома за другим. Это не могло не создавать хаос как в снабжении, так и в образе действий —затыкать дыры» приходилось часто. При этом противник господствовал в воздухе, что приводило к серьёзным потерям.

Ситуация усугубилась эвакуацией промышленности — качество производимых Ил-2, и так не бивших рекорды, резко упало. Самолёты зачастую собирали неквалифицированные руки в ужасных условиях — кровля завода ещё строилась, а на улице зима и минус тридцать.

Естественно, надёжность таких Ил-2 оставляла желать лучшего. К счастью, в конструкции имелись достаточные заделы, чтобы собранные таким образом самолёты вообще можно было эксплуатировать.

Ил-2 в сборочном цехе авиазавода № 18 им. Ворошилова(источник фото)

Имелись и проблемы в обучении экипажей. Было сложно, например, делать обоснованные выводы насчёт эффективности штурмовок и дорабатывать тактику в ту или иную сторону. Ведь в начале войны наступали в основном немцы и выслать на поле боя комиссию для сбора точных сведений было нельзя.

От замысла до исполнения

В январе 1938 года авиаконструктор С. В. Ильюшин совершил отчаянный поступок. Он изложил свои соображения о новом штурмовике на бумаге (в виде докладной записки) и отправил ее в Кремль, Сталину. Смелость этого шага сегодня даже трудно оценить, инженер брал на себя большую ответственность, но он верил в силы возглавляемого им коллектива, как и в свои собственные. Он обещал, что новый самолет будет отлично защищенной машиной, которая сможет доставлять на расстояние до 800 км со скоростью свыше 400 км/ч полтонны бомб и реактивных снарядов. Сталин заинтересовался этим проектом и «дал добро». Через год проект в целом был готов, а осенью 1939 года знаменитый летчик-испытатель Коккинаки уже поднимал в воздух БШ-2 (он же ЦКБ-55), получивший позже название Ил-2.

Хронология версий

Первая версия игры, которая называлась просто «Ил-2 Штурмовик», вышла в 2001 году. По словам руководителя проекта Олега Медокса, на ее создание ушло около 4-х лет. На тот момент она поражала игроков уровнем графики и требовательностью к ресурсам компьютера. Так, она с трудом запускалась на Pentium 2.

Игровая пресса наперебой расхваливала новинку: «Лучший авиасимулятор из всех когда-либо созданных» (журнал «Игромания»), «„Ил-2 Штурмовик“ – это игра, подобных которой еще не было. Причем не только в жанре симуляторов» (журнал «Страна игр»)… Этот список можно продолжать еще долго.

В 2003 году была выпущена новая версия этой игры под названием «Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения». Она была еще более требовательна к аппаратному обеспечению и отказывалась запускаться на компьютерах ниже Pentium 3.

Затем один за другим стали выходить дополнения к «Забытым сражениям». В 2004 году появляются «Асы в небе», требующие наличия установленной оригинальной игры. Кстати, в это дополнение включено официальное NoCD: после его установки игра перестает требовать наличие диска в CD-приводе. В этом же году вышла игра «Перл-Харбор», в которой впервые появилась возможность взлетать и садиться на авианосец. Ее можно было установить либо как самостоятельную игру, либо поверх уже установленных «Забытые сражения» + «Перл-Харбор». Во втором случае получалась игра с огромным количеством самолетов, карт и миссий. В 2006 году оригинальная игра вместе с вышеописанными двумя дополнениями (ЗС+АвН+ПХ) выпускается на одном диске под названием «Ил-2 Штурмовик. Золотая коллекция».

Но на этом история разработки не заканчивается. Спустя полтора года после «Перл-Харбора», в 2006 году издается очередное дополнение под названием «Истории пикирующего бомбардировщика». В конце того же года выходят два последних дополнения – «Штурмовики над Маньчжурией» и «46».

Стоит заменить, что все пять вышеуказанных дополнения должны устанавливаться строго в порядке их выхода. И если какого-то одного дополнения у вас нет, то более новые установить уже не получится.

В начале 2007 года в свет выходит «Ил-2 Штурмовик. Платиновая коллекция», объединившая в себе «Забытые сражения» и все пять описанных выше дополнений.

В 2010 году был выпущен диск «Ил-2 Штурмовик. Bestseller», содержавший игру со всеми обновлениями до версии 4.09m. Она включала в себя 341 самолет, 49 кампаний и 88 карт.

С установкой каждого дополнения из основной серии происходит обновление версии игры. Помимо этого, разработчики выпускали патчи, также обновляющие версию. Последний официальный патч устанавливается на «Платиновую коллекцию» или «Забытые сражения» со всеми указанными выше пятью дополнениями и обновляет версию игры до 4.08m. В создании следующего патча версии 4.09m компания Maddox Games принимала участие лишь частично (по вопросам изменений в полетной модели и в графике), остальная работа была проведена командой Daidalos Team. Все последующие патчи выпускались этой командой уже без участия разработчиков игры. Так, на сегодняшний день Daidalos Team выпустила обновления до версии 4.12.2 и уже работает над следующим патчем 4.13. Узнать, какая версия у вас установлена, можно в процессе запуска игры: она указывается на заставке.

Помимо основной серии, компания 1С издала также целый ряд второстепенных дополнений: «Операция „Блау“», «Операция „Барбаросса“», «Холодное небо Заполярья», «Курс на Окинаву», «Чужое небо», «Второй фронт», «Дороги войны», «Дороги войны 2». В отличие от полноценных дополнений, они не содержат новых самолетов, изменений физической модели или интерфейса, а лишь добавляют в игру новые кампании. Часть из них разработана командой Олега Медокса, часть – сторонними разработчиками.

В 2011 году Maddox Games выпускает игру «Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию» (не путать с авиасимулятором «Битва за Британию» 2002 года). Но это уже совершенно другая игра, сделанная на новом «движке», поэтому мы не будем ее рассматривать в этом обзоре.

Описание самолета Ил-2 (штурмовик)

Ил-2 был самой известной боевой единицей небес во время Великой Отечественной войны как среди наших, так и среди вражеских войск. На то время ни одна армия мира не имела даже жалкого подобия такого штурмовика. Он был специализирован для полетов на низких высотах и при этом имел неуязвимую бронированную оболочку. Его основной задачей было уничтожение живой силы противника и танков.

В нашей стране в начале 30-х годов началась активная разработка самолета-штурмовика с бронированным фюзеляжем. Предшественниками самолета Ил-2 были тяжелые бронированные штурмовики, которые известны под маркой ТШ-1,2 и 3. Основной задачей конструкторов было изготовления брони, которая бы не смогла нарушить аэродинамических свойств самолета.

Первые модели ТШ имели гнутые куски брони, которые были мало обтекаемы, и, как результат, это приводило к ухудшению летательных свойств самолета, и при этом они имели большой вес. Также в первых моделях данного штурмовика использовались двигатели малой мощности, что приводило к низкой скорости и большому разгону при отрыве от земли. Решением этой проблемы была установка более мощных двигателей и использование брони нового образца, которая была двояковыпуклой. Эти модификации позволили в конце тридцатых годов изготовить настоящий и качественный самолет-штурмовик под именем Ил-2.

Предшественником первого Ил-2 был бронированный штурмовик БШ-2, который имел два посадочных места в кабине для пилота и пулеметчика. Бш-2 также был разработан конструкторским бюро Ильюшина в 1938 году, этот самолет был оснащен листовой броней. Такой вид брони был использован и в самолете Ил-2. Следует отметить тот факт, что первые модели Илов изготовлялись с деревянными деталями корпуса, это были фюзеляжные консоли крыла и хвостовое крыло.

Золотой век

В 1944 году боевые возможности РККА резко выросли. И Ил-2 не были исключением.

Во-первых, улучшилась выучка пилотов.

Во-вторых, после ряда мероприятий удалось подтянуть качество выпускаемыхилов».

В-третьих, немцы утратили господство в воздухе — львиная часть истребителей отправилась на Западный фронт и в ПВО рейха.

Советские штурмовики Ил-2 наносят удар по противнику в Померании(источник фото)

В-четвёртых, в РККА наладили связь и взаимодействие между авиацией и наземными силами — это ускорило реакцию штурмовиков и сократило удары по своим.

В-пятых, сама война приобрела устойчиво наступательный характер. У Ил-2 появились уязвимые и лакомые цели — отступающие колонны часто деморализованного и дезорганизованного противника.

До этого Ил-2 былрабочей лошадкой» войны — массовым самолётом, успешно продолжавшим поддерживать войска, несмотря на тяжелейшие условия и потери. Теперь же из неприхотливого бойца он превратился в крылатого хищника, выслеживающего своих уязвимых жертв.

Лётчик Николай Пургин рассказывал:

В Корсунь-Шевченковской операции нас посылали добивать окружённую группировку у деревни Шендеровки. Ещё снежок лежал. Бомб у нас не было, поскольку с подвозом были проблемы, так вот мы ходили, стреляли из пушек и пулемётов. Помню, большое поле перед деревней — всё мышиного цвета от солдатских шинелей, и никто в нас не стреляет. Сейчас мне их даже жалко, а тогда пальцы на гашетки и пошёл туда, в кучу. Отстреляешь и потом выскакиваешь над своей территорией. Мы так били дня три, наверное. По врагу стрелять приятнее, чем по мишеням. Никакой жалости я не испытывал. Задача стояла убивать, и убивать как можно больше.

Рождение штурмовика

В первой половине 30-х годов РККА не чувствовала немедленной нужды в специальных самолётах для штурмовки на малых высотах — считалось, что с этим справятся и обычные машины вроде того же Р-5. Но испанский опыт показал, что этого явно недостаточно. Требовалось создать самолёт, несущий разнообразный арсенал поражающих средств — каждое на свою задачу. И чтобы огонь с земли переносил устойчиво — ведь пальнуть по низколетящему штурмовику будет считать своим долгом каждый первый.

Концепция штурмовика, построенного вокруг бронекорпуса, прикрывающего важнейшие части машины, восходит ещё к временам Первой мировой. Поэтому взявшийся за дело конструктор Ильюшин велосипеда не изобретал. Однако всё это надо было воспроизвести на новом технологическом уровне, грамотно балансируя плюсы и минусы, да и про особенности отечественной промышленности не забывать.

Ильюшин был достаточно мудр, чтобы понимать: даже бронированные, работающие на малых высотах штурмовики — это фактор риска.Получать» от зенитной артиллерии они будут регулярно и, следовательно, ремонтироваться тоже. А те, что на аэродромы не вернутся, пополнят списки потерь — и их надо будет заменять. Поэтому самолёт должен быть удобным как для производства, так и для полевых ремонтных мастерских.

Расчёт был верным — именно это и понадобилось на полях сражений Великой Отечественной. Но за всё надо было платить: например, слабыми(для первых модификаций) лётными качествами. Требовалось или уменьшить бомбовую нагрузку, или убрать прикрывающего заднюю полусферу стрелка.

Конструкторы остановились на втором варианте — как показало время, ошибочно.

Как всыпать «Мессершмиту»

Зато Ил-2 вполне мог постоять за себя. Истребителем он, конечно, не был, но при случае вполне мог сбивать самолёты — попадать в прицел вооружённого 23-мм пушкамиИла» было плохой идеей.

На ту же тему Бурная пенсия самолётов Второй мировой: что случилось с советскими истребителями?

Встретившись смессерами», Ил-2(не менее шести самолётов) могли встать в оборонительный круг — так, что каждый штурмовик прикрывался следующим самолётом

И когда немцы не проявляли достаточной осторожности, то выходили из схваток с истребителями с плюс-минус одинаковыми счетами. К тому же уИла» всегда был козырь в рукаве — при нужде он мог так резко сбросить скорость, что Bf-109 почти неминуемо проскакивал вперёд, подставляясь под пушки и пулемёты

Под Одессой я первого своего немца сбил. Дурачок какой-то попался. Атаковал сзади, промазал, скорость не рассчитал, с перепугу выскочил вперёд и прямо перед носом оказался. Я на гашетку нажал, он и рухнул сразу. — рассказывал штурмовик Григорий Черкашин.

Некоторые лётчики Ил-2 набирали без пяти минутасовые» счета. Так, например, пилот Данилов за пять августовских дней 1942 года успел сбить три самолёта — по 109-му и 110-муМессеру» плюс Ju-88.

Командование о таких возможностяхИла» знало и временами, когда не хватало истребителей(например, под Сталинградом), не стеснялось посылать их на перехват бомбардировщиков противника. При этом лётчики как минимум пытались работать по ним залпами реактивных снарядов — ну а что, не пропадать же добру.

Ил-2 в полёте(источник фото)

Но всё-таки Ил-2 был слишком неуклюжим, чтобы воевать с истребителями на равных. Чем дальше шло дело, тем толще становилась корреспонденция с фронтов. Пилотыилов» требовали стрелка. Желание в итоге было исполнено — хотя и не бесплатно. Заплатить пришлось снижением нагрузки и некоторым ухудшением лётных качеств. Но оно того стоило —общаться» с неприятельскими истребителями стало сильно легче.

Чудо-оружие

Ил-2 довольно часто приходилось работать по танкам. Дело это было непростое — поразить бронированные, защищённые цели было весьма непросто. И конструкторы всё время пытались что-то с этим сделать.

На ту же тему Восстановленный Ил-2 снимется в фильме

Сначала хотели заменить 23-мм пушки на 37-мм НС-37. Но возникала масса неудобств — и темп стрельбы был низкий, и обслуживать сложнее, и летать небезопасно. Отдача была очень сильной, и в случае отказа одной такой пушки самолёт разворачивало вбок — что могло завести его в штопор.

Но к началу Курской битвы нашлось решение получше — ПТАБ, или противотанковые авиабомбы. Это были небольшие кумулятивные бомбы массой в полтора килограмма. Брались они в контейнерах по полсотни штук — за один раз удалось бы накрыть площадь 15×200 метров. Верхняя броня у танков была тонкой, и пробивать её небольшой бомбе труда не составляло.

В итоге при хороших условиях за один раз можно было накрыть сразу несколько танков или самоходок — особенно если те шли в колонне. Немцы, правда, довольно быстро оправились от шока и стали рассредоточивать танки, расплачиваясь, конечно, удобством управления подразделениями.

Несёшь их по 128 штук в люках, и вот представь: обнаружена, к примеру, колонна в десять танков, и шестёрка штурмовиков на эту колонну вдоль дороги заходит. Первый идёт — последовательно свои четыре люка разгружает, второй, третий, четвёртый… пройдёт шестёрка — смотришь — два-три танка горят, вот тебе и успешный боевой вылет. — пояснял один из пилотов.

Решили ПТАБы и проблему атаки окопанного противника. Раньше для этого на Ил-2 даже пытались ставить огнемёты — но теперь в столь благородном безумии нужды не осталось. Кроме того, фугасным бомбам обычно требовалось прямое попадание — с кассетными ПТАБами всё было иначе: сброшенный контейнер удобно накрывал траншею. Осколков было меньше — но в стеснённом пространстве окопов их количество не имело решающего значения.

Народный герой

В 1942 году немцы спохватились и запустили в серийное производство Henschel 129, сражаясь с недостатками машины (однако массовый выпуск наладить так и не удалось). К этому моменту Ил-2 выпускался на нескольких крупных авиазаводах и постоянно модернизировался. Авиаконструктор Сухой тем временем создал свой штурмовик Су-6, который по всем показателям превосходил ильюшинский. Но ради сохранения темпов выпуска решили сохранить в производстве проверенную машину. Вторую половину войны Ил-2 прошел в блеске своей славы, пользуясь заслуженной любовью нашей пехоты, которой он много и эффективно помогал. Самолет получил форсированный двигатель, более мощное вооружение — 23-миллиметровые, а затем даже 37-миллиметровые пушки. А настоящей грозой бронетехники Ил-2 стал тогда, когда появились противотанковые кумулятивные бомбы мелкого калибра. Высыпая из своих бомболюков по 192 такие бомбы, штурмовик гарантированно поражал танки на площади 15х75 метров.

Попытались решить и проблему защиты задней полусферы — в состав экипажа был вновь включен воздушный стрелок. Правда, его пулемет был не слишком эффективным оружием против немецких истребителей, но все-таки это было лучше, чем ничего. Второй член экипажа летал в спартанских условиях, даже элементарного сиденья не было! Он сидел на брезентовой лямке, которая при виражах самолета нередко обрывалась. А самое главное — стрелка защищала одна-единственная бронеплита сзади! С боков и снизу он был беззащитен. Поэтому место стрелка в Ил-2 нередко предназначалось для штрафников. Знаменитый летчик, участник чкаловского перелета Георгий Байдуков в войну командовал дивизией штурмовиков и оценивал двухместный Ил-2 даже ниже одноместного: в нем летчик должен был думать о том, как маневрировать над целью с наименьшим риском для стрелка.

Конечно, создатель самолета мог увеличить размеры бронекорпуса, чтобы он защищал и стрелка. Но тогда нужно было бы переналаживать производство, приостанавливая выпуск нужных фронту самолетов. Ильюшин был сыном своего времени и не привык подсчитывать цену побед. Ил-2 тоже был сыном своего времени. Самолет-фронтовик, он прошел войну до последнего дня. И, как большинство фронтовиков, сразу же после победы стал ненужным. Его отправили в отставку, заменив на более совершенный Ил-10.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика»
(№3, Март 2004).

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий